Какими основным свойствами должна обладать конституция
Конституция как главный закон государства и общества, основной источник права конкретной страны имеет особые черты, или свойства, которые можно подразделить на социально-политические, правовые и политико-правовые.
Основные социально-политические свойства конституции выражаются прежде всего в следующих признаках:
О особый субъект, который принимает (учреждает) конституцию или от имени которого она принимается;
О учредительный характер конституционных положений;
О широта и всеохватывающий характер предмета конституционного регулирования.
Особый субъект, который принимает (учреждает) конституцию или от имени которого она принимается, — принципиальное социально-политическое свойство конституции. Конституция в современном значении этого понятия является актом, который, как правило, принимается народом или от имени народа.
Возникновение в XVII в. самой идеи о необходимости такого акта, как конституция, было связано именно с идеей воли народа как источника данного акта. Выдвигаемое нарождающейся буржуазией требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, воплощающей волю всей нации или всего народа. Так, в неосуществленном на практике проекте «народного соглашения» Кромвеля в 1653 г. было предусмотрено условие подписания его всем народом. Такое же требование затем выдвигалось Жан Жаком Руссо. Он полагал, что для установления конституции требуется согласие всех граждан: она должна стать результатом единогласного решения всех граждан, а противников конституции следует считать иностранцами среди граждан. Эта важная социальная черта конституции признается доминирующей в современной конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ (нация)… принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию».
Принятие «народом и от имени народа» — главная формула демократической конституции. В современном мире многие демократические конституции приняты или учреждены гражданами страны на референдуме. В частности, так были приняты конституции Италии 1947 г., Франции 1958 г., Португалии 1976 г., Испании 1978 г., Египта 1971 г., Филиппин 1986 г., Йемена 1991 г., Алжира 1996 г., Беларуси 1996 г., Румынии 1999 г., Швейцарии 2000 г. и др. Вместе с тем всенародный референдум не является единственным путем демократического учреждения основного закона страны. Конституция может приниматься и другими субъектами права, представляющими народ и его интересы, например: учредительным собранием (во Франции Конституция 1948 г., в Бразилии — 1988 г., Болгарии — 1991 г. и др.); парламентом (в Китае — в 1982 г., во Вьетнаме — в 1992 г., в Грузии — в 1995 г., на Украине — в 1996 г.); на общенациональной конференции представителями различных политических сил и групп населения (Конституция Боснии и Герцеговины, 1995 г.).
Выбор субъекта учреждения конституции — очень тонкий и ответственный политический момент. Наиболее демократичный путь принятия конституции референдумом не всегда используется по разным причинам. Так, от него отказываются тогда, когда существует опасность использования народа в качестве заложника определенных групповых интересов. Некоторые ученые считают, что в условиях недемократичного режима при проведении референдума избиратели подвергаются серьезному давлению и часто одобряют реакционные проекты. В качестве примера приводят Конституцию Франции 1958 г., которая одобрялась избирателями в условиях острого политического кризиса; Конституцию Чили 1980 г., утверждаемую гражданами в условиях диктатуры Аугусто Пиночета; социалистические конституции ГДР 1968 г., Болгарии
1971 г. и Кубы 1976 г., принимаемые под давлением партийной верхушки[1].
Критическая оценка государствоведами демократичности проведения референдума в указанных случаях должна быть весьма осторожной. Нужно учитывать, что любая демократичная процедура в условиях политического кризиса или недемократического режима приобретает искаженные формы и может быть использована не в интересах народа силами, доминирующими в политическом процессе. Это касается не только референдума, но и голосования в парламенте, учредительном органе и т.д.
Существует практика принятия конституций сверху: военными властями, провозглашающими переход к гражданскому правлению (конституции Турции 1982 г., Нигерии 1989 г.), высшими партийными органами (съездом партии в Конго в 1973 г., комитетами партии в Анголе и Мозамбике в 1975 г.). В некоторых монархических странах конституция даруется монархом своему «верному народу». Такой способ принятия конституции — октроирова- ние — был использован, в частности, в Иордании в 1952 г., Непале — в 1962 г., Свазиленде — в 1978 г., Саудовской Аравии — в 1992 г.
Другой важной социально-политической чертой конституции является ее учредительный характер. Принятием конституции, внесением в нее изменений и дополнений, отменой конституции и учреждением новой устанавливаются основы общественного и государственного строя, система публичной (государственной) власти; определяются правовой режим человека и гражданина, принципы отношений личности и государства. Именно через конституционные нормы меняются или модифицируются государственный и общественный строй, форма государственности, режим государственной власти и другие публичные отношения учредительного характера.
Учредительная природа конституции проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. При этом допускается, что в текст конституции может быть включена любая правовая норма, которую народ или в его лице государственные органы учреждают.
Из такой характеристики, разумеется, не следует, что нормы конституции формируются произвольно. На их содержание влияют международно-правовые нормы, практика других государств, а также разнообразные экономические, политические, социальные, внешнеполитические и иные факторы.
Широта и всеохватывающий характер предмета конституционного регулирования — еще одна важная социально-политическая черта современной конституции. Нет другого такого нормативного правового акта, который бы так же комплексно и всесторонне охватывал все виды общественных отношений в качестве предмета регулирования. Упорядочивая политические, экономические, социальные, культурные и духовные отношения, конституция собирает правовыми нормами на системном уровне модель государственного и общественного строя. Особенно в этом смысле преуспели конституции последнего поколения. В частности, Конституция Швейцарии 2000 г. (195 статей и переходные положения) по степени детализации представляет по сути кодекс государственной и общественной жизни страны. Весьма обширны и многообразны по содержанию Конституция Индии 1950 г. (368 статей и 12 приложений), Малайзии 1957 г., Бразилии 1988 г. (246 статей и переходные положения).
Главные правовые свойства конституции — это:
- 0 ее верховенство и высшая юридическая сила;
- 0 прямое действие и применение на всей территории государства;
- 0 Конституция — ядро правовой системы или основной источник права;
- 0 усложненный порядок принятия, внесения изменений и поправок;
- 0 особая правовая охрана.
В формально-юридическом смысле конституция — это закон, обладающий верховенством и высшей юридической силой. Наличие данных свойств означает, что все остальные законы и иные правовые акты принимаются во исполнение конституции страны и не должны ей противоречить. Любой правовой акт, противоречащий конституции по существу или по форме, должен быть признан недействительным.
В конституциях немногих современных государств содержатся нормы, непосредственно определяющие верховенство и высшую юридическую силу конституции. Среди стран старой Европы это Ирландия, Португалия, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — Япония. В частности, в ст. 277 Конституции Португалии записано, что являются неконституционными нормы, нарушающие положения Конституции или принципы, в ней закрепленные. В ст. 98 Конституции Японии закрепляется положение о том, что настоящая Конституция является «верховным законом страны и никакие законы, указы, рескрипты или другие государственные акты, противоречащие в целом или в части ее положениям, не имеют законной силы». Статья 5 Конституции Республики Болгария от 13.07.1991 устанавливает, что Конституция данного государства является верховным законом, а другие законы не могут ей противоречить.
Наиболее высокая доля государств, непосредственно в своих конституциях регулирующих верховенство и высшую юридическую силу основного закона, приходится на страны постсоветского пространства. Так, согласно ст. 137 Конституции Беларуси 1994 г. (ред. 1996 г.), Основной закон данного государства обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция Беларуси. Конституция Таджикистана также определяется как акт, обладающий высшей юридической силой. Законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики, признаются недействующими (ст. 10 Конституции Таджикистана).
Если рассматривать в целом мировую практику конституционного регулирования, то нельзя не констатировать, что в большинстве государств наличие свойств верховенства и высшей юридической силы конституции определяется опосредованно, т.е. через косвенное закрепление данных свойств в конституционных положениях, где основная смысловая нагрузка приходится на иной аспект регулирования, а также путем установления особого порядка внесения конституционных поправок, правовой охраны конституции и т.п.
Так, в преамбуле Конституции Эстонской Республики от 28.06.1992 указывается, что государственная власть в данной стране осуществляется только на основе Конституции и согласующихся с ней законов. В ст. 1 Конституции Бразилии говорится, что «вся власть исходит от народа, который ее осуществляет… в соответствии с предписаниями настоящей Конституции». Аналогично в ст. 1 Конституции Италии записано, что народ данной страны осуществляет власть в формах и в границах, установленных Конституцией. Несколько иным образом, но также опосредованно говорится о высшей юридической силе основного закона в ст. 192 Конституции Швейцарии: если Конституция и законодательство, которое принято на ее основе, не предписывают иного, то ее пересмотр производится согласно законодательной процедуре.
Конституция считается нормативным правовым актом прямого действия и применяется на всей территории страны. Данным документом напрямую руководствуются все органы государственной власти и местного самоуправления при издании собственных актов, а также органы правосудия и правоохранительные органы, осуществляющие конституционный надзор и контроль. Хотя непосредственное упоминание об этом свойстве также нечасто можно встретить в конституциях (например, это записано в конституциях Болгарии, России и Таджикистана), механизм прямого действия и применения основного закона реализуется практически в каждом демократическом правовом государстве.
Прямое действие всех норм конституции не означает, что ее положения не нуждаются в конкретизации. Зачастую в конституции встречаются отсылочные нормы о необходимости регулирования определенных сфер общественной и государственной жизни.
Конституция является ядром правовой системы и основным источником права. Принципы и положения конституции играют базовую роль для всей системы права и системы законодательства, т.е. предопределяют их содержание. Поэтому принятие новой конституции или внесение в нее поправок влечет за собой соответствующее обновление законодательства.
Еще одним значимым правовым свойством, вытекающим из верховенства и высшей юридической силы основного закона, является усложненный порядок принятия, внесения изменений и поправок в конституцию. Лишь малое число стран придерживается способа изменения конституций в том же порядке, что и других, обычных законов (Великобритания, Израиль, Новая Зеландия). Для подавляющего числа зарубежных стран с демократическим режимом характерен усложненный порядок принятия конституции, внесения в нее изменений и поправок, а также пересмотра. Внесение изменений сопряжено с особыми условиями (квалифицированное большинство голосов (2/3, 3/5,3/4), двойной вотум, утверждение на референдуме, конституционном собрании и др.). Так, согласно ст. 89 Конституции Франции, проект или предложение о пересмотре Конституции должны быть приняты обеими палатами в идентичной редакции. Пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом. Если Президент Франции решит передать проект на рассмотрение Парламента, созванного в качестве Конгресса, проект пересмотра считается одобренным, если он получает 3/5 поданных голосов. В то же время никакая процедура пересмотра Конституции не может быть начата или продолжена при наличии посягательств на целостность территории.
В соответствии со ст. 167 Конституции Испании проекты изменения Конституции данной страны должны быть приняты большинством не менее чем 3/5 членов каждой из палат Генеральных кортесов. При отсутствии согласия между палатами для его достижения образуется совместная комиссия депутатов и сенаторов, которая вырабатывает текст и представляет его на голосование Конгресса и Сената. Если не будет достигнуто согласия и после работы комиссии, то при условии, что Сенат примет указанный текст абсолютным большинством своих членов, Конгресс может принять его двумя третями голосов своих членов. Одобренный Генеральными кортесами проект выносится на референдум, если в течение 15 дней после его принятия такого голосования потребует у10 членов любой из палат.
Весьма подробно усложненная процедура изменения основного закона страны прописана в Конституции Беларуси. Согласно ст. 138 Конституции, вопрос о ее изменении и дополнении рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее 3 месяцев (ст. 139). Изменения и дополнения Конституции не производятся в период чрезвычайного положения, а также в течение последних 6 месяцев полномочий Палаты представителей.
Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми в Беларуси, если за них проголосовало не менее 2/з полного состава каждой из палат Парламента (ст. 140). Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования. При этом разделы I, II, IV, VIII Конституции Беларуси могут быть изменены только путем референдума.
Правовую охрану конституции можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле охрана конституции осуществляется государственно-правовым механизмом, предусмотренным практически всеми отраслями права. В узком смысле подразумеваются специально-конституционные средства охраны: конституционный контроль и надзор, а также конституционная ответственность[2].
Режим правовой охраны основного закона государства предусмотрен непосредственно во многих конституциях демократических государств. К охране конституции привлекаются практически все ветви и все виды органов государственной власти. Кроме того, создаются специализированные органы конституционного контроля (надзора). Например, согласно ст. 5 Конституции Франции, Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей. Согласно Конституции Швейцарии, Федеральное собрание (парламент) и Федеральный совет (правительство) следят за соблюдением федеральной Конституции кантонами и обеспечивают соответствие кантональных конституций федеральному основному закону. По Конституции Швеции, Законодательный совет осуществляет консультативный конституционный контроль, а правительство и Риксдаг — постановляющий политический конституционный контроль.
Особую роль в правовой охране конституции играют специализированные судебные или квазисудебные органы конституционного контроля или надзора. В одних странах такой контроль осуществляют суды общей юрисдикции, в системе которых окончательное решение выносит верховный суд страны (США, Аргентина, Япония, Швейцария и ряд других стран). Для других государств характерно создание специальных судебных органов — конституционных судов. Такая практика присуща, в частности, многим европейским странам. Конституционные суды осуществляют контроль через конституционное правосудие в Германии, Австрии, Италии, Болгарии, Словении, Литве, Армении, Азербайджане, Молдове, на Украине и в ряде других государств. Имеются страны, где существуют особенные квазисудебные органы конституционного контроля: Конституционный совет и частично Государственный совет во Франции, Конституционный трибунал в Польше, специальные палаты конституционных гарантий в составе верховных судов в ряде стран Латинской Америки, конституционные советы — религиозно-государственные органы конституционного контроля в некоторых мусульманских странах и др.
Судебные и квазисудебные органы конституционного контроля следят за конституционностью законотворчества в государстве, предотвращают нарушения конституции, признавая недействительными акты, ей противоречащие, а также осуществляют иные функции конституционной юстиции.
Источник
Основные черты конституции характеризуют ее связь как политико-юридического документа с общественным развитием, ее истоки, специфику воздействия общественных отношений на характер конституции и воздействия конституции на общественные отношения, роль конституции в реальных процессах жизни страны.
Основными чертами Конституции РФ можно назвать основополагающий характер, народность, реальность, стабильность. Эти характеристики в чем-то могут оставаться идеалами, к которым следует стремиться.
Основополагающий характер Конституции РФ заключается в том, что она регулирует наиболее важные общественные отношения, является базой движения общества по пути исторического прогресса. Кроме того, данная черта Конституции проявляется и в том, что конституционное регулирование носит обобщающий характер. Ее задачи: во-первых, раскрыть и закрепить самое главное в общественных отношениях; во-вторых, использовать для этого минимум норм; в-третьих, в этих нормах ясно и четко отразить суть общественных отношений, чтобы эти нормы давали направление и определяли принципиальное содержание их последующей регламентации в актах текущего законодательства.
Данная черта конституций достаточно понятна при абстрактном разговоре об их сути, но ее не так легко реализовать при подготовке и принятии конкретных основных законов. Что включить в конституцию, а что нет, – эти вопросы решаются не только с объективных позиций общественно-политического развития соответствующей страны, но и субъективных позиций тех, кто эту конституцию готовит и принимает. Иначе говоря, здесь общие суждения о предмете конституционного регулирования превращаются в постулаты (главы, статьи) конституции. И тем самым рождается определенный результат в оценке общественных отношений с точки зрения возможности их отражения в конституции и попадания или непопадания в круг так называемых конституционных отношений. В результате этого может создаться мнение о том, что только конституционные правоотношения значимы для общества. Но это не так. В ряде случаев конституционные нормы прямо указывают на данное обстоятельство. Именно такой вариант избран в Конституции РФ 1993 г. по отношению к правам и свободам человека и гражданина: в ч. 1 ст. 55 сказано, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человечка и гражданина. Раз так, то свою роль играет и их текущее законодательное регулирование.
Таким образом, основополагающий характер конституции и ее норм следует брать как факт социально-политической ценности, а не как предпосылку «вечности» того или иного реестра общественных отношений только потому, что они попали в конституцию.
Народность – эту черту конституций связывают с тем, что они выражают интересы народа. Если говорить более конкретно, народность конституции обусловливается следующими факторами.
Во-первых, именно сам народ создает объективные предпосылки появления новых конституций, т.е. закрепляемые в конституциях общественные отношения – результат деятельности народа. Народность Конституции РФ выражается как в том, что она фиксирует определенные итоги по созданию гражданами России нового общества, так и в том, что Конституция является опорой на будущее, отражает задачи и перспективы развития государства.
Во-вторых, народность конституций выражается также и в том, что народ может непосредственно участвовать в разработке и принятии нового основного закона. При разработке ныне действующей Конституции РФ официально такое мероприятие как всенародное обсуждение проекта не проводилось. Однако и официальный проект Конституционной комиссии, и появившийся на последнем этапе проект Президента РФ публиковались в газетах и отдельными изданиями с миллионными тиражами. Поэтому граждане могли знакомиться с текстами и вносить по ним свои предложения. Зато для данной Конституции характерно такое проявление народности, как принятие ее путем референдума (всенародного голосования), состоявшегося 12 декабря 1993 г.
Реальность как одну из основных черт конституцийсвязывают с тем, что основные законы соответствуют фактически существующим общественным отношениям. В этом смысле реальность Конституции РФ заключается в том, что она должна отвечать потребностям общества, интересам граждан РФ. Конечно, никакого автоматизма здесь нет. Реальность Конституции обеспечивается организаторской работой, прежде всего государства и его органов, но в немалой степени также и общественных объединений, включая многочисленные политические партии. У граждан следует воспитывать чувство уважения к конституции, необходимость соблюдать все нормы. Если у конституции нет авторитета в обществе, это как бы признак того, что она не имеет реального значения. И наоборот, даже если не все еще существует, что заложено в конституции, но у граждан есть вера в непреложность конституционных норм, это поможет скорректировать действительность в духе основного закона.
Стабильность как одна из основных черт конституции – это длительность ее действия без внесения существенных изменений. Стабильность конституции основывается на незыблемости самого социального строя, в условиях которого она принимается и который оформляет. Устойчива формация, – стабильна и конституция; находится формация в стадии создания, переживает переходный период – следует ожидать изменений конституции. Может происходить и более нежелательное явление – конституция останется незыблемой на бумаге, а общественные отношения уйдут дальше, а то и получат основу в актах неконституционного уровня.
Вместе со стабильностью перед конституцией стоит вечная проблема динамизма. Избежать изменений конституции в принципе нельзя, весь мировой опыт показывает, что через это приходится проходить государствам при любых системах. Однако динамическое начало в конституционном регулировании должно содействовать тому, чтобы конституция была не только законом на бумаге, но и актом прямого действия.
Стабильность конституций их создатели нередко пытаются обеспечить усложненным порядком внесения изменений в основной закон. Этот путь был избран и для действующей Конституции РФ 1993. Однако такой вариант для самой стабильности конституции почти ничего не дает.
Если со временем будет очевидно несоответствие основного закона государства, конституция превратится в суперконсервативный документ. Общественное развитие будет задерживаться или пойдет вперед, не обращая внимания на конституцию. Приобретая в данном случае «антиконституционный» характер, оно неизбежно поставит вопрос о соответствии конституции потребностям общества. И каким бы усложненным ни был порядок ее изменения, это неминуемо произойдет.
Юридические свойства конституции – это ее признаки как основного закона государства. От обычных законов конституция отличается следующими признаками:
– Конституция – основной закон государства;
– она обладает юридическим верховенством;
– является базой текущего законодательства;
– для нее установлен особый порядок принятия и изменения.
Рассмотрим их подробнее.
Конституция – основной закон государства. Любая конституция, в том числе и Конституция РФ, относится к числу правовых актов, является законом и обладает всеми его чертами. Конституция – принимаемый народом непосредственно либо высшим представительным органом власти общеобязательный нормативный акт, закрепляющий важнейшие начала жизни общества и государства, рассчитанный на постоянное, многократное применение, опирающийся в своем действии на авторитет и силу российского государства. В России Конституция – это единый и единственный акт. В науке конституционного (государственного) права основной закон, представленный одним актом, принято называть «писаной кодифицированной конституцией».
В некоторых странах к основному акту могут примыкать еще один или ряд актов. Они называются обычно «конституционными законами». Если официально обозначена роль таких актов как дополнения к конституции, их в совокупности с нею следует рассматривать как единую «писаную конституцию».
Поскольку Конституция РФ 1993 г. официально предусмотрела категорию федеральных конституционных законов (ФКЗ), мы должны ответить на вопросы: что представляют собой эти законы. Для наглядности укажем на некоторые из них:
1) о принятии в состав РФ нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137);
2) об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч. 5 ст. 66; ч. 1 ст. 137);
3) о государственных флаге, гербе и гимне РФ, их описание и порядок официального использования (ч. 1 ст. 70);
4) о референдуме РФ (п. «в» ст. 84);
5) о режиме военного положения (ч. 3 ст. 87);
6) о чрезвычайном положении (ст. 88; ч. 2 ст. 56). В ст. 56 ч. 1 Конституции говорится о том, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия;
7) о порядке деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114) и др.
С учетом перечня можно видеть лишь один повод для введения категории «федеральных конституционных законов» в российскую Конституцию: подчеркнуть важность определенных вопросов, более взвешенный подход парламента РФ к их подготовке, чтобы данные законы были основательнее и стабильнее.
Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить. Нормативные правовые акты, конечно, могут развивать положения конституции. Но при этом, если первое слово по какому-то вопросу уже сказано конституцией, они не вправе говорить что-то иное, содержать в себе другое предписание. Нельзя в другом акте путем интерпретаций, словесных манипуляций предусмотреть такие варианты действий, которые не вытекают из самой конституции, да по ее духу и не могут из нее следовать. Это, кстати говоря, одна из самых сложных проблем в конституционном праве.
Юридическое верховенствоконституций обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
К числу юридических свойств конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений. Наряду с этим конституции часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих ее положения. Конституция РФ делает это следующими методами:
– прямо указывает виды федеральных конституционных законов или федеральных законов, требуемых для регулирования определенных вопросов. Конституция конкретно предусматривает принятие многих федеральных законов – о гражданстве (ст. 60), о военной службе (ст. 59), об альтернативной гражданской службе (ст. 59), о статусе столицы РФ (ст. 70), об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ (ст. 77), о порядке выборов Президента РФ (ст. 81) и др.;
– использует указание на то, что определенные общественные отношения регулируются «федеральным законом», не называя конкретный по наименованию или содержанию акт. Так, согласно ст. 36 ч. 3, закрепляющей право частной собственности на землю, «условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона» и др.;
– говорит о необходимости дополнительного регулирования общественных отношений либо закрепления гарантий для их участников в акте текущего законодательства, оставляя на последующее разрешение вопроса о виде акта и принимающем его органе. Например, согласно ст. 43, посвященной праву граждан на образование, Россия «устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты». Ясно, что для этого понадобится соответствующий нормативный акт;
– Конституция РФ зачастую содержит такие формулировки статей, что из текста очевидна обязательность последующего текущего нормативного регулирования, обеспечивающего применение конституционной нормы. Так, согласно ст. 46, «решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд». Очевидно, что применение данной нормы без специального закона попросту невозможно.
Завершая рассмотрение данного аспекта, добавим, что Конституция РФ во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом, подразумевая не акт в форме закона, а всю гамму правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ст. 35 ч. 1 гласит: «Право частной собственности охраняется законом». Очевидно, что здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права. Таким образом, проблема соотношения конституции и текущего законодательства довольно многогранна, и она решается с учетом как роли конституционных идей, так и формально-правовой зависимости от конституции многих правовых актов.
Источник