Какими графическими образами можно проиллюстрировать свойства информации
Содержание урока
Информация и сигнал
Виды информации
Свойства информации
Вопросы и задания
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Задание 1 – 4
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Задание 5 – 8
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Задание 9 – 12
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Задание 13 – 16
Практическая часть урока
Вопросы и задания
САМОЕ ГЛАВНОЕ
Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), которые он получает из различных источников.
Сигналы могут быть непрерывными или дискретными. Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Дискретный сигнал принимает конечное число значений, которые можно пронумеровать.
По способу восприятия человеком выделяют такие виды информации, как: визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная.
Объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность и понятность называют свойствами информации. Одна и та же информация может обладать разными свойствами для разных людей.
Вопросы и задания
1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Что вы можете сказать о формах представления информации в презентации и в учебнике? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?
2. Что такое информация для человека? Перечислите источники, из которых вы получаете информацию.
3. Приведите примеры непрерывных и дискретных сигналов.
4. Перечислите основные виды информации по способу её восприятия человеком.
5. С помощью органов чувств человек непрерывно получает информацию. В чём особенность учёбы в школе с точки зрения получения информации?
6. Перечислите известные вам свойства информации.
7. Выберите правильный ответ.
а) Если вы собираетесь провести выходной день на природе, то что будет своевременной информацией для вас:
1) сведения о погоде в такой же день прошлого года;
2) прогноз погоды на выходной день?
б) Волга впадает в Каспийское море — это:
1) достоверная информация;
2) недостоверная информация.
в) Информация о том, как с помощью подручных средств добыть огонь, будет для вас наиболее полезной:
1) если вы попадёте на необитаемый остров;
2) в нашей повседневной жизни.
г) О правилах дорожного движения каждый водитель автомобиля:
1) должен обладать полной информацией;
2) может иметь неполную информацию.
д) Об устройстве двигателя каждый водитель автомобиля:
1) должен обладать полной информацией;
2) может иметь неполную информацию.
8. Очевидно, что:
1) первоклассник, семиклассник и ученик 11 класса получат разную информацию из вашего учебника информатики;
2) каждый из семиклассников, работая с одним и тем же учебником, получает разное количество информации.
Как вы можете это объяснить?
9. Продумайте, какими графическими образами можно проиллюстрировать:
1) виды информации по способу её восприятия человеком;
2) свойства информации.
Найдите соответствующие иллюстрации в Интернете или нарисуйте их самостоятельно.
Источник
Ответы (решебник) к учебнику по Информатике — 7 класс, параграф 1.1 — Босова Л.Л., Босова А.Ю., задания 1-9
§1.1. Информация и её свойства ГДЗ, Информатика 7 класс Босова ответы на «Вопросы и задания»
1.Ознакомьтесь с материалом презентации к параграфу содержащейся в электронном приложении к учебнику. Что вы можете сказать о формах представления информации в презентации и в учебники? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?
2. Что такое информация для человека? Перечислить источники, из которых вы получаете информацию.
Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — очень широкое понятие, имеющее множество трактовок.
В обыденной, жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чём-либо, которые получают и передают люди.
Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющих его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Источники информации:
— телевизор,
— радио,
— интернет,
— газета,
— журнал,
— книга,
— часы,
— телефон.
3. Приведите примеры непрерывных и дискретных сигналов.
Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов.
Примеры непрерывных сигналов:
— речь человека,
— скорость автомобиля,
— температура воздуха на улице,
— полет птицы.
Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами.
Примеры дискретных сигналов:
— сигналы светофора,
— время суток (день-ночь).
4. Перечислите основные виды информации по способу её восприятия человеком.
Основные виды информации по способу её восприятия человеком:
— визуальная (с помощью органов зрения);
— аудиальная (с помощью органов слуха);
— обонятельная (с помощью органов обоняния);
— вкусовая (с помощью вкусовых рецепторов языка);
— тактильная (с помощью органов осязания).
5. С помощью органов чувств человек непрерывно получает информацию. В чем особенность учебы в школе с точки зрения получения информации?
Учёба в школе — это специально организованный процесс передачи важнейшей информации (знаний) от предшествующих поколений подрастающему поколению.
В школе человек получает информацию всех видов.
Наиболее часто используется визуальная и аудиальная модель передачи информации от учителя к ученику.
В школе у нас сразу несколько органов чувств воспринимают информацию; зрительная, слуховая и письменная память.
6. Перечислите известные вам свойства информации.
Свойства информации:
— объективность;
— достоверность;
— полнота;
— актуальность;
— полезность;
— понятность.
7. Выберите правильные ответ
Выберите правильный ответ.
а) Если вы собираетесь провести выходной день на природе, то что будет своевременной информацией для вас:
1) сведения о погоде в такой же день прошлого года;
2) прогноз погоды на выходной день?
б) Волга впадает в Каспийское море — это:
1) достоверная информация;
2) недостоверная информация.
в) Информация о том, как с помощью подручных средств добыть огонь, будет для вас наиболее полезной:
1) если вы попадёте на необитаемый остров;
2) в нашей повседневной жизни.
г) О правилах дорожного движения каждый водитель автомобиля:
1) должен обладать полной информацией;
2) может иметь неполную информацию.
д) Об устройстве двигателя каждый водитель автомобиля:
1) должен обладать полной информацией;
2) может иметь неполную информацию.
Ответ
а) 2;
б) 1;
в) 1;
г) 1;
д) 2.
8. Очевидно, что:
1) первоклассник, семиклассник и ученик 11 класса получат разную информацию из вашего учебника информатики;
2) каждый из семиклассников, работая с одним и тем же учебником, получает разное количество информации.
Как вы можете это объяснить?
Ответ
1) Так как первоклассник ещё не изучал информатику, то информация из учебника ему будет непонятна. Для семиклассника информация будет новой и понятной. Ученик 11 класса все это уже проходил и для него в этом учебнике не будет ничего нового.
2) Каждый человек понимает (воспринимает) информацию по своему. Многое зависит от того как внимателен ученик, от того понимает ли он абсолютно все темы, от того старателен ли он и от того насколько его интересует этот предмет.
9. Продумайте, какими географическими образами можно проиллюстрировать
1) первоклассник, семиклассник и ученик 11 класса получат разную информацию из вашего учебника информатики;
2) каждый из семиклассников, работая с одним и тем же учебником, получает разное количество информации.
Как вы можете это объяснить?
Ответ
1) Так как первоклассник ещё не изучал информатику, то информация из учебника ему будет непонятна. Для семиклассника информация будет новой и понятной. Ученик 11 класса все это уже проходил и для него в этом учебнике не будет ничего нового.
2) Каждый человек понимает (воспринимает) информацию по своему. Многое зависит от того как внимателен ученик, от того понимает ли он абсолютно все темы, от того старателен ли он и от того насколько его интересует этот предмет.
На этой странице размещен вариант решения заданий с страниц учебника по информатике за 7 класс авторов Босова. Здесь вы сможете списать решение домашнего задания или просто посмотреть ответы. ГДЗ
Литература: Учебник по Информатике, 7 класс. Автор: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Издательство: Бином. Год: 2016, 2017
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Источник
Информация. Свойства информации
Информация
обладает определенными свойствами. К
основным свойствам информации можно отнести достоверность, объективность,
полноту, актуальность, понятность и доступность (рис. 1).
Рис.
1 Свойства информации
Информация
достоверна,
если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может
привести к принятию неправильных решений. Например, объявление, опубликованное
в сети Интернет, может содержать недостоверные сведения о характеристиках
какой-либо продукции. Покупатель, который поверил такому объявлению и приобрел
товар, может напрасно потратить деньги.
Информация
объективна,
если она не зависит от чьего-либо мнения или суждения. Объективную информацию
можно получить, например, с помощью исправных измерительных приборов. Сообщение
«Автомобиль двигался на большой скорости» содержит субъективную информацию.
Сообщение «Автомобиль двигался со скоростью 100 км/ч» будет объективным при
исправном спидометре.
Информация
полна,
если ее достаточно для принятия решений. Неполная информация может привести к
ошибочным выводам и действиям. Например, сообщение «Температура на улице 10
градусов» без уточнения «тепла» или «мороза» может привести к неправильному
выбору человеком верхней одежды.
Информация
актуальна,
если она необходима в настоящее время. Например, телеграмма о приезде друзей,
полученная своевременно, позволит вовремя их встретить. Устаревшая,
преждевременная или незначимая информация для человека является неактуальной.
Информация
понятна,
если она выражена на языке, понятном для человека. Например, записка на
испанском языке для человека, который не знает этого языка, будет непонятна.
Информация
доступна,
если имеет возможность ее получения. Различные барьеры могут сделать информацию
недоступной. Например, секретные документы, хранящиеся в архиве, невозможно
получить людям, которым доступ к таким архивам запрещен. Поэтому для этих людей
информация, содержащаяся в этих документах, будет недоступной.
Каждый
человек решает для себя вопрос о полезности и важности полученной информации в
зависимости от того, удовлетворяет или не удовлетворяет эта информация
перечисленным свойствам. Знание основных свойств информации помогает человеку
правильно оценивать получаемую информацию и принимать верное решение в каждом
конкретном случае.
Человек
постоянно получает информацию из окружающего мира, анализирует ее свойства,
выявляет существенные закономерности и тем самым познает мир. В процессе
понимания информации, ее анализа и применения на практике у человека
формируются знания. Одна и та же информация может приводить к появлению разных
знаний у разных людей. Сформированные знания человек использует в своей
деятельности. В то же время деятельность человека, способствует постоянному
пополнению его знаний об окружающем мире.
Знания
людей может разделить на два вида: декларативные и процедурные (рис. 2).
Рис. 2 Виды знаний
Декларативные
знания, по
своей сути, являются утверждениями и начинаются со слов «Я знаю, что…». К этому
виду относятся знания о конкретных объектах. Например, «Я знаю, что вещество,
энергия и информация являются основными ресурсами современного общества», «Я
знаю, что компьютер является универсальным устройством для работы с
информацией».
Процедурные
знания,
определяют действия, которые надо выполнить для достижения поставленной цели.
Они начинаются со слов «Я знаю, как…». Например, «Я знаю, как подключить
принтер к системному блоку компьютера», «Я знаю, как записать алгоритм сложения
двух чисел». Декларативные и процедурные знания позволяют человеку сформировать
свое собственное представление о предметах, процессах и явлениях окружающего
мира.
Два подхода к
понятию “информация”.
Информация для
человека – это
сведения, которые уменьшают существующую до их получения неопределенность
знания.
Под
информацией, когда речь идет о технике, принято понимать все сведения, которые
представлены в определенной форме для хранения, передачи и обработки с помощью
технических средств, в том числе и компьютера.
Таким
образом, понятие «информация» многозначно.
Существуют различные подходы к пониманию информации. До сих пор не дано
единого, универсального и исчерпывающего ее определения. Термин «информация»
может содержать разный смысл, в зависимости от тех областей знаний, в которых
он используется.
ТЕСТ
КРОССВОРД ПО ТЕМЕ
Презентация
Источник
План – конспект урока по информатике
на тему «Информация, свойства информации» в 7 классе.
Тема урока: Информация и ее свойства.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, практический.
Оборудование: автоматизированное рабочее место учителя и ученика; проектор; компьютер; интерактивная доска.
Название и автор учебника: Информатика. Учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. –2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Цели урока:
Образовательные:
– формирование понятий обинформации, виды и свойства информации.
Развивающие:
– развитие логического мышления, внимания, памяти, познавательного интереса;
– формирование навыков использования ИКТ-технологий при работе с информацией;
– развитие умения рассуждать,делать выводы,опираясь на ранее полученные знания;
– совершенствование навыков самостоятельной работы, сотрудничества со сверстниками.
Воспитательные:
– повышение интереса к предмету;
– привитие чувства самоуважения и взаимоуважения;
– формирование активности, сознательности, ответственности в учебной деятельности, культуры поведения науроке.
Задачи:
1) обобщить представления учащихся о сигналах различной природы; формировать на этой основе представления об информации;
2) рассмотреть подходов к классификации информации;
3) рассмотреть свойства информации (актуальность, достоверность, полнота и пр.) и формировать на этой основе навыки оценивания информации с позиции её свойств;
4) формировать навыки определения информативности некоторого сообщения, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Ход урока:
Организационный момент.
Организация класса к началу урока. Сообщение темы урока, целей урока.
Актуализация знаний.
Теоретический опрос (фронтально):
Что такое информатика?
Какое отношение к информатике имеют компьютеры?
Как вы понимаете, что такое информация?
Какими могут быть источники информации?
Обладает ли информация свойствами?
Записывают тему урока «Информация и ее свойства»
Изучение темы.
Ключевые слова:
Информация;
Сигнал;
Непрерывный сигнал;
Дискретный сигнал;
Виды информации;
Свойства информации.
Введение нового понятия-информация.
Информация – очень широкое понятие, имеющее множество трактовок.
Информация для человека – это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Задание на осознанное восприятие нового материала
Из каких источников и в виде чего люди получают информацию? (Из различных источников, в виде сигналов).
Введение нового понятия-сигнал.
Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона.
Дискретный сигналпринимает конечное число значений.
Задание на осознанное восприятие нового материала
Приведите примеры непрерывных и дискретных сигналов.
Перечислите основные виды информации способу восприятия человеком. (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая осязательная или тактильная).
РТ стр. 4 № 3.
Введение нового понятия-свойства информации.
Свойства информации:
Полнота (информация полна, если её достаточно для понимания ситуации и принятия решения);
Полезность (полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с её помощью)
Объективность (информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения);
Понятность (информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя);
Достоверность (информация достоверна, если она отражает истинное положение дел);
Актуальность (информация актуальна, если она важна,существенна для настоящего времени).
Задание на осознанное восприятие нового материала
Учебник стр. 11-12 вопрос №7.
Первичное закрепление знаний.
РТ стр. 8 № 8.
Физминутка.
Инструктаж по домашнему заданию.
§1.1-пересказ;
РТ стр.3-7 № 2, 4, 6, 7;
Продумайте и нарисуйте, какими графическими образами можно проиллюстрировать свойства информации.
Подведение итогов урока:
Информация для человека – это …
Сигналы могут быть …
По способу восприятия выделяют такие виды информации …
Свойства информации являются …
Рефлексия. Выставление оценок
Какое задание было самым интересным и почему?
Вам было легко или были трудности при выполнении заданий?
Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
Какую новую информацию я узнал(а) на уроке?
Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы на следующем уроке сделать нашу работу более успешной.
Оцените свою работу (от 2 до 5 баллов).
4
Источник
2. Виды информации. Представление информации.
Виды информации. Представление информации.
По
способу восприятия
информации человеком можно выделить визуальную (зрительную), аудиальную
(звуковую), обонятельную (запахи) вкусовую, тактильную (осязательную),
вестибулярную и мышечную информацию (рис.3).
Рис. 3.Виды информации по способу восприятия
Визуальную информацию люди
воспринимают с помощью глаз. Человек может увидеть объект или явление, букву
или цифру, картину или фильм, схему или карту, жест или танец. Аудиальную
информацию люди воспринимают с помощью ушей. Человек может услышать
произвольные звуки, шум, музыку, пение и речь. Обонятельную информацию,
или запахи, человек воспринимает с помощью носа. Запах можно охарактеризовать
как терпкий или пряный, приятный или неприятный, тяжелый или легкий. Вкусовую
информацию человек воспринимает с помощью языка. Вкус может быть горький или
сладкий, кислый или соленый. Тактильнуюинформацию человек воспринимает кожей. Прикасаясь к предмету,
можно определить его температуру (холодный или горячий) и вид поверхности
(гладкая или шероховатая, мокрая или сухая). Вестибулярную информацию
человек воспринимает с помощью вестибулярного аппарата, который отслеживает
положение тела человека в трехмерном пространстве. Летя в самолете и не видя
горизонта, человек может определить, куда и как он перемещается: вверх или
вниз, вправо или влево, ускоренно или замедленно. Мышечную информацию люди
воспринимают с помощью мышц. Закрыв глаза, человек не пронесет ложку с супом
мимо своего рта, может дотронуться указательным пальцем до своего носа,
сравнить массу гирь, одинаковых на ощупь.
Воспринимать информацию могут не только
люди, но и животные, и растения. Однако в отличие от людей, восприятие
информации животными и растениями имеет свои особенности. Например, слоны
способны воспринимать звуки, которые не слышит человек, у собак лучше всего
развито обоняние, у летучих мышей – слух, а растения могут получать информацию
с помощью корней и листьев. Несмотря на эти особенности, в живой природе, так
же как и в мире людей, информация играет важную роль в обеспечении жизненных
процессов. Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится
выразить так, чтобы она была понятна другим. Одну и ту же информацию, в
зависимости от цели деятельности, можно выразить разными способами и
представить в разной форме.
По
форме представления
принято выделять числовую, текстовую, графическую, звуковую и комбинированную
информацию (рис. 4).
Рис. 4. Виды информации по форме представления
Например, если человек хочет выучить
слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом
случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию
песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В
этом случае информация будет представлена в звуковой форме. Образ,
навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с
помощью рисунка.
Для того чтобы выяснить количество поклонников исполнителя
песни, необходимо их подсчитать и результат представить в числовой форме. Каждая из
этих форм представления информации имеет свои особенности. Графическая информация наиболее доступна, так как срезу передает
визуальный образ.
С помощью текстовой и звуковой информации можно представить
исчерпывающие разъяснения. Числовая
информация дает возможность проводить различные сравнения и вычисления.
Поэтому чаще всего информацию представляют в комбинированной форме.
Частным случаем комбинированной информации является мультимедийная информация, когда текстовая и числовая информация
сочетается со звуковой и графической информацией, с видеоизображением.
Для представления информации человек
использует различные знаки. Один и тот же знак может иметь разный смысл. Если
человек наделил знак смыслом, то этот
знак называют символом
Например, нарисованный овал может
означать или букву «О», или цифру ноль, или химический элемент кислород, или
геометрическую фигуру. В нашем примере нарисованный овал – это знак. Буква,
цифра и обозначение химического элемента являются символами.
Для того чтобы понимать смысл
информации, представленной с помощью символов, человеку необходимо знать не
только символы, но и правила составления сообщений из этих символов. Говоря
другими словами, человеку необходимо знать язык.
Язык может быть разговорным, языком рисунков, мимики и жестов, языком науки
и искусства.
Выделяют естественные (разговорные) и
искусственные языки (рис. 5).
Естественные языки исторически
сложились в процессе развития человеческой цивилизации. К естественным языкам
относятся русский, английский, китайский и многие другие языки. В мире
насчитывается более 10 тыс. разных
языков, диалектов и наречий.
Рис. 5. Виды языков
Искусственные языки специально
созданы для профессионального применения в какой-либо области человеческой
деятельности. Некоторые искусственные языки складывались в течение длительного
исторического периода, например язык математических обозначений. С этой точки
зрения они мало отличаются от естественных языков. Примерами искусственных
языков являются эсперанто, языки программирования, язык математики,
язык химии, язык логики, язык флажков на флоте, язык дорожных знаков.
Некоторые естественные языки имеют
искусственно созданные алфавиты. Так, например, авторами русского языка являются
Кирилл и Мефодий.
Представление информации с помощью
определенного языка всегда связано с алфавитом. Алфавит содержит конечный набор
символов, из которых можно составить как угодно много слов. Все символы в
алфавите упорядочены.
Количество символов в алфавите называют
мощность алфавита.
Например, текст может быть представлен с
помощью букв русского или английского алфавита, а число – с помощью алфавита
десятичных цифр. В каждом из этих алфавитов буквы и цифры расположены в
определенном порядке. Мощность русского
алфавита составляет 33 буквы, мощность английского алфавита – 26 букв, а мощность десятичного алфавита – 10 цифр.
Представленную информацию можно
преобразовать из одной последовательности знаков в другую, не задумываясь о
смысле сообщения. Такой процесс преобразования сообщения называется кодированием. Обратный процессом
кодированию является процесс декодирования.
Для того чтобы выполнить кодирование или декодирование, необходимо знать
правила перевода одних знаков в другие знаки. Говоря другими словами, надо
знать код или шифр.
По мере развития средств появились
различные способы кодирования информации. Например, кодирование с помощью
азбуки (кода) Морзе (длительный сигнал – тире, короткий сигнал – точка, нет
сигнала – пауза), с помощью двоичного кода (нет сигнала – 0, есть сигнал – 1). Кодирование
используется для представления информации в такой форме, которая будет наиболее
удобна для работы человека или технического устройства. Например, человеку
удобно и привычно работать с десятичными числами, а компьютер настроен на
работу с двоичными числами. Поэтому десятичное число, введенное с помощью
клавиатуры компьютера, кодируется в двоичное число. При выводе числа на экран
монитора происходит декодирование из двоичного числа в десятичное число.
Кодирование информации необходимо не только для ее рационального представления, но и для ее эффективной
защиты. Не случайно другим примером кода является пин-код сотового телефона или
банковской карточки, а также код, используемый в качестве ключа от цифрового
замка дорожной сумки.
Источник