Каким термином называется присвоение авторства чужого продукта
Плагиа́т — умышленно совершаемое физическим лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе[1]. Плагиат может быть нарушением авторско-правового законодательства и патентного законодательства и в качестве таковых может повлечь за собой юридическую ответственность.
Для художественных произведений понятие плагиата не имеет вполне определённого содержания, и в частных случаях не всегда возможно однозначно отделить его от сопредельных понятий: подражания, заимствования, соавторства и других подобных случаев сходства произведений. Оммаж (искусство)
В научных, научно-популярных и учебных работах плагиатом является представление чужих работ или идей без корректных ссылок на цитируемую работу. Плагиат является грубым нарушением научной этики[2].
Плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования. Обязательный признак плагиата — присвоение авторства, так как неправомерное использование, опубликование, копирование и т. п. произведения, охраняемого авторским правом, само по себе не плагиат, а другой вид нарушения авторского права, часто называемый «пиратством». «Пиратство» становится плагиатом при неправомерном использовании результатов интеллектуального труда и присвоении публикующим лицом авторства.
История термина[править | править код]
В нынешнем значении в европейских языках слово «плагиат» стали употреблять в XVII веке.[3] В римском праве plagium (букв. похищение) обозначалась преступная продажа в рабство свободного человека, которое наказывалось бичеванием (ad plagas).[3] В этом значении оно упоминается в романе «Человек, который смеется» по отношению к краже ребёнка. Первоначально кража литературной собственности получила название plagium litterarium[4], ср. также лат. plagiator — «литературный вор».
Русское слово «плагиат» происходит от фр. plagiat — «плагиат, подражание».
Формы академического плагиата[править | править код]
Дословное цитирование без четких ссылок
Цитаты всегда должны быть идентифицированы как таковые, а также сопровождаться полной ссылкой на цитируемые источники. Читателю всегда должно быть ясно, какие части являются самостоятельной работой автора, и где автор опирался на чужие идеи и текст.
Перефразирование
Перефразирование чужих работ путем изменения слов и порядка их следования при соблюдении структуры аргументации является плагиатом, если отсутствуют ссылки на работу, которая была использована.
Общей ссылки на оригинальную работу может быть недостаточно; автор должен убедиться, что не создается обманчивого впечатления о том, что перефразированная формулировка или последовательность идей полностью принадлежат ему.
Вырезание и вставка из интернета без четкого подтверждения
Информация, полученная из Интернета, должна иметь адекватные ссылки и включаться в библиографию.
Авто-плагиат
При цитировании собственных, ранее опубликованных тезисов, автор должен дать ссылку на опубликованную работу. Повторная публикация идентичной работы, также является автоплагиатом[2][5][6]. Следовательно, публикация ранее написанной и опубликованной работы, частично или полностью, без ссылки на первоисточник, несет за собой ответственность за создание плагиата, которая может иметь неприятные последствия для авторских прав. Например, повторно опубликованная статья может быть удалена со всех сайтов, где она была размещена.[7]
Выявление плагиата[править | править код]
Анализ плагиата или выявление плагиата — это компьютерные методы выявления плагиата.
Плагиат с появлением Интернета превратился в серьёзную проблему. Попав в Интернет, знание становится достоянием всех, соблюдать авторское право становится всё труднее, а иногда даже и невозможно[8]. Постепенно становится сложнее идентифицировать первоначального автора.
Стремительное развитие сети Интернет наряду с увеличивающейся компьютерной грамотностью способствует проникновению плагиата в различные сферы человеческой деятельности: плагиат — острая проблема в образовании, промышленности и научном сообществе[9].
В настоящее время существует достаточно большое количество сервисов и программ, позволяющих каким-либо образом выявить плагиат. Существует также ряд компьютерных методов обнаружения плагиата.
Лингвистический аспект[править | править код]
Плагиат (речевое воровство) — одна из единиц изучения юрислингвистики. В «Финансовом словаре» указано, что плагиат признается независимо от того, опубликовано чужое произведение или нет. Плагиат по законодательству РФ влечет уголовную ответственность в виде штрафа, обязательных работ или ареста виновного лица (ч. 1 статья 146 УК РФ). Кроме того, предусмотрены гражданско-правовые методы защиты авторского права от плагиата в виде права автора требовать возмещения убытков или выплаты компенсации (статьи 1252, 1301 ГК РФ). Только заимствование темы или сюжета произведения либо научных идей, составляющих его содержание, без заимствования формы их выражения, не считается плагиатом.
Таким образом, необходимы чёткие критерии для того, чтобы определить, что плагиат, а что нет.
Т. И. Стексова посвятила данному вопросу статью «Дело о плагиате: опыт лингвистической экспертизы», опубликованную в сборнике «Юрислингвистика-6: Инвективное и манипулятивное функционирование языка». Автор отмечает, что в ходе лингвистической экспертизы проблему определения индивидуального авторства решали в основном, квалифицируя половую принадлежность автора. Т. И. Стексова предложила другой способ установления авторства того или иного текста: анализ модусных компонентов речевого произведения, которые чётко выявляют индивидуальные особенности конкретных языковых личностей, их языковые предпочтения. Модусная информация, содержащаяся в тексте, отражает манеру и способы изложения мыслей автора, которые характеризуют его произведения и которые нельзя изменить без целенаправленных действий, например авторского редактирования.[10]
Т. И. Стексова определяет:[10]
- Личностное (субъективное) отношение автора к тому, о чём он говорит, а также к тому, как выстроены его высказывания.
- Используются ли автором отсылки на неопределённых авторов и на неконкретные источники или указываются точные источники используемой информации.
- Личными или безличными конструкциями оформлена позиция автора.
- Степень категоричности (например, использование автором слов со значением долженствования).
- Особенности в использовании слов с оценочным значением.
- Стиль изложения (констатирующий, полемически-рассуждающий и т. д.).
- Характерно ли для автора использование вопросительных конструкций, что ведёт к диалогизации монологического текста, или нет.
Отношение к плагиату в разное время[править | править код]
Взгляды на плагиат и на то, в какой мере позволительно использование чужих произведений, менялись со временем. То, что прежде считалось вполне допустимым, в настоящее время нередко может быть признано плагиатом.
В древнем мире заимствования чужих текстов имели широкое хождение. Сочинениями своих предшественников свободно пользовались историки и географы, включая таких известных людей, как Геродот (делавший заимствования из Гекатея), Диодор Сицилийский, Плутарх. Вергилий в своём знаменитом произведении «Sic vos non vobis» жёстко осуждал плагиат, хотя позволял самому себе подобное, например, позаимствовав множество отдельных стихов у Энния и Лукреция, о чём писал Амвросий Феодосий Макробий в 6-й книге «Сатурналий». А александрийскому философу Латину приписывают два исследования о плагиате у Софокла и Меандра[3].
Открытие древней литературы в эпоху Возрождения вызвало многочисленные попытки присвоить себе произведения классиков. Бруни д’Ареццо опубликовал в 1444 году под своим именем «Историю готов» Прокопия; Перотти выдал себя за автора басен Федра; венецианец Альционо уничтожил манускрипт трактата Цицерона «De gloria», поместив лучшие места из него в своих сочинениях; Доменики не только выкрал из сочинения Дони свой известный диалог «Della stampa», но вставил в него три «инвективы», направленные против настоящего автора[3].
В XVII веке во Франции были даже своеобразные теоретики плагиата, такие как Ла Мот Ле Вайе, заявлявший, что «заимствовать у древних — всё равно, что сделать морской набег, но обирать современников — всё равно, что разбойничать на большой дороге», и Ришесурс, который в своей оригинальной «Академии ораторов» и в руководстве «Masque des orateurs ou Manière de déguiser toutes sortes de compositions, lettres, sermons etc.» среди прочих средств компенсации недостатка творческих способностей указывал и «плагиаризм», заключающийся в последовательной замене всех выражений украденной фразы их синонимами. Крупнейшие писатели этой эпохи не видели ничего плохого в заимствованиях. Мольер, перенёсший в «Проделки Скапена» почти дословно целую сцену из Сирано де Бержерака, отвечал на упреки знаменитой фразой: «Я беру своё добро всюду, где его нахожу» (фр. «Je prends mon bien où je le trouve»). Несколько ранее Шекспир о сцене, целиком взятой им у другого, заметил: «Это девка, которую я нашёл в грязи и ввёл в высший свет». Известно, что Шекспир брал у других не только сцены, но и множество отдельных стихов[3].
В XVIII веке патер Барр выдал отрывок в 200 страниц из «Истории Карла XII» Вольтера за часть своей «Histoire d’Allemagne». Вольтер позволял себе делать мелкие заимствования. В плагиате обвиняли Жан-Жака Руссо, но сходство между его «Contrat social» и книгой Ульриха Губерта «De jure civitatis» не идёт далее совпадения некоторых мыслей. В 1812 году был обнаружен один из самых бессовестных плагиатов, когда изданный известным ориенталистом Лангле под видом собственной работы перевод «Voyage d’Abdoul Rizzak» в действительности оказался отрывком из старого перевода сочинения того же Абдул-Риззака. Лангле уничтожил тетрадь с текстом настоящего переводчика Галлана, не зная о том, что существует её копия[3].
В XIX—XX веках обвинения в плагиате не раз звучали в адрес выдающихся писателей; не избежали их Мюссе, Золя, Доде[3]. В 1891 году вышла целая книга, обличающая в плагиате Лессинга[3][11]. Более основательны были обвинения в плагиате, направленные против Эдмонда Абу, Сарду и особенно Дюма-отца, который заимствовал громадные отрывки не только у неизвестных писателей, но и у Шиллера, Вальтера Скотта, Шатобриана[3].
М. А. Шолохова подозревали в том, что «Тихий Дон», по крайней мере, частично, был написан другим автором (назывались имена Фёдора Крюкова, В. А. Краснушкина, Ив. Родионова и других).
Современная юридическая практика[править | править код]
Принятие законов об охране авторского права превратило проблему плагиата из чисто искусствоведческой в юридическую и коммерческую. В настоящее время практически во всех государствах действуют законы, запрещающие присвоение авторских прав. Нарушение этих законов может приводить к серьёзным санкциям, вплоть до тюремного заключения.
С одной стороны, законодательная защита авторских прав на результаты творчества позволила отстаивать интересы авторов произведений, пострадавших от плагиата. С другой, как и любые правовые ограничения, законодательство об охране авторских прав может быть применено как средство некорректной конкуренции. Вышеупомянутая расплывчатость понятия плагиата приводит к тому, что суды, рассматривая дела о плагиате, за исключением совершенно очевидных случаев, не могут самостоятельно принимать решения о наличии в том или ином произведении плагиата. Признание произведения плагиатом производится на основании заключения экспертов, которые далеко не всегда беспристрастны. Так, при рассмотрении спора о плагиате между отдельным автором и крупным издательством у одиночки практически нет шансов: богатое издательство всегда может нанять команду экспертов, которые будут утверждать, что плагиат имеется или, наоборот, отсутствует, в зависимости от того, кто кого в нём обвиняет.
Наиболее свежий пример судебного разбирательства о плагиате — Нарушение авторских прав писательницы Чжуан Юй писателем Го Цзинмином в Китае.
В юридической практике есть и такое понятие, как непреднамеренный (подсознательный) плагиат. В таком плагиате был признан виновным Джордж Харрисон, который случайно использовал в песне «My Sweet Lord» мелодию, совпадающую с песней группы The Chiffons — «He’s So Fine»[12] и вынужден был выкупить на неё права[13].
18 ноября 2005 г. бельгийский суд постановил, что основная тема песни Мадонны Frozen была украдена из песни «Ma vie fout le camp» (англ. «My Life’s Getting Nowhere»), сочинённой Сальваторе Акавивой (Salvatore Acquaviva). Суд обязал отчислять деньги с продаж дисков и запретил дальнейшее проигрывания песни на бельгийском телевидении и радио. Также судья предписал компаниям Warner Music Group, EMI и Sony распространить решение суда в течение 15 дней под угрозой штрафа в 125 тысяч евро[14].
Плагиат в научно-популярной литературе[править | править код]
Плагиат в научно-популярной литературе тоже встречается, но он труднее доказуем, чем в художественной, так как фразу вроде «Волга впадает в Каспийское море» трудно сформулировать по-другому. В результате в РФ нет ни одного прецедента (по состоянию на октябрь 2012) судебного преследования за плагиат в научно-популярной литературе[15], а само явление заимствования приобрело анекдотичные формы при смешении заимствований из энциклопедии Южакова 1896 года и БСЭ 1926 года:
«Татевский монастырь» — расположен в селе Татев. По сегодняшний день является крупным культурным центром с университетом, скрипторием и библиотекой. Упразднён в 1917 г.[16]
См. также[править | править код]
- Криптомнезия
- Авторское право
- Антиплагиат
- Википедия:Авторские права
- Диссернет
- Контрафакция
- Компиляция
- Алгоритм шинглов — один из алгоритмов для выявления плагиата
- Определение плагиата
- Серебряная калоша — награда за плагиат года в отечественной эстраде. Вручается с 1997 года.
- Академическая непорядочность
Примечания[править | править код]
- ↑ Бобкова О. В., Давыдов С. А., Ковалева И. А.Плагиат как гражданское правонарушение // Патенты и лицензии. — 2016. — № 7.
- ↑ 1 2 University of Oxford / Oxford Students / Plagiarism
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Горнфельд А. Г. Плагиат // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ В списке литературы: Thomasius J. De plagio litterario.
- ↑ Yale University / Center for Teaching and Learning / What Is Plagiarism?
- ↑ Stanford University / Office of Community Standards / What Is Plagiarism?
- ↑ Miroslava Meyrink. The Ghost of Self-Plagiarism (англ.) (неопр.) ?. plagiarismsearch (28 июля, 2019).
- ↑ Аушра, 2006.
- ↑ Дягилев, Цхай, Бутаков, 2011, pp. 23.
- ↑ 1 2 Стексова, 2005.
- ↑ Albrecht. Lessings Plagiate. — 1891.
- ↑ Bright Tunes Music v. Harrisongs Music, 420 F. Supp. 177 (SDNY 1976) (недоступная ссылка). Дата обращения 30 мая 2010. Архивировано 5 июля 2010 года.
- ↑ Huntley, Elliot J. Mystical One: George Harrison: After the Breakup of the Beatles (англ.). — Guernica Editions (англ.)русск., 2004. — ISBN 1-55071-197-0.
- ↑ Sucesso de Madonna e proibido na Belgica por plagio (порт.). Verdes Mares. Organizacoes Globo (18 ноября 2005). Дата обращения 9 декабря 2012. Архивировано 15 сентября 2013 года.
- ↑ Материалы пользователя [asatte555] — Открытое письмо Президенту
- ↑ Большая географическая энциклопедия: Самое полное современное издание: Более 10000 географических объектов и природных явлений. — М.: Эксмо, 2007.
Литература[править | править код]
на русском языке
- Чернявская В. Е. Плагиат как социокультурный феномен // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2011. № 3. С. 26-31.
- Чернявская В. Е. Научный дискурс: Выдвижение результата как коммуникативная и языковая проблема. М.: УРСС, 2017. 978-5-ISBN 9710-4395-9.
- Аушра А. Научная электронная библиотека как средство борьбы с плагиатом (рус.) // Международный форум Educational Technology & Society 9(3). — 2006. Архивировано 20 сентября 2016 года.
- Дягилев В. В., Цхай А. А., Бутаков С. В. Архитектура сервиса определения плагиата, исключающая возможность нарушения авторских прав (рус.) // Вестник НГУ. Серия:Информационные технологии.. — 2011. (недоступная ссылка)
- Исагулов Н. История плагиата, или О коровах и искусстве — CreateSpace, 2013. — 190 с. (русскоязычное издание)
- Ройфе А. У нас это невозможно? Плагиат в фантастике // Мир фантастики, № 11(51), ноябрь 2007
- Стексова Т. И. Юрислингвистика-6: Инвективное и манипулятивное функционирование языка / под ред. Н. Д. Голева. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005.
- Шахрай С. М., Аристер Н. И., Тедеев А. А. О плагиате в произведениях науки (диссертациях на соискание учёной степени): научно-методическое пособие. — М.: МИИ, 2014. — 176 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-00077-056-6. Архивная копия от 25 октября 2015 на Wayback Machine
- Асташин Н. Новая официальная история Великой Отечественной: как Министерство обороны переделывало второй том фундаментального труда
на других языках
- Thomasius J. De plagio litterario. — Lpz., 1678.
- Voltaire. Dictionnaire philosophique.
- Nodier Ch. Questions de littérature légale: Du plagiat, de la supposition d’auteurs, des supercheries qui ont rapport aux livres. Paris, 1828.
- D’Israeli. The amenities of literature. — L., 1841.
- D’Israeli. The curiosities of litterature. — 1791—1817. (много изданий).
- Lalanne. Curiosités littéraires. — P., 1853.
- Lalanne. Curiosités bibliographiques.
- Quérard. Les supercheries littéraires dévoilées. — 1846—54.
- Sardou V. Mes plagiats. — P., 1883.
- Hagen H. Über literarischen Fälscnungen. — Hamburg, 1889.
- France A. Apologie du plagiat // La vie littéraire. — 4-me série. — P., 1892.
- Colles W. M., Hardy H. Playright and Copyright in all Countries. — L., 1906.
- Stemplinger E. Das Plagiat in der griechischen Literatur. Leipzig & Berlin, 1912.
- Maurevert G. Le livre des plagiats. Paris, 1923.
- Stranic I. Über das Wesen des Plagiats // Deutsche Rundschau. — B. CCXI. — 1927.
- Bullock W. L. Precept of Plagiarism in the Cinquecento // Modern Philology. -v. XXVI. — 1927.
- Auriant L. Un écrivain original: M. A. Maurois // Mercure de France. — 1928. — № от l/IV до 15/VI. (дискуссия)
- Mattei R., de. Manipolazioni, falsificazioni, plagi nel seicento // Accademie e biblioteche d’Italia. — Annali. — v. V. — Roma, 1931—1932.
Ссылки[править | править код]
- Круглый стол о плагиате в науке
Источник
ПРИСВОЕНИЕ АВТОРСТВА
ПРИСВОЕНИЕ АВТОРСТВА – 1) как один из способов посягательства на права авторов (ст. 146 УК РФ) представляет собой выпуск (в полном объеме или части) чужого произведения под своим именем; издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их фамилий; 2) как один из способов посягательства на изобретательские и патентные права (ст. 147 УК РФ) представляет собой подачу заявки от своего имени на чужое изобретение, полезную модель или промышленный образец либо получение документа на указанные объекты лицом, не являющимся их автором.
Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М.
А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева.
2003.
Смотреть что такое “ПРИСВОЕНИЕ АВТОРСТВА” в других словарях:
присвоение авторства — 1) как один из способов посягательства на права авторов (ст. 146 УК РФ) представляет собой выпуск (в полном объеме или части) чужого произведения под своим именем; издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами,… … Большой юридический словарь
ПРИСВОЕНИЕ АВТОРСТВА — см. Нарушение изобретательских или патентных прав , Нарушение авторских и смежных прав … Словарь-справочник уголовного права
Проблема авторства текстов М. А. Шолохова — Проблема авторства текстов М. А. Шолохова получивший широкий общественный резонанс комплекс литературоведческих и связанных с ними этических, политических и иных вопросов и споров, возникших после выхода в 1928 г. романа… … Википедия
Плагиат — Плагиат умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений. Плагиат может быть нарушением авторско правового законодательства и патентного законодательства и в качестве таковых может повлечь… … Википедия
плагиат — а; м. [от лат. plagiatus похищенный] Умышленное присвоение авторства чужого произведения или использование в своих трудах чужого произведения без ссылки на автора. Научный п. Литературный п. Обвинить в плагиате. Уличить в плагиате. Судить за п. * … Энциклопедический словарь
НАРУШЕНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ И ПАТЕНТНЫХ ПРАВ — преступление против конституционных прав и свобод человека и гражданина, предусмотренное ст. 147 УК РФ и заключающееся в незаконном использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца, в разглашении без согласия автора или… … Словарь-справочник уголовного права
ПЛАГИАТ — в гражданском праве плагиатом признается умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства в целом или в части. Принуждение к соавторству также рассматривается как плагиат. Потерпевший от плагиата автор может… … Юридический словарь современного гражданского права
плагиат — умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства в целом или в части, один из случаев нарушения авторских прав (наряду с незаконным использованием объектов авторских прав). По законодательству РФ влечет… … Большой юридический словарь
Дела частного обвинения — (англ cases of private accusation) в уголовном праве РФ и законодательстве РФ об уголовном судопроизводстве уголовные дела, возбуждаемые по жалобе потерпевшего (ст. 27 УПК*). К ним относятся дела о преступлениях, предусмотренных ст. 115… … Большой юридический словарь
Дела частного обвинения — (англ cases of private accusation) в уголовном праве РФ и законодательстве РФ об уголовном судопроизводстве уголовные дела, возбуждаемые по жалобе … Энциклопедия права
Источник