Какими свойствами должна обладать гипотеза

Какими свойствами должна обладать гипотеза thumbnail

Важную роль в построении теории играют гипотезы. Научная гипотеза — это теоретическое утверждение о предполагаемой связи двух или нескольких явлений, выраженных понятиями. В гипотезе предполагается причинная связь между одной и другой группой фактов. С одной стороны, гипотеза — это вероятностное знание, которое требует эмпирического подтверждения, обращения к фактам. С другой — гипотеза представляет собой новое знание, которого не содержалось в исходных постулатах теории. И в этом случае она требует подтверждения, но уже теоретического, которое происходит после того, как данную гипотезу опровергли или подтвердили фактами.

Гипотезы — главный элемент теории на стадии ее формирования и проверки, поэтому говорят, что теория является системой гипотез, объединенных отношениями выводимости. Ученый проверяет не столько саму теорию, сколько ее гипотезы. Устанавливая истинность гипотез, он доказывает истинность самой теории.

Гипотезы — стержень научной теории. Ради них она и создается. В гипотетической форме выражена связь явлений. Все другие элементы социологического исследования — программа, рабочий план, инструментарий, выборка, сбор данных, их обработка и анализ — играют обслуживающую роль. Ведь сущность человеческого мышления выражается в установлении зависимости, тенденций, закономерностей.

Хотя с логической точки зрения гипотеза представляет собой условнокатегорическое умозаключение по формуле «если… то…», в принципе любое предположение о социальной реальности можно считать гипотезой. В широком смысле гипотеза — это вопрос. Научная гипотеза — это вопрос, заданный в соответствии с научными правилами. Когда на вопрос получен ответ (подтверждение), гипотеза становится неотъемлемой частью научного знания. Не обязательно строить суждение типа «если рабочий класс имеет более низкий по сравнению со средним классом уровень образования, то он меньше участвует в активном создании культурных ценностей» и называть его гипотезой. Хотя именно такие образцы больше всего ценятся в науке. Можно сформулировать более простое суждение, например: «Рабочие реже читают литературу, посещают театры и музеи сравнительно с представителями других классов?» — проверить его на практике и считать, что подтверждена или опровергнута научная гипотеза. Формулировка «если… то…» годится для выдвижения причинно-следственных (каузальных) гипотез. Но они могут быть описательными, как в нашем случае. Каузальная гипотеза может принимать и другие формы, к примеру «чем… тем…» В таком случае ученый ставит в предположительную зависимость два явления (процесса), и устанавливает между ними количественную причинно-следственную связь — чем выше смертность населения, тем быстрее сокращается его численность при условии отсутствия внешних пополнений.

Сфера действия гипотезы очень ограничена, если, конечно, гипотеза конкретна. Под сферой действия гипотезы (областью определения) надо понимать тот круг явлений или групп населения, на которые распространяется ее формулировка, кого и что именно она охватывает.

Социологический практикум

Ниже приведены табличные данные. Вам надо сделать из них свои выводы.

Предметы длительного пользования у богатых и бедных россиян, в %1

Предметы обихода

Богатые

Бедные

Домашний кинотеатр

32,0

Посудомоечная машина

34,6

0,4

Кондиционер

43,9

Импортные тренажеры

30,3

Антенна спутникового телевидения

36,0

0,2

Автомобиль-иномарка

66,4

2,4

Видеокамера, цифровой фотоаппарат

67,0

1,0

Компьютер

81,8

6,3

Мобильный телефон

87,5

5,9

1Давыдова II. М., Седова II. II. Материально-имущественные характеристики и качество жизни богатых и бедных // Социс. 2004. № 3. С. 45.

Предметы обихода

Богатые

Бедные

Морозильная камера

45,2

3,6

Музыкальный центр

83,9

11,8

Микроволновая печь, кухонный комбайн, гриль, тостер и т.п. бытовая техника

92,4

16,6

Видеомагнитофон

93,1

25,8

Электродрель, электро- или бензопила, другой инструмент

70,6

28,2

Отечественный автомобиль

39,6

13,6

Мебельный гарнитур (включая кухонный, стенку, мягкую мебель, шкаф-купе и т.п.)

98,6

57,4

Пылесос

97,0

56,9

Мотоцикл, мотороллер

14,5

9,8

Телевизор цветной

99,0

81,4

Стиральная машина

95,7

66,0

Холодильник

99,3

95,5

Ковер, палас

92,4

82,8

Телевизор черно-белый

7,3

31,1

Ответьте на вопросы

  • 1. Правда ли, что наличие наиболее дорогостоящих и престижных предметов обихода характеризует жизнь богатых россиян, а у бедняков их во много раз меньше?
  • 2. Правда ли, что два полюса социальной шкалы различаются также ассортиментом дорогостоящего имущества?

Гипотезы бывают рабочими, каузальными (причинно-следственными) и описательными, абстрактными и конкретными, количественными и качественными, статистическими, нулевыми и т.д.

Наиболее распространенной классификацией гипотез является их деление на общие (абстрактные) и конкретные. Гипотезы могут быть очень общими, если они касаются абстрактных понятий. Например, вы можете предположить, что забастовки суть проявление отчуждения труда, и чем выше уровень последнего, тем чаще возникают первые. Но отчуждение труда слишком общее понятие. Правильнее использовать более конкретные термины. К примеру, социолог предполагает, что с увеличением продолжительности забастовки число сочувствующих убывает. Или, с увеличением продолжительности забастовки растет вероятность заключения компромисса между враждующими сторонами. Конкретную гипотезу легче проверить в наблюдении или опросе. Интуитивно мы догадываемся, что обе гипотезы верны. Остается их проверить. Неподтвердившаяся гипотеза также полезна для науки, как и подтвержденная, но источником гипотез служит наша интуиция. Каждый может поупражняться в этом, а затем проверить, ошибся он или нет.

Абстрактные гипотезы распространяются на все явления и потому не говорят ни о чем. Если социолог предполагает, что в повторный брак вступают чаще мужчины, имеющие высшее образование и неудовлетворенные своим браком по нравственным соображениям, то в случае ее подтверждения сферу действия получившегося теоретического утверждения (в сильном варианте — закономерности) нельзя распространять на всех женатых мужчин. Социологи, особенно начинающие, часто забывают об этом, неправомерно расширяя сферу компетенции своих гипотез и теорий. В результате они теряют не только объяснительные, но и предсказательные способности.

Читайте также:  В каких из пословиц не идет речь о свойствах воды

Конкретность гипотезы — это такое ее свойство, которое находится примерно посредине между двумя крайностями — абстрактным суждением обо всем на свете и единичным суждением об одном событии. Ученые считают, что при прочих равных условиях предпочтительнее гипотеза, охватывающая более широкую совокупность объектов. Чем выше общность гипотезы, тем ценнее она для науки. Однако пропорционально расширению степени общности гипотезы возрастает трудоемкость исследования и снижается достоверность вывода.

Для того чтобы расширить степень общности гипотезы, что «авторитарный тип лидерства в малых группах менее эффективен для выполнения совместной работы, чем демократический», социологу необходимо провести исследование не только в вузах, научных институтах и на предприятиях, но также в армейских подразделениях, бандформированиях и политических партиях. Обычно расширение гипотезы проводится в виде осторожного распространения полученной закономерности на родственные социальные группы. Скажем, вы установили зависимость выбора проведения досуга от материального положения респондента на студентах, а затем осторожно (оговаривая, что установленная закономерность может быть распространена с определенной долей вероятности на другие слои населения) расширяете ее до «учащихся» или «молодежи». Если же без всяких оговорок вы распространяете найденную зависимость еще и на пенсионеров, то с большой долей вероятности данное утверждение может оказаться ложным.

Исследователя в первую очередь интересует вопрос о степени соответствия того, что человек говорит, тому, что он на самом деле думает, чувствует и переживает.

Конкретность и количество — вещи разные. Гипотезы должны быть конкретными, но не обязательно «оцифрованными». Гипотезу с цифрами опровергнуть легко, а значит ее научная ценность очень низкая. Гипотеза должна быть достаточно обобщенной, чтобы стать конкретной. Хотя, может быть, руководитель предприятия и добивается от вас цифровых формулировок, например предположения типа: «Если в цехе № 5 условия труда ухудшаются на 15%, то вероятность возникновения конфликтов возрастает на 50%». Конкретные гипотезы представляют собой высокую ценность для науки, но их очень трудно подтвердить. (А как вы думаете, почему?)

Если общность гипотезы описывает круг реальных явлений или объектов, на которые распространяется сфера ее действия, то другое свойство — сложность гипотезы — указывает на количество переменных, входящих в ее формулировку. Чем больше переменных включено в структуру гипотезы, тем больше охватываемый ею круг явлений. Но тем сложнее ее эмпирическое подтверждение и аналитическая работа с ней. Минимальный уровень сложности гипотезы соответствует одной переменной, оптимальный (наиболее распространенный) — двум переменным. Многомерные гипотезы требуют очень сложного процедурного обеспечения. Хотя социолог стремится учесть как можно больше независимых переменных, но статистическому анализу поддается лишь ограниченное их число.

Кроме указанных выделяют и другие свойства гипотезы, а именно спец- ифицируемость, детерминированность, фальсифицируемость, проверяемость, предсказуемость, коммуникативность, воспроизводимость, устойчивость и др.

Социологический практикум

Проведите микроопрос знакомых. Попросите их проранжировать (расположить по значимости) шесть символов успеха: образование, дружеские связи, престиж, гарантия работы, собственный дом, деньги.

Что у них в наибольшей степени способствует успеху в жизни, как его понимают респонденты? Полученные ответы соотнесите с социальной позицией отвечающего. Интересно, к каким выводам вы придете.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 января 2020; проверки требуют 17 правок.

Гипо́теза (др.-греч. ὑπόθεσις — «предположение; допущение»,[1] от др.-греч. ὑπό — «под; по причине; из-за» и др.-греч. θέσις «место; положение; тезис»[2]) — предположение[3] или догадка: утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств. Гипотеза считается научной, если она, в соответствии с научным методом, объясняет факты, охватываемые этой гипотезой; не является логически противоречивой; принципиально опровергаема, то есть потенциально может быть проверена критическим экспериментом; не противоречит ранее установленным законам; возможно приложима к более широкому кругу явлений.

Также она может определяться как форма развитий знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений[4].

Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (см. теорема, теория), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.

Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой (см., например, Открытые математические проблемы).

Это умозаключение, вывод о высокой вероятности чего-либо, построенный на основаниях (в виде ряда имеющихся наблюдений и перечня известных закономерностей).

Гипотеза в философии и других науках[править | править код]

Карл Поппер[5] в философии науки дополнил позитивистский принцип верифицируемости принципом фальсифицируемости. Соответствие реальности естественнонаучной теория может быть установлено путём постановки соответствующего эксперимента (верификация). Любое научное знание носит лишь относительный характер. Научными могут быть только потенциально опровергаемые утверждения. Такие взгляды, вытекающие из марксистского постулата об относительности истины и любого знания, разделяют и современные российские философы[3].

Читайте также:  На каких свойствах веществ основаны данные способы разделения смесей

Ученик Поппера Лакатос развил концепцию учителя. Отдельную (естественнонаучную) теорию, которая неизбежно опровергается, нельзя рассматривать как научную. Научной может быть только «исследовательская программа» — последовательность опровергаемых и сменяющих друг друга теорий-гипотез. Геоцентрическая механика Птолемея, гелиоцентрическая механика Галилея и Кеплера, классическая механика Ньютона и Галилея, релятивистская механика, квантовая механика, квантовая теория поля,…

Отличие гипотезы от теории[править | править код]

Часто можно встретить ситуации, когда люди случайно, по не знанию или намеренно путаются в терминах «теория» или «гипотеза». Так можно часто услышать фразу: «Это всего лишь теория…», которую относят к таким явлениям как «Глобальное потепление», «Эволюция» и другие. На самом деле существуют довольно точные критерии, которым могут отнести утверждение к одной или другой категории. Так в представленной ниже таблице показано отношение Ньютона к данным терминам[6]:

Определения понятий «теория» и «гипотеза»

ТеорияГипотеза
Утверждение тогда и только тогда является теорией, когда оно удовлетворяет всем следующим критериям:Утверждение тогда и только тогда является гипотезой, когда оно удовлетворяет одному или нескольким следующим критериям:
Т1. Это утверждение точно является истиной, ибо оно было достоверно выведено из экспериментов.Х1. Это утверждение в лучшем случае хотя бы высоко вероятно является правдой.
Т2. Это утверждение экспериментально — то есть оно имеет экспериментально тестируемые последствия.X2. Это догадка или предположение — это то, что не основано на экспериментальных свидетельствах.
Т3. Это утверждение относится к измеримым и наблюдаемым свойствам вещи, а не к её «природе».X3. Это утверждение имеет отношение к «природе» вещи, а не к наблюдаемым, измеряемым её свойствам.

Ньютон считал свою «теорию универсальной гравитации» именно теорией, ибо она может быть подтверждена экспериментами. Но с другой стороны, объяснения, причины этого феномена он относил к гипотезам, ибо это уже относилось к объяснению природы явления гравитации, так как возможности для измерения или подтверждения любых утверждений о причинах возникновения гравитации экспериментально в те времена не существовало.[6] Другими словами гипотеза о природе гравитации пытается ответить на вопросы: «Почему гравитация есть?» и «Что является причиной гравитации?», а теория гравитации отвечает на вопросы: «Существует или нет гравитация?», «Насколько сильна гравитация?» «Как измерить гравитацию?».

Бритва Оккама для проверки гипотез[править | править код]

Существуют принципы, например, Бритва Оккама, которые являются не аксиомами, а презумпциями, то есть они не запрещают более сложные объяснения явлений в принципе, а лишь рекомендуют порядок рассмотрения гипотез, который в большинстве случаев является наилучшим. Альберт Эйнштейн так сформулировал принцип бритвы Оккама: «Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того».

Научная гипотеза[править | править код]

Логическое предположение, для того, чтобы считаться научной гипотезой, должно удовлетворять следующим критериям[7]:

  1. Объяснять все имеющиеся в предметной области гипотезы факты.
  2. Не должно иметь логических противоречий и противоречить фундаментальным положениям науки.
  3. Должно быть принципиально проверяемым.
  4. Не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно не предназначено.
  5. Должно быть приложимо к возможно более широкому классу явлений.

См. также[править | править код]

  • Аксиома
  • Абдукция
  • Догмат
  • Закон (наука)
  • Здравый смысл
  • Открытые математические проблемы
  • Положение
  • Предположение
  • Презумпция
  • Теория

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Гипотеза // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  2. ↑ тезис: словарь греко-русский
  3. 1 2 Меркулов И. П. Гипотеза // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  4. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических вузов. — 5-е, перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002. — 256 с. — ISBN 5-7975-0059-0.
  5. Popper, Karl. Conjectures and refutations : the growth of scientific knowledge (англ.). — London: Routledge, 2004. — ISBN 0-415-28594-1.
  6. 1 2 Kirsten Walsh. The Idea of Principles in Early Modern Thought: Interdisciplinary Perspectives / Peter R. Anstey. — Routledge, 2017. — 304 с. — ISBN 9781315452678.
  7. Ивлев Ю. В. Логика. — М., Проспект, 2015. — c. 269—270

Литература[править | править код]

  • Баженов Л. Б. Строение и функции естественнонаучной теории. — М.: Наука, 1978. — 233 с.
  • Меркулов И. П. Научная революция и метод гипотез. // Вопросы философии. — 1979. — № 8;
  • Меркулов И. П. Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания. — М.: Наука, 1980. — 188 с.
  • Меркулов И. П. Метод гипотез в истории научного познания / отв. ред. В. С. Швырёв. — М.: Наука, 1984. — 188 с.
  • Рузавин Г. И. Методы научного исследования. — М.: «Мысль», 1974. — 237 с.
  • Рузавин Г. И. Научная теория. Логико-методологический анализ. — М.: «Мысль», 1978. — 244 с.

Ссылки[править | править код]

  • Что такое гипотеза исследования? // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение»
  • Научные гипотезы
  • Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы

Источник

Каковы особенности гипотезы

Гипотеза форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования.

В ходе доказательства выдвинутых гипотез — а) одни из них становятся истинной теорией, б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, в) третьи отбрасываются, превращаются в заблуждение, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

Читайте также:  Какие полезные свойства айвы

В современной методологии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях: а) форма теоретического знания, характеризующаяся проблематичностью и недостоверностью; б) метод развития научного знания. Как форма теоретического знания гипотеза должна отвечать некоторым общим условиям, которые необходимы для ее возникновения и обоснования и которые нужно соблюдать при построении любой научной гипотезы вне зависимости от отрасли научного знания. Такими непременными условиями являются следующие:

1. Выделяемая гипотеза должна соответствовать установленным в науке законам.

2. Гипотеза должна быть согласована с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута. Иначе говоря, она должна объяснить все имеющиеся достоверные факты.

3. Гипотеза не должна содержать в себе противоречий, которые запрещаются законами формальной логики. Но противоречия, являющиеся отражением объективных противоречий, не только допустимы, но и необходимы в гипотезе (такой, например, была гипотеза Луи де Бройля о наличии у микрообъектов противоположных — корпускулярных и волновых — свойств, которая затем стала теорией).

4. Гипотеза должна быть простой, не содержать ничего лишнего, чисто субъективного, никаких произвольных допущений, не вытекающих из необходимости познания объекта таким, каков он в действительности. Но это условие не отменяет активности субъекта в выдвижении гипотез.

5. Гипотеза должна быть приложимой к более широкому классу исследуемых родственных объектов, а не только к тем, для объяснения которых она специально была выдвинута.

6. Гипотеза должна допускать возможность ее подтверждения или опровержения; либо прямо — непосредственное наблюдение тех явлений, существование которых предполагается данной гипотезой; либо косвенно — путем выведения следствий из гипотезы и их последующей опытный проверки (т.е. сопоставления следствий с фактами). Однако второй способ сам по себе не позволяет установить истинность гипотезы в целом, он только повышает ее вероятность.

Гипотеза как метод развития научно-теоретического знания в своем применении проходит следующие основные этапы:

1. Попытка объяснить изучаемое явление на основе известных фактов и уже имеющихся в науке законов и теорий. Если такая попытка не удается, то делается дальнейший шаг.

2. Выдвигается догадка, предположение о причинах и закономерностях данного явления, его свойств, связей и отношений, о его возникновении и развитии и т.п. На этом этапе познания выдвинутое положение представляет собой вероятное знание, еще не доказанное логически и не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным. Чаще всего выдвигается несколько предположений для объяснения одного и того же явления.

3. Оценка основательности, эффективности выдвинутых предположений и отбор из их множества наиболее вероятного на основе указанных выше условий обоснованности гипотезы.

4. Развертывание выдвинутого предположения в целостную систему знания и дедуктивное выведение из него следствий с целью их последующей эмпирической проверки.

5. Опытная, экспериментальная проверка выдвинутых из гипотезы следствий. В результате этой проверки гипотеза либо «переходит в ранг» научной теории, или опровергается, «сходит с научной сцены». Однако следует иметь в виду, что эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует в полной мере ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом. Эта ситуация особенно характерна для научных революций, когда происходит коренная ломка фундаментальных концепций и методов и возникают принципиально новые (и зачастую «сумасшедшие», по словам Н. Бора) идеи.

Говоря о гипотезах, нужно иметь в виду, что существуют различные их виды. Характер гипотез определяется во многом тем, по отношению к какому объекту они выдвигаются. Так, выделяют гипотезы общие, частные и рабочие. Первые — это обоснованные предположения о закономерностях различного рода связей между явлениями. Общие гипотезы— фундамент построения основ научного знания. Вторые — это тоже обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и отдельных явлений. Третьи — это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования и служащее его направляющим ориентиром, отправным пунктом дальнейшего движения исследовательской мысли.

Существуют и так называемые «ad hoc-гипотезы» (от лат. adhoc— к этому, для данного случая). Каждая из них— это предположение, выдвинутое с целью решения стоящих перед испытываемой теорией проблем и оказавшееся в конечном итоге ошибочным вариантом ее развития.

Теоретический уровень научного познания (как и эмпирический) имеет ряд подуровней, среди которых можно выделить следующие (по степени общности):

а) аксиомы, теоретические законы;

б) частные теоретические законы, описывающие структуру, свойства и поведение идеализированных объектов;

в) частные, единичные высказывания, утверждающие нечто о конкретных во времени и пространстве состояниях, свойствах и отношениях некоторых идеализированных объектов.

Источник: Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С. 116-118 (352с.)

Последние похожие материалы:

Более поздние похожие материалы:

Источник