Какими свойств обязательно обладает этнос

Какими свойств обязательно обладает этнос thumbnail

Общество состоит из социальных групп: родственных, производственных, поселенческих, социально-классовых, этнических, политических, досуговых и т.д. Группы, составляющие общество, взаимопересекаются и накладываются друг на друга. Требования, предъявляемые отдельными группами к индивиду, могут быть трудносовместимыми и даже противоречить друг другу.

Тем не менее, каждая социальная группа, составляющая общество, поддерживает какую-то часть целостной культуры. Некоторые из больших групп и социальных категорий играют особую роль. Важнейшей из таких групп является этнос.

Даже самые устойчивые и замкнутые общества рано или поздно распадаются или меняют свои границы; резко меняется состав граждан – вливаются новые миграционные потоки, происходит эмиграция, разделение единого общества или наоборот объединение некогда самостоятельных обществ. Все эти изменения приводят к формированию этносов – больших социальных категорий, групп или квазигрупп, представители которых не обязательно образуют целостное общество (то есть, этнос, как правило, не обладает всеми свойствами общества). Например, этнос не обязательно занимает компактную территорию или обладает политическим суверенитетом. В то же время культурные и демографические характеристики этноса соответствуют характеристикам общества. Этнос может быть частью какого-либо общества, или входить в состав нескольких обществ. Очень часто он образует основу какого-либо общества, включающего, наряду с ним, относительно малочисленные этнические группы (“меньшинства”).

Таким образом, этнос – это социальная общность (квазигруппа или группа), объединяемая общим самоназванием и самосознанием (включая исторический миф об общности происхождения), общим языком и культурой, и отличающая себя от других таких же общностей.

Свойства, которыми обязательно обладает этнос.

1. Самоназвание, которое может не совпадать с названием, которые дают этому народу представители их этнического окружения. Например, армяне называют себя “хай”.

2. Исторический миф об общности происхождения. Как правило, он отражает только часть реальной истории. Например, в состав русского этноса влилось несколько десятков, если не сотен, народов и этнических групп. Однако этническая история ведется только от восточных славян.

3. Единство языка. Должен быть хотя бы один язык, на котором говорят все представители данного этноса. При этом отдельные локальные его группы могут иметь и свои языки и диалекты. Общеэтнический язык не обязательно должен принадлежать только этому этносу. Например, по-английски говорят несколько этносов.

4. Общность культуры.Здесь в первую очередь имеются в виду те элементы, которые обеспечивают единство самосознания и коммуникации: обрядность, фольклор, мифология, и т.д. Однако внутри самого этноса, как правило, бывает большое количество локальных и социальных субкультур (например, купечество отличается от крестьянства и от дворянства). Важным элементом общеэтнической культуры является профессиональное искусство.

Свойства, которыми не обязательно обладает этнос

1. Наличие государственности. Бывают этносы, имеющие свое государство, и не имеющие его в настоящее время, или не имевшие никогда.

2. Компактность проживания. Имеется в виду как территориальная компактность (то есть, проживание на взаимно граничащих территориях), так и этнополитическая (проживание в рамках одного государства). Даже этносы, имеющие государственность, обычно имеют значительные диаспоры за его пределами.

3. Единая религия. Как правило, культура каждого этноса тесно связана с какой-либо одной конфессией. Однако в составе большинства этносов бывают многочисленные и влиятельные субкультуры, базирующиеся на других конфессиях, а также религиозные секты; например, православные чехи и поляки, русские-баптисты, евреи-протестанты, и т.д.

Этнос, по сравнению с обществом, обладает одним неоспоримым преимуществом, которое и обеспечивает ему сохранение роли на исторической арене. Он гораздо более стабилен по составу. Невозможно (или почти невозможно) насильно “инкорпорировать” иноэтническую группу в состав этноса, в то время как с обществами такие “операции” проделываются постоянно. Эта устойчивость границ, передача “этничности” по наследству от поколения к поколению через систему воспитания, обуславливает важнейшую социальную функцию этноса в современном обществе – он служит своеобразным “информационным фильтром”, позволяющим людям, принадлежащим к каждому конкретному этносу, идентифицировать себя с определенной социальной группой и ориентироваться на ее нормы и ценности, вопреки постоянно меняющемуся социальному окружению. Эта его функция осуществляется именно благодаря устойчивому социальному составу – ведь постоянство норм и ценностей при смене поколения может обеспечить только относительно постоянная по составу социальная группа.

Культура этноса не обязательно обладает свойством системности. Связано это с тем, что границы этноса в наше время весьма редко совпадают с границами общества. Поэтому этнос совсем не обязательно обладает собственной системой жизнеобеспечения. Нельзя построить в Якутии (или любой другой автономной республике РФ) собственную якутскую экономику – система жизнеобеспечения неизбежно должна опираться на совместные усилия представителей других этносов и других регионов РФ. Отметим, что в конце 80-х, начале 90-х гг. ХХ в. идеи построения самостоятельных “национальных” экономических систем на основе “традиционных трудовых навыков” весьма активно выдвигались представителями национальной интеллигенции ряда этносов России.

Этнос и нация

Значение понятия “нация” различается в русском языке и в западных языках.

В английском, немецком, французском под “нацией” понимается совокупность граждан какого-либо государства, то есть в это понятие вкладывается прежде всего политическое содержание; принадлежность к нации не предполагает этнокультурного единства. Баски – часть испанской нации. Северные ирландцы – часть британской нации.

В российской традиции под “нацией” понимается этнос или часть этноса, объединенные в рамках собственного этнического государства, или национально-территориального образования, выполняющего по отношению к этносу определенные функции по воспроизводству культуры данного этноса.

Читайте также:  Какие свойства у меда донник

Обычно этносы, давшие название государственным и другим территориально-административным образованиям (округам, автономным областям, и т.д.) называются титульными.Такое наименование означает тот факт, что именем этноса называется государство, либо автономная республика или округ, и ничего более.

Русская нация – это совокупность людей, причисляющих себя к русской культуре, и являющихся гражданами РФ. Остальное русское население мира входят в состав русского этноса. То же самое относится к армянам, евреям, и представителям многих других этнических образований.

Компактные группы этноса, проживающие за пределами своего государства (а также за пределами компактного расселения этносов, не имеющих государственности), называются этническими группами.

С этой точки зрения проблемным представляется вопрос, считать ли нациями титульные этносы автономных республик РФ. В Конституции РФ нет прямых указаний на то, что республики и округа должны обеспечивать воспроизводство культуры и самосознания титульных этносов. Однако законодательство большинства таких территориальных образований, а также реальная политика их руководства фактически такие функции осуществляет. Поэтому они могут считаться нациями.

Таким образом, нации являются этнополитическим общностями, в то время как этносы – этнокультурными.

Этнополитические общности имели свою историю развития. Принято выделять три исторические формы этнополитических общностей:

Источник

Этническая общностьэто исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, которая обладает общими чертами и особенностями культуры, языка, самосознания.

Предпосылки складывания этнической общности:

1) Общность территории — необходимые условия для совместной деятельности людей (естественная предпосылка).

2) Общность языка.

3) Единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

Виды этнических общностей: 

Род — это тип этнической общности, представляющий собой группу кровных родственников, которые ведут своё происхождение по материнской или отцовской линии, носят общее родовое имя и имеют общие потребности и интересы.

Племя — это тип этнической общности, который характерен для первобытно-общинного строя и основан на кровнородственном единстве. Племя формируется на основе нескольких родов, ведущих общее происхождение от одного предка.

Народность — это тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный на территориальном, языковом, культурном и психологическом единстве.

Нация — это высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, единство экономической жизни, языка, культуры, национального самосознания и общей исторической памяти.

Производным от понятия «нация» является термин «национальность».

Национальность — это принадлежность человека к той или иной нации либо к тому или иному государству.

Этническое (национальное) самосознание — чувство принадлежности к определённому этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп (интегративный показатель сложившейся социально-этнической общности).

Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.

Этнонациональные общности развиваются от племени, нации, доходя до уровня нации-государства.

Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в неё этносов — язык, своя культура, традиции, обычаи.

Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства. Часть учёных полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о её новом качественном состоянии.

 Основные тенденции развития наций в современном мире:
 Межнациональная дифференциацияМежнациональная интеграция 
Процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах.Процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.
 Формы
  1. самоизоляция в целом;

  2. протекционизм в экономике;

  3. национализм в различных формах в политике и культуре;

  4. религиозный фанатизм, экстремизм.

  1. экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС);

  2.  транснациональные корпорации (ТНК);

  3. международные культурные и народные центры;

  4. взаимопроникновение религий, культур, ценностей.

Глобализацияэто исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему.

Межнациональные отношения — это:

1) отношения между людьми различных национальностей, которые являются гражданами одного государства;

2) отношения между различными нациями.

Формы межнациональных отношений:

1) мирное сотрудничество;

2) этнические конфликты.

Способы мирного сотрудничества:

1) Этническое смешивание — разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.

2) Этническое поглощение (ассимиляция) — представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Существуют мирные и военные формы ассимиляции. 

Этносоциальный (межнациональный) конфликт — это одна из форм отношений между национальными общностями, которая характеризуется их взаимными претензиями и открытым противостоянием друг другу, вплоть до вооруженных столкновений и войн.

Национальный вопросэто вопрос об освобождении угнетённых народов, их самоопределении и преодолении этнического неравенства.

Читайте также:  Какими свойствами обладают хим вещества

Корни национального вопросав неравномерности социально-экономического и политического развития различных народов.

Причины межнациональных конфликтов:

1) несовпадение этнических и территориальных границ;

2) ухудшение экономического положения;

3) социальные противоречия;

4) национализм и шовинизм, возведённые в ранг официальной политики;

5) национальные и религиозные различия;

6) прошлые национальные обиды.

Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Виды национализма:

1) этнический — борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности;

2) державно-государственный — стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счёт малых народов;

3) бытовой — проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (от гр. xenos — чужой и phobos — страх);

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму — шовинизм.

Шовинизм (термин происходит от имени литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трёхцветная кокарда» Н. Шовена) — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление её интересов другим нациям и народам, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, разжигающая вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.

Геноцид (от гр. genos — род и лат. caedre — убивать) — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. 

Примером геноцида является холокост (от гр. holos — всеобщий и kaustos — сжигающий) — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны (1939−1945).

Гуманистические принципы политики в области межнациональных отношений:

1) отказ от насилия и принуждения;

2) поиск согласия на основе консенсуса всех участников;

3) признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;

4) готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ.

Основные направления национальной политики в России:

1) Развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов РФ и целостности Российского государства.

2) Развитие национальных культур и языков народов РФ, укрепление духовной общности россиян.

3) Обеспечение политической и правовой защищённости малочисленных народов и национальных меньшинств.

4) Достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе.

5) Поддержка соотечественников, проживающих в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской, Литовской и Эстонской республиках, содействие развитию их связей с Россией.

Основные принципы национальной политики в России:

1) Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям.

2) Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3) Сохранение целостности и неприкосновенности территории РФ.

4) Равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

5) Гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

6) Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения.

7) Содействие развитию национальных культур и языков народов России.

8) Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.

9) Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

10) Защита прав и интересов граждан РФ за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

ВОПРОСЫ:

1. В приведённом списке указаны чер­ты сходства народности и нации и черты отли­чия народности от нации. Запишите сначала порядковые номера черт сходства (2), а затем — порядковые номера черт отличия (2). 

1) характеризуется неустойчивостью, распадается на более мелкие части 
2)характеризуется общей территорией, языком, самосознанием
3)сочетает в себе биологические и социальные свойства
4)возникает в условиях рабовладельческого общества

Темы эссе: 

1. (Второй тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2013 г.)

«Патриотизм, как чувство, есть чувство дурное и вредное; как учение же — учение глупое, так как ясно, что если каждый народ и государство будут считать себя наилучшими из народов и государств, то все они будут находиться в грубом и вредном заблуждении».

Л. Н. Толстой

Источник

Понятие этноса

Этнос – это исторически сложившаяся устойчивая группа людей разных возрастов и обоих полов, проживающая на определённой территории и связанных между собой единым языком и общими культурными признаками, отличающими её от других групп.

Примеры этносов: башкиры, коми, шотландцы, марийцы, тунгусы, вьетнамцы, калмыки, бенгальцы, зулусы, турки, армяне, французы, карелы, мордва, дагестанцы, татары, уйгуры, зыряне, нанайцы, ненцы, корейцы, немцы.

Нация, национальность. В чём отличие от «этноса»?

В иностранных языках понятие «нация» всегда означало население государства. Например, внутри немецкой нации есть представители разных этносов: немцы, турки, арабы и др. Таким образом, слово «немец» может означать как этническую, так и государственную (то есть «национальную») принадлежность. В этой системе понятий этнический араб может быть немцем по «национальности».

Слово «нация» было принесено в русский язык во времена Петра I и сначала имело то же значение, что и за рубежом.

Читайте также:  Каким свойством обладает мелисса

Однако, постепенно, начиная с XIX века, понятия «нация» и «национальность» в России стали всё чаще использоваться в значениях «этнос», «этничность». Завершился этот процесс с началом советского исторического периода в 1917 году. С этого времени термины «нация» (чаще использовалось «народ»: «татарский народ», «грузинский народ») и «национальность» в нашей стране стали официально идентичны терминам «этнос» и «этничность».

В XIX веке в русском языке также появилось понятие «народность», означающее субэтнос, своего рода, зародыш нового этноса. Понятие «народность» стало официальным термином в советский период, принадлежность к какой-либо народности тоже называлось «национальностью».

После крушения советской системы (и даже несколько раньше) с резким увеличением иностранного информационного влияния в России начался обратный процесс – понятие «нация» часто стало использоваться для обозначения государственной, а не этнической принадлежности. Тем не менее, этот процесс практически не затронул понятие «национальность». Хотя в 1990-е годы из личных данных россиян официально исчезла «национальность», в нашей языковой культуре этот термин обосновался прочно и продолжает жить и активно использоваться вместо слова «этничность».

Что такое «народ»?

Что касается ёмкого и очень важного в России слова «народ», то в современном русском языке оно может иметь разные значения:

а) этнос;

б) население государства;

в) население какой-либо части (региона) государства;

г) население вообще;

д) основная часть населения государства (те, кто не входит в правящую элиту), часто также используют выражение «простой народ»;

е) просто «люди».

Этничность и гены

Большим заблуждением является смешивание понятий этничности и генетического (расового) родства. По понятным причинам, эти категории часто совпадают, но это бывает далеко не всегда. На самом деле в одном этносе могут встречаться представители разных генетических ветвей. Часто это относится к полностью ассимилировавшим представителям других этносов: так, негр, полностью выросший в России, в местной культурной среде, является этническим русским.

У некоторых европейских этносов (французы, итальянцы, болгары, сербы и др.) широко распространены генетически разные типы: как с почти чисто европеоидными признаками (светлые кожа, волосы и глаза), так и с выраженными монголоидными чертами (смуглая кожа, тёмные глаза, чёрные волосы). Также, например, генетиками установлено, что татары и башкиры, которые почти не отличаются по языку и культуре, относятся в целом к разным генетическим ветвям.

Таким образом, выражение типа «славянская внешность» не имеет смысла: славяне ­– понятие этническое (этноязыковая общность), а не расовое (внешность славян очень разная, часто даже внутри одного этноса).

Этноязыковые общности

Несколько схожих этносов составляют этноязыковую общность. Она может возникать как при разделении этноса на части, так и при длительном соседстве разных этносов. В последнем случае родственные этносы могут значительно отличаться в генетическом (расовым) отношении. Примеры этноязыковых общностей: арабы, тюрки, финно-угры, германцы, славяне.

Проблемы терминологии, неоднозначность этнических рамок

Необходимо отметить, что любая терминология и любая классификация по отношению к живой природе или обществу являются несовершенными, в этих теоретических системах всегда будут исключения и неоднозначности. Примеры:

– нет чёткой границы между понятиями субэтноса (народности) и этноса;

– нет чёткой границы между диалектом и отдельным языком;

– нет чёткой границы между этничностью и гражданством:

· не всегда чётко можно определить, в какой момент этнический араб становится этническим французом,

· непонятно, можно ли считать этносом основную часть населения США и если да, то где здесь граница между какой-либо диаспорой и «титульным» этносом государства;

– иногда люди как бы относятся к двум этносам сразу: например, в России многие одновременно ощущают себя и татарином и русским, при этом одинаково знают оба языка и думают на любом из них;

– непонятно, считать ли одним этносом группы с одинаковой культурой, но с совершенно разными языками.

Основные выводы

1) Этнос – это условное (теоретическое) объединение людей в группу по культурно-языковым и территориальному признакам независимо от расового происхождения.

2) Человек может быть жителем (гражданином, подданным) какого-либо государства (то есть относиться к определённой нации), кроме этого иметь определённую этническую принадлежность (этничность) и относиться к определённой генетической (расовой) группе.

3) Понятия «нация» и «этнос», «национальность» и «этничность» идентичны только на территории стран постсоветского пространства. Но в настоящее время есть тенденция к возвращению слову «нация» его исконного значения. Для дальнейшего движения к прекращению существующей терминологической путаницы, по-видимому, было бы также разумно внедрять в живой русский язык слово «этнос», например, предлагая гражданам по желанию указывать в личных данных «этническую принадлежность».

Источник