Какими графическим образом можно проиллюстрировать свойства информации

Содержание урока

Информация и сигнал

Виды информации

Свойства информации

Вопросы и задания

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Задание 1 – 4

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Задание 5 – 8

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Задание 9 – 12

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Задание 13 – 16

Практическая часть урока

Вопросы и задания

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), которые он получает из различных источников.

Сигналы могут быть непрерывными или дискретными. Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Дискретный сигнал принимает конечное число значений, которые можно пронумеровать.

По способу восприятия человеком выделяют такие виды информации, как: визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная.

Объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность и понятность называют свойствами информации. Одна и та же информация может обладать разными свойствами для разных людей.

Вопросы и задания

1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Что вы можете сказать о формах представления информации в презентации и в учебнике? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?

2. Что такое информация для человека? Перечислите источники, из которых вы получаете информацию.

3. Приведите примеры непрерывных и дискретных сигналов.

4. Перечислите основные виды информации по способу её восприятия человеком.

5. С помощью органов чувств человек непрерывно получает информацию. В чём особенность учёбы в школе с точки зрения получения информации?

6. Перечислите известные вам свойства информации.

7. Выберите правильный ответ.

а) Если вы собираетесь провести выходной день на природе, то что будет своевременной информацией для вас:

1) сведения о погоде в такой же день прошлого года;

2) прогноз погоды на выходной день?

б) Волга впадает в Каспийское море — это:

1) достоверная информация;

2) недостоверная информация.

в) Информация о том, как с помощью подручных средств добыть огонь, будет для вас наиболее полезной:

1) если вы попадёте на необитаемый остров;

2) в нашей повседневной жизни.

г) О правилах дорожного движения каждый водитель автомобиля:

1) должен обладать полной информацией;

2) может иметь неполную информацию.

д) Об устройстве двигателя каждый водитель автомобиля:

1) должен обладать полной информацией;

2) может иметь неполную информацию.

8. Очевидно, что:

1) первоклассник, семиклассник и ученик 11 класса получат разную информацию из вашего учебника информатики;

2) каждый из семиклассников, работая с одним и тем же учебником, получает разное количество информации.

Как вы можете это объяснить?

9. Продумайте, какими графическими образами можно проиллюстрировать:

1) виды информации по способу её восприятия человеком;

2) свойства информации.

Найдите соответствующие иллюстрации в Интернете или нарисуйте их самостоятельно.

Источник

Графическая информация – это сведения, представленные в виде схем, эскизов, изображений, графиков, диаграмм, символов.

Графическая информация является разновидностью визуальной (зрительной) информации. К ней относятся: рисунки, гравюры, плакаты, схемы, географические карты, развертки, эскизы и т.д. Она состоит из точек, штрихов, линий, которые выполнены карандашом, тушью, мелом, фломастером на бумаге, картоне, классной доске и т.д.

Стоит сказать, что графическая информация сопровождает человека с момента его появления и развивается с ним одновременно. К самой ранней графической информации относятся изображения, нарисованные углем, сажей, или же процарапанные на стенах пещер и камнях. В современном мире для создания графической информации человеку на помощь пришла цифровая техника.

В настоящее время на экране монитора стало возможным получать рисунки, чер тежи в таком же виде, как на бумаге с помощью каранда шей, красок, чертежных инструментов. Такого рода графическая информация называется цифровой (цифровая графика). Кроме того, рисунок из памяти компьютера может быть выведен не только на экран, но и на бумагу с помощью принтера. Сегодня су ществуют принтеры цветной печати, дающие качество ри сунков на уровне фотографии.

Приложения компьютерной графики очень разнообразны. Для каждого направления создается специальное программное обеспечение, которое называют графическими програм мами, или графическими пакетами.

В зависимости от способа формирования изображений различают следующие виды компьютерной графики:

  • растровая графика – применяется при разработке электронных (мультимедийных) и полиграфических изданий. Иллюстрации, выполненные средствами растровой графики, редко создают вручную с помощью компьютерных программ;
  • векторная графика – используется для создания иллюстраций и в меньшей степени для их обработки. Такие средства широко используют в рекламных агентствах, дизайнерских бюро, редакциях и издательствах;
  • трехмерная графика – широко используется в инженерном программировании, компьютерном моделировании физических объектов и процессов, в мультипликации, кинемотографии и компьютерных играх.
Читайте также:  Какие углы называются перпендикулярными и их свойства

К программам для работы с растровой графикой относятся:

  • Paint
  • Microsoft Photo Editor
  • Adobe Photo Shop
  • Fractal Design Painter
  • Micrografx Picture Publisher

Для работы с векторной графикой используются:

  • Corel Draw
  • Adobe Illustrator
  • Fractal Design Expression
  • Macromedia Freehand
  • AutoCAD

Таким образом, в растровой графике кодирование изображения происходит путем деления изображения на маленькие точки или пиксели. Каждому пикселю присваивается код его цвета вместе. Информация о каждой такой точке содержит компьютерная видеопамять.

В создании векторной графики участвуют примитивные объекты – линия, кривая, точка, прямоугольник, треугольник, окружность. Данные элементы и их объемы описываются при помощи математических формул.

Графическая информация может быть представлена по-разному. Способы представления графической информации зависят от назначения данной информации и типа устройств, для которых она предназначена.

Представление графической информации осуществляется:

  • координатным способом. Данный способ основывается на представлении плоского (монохромного) изображения в виде координат прямоугольных растрэлементов;
  • рецепторным способом. Разновидность координатного способа. Он основан на представлении всего поля изображения в виде прямоугольных областей, которые называются рецепторами;
  • способ поэлементного представления графической информации. Он основан на представлении изображения в виде совокупности графических примитивов, в качестве которых могут выступать отрезок прямой линии, дуга, окружность;
  • структурно-символический способ. Он основан на использовании для формирования изображения типовых графических элементов;
  • аналитический способ. Данный способ основывается на ее представлении в виде уравнений поверхностей.

Источник

План – конспект урока по информатике

на тему «Информация, свойства информации» в 7 классе.

Тема урока: Информация и ее свойства.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, практический.

Оборудование: автоматизированное рабочее место учителя и ученика; проектор; компьютер; интерактивная доска.

Название и автор учебника: Информатика. Учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. –2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Цели урока:
Образовательные:

формирование понятий обинформации, виды и свойства информации.

Развивающие:

– развитие логического мышления, внимания, памяти, познавательного интереса;
– формирование навыков использования ИКТ-технологий при работе с информацией;
– развитие умения рассуждать,делать выводы,опираясь на ранее полученные знания;
– совершенствование навыков самостоятельной работы, сотрудничества со сверстниками.
Воспитательные:

– повышение интереса к предмету;
– привитие чувства самоуважения и взаимоуважения;
– формирование активности, сознательности, ответственности в учебной деятельности, культуры поведения науроке.

Задачи:

1) обобщить представления учащихся о сигналах различной природы; формировать на этой основе представления об информации;

2) рассмотреть подходов к классификации информации;

3) рассмотреть свойства информации (актуальность, достоверность, полнота и пр.) и формировать на этой основе навыки оценивания информации с позиции её свойств;

4) формировать навыки определения информативности некоторого сообщения, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Организация класса к началу урока. Сообщение темы урока, целей урока.

  1. Актуализация знаний.

Теоретический опрос (фронтально):

  • Что такое информатика?

  • Какое отношение к информатике имеют компьютеры?

  • Как вы понимаете, что такое информация?

  • Какими могут быть источники информации?

  • Обладает ли информация свойствами?

Записывают тему урока «Информация и ее свойства»

  1. Изучение темы.

Ключевые слова:

  • Информация;

  • Сигнал;

  • Непрерывный сигнал;

  • Дискретный сигнал;

  • Виды информации;

  • Свойства информации.

    1. Введение нового понятия-информация.

Информация – очень широкое понятие, имеющее множество трактовок.

Информация для человека – это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.

    1. Задание на осознанное восприятие нового материала

Из каких источников и в виде чего люди получают информацию? (Из различных источников, в виде сигналов).

    1. Введение нового понятия-сигнал.

Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона.

Дискретный сигналпринимает конечное число значений.

    1. Задание на осознанное восприятие нового материала

Приведите примеры непрерывных и дискретных сигналов.

Перечислите основные виды информации способу восприятия человеком. (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая осязательная или тактильная).

РТ стр. 4 № 3.

    1. Введение нового понятия-свойства информации.

Свойства информации:

  1. Полнота (информация полна, если её достаточно для понимания ситуации и принятия решения);

  2. Полезность (полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с её помощью)

  3. Объективность (информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения);

  4. Понятность (информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя);

  5. Достоверность (информация достоверна, если она отражает истинное положение дел);

  6. Актуальность (информация актуальна, если она важна,существенна для настоящего времени).

    1. Задание на осознанное восприятие нового материала

Читайте также:  Имеет наибольшие восстановительные свойства какой металл

Учебник стр. 11-12 вопрос №7.

  1. Первичное закрепление знаний.

РТ стр. 8 № 8.

  1. Физминутка.

  2. Инструктаж по домашнему заданию.

§1.1-пересказ;

РТ стр.3-7 № 2, 4, 6, 7;

Продумайте и нарисуйте, какими графическими образами можно проиллюстрировать свойства информации.

  1. Подведение итогов урока:

Информация для человека – это …

Сигналы могут быть …

По способу восприятия выделяют такие виды информации …

Свойства информации являются …

  1. Рефлексия. Выставление оценок

Какое задание было самым интересным и почему?

Вам было легко или были трудности при выполнении заданий?

Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

Какую новую информацию я узнал(а) на уроке?

Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы на следующем уроке сделать нашу работу более успешной.

Оцените свою работу (от 2 до 5 баллов).

4

Источник

 Информация и её свойства.

Ключевые слова:

  • информация
  • сигнал
  • непрерывный сигнал
  • дискретный сигнал
  • виды информации
  • свойства информации

1.1.1.Информация и сигнал

Информация (от лат. informatio– осведомление,разъяснение, изложение)- очень широкое понятие ,имеющее множество трактовок.

В обыденной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения ,сведения о чём-либо ,которые получают и передают люди.Информация содержится в речи людей ,текстах книг,колонках цифр, в звуках и видах природы ,в показаниях часов ,термометров и других приборов.Каждый материальный объект ,с которым происходят изменения ,становится источником информации либо об окружающей среде ,либо о происходящих в этом объекте процессах.Эту информацию мы получаем в виде сигналов -изменений физических величин(давления, температуры,цвета и др.).Различают световые ,звуковые ,тепловые,механические ,электрические и другие типы сигналов.

Информация для человека-это содержание сигналов (сообщения),воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств ,расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нем процессах.

Сигналы могут быть направленными или дискретными.
Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона.Между значениями ,которые он принимает ,нет разрывов.

Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами.

Сравните лестницу и наклонную плоскость .В первом случае имеется строго определенное количество фиксированных высот, равное числу ступенек.Все их можно пронумеровать. Наклонная плоскость соответствует бесконечному количеству значений высоты. 

В жизни человек чаще всего имеет дело с непрерывными сигналами.Примерами непрерывных сигналов могут служить речь человека ,скорость автомобиля ,температура в некоторой графической точке в течение определённого периода времени и многое другое.Примером устройства, подающего дискретные сигналы ,является светофор .Сигнал светофора может быть красным ,желтим или зелёным , т. е. принимать всего три значения.

1.1.2. Виды информации

Сигналы внешнего мира поступают в мозг человека через его органы чувств для анализа и осмысления.По способу восприятия человеком информация может быть разделена на следующие виды :

  • визуальная( с помощью органов зрения мы воспринимаем буквы, цифры,рисунки, различаем цвет, форму ,размеры и расположение предметов);
  • аудиальная ( с помощью органов слуха воспринимается звуковая информация- речь ,музыка,звуковые сигналы,шум);
  • обонятельная (с помощью органов обоняния люди воспринимают запахи);
  • вкусовая( с помощью вкусовых рецепторов языка можно получить информацию о том, каков предмет- горький,кислый, сладкий, солёный);
  • тактильная (органы осязания( кончики пальцев и весь кожный покров ) дают человеку информацию о температуре предметов, -горячий он или холодный, о качестве его поверхности -гладкий он или шероховатый и т.д.).

Около 80-90% информации здоровый человек получает  при помощи органов зрения(визуально), примерно 8-15% -при помощи органов слуха (аудиально)  и только 1-5% – при помощи остальных органов чувств (обоняния,вкуса,осязания ).А вот ,например, лисы собаки и многие другие животные основную информацию получают с помощью носа.У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация-звуковая. На сайте https://sc/edu.ru/ размещён электронный образовательный ресурс “Кто как видит” ,который наглядно продемонстрирует вам особенности визуального восприятия информации из окружающего мира разными живыми существами . Узнать о некоторых особенностях зрительного восприятия информации человеком вам поможет виртуальная лаборатория “Оптические иллюзии ” .

1.1.3. Свойства информации

Информация является предметом интеллектуальной  деятельности человека и продуктом этой деятельности .Учеба в школе -это специально организованный процесс передачи важнейшей информации (знаний) от предшествующих поколений подрастающему поколению.

Информация нужна человеку для того ,чтобы ориентироваться в окружающей обстановке и принимать правильные решения.Но любая ли информация помогает нам в этом? Принятию правильного решения способствует владение объективной ,достоверной, полной ,актуальной ,полезной и понятной информацией .Объективность, достоверность ,полноту,актуальность, полезность и понятность называют свойствами информации.Рассмотрим их подробнее.

Читайте также:  Химические свойства какого элемента наиболее похожи на свойства кремния

Информация объективна,если она не зависит от чьего-либо мнения,суждения. Объективную информацию можно получить с помощью измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестаёт быть объективной,становиться субъективной, так как преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от опыта, знаний,пристрастий конкретного человека (субъекта).

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Достоверная информация помогает нам принять правильное решение. Недостоверной информация может быть в случае преднамеренного искажения ; в результате воздействия помех (“испорченный телефон”) ;при приуменьшении или преувеличении значения реального факта (слухи и рыбацкие истории, реклама и д.р. ).

Информация полна, если её достаточно для понимания ситуации и принятия решения.Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
Информация актуальна, если она важна,существенна для настоящего времени. Только своевременно полученная информация может привести необходимую пользу. Информация неактуальна,если она является устаревшей или преждевременной. 

Полезность информации оценивается по тем задачам .которые можно решить с её помощью, Оценка полезности информации всегда субъективна. То,что полезно для одного человека, может быть совершенно бесполезно для другого.Какие-либо сведения ,например исторические ,могут десятилетиями считаться ненужными, но в какой-то момент их полезность может резко возрасти.

Информация понятна, если она выражена на языке,доступном для получателя .Так,вы не сможете воспользоваться самой актуальной и достоверной информацией, если она будет выражена на незнакомом вам языке, то есть вам непонятна.

В качестве примера попробуем охарактеризовать информацию, находящуюся в ваших школьных учебниках .

  • Эта информация соответствует современным научным представлениям.Поэтому она достоверна.
  • Эта информация не может быть полной так как раскрывает перед вами основы наук,даёт общее представление о различных областях действительности. Для получения полной информации по интересующему вас вопросу мало прочитать школьный учебник -необходимо заниматься самообразованием,используя различные источники информации. 
  • Эта информация для вас полезна, так как с её помощью вы можете решать как учебные ,так и жизненные задачи .Вместе с тем эта же информация скорее всего,бесполезна для ученика 11 класса,перед которым стоят более сложные задачи.
  • Эта информация доступна вам по уровню восприятия (понятна); она же не доступна ученикам начальной школы. 

Вопросы и задания.

1.Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу ,содержащейся в электронном положении к учебнику.Что вы можете сказать о формах представления информации в презентации и в учебнике ?Какими слайдами мы могли бы дополнить презентацию? 
2.Что такое информация для человека? Перечислите источники ,из которых вы получаете информацию.
3.Приведите примеры непрерывных и дискретных сигналов.
4.Перечислите основные виды информации по способу её восприятия человеком .
5.С помощью органов чувств человек непрерывно получает информацию.В чём особенность учёбы в школе с точки зрения получения информации?
6.Перечислите известные вам свойства информации.
7.Выберите правильный ответ.

а)Если вы собираетесь провести выходной день на природе ,то что будет своевременной информацией для вас:
1)сведения о погоде в такой же день прошлого года;
2)прогноз погоды на выходной день?
б)Волга впадает в Каспийское море-это :
1)достоверная информация;
2)недостоверная информация.
в)Информация о том ,как с помощью подручных средств добыть огонь ,будет для вас наиболее полезной:
1)если вы попадёте на необитаемый остров ;
2)в нашей повседневной жизни.
г)О правилах дорожного движения каждый водитель автомобиля :
1)должен обладать полной информацией ;
2)может иметь неполную информацию.
д)Об устройстве двигателя каждый водитель автомобиля :
1)должен обладать полной информацией;
2)может иметь неполную информацию.
8.Очевидно,что :
1)первоклассник,семиклассник и ученик 11 класса получат разную информацию из вашего учебника информатики.
Как вы можете это объяснить?
9.Подумайте,какими графическими образами можно проиллюстрировать :
1)виды информации по способу её восприятия человеком ;
2)свойства информации .
Найдите соответствующие иллюстрации в интернете или нарисуйте их самостоятельно .

Самое главное

Информация для человека-это содержание сигналов( сообщения), которые он получает на различных источниках .
Сигналы могут быть прерванными или дискретными .Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений на некоторого диапазона.Дискретный сигнал принимает конечное число значений, которые можно пронумеровать.

По способу восприятия человеком выделяют такие виды информации, как :визуальная, аудиальная ,обонятельная ,вкусовая, тактильная .
Объективность ,достоверность ,полноту,актуальность ,полезность и понятность называют свойствами информации.Одна и та же информация может обладать разными свойствами для разных людей.

Календарь

«  Октябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей:

Источник