Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка

Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка thumbnail

Серединный перпендикуляр

Общие сведения

Серединным перпендикуляром отрезка называют прямую, которая проходит под прямым углом через среднюю точку, т. е. середину отрезка. Для полного понимания материала следует остановиться на базовых элементах геометрии.

Общие сведения о серединном перпендикуляре

Точка — единица, при помощи которой строятся прямые, отрезки, лучи и фигуры. Прямая — простая фигура в форме бесконечной линии, состоящей из множества точек, лежащих в одной плоскости. Луч — базовая геометрическая фигура в виде бесконечной линии с одной стороны и точки-ограничителя — с другой. Иными словами, луч имеет начало, но не имеет конца. Отрезок — некоторая часть прямой (луча или другого отрезка), ограниченная двумя точками.

Кроме того, в геометрии серединный перпендикуляр встречается в треугольниках. Из определения можно сделать вывод, что им может быть прямая, отрезок и даже луч.

Аксиомы геометрии Евклида

Евклидовой геометрией называется наука о фигурах на плоскости, основанная на аксиомах и теоремах. Аксиома — базовое утверждение, не требующее доказательства. Оно используется для доказательства каких-либо теорем. Математики выделяют пять аксиом:

Доказательство теоремы

  1. Принадлежности.
  2. Порядка.
  3. Конгруэнтности.
  4. Параллельности прямых.
  5. Непрерывности.

Формулировка первой имеет такой вид: если существует в геометрическом пространстве плоскость, состоящая из множества точек, то через любые из них можно провести только одну прямую. Иными словами, можно взять произвольные две точки и провести через них одну прямую. Чтобы начертить еще одну прямую, следует взять две другие точки.

Следующее утверждение называется аксиомой порядка. Она гласит, что существует точка, которая лежит между двумя другими на прямой. Значение слова “конгруэнтность” не совсем понятно для новичка, однако нужно постепенно привыкать к терминологии. Оно обозначает “равенство”. Третий геометрический факт формулируется таким образом: когда два отрезка или угла конгруэнтны третьему, тогда они равны между собой. Аксиома касается только отрезков и углов.

Чтобы убедиться в ее правильности, нужно разобрать следующий пример: длина первого отрезка составляет 10 см, второго — тоже, а третий равен первому. Необходимо доказать, что они равны между собой. Это делается очень просто:

  • Вводятся обозначения: первый — MN, второй — OP и третий — RS.
  • Устанавливаются значения по условию: MN = 10 см, ОР = 10 см, а RS = MN.
  • Доказательство строится таким образом: MN = RS = 10 (см). Следовательно, отрезки равны, поскольку MN = ОР = RS = 10 (см).

Евклидова геометрия и основные определения базовых понятий

Следует отметить, что данные действия оказались лишними — было потрачено время на понимание простой “истины”. Параллельность прямых является также аксиомой и формулируется таким образом: если существует некоторая прямая на плоскости и точка, не лежащая на ней, то через последнюю можно провести только одну параллельную ей прямую.

И последняя аксиома называется Архимедовой. Ее формулировка имеет такой вид: для произвольных отрезков, лежащих на одной прямой, существует некоторая последовательность базовых элементов (точек), лежащих на одном и другом отрезках, таких, что заданные их части равны между собой. Иными словами, на одной прямой могут быть расположены равные между собой отрезки.

Информация о треугольниках

Треугольником является любая фигура, состоящая из трех вершин (точек) соединенных отрезками (сторонами), причем точки не лежат на одной прямой в одной плоскости. Они классифицируются по такому типу:

Пример решения сложной задачи

  1. Углам.
  2. Сторонам.
  3. Подобию.

В первом случае фигуры делятся на остроугольные, тупоугольные и прямоугольные. Остроугольным называется треугольник, у которого все углы острые (меньше 90 градусов). У тупоугольного — один угол тупой (> 90), а в прямоугольном — один из углов равен 90 градусам. Следует отметить, что сумма градусных мер углов любого треугольника эквивалентна 180.

Когда стороны у треугольника неравны между собой, тогда его называют разносторонним. При равенстве двух боковых сторон он считается равнобедренным, у которого третья сторона — основание. Если все стороны равны, то значит, фигура является равносторонней или правильной.

У треугольника есть еще и другие параметры. Их называют медианой, биссектрисой и высотой. Первый параметр является отрезком, который проводится из любой вершины на среднюю точку стороны. Высота — часть прямой, которая проводится из произвольной вершины и перпендикулярна противоположной стороне. Биссектрисой называется прямая, делящая угол на две равные части.

Медиана, высота и биссектриса, проведенные из вершины к основанию, совпадают и эквивалентны серединному перпендикуляру в треугольниках равнобедренного и равностороннего типов. Это очень важно при решении задач. Еще одним признаком, по которому выполняется классификация — подобность треугольников. У них могут быть равными только углы и некоторые стороны. Они отличаются между собой по определенному параметру, который называется коэффициентом подобия. Последний влияет только на размерность сторон. Говорят, что фигуры подобны по определенному признаку (их всего три).

Основные теоремы

Свойства и соотношения

Теорема — гипотеза (предположение), которую нужно доказать. Они применяются для оптимизации расчетов и вычисления отдельных параметров заданной фигуры. Кроме того, существуют следствия, полученные при доказательстве таких научных предположений. Эти аспекты упрощают и автоматизируют вычисления. Например, при вычислении площади треугольника нет необходимости выводить формулу, достаточно воспользоваться уже готовой.

Читайте также:  Какие полезные свойства от свежих огурцов

Математики выделяют всего три теоремы о СП, которые могут значительно упростить расчеты. К ним можно отнести следующие:

  • Прямая.
  • Обратная.
  • Пересечение в треугольнике.

Первая теорема называется прямой о СП. Она показывает, каким свойством обладают точки серединного перпендикуляра. Ее формулировка следующая: произвольная точка, которая взятая на перпендикуляре, удалена на равные расстояния от конечных точек отрезка, ограничивающих его на плоскости.

Чертеж к задаче

Для доказательства следует рассмотреть два прямоугольных треугольника с общей вершиной (искомая точка), общей стороной — катетом и равными катетами (по определению). Фигуры равны по одному из признаков равенства треугольников. Следовательно, их гипотенузы (стороны, равенство которых нужно доказать), равны между собой. Первая теорема доказана.

Следующая теорема — обратная: если точка удалена на равные расстояния от концов отрезка, то значит, она лежит на СП. В этом случае следует рассматривать равнобедренный треугольник, вершиной которого она является. Удалена точка на одинаковые расстояния от вершин основания по условию. Следовательно, этот факт доказывает, что полученный треугольник является равнобедренным, а в нем медиана, проведенная к основанию, является биссектрисой и высотой. Значит, она лежит на серединном перпендикуляре. Утверждение доказано.

Следующую теорему нет необходимости доказывать, поскольку известно, что в равнобедренном и равностороннем треугольниках высоты (медианы и биссектрисы) имеют общую точку пересечения. Они являются также и СП. Следовательно, это утверждение справедливо для них.

Важные свойства

Иногда трех теорем недостаточно для решения какой-либо сложной задачи. В этом случае необходимо знать еще и некоторые свойства СП:

  1. Центр описанной окружности вокруг треугольника соответствует точке их пересечения.
  2. Точка, взятая на СП, равноудалена от конечных точек отрезка и образует равнобедренный или равносторонний треугольник.
  3. В треугольниках равнобедренного и равностороннего типов им является высота, медиана и биссектриса.

В первом случае все зависит от типа треугольника. Если он является остроугольным, то центр лежит внутри него. Для тупоугольного — во внешнем пространстве, а в прямоугольном — на середине гипотенузы.

Следует отметить, что есть формулы для его расчета. Если предположить, что существует некоторый произвольный треугольник со сторонами а, b и с. Кроме того, для них выполняется условие a >= b >= c. Исходя из полученных данных, можно записать формулы перпендикуляров (Р), проведенных к определенной стороне:

  1. а: Pa = (2 * а * S) / (a^2 + b^2 – c^2).
  2. b: Pb = (2 * b * S) / (a^2 + b^2 – c^2).
  3. c: Pc = (2 * c * S) / (a^2 – b^2 + c^2).

Иными словами, Р является отношением удвоенного произведения стороны на площадь треугольника к сумме квадратов смежных сторон без квадрата противоположной. Кроме того, справедливы неравенства: Pa >= Pb и Pс >= Pb. Стороны — известные параметры, а вот площадь находится по некоторым соотношениям, которые выглядят следующим образом:

  1. Основание и высоту, проведенную к нему: S = (1/2) * a * Ha = (1/2) * b * Hb = (1/2) * c * Hc.
  2. Через радиус вписанной окружности: S = (1/2) * r * (a + b + c).
  3. Формулу Герона через полупериметр (р) и без него: S = [p * (p – a) * (p – b) * (p – c)]^(1/2) и S = 1/4 * [(a + b + c) * (b + c – a) * (а + c – b) * (a + b – c)]^(1/2).

В основном по таким соотношениям и нужно определить площадь. Полупериметр вычисляется таким образом: р = (а + b + с) / 2.

Бывают задачи, в которых необходимо просто подставить значения в формулу. Они называются простейшими. Однако встречаются и сложные. К ним относятся все виды без некоторых промежуточных параметров фигуры.

Пример решения задачи

В интернете попадаются примеры решения простых задач, а сложные приходится решать самостоятельно, просить помощи у кого-нибудь или покупать на сайтах готовое решение. Для примера нужно решить задание с такими данными:

Понятие о серединном перпендикуляре

  1. Прямоугольник, изображенный на рисунке 1 с диагональю равной d.
  2. Серединный перпендикуляр, проведенный к диагонали прямоугольника.
  3. Точка Е делит сторону на отрезки а и 2а.

Нужно найти: углы, указанные на рисунке, стороны и ОЕ. Кроме того, дополнительные данные можно узнать из чертежа, который используется для решения задачи (рис. 1). К любому заданию нужно делать графическое представление, поскольку оно позволяет избежать ошибок при вычислении

Рисунок 1. Чертеж для решения задачи.

Числовых значений нет, тогда необходимо решать в общем виде. Углы можно найти по такому алгоритму:

  1. Нужно рассмотреть треугольник ВДЕ. Он является равнобедренным, поскольку ОЕ — СП, а диагональ — отрезок. Следовательно, ВЕ = ДЕ = 2а.
  2. Необходимо найти угол ЕВО. Сделать это проблемно. Рекомендуется обратить внимание на треугольник АВЕ.
  3. При помощи тригонометрической функции синуса можно вычислить значение угла АBE: sin(АBE) = a/2а = 0,5. Следовательно, arcsin(0,5) = 30 (градусов).
  4. Угол СВЕ вычисляется следующим образом: 90 – 30 = 60 (градусов).
  5. Следовательно, искомый угол равен 30, поскольку 90 – 30 – 30 = 30.
  6. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны между собой: ЕДО = ЕВО = 30 (градусов).

Для нахождения сторон нужно составить уравнение в общем виде, обозначив неизвестную величину АВ литерой “х”. Рассмотрев прямоугольный треугольник АВЕ, по теореме Пифагора можно вычислить АВ: x = [4a^2 + a^2]^(1/2) = a * [5]^(1/2). Следовательно, АВ = a * [5]^(1/2) и ВС = 3а. ОЕ находится по формуле: ОЕ = (2 * 2 * а * S) / (8 * a^2 – d^2). Можно править соотношение таким образом через прямоугольный треугольник ДОЕ: ОЕ = [4 * a^2 – (d^2) / 4]^(1/2).

Читайте также:  Какие лечебные свойства топинамбур

Таким образом, нахождение серединного перпендикуляра позволяет значительно уменьшить объемы вычислений. Однако для этого нужно знать не только основные теоремы, но и его свойства.

Источник

Цели:

  • Дать представление о новом классе задач –
    построение геометрических фигур с помощью
    циркуля и линейки без масштабных делений.
  • Ввести понятие ГМТ.
  • Дать определение серединного перпендикуляра
    научить строить его и доказать терему о
    серединном перпендикуляре, а так же обратную ей.
  • С помощью системы компьютерного черчения
    “Компас-3D” выполнить геометрические
    построения, которые рекомендуется проводить в
    курсе геометрии с помощью циркуля и линейки.
  • Раздаточный материал (Приложение №1)

    Задачи на построение циркулем и линейкой без
    делений решаются чаще всего по определённой
    схеме:

    I. Анализ: Чертят искомую фигуру
    схематично и устанавливают связи между данными
    задачи и искомыми элементами.

    II. Построение: По намеченному плану
    выполняют построение циркулем и линейкой.

    III. Доказательство: Доказывают, что
    построенная фигура удовлетворяет условиям
    задачи.

    IV. Исследование: Проводят
    исследование, при любых ли данных задача имеет
    решение и если имеет, сколько решений (выполняют
    не во всех задачах).

    Вот несколько примеров элементарных задач на
    построение, которые мы с вами будем
    рассматривать:

    1. Отложить отрезок, равный данному (изучено
    ранее).

    2. Построение серединного перпендикуляра к
    отрезку:

    • построить середину данного отрезка;
    • построить прямую, проходящую через заданную
      точку и перпендикулярно заданной прямой (точка
      может лежать или не лежать на заданной прямой).

    3. Построение биссектрисы угла.

    4. Построение угла равного данному.

    Серединный перпендикуляр к отрезку.

    Определение: Серединным перпендикуляром к
    отрезку называется прямая проходящая через
    середину отрезка и перпендикулярная к нему.

    Задача: “Построить серединный перпендикуляр к
    отрезку”. Презентация

    I. Анализ (слайд №2)

    Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка

      (Рисунок 1)

    II. Построение (слайд №3)

    Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка

      (Рисунок 2)

    АВ;

    MN Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка AB

    MN Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка AB

    О – середина АВ

    Описание построения (слайд №4):

    Луч а; А – начало луча

    Окружность (А; r=m)

    Окружность  Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка  а = В;
    АВ = m

    Окружность1 (А; r1> m/2)

    Окружность2 (В; r1)

    Окружность1 Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка Окружность2 =

    MN ; MN Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка AB =0, (МN = L)

    где MN Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка AB, O – середина AB

    III. Доказательство (слайд №5, 6)

    1. Рассмотрим Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка AMN и Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка BNM:

    AM = MB=BN=AN=r2 , следовательно AM = BN , AN = BM MN –
    общая сторона

    Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка

    (Рисунок 3)

    Следовательно, Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка AMN = Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка BNM (по 3-м сторонам),

    Следовательно

    Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка1= Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка2 (по определению равных Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка)

    Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка3= Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка4 (по определению равных Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка)

    2. Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка MAN и Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка NBM – равнобедренные (по определению) —>

    Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка1 = Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка4 и Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка3 = Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка2 (по свойству равнобедренных Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка)

    3. Из пунктов 1 и 2 —> Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка1 = Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка3 следовательно MO –
    биссектриса равнобедренного Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка AMB

    Следовательно,
    по свойству равнобедренных Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка
    MO – медиана, т.е. O –
    середина AB

    MO – высота, т.е. MO AB (MO = MN)

    4.  Таким образом мы доказали, что MN –
    серединный перпендикуляр к отрезку AB

    IV. Исследование

    Данная задача имеет единственное решение, т.к.
    любой отрезок имеет только одну середину, и через
    заданную точку можно провести единственную
    прямую перпендикулярную данной.

    Определение: Геометрическое множество точек
    (ГМТ) — это множество точек, обладающих некоторым
    свойством. (Приложение №2)

    Известные вам ГМТ:

    1. Серединный перпендикуляр к отрезку – это
      множество точек, равноудаленных от концов
      отрезка.
    2. Окружность – это множество точек,
      равноудаленных от заданной точки – центра
      окружности.
    3. Биссектриса угла – множество точек,
      равноудаленных от сторон угла

    Итак, докажем теорему:

    Теорема: “Каждая точка серединного
    перпендикуляра к отрезку равноудалена от концов
    этого отрезка”.

    Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка

    (Рисунок 4)

    Дано: АВ; МО – серединный перпендикуляр

    Доказать: АМ = ВМ

    Доказательство:

    1. МО –
    серединный перпендикуляр (по условию) —> O –
    середина отрезка АВ , MOКаким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезкаАВ

    2. Рассмотрим Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка АМО и Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка ВМО – прямоугольные

    МО – общий катет

    АО = ВО (О – середина АВ) —> Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка АМО = Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка
    ВМО (по 2-м катетам) —>АМ=ВМ (по определению
    равных треугольников, как соответствующие
    стороны)

    Что и требовалось доказать

    Домашнее задание: “Доказать теорему, обратную
    данной”

    Теорема: “Каждая точка, равноудаленная от
    концов отрезка, лежит на серединном
    перпендикуляре к этому отрезку”.

    Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка

    (Рисунок 5)

    Дано: АВ; МА=МВ

    Доказать: Точка М лежит на
    серединном перпендикуляре

    Доказательство:

    1. Т.к. МА=МВ (по условию) —> Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка АМВ – равнобедренный (по определению).
    2. Проведем МО Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка АВ, т.е.
      опустим hАВ.
    3. Т.к. АВ – основание равнобедренного Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка АМВ, то МО – медиана —> АО=ОВ (по
      cвойству равнобедренного треугольника).

    Т.о. МО – серединный перпендикуляр, содержащий
    все точки, равноудаленные от концов отрезка.

    Свойство серединных
    перпендикуляров к сторонам треугольника

    Они пересекаются в одной точке и эта точка
    является центром описанной окружности около
    треугольника, мы изучим в восьмом классе.

    Читайте также:  Каким свойством обладают металлы

    Практикум

    Материально техническое оснащение:

    Дистрибутив: 29 574 Кбайт

    Статус: freeware

    Авторские права: АО АСКОН

    ОС: Windows 9x/2000/XP

    Сайт: https://www.ascon.ru

    Теперь перенесем построение в
    графическую среду компьютера (слайд №7)

    Полученные ранее знания и умения необходимо
    применить на конкретной задаче. Вы увидите, что
    построение займет у вас времени не больше, чем
    построение в тетради. Кроме всего прочего
    интересно посмотреть, как компьютерная среда
    выполняет команды человека по построению
    плоскостных фигур. Перед вами приложение №3, в
    котором подробным образом расписаны ваши шаги
    построения. Загрузить программу и открыть новый
    чертеж (слайд №8, 9).

    Начертить геометрические объекты, заданные в
    условии задачи: луч а с началом в точке А и
    отрезок равный m – произвольной длины (слайд
    №10
    ).

    Ввести обозначение луча, отрезка, начала луча
    на чертеже с помощью вкладки “Инструменты
    текст.

    Построить окружность радиусом равным отрезку m
    с центром в вершине заданной точкой А (слайд
    №11
    ).

    Построить окружность радиусом равным отрезку
    больше 1/2 m с центром в вершине заданной
    точкой А (слайд №12, 13).

    Построить окружность радиусом равным отрезку
    больше 1/2 m для этого выбрать в контекстном
    меню ПКМ пункт “Между 2 точками” (слайд №14,
    15, 16
    ).

    Через точки пересечения окружностей M и N
    провести прямую (слайд №17,18).

    Используемая литература:

    1. Угринович Н.Д “Информатика. Базовый курс” 7
      класс. – М.: БИНОМ – 2008 – 175 с.
    2. Угринович Н.Д “Практикум по информатике и
      информационным технологиям”. Учебное пособие. –
      М.: БИНОМ, 2004-2006. –
    3. Угринович Н.Д “Преподавание курса
      “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе
      8-11 классы М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008. – 180 с.
    4. Угринович Н.Д Компьютерный практикум на CD-ROM. –
      М.: БИНОМ, 2004-2006.
    5. Богуславский А.А., Третьяк Т.М. Фарафонов А.А.
      “Компас – 3D v 5.11-8.0 Практикум для начинающих” –
      М.: СОЛОН – ПРЕСС, 2006 – 272 с.
    6. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., и др
      “Геометрия 7-9. Учебник для общеобразовательных
      школ” – М: Просвещение 2006 – 384 с.
    7. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., и др
      “Изучение геометрии 7-9 класс. Методические
      рекомендации к учебнику” – М: Просвещение 1997 г.
      – 255 с.
    8. Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А. “Поурочные планы
      по учебнику 8 класса Атанасяна Л.С.” — Волгоград
      “Учитель” 2010 г., 166 с.

    Приложение № 1

    План решения задач на построение циркулем и
    линейкой.

    1. Анализ.
    2. Построение.
    3. Доказательство.
    4. Исследование.

    Пояснение

    1. При выполнении анализа схематично чертят
      искомую фигуру и устанавливают связь между
      данными задачи и искомыми элементами.
    2. По намеченному плану выполняют построение
      циркулем и линейкой.
    3. Доказывают, что построенная фигура
      удовлетворяет условиям задачи.
    4. Проводят исследование: при любых ли данных
      задача имеет решение и если имеет, то сколько
      решений?

    Примеры элементарных задач на
    построение

    1. Отложить отрезок, равный данному.
    2. Построить серединный перпендикуляр к отрезку.
    3. Построить середину отрезка.
    4. Построить прямую, проходящую через данную
      точку, перпендикулярно заданной прямой (Точка
      может лежать или не лежать на заданной прямой).
    5. Построить биссектрису угла.
    6. Построить угол равный данному.

    Приложение №2

    Геометрическое место точек (ГМТ) – это множество
    точек, обладающих некоторым свойством.

    Примеры ГМТ:

    1. Серединный перпендикуляр к отрезку – это
      множество точек, равноудалённых от концов
      отрезка.
    2. Окружность – это множество точек,
      равноудаленных от заданной точки – центра
      окружности.
    3. Биссектриса угла – это множество точек,
      равноудалённых от сторон угла.

    Теорема:

    Каждая точка серединного перпендикуляра к
    отрезку равноудалена от концов этого отрезка.

    Комментарий:

    Дано: отрезок АВ, МО – серединный
    перпендикуляр.

    Доказать: АМ=ВМ

    Домашнее задание:

    Сформулировать и доказать обратную теорему.

    Приложение №3

    Геометрическое построение серединного
    перпендикуляра к отрезку в графической среде
    “Компас 3D”.

    Начертить геометрические объекты, заданные в
    условии задачи: луч а с началом в точке А и
    отрезок равный m – произвольной длины.

    1. Построить произвольный горизонтальный луч а.
    2. Построить произвольный отрезок m.
    3. Ввести обозначение луча, отрезка, начала луча на
      чертеже с помощью вкладки Инструменты
      “текст”. Построить окружность радиусом равным
      отрезку m с центром в вершине заданной точкой А.
    4. Выбрать на панели “Геометрия” инструмент
      Окружность” и построить окружность
      радиусом равным отрезку m .для этого выбрать в
      контекстном меню ПКМ пункт Длина кривой.
    5. Точку пересечения луча а и радиуса
      окружности обозначить В. Построить
      окружность радиусом равным отрезку больше 1/2
      m
      с центром в вершине заданной точкой А.
    6. Выбрать на панели Геометрия инструмент
      Окружность и построить окружность радиусом
      равным отрезку больше 1/2 m для этого выбрать в
      контекстном меню ПКМ пункт “Между 2точками”.
    7. Перенести окружность поместив ее в центр А.
    8. Аналогично построить окружность с центром в
      точке В.
    9. Точки образованные в процессе пересечения двух
      окружностей обозначить соответственно M, N.
      Через точки пересечения окружностей M и N
      провести прямую.
    10. Соединить точки пересечений отрезком MN.
    11. Точку пересечения MN и АВ обозначить
      точкой О.

    Источник