Какими свойств обладает мораль

В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку, правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу. Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства. Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения. Безусловно, с развитием общества мораль претерпевает существенные изменения.

Анализируя состояние морали в современном обществе можно сделать ряд выводов:

· происходит ослабление семейных, клановых, общинных и других коллективных связей. Что ведет к снижению взаимовыручки, росту эгоизма, подрыву семейных устоев;

· жизнь большинства людей современного общества подчинена достижению таких ценностей как материальное благополучие, достаток, карьерный рост, богатство, снижено значение ценностей здоровья, образования, любви, дружбы, духовного развития;

· достижение личной свободы, которой так гордиться современное общество, переходит во вседозволенность;

· растут агрессия и насилие;

· происходит культурное обеднение.

Основными задачами развития морали и этики как науки в ближайшие годы должно стать решение перечисленных проблем.

Мораль реализует следующие функции:

· гуманизирующую. Мораль возвращает человеку его целостность, полнокровность существования;

· регулятивную. Мораль регулирует поведение как отдельного человека, так и общества;

· ценностно-ориентирующую. Мораль придает повседневности нашего существования высший смысл, создает идеалы;

· познавательную. Человек в процессе жизни познает смысл явлений, поступков, поведения как собственного, так и окружающих его людей;

· воспитательную. Мораль делает человека человеком. Нравственное воспитание считают основой любого другого.

Морали присущи следующие свойства:

· императивность способность морали требовать от человека определенного поведения, отношения к другим людям;

· нормативностьобъективная необходимость и целесообразность определенного рода взаимоотношений между людьми;

· оценочностьустановление соответствия или несоответствия определенного действия, поступка человека требованиям морали.

Мораль включает следующие составляющие:

1) нравственные нормы. Простейшая форма нравственных утверждений, например, «не убий», «не укради». Норма определяет поведение человека в некоторых типичных ситуациях, повторяющихся тысячелетиями. Способы поведения в этих ситуациях сообщаются человеку с детства, обычно ими пользуются не задумываясь;

2) нравственные качества. Греческие философы выделяли четыре основные добродетели человека: мудрость, мужество, умеренность, справедливость. В настоящее время перечень нравственных качеств человека значительно шире (благоразумие, щедрость, доброжелательность, тактичность, ответственность и др.) Однако следует помнить, что одно достоинство не может искупить множество недостатков;

3) нравственные принципы. Нравственные качества взаимодополняют друг друга и образуют общую линию поведения человека, формулируя нравственные принципы.

К нравственным принципам относятся коллективизм, патриотизм, альтруизм, человеколюбие и др. Человек, выбирая нравственные принципы, выбирает моральную ориентацию. Принципиальность считается одним из основных достоинств личности;

1) нравственные идеалы. Идеал – это та конечная цель, к которой направлено нравственное развитие личности. Идеалы у каждого человека индивидуальны, они вдохновляют личность совершенствоваться и развиваться;

2) высшие нравственные ценности. Высшим регулятором нравственного поведения личности являются высшие нравственные ценности, к ним обычно относят свободу, смысл жизни и счастье.

Высшими нравственными ценностями являются:

· смысл жизни;

· свобода;

· счастье

Человек смертен. Утверждая осмысленность, ненапрасность жизни личность справляется со страхом смерти, преодолевает смерть в моральном плане. То, для чего живет человек, невозможно узнать извне как какую-либо информацию, осмыслить свое существование человек может только при помощи чувств и разума. Смысл жизни возможно постигнуть только реально живя, т.е. практически, он создается и утверждается самой жизнью человека.

Понятие «свобода», с точки зрения этики, может быть представлено как возможность субъекта (личности, группы людей, общества) обрести определенную власть над объектом. Под объектом в данном случае понимается необходимость, потребность человека.

Различают следующие виды свободы:

· абсолютную – всегда идеальную, в перспективе связанную с предельной самореализацией личности;

· относительную – реальную, показывающую зависимость человека от объективных обстоятельств, которые находятся за пределами его власти;

· потенциальную – готовность субъекта к саморазвитию при наличии благоприятных обстоятельств;

· актуальную – самореализацию человека в реальных действиях и поступках;

· нравственную – понимаемую как способность личности управлять своими поступками, как единство моральной необходимости и субъективной добровольности поведения. Реализация нравственной свободы личности предполагает добровольный моральный выбор человеком добра, а также наличие ответственности за свои действия и поступки.

Счастье представляет собой своеобразный мотив деятельности человека. Счастье имеет различные формы проявления. Представление о счастье у каждого человека своеобразно и индивидуально.

Идеальный вариант счастья – гармония объективного и субъективного, личностного и общественного. Счастье, как правило, предполагает эмоциональные переживания как положительные, так и отрицательные. Понятие счастья предполагает соблюдение ряда условий, которые зависят от самого человека, его направленности, потребностей, нравственности и т.п. Вместе с тем, этика определяет два условия счастья, которые представляют значимость для наибольшего количества людей:

Читайте также:  Какие окислительно восстановительные свойства проявляет бор

1) оптимальное удовлетворение материальных потребностей;

2) возможность самореализации личности.

Источник

С первого взгляда мораль выглядит как некоторые правила поведения: по отношению к другим людям, к обществу и к самому себе. В любом случае они формулируются в повелительном наклонении: указывают не на то, что есть, а на то, как должно быть. Свойство морали требовать определенного поведения называется императивностью(от лат. imperative – повелевать).

Моральные нормы не содержат рецептов на все случаи жизни, они носят обобщенный характер. В отличие от обычая, который регламентирует все детали поведения, или права, которое стремится сформулировать свои статьи предельно четко и строго, мораль указывает общее положительное направление в поведении, которое индивид конкретизирует, применительно к ситуации. Предельно обобщенное требование морали одно: делай добро! Значение более частных нравственных представлений зависит от общей ориентации мировоззрения: например, принцип трудолюбия в традиционной, буржуазной и советской морали имеет разное наполнение.

Моральные требования имеет всепроницающий характер: нет такой сферы, где моральная регуляция не действует, нет такого явления, которое не подлежало бы моральной оценке. Эта особенность также отличает мораль от обычая и права, имеющих локальное распространение и регулирующих вполне определенные сферы отношений.

Для поддержания морали нет специальных общественных учреждений, это неинституциональнаярегуляция. В то время как для поддержания правопорядка есть соответствующие органы: прокуратура, милиция, суд, в морали эту функцию берет на себя общественное мнение и совесть индивида. По большому счету внешний контроль в морали не действенен, она держится на самоконтроле личности и общества.

Моральные требования имеют личностную форму, т.е. это требования,обращенные личностью к самой себе. Они функционируют тогда, когда стали собственным убеждением человека. Поэтому форма морального требования: «я должен…» (а не «ты должен…», как мы обычно говорим друг другу).

Итак, мораль представляет собой способ неинституциональной регуляции человеческого поведения с помощью требований, имеющих личностную форму, обобщенный и всепроницающий характер.

Наряду с перечисленными простыми признаками, мораль обладает также набором противоречивых свойств.

Структура Морали.

Структура морали

Структура морали складывается из нескольких элементов.
Со времен Аристотеля в качестве таковых выделяют моральное сознание и нравственные поступки. Современная этика добавляет к ним еще и нравственные отношения. Таким образом, в структуру морали входят:

а) моральное сознание – регулятивные идеи, побуждающие к поступкам;

б) нравственная деятельность – поступки, в той степени, в которой они порождены моральными мотивами (структура нравственного поступка – см. следующую лекцию);

в) нравственные отношения – любые отношения, в той степени, в которой они являются реализацией нравственных требований (отношения к семье, к труду, к Родине, к природе; а также отношения между людьми, если в этих отношениях воплотились нравственные нормы).

Функции Морали.

Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).

Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.

Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.

Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Ìîðàëü êàê îäíà èç ôîðì îáùåñòâåííîãî ñîçíàíèÿ. Èìïåðàòèâíîñòü êàê ñïåöèôè÷åñêàÿ ÷åðòà ìîðàëè, åå ðåãóëÿòèâíàÿ ôóíêöèÿ. Îöåíî÷íîñòü ìîðàëè. Îïèñàíèå îñíîâíûõ ôóíêöèé ìîðàëè. Êîìïîíåíòû ñèñòåìû ìîðàëüíîé ðåãóëÿöèè. Ñîîòíîøåíèå öåííîñòåé è ìîðàëüíûõ íîðì.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðåôåðàò

Íà òåìó:

«Ñâîéñòâà è ôóíêöèè ìîðàëè»

Ïëàí

Âîïðîñ 1. Ñâîéñòâà ìîðàëè

Âîïðîñ 2. Ôóíêöèè ìîðàëè

Âîïðîñ 3. Ìîðàëüíàÿ ðåãóëÿöèÿ

Âîïðîñ 4. Ïðîòèâîðå÷èÿ â ìîðàëè

Читайте также:  Какие углы называются вертикальными какими свойствами

Âîïðîñ 1. Ñâîéñòâà ìîðàëè

Èìïåðàòèâíîñòü ìîðàëè

Íîðìàòèâíîñòü ìîðàëè

3. Îöåíî÷íîñòü ìîðàëè

1. Ìîðàëü ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ôîðì îáùåñòâåííîãî ñîçíàíèÿ. Ìîðàëü èìååò îáùåñòâåííîå ïðîèñõîæäåíèå, åå ñîäåðæàíèå îïðåäåëåíî êîíêðåòíî-èñòîðè÷åñêèìè óñëîâèÿìè, äóõîâíûìè è ìàòåðèàëüíûìè ôàêòîðàìè.

Ìîðàëü îáëàäàåò ñâîéñòâàìè, îáùèìè äëÿ âñåõ ôîðì îáùåñòâåííîãî ñîçíàíèÿ (ðåëèãèè, íàóêè è ïð.):

* ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêàÿ îáóñëîâëåííîñòü ñîäåðæàíèÿ;

* âîçäåéñòâèå íà ïðîöåññû, ïðîòåêàþùèå â îáùåñòâå;

* âçàèìîäåéñòâèå ñ äðóãèìè ôîðìàìè îáùåñòâåííîãî ñîçíàíèÿ.

Ñïåöèôè÷åñêèì ñâîéñòâîì ìîðàëè ÿâëÿåòñÿ èìïåðàòèâíîñòü (îò ëàò. imperative – ïîâåëåâàòü) – òðåáîâàíèå îïðåäåëåííîãî ïîâåäåíèÿ, âûïîëíåíèÿ ïðåäïèñàíèé ìîðàëè.

Èìïåðàòèâíîñòü:

* ñîãëàñóåò èíòåðåñû ëè÷íîñòè ñ èíòåðåñàìè îáùåñòâà;

* óòâåðæäàåò ïðèîðèòåò îáùåñòâåííûõ èíòåðåñîâ;

– â òî æå âðåìÿ íå îãðàíè÷èâàåò ñâîáîäó ëè÷íîñòè (çà èñêëþ÷åíèåì åå íåãàòèâíûõ ïðîÿâëåíèé).

Èììàíóèë Êàíò (1724 – 1804) ïåðâûì ñôîðìóëèðîâàë êàòåãîðè÷åñêèé èìïåðàòèâ – âñåîáùèé ìîðàëüíûé çàêîí: “…Ïîñòóïàé òîëüêî ñîãëàñíî òàêîé ìàêñèìå, ðóêîâîäñòâóÿñü êîòîðîé, òû â òî æå âðåìÿ ìîæåøü ïîæåëàòü, ÷òîáû îíà ñòàëà âñåîáùèì çàêîíîì”.

Ìàêñèìà – ýòî ñóáúåêòèâíûé ïðèíöèï âîëè èíäèâèäà, åãî ýìïèðè÷åñêèé ìîòèâ ïîâåäåíèÿ. Êàòåãîðè÷åñêèé èìïåðàòèâ:

* ÿâëÿåòñÿ âðîæäåííûì çíàíèåì;

* åãî òðåáîâàíèÿ âûïîëíÿþòñÿ áåçóñëîâíî è äîáðîâîëüíî;

* ïðîÿâëÿåòñÿ â ìàêñèìå òîëüêî òîãäà, êîãäà ìîòèâîì ïîñòóïêà ÿâëÿåòñÿ ÷óâñòâî äîëãà;

* âûðàæàåò ñîîòíîøåíèå ìåæäó ñâîáîäîé âîëåèçúÿâëåíèÿ è ìîðàëüíîé íåîáõîäèìîñòüþ. (“…Ïîñòóïàé òàê, ÷òîáû òû âñåãäà îòíîñèëñÿ ê ÷åëîâå÷åñòâó… êàê ê öåëè è íèêîãäà íå îòíîñèëñÿ áû ê íåìó òîëüêî êàê ê ñðåäñòâó”. È. Êàíò.)

2. Íîðìàòèâíîñòü ìîðàëè. Ðåãóëÿòèâíàÿ ôóíêöèÿ ìîðàëè îñóùåñòâëÿåòñÿ ÷åðåç íîðìû (ïðàâèë, çàïîâåäåé è ò. ä.), ñ ïîìîùüþ êîòîðûõ:

* íàïðàâëÿåòñÿ äåÿòåëüíîñòü ëþäåé;

* âîñïðîèçâîäÿòñÿ îáùåñòâåííûå îòíîøåíèÿ íà îñíîâå ïîëîæèòåëüíûõ êà÷åñòâ (÷åñòíîñòü, âçàèìîïîìîùü è äð.);

* ñîîòíîñÿòñÿ íðàâñòâåííûå êà÷åñòâà èíäèâèäà ñ òðåáîâàíèÿìè îáùåñòâà;

* ïîáóæäåíèÿ èçâíå ïðåâðàùàþòñÿ âî âíóòðåííþþ óñòàíîâêó ëè÷íîñòè, ÷àñòü åå äóõîâíîãî ìèðà;

* îñóùåñòâëÿþòñÿ íðàâñòâåííûå ñâÿçè ïîêîëåíèé ëþäåé.

Ñóùåñòâóåò äâà òèïà ìîðàëüíûõ íîðì:

* çàïðåòû, óêàçûâàþùèå íåäîïóñòèìûå ôîðìû ïîâåäåíèÿ (íå óêðàäè, íå óáåé è ò. ï.);

* îáðàçöû – æåëàåìûé âàðèàíò ïîâåäåíèÿ (áóäü äîáðûì, áóäü ÷åñòíûì).

3. Îöåíî÷íîå ñâîéñòâî ìîðàëè. Îöåíî÷íîñòü ìîðàëè çàêëþ÷àåòñÿ â ñàìîîöåíêå ÷åëîâåêà (îöåíêå ñâîèõ äåéñòâèé, ïå÷àëåé, ïåðåæèâàíèé), â îöåíêå äðóãèìè ëþäüìè è îáùåñòâîì ïîâåäåíèÿ ÷åëîâåêà, åãî ìîòèâîâ, ñîîòâåòñòâèÿ íîðìàì ìîðàëè.

Ôîðìû îöåíî÷íîñòè:

* îäîáðåíèå, ñîãëàñèå;

* ïîðèöàíèå, íåñîãëàñèå.

Âàæíûìè ïðîáëåìàìè ýòèêè ÿâëÿþòñÿ ïðîáëåìû èñòèííîñòè ìîðàëüíûõ ñóæäåíèé è ìîðàëüíûõ îöåíîê.

Îáúåêòèâíûé êðèòåðèé èñòèííîñòè â ìîðàëè – ñîîòâåòñòâèå äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà (èëè ãðóïïû) èíòåðåñàì îáùåñòâà.

Âîïðîñ 2. Ôóíêöèè ìîðàëè

1. Âîñïèòàòåëüíàÿ

2. Öåííîñòíîå

J. Êîììóíèêàòèâíàÿ

4. Ïîçíàâàòåëüíàÿ

5. Ðåãóëÿòèâíàÿ

6. Ãóìàíèçèðóþùàÿ

1. Ê îñíîâíûì ôóíêöèÿì ìîðàëè îòíîñèòñÿ âîñïèòàòåëüíàÿ ôóíêöèÿ, êîòîðàÿ çàêëþ÷àåòñÿ â:

* ôîðìèðîâàíèè ó ðåáåíêà íðàâñòâåííûõ óñòàíîâîê, ïðèâû÷åê, âíóøåíèè ìîðàëüíûõ çàïðåòîâ;

* ñàìîâîñïèòàíèè âçðîñëîãî ÷åëîâåêà (íà ïðîòÿæåíèè âñåé æèçíè), îñîçíàííîì âûáîðå íðàâñòâåííûõ îðèåíòèðîâ.

Âîñïèòàòåëüíûå ôóíêöèè ìîãóò âûïîëíÿòü íå òîëüêî ëþäè, íî è ñðåäñòâà ìàññîâîé èíôîðìàöèè, ëèòåðàòóðà, èñêóññòâî, âçàèìîîòíîøåíèÿ îêðóæàþùèõ ëþäåé.

2. Öåííîñòíî-îðèåíòèðóþùàÿ ôóíêöèÿ. Ìîðàëü èãðàåò âàæíåéøóþ ðîëü â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè, äàåò íðàâñòâåííóþ îðèåíòàöèþ ëè÷íîñòè (“óñòàíîâêà íà äîáðî”).

3. Êîììóíèêàòèâíàÿ ôóíêöèÿ ìîðàëè ñîñòîèò â:

* ðèòóàëèçàöèè ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåíèÿ, ñîçäàíèè åãî íîðìàòèâîâ (ýòèêåò è ïð.);

* ãóìàíèçàöèè îáùåíèÿ, ñòðåìëåíèè ñäåëàòü îáùåíèå ìàêñèìàëüíî ïðèÿòíûì äëÿ âñåõ ñòîðîí (îðèåíòàöèÿ íà äîáðî â îáùåíèè).

4. Ïîçíàâàòåëüíàÿ ôóíêöèÿ ìîðàëè çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî îíà ÿâëÿåòñÿ ñðåäñòâîì ïîçíàíèÿ âíóòðåííåãî ìèðà ÷åëîâåêà, äàåò ÷åëîâåêó ýòè÷åñêèå ïîçíàíèÿ, ïîìîãàþùèå åìó ðåøàòü ìîðàëüíûå âîïðîñû, óïðàâëÿòü ñâîèì ïîâåäåíèåì, ÷óâñòâàìè è ò. ä.

5. Ðåãóëÿòèâíàÿ ôóíêöèÿ ìîðàëè (ÿâëÿåòñÿ ñàìîé âàæíîé ôóíêöèåé) çàêëþ÷àåòñÿ â ðåãóëÿöèè ïîâåäåíèÿ ëþäåé è îáùåñòâà â öåëîì ïîñðåäñòâîì:

* îãðàíè÷åíèÿ íåãàòèâíûõ óñòðåìëåíèé ëþäåé;

* ñàìîðåãóëÿöèè èíäèâèäà è ñîöèàëüíîé ñðåäû;

* óïðàâëåíèÿ îáùåñòâåííûìè îòíîøåíèÿìè;

* âîïëîùåíèÿ â æèçíü ãóìàíèñòè÷åñêèõ íîðì ìîðàëè è ò. ä.

Ðåãóëÿòèâíàÿ ôóíêöèÿ “âûñîêîé ìîðàëè” ÿâëÿåòñÿ òåíäåíöèåé, óñòðåìëåíèåì. Ðåàëüíóþ ðåãóëÿöèþ îñóùåñòâëÿåò ñèíòåç îáùå÷åëîâå÷åñêèõ íðàâñòâåííûõ ïðåäñòàâëåíèé è ñîöèàëüíî-êîíêðåòíûõ ïðåäñòàâëåíèé.

Ìîðàëü ðåãóëèðóåò ïîâåäåíèå è âçàèìîîòíîøåíèÿ ëþäåé ïðè ïîìîùè îäîáðåíèÿ èëè ïîðèöàíèÿ ñî ñòîðîíû îáùåñòâåííîãî ìíåíèÿ è ìîðàëüíîé ñàìîîöåíêè ëè÷íîñòè.

6. Ãóìàíèçèðóþùàÿ ôóíêöèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â:

* ñòðåìëåíèè ìîðàëè ñîâåðøåíñòâîâàòü ÷åëîâåêà;

* îáÿçàòåëüíîñòè íðàâñòâåííûõ ïðàâèë äëÿ âñåõ ëþäåé, èõ ðàâåíñòâå

1. Êîìïîíåíòû ñèñòåìû ìîðàëüíîé ðåãóëÿöèè

2. Ìîðàëüíàÿ ðåãóëÿöèÿ

1. Ìîðàëü – ñèñòåìà, êîòîðàÿ ðåãóëèðóåò ñîçíàíèå è ïîâåäåíèå ëþäåé, èõ âçàèìîîòíîøåíèÿ (îòíîøåíèÿ ìåæäó èíäèâèäàìè, ãðóïïàìè èíäèâèäîâ, ÷åëîâåêîì è îáùåñòâîì è ò. ä.).

 ñèñòåìó ìîðàëüíîé ðåãóëÿöèè âõîäÿò:

* íîðìû – ïðåäïèñàíèÿ, ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ, îáúåäèíåííûå â êîäåêñ. Îíè, â ñâîþ î÷åðåäü, äåëÿòñÿ íà:

* îáùåïðèíÿòûå ýòàëîííûå îáðàçöû (ïîçèòèâíûå íîðìû),

* çàïðåòû, àáñîëþòíûå çàïðåòû (îáùèé ñìûñë êîòîðûõ – “íå íàâðåäè”).  îòëè÷èå îò ïîçèòèâíûõ íîðì (“áóäü äîáðûì” è ïð.),) áñîëþòíûå çàïðåòû íå îñòàâëÿþò ñâîáîäû äëÿ òîëêîâàíèé.

Íîðìû ìîðàëè óêàçûâàþò ãðàíèöû äîçâîëåííîãî. Ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà ñ÷èòàåòñÿ àìîðàëüíûì åñëè îí èãíîðèðóåò íîðìû, è âíåìîðàëüíûì, åñëè ÷åëîâåê íå çíàêîì ñ íîðìàìè;

* öåííîñòè (äîáðî, ñïðàâåäëèâîñòü è ò. ï.), êîòîðûìè ÿâëÿþòñÿ:

* ñîäåðæàíèå ìîðàëüíûõ íîðì;

* îáðàçöû ïîâåäåíèÿ, ìûøëåíèÿ è ïåðåæèâàíèÿ, ïðèçíàííûå â êà÷åñòâå ìîðàëüíûõ îðèåíòèðîâ.

Öåííîñòè â îòëè÷èå îò íîðì íå ìåíÿþòñÿ íà ïðîòÿæåíèè âåêîâ. Íðàâñòâåííûå öåííîñòè ñîñòàâëÿþò èåðàðõèþ, â êîòîðîé ìîæíî âûäåëèòü âûñøèå öåííîñòè è èäåàëû (âûñøèå öåëè ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè);

Читайте также:  Каким знакам зодиака подходит аметист камень свойства

* âàæíûì êîìïîíåíòîì ìîðàëüíîé ðåãóëÿöèè ÿâëÿåòñÿ âîïðîñ î ñìûñëå æèçíè. Çàäàâàÿñü èì, ëþäè õîòÿò ïîíÿòü ñâîå ïðåäíàçíà÷åíèå, ìåñòî â ìèðå;

* ñëåäóþùèì êîìïîíåíòîì ìîðàëüíîé ðåãóëÿöèè ÿâëÿþòñÿ íðàâñòâåííûå ïðèíöèïû – óíèâåðñàëüíûå ôîðìóëû ïîâåäåíèÿ (íàïðèìåð, ïðèíöèï ëþáâè ê áëèæíåìó). Ïðèíöèïû:

* ÷åòêî ôîðìóëèðóþòñÿ (â âèäå ëîçóíãîâ è ò. ï.);

* áûâàþò ñâÿçàíû ñ èäåîëîãèåé, âûðàæàþò èíòåðåñû êàêîé-ëèáî ñîöèàëüíîé ãðóïïû.

* Æåñòêîå ñëåäîâàíèå ïðèíöèïàì âûñîêîé ìîðàëè íàçûâàåòñÿ ðèãîðèçìîì.

2. Ìîðàëüíàÿ ðåãóëÿöèÿ íîñèò õàðàêòåð:

* îöåíî÷íûé (ïîñòóïêè ëþäåé îäîáðÿþòñÿ èëè ïîðèöàþòñÿ);

* èìïåðàòèâíûé, íðàâñòâåííûå ïðàâèëà ïðåïîäíîñÿòñÿ (èíîãäà íàâÿçûâàþòñÿ) êàê îáðàçöû ïîâåäåíèÿ.

Ìîðàëü ñîîòíîñèò ðåàëüíîå ïîâåäåíèå, ñîçíàíèå è ïåðåæèâàíèÿ ëþäåé ñ èäåàëàìè, äóõîâíûìè è íðàâñòâåííûìè îðèåíòèðàìè (“êàê äîëæíî áûòü”).

Íðàâñòâåííîå ñîçíàíèå ÷åëîâåêà âêëþ÷àåò â ñåáÿ:

* ïðèâû÷êè (àâòîìàòè÷åñêè ñîáëþäàåìûå ìîðàëüíûå íîðìû);

* ðåôëåêñèþ (ðàçäóìüÿ);

* èíòóèöèþ (èíòóèòèâíûå ðåøåíèÿ â çàòðóäíèòåëüíûõ ñèòóàöèÿõ);

* ìîðàëüíûå ïåðåæèâàíèÿ.

Íðàâñòâåííîå ñîçíàíèå ÷åëîâåêà, åãî ïîâåäåíèå ñîîòíîñÿòñÿ ñ ìîðàëüíûìè ïðàâèëàìè îáùåñòâà, óñòîÿìè ïðîøëûõ âðåìåí (îáû÷àè, òðàäèöèè).

Íðàâñòâåííûå óáåæäåíèÿ ÷åëîâåêà ìîãóò íå òîëüêî íå ñîâïàäàòü ñ îáùåïðèíÿòûìè, íî äàæå ïðîòèâîïîñòàâëÿòüñÿ èì (â àìîðàëüíîì îáùåñòâå, íàïðèìåð â ôàøèñòñêîì ãîñóäàðñòâå).  ýòîì ñëó÷àå ÷åëîâåê ñàì êîíòðîëèðóåò ñâîè ïîñòóïêè è ìûøëåíèå (ñîâåñòü), à íðàâñòâåííûå íîðìû ñîáëþäàþòñÿ äîáðîâîëüíî, áåç êîíòðîëÿ èçâíå.

Ìîðàëüíîé ðåãóëÿöèè ïîäâåðãàþòñÿ âñå áåç èñêëþ÷åíèÿ ñôåðû æèçíè îáùåñòâà è ÷åëîâåêà, ãäå ïðèñóòñòâóþò âçàèìîîòíîøåíèÿ ñóáúåêòîâ. Ìîðàëüíàÿ ðåãóëÿöèÿ îïèðàåòñÿ íà îáùåñòâåííîå ìíåíèå (îöåíèâàÿ ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà, îáùåñòâî âûïîëíÿåò ôóíêöèè ñîâåñòè).

Ìîðàëü òåñíî ñâÿçàíà ñ ïðàâîì:

* ìîðàëüíûå íîðìû çàêðåïëåíû çàêîíîì;

* ëèáåðàëèçàöèÿ ìîðàëè âëå÷åò ëèáåðàëèçàöèþ ïðàâà;

– âçàèìîäåéñòâèå ìîðàëè è ïðàâà (ñóä ïðèñÿæíûõ).

Î÷åíü âàæíà ìîðàëüíàÿ ðåãóëÿöèÿ íàóêè, îñîáåííî ìåäèöèíû, ïñèõîëîãèè, ãåíåòèêè è ò. ï. (ïðîáëåìû ýâòàíàçèè, êëîíèðîâàíèÿ è ò. ä.).

Íðàâñòâåííîå ðåãóëèðîâàíèå íåîáõîäèìî äàæå â îáëàñòè òåõíèêè (óãðîçà áåçðàáîòèöû âñëåäñòâèå àâòîìàòèçàöèè ïðîèçâîäñòâà è ò. ï.).

L Áåçëè÷íîñòü çàêîíîâ ìîðàëè. Ñâîáîäà âàëè è âñåîáùíîñòü ìîðàëè

2. Óíèâåðñàëüíîñòü ìîðàëüíûõ ïðàâèë

3. Íåçàèíòåðåñîâàííîñòü ìîðàëüíûõ ìîòèâîâ

4. Ìîðàëüíîå åäèíñòâî ëþäåé ‘

5. Ñâîáîäíàÿ ïðè÷èííîñòü

1. Îñíîâíûìè ñâîéñòâàìè çàêîíîâ ìîðàëè ÿâëÿþòñÿ:

* îáúåêòèâíîå çíà÷åíèå (íîðì, ïðàâèë è ïð.);

* ñóáúåêòèâíîñòü âîñïðèÿòèÿ (ìîðàëü êàê ëè÷íàÿ ïîçèöèÿ ÷åëîâåêà);

* áåçëè÷íîñòü çàêîíîâ ìîðàëè.

Îáùåñòâî òðåáóåò îò èíäèâèäà ïîâåäåíèÿ, ñîîòâåòñòâóþùåãî åãî ìîðàëüíûì íîðìàì. Íî îíî ìîæåò áûòü îñíîâàíî íà àìîðàëüíûõ ïðèíöèïàõ (ôàøèñòñêèå ãîñóäàðñòâà è ò. ï.).  ïîñëåäíåì ñëó÷àå ìîðàëüíûé ÷åëîâåê ïðîòèâîñòîèò àìîðàëüíîìó îáùåñòâó, ðóêîâîäñòâóÿñü ñóáúåêòèâíûì âîñïðèÿòèåì äåéñòâèòåëüíîñòè, à òàêæå èíäèâèäóàëüíîé ìîðàëüþ.

Ìîðàëüíûå âçãëÿäû:

* íèêåì íå íàâÿçàíû, âûáðàíû ÷åëîâåêîì äîáðîâîëüíî;

* îáúåêòèâíû, íå çàâèñÿò îò ïðåäïî÷òåíèé èíäèâèäà (èëè ãðóïïû);

* ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ íà âñåõ ëþäåé è îáÿçàòåëüíû äëÿ âñåõ.

Õàðàêòåðíàÿ îñîáåííîñòü ìîðàëè – åäèíñòâî ñâîáîäû íðàâñòâåííîé âîëè ÷åëîâåêà è âñåîáùíîñòè çàêîíîâ ìîðàëè.

Åäèíñòâî ýòèõ âçàèìîèñêëþ÷àþùèõ êà÷åñòâ ìîæíî îáúÿñíèòü “çîëîòûì ïðàâèëîì íðàâñòâåííîñòè”: “È êàê õîòèòå, ÷òîáû ñ âàìè ïîñòóïàëè ëþäè, òàê è âû ïîñòóïàéòå ñ íèìè” (Åâàíãåëèå îò Ëóêè) èëè “×åãî â äðóãèõ íå ëþáèøü, òîãî è ñàì íå äåëàé”.

2. Óíèâåðñàëüíîñòü ìîðàëüíûõ ïðàâèë. Íðàâñòâåííûå ïîçèöèè ëþäåé ìîãóò îòðàæàòü:

* êîíêðåòíî-èñòîðè÷åñêèå óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ îáùåñòâà;

* óñëîâèÿ æèçíè ÷åëîâåêà â îáùåñòâå;

* êëàññîâûå, ãðóïïîâûå èíòåðåñû è ò. ä.

Íðàâñòâåííûå ïîçèöèè ðàçíûõ ëþäåé, ñîöèàëüíûõ ãðóïï è îáùíîñòåé ìîãóò áûòü äèàìåòðàëüíî ïðîòèâîïîëîæíûìè.

Íðàâñòâåííûå íîðìû ñôîðìóëèðîâàíû êàê âñåîáùèå òðåáîâàíèÿ. Òðåáîâàíèÿ ìîðàëè:

* îáùåçíà÷èìû, ñîäåðæàò îñíîâû, îáùèå äëÿ âñåõ íðàâñòâåííûõ ïîçèöèé;

* óíèâåðñàëüíû, ïðîÿâëÿþòñÿ ïî-ðàçíîìó â çàâèñèìîñòè îò ñèòóàöèè è êîíêðåòíî äëÿ êàæäîãî ÷åëîâåêà.

3. Íåçàèíòåðåñîâàííîñòü ìîðàëüíûõ ìîòèâîâ. Ñîáëþäåíèå ïðàâèë ìîðàëè ãàðàíòèðóåò êîìôîðòíîå ñîñóùåñòâîâàíèå ÷åëîâåêà ñ äðóãèìè ÷ëåíàìè îáùåñòâà. Îäíàêî:

* æåñòêîå ñëåäîâàíèå íîðìàì ìîðàëè ìîæåò ìåøàòü äîñòèæåíèþ öåëè (íàïðèìåð, ùåïåòèëüíîñòü ìåøàåò êàðüåðíîìó ðîñòó);

* ïîðîêè ìîãóò ñëóæèòü íà áëàãî îáùåñòâà (“æàæäà íàæèâû” – äâèãàòåëü áèçíåñà);

* äîáðûé ïîñòóïîê, ñîâåðøåííûé ðàäè âûãîäû, íåëüçÿ ñ÷èòàòü ïîäëèííî ìîðàëüíûì. Ìîðàëüíûì ïîñòóïîê ÿâëÿåòñÿ òîãäà, êîãäà îí ñîâåðøåí:

* áåç ðàñ÷åòà íà âîçíàãðàæäåíèå, áåñêîðûñòíî,

* áåç ïðàãìàòè÷åñêîé öåëè – “äîáðî ðàäè äîáðà”;

* åäèíñòâåííîé öåëüþ ïîñòóïêà ÿâëÿåòñÿ ñàìîñîâåðøåíñòâîâàíèå ÷åëîâåêà.

Íåçàèíòåðåñîâàííîñòü ìîòèâîâ ìîðàëè âñòóïàåò â âèäèìîå ïðîòèâîðå÷èå ñ ïðàêòè÷åñêîé öåëåñîîáðàçíîñòüþ. Ãóìàíèñòè÷åñêîé öåëüþ ìîðàëè ÿâëÿåòñÿ ñîâåðøåíñòâîâàíèå ëþäåé.

4. Åäèíñòâî ëþäåé â ìîðàëè. Íðàâñòâåííîå âîñïèòàíèå ÷åëîâåêà ïðîõîäèò ïîä âëèÿíèåì ñîöèàëüíîé ñðåäû (ñîöèàëüíîãî ñëîÿ, ãðóïïû è ïð.), îáùåñòâåííîãî ìíåíèÿ. Èíîãäà ìîðàëüíûå íîðìû ñðåäû ñòàíîâÿòñÿ äîãìàòè÷åñêèìè, õàíæåñêèìè.

×åëîâåê ìîæåò âñòóïèòü â êîíôëèêò ñî ñâîåé ñîöèàëüíîé ñðåäîé ñ îáùå÷åëîâå÷åñêèõ ìîðàëüíûõ ïîçèöèé (êàê ïðåäñòàâèòåëü âñåãî ìèðà). Âñòóïàÿ â ïðîòèâîðå÷èå ñ ãðóïïîâûìè ïîçèöèÿìè, ìîðàëü ñëóæèò íðàâñòâåííîìó åäèíåíèþ âñåõ ëþäåé.

5. Ñâîáîäíàÿ ïðè÷èííîñòü (àâòîíîìèÿ ëè÷íîñòè). Ïðè÷èíîé ñîâåðøåíèÿ ìîðàëüíûõ ïîñòóïêîâ ìîæåò áûòü îæèäàíèå îäîáðåíèÿ ñî ñòîðîíû äðóãèõ ëþäåé, îáùåñòâà â öåëîì. Îäíàêî ÷åëîâåê ìîæåò ñîâåðøàòü ìîðàëüíûå ïîñòóïêè âîïðåêè:

* îáùåñòâåííîìó ìíåíèþ;

* ñîáñòâåííîìó õàðàêòåðíîìó ñêëàäó;

– ñëîæèâøèìñÿ îáñòîÿòåëüñòâàì.

×åëîâåê ñîâåðøàåò íðàâñòâåííûå ïîñòóïêè áåç âèäèìûõ ïðè÷èí, ïî ñîáñòâåííîìó âûáîðó, ñîâåðøåííî ñâîáîäíî.

Ëèòåðàòóðà

Ãóñåéíîâ À.À., Àïðåñÿí Ð.Ã. Ýòèêà: Ó÷åáíèê. — Ãàðäàðèêè, 2003. — 472 ñ.

2. Äðóæèíèí Â.Ô., Äåìèíà Ë.À. Ýòèêà. Êóðñ ëåêöèé. — Ì.: Èçä-âî ÌÃÎÓ, 2003. — 176

Источник