Какими продуктами поминать усопших в пост
Тема поминок меня все никак не хочет отпустить. Совсем недавно написала об этом две статьи – по поводу организации и проведения годин, и о мусульманских поминальных традициях. Эти материалы прочитали несколько моих знакомых и затеяли со мной дискуссию.
Одна из них – дама в солидном возрасте – осудила меня за то, что я очень много пишу о еде и мало – о духовной составляющей поминальных мероприятий (хотя я сама так не считаю). Еще несколько человек упрекнули за упущение: я ничего не рассказала о поминках во время поста. Вот такой упрек действительно справедлив. И теперь пришла пора исправить оплошность. К этому меня подстегнул еще и один случай, который произошел на поминках моей двоюродной тети. Они состоялись совсем недавно, в недавно прошедший Рождественский пост, и были, мягко говоря, испорчены из-за недальновидности их организаторов.
Особенности организации и оформления поминального стола в пост (какие можно ставить блюда, какие нельзя, как себя вести за столом)
Дело в том, что моя родня со стороны отца не слишком религиозна и по поводу постов в принципе не заморачивается. Кажется, они и не знают толком, когда те посты вообще бывают. А незадолго до Нового года случились сороковины нашей тетушки – матери двоюродных братьев как раз по отцовской линии. Первые поминки (на которых я тоже была, конечно) прошли тихо и мирно в маленьком кафе и с участием только самых близких. А в этом случае все вышло менее идиллично.
Как я уже заметила, дело происходило во время поста, да еще и в среду. Людей пришло немало, так как тетя Валя была личностью известной в определенных кругах. Она много лет служила в консерватории – пела. И на сороковины собрались, кроме родни, ее бывшие коллеги и даже некоторые поклонники. Стол был накрыт традиционно поминальный, однако не постный. Это-то и вызвало недоразумение. Многие подружки и сослуживицы тети, как выяснилось, стали очень религиозными и теперь поют в церковных хорах. Вначале они просто сидели очень недовольные, ничего не ели и возмущенно переглядывались. Но когда родня начала говорить о покойной «под водочку», чуть не произошел настоящий скандал. Дамы стали выражать недовольство уже в открытую. Потом они встали, прочитали-пропели 17-ю кафизму и дружно ушли. Родня моя была сконфужена, а поминки скомканы.
Потом мои братья и их жены очень ругали старушек, посмевших так вызывающие выразить протест против происходящего. Если честно, я с ними спорить не стала. Зачем? Их бы, раздраженных и обиженных, в тот момент я все равно ни в чем не убедила. Но по факту с их позицией я не согласна в корне. Ведь, готовя такое сложное и деликатное ритуальное мероприятие, нужно все как следует продумать. Если поминки проводятся в пост и на них приглашаются верующие, а тем более воцерковленные люди, то и стол, и регламент должны соответствовать ситуации. То, что сами организаторы далеки от православных традиций, не освобождает их от необходимости уважать чужие убеждения и этические чувства.
Психология поминок всегда была тесно связана с их религиозным значением
Вначале их проводили, чтобы выразить свое почтение к уходящему в иной мир покойнику. Поминальные мероприятия, которые принято организовывать не только в России, но и в большинстве других стран, имеют древнее языческое происхождение. А язычники всегда придавали совместной трапезе мистическое и ритуальное значение. Считалось, что на погребальных тризнах мертвые едят и пьют вместе с живыми, поэтому именно застолье всегда было центром любых поминок. В наше время своих покойных поминают отчасти просто по обычаю, а отчасти для того, чтобы собрать за столом всех, кто был близок покойному. Родственникам бывает важно, чтобы люди сказали о нем хорошие слова, пожалели о его уходе. Многим это облегчает горе, помогает сбросить страшное эмоциональное напряжение, вызванное смертью. Современные мировые религии говорят о том, что поминать покойных надо молитвой и милостыней, а не едой или (тем более!) выпивкой. Отлетевшей душе важно, чтобы живые отмаливали у Господа все вольные или невольные грехи усопшего. Но прямого запрета на поминальные столы не одна из религий не накладывает, поэтому традиция эта продолжает существовать.
Люди поминают своих умерших в том числе и в посты. При этом, как показывает жизнь, к организации поминок в постные дни, а тем более в период длительных постов надо подходить особенно внимательно. Если семья, которая устраивает такие трапезы, не религиозна, но в поминальных мероприятиях предполагается участие верующих людей, то подумать об их чувствах будет просто хорошим тоном. Ну а христианам и вовсе не стоит забывать о требованиях поста. Иначе скоромными поминками можно не только не помочь душе покойного (для чего, по идее, все и затевается), но и повредить ей.
Значение поста в христианской культуре очень велико. Пост – это прежде всего воздержание, которое мы совершаем во имя Иисуса Христа. Так мы жертвуем своими телесными удовольствиями в пользу духовной жизни. Большинство людей воспринимают это время, в первую очередь, как необходимость временного отказа от определенных видов пищи и питья. В основном, от мясного, молочного, жирного, от всяких роскошных яств. И, конечно, от спиртного. Перечень нежелательных продуктов у разных людей бывает неодинаковым. Например, больные, беременные, дети и люди, которые по жизни связаны с большими физическими нагрузками, не постятся вообще или ограничивают себя частично. Однако в пост недостаточно только не есть скоромного. Иоанн Дамаскин как-то верно подметил, что в таком случае святыми были бы все коровы. А один мой знакомый остроумно сказал, что пост многие воспринимают только как «вкушение священного картофеля» и при этом грешат хуже неверующих: ругаются, гордятся, осуждают всех вокруг. На самом деле, кроме физического воздержания, очень важны молитва и духовное совершенствование.
Христианские посты бывают:
Однодневные – это
- каждые среда и пятница (дни предательства и распятия Спасителя);
- крещенский сочельник;
- день усекновения главы Иоанна Крестителя;
- праздник Воздвижения Креста Господня.
Многодневных постов четыре:
- Великий (его еще называют Весенним) длится 7 недель. Он начинается в 1-ый понедельник после масленицы и продолжается до Пасхи. Он считается самым важным и является памятью о сорокодневном воздержании Иисуса в пустыне. Церковь считает это время подготовкой к самому важному празднику – Святой Пасхе. В первую и последнюю неделю пост бывает особенно строг: запрещена вся скоромная пища (мясо, молочное, яйца), которую желательно есть только раз в день по будням и два раза – по выходным. По средам и пятницам можно употреблять холодное без масла, остальную неделю – горячее без масла. В выходные дни позволяется постное масло и даже немного вина. Но не в субботу, выпадающую на Страстную Седмицу. Рыба разрешена в Благовещенье и Вербное воскресенье. А в Великую Пятницу нужен полный отказ от еды (причем некоторые не едят и в Великую Субботу).
- Петров (Летний) идет от 1-го понедельника после Духова дня до 12 июля (посвященного Святым апостолам Петру и Павлу, которые всегда постились перед своей евангельской проповедью). Его срок колеблется от 6-ти до 8-ми недель – это зависит от сроков Троицы и Пасхи. В среду и пятницу можно есть сухую и холодную пищу, а в остальные будни разрешена горячая: в понедельник без растительных жиров, а в четверг и пятницу с постным маслом. По выходным и праздникам к ней добавляется рыба.
- Успенский (Осенний) – с 14 по 28 августа. Заканчивается он в праздник Успения Пресвятой Богородицы и учрежден именно в честь него. Он строже Петрова. При полном запрете всего скоромного рыба разрешена только в день Преображения.
- Рождественский (Зимний, Филиппов) длится 40 дней: от 28-го ноября по 6 января. Он посвящен Рождеству Христову и готовит верующих именно к нему. В это время из питания должна быть исключена вся пища животного происхождения. Рыбу можно есть только в выходные и праздники. Но если праздники выпадают на среду или пятницу, то она не должна присутствовать в меню. А в понедельник, среду и пятницу запрещено и постное масло.
Конечно, степень строгости поста может варьироваться индивидуально. Сами священнослужители говорят, что в вере все должны брать на себя посильную ношу. Фанатизм и чрезмерность никогда ни к чему хорошему не приводят.
Вот был у меня в жизни случай, противоположный тому, что я описала в самом начале. В студенчестве я жила на квартире у одной бабули. Она была очень набожная, постоянно ходила в церковь, читала Библию, молитвы. И постилась, конечно. Причем старалась придерживаться монашеского поста – с сыроедением и всеми прочими строгими ограничениями. При этом баба Шура была большой любительницей покушать, и после окончания постного периода просто-таки набрасывалась на яйца и мясо. Дело доходило до больницы, так как старческий организм был в шоке от таких резких перемен в питании. И вот однажды она пошла на поминки примерно в середине какого-то поста (кажется, Петрова). Стол там был скоромный, соблазнительный, и бабушка не удержалась. Она так наелась с голодухи, что дело кончилось операцией по поводу желчного пузыря. Который ей благополучно и вырезали.
Это я к тому, что во всем должна быть мера. И поминальный стол во время постов, даже в среду и пятницу, не обязательно делать совсем уж скудным. Не возбраняется поминать и в Великий пост, только 9-й, 40-й дни и годины с будней лучше переносить на выходные. А если день похорон вышел на среду или пятницу, то на стол по правилам подается всякая растительная пища без какого-либо масла. Но в наши довольно изобильные продуктами времена можно достойно выйти и из этого непростого положения.
Меню постных поминок
может быть удивительно разнообразным. Причем основные традиционные кушанья и в этом случае остаются прежними, только готовятся они без использования продуктов животного происхождения.
- Кутья. Говорят, что это блюдо имеет греческое происхождение, а само слово переводится как «вареная пшеница». В Древней Греции кашу (в основном ячменную) с фруктами посвящали покойным предкам. А в христианской Византии она стала освящаться в храмах. Там ее называли колиба, что соответствует другому нашему названию кутьи – коливо. Есть и еще наименования кушанья: канун, сыта и сочиво. Его готовят из вареного риса, пшеницы, ячменя. В кашу добавляют медовую воду, изюм, иногда мак и орехи. Сами зерна – основа кутьи – символизируют возрождение, бессмертие. Сладость и разные вкусные добавки в ней – это знак благости вечной жизни на Небесах. Такую кутью освящают в церкви, с нее начинается любая поминальная трапеза.
- Блины и оладьи готовят без яиц и на воде. Они считаются символами солнца, умирающего вечером и воскресающего с рассветом. Их едят после кутьи. На постный стол хорошо подать для этого розетки с медом.
- Принятые у нас на поминках первые блюда тоже очень выручают в пост. Можно сварить или заказать борщ с фасолью, лапшу на овощном отваре, похлебку из круп и картофеля. Считают, что пар от горячего помогает душе подняться в небо.
- На второе подают разные каши с постным маслом или салаты из свеклы, моркови, репы, редьки и т.д. Каши, как и кутья, ассоциируются с вечностью бытия. А с точки зрения гастрономической – разнообразят стол. Можно приготовить каши из гречки, перловки, того же риса и т. д. Главное – на воде.
- В пост часто бывает разрешена и рыба. Ее готовят на такие поминки жареную, печеную. Подают селедку и салаты с ней (тот же под шубой с постным майонезом), шпроты и прочие консервы, рыбные пироги. На греческом название рыбы звучит как ихтиос. После появления христианства слово сразу стало восприниматься как аббревиатура, в которой закодировано имя Иисуса. А сама рыба в ранний период развития религии была тесно связана с символикой спасителя. Поэтому на христианских столах рыбные блюда стали рассматриваться знаком христианской веры.
- В поминальные пироги, кроме рыбной начинки, можно положить рис, гречку, фасоль, щавель с медом, картофель, капусту, морковку. Постных начинок очень много, а мучное на русском поминальном столе всегда было традиционным.
- Кроме этих блюд, на стол ставят разные овощные салаты и нарезки, жареные и соленые (маринованные) грибы, прочие соленья. Допустимы и фрукты: бананы, цитрусовые, яблоки. Только не переборщите с разносолами: пост – не время для чревоугодия.
В качестве напитков подают традиционные квас, компот, кисель, медовая вода. Для желающих можно запасти минералки, газировки и покупных соков. Относительно спиртных напитков существуют разночтения. Некоторые утверждают (и в чем-то они правы), что в некоторые дни поста, когда разрешено вино, на поминках можно выпить спиртного. Однако сама Церковь считает, что делать это совсем не обязательно, чтобы не превращать все в обычное мирское застолье. Особенно строгий запрет на это дело священники налагают в Великий пост.
Поведение на поминальных мероприятиях
в постные дни почти не отличается от того, как надо держать себя в таких случаях вообще. То есть за столом недопустимы развеселые беседы и вообще громкий разговор и общение на посторонние темы. Одежда на пришедших должна быть спокойных, желательно темных тонов. Наряжаться как-то особо – это и дурной тон, и нарушение обычаев. Женщинам желательно не накладывать на лицо заметный макияж. Лучше, конечно, вообще не краситься. И не приходите на поминки незваными.
Перед самой трапезой нужно прочитать молитвы. В идеале, конечно, – литию. Но можно и только 17-ю кафизму, а потом «Отче наш».
Считается важным заказать службы в церкви. В частности, 40 литургий. Очень хорошо обратиться для этого в разные монастыри, так как в них идут ежедневные службы. Многие заказывают годовое чтение церковной Псалтири. Ну и конечно, ставят заупокойные свечи и молятся – и в храме, и дома. И еще подают милостыню. Воцерковленные люди вообще в пост ограничиваются лишь церковным поминанием, а гражданские застолья считают совершенно лишними.
Я думаю, в этом есть смысл. Ведь для души главное – молитва, отмаливание ее грехов. Но все-таки имеется что-то и в общем застолье. Если, конечно, еда и, главное, выпивка не становятся для собравшихся основным поводом встречи. После хороших, правильных поминок есть ощущение того, что душа «отпущена». И смягчено горе. И пришло смирение, понимание неизбежного. Просто в постные дни можно время застолья сделать покороче, речей слишком длинных избегать, стараться не делать прощальные слова похожими на тосты – как это произошло на поминальном вечере у моих двоюродных. Попробуйте совместить строгую духовность веры и канона и искреннюю душевность людей, которые любили ушедшего и поэтому пришли сюда. Это и будет, наверное, ближе всего к идеалу.
Интересные статьи:
Почему Церковь не молится о некрещеных, и как это можно делать самостоятельно?
Какие поминки по близким принято устраивать спустя год после смерти?
Источник
Возможно, не всем известно, для чего в каждой церкви расположен поминальный стол и когда нужно приносить туда продукты питания. Это необходимо как милостыня для поминания усопших близких людей тех, кто ее принес. Подаяния несут на панихиду, во второй вторник после Пасхи – поминальный день, или же можно сделать это, когда самому хочется просто помолиться об упокоении души умершего.
Из этого материала вы узнаете, что приносят в церковь на поминальный стол, а именно какие продукты следует приносить и какие не стоит нести в определенные дни или же вовсе не приносить. Также поинтересуйтесь, что подают в качестве напитков на стол во время поминок – одобряет ли в принципе церковь распитие спиртного во время такого процесса.
Какую роль несет данное действие
Мнения о том, что таким образом люди как бы «подкармливают» своих близких на том свете любимой при жизни едой или же это как плата-пожертвование Господу за место в раю для усопшего – ошибочны. Самое главное, что важно для покойника – это ваша молитва от чистого сердца. Бывает, что умерший прожил недостойно свою жизнь, мог совершать грехи и т. д. Тогда православная церковь советует родным молиться о прощении его прегрешений. А принесенные продукты – это милостыня от вас самих, не с конкретной целью «кому-то для чего-то», а как знак ваших добрых и чистых намерений, для всеобщего блага.
Не забудьте также раздать милостыню просящим при храме с просьбой помолиться об умершем близком вам человеке. Помните, что только искренность и чистота ваших побуждений даст возможность вашим молитвам о покойнике быть услышанными.
Что принято приносить на поминальный стол — какие продукты
Прежде всего, следует уточнить, не является ли день, когда вы хотите заказать службу о покойнике, днем во время поста. Если это так, то приносятся продукты по указанию церкви – только постные, то есть никаких продуктов животного происхождения (без молока и яиц). Мясо вообще не принято носить в храмы, так как оно несет в себе смерть, которой не должно присутствовать в доме Господа.
К принесенным продуктам, как правило, крепятся бумажки с именем усопшего, чтобы впоследствии те, кто будет это есть, смог помолиться о нем. Такими людьми являются священнослужители, работники прихода, многодетные семьи или семьи, которые попали в трудные жизненные условия и также находятся на попечении храма, а также инвалиды и бездомные при нем.
Перечень продуктов
Вот что обычно кладут на поминальный церковный стол:
- хлеб, крупы;
- сахар, мука;
- овощи, фрукты;
- подсолнечное масло;
- молочные продукты;
- рыба;
- конфеты, печенье и пр.
Расположение поминального стола
Место для поминальной милостыни в каждой церкви находится возле кануна (большого подсвечника), где ставятся свечи за упокой. Это место иногда даже может быть подписано. Обычно канун квадратной формы, но иногда он может быть и круглым. Зачастую все это находится у распятия Христа. Если же у вас вызовет затруднение поиск такого места, спросите о его расположении у священнослужителей или других прихожан.
Можно ли употреблять алкоголь на поминках
Поскольку чистосердечная молитва, исполняемая в здравом уме, и опьяненное состояние – понятия несовместимые, то церковь отрицает распитие алкогольных напитков при поминовении усопших. Ведь суть поминок как раз-таки в том, чтобы помолиться об упокоении души умершего. Однако, у нашего народа отказ от спиртного на поминках, в том числе в день похорон, встречается крайне редко. В любом случае, подавать к столу вино и водку или нет – выбор остается за вами.
Стоит все же учесть, что если принято употреблять спиртное во время поминок, то весь процесс не должен стать шумным и веселым застольем. Конечно же, недаром бытует мнение, что о покойниках плохого не говорят, и часто собравшиеся близкие для умершего человека люди начинают вспоминать добрые или веселые моменты из его жизни. В этом нет ничего плохого, но главное – мера. Самое основное в данном процессе – молитва.
Напитки для поминального стола
Поминальную трапезу можно сопроводить разного рода напитками. Их можно приготовить самим, как например, домашний лимонад из имбиря и лимона, для которого нужно:
- 3 л воды;
- 6 лимонов;
- 75 г сахара;
- 75 г имбиря.
Очищенный имбирь следует натереть на терке и вместе с сахаром вскипятить в воде. После этого нужно добавить сок лимонов и дать лимонаду настояться. Данный напиток окажется ко всему еще и очень полезным.
Можно приготовить ягодный морс или сбитень. Для приготовления последнего используют:
- 2 л воды;
- 200 г сахара;
- 2 щепотки корицы;
- 10 сухих гвоздик;
- 10 г имбиря;
- 400 г меда.
Напитка по данному расчету должно хватить на немалое количество людей.
Также можно сварить узвар или другой обычный компот из свежих фруктов или сухофруктов. Если же нет возможности, времени или желания заниматься подготовкой напитков, то отлично сойдут для этой цели покупные соки и минеральная вода, которую предпочтительно брать не только газированную, но и без газа.
Поминальные традиции
После смерти
Традиционно о покойнике принято заказывать в церкви панихиду, которая читается на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. Накануне третьего дня следует прийти в церковь с набором продуктов для поминального стола, при этом не забыть оставить их вместе с запиской, на которой будет имя или имена тех, о ком будет служиться панихида. Затем нужно уведомить о своем намерении отслужить панихиду священнослужителя, а дальше они уже укажут, что и как делать.
Во время панихиды близкие умершему люди молятся и держат в руках зажженные церковные свечи, а затем устанавливают их на канун, сопровождая словами:
“Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных твоих благ, и сотвори им вечную память”.
Данный текст повторяется трижды.
На поминках в 9-й день на столе должно быть то, чем можно угостить любого пришедшего помянуть усопшего. В этот день никого не созывают на поминки, все желающие приходят сами. Трапезу начинают с кутьи, затем едят щи, в остальном на стол подают пирожки и прочую скромную еду, которую также можно будет раздать тем, кто присутствовал или отнести нищим с просьбой помянуть умершего. Главное в этот день – недостойное кушанье, а искренняя молитва о покойнике.
На 40-й день важно поминать усопшего добрым словом и молиться Господу о прощении его грехов. Трапезу начинают также с трех ложек кутьи, а на стол ставят мясные, рыбные блюда, салаты и бутерброды, ну, и, конечно же, гарнир, зачастую в виде отварного или тушеного картофеля.
Годовщина смерти
В такой день близкие приходят на могилу усопшего, убираются на ней, зажигают свечу или ритуальную лампаду, тихо поминают умершего и молятся о нем. В этот день также можно пригласить священника на кладбище.
Есть на кладбище можно только освященную в церкви кутью, пить также не желательно. Принесенную на могилу еду «за Царство Небесное» лучше забрать с собой, чтобы потом раздать.
Радоница
Иначе этот день еще называют «родительским» или попросту поминками, и они припадают на 9-й день или же второй вторник после Пасхи. Но как бы грустна не была сама мысль о смерти, такой день считается праздником. Слово «радоница» образовано из корневого «рад», что подразумевает «радость» или же еще его могут трактовать как «род», что уже говорит само за себя. В этот день принято радоваться тому, что родные возродились в новой, вечной жизни.
Также это праздник считается Пасхой для усопших, а, как известно, Пасха – большой радостный праздник, восславляющий воскресение Христа, и в такой день предоставляется возможность разделить эту радость даже с теми, кто уже на том свете. На кладбище несут различного рода яства, в том числе пасхальные куличи и крашеные яйца. Продукты также забираются с могил и раздаются нуждающимся.
С самого утра данного дня православные христиане идут в церковь на утреннюю службу, оставляют на алтаре записку с именами усопших и служат панихиду. После этого можно посетить кладбище, убраться на могиле, поставить свечу и помолиться.
При этом не забывайте об элементарных правилах посещения храма и кладбища:
- одеваться следует скромно и опрятно;
- женщины в храме находятся с покрытыми платком головами, мужчины – без головных уборов;
- на входе и выходе в храм и его территорию люди трижды крестятся и совершают легкий поклон;
- ни в церкви, ни на кладбище не следует шуметь – громко разговаривать и уж тем более смеяться во весь голос, – имейте уважение к другим людям, кто посещает данные места, чтобы ваше действие не стало причиной какого-то негатива.
Загрузка…
Читайте далее:
День рождения умершего человека — что делают…
Некоторые проводят поминальные ритуалы в день рождения умершего человека. Мнения по поводу целесообразности проведения … Носить еду на могилу, устраивать поминки в день, когда родился усопший, было категорически не правильно.
Как правила помянуть усопшего на годовщину смерти
Существуют как частные поминки, так и специальные церковные праздники, когда принято ехать на кладбища. … Сервировка стола должна быть обычной. Можно поставить на стол свежие еловые ветви, края скатерти украсить черными кружевами. Каждая смена блюд должна сопровождаться молитвой: «Упокой…
Панихида по усопшим (текст) — как заказать в церкви или…
Также принято часть поминальной трапезы раздавать бедным, или приносить в храм. … Когда во время панихиды в церкви ставится свеча за упокой на канун (панихидный мраморный стол, на котором расположены ячейки для свечей и Крест), Господу возносится молитва: “Помяни, Господи, души усопших…
Что делают на 9 день после смерти — как правильно…
Организовать поминки можно в любом месте — в кафе или на квартире, это не имеет значения. … Однако стоит избегать искусственных украшений. Христиане и в храмы, и на поминальные столы ставят только композиции из свежих цветов.
Поминки на 9 дней после смерти — правила проведения
К поминкам, как и к торжествам при жизни, православные христиане относятся очень серьезно. .serp-item__passage{color:#888}… В современном мире немного стерлись обычаи и достаточно часто поминальный обед, который должен состояться строго на девятый день после похорон, делают на второй день. Объясняется это тем, что в городах…
Источник