Какими сходными и отличительными свойствами обладают вещества

1. Что изучает химия? Какие ее важнейшие задачи? Составьте схему, иллюстрирующую значение химии, и обсудите ее с соседом по парте.

Химия — это наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.

К задачам химии относятся:

  1. Изучение веществ и их свойств. Прогнозирование использования веществ на основе этих свойств.
  2. Получение веществ с заданными свойствами для применения в самых разных областях (быт, промышленность, сельское хозяйство, медицина, космонавтика, электроника и проч.).
  3. Охрана окружающей среды (вредные производства, отходы, разрушение озонового слоя Земли и др.).

Значение химии (кратко):

  1. В добывающих отраслях промышленности: добыча и переработка полезных ископаемых, в том числе нефти и газа.
  2. В обрабатывающей промышленности: переработка сырья, производство пластмасс, полимеров, лаков, красок, синтетических тканей и многого другого.
  3. В пищевой промышленности: переработка сырья, разработка и производство ароматизаторов, консервантов, пищевых красителей и добавок.
  4. В сельском хозяйстве: разработка и производство удобрений, пестицидов и гербицидов.
  5. В медицине: разработка и производство лекарственных средств.

2. Чем различаются понятия «вещество» и «тело»? Приведите примеры.

Каждое тело имеет форму и объем.  Некоторые ошибочно указывают массу, но масса есть и у вещества. Будет ли порошок серы (скажем, объемом с чайную ложку) обладать массой? А кусок серы? Что из них тело, а что вещество?

Примеры тел: металлический шарик, оконное стекло, автомобильная покрышка…

Вещество — это устойчивая совокупность частиц (атомов, ионов или молекул), обладающая определёнными химическими и физическими свойствами (агрегатное состояние, цвет, запах, вкус, плотность, электропроводность, теплопроводность, растворимость в воде, температуры плавления и кипения) . 

Примеры веществ (из которых состоят тела, указанные выше): железо, стекло, резина.

3. Из следующего перечня выпишите отдельно названия веществ и предметов (физических тел): железо, термометр, медь, капрон, ртуть, напильник, нож, сахар.

Вещества: железо, медь, ртуть, капрон, сахар (если речь не идет о кусочке сахара, который имеет форму и объем, а значит относится к телам).

Физические тела: термометр, напильник, нож.

4. Какими сходными и отличительными свойствами обладают следующие вещества: а) поваренная соль и сахар; б) уксус и вода?

а) Сходство: кристаллические вещества белого цвета. Хорошо растворимы в воде. Имеют вкус, но не имеют запаха.

а) Различие: вкус, сахар — органическое вещество, а соль — неорганическое.

б) Сходство: прозрачные бесцветные жидкости.

б) Различие: уксус обладает резким запахом, кислым вкусом. Уксусная кислота — вещество органическое, а вода — неорганическое.

5. На основе жизненного опыта и используя дополнительную литературу, сравните физические свойства меди и серы. Ответ оформите в виде таблицы.

Агрегатное состояниетвердоетвердое
ЦветЗолотисто-розовыйСветло-желтый
ЗапахОтсутствуетОтсутствует
Плотность8,92 г/см32,07 г/см3
Растворимость в водеНетНет
ТеплопроводностьХорошая (394 Вт/(м·град))Плохая (0,27 Вт/(м·град))
ЭлектропроводностьХорошая (57х104 см-1)Не проводит эл. ток
Температура плавления1 083,4 °С112,85 °С
Температура кипения2 560 °С444,6 °С

Тестовые задания

1. В каком ряду находятся названия только веществ?
1) медь, медная проволока, стекло, колба
2) железо, сахар, соль, уксус
3) вилка, ножницы, фарфоровая ваза, стакан

Ответ: ряд 2 — железо, сахар, соль, уксус.

2. В каком ряду находятся названия только тел?
1) крахмал, белок, соль, песок
2) подсолнечное масло, железо, очки, ложка
3) колба, стакан, фужер, стеклянная банка

Ответ: ряд 3 — колба, стакан, фужер, стеклянная банка.

Источник