Какими свойствами должен обладать целостный процесс обучения

Какими свойствами должен обладать целостный процесс обучения thumbnail

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции, которые находятся в сложно переплетенных причинно-следственных связях.

Движущими силами процесса обучения выступают внешние и внутренние противоречия, расчленяющие его на взаимоисключающие, противоположные стороны и тенденции, взаимоотношения которых и составляет внутренний импульс развития. Логика процесса обучения не совпадает с логикой научной дисциплины и логикой учебного предмета.  

Основными факторами, определяющими логику процесса обучения, выступают элементы содержания образования и соответствующие им способы усвоения.

Таким образом, дать характеристику процессу обучения как целостной системы можно, всего-навсего достаточно отследить эту систему в ее динамике, т.е. определить, как преобразуется ее состав (элементы), структура (связи между элементами) в соответствии с ее функциями. Но необходимо не забывать о том, что имеется ввиду не любая система, а система деятельности и формирующихся, складывающихся в рамках этой системы отношений (например, преобразовательно-активных или созерцательно-исполнительных, потребительско-иждивенческих или действенно- созидательных и т.п.).

Такая система образуется самими людьми и существует не отдельно от них, а реализовывается ими и через них. Что же следует понимать под целостностью, системностью и комплексностью процесса обучения? Какова же характеристика процесса обучения, как целостной системы? Эти вопросы нашли свое дальнейшее рассмотрение в данной работе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ

Процесс обучения – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития.

Всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Все эти компоненты всестороннего развития понимаются в узком смысле, то есть соответственно как сформированность знаний, умений и навыков, воспитанность личностных качеств и развитость психической сферы личности.

Процесс обучения призван выполнять три функции – образовательную, воспитательную и развивающую.

Современная дидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Он призван комплексно влиять на личность, несмотря на то, что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса. Заметим, что грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле относительны и некоторые аспекты их взаимно пересекаются. Например, в понятие «образование» часто включают усвоение не только фактических и теоретических знаний, специальных умений, но и формирование общеучебных умений и навыков. В то же время интеллектуальные умения и навыки, входящие в общеучебные, часто относят к развитию личности[1].

Термины «образование», «воспитание» и «развитие» употребляются еще и в широком смысле. Тогда воспитание (в широком смысле) включает в себя обучение, образование и воспитание (в узком смысле). Само образование в широком смысле предполагает уже не только формирование личностных качеств, но мировоззрения и нравственности личности.

«Между образованием и воспитанием существует двусторонняя связь: от обучения к воспитанию и от воспитания к обучению. Процесс воспитания при правильной организации тотчас же оказывает благотворное влияние на ход обучения, так как воспитание дисциплинированности и многих других качеств создает условия для более активного и успешного обучения. Собственно говоря, без должной воспитанности учеников эффективный процесс обучения просто невозможен. Вот почему процесс обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функций. Речь идет о единстве, а не о параллельном, независимом их осуществлении»[2]. Единство воспитательной и образовательной функций обучения проявляются в том, что методы обучения выступают в роли отдельных элементов методов воспитания, а сами методы воспитания – в роли методов стимулирования учения.

Все три функции обучения нельзя представлять себе как три параллельно осуществляемые, неперекрещивающиеся линии в потоке влияний учебного процесса. Все они находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно и условием активации первопричины. Две из них – образовательная и воспитательная – являются в единстве основой третьей, развивающей функции. Последняя, в свою очередь, интенсифицирует предыдущие. Вот почему к взаимосвязи этих функций надо подходить, учитывая диалектический характер их единства – целостности.

В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды. Это объективное свойство объектов, процессов, однако оно не может быть постоянно им присуще: целостность может возникнуть на одном этапе их развития и исчезнуть на другом. Это положение весьма существенно для педагогической практики. Целостность педагогических объектов, из которых наиболее значимым и комплексным является учебный процесс, целенаправленно конструируется. Диалектика сущего как данного иконструируемого в реальной педагогической действительности проявляется в двух аспектах целостности педагогических объектов.

Читайте также:  Какие свойства объектов существуют

1. «Целостность – закономерное свойство учебного процесса; оно объективно существует постольку, поскольку существует в обществе школа, сам процесс обучения. Этот аспект находит отражение в инвариантных характеристиках учебного процесса. Например, для процесса обучения, взятого в его абстрактном понимании, такими характеристиками являются единство преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной стороны этого процесса»[3].

2. В реальной педагогической практике целостность процесса обучения специально и целенаправленно формируется, конструируется. Вариативной, конструируемой характеристикой процесса обучения в данной ситуации выступает уже единство образовательной, развивающей и воспитательной функции. Все три функции находятся в сложных переплетающихся связях. Принцип целостности обучения отражает это единство. Оно реализуется па практике комплексом задач урока, лекции, лабораторно-практического занятия и других форм организации учебной деятельности обучающихся; содержанием обучения, т.е. деятельностью учителя и учащихся; сочетанием различных форм, методов и средств обучения и той коррекцией и самокоррекцией его результатов, которая привносится и в деятельность учителя, и в деятельность ученика на основе контроля и самоконтроля за ходом движения процесса обучения от цели к результату. В педагогической практике, как и в педагогической теории, целостность процесса обучения как комплексность его задач и средств их реализации находит выражение в определении правильного соотношения знаний, умений и навыков; согласовании процесса обучения и развития; объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.

Понятие целостности процесса обучения неразрывно связано с категориями его системности и комплексности.Можно утверждать, что в некотором роде понятие целостности перекрывает системность и комплексность. В литературе система определяется как множество взаимосвязанных элементов (компонентов), образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями. «Анализируя обучение в свете такой трактовки системы, легко заметить, что обучение как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебной и другими видами деятельности и поведения учащихся»[4].

Системообразующими понятиями процесса обучения как системы    выступают цель обучения, деятельность учителя-преподавание, деятельность учащихся-учение и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства (наглядные, технические, учебники, учебные пособия и др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности учащихся.

Связь и взаимообусловленность средств обучения как переменных компонентов с постоянными смыслообразующими компонентами зависит от цели обучения и сто конечного результата. Они образуют устойчивое единство и целостность, обладают интегративными свойствами и подчинены общим целям образования – так называемым глобальным целям в подготовке подрастающих поколений к жизни и деятельности в существующем обществе.

Цель – это то, чего не существует в настоящем, что предвидится и предвосхищается в будущем; то, что не существует в настоящий момент в самом реальном процессе обучения, но должно существовать. Где же существует эта «цель»? Она существует только в сознании, только в субъекте, но не в объективной реальности. Обдумывание и изобретение средств тоже существует не иначе как в сознании, в познающем субъекте. Только когда поставлена цель и найдены средства, когда выполнены эти два духовных акта субъекта, наступает третий акт реализации, который можно назвать «воплощением идеи», ее материализацией.

«Здесь бытие сознания определяет материальное бытие, а не наоборот. Целесообразное действие предполагает материальное «действующее лицо» субъекта действия, преобразующего и изменяющего объективную реальность. Цементирующим началом функционирующего единства всех этих компонентов является совместная предметная деятельность преподавания и учения, включающая и процессы общения. Именно благодаря совместной деятельности преподавания и учения, их единству, множественность и разнотипность, разнокачественность элементов и их связей, образующих целостную систему обучения, приобретает упорядоченность и организованность, без чего она как таковая вообще лишена способности функционировать»[5].

Процесс обучения в дидактике рассматривается как деятельность, и потому в нем четко прослеживаются определенные этапы:

1) анализ исходной ситуации, нахождение и постановка цели обучения и принятие ее учащимися;

2) планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели – предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие;

3) исполнение обучающих и учебных операций, организация учебной работы учителя и учеников (организация и самоорганизация учащихся при усвоении нового учебного материала до оптимального его уровня в данных условиях);

Читайте также:  Каким свойством обладают вертикальные углы ответ

4) организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала и самоконтроль;

5) анализ и самоанализ, оценка результатов обучения;

6) подготовка и работа учащихся вне стен учебного заведения.

Такова структура процесса обучения в его теоретической представленности, состоящая из целевого, содержательного, операционно-деятельного и результативного компонентов.

Итак, процесс обучения относится к сложным, многофакторным социальным процесса и требует к себе постоянного пристального внимания. Процесс обучения, как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической  коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебой и другими видами деятельности и поведения учащихся. Системообразующим понятием процесса обучения, как системы, выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат.

Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления. Они включают: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебные пособия и др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности учащихся.  Связь средств обучения, как переменных компонентов, с постоянными смыслообразующими компонентами зависит от цели обучения и его конечного результата. Они образуют устойчивое единство и целостность, которые подчинены общим целям воспитания, так называемым глобальным целям в подготовке подрастающих поколений к жизни и деятельности в существующем обществе.

Основанием единства всех этих компонентов является предметная совместная деятельность преподавания и учения. Благодаря их единству множественность и разнотипность разнокачественных элементов и связей образуют целостную систему обучения и придают ей упорядоченность и организованность, без чего она, как таковая вообще лишена смысла и способности функционировать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М., 2013.

2.        Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н.Скаткина. – М.: Просвещение. – 2012. – С. 129-181.

3.        Лукин Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 2015. – С. 335-351.

4.        Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. – М., 2011. – гл. 20.

5.        Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2011. – С. 115-141.

6.        Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. – С. 199-208.

7.        Шапоринский С.А. Процесс научного познания и процесс обучения. – М., 2015.

[1] Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М., 2013.

[2] Лукин Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 2015. – С. 335-351.

[3] Шапоринский С.А. Процесс научного познания и процесс обучения. – М., 2015.

[4] Лукин Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 2015. – С. 335-351.

[5] Шапоринский С.А. Процесс научного познания и процесс обучения. – М., 2015.

Источник

Охарактеризовать процесс обучения как систему можно, только проследив эту систему в ее динамике, т.е. выявив, каким образом изменяются ее состав (элементы), структура (связи между элементами) в соответствии с ее функциями. При этом следует помнить, что речь идет не просто о любой системе, а о системе деятельности и формирующихся, складывающихся в рамках этой системы отношений (например, преобразовательно-активных или созерцательно-исполнительных, потребительско-иждивенческих или действенно- созидательных и т.п.). Эта система создается самими людьми и существует не отдельно от них, а реализуется ими и через них. Что же следует понимать под целостностью, системностью и комплексностью процесса обучения?

Целостность процесса обучения

В педагогической науке пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды[1]. Это объективное свойство объектов, процессов, однако оно не может быть постоянно им присуще: целостность может возникнуть на одном этапе их развития и исчезнуть на другом. Это положение весьма существенно для педагогической практики. Целостность педагогических объектов, из которых наиболее значимым и комплексным является учебный процесс, целенаправленно конструируется. Диалектика сущего как данного и конструируемого в реальной педагогической действительности проявляется в двух аспектах целостности педагогических объектов.

  • 1. Целостность – закономерное свойство учебного процесса; оно объективно существует постольку, поскольку существует в обществе школа, сам процесс обучения. Этот аспект находит отражение в инвариантных характеристиках учебного процесса. Например, для процесса обучения, взятого в его абстрактном понимании, такими характеристиками являются единство преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной стороны этого процесса.
  • 2. В реальной педагогической практике целостность процесса обучения специально и целенаправленно формируется, конструируется. Вариативной, конструируемой характеристикой процесса обучения в данной ситуации выступает уже единство образовательной, развивающей и воспитательной функции. Все три функции находятся в сложных переплетающихся связях. Принцип целостности обучения отражает это единство. Оно реализуется па практике комплексом задач урока, лекции, лабораторно-практического занятия и других форм организации учебной деятельности обучающихся; содержанием обучения, т.е. деятельностью учителя и учащихся; сочетанием различных форм, методов и средств обучения и той коррекцией и самокоррекцией его результатов, которая привносится и в деятельность учителя, и в деятельность ученика на основе контроля и самоконтроля за ходом движения процесса обучения от цели к результату. В педагогической практике, как и в педагогической теории, целостность процесса обучения как комплексность его задач и средств их реализации находит выражение в определении правильного соотношения знаний, умений и навыков; согласовании процесса обучения и развития; объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.
Читайте также:  Какие свойства липового меда

Системность и комплексность процесса обучения

Понятие целостности процесса обучения неразрывно связано с категориями его системности и комплексности. Можно утверждать, что в некотором роде понятие целостности перекрывает системность и комплексность. В литературе система определяется как множество взаимосвязанных элементов (компонентов), образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями[2]. Анализируя обучение в свете такой трактовки системы, легко заметить, что обучение как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебной и другими видами деятельности и по-

Модель структуры учебного процесса

Рис. 9. Модель структуры учебного процесса

ведения учащихся. Схематически процесс обучения как целостная система представлен на рис. 9.

Системообразующими понятиями процесса обучения как системы выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства (наглядные, технические, учебники, учебные пособия и др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности учащихся. Связь и взаимообусловленность средств обучения как переменных компонентов с постоянными смыслообразующими компонентами зависит от цели обучения и сто конечного результата. Они образуют устойчивое единство и целостность, обладают интегративными свойствами и подчинены общим целям образования – так называемым глобальным целям в подготовке подрастающих поколений к жизни и деятельности в существующем обществе.

Цель – это то, чего не существует в настоящем, что предвидится и предвосхищается в будущем; то, что не существует в настоящий момент в самом реальном процессе обучения, но должно существовать. Где же существует эта “цель”? Она существует только в сознании, только в субъекте, но не в объективной реальности. Обдумывание и изобретение средств тоже существует не иначе как в сознании, в познающем субъекте. Только когда поставлена цель и найдены средства, когда выполнены эти два духовных акта субъекта, наступает третий акт реализации, который можно назвать “воплощением идеи”, ее материализацией. Здесь бытие сознания определяет материальное бытие, а не наоборот. Целесообразное действие предполагает материальное “действующее лицо” субъекта действия, преобразующего и изменяющего объективную реальность. Цементирующим началом функционирующего единства всех этих компонентов является совместная предметная деятельность преподавания и учения, включающая и процессы общения. Именно благодаря совместной деятельности преподавания и учения, их единству, множественность и разнотипность, разнокачественность элементов и их связей, образующих целостную систему обучения, приобретает упорядоченность и организованность, без чего она как таковая вообще лишена способности функционировать.

Процесс обучения в дидактике рассматривается как деятельность (см. гл. 9), и потому в нем четко прослеживаются определенные этапы:

  • 1) анализ исходной ситуации, нахождение и постановка цели обучения и принятие ее учащимися;
  • 2) планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели – предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие;
  • 3) исполнение обучающих и учебных операций, организация учебной работы учителя и учеников (организация и самоорганизация учащихся при усвоении нового учебного материала до оптимального его уровня в данных условиях);
  • 4) организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала и самоконтроль;
  • 5) анализ и самоанализ, оценка результатов обучения;
  • 6) подготовка и работа учащихся вне стен учебного заведения.

Такова структура процесса обучения в его теоретической представленности, состоящая из целевого, содержательного, операционно-деятельного и результативного компонентов.

Источник