Какими бывают свойства конституции
Конституция как главный закон государства и общества, основной источник права конкретной страны имеет особые черты, или свойства, которые можно подразделить на социально-политические, правовые и политико-правовые.
Основные социально-политические свойства конституции выражаются прежде всего в следующих признаках:
О особый субъект, который принимает (учреждает) конституцию или от имени которого она принимается;
О учредительный характер конституционных положений;
О широта и всеохватывающий характер предмета конституционного регулирования.
Особый субъект, который принимает (учреждает) конституцию или от имени которого она принимается, — принципиальное социально-политическое свойство конституции. Конституция в современном значении этого понятия является актом, который, как правило, принимается народом или от имени народа.
Возникновение в XVII в. самой идеи о необходимости такого акта, как конституция, было связано именно с идеей воли народа как источника данного акта. Выдвигаемое нарождающейся буржуазией требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, воплощающей волю всей нации или всего народа. Так, в неосуществленном на практике проекте «народного соглашения» Кромвеля в 1653 г. было предусмотрено условие подписания его всем народом. Такое же требование затем выдвигалось Жан Жаком Руссо. Он полагал, что для установления конституции требуется согласие всех граждан: она должна стать результатом единогласного решения всех граждан, а противников конституции следует считать иностранцами среди граждан. Эта важная социальная черта конституции признается доминирующей в современной конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ (нация)… принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию».
Принятие «народом и от имени народа» — главная формула демократической конституции. В современном мире многие демократические конституции приняты или учреждены гражданами страны на референдуме. В частности, так были приняты конституции Италии 1947 г., Франции 1958 г., Португалии 1976 г., Испании 1978 г., Египта 1971 г., Филиппин 1986 г., Йемена 1991 г., Алжира 1996 г., Беларуси 1996 г., Румынии 1999 г., Швейцарии 2000 г. и др. Вместе с тем всенародный референдум не является единственным путем демократического учреждения основного закона страны. Конституция может приниматься и другими субъектами права, представляющими народ и его интересы, например: учредительным собранием (во Франции Конституция 1948 г., в Бразилии — 1988 г., Болгарии — 1991 г. и др.); парламентом (в Китае — в 1982 г., во Вьетнаме — в 1992 г., в Грузии — в 1995 г., на Украине — в 1996 г.); на общенациональной конференции представителями различных политических сил и групп населения (Конституция Боснии и Герцеговины, 1995 г.).
Выбор субъекта учреждения конституции — очень тонкий и ответственный политический момент. Наиболее демократичный путь принятия конституции референдумом не всегда используется по разным причинам. Так, от него отказываются тогда, когда существует опасность использования народа в качестве заложника определенных групповых интересов. Некоторые ученые считают, что в условиях недемократичного режима при проведении референдума избиратели подвергаются серьезному давлению и часто одобряют реакционные проекты. В качестве примера приводят Конституцию Франции 1958 г., которая одобрялась избирателями в условиях острого политического кризиса; Конституцию Чили 1980 г., утверждаемую гражданами в условиях диктатуры Аугусто Пиночета; социалистические конституции ГДР 1968 г., Болгарии
1971 г. и Кубы 1976 г., принимаемые под давлением партийной верхушки[1].
Критическая оценка государствоведами демократичности проведения референдума в указанных случаях должна быть весьма осторожной. Нужно учитывать, что любая демократичная процедура в условиях политического кризиса или недемократического режима приобретает искаженные формы и может быть использована не в интересах народа силами, доминирующими в политическом процессе. Это касается не только референдума, но и голосования в парламенте, учредительном органе и т.д.
Существует практика принятия конституций сверху: военными властями, провозглашающими переход к гражданскому правлению (конституции Турции 1982 г., Нигерии 1989 г.), высшими партийными органами (съездом партии в Конго в 1973 г., комитетами партии в Анголе и Мозамбике в 1975 г.). В некоторых монархических странах конституция даруется монархом своему «верному народу». Такой способ принятия конституции — октроирова- ние — был использован, в частности, в Иордании в 1952 г., Непале — в 1962 г., Свазиленде — в 1978 г., Саудовской Аравии — в 1992 г.
Другой важной социально-политической чертой конституции является ее учредительный характер. Принятием конституции, внесением в нее изменений и дополнений, отменой конституции и учреждением новой устанавливаются основы общественного и государственного строя, система публичной (государственной) власти; определяются правовой режим человека и гражданина, принципы отношений личности и государства. Именно через конституционные нормы меняются или модифицируются государственный и общественный строй, форма государственности, режим государственной власти и другие публичные отношения учредительного характера.
Учредительная природа конституции проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. При этом допускается, что в текст конституции может быть включена любая правовая норма, которую народ или в его лице государственные органы учреждают.
Из такой характеристики, разумеется, не следует, что нормы конституции формируются произвольно. На их содержание влияют международно-правовые нормы, практика других государств, а также разнообразные экономические, политические, социальные, внешнеполитические и иные факторы.
Широта и всеохватывающий характер предмета конституционного регулирования — еще одна важная социально-политическая черта современной конституции. Нет другого такого нормативного правового акта, который бы так же комплексно и всесторонне охватывал все виды общественных отношений в качестве предмета регулирования. Упорядочивая политические, экономические, социальные, культурные и духовные отношения, конституция собирает правовыми нормами на системном уровне модель государственного и общественного строя. Особенно в этом смысле преуспели конституции последнего поколения. В частности, Конституция Швейцарии 2000 г. (195 статей и переходные положения) по степени детализации представляет по сути кодекс государственной и общественной жизни страны. Весьма обширны и многообразны по содержанию Конституция Индии 1950 г. (368 статей и 12 приложений), Малайзии 1957 г., Бразилии 1988 г. (246 статей и переходные положения).
Главные правовые свойства конституции — это:
- 0 ее верховенство и высшая юридическая сила;
- 0 прямое действие и применение на всей территории государства;
- 0 Конституция — ядро правовой системы или основной источник права;
- 0 усложненный порядок принятия, внесения изменений и поправок;
- 0 особая правовая охрана.
В формально-юридическом смысле конституция — это закон, обладающий верховенством и высшей юридической силой. Наличие данных свойств означает, что все остальные законы и иные правовые акты принимаются во исполнение конституции страны и не должны ей противоречить. Любой правовой акт, противоречащий конституции по существу или по форме, должен быть признан недействительным.
В конституциях немногих современных государств содержатся нормы, непосредственно определяющие верховенство и высшую юридическую силу конституции. Среди стран старой Европы это Ирландия, Португалия, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — Япония. В частности, в ст. 277 Конституции Португалии записано, что являются неконституционными нормы, нарушающие положения Конституции или принципы, в ней закрепленные. В ст. 98 Конституции Японии закрепляется положение о том, что настоящая Конституция является «верховным законом страны и никакие законы, указы, рескрипты или другие государственные акты, противоречащие в целом или в части ее положениям, не имеют законной силы». Статья 5 Конституции Республики Болгария от 13.07.1991 устанавливает, что Конституция данного государства является верховным законом, а другие законы не могут ей противоречить.
Наиболее высокая доля государств, непосредственно в своих конституциях регулирующих верховенство и высшую юридическую силу основного закона, приходится на страны постсоветского пространства. Так, согласно ст. 137 Конституции Беларуси 1994 г. (ред. 1996 г.), Основной закон данного государства обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция Беларуси. Конституция Таджикистана также определяется как акт, обладающий высшей юридической силой. Законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики, признаются недействующими (ст. 10 Конституции Таджикистана).
Если рассматривать в целом мировую практику конституционного регулирования, то нельзя не констатировать, что в большинстве государств наличие свойств верховенства и высшей юридической силы конституции определяется опосредованно, т.е. через косвенное закрепление данных свойств в конституционных положениях, где основная смысловая нагрузка приходится на иной аспект регулирования, а также путем установления особого порядка внесения конституционных поправок, правовой охраны конституции и т.п.
Так, в преамбуле Конституции Эстонской Республики от 28.06.1992 указывается, что государственная власть в данной стране осуществляется только на основе Конституции и согласующихся с ней законов. В ст. 1 Конституции Бразилии говорится, что «вся власть исходит от народа, который ее осуществляет… в соответствии с предписаниями настоящей Конституции». Аналогично в ст. 1 Конституции Италии записано, что народ данной страны осуществляет власть в формах и в границах, установленных Конституцией. Несколько иным образом, но также опосредованно говорится о высшей юридической силе основного закона в ст. 192 Конституции Швейцарии: если Конституция и законодательство, которое принято на ее основе, не предписывают иного, то ее пересмотр производится согласно законодательной процедуре.
Конституция считается нормативным правовым актом прямого действия и применяется на всей территории страны. Данным документом напрямую руководствуются все органы государственной власти и местного самоуправления при издании собственных актов, а также органы правосудия и правоохранительные органы, осуществляющие конституционный надзор и контроль. Хотя непосредственное упоминание об этом свойстве также нечасто можно встретить в конституциях (например, это записано в конституциях Болгарии, России и Таджикистана), механизм прямого действия и применения основного закона реализуется практически в каждом демократическом правовом государстве.
Прямое действие всех норм конституции не означает, что ее положения не нуждаются в конкретизации. Зачастую в конституции встречаются отсылочные нормы о необходимости регулирования определенных сфер общественной и государственной жизни.
Конституция является ядром правовой системы и основным источником права. Принципы и положения конституции играют базовую роль для всей системы права и системы законодательства, т.е. предопределяют их содержание. Поэтому принятие новой конституции или внесение в нее поправок влечет за собой соответствующее обновление законодательства.
Еще одним значимым правовым свойством, вытекающим из верховенства и высшей юридической силы основного закона, является усложненный порядок принятия, внесения изменений и поправок в конституцию. Лишь малое число стран придерживается способа изменения конституций в том же порядке, что и других, обычных законов (Великобритания, Израиль, Новая Зеландия). Для подавляющего числа зарубежных стран с демократическим режимом характерен усложненный порядок принятия конституции, внесения в нее изменений и поправок, а также пересмотра. Внесение изменений сопряжено с особыми условиями (квалифицированное большинство голосов (2/3, 3/5,3/4), двойной вотум, утверждение на референдуме, конституционном собрании и др.). Так, согласно ст. 89 Конституции Франции, проект или предложение о пересмотре Конституции должны быть приняты обеими палатами в идентичной редакции. Пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом. Если Президент Франции решит передать проект на рассмотрение Парламента, созванного в качестве Конгресса, проект пересмотра считается одобренным, если он получает 3/5 поданных голосов. В то же время никакая процедура пересмотра Конституции не может быть начата или продолжена при наличии посягательств на целостность территории.
В соответствии со ст. 167 Конституции Испании проекты изменения Конституции данной страны должны быть приняты большинством не менее чем 3/5 членов каждой из палат Генеральных кортесов. При отсутствии согласия между палатами для его достижения образуется совместная комиссия депутатов и сенаторов, которая вырабатывает текст и представляет его на голосование Конгресса и Сената. Если не будет достигнуто согласия и после работы комиссии, то при условии, что Сенат примет указанный текст абсолютным большинством своих членов, Конгресс может принять его двумя третями голосов своих членов. Одобренный Генеральными кортесами проект выносится на референдум, если в течение 15 дней после его принятия такого голосования потребует у10 членов любой из палат.
Весьма подробно усложненная процедура изменения основного закона страны прописана в Конституции Беларуси. Согласно ст. 138 Конституции, вопрос о ее изменении и дополнении рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее 3 месяцев (ст. 139). Изменения и дополнения Конституции не производятся в период чрезвычайного положения, а также в течение последних 6 месяцев полномочий Палаты представителей.
Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми в Беларуси, если за них проголосовало не менее 2/з полного состава каждой из палат Парламента (ст. 140). Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования. При этом разделы I, II, IV, VIII Конституции Беларуси могут быть изменены только путем референдума.
Правовую охрану конституции можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле охрана конституции осуществляется государственно-правовым механизмом, предусмотренным практически всеми отраслями права. В узком смысле подразумеваются специально-конституционные средства охраны: конституционный контроль и надзор, а также конституционная ответственность[2].
Режим правовой охраны основного закона государства предусмотрен непосредственно во многих конституциях демократических государств. К охране конституции привлекаются практически все ветви и все виды органов государственной власти. Кроме того, создаются специализированные органы конституционного контроля (надзора). Например, согласно ст. 5 Конституции Франции, Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей. Согласно Конституции Швейцарии, Федеральное собрание (парламент) и Федеральный совет (правительство) следят за соблюдением федеральной Конституции кантонами и обеспечивают соответствие кантональных конституций федеральному основному закону. По Конституции Швеции, Законодательный совет осуществляет консультативный конституционный контроль, а правительство и Риксдаг — постановляющий политический конституционный контроль.
Особую роль в правовой охране конституции играют специализированные судебные или квазисудебные органы конституционного контроля или надзора. В одних странах такой контроль осуществляют суды общей юрисдикции, в системе которых окончательное решение выносит верховный суд страны (США, Аргентина, Япония, Швейцария и ряд других стран). Для других государств характерно создание специальных судебных органов — конституционных судов. Такая практика присуща, в частности, многим европейским странам. Конституционные суды осуществляют контроль через конституционное правосудие в Германии, Австрии, Италии, Болгарии, Словении, Литве, Армении, Азербайджане, Молдове, на Украине и в ряде других государств. Имеются страны, где существуют особенные квазисудебные органы конституционного контроля: Конституционный совет и частично Государственный совет во Франции, Конституционный трибунал в Польше, специальные палаты конституционных гарантий в составе верховных судов в ряде стран Латинской Америки, конституционные советы — религиозно-государственные органы конституционного контроля в некоторых мусульманских странах и др.
Судебные и квазисудебные органы конституционного контроля следят за конституционностью законотворчества в государстве, предотвращают нарушения конституции, признавая недействительными акты, ей противоречащие, а также осуществляют иные функции конституционной юстиции.
Источник
Конституция — Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории РФ и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними.
Конституция устанавливает:
- основные принципы устройства общества и государства;
- наименования и полномочия органов государственной власти;
- механизм осуществления государственной власти;
- основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Ее характерные черты:
- особый субъект, от имени которого принимается Основной Закон, — народ;
- учредительный характер конституционно-правовых норм;
- расширенный предмет регулирования Конституции;
- особые юридические свойства Конституции.
Ее юридические свойства:
- верховенство Основного Закона на всей территории РФ, включая территорию отдельных субъектов РФ;
- высшая юридическая сила по отношению к законодательству государства;
- особая охрана конституционных норм;
- прямое действие конституционных норм;
- особый порядок принятия Конституции и внесения в нее изменений.
Сущность конституции
По этому вопросу высказывались различные мнения. Так, представители школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций того или иного народа. Но они не отвечают на вопрос о том, как же ранее эти традиции закреплялись. Ведь первые конституции появились только в конце XVIII в. (в США — в 1787 г., во Франции и в Польше — в 1791 г.).
Другие трактуют конституцию как общественный договор. Ну а как быть тем гражданам, которые ее не одобряют (согласие с конституцией всех граждан — это недостижимый идеал)? Разве они не граждане государства или конституция на них не распространяется?
Марксистско-ленинская теория усматривала назначение конституции в том, что она выражает волю господствующего класса (закрепляет диктатуру буржуазии, диктатуру рабочего класса и др.). В таком случае конституция становится правовым документом насилия и репрессий.
В настоящее время наиболее распространенным является взгляд на конституцию как на общесоциальный регулятор общественных отношений. Ее сущность проявляется в ее основной функции — поиске и установлении оптимального соотношения интересов различных социальных групп, слоев общества. Конституция фиксирует скорее не результат борьбы классовых сил, а компромисс различных социальных слоев, поскольку всякая борьба — это нестабильность государства, ведущая его не по пути прогресса, а по пути регресса.
Итак, сущность конституции состоит не в том, чтобы выражать соотношение антагонистических сил, а в том, чтобы закреплять баланс основных интересов и ценностей различных слоев общества.
Конституции могут быть:
- в зависимости от исторического этапа принятия (первого поколения, второго поколения);
- по социальным признакам (демократические конституции (действуют в большинстве стран цивилизованного мира), авторитарные конституции (в настоящее время они открыто встречаются крайне редко, обычно реальный авторитаризм бывает прикрыт демагогическими лозунгами), тоталитарные конституции и др.);
- по способу изменения («гибкие» (они изменяются в том же упрощенном порядке, что и другие законы страны), «жесткие» (для изменения этих конституций требуется особый усложненный порядок), «смешанные»);
- по периоду действия (постоянными, временными (в тексте таких конституций прямо указывается срок действия или условие, при котором действие конституции прекращается)).
Действующая российская Конституция, принятая в 1993 г., — это учредительный акт государства, основной закон, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, имеющий особый объект регулирования и специфическую форму юридической защиты. Термин «учредительный акт» означает, что в нем реализуется учредительная власть, суверенитет народа, который на референдуме 1993 г. в юридических формах определил способ своего бытия. Словосочетание «основной закон» характеризует особое место этого акта в правовой системе как юридической базы правотворчества, правоприменительной деятельности и правосознания. «Высшая юридическая сила» (юридическое верховенство) означает, что все остальные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае они являются недействующими. Принятие и изменение в особом, усложненном порядке по сравнению с другими законами и иными актами призвано обеспечить тщательный учет всех обстоятельств, интересов различных слоев населения, а также стабильность Конституции. Специфика объекта регулирования заключается в том, что конституция закрепляет основы экономической, социальной, политической систем, духовной жизни общества и правового статуса личности, основы взаимосвязей человека — коллектива — государства — общества. Особая форма защиты Конституции РФ связана с конституционным контролем — деятельностью Конституционного Суда РФ.
Виды конституций
В зависимости от соответствия или несоответствия ее объективной реальности Конституции бывают следующих видов:
- реальные. Это те конституции, которые соответствуют сложившимся общественным отношениям;
- фиктивные. Они не отражают фактического состояния общества. Так, конституции недемократических государств зачастую только декларируют права и свободы человека, устанавливают демократическую по форме систему органов государственной власти, однако на практике права и свободы человека, закрепленные в конституции, не соблюдаются, а носят показной, фиктивный характер.
По форме конституции различают:
- писаные конституции, содержащиеся в одном документе, принятом в установленном порядке и имеющем письменную форму. Например, конституции России, Франции, США, Италии;
- неписаные конституции — нормы их находятся в различных источниках права — законах, правовых обычаях, судебных прецедентах. Неписаные конституции представляют собой редкое исключение и в настоящее время существуют в Великобритании, Сан-Марино, Лаосе.
По порядку принятия:
- октроированные (дарованные «сверху»). В настоящее время такие конституции существуют в Непале, Лихтенштейне;
- принятые соответствующим органом (учредительным собранием, законодательным собранием и т. д.) в особом процессуальном порядке. Так, в США конституция была принята Конституционным конвентом в 1787 г.;
- принятые на референдуме (Франция в 1958 г., Россия в 1993 г.).
По принципу внесения изменений, дополнений и поправок бывают конституции:
- «гибкие» — изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные законы (неписаная Конституция Великобритании, Конституция Индии);
- «жесткие» — изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем принятие обычного закона. «Жесткими» являются Конституции США, Италии, России.
Функции конституции
К функциям конституции (ее предназначению) относятся:
- учредительная;
- организаторская;
- идеологическая;
- стабилизирующая;
- программная.
Учредительная функция конституции выражается в том, что она узаконивает (легитимизирует) основы конституционного строя, само государство, систему государственных органов. Так, Конституция РФ учредила новые высшие органы государственной власти — Государственную Думу и Совет Федерации и т. д.
Организаторская функция конституции заключается в том, что она устанавливает порядок осуществления государственной власти, взаимодействия между составными частями государственного аппарата.
Идеологическая функция конституции состоит в том, что она является идеологической базой проводимой государственной политики. Так, в Советском государстве в Конституции отражались марксистские взгляды на общество, государство и право, что отражалось на государственной политике. Современная Конституция РФ основана на идеологии демократии и политического плюрализма, приоритета прав и свобод человека, рыночной экономики, что сказывается и на государственной политике.
Стабилизирующая функция, как мы уже отмечали, заключается в том, что конституционные нормы отличаются повышенной стабильностью. Это способствует развитию общества в определенном русле, не позволяет бросаться из крайности в крайность, резко менять политический и экономический курс.
Программная функция заключается в том, что конституция может содержать ряд программных положений, которые выступают в качестве ориентира на будущее. Так, в советских конституциях ориентиром являлось построение коммунистического общества. В Конституции РФ такими ориентирами можно считать правовое государство, социальное государство и т. д.
Правовые свойства конституции
Конституция является учредительным, а потому первичным, определяющим нормативным правовым актом и в силу этого обладает особыми правовыми свойствами. Эти свойства обозначены в ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 15 Конституции РФ.
Верховенство конституции является определяющим ее правовым свойством. Признание верховенства конституции имеет структурообразующее и функциональное значение в национальной правовой системе. В ч. 2 ст. 4 закреплено: «Конституция
Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Верховенство означает непререкаемость и находит свою конкретизацию в ч. 1 ст. 15: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
Конституция РФ является нормативным правовым актом прямого действия (ч. 1 ст. 15). Такой записи в предыдущих конституциях не было. Обращает на себя внимание положение, содержащееся в ст. 18: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». В равной мере и все другие положения Конституции РФ определяют смысл, содержание законов, деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, поведение граждан, деятельность юридических лиц и объединений граждан.
В силу вышеперечисленных правовых свойств Конституция РФ обладает качеством общеобязательности по отношению ко всем субъектам права. В ч. 2 ст. 15 Конституции РФ установлено: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Все должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение требований Конституции РФ.
Следующее значимое правовое свойство Конституции РФ — это ее действие на всей территории Российской Федерации.
В унитарном государстве конституция распространяет свое действие на всю территорию, включая автономные и подобные им самоопределяющиеся территориальные образования. Действие конституции не исключается и на тех территориях, которые находятся на особом правовом режиме (в пограничных зонах, на территориях, где объявлено чрезвычайное положение и др.).
В условиях федеративного устройства государства федеральная конституция действует на территории всех субъектов федерации, а учредительные акты субъектов федерации — на территории соответствующих субъектов федерации. Такая ситуация характерна и для Российской Федерации.
Итак, Конституция РФ обладает правовыми свойствами верховенства, высшей юридической силы, прямого действия, обязательного применения на всей территории Российской Федерации.
Источник