Какими свойств обладает мораль
В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку, правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу. Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства. Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения. Безусловно, с развитием общества мораль претерпевает существенные изменения.
Анализируя состояние морали в современном обществе можно сделать ряд выводов:
· происходит ослабление семейных, клановых, общинных и других коллективных связей. Что ведет к снижению взаимовыручки, росту эгоизма, подрыву семейных устоев;
· жизнь большинства людей современного общества подчинена достижению таких ценностей как материальное благополучие, достаток, карьерный рост, богатство, снижено значение ценностей здоровья, образования, любви, дружбы, духовного развития;
· достижение личной свободы, которой так гордиться современное общество, переходит во вседозволенность;
· растут агрессия и насилие;
· происходит культурное обеднение.
Основными задачами развития морали и этики как науки в ближайшие годы должно стать решение перечисленных проблем.
Мораль реализует следующие функции:
· гуманизирующую. Мораль возвращает человеку его целостность, полнокровность существования;
· регулятивную. Мораль регулирует поведение как отдельного человека, так и общества;
· ценностно-ориентирующую. Мораль придает повседневности нашего существования высший смысл, создает идеалы;
· познавательную. Человек в процессе жизни познает смысл явлений, поступков, поведения как собственного, так и окружающих его людей;
· воспитательную. Мораль делает человека человеком. Нравственное воспитание считают основой любого другого.
Морали присущи следующие свойства:
· императивность – способность морали требовать от человека определенного поведения, отношения к другим людям;
· нормативность – объективная необходимость и целесообразность определенного рода взаимоотношений между людьми;
· оценочность – установление соответствия или несоответствия определенного действия, поступка человека требованиям морали.
Мораль включает следующие составляющие:
1) нравственные нормы. Простейшая форма нравственных утверждений, например, «не убий», «не укради». Норма определяет поведение человека в некоторых типичных ситуациях, повторяющихся тысячелетиями. Способы поведения в этих ситуациях сообщаются человеку с детства, обычно ими пользуются не задумываясь;
2) нравственные качества. Греческие философы выделяли четыре основные добродетели человека: мудрость, мужество, умеренность, справедливость. В настоящее время перечень нравственных качеств человека значительно шире (благоразумие, щедрость, доброжелательность, тактичность, ответственность и др.) Однако следует помнить, что одно достоинство не может искупить множество недостатков;
3) нравственные принципы. Нравственные качества взаимодополняют друг друга и образуют общую линию поведения человека, формулируя нравственные принципы.
К нравственным принципам относятся коллективизм, патриотизм, альтруизм, человеколюбие и др. Человек, выбирая нравственные принципы, выбирает моральную ориентацию. Принципиальность считается одним из основных достоинств личности;
1) нравственные идеалы. Идеал – это та конечная цель, к которой направлено нравственное развитие личности. Идеалы у каждого человека индивидуальны, они вдохновляют личность совершенствоваться и развиваться;
2) высшие нравственные ценности. Высшим регулятором нравственного поведения личности являются высшие нравственные ценности, к ним обычно относят свободу, смысл жизни и счастье.
Высшими нравственными ценностями являются:
· смысл жизни;
· свобода;
· счастье
Человек смертен. Утверждая осмысленность, ненапрасность жизни личность справляется со страхом смерти, преодолевает смерть в моральном плане. То, для чего живет человек, невозможно узнать извне как какую-либо информацию, осмыслить свое существование человек может только при помощи чувств и разума. Смысл жизни возможно постигнуть только реально живя, т.е. практически, он создается и утверждается самой жизнью человека.
Понятие «свобода», с точки зрения этики, может быть представлено как возможность субъекта (личности, группы людей, общества) обрести определенную власть над объектом. Под объектом в данном случае понимается необходимость, потребность человека.
Различают следующие виды свободы:
· абсолютную – всегда идеальную, в перспективе связанную с предельной самореализацией личности;
· относительную – реальную, показывающую зависимость человека от объективных обстоятельств, которые находятся за пределами его власти;
· потенциальную – готовность субъекта к саморазвитию при наличии благоприятных обстоятельств;
· актуальную – самореализацию человека в реальных действиях и поступках;
· нравственную – понимаемую как способность личности управлять своими поступками, как единство моральной необходимости и субъективной добровольности поведения. Реализация нравственной свободы личности предполагает добровольный моральный выбор человеком добра, а также наличие ответственности за свои действия и поступки.
Счастье представляет собой своеобразный мотив деятельности человека. Счастье имеет различные формы проявления. Представление о счастье у каждого человека своеобразно и индивидуально.
Идеальный вариант счастья – гармония объективного и субъективного, личностного и общественного. Счастье, как правило, предполагает эмоциональные переживания как положительные, так и отрицательные. Понятие счастья предполагает соблюдение ряда условий, которые зависят от самого человека, его направленности, потребностей, нравственности и т.п. Вместе с тем, этика определяет два условия счастья, которые представляют значимость для наибольшего количества людей:
1) оптимальное удовлетворение материальных потребностей;
2) возможность самореализации личности.
Источник
С первого взгляда мораль выглядит как некоторые правила поведения: по отношению к другим людям, к обществу и к самому себе. В любом случае они формулируются в повелительном наклонении: указывают не на то, что есть, а на то, как должно быть. Свойство морали требовать определенного поведения называется императивностью(от лат. imperative – повелевать).
Моральные нормы не содержат рецептов на все случаи жизни, они носят обобщенный характер. В отличие от обычая, который регламентирует все детали поведения, или права, которое стремится сформулировать свои статьи предельно четко и строго, мораль указывает общее положительное направление в поведении, которое индивид конкретизирует, применительно к ситуации. Предельно обобщенное требование морали одно: делай добро! Значение более частных нравственных представлений зависит от общей ориентации мировоззрения: например, принцип трудолюбия в традиционной, буржуазной и советской морали имеет разное наполнение.
Моральные требования имеет всепроницающий характер: нет такой сферы, где моральная регуляция не действует, нет такого явления, которое не подлежало бы моральной оценке. Эта особенность также отличает мораль от обычая и права, имеющих локальное распространение и регулирующих вполне определенные сферы отношений.
Для поддержания морали нет специальных общественных учреждений, это неинституциональнаярегуляция. В то время как для поддержания правопорядка есть соответствующие органы: прокуратура, милиция, суд, в морали эту функцию берет на себя общественное мнение и совесть индивида. По большому счету внешний контроль в морали не действенен, она держится на самоконтроле личности и общества.
Моральные требования имеют личностную форму, т.е. это требования,обращенные личностью к самой себе. Они функционируют тогда, когда стали собственным убеждением человека. Поэтому форма морального требования: «я должен…» (а не «ты должен…», как мы обычно говорим друг другу).
Итак, мораль представляет собой способ неинституциональной регуляции человеческого поведения с помощью требований, имеющих личностную форму, обобщенный и всепроницающий характер.
Наряду с перечисленными простыми признаками, мораль обладает также набором противоречивых свойств.
Структура Морали.
Структура морали
Структура морали складывается из нескольких элементов.
Со времен Аристотеля в качестве таковых выделяют моральное сознание и нравственные поступки. Современная этика добавляет к ним еще и нравственные отношения. Таким образом, в структуру морали входят:
а) моральное сознание – регулятивные идеи, побуждающие к поступкам;
б) нравственная деятельность – поступки, в той степени, в которой они порождены моральными мотивами (структура нравственного поступка – см. следующую лекцию);
в) нравственные отношения – любые отношения, в той степени, в которой они являются реализацией нравственных требований (отношения к семье, к труду, к Родине, к природе; а также отношения между людьми, если в этих отношениях воплотились нравственные нормы).
Функции Морали.
Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).
Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.
Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.
Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.
Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.
Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.
Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
Ìîðàëü êàê îäíà èç ôîðì îáùåñòâåííîãî ñîçíàíèÿ. Èìïåðàòèâíîñòü êàê ñïåöèôè÷åñêàÿ ÷åðòà ìîðàëè, åå ðåãóëÿòèâíàÿ ôóíêöèÿ. Îöåíî÷íîñòü ìîðàëè. Îïèñàíèå îñíîâíûõ ôóíêöèé ìîðàëè. Êîìïîíåíòû ñèñòåìû ìîðàëüíîé ðåãóëÿöèè. Ñîîòíîøåíèå öåííîñòåé è ìîðàëüíûõ íîðì.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðåôåðàò
Íà òåìó:
«Ñâîéñòâà è ôóíêöèè ìîðàëè»
Ïëàí
Âîïðîñ 1. Ñâîéñòâà ìîðàëè
Âîïðîñ 2. Ôóíêöèè ìîðàëè
Âîïðîñ 3. Ìîðàëüíàÿ ðåãóëÿöèÿ
Âîïðîñ 4. Ïðîòèâîðå÷èÿ â ìîðàëè
Âîïðîñ 1. Ñâîéñòâà ìîðàëè
Èìïåðàòèâíîñòü ìîðàëè
Íîðìàòèâíîñòü ìîðàëè
3. Îöåíî÷íîñòü ìîðàëè
1. Ìîðàëü ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ôîðì îáùåñòâåííîãî ñîçíàíèÿ. Ìîðàëü èìååò îáùåñòâåííîå ïðîèñõîæäåíèå, åå ñîäåðæàíèå îïðåäåëåíî êîíêðåòíî-èñòîðè÷åñêèìè óñëîâèÿìè, äóõîâíûìè è ìàòåðèàëüíûìè ôàêòîðàìè.
Ìîðàëü îáëàäàåò ñâîéñòâàìè, îáùèìè äëÿ âñåõ ôîðì îáùåñòâåííîãî ñîçíàíèÿ (ðåëèãèè, íàóêè è ïð.):
* ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêàÿ îáóñëîâëåííîñòü ñîäåðæàíèÿ;
* âîçäåéñòâèå íà ïðîöåññû, ïðîòåêàþùèå â îáùåñòâå;
* âçàèìîäåéñòâèå ñ äðóãèìè ôîðìàìè îáùåñòâåííîãî ñîçíàíèÿ.
Ñïåöèôè÷åñêèì ñâîéñòâîì ìîðàëè ÿâëÿåòñÿ èìïåðàòèâíîñòü (îò ëàò. imperative – ïîâåëåâàòü) – òðåáîâàíèå îïðåäåëåííîãî ïîâåäåíèÿ, âûïîëíåíèÿ ïðåäïèñàíèé ìîðàëè.
Èìïåðàòèâíîñòü:
* ñîãëàñóåò èíòåðåñû ëè÷íîñòè ñ èíòåðåñàìè îáùåñòâà;
* óòâåðæäàåò ïðèîðèòåò îáùåñòâåííûõ èíòåðåñîâ;
– â òî æå âðåìÿ íå îãðàíè÷èâàåò ñâîáîäó ëè÷íîñòè (çà èñêëþ÷åíèåì åå íåãàòèâíûõ ïðîÿâëåíèé).
Èììàíóèë Êàíò (1724 – 1804) ïåðâûì ñôîðìóëèðîâàë êàòåãîðè÷åñêèé èìïåðàòèâ – âñåîáùèé ìîðàëüíûé çàêîí: “…Ïîñòóïàé òîëüêî ñîãëàñíî òàêîé ìàêñèìå, ðóêîâîäñòâóÿñü êîòîðîé, òû â òî æå âðåìÿ ìîæåøü ïîæåëàòü, ÷òîáû îíà ñòàëà âñåîáùèì çàêîíîì”.
Ìàêñèìà – ýòî ñóáúåêòèâíûé ïðèíöèï âîëè èíäèâèäà, åãî ýìïèðè÷åñêèé ìîòèâ ïîâåäåíèÿ. Êàòåãîðè÷åñêèé èìïåðàòèâ:
* ÿâëÿåòñÿ âðîæäåííûì çíàíèåì;
* åãî òðåáîâàíèÿ âûïîëíÿþòñÿ áåçóñëîâíî è äîáðîâîëüíî;
* ïðîÿâëÿåòñÿ â ìàêñèìå òîëüêî òîãäà, êîãäà ìîòèâîì ïîñòóïêà ÿâëÿåòñÿ ÷óâñòâî äîëãà;
* âûðàæàåò ñîîòíîøåíèå ìåæäó ñâîáîäîé âîëåèçúÿâëåíèÿ è ìîðàëüíîé íåîáõîäèìîñòüþ. (“…Ïîñòóïàé òàê, ÷òîáû òû âñåãäà îòíîñèëñÿ ê ÷åëîâå÷åñòâó… êàê ê öåëè è íèêîãäà íå îòíîñèëñÿ áû ê íåìó òîëüêî êàê ê ñðåäñòâó”. È. Êàíò.)
2. Íîðìàòèâíîñòü ìîðàëè. Ðåãóëÿòèâíàÿ ôóíêöèÿ ìîðàëè îñóùåñòâëÿåòñÿ ÷åðåç íîðìû (ïðàâèë, çàïîâåäåé è ò. ä.), ñ ïîìîùüþ êîòîðûõ:
* íàïðàâëÿåòñÿ äåÿòåëüíîñòü ëþäåé;
* âîñïðîèçâîäÿòñÿ îáùåñòâåííûå îòíîøåíèÿ íà îñíîâå ïîëîæèòåëüíûõ êà÷åñòâ (÷åñòíîñòü, âçàèìîïîìîùü è äð.);
* ñîîòíîñÿòñÿ íðàâñòâåííûå êà÷åñòâà èíäèâèäà ñ òðåáîâàíèÿìè îáùåñòâà;
* ïîáóæäåíèÿ èçâíå ïðåâðàùàþòñÿ âî âíóòðåííþþ óñòàíîâêó ëè÷íîñòè, ÷àñòü åå äóõîâíîãî ìèðà;
* îñóùåñòâëÿþòñÿ íðàâñòâåííûå ñâÿçè ïîêîëåíèé ëþäåé.
Ñóùåñòâóåò äâà òèïà ìîðàëüíûõ íîðì:
* çàïðåòû, óêàçûâàþùèå íåäîïóñòèìûå ôîðìû ïîâåäåíèÿ (íå óêðàäè, íå óáåé è ò. ï.);
* îáðàçöû – æåëàåìûé âàðèàíò ïîâåäåíèÿ (áóäü äîáðûì, áóäü ÷åñòíûì).
3. Îöåíî÷íîå ñâîéñòâî ìîðàëè. Îöåíî÷íîñòü ìîðàëè çàêëþ÷àåòñÿ â ñàìîîöåíêå ÷åëîâåêà (îöåíêå ñâîèõ äåéñòâèé, ïå÷àëåé, ïåðåæèâàíèé), â îöåíêå äðóãèìè ëþäüìè è îáùåñòâîì ïîâåäåíèÿ ÷åëîâåêà, åãî ìîòèâîâ, ñîîòâåòñòâèÿ íîðìàì ìîðàëè.
Ôîðìû îöåíî÷íîñòè:
* îäîáðåíèå, ñîãëàñèå;
* ïîðèöàíèå, íåñîãëàñèå.
Âàæíûìè ïðîáëåìàìè ýòèêè ÿâëÿþòñÿ ïðîáëåìû èñòèííîñòè ìîðàëüíûõ ñóæäåíèé è ìîðàëüíûõ îöåíîê.
Îáúåêòèâíûé êðèòåðèé èñòèííîñòè â ìîðàëè – ñîîòâåòñòâèå äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà (èëè ãðóïïû) èíòåðåñàì îáùåñòâà.
Âîïðîñ 2. Ôóíêöèè ìîðàëè
1. Âîñïèòàòåëüíàÿ
2. Öåííîñòíîå
J. Êîììóíèêàòèâíàÿ
4. Ïîçíàâàòåëüíàÿ
5. Ðåãóëÿòèâíàÿ
6. Ãóìàíèçèðóþùàÿ
1. Ê îñíîâíûì ôóíêöèÿì ìîðàëè îòíîñèòñÿ âîñïèòàòåëüíàÿ ôóíêöèÿ, êîòîðàÿ çàêëþ÷àåòñÿ â:
* ôîðìèðîâàíèè ó ðåáåíêà íðàâñòâåííûõ óñòàíîâîê, ïðèâû÷åê, âíóøåíèè ìîðàëüíûõ çàïðåòîâ;
* ñàìîâîñïèòàíèè âçðîñëîãî ÷åëîâåêà (íà ïðîòÿæåíèè âñåé æèçíè), îñîçíàííîì âûáîðå íðàâñòâåííûõ îðèåíòèðîâ.
Âîñïèòàòåëüíûå ôóíêöèè ìîãóò âûïîëíÿòü íå òîëüêî ëþäè, íî è ñðåäñòâà ìàññîâîé èíôîðìàöèè, ëèòåðàòóðà, èñêóññòâî, âçàèìîîòíîøåíèÿ îêðóæàþùèõ ëþäåé.
2. Öåííîñòíî-îðèåíòèðóþùàÿ ôóíêöèÿ. Ìîðàëü èãðàåò âàæíåéøóþ ðîëü â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè, äàåò íðàâñòâåííóþ îðèåíòàöèþ ëè÷íîñòè (“óñòàíîâêà íà äîáðî”).
3. Êîììóíèêàòèâíàÿ ôóíêöèÿ ìîðàëè ñîñòîèò â:
* ðèòóàëèçàöèè ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåíèÿ, ñîçäàíèè åãî íîðìàòèâîâ (ýòèêåò è ïð.);
* ãóìàíèçàöèè îáùåíèÿ, ñòðåìëåíèè ñäåëàòü îáùåíèå ìàêñèìàëüíî ïðèÿòíûì äëÿ âñåõ ñòîðîí (îðèåíòàöèÿ íà äîáðî â îáùåíèè).
4. Ïîçíàâàòåëüíàÿ ôóíêöèÿ ìîðàëè çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî îíà ÿâëÿåòñÿ ñðåäñòâîì ïîçíàíèÿ âíóòðåííåãî ìèðà ÷åëîâåêà, äàåò ÷åëîâåêó ýòè÷åñêèå ïîçíàíèÿ, ïîìîãàþùèå åìó ðåøàòü ìîðàëüíûå âîïðîñû, óïðàâëÿòü ñâîèì ïîâåäåíèåì, ÷óâñòâàìè è ò. ä.
5. Ðåãóëÿòèâíàÿ ôóíêöèÿ ìîðàëè (ÿâëÿåòñÿ ñàìîé âàæíîé ôóíêöèåé) çàêëþ÷àåòñÿ â ðåãóëÿöèè ïîâåäåíèÿ ëþäåé è îáùåñòâà â öåëîì ïîñðåäñòâîì:
* îãðàíè÷åíèÿ íåãàòèâíûõ óñòðåìëåíèé ëþäåé;
* ñàìîðåãóëÿöèè èíäèâèäà è ñîöèàëüíîé ñðåäû;
* óïðàâëåíèÿ îáùåñòâåííûìè îòíîøåíèÿìè;
* âîïëîùåíèÿ â æèçíü ãóìàíèñòè÷åñêèõ íîðì ìîðàëè è ò. ä.
Ðåãóëÿòèâíàÿ ôóíêöèÿ “âûñîêîé ìîðàëè” ÿâëÿåòñÿ òåíäåíöèåé, óñòðåìëåíèåì. Ðåàëüíóþ ðåãóëÿöèþ îñóùåñòâëÿåò ñèíòåç îáùå÷åëîâå÷åñêèõ íðàâñòâåííûõ ïðåäñòàâëåíèé è ñîöèàëüíî-êîíêðåòíûõ ïðåäñòàâëåíèé.
Ìîðàëü ðåãóëèðóåò ïîâåäåíèå è âçàèìîîòíîøåíèÿ ëþäåé ïðè ïîìîùè îäîáðåíèÿ èëè ïîðèöàíèÿ ñî ñòîðîíû îáùåñòâåííîãî ìíåíèÿ è ìîðàëüíîé ñàìîîöåíêè ëè÷íîñòè.
6. Ãóìàíèçèðóþùàÿ ôóíêöèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â:
* ñòðåìëåíèè ìîðàëè ñîâåðøåíñòâîâàòü ÷åëîâåêà;
* îáÿçàòåëüíîñòè íðàâñòâåííûõ ïðàâèë äëÿ âñåõ ëþäåé, èõ ðàâåíñòâå
1. Êîìïîíåíòû ñèñòåìû ìîðàëüíîé ðåãóëÿöèè
2. Ìîðàëüíàÿ ðåãóëÿöèÿ
1. Ìîðàëü – ñèñòåìà, êîòîðàÿ ðåãóëèðóåò ñîçíàíèå è ïîâåäåíèå ëþäåé, èõ âçàèìîîòíîøåíèÿ (îòíîøåíèÿ ìåæäó èíäèâèäàìè, ãðóïïàìè èíäèâèäîâ, ÷åëîâåêîì è îáùåñòâîì è ò. ä.).
 ñèñòåìó ìîðàëüíîé ðåãóëÿöèè âõîäÿò:
* íîðìû – ïðåäïèñàíèÿ, ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ, îáúåäèíåííûå â êîäåêñ. Îíè, â ñâîþ î÷åðåäü, äåëÿòñÿ íà:
* îáùåïðèíÿòûå ýòàëîííûå îáðàçöû (ïîçèòèâíûå íîðìû),
* çàïðåòû, àáñîëþòíûå çàïðåòû (îáùèé ñìûñë êîòîðûõ – “íå íàâðåäè”).  îòëè÷èå îò ïîçèòèâíûõ íîðì (“áóäü äîáðûì” è ïð.),) áñîëþòíûå çàïðåòû íå îñòàâëÿþò ñâîáîäû äëÿ òîëêîâàíèé.
Íîðìû ìîðàëè óêàçûâàþò ãðàíèöû äîçâîëåííîãî. Ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà ñ÷èòàåòñÿ àìîðàëüíûì åñëè îí èãíîðèðóåò íîðìû, è âíåìîðàëüíûì, åñëè ÷åëîâåê íå çíàêîì ñ íîðìàìè;
* öåííîñòè (äîáðî, ñïðàâåäëèâîñòü è ò. ï.), êîòîðûìè ÿâëÿþòñÿ:
* ñîäåðæàíèå ìîðàëüíûõ íîðì;
* îáðàçöû ïîâåäåíèÿ, ìûøëåíèÿ è ïåðåæèâàíèÿ, ïðèçíàííûå â êà÷åñòâå ìîðàëüíûõ îðèåíòèðîâ.
Öåííîñòè â îòëè÷èå îò íîðì íå ìåíÿþòñÿ íà ïðîòÿæåíèè âåêîâ. Íðàâñòâåííûå öåííîñòè ñîñòàâëÿþò èåðàðõèþ, â êîòîðîé ìîæíî âûäåëèòü âûñøèå öåííîñòè è èäåàëû (âûñøèå öåëè ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè);
* âàæíûì êîìïîíåíòîì ìîðàëüíîé ðåãóëÿöèè ÿâëÿåòñÿ âîïðîñ î ñìûñëå æèçíè. Çàäàâàÿñü èì, ëþäè õîòÿò ïîíÿòü ñâîå ïðåäíàçíà÷åíèå, ìåñòî â ìèðå;
* ñëåäóþùèì êîìïîíåíòîì ìîðàëüíîé ðåãóëÿöèè ÿâëÿþòñÿ íðàâñòâåííûå ïðèíöèïû – óíèâåðñàëüíûå ôîðìóëû ïîâåäåíèÿ (íàïðèìåð, ïðèíöèï ëþáâè ê áëèæíåìó). Ïðèíöèïû:
* ÷åòêî ôîðìóëèðóþòñÿ (â âèäå ëîçóíãîâ è ò. ï.);
* áûâàþò ñâÿçàíû ñ èäåîëîãèåé, âûðàæàþò èíòåðåñû êàêîé-ëèáî ñîöèàëüíîé ãðóïïû.
* Æåñòêîå ñëåäîâàíèå ïðèíöèïàì âûñîêîé ìîðàëè íàçûâàåòñÿ ðèãîðèçìîì.
2. Ìîðàëüíàÿ ðåãóëÿöèÿ íîñèò õàðàêòåð:
* îöåíî÷íûé (ïîñòóïêè ëþäåé îäîáðÿþòñÿ èëè ïîðèöàþòñÿ);
* èìïåðàòèâíûé, íðàâñòâåííûå ïðàâèëà ïðåïîäíîñÿòñÿ (èíîãäà íàâÿçûâàþòñÿ) êàê îáðàçöû ïîâåäåíèÿ.
Ìîðàëü ñîîòíîñèò ðåàëüíîå ïîâåäåíèå, ñîçíàíèå è ïåðåæèâàíèÿ ëþäåé ñ èäåàëàìè, äóõîâíûìè è íðàâñòâåííûìè îðèåíòèðàìè (“êàê äîëæíî áûòü”).
Íðàâñòâåííîå ñîçíàíèå ÷åëîâåêà âêëþ÷àåò â ñåáÿ:
* ïðèâû÷êè (àâòîìàòè÷åñêè ñîáëþäàåìûå ìîðàëüíûå íîðìû);
* ðåôëåêñèþ (ðàçäóìüÿ);
* èíòóèöèþ (èíòóèòèâíûå ðåøåíèÿ â çàòðóäíèòåëüíûõ ñèòóàöèÿõ);
* ìîðàëüíûå ïåðåæèâàíèÿ.
Íðàâñòâåííîå ñîçíàíèå ÷åëîâåêà, åãî ïîâåäåíèå ñîîòíîñÿòñÿ ñ ìîðàëüíûìè ïðàâèëàìè îáùåñòâà, óñòîÿìè ïðîøëûõ âðåìåí (îáû÷àè, òðàäèöèè).
Íðàâñòâåííûå óáåæäåíèÿ ÷åëîâåêà ìîãóò íå òîëüêî íå ñîâïàäàòü ñ îáùåïðèíÿòûìè, íî äàæå ïðîòèâîïîñòàâëÿòüñÿ èì (â àìîðàëüíîì îáùåñòâå, íàïðèìåð â ôàøèñòñêîì ãîñóäàðñòâå).  ýòîì ñëó÷àå ÷åëîâåê ñàì êîíòðîëèðóåò ñâîè ïîñòóïêè è ìûøëåíèå (ñîâåñòü), à íðàâñòâåííûå íîðìû ñîáëþäàþòñÿ äîáðîâîëüíî, áåç êîíòðîëÿ èçâíå.
Ìîðàëüíîé ðåãóëÿöèè ïîäâåðãàþòñÿ âñå áåç èñêëþ÷åíèÿ ñôåðû æèçíè îáùåñòâà è ÷åëîâåêà, ãäå ïðèñóòñòâóþò âçàèìîîòíîøåíèÿ ñóáúåêòîâ. Ìîðàëüíàÿ ðåãóëÿöèÿ îïèðàåòñÿ íà îáùåñòâåííîå ìíåíèå (îöåíèâàÿ ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà, îáùåñòâî âûïîëíÿåò ôóíêöèè ñîâåñòè).
Ìîðàëü òåñíî ñâÿçàíà ñ ïðàâîì:
* ìîðàëüíûå íîðìû çàêðåïëåíû çàêîíîì;
* ëèáåðàëèçàöèÿ ìîðàëè âëå÷åò ëèáåðàëèçàöèþ ïðàâà;
– âçàèìîäåéñòâèå ìîðàëè è ïðàâà (ñóä ïðèñÿæíûõ).
Î÷åíü âàæíà ìîðàëüíàÿ ðåãóëÿöèÿ íàóêè, îñîáåííî ìåäèöèíû, ïñèõîëîãèè, ãåíåòèêè è ò. ï. (ïðîáëåìû ýâòàíàçèè, êëîíèðîâàíèÿ è ò. ä.).
Íðàâñòâåííîå ðåãóëèðîâàíèå íåîáõîäèìî äàæå â îáëàñòè òåõíèêè (óãðîçà áåçðàáîòèöû âñëåäñòâèå àâòîìàòèçàöèè ïðîèçâîäñòâà è ò. ï.).
L Áåçëè÷íîñòü çàêîíîâ ìîðàëè. Ñâîáîäà âàëè è âñåîáùíîñòü ìîðàëè
2. Óíèâåðñàëüíîñòü ìîðàëüíûõ ïðàâèë
3. Íåçàèíòåðåñîâàííîñòü ìîðàëüíûõ ìîòèâîâ
4. Ìîðàëüíîå åäèíñòâî ëþäåé ‘
5. Ñâîáîäíàÿ ïðè÷èííîñòü
1. Îñíîâíûìè ñâîéñòâàìè çàêîíîâ ìîðàëè ÿâëÿþòñÿ:
* îáúåêòèâíîå çíà÷åíèå (íîðì, ïðàâèë è ïð.);
* ñóáúåêòèâíîñòü âîñïðèÿòèÿ (ìîðàëü êàê ëè÷íàÿ ïîçèöèÿ ÷åëîâåêà);
* áåçëè÷íîñòü çàêîíîâ ìîðàëè.
Îáùåñòâî òðåáóåò îò èíäèâèäà ïîâåäåíèÿ, ñîîòâåòñòâóþùåãî åãî ìîðàëüíûì íîðìàì. Íî îíî ìîæåò áûòü îñíîâàíî íà àìîðàëüíûõ ïðèíöèïàõ (ôàøèñòñêèå ãîñóäàðñòâà è ò. ï.).  ïîñëåäíåì ñëó÷àå ìîðàëüíûé ÷åëîâåê ïðîòèâîñòîèò àìîðàëüíîìó îáùåñòâó, ðóêîâîäñòâóÿñü ñóáúåêòèâíûì âîñïðèÿòèåì äåéñòâèòåëüíîñòè, à òàêæå èíäèâèäóàëüíîé ìîðàëüþ.
Ìîðàëüíûå âçãëÿäû:
* íèêåì íå íàâÿçàíû, âûáðàíû ÷åëîâåêîì äîáðîâîëüíî;
* îáúåêòèâíû, íå çàâèñÿò îò ïðåäïî÷òåíèé èíäèâèäà (èëè ãðóïïû);
* ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ íà âñåõ ëþäåé è îáÿçàòåëüíû äëÿ âñåõ.
Õàðàêòåðíàÿ îñîáåííîñòü ìîðàëè – åäèíñòâî ñâîáîäû íðàâñòâåííîé âîëè ÷åëîâåêà è âñåîáùíîñòè çàêîíîâ ìîðàëè.
Åäèíñòâî ýòèõ âçàèìîèñêëþ÷àþùèõ êà÷åñòâ ìîæíî îáúÿñíèòü “çîëîòûì ïðàâèëîì íðàâñòâåííîñòè”: “È êàê õîòèòå, ÷òîáû ñ âàìè ïîñòóïàëè ëþäè, òàê è âû ïîñòóïàéòå ñ íèìè” (Åâàíãåëèå îò Ëóêè) èëè “×åãî â äðóãèõ íå ëþáèøü, òîãî è ñàì íå äåëàé”.
2. Óíèâåðñàëüíîñòü ìîðàëüíûõ ïðàâèë. Íðàâñòâåííûå ïîçèöèè ëþäåé ìîãóò îòðàæàòü:
* êîíêðåòíî-èñòîðè÷åñêèå óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ îáùåñòâà;
* óñëîâèÿ æèçíè ÷åëîâåêà â îáùåñòâå;
* êëàññîâûå, ãðóïïîâûå èíòåðåñû è ò. ä.
Íðàâñòâåííûå ïîçèöèè ðàçíûõ ëþäåé, ñîöèàëüíûõ ãðóïï è îáùíîñòåé ìîãóò áûòü äèàìåòðàëüíî ïðîòèâîïîëîæíûìè.
Íðàâñòâåííûå íîðìû ñôîðìóëèðîâàíû êàê âñåîáùèå òðåáîâàíèÿ. Òðåáîâàíèÿ ìîðàëè:
* îáùåçíà÷èìû, ñîäåðæàò îñíîâû, îáùèå äëÿ âñåõ íðàâñòâåííûõ ïîçèöèé;
* óíèâåðñàëüíû, ïðîÿâëÿþòñÿ ïî-ðàçíîìó â çàâèñèìîñòè îò ñèòóàöèè è êîíêðåòíî äëÿ êàæäîãî ÷åëîâåêà.
3. Íåçàèíòåðåñîâàííîñòü ìîðàëüíûõ ìîòèâîâ. Ñîáëþäåíèå ïðàâèë ìîðàëè ãàðàíòèðóåò êîìôîðòíîå ñîñóùåñòâîâàíèå ÷åëîâåêà ñ äðóãèìè ÷ëåíàìè îáùåñòâà. Îäíàêî:
* æåñòêîå ñëåäîâàíèå íîðìàì ìîðàëè ìîæåò ìåøàòü äîñòèæåíèþ öåëè (íàïðèìåð, ùåïåòèëüíîñòü ìåøàåò êàðüåðíîìó ðîñòó);
* ïîðîêè ìîãóò ñëóæèòü íà áëàãî îáùåñòâà (“æàæäà íàæèâû” – äâèãàòåëü áèçíåñà);
* äîáðûé ïîñòóïîê, ñîâåðøåííûé ðàäè âûãîäû, íåëüçÿ ñ÷èòàòü ïîäëèííî ìîðàëüíûì. Ìîðàëüíûì ïîñòóïîê ÿâëÿåòñÿ òîãäà, êîãäà îí ñîâåðøåí:
* áåç ðàñ÷åòà íà âîçíàãðàæäåíèå, áåñêîðûñòíî,
* áåç ïðàãìàòè÷åñêîé öåëè – “äîáðî ðàäè äîáðà”;
* åäèíñòâåííîé öåëüþ ïîñòóïêà ÿâëÿåòñÿ ñàìîñîâåðøåíñòâîâàíèå ÷åëîâåêà.
Íåçàèíòåðåñîâàííîñòü ìîòèâîâ ìîðàëè âñòóïàåò â âèäèìîå ïðîòèâîðå÷èå ñ ïðàêòè÷åñêîé öåëåñîîáðàçíîñòüþ. Ãóìàíèñòè÷åñêîé öåëüþ ìîðàëè ÿâëÿåòñÿ ñîâåðøåíñòâîâàíèå ëþäåé.
4. Åäèíñòâî ëþäåé â ìîðàëè. Íðàâñòâåííîå âîñïèòàíèå ÷åëîâåêà ïðîõîäèò ïîä âëèÿíèåì ñîöèàëüíîé ñðåäû (ñîöèàëüíîãî ñëîÿ, ãðóïïû è ïð.), îáùåñòâåííîãî ìíåíèÿ. Èíîãäà ìîðàëüíûå íîðìû ñðåäû ñòàíîâÿòñÿ äîãìàòè÷åñêèìè, õàíæåñêèìè.
×åëîâåê ìîæåò âñòóïèòü â êîíôëèêò ñî ñâîåé ñîöèàëüíîé ñðåäîé ñ îáùå÷åëîâå÷åñêèõ ìîðàëüíûõ ïîçèöèé (êàê ïðåäñòàâèòåëü âñåãî ìèðà). Âñòóïàÿ â ïðîòèâîðå÷èå ñ ãðóïïîâûìè ïîçèöèÿìè, ìîðàëü ñëóæèò íðàâñòâåííîìó åäèíåíèþ âñåõ ëþäåé.
5. Ñâîáîäíàÿ ïðè÷èííîñòü (àâòîíîìèÿ ëè÷íîñòè). Ïðè÷èíîé ñîâåðøåíèÿ ìîðàëüíûõ ïîñòóïêîâ ìîæåò áûòü îæèäàíèå îäîáðåíèÿ ñî ñòîðîíû äðóãèõ ëþäåé, îáùåñòâà â öåëîì. Îäíàêî ÷åëîâåê ìîæåò ñîâåðøàòü ìîðàëüíûå ïîñòóïêè âîïðåêè:
* îáùåñòâåííîìó ìíåíèþ;
* ñîáñòâåííîìó õàðàêòåðíîìó ñêëàäó;
– ñëîæèâøèìñÿ îáñòîÿòåëüñòâàì.
×åëîâåê ñîâåðøàåò íðàâñòâåííûå ïîñòóïêè áåç âèäèìûõ ïðè÷èí, ïî ñîáñòâåííîìó âûáîðó, ñîâåðøåííî ñâîáîäíî.
Ëèòåðàòóðà
Ãóñåéíîâ À.À., Àïðåñÿí Ð.Ã. Ýòèêà: Ó÷åáíèê. — Ãàðäàðèêè, 2003. — 472 ñ.
2. Äðóæèíèí Â.Ô., Äåìèíà Ë.À. Ýòèêà. Êóðñ ëåêöèé. — Ì.: Èçä-âî ÌÃÎÓ, 2003. — 176
Источник