Какими сходными и отличительными свойствами обладают уксусная кислота

Какими сходными и отличительными свойствами обладают уксусная кислота thumbnail

Со школьной скамьи мы помним задания на уроках химии — сравнить свойства разных веществ: кристаллов, жидкостей и т.д. Сегодня мы совершим путешествие во времени. Вернемся назад в школу и проведем сравнительный анализ обыкновенной воды и уксусной кислоты. С этими жидкостями мы сталкиваемся не так уж и редко. Особенно с водой. Что касается уксуса, то в хозяйстве всегда должна быть бутылка этого вещества. Попробуем сравнить их…

Для начала уточним терминологию

Как мы знаем из курса химии, характеристики того или иного вещества зависят не только от химического состава. Большую роль играют концентрация элементов и наличие примесей. Например, уксусная кислота неоднородна по составу: бывает столовый уксус 3,6 и 9%, уксусная эссенция и т.д. Эти вещества хоть и относятся к одному химическому классу, но имеют существенные различия.

Рассмотрим подробнее:

  • Уксусная кислота — это продукт окисления этилового спирта или же перегонки биологического сырья. К такому сырью относят переспелые фрукты, забродившие соки и вина. 100% уксус относится к категории слабых кислот, хорошо смешивается с водой, спиртом, бензолом и эфиром. При смешивании с Н2О получают уксусную эссенцию с концентрацией 70-80%.
  • Столовый уксус — этот незаменимый в кулинарии и быту продукт получают разбавлением уксусной эссенции. Если исходное вещество имеет концентрацию 70-80%, то столовый уксус, обильно заправленный водой — всего 3, 6 или 9%. Получить из эссенции столовый уксус несложно. Достаточно правильно рассчитать объемы жидкостей.

Мы определили, что уксус имеет различную концентрацию, которая и определяет свойства, назначение и название раствора. Приступим к сравнению воды и уксусной кислоты.

Что важно при сравнительном анализе жидкостей?

В лаборатории, как правило, изучают физические и химические показатели веществ.

В первом случае определяют:

  • Оптические характеристики — мутность/прозрачность, поглощение световых лучей.
  • Вкус, запах.
  • Температуру газообразование или плавления.
  • Теплопроводность и теплоемкость.
  • Плотность.
  • Электропроводимость и другие свойства.

Химические показатели — это способность вещества вступать в реакции с другими химическими соединениями.

Итак, вода и уксусная кислота — прозрачные субстанции, которые при небольших объемах не имеют цвета. Температура кипения воды и уксуса примерно равные: вода — 100 градусов, а уксусная кислота — 118 градусов Цельсия. Уксус несколько плотнее воды, примерно на 1,05 кг/м3.

Физические отличия воды и уксуса:

  • Чистая вода не обладает вкусом и запахом, тогда как уксусная кислота имеет характерный кисловатый привкус и резкий запах.
  • Поверхностное натяжение воды выше в 3 раза и составляет 72,86 мН/м против 27,8 мН/м уксуса.
  • При охлаждении вода превращается в кристаллы, а уксус в льдистую массу.
  • Теплоемкость воды также выше в 2 раза — 4,1 Дж/г·K против 2,01 Дж/г·K уксуса.

Кроме того, различия уксуса и воды вызваны и химическими свойствами. В частности кислота имеет куда более сложную формулу — CH3COOH и представляет собой органическое вещество. Вода же — это неорганика и её формула проста — Н2О.

Общие химические показатели:

  • Вода и уксус взаимодействуют с активными металлами — натрием, кальцием, калием и другими. Результат реакции — водород.
  • Взаимодействуют с хлором и щелочными оксидами.

Отличительные характеристики:

  • Вода имеет рН около 7, тогда как уксус — это кислота с рН равным 3.
  • Вода — растворитель, тогда как уксус — окислитель.
  • Н2О реагирует с солями слабых кислот — гидролиз, а уксус нет.
  • Вода разлагается на молекулярные составляющие под воздействием электротока и высоких температур. Подобная реакция для уксусной кислоты потребует больших затрат энергии и наличие вещества-катализатора.

Уважаемые читатели!
Спасибо, что читаете наш блог! Получайте самые интересные публикации раз в месяц оформив подписку. Новым читателям предлагаем попробовать нашу воду бесплатно, при первом заказе выберите 12 бутылок (2 упаковки) минеральной воды BioVita или питьевой воды Stelmas. Операторы свяжутся с Вами и уточнят детали. Тел. 8 (800) 100-15-15

* Акция для Москвы, МО, Санкт-петербурга, ЛО

Получи самые интересные публикации

Вы можете отписаться в любой момент

Спасибо за подписку на нашу рассылку

Источник

На уроках химии часто дают задание сравнить свойства различных веществ – жидкостей, кристаллов. Сегодня мы постараемся разобраться, в чем сходства и различия уксусной кислоты и воды. С этими жидкостями мы сталкиваемся практически каждый день, и, чтобы не навредить себе, необходимо четко понимать разницу между ними.

Разберемся с терминами

В первую очередь нужно разъяснить некоторые моменты. Свойства определенного вещества зависят не только от его химической природы, но и от концентрации и наличия примесей. Существуют такие понятия, как уксусная кислота, уксусная эссенция и столовый уксус. Многие из нас эти понятия не различают. Сейчас мы расскажем, каковы сходные и отличительные свойства уксуса и воды.

Уксусная кислота – это чистый продукт, который получают путем окисления этилового спирта или перегонки биологического материала.

характеристика уксусной кислоты

Сырьем могут служить спелые фрукты, соки или вина. В результате этого процесса получают 100% кислоту. Если вещество разбавить некоторым количеством чистой воды, получают уксусную эссенцию. Ее концентрация может составлять от 30 до 80%, но чаще всего встречается 70–80% раствор.

Столовый уксус получают путем разбавления уксусной эссенции большим количеством воды. Обычно концентрация такого продукта составляет 3, 6 или 9%. Именно такой уксус чаще всего встречается на прилавках наших магазинов и используется хозяйками в кулинарных целях. Превратить эссенцию в столовый уксус может любой, прежде математически рассчитав необходимые объемы жидкостей (методом креста).

Мы с вами выяснили, что уксус может иметь разную концентрацию, от которой и зависит название раствора. Далее рассмотрим свойства уксусной кислоты и воды, выделяя их сходства и отличия.

Показатели

Сравнивая различные жидкости, обращают внимание на основные физические и химические показатели. К физическим относятся:

  • оптические показатели (прозрачность, поглощение света);
  • наличие запаха и вкуса;
  • температура плавления и газообразования;
  • теплоемкость и теплопроводность;
  • электропроводимость;
  • плотность и др.

Химические характеристики показывают способность вещества реагировать с теми или иными химическими соединениями.

Физические характеристики

Оба наши предмета сравнения – прозрачные жидкости, которые при малом объеме не имеют цвета. Также вещества имеют близкие значения температуры плавления (вода – 0 °C, уксус – 16 °C) и газообразования (100 и 118 °C соответственно). Плотность уксуса относительно воды составляет 1,05 (вода – 1 кг/м3). На этом общие физические признаки заканчиваются.

Читайте также:  На каких физических свойствах основано получение метана в лаборатории

Отличительные черты:

  • Чистая вода не имеет ни вкуса, ни запаха, в то время как уксус отличается кислым вкусом и характерным резким запахом.
  • Поверхностное натяжение кислоты при нормальных условиях равно 27,8 мН/м, тогда как у воды это значение намного выше (72,86 мН/м) и уступает только ртути.
  • При замерзании вода превращается в кристаллы льда, а уксусная кислота – в льдовидную массу.
  • Удельная теплоемкость кислоты составляет 2,01 Дж/г·K, а у воды данное значение выше – 4, 187 Дж/г·K. Это связано с тем, что при испарении H2O нужно много энергии для разрыва водородных связей.

Химические свойства

Сходства и различия уксуса и воды связаны с их химической природой.

Уксусная кислота имеет формулу CH3COOH и является органическим веществом, а вода – неорганическое соединение с формулой H2O.

Общие признаки:

  • Взаимодействие с активными металлами: калием, кальцием, натрием и др. В результате реакций образуется водород.
  • Дают реакцию со щелочными оксидами. Отличие заключается в выходных продуктах.
  • Взаимодействуют с хлором, только в ходе реакции с водой образуется хлорная кислота, а с уксусом – хлоруксусная.
  • Иногда H2O рассматривают как основание и кислоту одновременно.

Отличительные свойства:

  • H2O плохо диссоциирует, а также имеет нейтральное значение pH (7), CH3COOH – слабая и легко диссоциирующая кислота со значением pH около 3.
  • Вода чаще всего выступает в роли сильнополярного растворителя, а уксус – окислителя.
  • H2O реагирует с солями слабых кислот и оснований, в результате чего происходит их полный гидролиз.
  • Вода способна разлагаться на молекулярные составляющие под действием электрического тока и высоких температур. Разложение CH3COOH требует много энергии и наличие катализатора.

Изучение свойств уксусной кислоты: Видео

Оценка статьи:

(Пока оценок нет)

Загрузка…

Источник

1. Что изучает химия? Какие ее важнейшие задачи? Составьте схему, иллюстрирующую значение химии, и обсудите ее с соседом по парте.

Химия — это наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.

К задачам химии относятся:

  1. Изучение веществ и их свойств. Прогнозирование использования веществ на основе этих свойств.
  2. Получение веществ с заданными свойствами для применения в самых разных областях (быт, промышленность, сельское хозяйство, медицина, космонавтика, электроника и проч.).
  3. Охрана окружающей среды (вредные производства, отходы, разрушение озонового слоя Земли и др.).

Значение химии (кратко):

  1. В добывающих отраслях промышленности: добыча и переработка полезных ископаемых, в том числе нефти и газа.
  2. В обрабатывающей промышленности: переработка сырья, производство пластмасс, полимеров, лаков, красок, синтетических тканей и многого другого.
  3. В пищевой промышленности: переработка сырья, разработка и производство ароматизаторов, консервантов, пищевых красителей и добавок.
  4. В сельском хозяйстве: разработка и производство удобрений, пестицидов и гербицидов.
  5. В медицине: разработка и производство лекарственных средств.

2. Чем различаются понятия «вещество» и «тело»? Приведите примеры.

Каждое тело имеет форму и объем.  Некоторые ошибочно указывают массу, но масса есть и у вещества. Будет ли порошок серы (скажем, объемом с чайную ложку) обладать массой? А кусок серы? Что из них тело, а что вещество?

Примеры тел: металлический шарик, оконное стекло, автомобильная покрышка…

Вещество — это устойчивая совокупность частиц (атомов, ионов или молекул), обладающая определёнными химическими и физическими свойствами (агрегатное состояние, цвет, запах, вкус, плотность, электропроводность, теплопроводность, растворимость в воде, температуры плавления и кипения) . 

Примеры веществ (из которых состоят тела, указанные выше): железо, стекло, резина.

3. Из следующего перечня выпишите отдельно названия веществ и предметов (физических тел): железо, термометр, медь, капрон, ртуть, напильник, нож, сахар.

Вещества: железо, медь, ртуть, капрон, сахар (если речь не идет о кусочке сахара, который имеет форму и объем, а значит относится к телам).

Физические тела: термометр, напильник, нож.

4. Какими сходными и отличительными свойствами обладают следующие вещества: а) поваренная соль и сахар; б) уксус и вода?

а) Сходство: кристаллические вещества белого цвета. Хорошо растворимы в воде. Имеют вкус, но не имеют запаха.

а) Различие: вкус, сахар — органическое вещество, а соль — неорганическое.

б) Сходство: прозрачные бесцветные жидкости.

б) Различие: уксус обладает резким запахом, кислым вкусом. Уксусная кислота — вещество органическое, а вода — неорганическое.

5. На основе жизненного опыта и используя дополнительную литературу, сравните физические свойства меди и серы. Ответ оформите в виде таблицы.

Агрегатное состояниетвердоетвердое
ЦветЗолотисто-розовыйСветло-желтый
ЗапахОтсутствуетОтсутствует
Плотность8,92 г/см32,07 г/см3
Растворимость в водеНетНет
ТеплопроводностьХорошая (394 Вт/(м·град))Плохая (0,27 Вт/(м·град))
ЭлектропроводностьХорошая (57х104 см-1)Не проводит эл. ток
Температура плавления1 083,4 °С112,85 °С
Температура кипения2 560 °С444,6 °С

Тестовые задания

1. В каком ряду находятся названия только веществ?
1) медь, медная проволока, стекло, колба
2) железо, сахар, соль, уксус
3) вилка, ножницы, фарфоровая ваза, стакан

Ответ: ряд 2 — железо, сахар, соль, уксус.

2. В каком ряду находятся названия только тел?
1) крахмал, белок, соль, песок
2) подсолнечное масло, железо, очки, ложка
3) колба, стакан, фужер, стеклянная банка

Ответ: ряд 3 — колба, стакан, фужер, стеклянная банка.

Источник

Цели. Образовательные: рассмотреть
общие свойства карбоновых кислот в сравнении со
свойствами минеральных кислот. Сравнить
физические свойства спиртов и карбоновых кислот.

Развивающие: развивать интеллектуальные
умения – выделять главное, анализировать,
сравнивать, делать выводы, использовать ранее
накопленные знания по химии в контексте нового
материала, расширять научную лексику в
результате введения в активный словарь новых
терминов, продолжать формирование умений
оформлять результаты своей работы и делать
обобщения на основании полученных результатов.

Воспитательные: воспитывать
коммуникативные навыки, формировать научное
мировоззрение, интерес к предмету, поддерживать
устойчивую мотивацию к изучению химии на
основании положительного эмоционального
восприятия предмета.

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать строение
функциональной группы карбоновых кислот; общие
физические свойства карбоновых кислот.

Уметь объяснять взаимное влияние атомов в
функциональной группе, образование водородной
связи между молекулами карбоновых кислот;
кислотные свойства карбоновых кислот.

Ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

Лабораторное оборудование и реактивы:
пробирки; растворы соляной и уксусной кислот,
раствор сульфата меди(II), порошок оксида магния,
лакмус, растворы гидроксида натрия, карбоната
натрия.

Читайте также:  Какими свойствами должна обладать рабочая жидкость

Таблицы и дидактические материалы к уроку:
«Физические свойства некоторых предельных
одноатомных спиртов и предельных одноосновных
карбоновых кислот», «Водородная связь между
молекулами спиртов и карбоновых кислот».

Литература: Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н.,
Пономарев С.Ю., Теренин В.И.
Химия. 10 класс. М.:
Дрофа, 2005.

Компакт-диск «Химия в школе. Сложные химические
соединения в повседневной жизни». (Серия
«Электронные уроки и тесты».) М.: Новый диск, 2005.

ХОД УРОКА

Ум заключается не только в знаниях,
но и в умении применять знания на деле…
Аристотель

Урок начинается с игры «Черный ящик», в ходе
которой формулируются тема, цели и задачи урока.

Учитель. Вам уже известны общие физические
свойства карбоновых кислот, знаете вы и строение
функциональной группы, номенклатуру этих
кислородосодержащих органических соединений. А
хорошо ли вам знакомы отдельные представители
этого класса соединений?

1. Задание «Черный ящик».

1-е  в е щ е с т в о.

У меня в черном ящике находится удивительное,
но хорошо вам знакомое вещество. Название этого
вещества древними греками отождествлялось с
самим представлением о кислом. Нам оно хорошо
известно в жидком агрегатном состоянии, но при
охлаждении ниже 17 °С превращается в
бесцветные кристаллы, похожие на лед.

Какими сходными и отличительными свойствами обладают уксусная кислота
Уксусная кислота

О т в е т. Уксусная кислота (в
ящике
находится бутылка с уксусом).

2-е  в е щ е с т в о.

В черном ящике находится вещество, которым
богаты плоды цитрусовых. В мякоти апельсина его
около 2 %, в лимоне – 6 %. Было впервые
выделено в 1784 г. К.Шееле.

Какими сходными и отличительными свойствами обладают уксусная кислота
Плоды, богатые лимонной кислотой…

О т в е т. Лимонная кислота (в
черный ящик можно поместить
апельсины, лимоны, пакетики с лимонной кислотой).

3-е  в е щ е с т в о.

Впервые было получено алхимиком Агриколой,
который наблюдал при прокаливании янтаря
похожий на соль белый налет этого вещества;
используется в медицине.

О т в е т. Янтарная кислота (таблетки
янтарной кислоты
и табличка с формулой НООС–СН2–СН2–СООН).

Учитель. Янтарная кислота – настоящий
подарок для нас. Это естественное вещество,
которое присутствует в организме,
вырабатывается им. При приеме внутрь не вызывает
привыкания и особых побочных эффектов, укрепляет
иммунитет, усиливает клеточное дыхание,
способствует усвоению кислорода клетками.

2. Беседа по итогам мини-разминки.

• К какому классу кислородосодержащих
органических соединений относятся эти вещества?

• Как называется функциональная группа,
содержащаяся в этих соединениях?

• Какие свойства веществ помогли нам их быстро
определить?

• Как вы думаете, какие свойства
продемонстрированных органических соединений
мы еще не рассматривали?

В ходе обсуждения ответов формулируются новые
вопросы:

• Какая связь существует между свойствами
карбоновых кислот и их строением?

• Сходны ли по свойствам органические кислоты
и минеральные, и если сходны, в чем причина этого?

3. Работа в малых группах.

Затем определяются направления и способы
дальнейшей работы, заранее оговариваются формы
представления результатов, критерии их
оценивания. Работа класса организуется в малых
группах, каждая из которых выполняет собственное
исследование.

Г р у п п а 1.
«Исследование строения предельных карбоновых
кислот, сравнение физических свойств предельных
карбоновых кислот и предельных одноатомных
спиртов».

На основе молекулярной формулы уксусной
кислоты и общей формулы карбоновых кислот,
учитывая положения теории строения органических
соединений, группе необходимо рассмотреть
электронное строение уксусной кислоты. Указать
взаимное влияние атомов в функциональной группе
карбоновых кислот; провести сравнение
температур кипения и плавления спиртов и кислот
(табл. 1).

Таблица 1

Физические свойства некоторых
предельных одноатомных спиртов
и предельных одноосновных карбоновых кислот

СпиртыКарбоновые кислоты
Формула спиртаТемпература, °СФормула кислотыТемпература, °С
плавлениякипенияплавлениякипения
СН3ОН–9865Н–СООН8,3100,8
С2Н5ОН–11778СН3–СООН16,8118,1
С3Н7ОН–12797С2Н5–СООН–20,8141,1
С4Н9ОН–80118С3Н7–СООН–5163,5

Шаги решения исследовательской задачи:
определение валентности всех химических
элементов в молекулярной формуле уксусной
кислоты; выделение функциональной группы; на
основе положения химических элементов в таблице
Д.И.Менделеева проведение анализа смещения
электронной плотности в молекуле.

Задание для группы 1.

Прочитайте соответствующий раздел учебника.
Рассмотрите представленную таблицу (см. табл. 1) и
справочную информацию. Составьте структурную и
электронную формулы уксусной кислоты, объясните
смещение электронной плотности в молекуле
органической кислоты, сравните физические
свойства предельных одноатомных спиртов и
предельных одноосновных карбоновых кислот.
Составьте схему образования водородной связи
между двумя молекулами уксусной кислоты.

Низшие члены гомологического ряда
одноосновных карбоновых кислот являются
жидкостями. Муравьиная, уксусная и пропионовая
кислоты обладают резким запахом, смешиваются с
водой в любых соотношениях. Последующие кислоты,
начиная с масляной, имеют неприятный запах и
ограниченно растворяются в воде. Высшие
кислоты – твердые вещества, нерастворимые в
воде.

Результатом работы являются схемы: смещение
электронной плотности в молекуле уксусной
кислоты; образование водородных связей между
молекулами.

Г р у п п а 2.
«Исследование взаимодействия уксусной и соляной
кислот с металлами и действие на индикатор».

Группе необходимо на основе знаний о
химических свойствах минеральных кислот (на
примере соляной кислоты) выдвинуть гипотезу о
возможности переноса этих свойств на уксусную
кислоту. Учащиеся самостоятельно проводят
химический эксперимент и сравнивают
взаимодействие соляной и уксусной кислот с
лакмусом и порошком магния, соблюдая правила
техники безопасности. В ходе выполнения
лабораторного опыта учащиеся должны подтвердить
или опровергнуть предположение о сходстве общих
химических свойств минеральных и органических
кислот.

Задание для группы 2.

Лабораторная работа.
Свойства уксусной кислоты в сравнении со
свойствами соляной кислоты

О п ы т  1. В две пробирки налейте по 1–2 мл
раствора уксусной кислоты (помните о правилах
техники безопасности при работе с органическими
веществами и минеральными кислотами). В 1-ю
пробирку внесите 1–2 капли лакмуса (отметьте цвет
индикатора). Во 2-ю пробирку добавьте немного
порошка магния.

О п ы т  2. В две пробирки налейте по 1–2 мл
раствора соляной кислоты (помните о правилах
техники безопасности при работе с кислотами). В
одну пробирку добавьте 1–2 капли лакмуса
(отметьте цвет индикатора). В другую добавьте
немного порошка магния.

Читайте также:  Какие свойства солнечного света

Отметьте, какие изменения произошли в опытах.
Сделайте соответствующий вывод. Составьте
полные и сокращенные ионные уравнения
проведенных реакций.

Результатом работы являются наблюдения,
оформленные в виде таблицы (табл. 2), записи
уравнений реакций, вывод, а также названия
полученных веществ.

Таблица 2

Вещество№ опытаДействиеНаблюдениеУравнение реакции
Уксусная кислота1Взаимодействие с лакмусомЛакмус окрасился в красный цвет
Взаимодействие с магниемВыделение газа

Какими сходными и отличительными свойствами обладают уксусная кислота

2Н+ + Mg = Mg2+ + Н2

Соляная кислота2Взаимодействие с лакмусомЛакмус окрасился в красный цвет
Взаимодействие с магниемВыделение газа

Какими сходными и отличительными свойствами обладают уксусная кислота

2Н+ + Mg = Mg2+ + Н2

Вывод. Уксусная и соляная кислоты
одинаково взаимодействуют с активным металлом
магнием. Магний вытесняет водород из растворов
кислот. Лакмус в обеих кислотах окрашивается в
красный цвет.

Г р у п п а 3.
«Исследование взаимодействия уксусной и соляной
кислот с оксидами металлов и основаниями».

Группе необходимо на основе знаний о
химических свойствах минеральных кислот (на
примере соляной кислоты) выдвинуть гипотезу о
возможности переноса этих свойств на уксусную
кислоту. Учащиеся самостоятельно проводят
химический эксперимент и сравнивают
взаимодействие соляной и уксусной кислот с
раствором щелочи и оксидом магния.

Задание для группы 3.

Лабораторная работа.
Свойства уксусной кислоты в сравнении со
свойствами соляной кислоты

О п ы т  1. В две пробирки налейте по 1–2 мл
раствора уксусной кислоты (помните о правилах
техники безопасности при работе с органическими
веществами). В 1-ю пробирку добавьте немного
порошка оксида магния. Во 2-ю пробирку внесите 1–2
капли лакмуса (отметьте цвет индикатора), затем
нейтрализуйте кислоту раствором щелочи
(гидроксида натрия).

О п ы т  2. В две пробирки налейте 1–2 мл
раствора соляной кислоты (помните о правилах
техники безопасности при работе с кислотами). В
1-ю пробирку добавьте немного порошка оксида
магния. Во 2-ю пробирку внесите 1–2 капли лакмуса
(отметьте цвет индикатора), затем нейтрализуйте
кислоту раствором щелочи.

Отметьте, какие изменения произошли. Сделайте
соответствующий вывод. Составьте полные и
сокращенные ионные уравнения проведенных
реакций. Наблюдения оформите в виде таблицы
(табл. 3).

Таблица 3

Результатом работы являются уравнения
химических реакций, названия полученных веществ
и вывод.

Вывод. Уксусная и соляная кислоты одинаково
реагируют с оксидами металлов и щелочами,
образуя соответствующие соли и воду.

Г р у п п а 4.
«Исследование взаимодействия уксусной и соляной
кислот с солями и нерастворимыми основаниями».

Группе необходимо выдвинуть предположение
о сходстве химических свойств минеральных и
органических кислот. Учащиеся самостоятельно
проводят химический эксперимент, в котором
сравнивают взаимодействие этих кислот с
карбонатом натрия и гидроксидом меди(II).

Задание для группы 4.

Лабораторная работа.
Свойства уксусной кислоты в сравнении со
свойствами соляной кислоты

О п ы т  1. Налейте в 1-ю пробирку 2–3 мл
раствора сульфата меди(II) и прибавьте 1–2 мл
раствора гидроксида натрия (отметьте, что
наблюдаете), затем налейте немного уксусной
кислоты. Во 2-ю пробирку налейте 1–2 мл раствора
уксусной кислоты, затем добавьте раствор
карбоната натрия.

О п ы т  2. Налейте в 1-ю пробирку 2–3 мл
раствора сульфата меди(II) и прибавьте 1–2 мл
раствора гидроксида натрия (отметьте, что
наблюдаете), затем налейте раствор соляной
кислоты. Во 2-ю пробирку налейте 1–2 мл раствора
соляной кислоты, затем добавьте раствор
карбоната натрия.

Отметьте, какие изменения произошли в опытах.
Сделайте соответствующий вывод. Составьте
полные и сокращенные ионные уравнения
проведенных реакций. Наблюдения оформите в виде
таблицы (табл. 4).

Таблица 4

Вещество№ опытаДействиеНаблюдениеУравнения реакций
Уксусная кислота1Взаимодействие с нерастворимым
основанием – гидроксидом меди(II)
При смешивании растворов
сульфата меди(II) и гидроксида натрия выпал осадок
синего цвета, который растворяется при
добавлении раствора уксусной кислоты

Какими сходными и отличительными свойствами обладают уксусная кислота

Взаимодействие с раствором
карбоната натрия
Выделение газаКакими сходными и отличительными свойствами обладают уксусная кислота
Соляная кислота2Взаимодействие с нерастворимым
основанием – гидроксидом меди(II)
При смешивании растворов
сульфата меди(II) и гидроксида натрия выпал осадок
синего цвета, который растворяется при
добавлении раствора соляной кислоты
Какими сходными и отличительными свойствами обладают уксусная кислота
Взаимодействие с раствором
карбоната натрия
Выделение газа

Какими сходными и отличительными свойствами обладают уксусная кислота

Результатом исследования являются
записи уравнений химических реакций, названий
полученных веществ и вывод.

Вывод. Уксусная и соляная кислоты проявляют
общие химические свойства, реагируют с
нерастворимыми основаниями и солями.

4. Представление и оценка результатов.

После завершения исследования группы
представляют результаты своей работы, которые
оцениваются по следующим критериям:

1) Умение школьников кратко обобщить и записать
итог выполненной работы в виде химических
формул, уравнений, выводов.

2) Умение учащихся конкретно, полно, развернуто
и научно объяснить полученные результаты
исследования.

3) Использование средств наглядности (моделей,
таблиц, схем, эксперимента) для обоснования своих
теоретических выводов.

4) Умение учащихся правильно говорить на
«химическом языке».

5) Участие (активность) каждого ученика в работе
группы.

6) Умение учащихся анализировать, сравнивать,
логически мыслить и делать выводы.

5. Закрепление знаний.

В качестве закрепления знаний и обобщения
полученных результатов учащимся предлагается
ответить на вопросы мини-теста «Пятерочка» (если
учащиеся отвечают правильно, то в таблице
ответов (табл. 5) появляется цифра пять).

Таблица 5

Какими сходными и отличительными свойствами обладают уксусная кислота

Тест

Отметьте правильные ответы (их может быть
несколько) в таблице.

1. Раствор уксусной кислоты реагирует с
веществами:

а) NН3; б) FeO; в) Na2CO3; г) ZnO; д) CO.

2. Предельные одноосновные карбоновые
кислоты имеют общую формулу:

а) СnН2nO; б) СnН2nO2;
в) СnН2n+2O;

г) СnН2nO3; д) СnН2n–2O2.

3. Следующие признаки верно отражают
физические свойства уксусной кислоты:

а) газообразное вещество;

б) имеет характерный запах;

в) хорошо растворяется в воде;

г) при комнатной температуре бесцветная
жидкость;

д) плохо растворяется в воде.

4. Соли уксусной кислоты называются:

а) формиаты; б) цитраты; в) пропионаты;

г) ацетаты; д) оксалаты.

5. При взаимодействии уксусной кислоты с
карбонатом натрия образуются вещества:

а) Н2СО3; б) СО2;в) Н2О;

г) СН3СООNa; д) NaОН.

Л и т е р а т у р а

Артеменко А.И. Удивительный мир
органической химии. М.: Дрофа, 2004; Новошинский
И.И., Новошинская Н.С.
Органическая химия. 11
класс. М.: Образование, 2006; Бердоносов С.С.,
Менделеева Е.А
. Химия. Новейший справочник. М.:
Махаон, 2006.

И.А.УКРАИНЦЕВА,
учитель химии гимназии № 1
(г. Калининград)

Источник