Какими психическими свойствами обладает малолетний ребенок

Какими психическими свойствами обладает малолетний ребенок thumbnail

Основа изучения личности несовершеннолетних

На исследование личности несовершеннолетних направлены многие науки, включая педагогику, психологию, психиатрию, криминологию и др. Психология несовершеннолетних исследует акцентуации характера и девиантное поведение подростков; психологические особенности расследования совершенных преступлений этой категории людей; психологию и педагогику несовершеннолетних в гражданском процессе.

Правовой и педагогической наукой выделяется несколько основных периодов возраста лиц, которые не достигли совершеннолетия:

  • малолетний возраст, младенчество (от рождения до 1 года);
  • период раннего детства (1 год — 3 года);
  • дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет);
  • младший школьный возраст (6 — 11–12 лет);
  • подростковый возраст (от 11–12 до 14–15 лет);
  • раннее юношество (от 14–15 до 17–18 лет).

Особенности подросткового возраста

Юридическая и психологическая литература отмечает, что в жизни человека существует несколько трудных и переломных этапов. Особенной стадией является подростковый возраст, отрочество (от 14 до 16 лет). В большинстве это связано с началом полового созревания, параллельно которому другие биологические системы организма достигают своей зрелости.

Переходный подростковый возраст крайне противоречив. У подростков происходит формирование нового самосознания с появлением стремления понять себя, собственные возможности и особенности. Этим обусловлены постоянные конфликты с другими людьми, их преломление в понятии и сознании подростков. Гормональное созревание в этом возрасте способно привести к эмоциональной неустойчивости, высокой раздражительности, неадекватным реакциям, часто перетекающим в неуправляемость и злобу. Как известно, подросток по причине обостренного чувства взрослости стремится к замене «морали подчинения», которая раньше характеризовала отношения ребенка и взрослых, на «мораль равенства». Наряду с этим именно для подросткового возраста характерно окончание усвоения базовых юридических и моральных норм поведения личности.

Обучение и воспитание ребенка в школе, к сожалению, не всегда соответствует его творческой активности, поскольку наблюдается непрерывная смена учебных программ, отступление от традиционных методов преподавания и внедрение в процесс обучения западных приемов и средств, что не всегда оправдывает себя в нашей стране.

Помимо этого, в школах появляются дети, которые по причине ограниченных способностей не могут освоить программу среднего образования. Их самоутверждение происходит через ассоциативное поведение. Далее многие из таких детей попадают в колонии, а общественность получает «квалифицированных правонарушителей». Важно заострить внимание на накоплении разнообразных поводов для конфликтов взрослых и подростков, которые возникают как в семьях, так и в школах, на улице, в общественных местах. Особое значение здесь имеет проблема криминогенности семейного благополучия.

Семейное воспитание и обязанности родителей

Педагогическая, психологическая и юридическая литература подробно освещает недостатки семейного воспитания. В целом они состоят в невыполнении (ненадлежащем выполнении) матерью и отцом своих обязанностей в процессе воспитания ребенка. Область криминологии включает анализ просчетов в воспитании и факторы неблагополучия в семье, которые способствуют акцентуации характера, девиантному поведению и проявлению правонарушений и преступлений.

Несоответствующее выполнение родителями собственных обязанностей также может обладать невиновным характером в случае появления объективных, возникающих без вины родителей трудностей, которые они сами не способны преодолеть. Здесь можно столкнуться с самонадеянностью или небрежностью в воспитании ребенка.

Большой вред для развития подростка наносит неблагополучная семья. В таких семьях может быть родительское пьянство, отсутствие материальной или иной поддержки со стороны одного из родителей, уклонение от уплаты алиментов и др. Неблагополучная семья не может обеспечить ребенку необходимого умственного и физического развития, не происходит своевременное выявление различных заболеваний, присутствует легкомысленное отношение к необходимости лечения ребенка, причинение травм в результате побоев и др.

Ребенок из неблагополучной семьи приходит в школу менее подготовленным, психически травмированным, обычно у него уже сформированы психопатические черты характера, недостаточно развито волевое торможение (отсутствует усидчивость, отрицательная реакция на замечания преподавателя, окружающих и т.д.). Подросток часто пытается найти понимание и поддержку на стороне, обычно у своих ровесников или более старших детей, которые живут в похожих условиях.

Вне дома и школы такие ребята часто оказываются под влиянием криминогенных групп, которые не имеют четкой ориентации на совершение преступлений. При этом ее участники, как правило, оказываются в числе людей, совершивших преступление. Криминогенная группа является своеобразной психологической опорой для несовершеннолетнего преступника. Совершать преступления подростки часто предпочитают в группе (агрессивные хулиганские действия, грабеж, разбой и др.).

Читайте также:  Слово свойство какая часть речи

Правовое положение этой группы лиц регулируют нормы Конституции РФ, Семейный кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка, соответствующие статьи УК РФ.

Статья 38 Конституции РФ гласит, что забота о детях и их воспитание является равным правом и представляет собой обязанность родителей. Данная ответственность обеспечивается Конституцией (ст. 156 УК РФ). В соответствии с этой статьей преступление заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении (действие или бездействие) обязанности осуществлять заботу о воспитании несовершеннолетних, включая жестокое обращение с ними.

Обязанность матери и отца воспитывать несовершеннолетних и заботиться о защите их прав и законных интересов определяется статьями 56, 63–65, 93, 150 Семейного кодекса РФ.

Уголовный Кодекс РФ, в свою очередь, рассматривает преступления против несовершеннолетних в гл. 20. Например, ст. 150 и 151 УК РФ рассматривают наказание за вовлечение несовершеннолетних граждан в совершение преступлений (антиобщественных действий). Вовлечение несовершеннолетних в преступления включает действия, связанные с использованием физического или психологического насилия (лесть, побои, угрозы, уговоры, запугивание, подкуп, обман, призвание к мести, обещание содействия в реализации похищенного и др.), вынуждающие их участвовать в преступности.

Антиобщественные действия включают употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, проституцию, бродяжничество или попрошайничество.

Семейные преступления также регулирует ст. 152 УК РФ (подмена детей), 154 (незаконное усыновление (удочерение), 155 (тайна усыновления (удочерения), 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).

Источник

допрос несовершеннолетний потерпевший

Личность несовершеннолетнего потерпевшего еще недостаточно изучена в криминологическом (виктимологическом- от лат. victima – жертва, logos – учение), социологическом и уголовно-правовом аспектах. Глубокое изучение поведения несовершеннолетнего потерпевшего в данных направлениях имеет большое теоретическое и практическое значение в плане виктимологической профилактики различных видов преступлений.

Между личностью любого человека и его поведением существует неразрывная связь. Личность и ее психические свойства «одновременно и предпосылка, и результат ее деятельности». Внутреннее психическое содержание поведения, складывающееся в условиях определенной ситуации, особенно значимой для личности, переходит в относительно устойчивые свойства личности, а свойства личности, в свою очередь, сказываются в ее поведении».

Социальные качества формируются на протяжении длительного времени в процессе взаимодействия человека с внешней средой. Нравственное формирование личности, как положительное, так и дефектное, есть в значительной мере результат воздействия воспитателей, в частности родителей, родственников, друзей, т. е. лиц, составляющих важнейший компонент микросреды субъекта. Человек не рождается личностью. Он становится ею, овладевая опытом социальной жизни. При формировании личности «разные по характеру и силе внешние воздействия, преломляясь через психофизические данные этого лица, превращаются в его привычки, потребности, становятся критериями предъявляемых к себе и другим требований». По данным исследования, проведенного В.С. Минской и Г.И. Чечелем, удельный вес несовершеннолетних потерпевших (31, 3%) даже превышает удельный вес несовершеннолетних преступников (23, 7%).

С учетом этого авторы делают вывод, что ряд психологических особенностей возраста несовершеннолетних: доверчивость, легкая внушаемость, наивность, любопытство, неумение адекватно реагировать на быстро изменяющиеся ситуации в силу незавершенности их нравственного формирования, отставание психического развития от развития физического, преобладание в психической деятельности процессов возбуждения над процессами торможения, а иногда и просто физическая слабость ребенка, – все это способствует становлению жертв преступления более, чем становлению преступника.

Как правило, получить какие-либо сведения, беседуя с ребенком, можно уже с трехлетнего возраста. Назовем основные характеристики потерпевших дошкольного возраста (3-6 лет).

Хотя детей в этом возрасте считают слишком маленькими для дачи показаний в суде, часто их рассказ столь неоспорим, что полностью убеждает следствие и суд в процессе дачи показаний. Тем не менее они не могут понять, почему эти вещи произошли с ними. Дети имеют живое воображение, но прекрасно понимают разницу между настоящим и ненастоящим. Они способны сказать неправду, но делают это очень редко – и их ложь обычно совершенно очевидна.

Они живут жизнью, тесно связанной с их семьей и ежедневными событиями, происходящими в ней; и многого не понимают в жизни, протекающей вне рамок их дома. Не понимают абстрактных и сложных вещей. Могут иметь либо не иметь представления о времени, которое показывают часы. Но даже наиболее развитые дошкольники соотносят время с каждодневными событиями, например, обед, конкретная программа по телевидению или время спать. Могут рассказать о событиях по порядку, но часто путают второстепенные детали.

Читайте также:  Какие особенности строения и свойства молекул воды определяют

Большинство дошкольников могут быть достаточно разговорчивыми после преодоления первоначальной застенчивости с незнакомыми людьми, однако есть и такие, которые могут быть слишком малы или запуганы, особенно если они подвергались долговременному насилию.

Для таких маленьких детей знакомая обстановка их собственного дома наиболее подходит для разговора, если, конечно, она не вызывает страха, поскольку ранее являлась местом насилия. Печенье или конфета может помочь растопить лед, как и игрушка, книга, бумага для рисования. В то время как ребенок играет, он будет менее стеснительным, быстрее расслабится и начнет говорить. Позже игрушки или рисунок могут помочь ему в описании происшедшего.

Работая с такими потерпевшими, необходимо учитывать два фактора. Первый – безотлагательность. Хотя у маленьких детей хорошая память, по прошествии некоторого времени после инцидента они могут путать последовательность событий или терять остроту воспоминаний. Второе – это состояние ребенка. Он может быть беспокойным и капризным из-за самого происшествия, из-за последовавшего лечения или из-за резкого изменения режима. При этих условиях даже очень опытному работнику будет трудно получить связный рассказ.

Продолжительность разговора с ребенком и повторение рассказа перед несколькими разными организациями также является проблемой. Беседующий должен понимать, что метод постоянно продолжающихся вопросов возможен в случае со взрослым, но может быть неприемлем с детьми. Серия коротких 20-минутных бесед может принести большую пользу, чем одна продолжительная. Если делом занимается более чем одна организация, то детей нужно избавить от повторения одних и тех же вопросов.

Начиная разговор, взрослый должен проявить искреннюю заинтересованность и дружелюбие. Один из способов наладить контакт – сесть так, чтобы лицо взрослого было на одном уровне с лицом ребенка – это смягчит возрастное разделение. Терпение часто вознаграждается – даже ребенок, который сначала отказывается говорить и на вопрос о возрасте поднимает четыре пальца, может расслабиться и начать разговор в течение нескольких минут.

Поскольку многим детям нравится говорить о себе, своей семье, своих интересах, неформальные отношения можно установить, затронув эти темы. Нельзя начинать разговор с вопросов: «Что случилось?» или «Что ты сделал?» Разговор на отвлеченные темы поможет получить более четкое понимание того, какие фразы, мысли и слова ребенок может воспринимать. Все вопросы впоследствии нужно формулировать понятным ребенку образом. Когда взрослый хочет обсудить конкретные части тела и не совсем уверен, как их называет ребенок, надо указать на эту часть тела и спросить, как ребенок ее называет. Также полезно иметь куклу или книгу с изображениями людей в разном возрасте. Ребенок может использовать ее, чтобы показать, как выглядят члены семьи.

Если ребенок проявляет желание и способность рассказать, то не надо прерывать его. Беседующему нужно вмешиваться только для того, чтобы ребенок не останавливался, но не направлять его конкретно. Для продолжения рассказа иногда нужно кивнуть в знак согласия, повторить ключевые слова или последние слова и фразы, сказанные ребенком, что убедит ребенка в заинтересованности слушателя и поможет получить дальнейшую информацию.

В исследованиях приводятся различные данные о возможности детей противостоять внушениям, искажающим их воспоминания об инциденте. Некоторые исследователи утверждают, что такой способности на уровне взрослого дети достигают к семи годам, другие говорят, что к двенадцати.

Но все они сходятся на том, что внушаемость детей наиболее сильна в незнакомых им областях, что включает и второстепенные подробности, и те, которые не являются важными лично для ребенка. Маленькие дети более уязвимы для внушения после происшествия, чем взрослые, при этом отличия в материалах расследования имеют больше отношения к построению исследования, чем к способностям детей.

Дети младшего школьного возраста (7-11 лет) учатся в школе и начинают понимать, что жизнь не ограничивается рамками их семьи и дома. Они заводят собственных друзей и самостоятельно существуют в окружающем мире. Поскольку их жизнь состоит в большей степени из событий окружающего мира, они лучше способны соотносить их со временем и местом. В этом возрасте у детей развивается сильное чувство справедливости и интерес к правилам. Иногда сомнения ребенка в том, что хорошо, а что плохо, не дают ему говорить о факте происшествия, но многие дети испытывают нужду в признании из-за сильного чувства вины.

Читайте также:  Какое вещество проявляет свойства только восстановителя

Уже к возрасту двух лет дети осознают разницу между правдой и ложью. Но до возраста 10-11 лет они, тем не менее понимая различие между ошибкой и ложью (особенно ее намеренным характером), могут быть непостоянны в их определении. Дети могут оказаться не в состоянии дать определение лжи или же разобраться, где ложь, а где ошибка, с достаточной степенью надежности. Дети от 6 до 12 лет более подвержены смешиванию фактов и фантазий, чем взрослые. Беседуя с ребенком, нужно отдавать себе отчет, во-первых, в том, что честность не усиливается с возрастом, а, во-вторых, ложно убеждение в том, что уверенный ребенок точно передает информацию.

Беседуя с младшим школьником, нужно использовать похожие методы установления контакта с учетом того, какой уровень понимания демонстрирует ребенок. Иногда последний может использовать научные термины, поскольку это меньше смущает, иногда он может использовать «уличные» слова. Допрашивающий должен быстро решить, нужно ли использовать научную терминологию или придерживаться выражений ребенка. И то, и другое может быть правильным, неправильно только избегать некоторых слов и упоминаний. Дети весьма восприимчивы и очень быстро схватывают вещи, которые заставляют взрослых чувствовать неловкость.

Не стоит ожидать от детей 9-10 лет предоставления «надежной» оценки времени, скорости, расстояния, размера, высоты, веса, цвета или знания структуры отношений, включая родственные. Даже способность взрослых ориентироваться в таких вещах очень часто переоценивается.

В заключение разговора нужно спросить ребенка, есть ли что-либо еще, что он хотел бы сказать. Если нет, то ребенка нужно не просто отпустить, а обязательно одобрить и поблагодарить за оказанную помощь, а также поощрить рассказать все, что он вспомнит позже, родителю или родственнику. Если ребенок достаточно взрослый, ему надо дать понять, что позднее может понадобиться дополнительный разговор.

Подростковый возраст (12-15 лет), возможно, является одним из самых сложных периодов в жизни ребенка, поскольку связан с резкими физическими и эмоциональными изменениями. Подростки могут быть эмоционально уверенными в себе и готовыми принять чувство ответственности. Однако взгляд на важность определенных вещей может сильно отличаться от мировоззрения их родителей и других взрослых. Они отчаянно хотят быть взрослыми, но их поведение все еще является детским.

Разговор с ребенком этой возрастной группы имеет мало отличий от сказанного ранее. Допрашивающий должен с особым вниманием учитывать, что вопросы секса могут вызывать наибольшее смущение в этом возрасте из-за изменений, которые ребенок проходит в своем нормальном развитии. Также необходимо быть готовым к значительным колебаниям в развитости и зрелости детей.

По мере продолжения физического и умственного развития (в 15-17 лет) подростки испытывают сильное волнение и смятение. Трудности в приспособлении к новым изменениям могут выражаться в раздражительности, усталости, чувствительности, желании спорить, обидчивости. Они могут требовать от родителей предоставления большей свободы, но в действительности не всегда способны жить самостоятельно и искать большего порядка и ограничений.

Они получают большую поддержку от сверстников, но поскольку сверстники сами находятся на стадии развития, то помощь их невелика и поддержка принимает форму сочувствия.

Их поведение отличается непостоянством, поскольку они способны любить и ненавидеть одного и того же человека. Они имеют тенденцию скрывать свои чувства, но неожиданно могут доверять их взрослым в откровенных разговорах, иногда рассказывая абсолютную неправду.

Подростки этого возраста могут производить впечатление собранности и хладнокровия, и довольно легко говорят о происшедшем с ними. Тем не менее их чувство вины или соучастия в происшедшем может быть даже сильнее, чем у детей более раннего возраста, и взрослый должен быть готов выслушать длинный рассказ с элементами сомнения в себе. Под внешним спокойствием может скрываться ужасное переживание факта происшествия. Беседующий должен проявить осторожность и не преуменьшить важность данной информации.

Источник