Каким свойством обладают человеческие потребности
Человеческий род не смог бы выжить без пищи, тепла, воздуха. Для нормального функционирования мы постоянно в чем-либо нуждаемся, нам что-то требуется. Получения желаемого доставляет удовольствие, приводит к ощущению радости жизни.
Что такое потребности
Ключевым словом в определении понятия потребности является «нужда».
Потребность – это нуждаемость в определенных вещах, объектах материального мира, предметах, людях, общественных показателях, в отсутствии которых человек ощущает себя не комфортно.
С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:
- Дефицит потребности вызывает чувство неудовлетворенности. Потребность – это желаемое, благо.
- Сопровождение эмоциями: от отрицательных на первом этапе до радостных после того, как потребность реализована. Когда сильно чего-то хочется мы нервничаем, тревожимся, когда получим желаемое – расслабляемся.
- Фиксация на предмете нуждаемости. Сознание выхватывает из действительности те вещи, которые могут нас удовлетворить. К примеру, если мы голодны, то будем акцентировать внимание на продуктах и запахе еды.
Система потребностей также формируется по особым правилам:
Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.
Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.
Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.
Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.
Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:
- Физической гибели человека. Если не удовлетворена нужда в питании, сне, воде, воздухе, безопасности и т.д.
- Фрустрации – длительному переживанию, сопряженному с нервным расстройством и способным привести с серьезным психологическим проблемам. Примером служит отсутствие признания заслуг человека со стороны общества.
- Сублимации – переходу энергии неудовлетворенности в созидание, творчество. К примеру, отсутствие секса замещается тяжелыми спортивными нагрузками.
Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.
Какие потребности есть у человека
Человек – один из представителей животного мира, с присущими другим видам инстинктами и нуждами. В тоже время мы обладаем более высоким интеллектом, чувствами, волевыми качествами. Такое сочетание обуславливает наличие потребностей двух уровней: базового и дополнительного (основного и вторичного).
Основные потребности
Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы.
Физиологические | Экзистенциональные |
---|---|
Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, продолжение рода, жилище. | Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д. |
Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.
Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.
Базовые потребности могут видоизменяться с возрастом в пользу превалирования одних над другими. Сон, к примеру, имеет большее значение для маленьких детей и пожилых людей, а в молодости мы способны обходиться минимальными часами отдыха и чувствуем себя при этом бодрыми.
Секс, как первичная потребность, также, по ряду причин может утрачивать приоритетность с возрастом, а в подростковом возрасте является приоритетным.
Часто возникают вопросы о безопасности как необходимости для существования. Человек всегда испытывал опасность от явлений окружающего мира или других людей. Цунами, сход ледников, нападение диких зверей или других племен – все это заставляло человека защищаться или убегать. Со временем были сформированы целые институты, которые должны защитить отдельного индивида от внешних вторжений (армия, полиция, МЧС). Именно поэтому безопасность является первичной потребностью, мы должны понимать, что наша жизнь и имущество находятся под охраной, защищены.
Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.
Второстепенные потребности
Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.
В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:
- Духовные. К ним можно отнести потребность в получении новых знаний о мире, поиск смысла жизни и своего места в ней, развитие творческих способностей, стремление к гармонии.
- Социальные – любовь, дружба, взаимодействие с другими людьми, ощущение себя частью социума, отдельной социальной группы (класса, рабочего коллектива, семьи).
- Престижные. Речь идет о нуждаемости в признании наших успехов, достойной самооценке, уважении со стороны других членов сообществ, в которые мы входим.
Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.
Виды потребностей
Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.
Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.
Биологические или физиологические
В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:
- Безопасность пищи и ее вкусовые характеристики.
- Комфортная внешняя температура и электромагнитный фон.
- Пригодная для утоления жажды чистая вода.
- Здоровая экология.
- Безопасность жизни и жилища.
- Сексуальная удовлетворенность.
- Избавление от продуктов жизнедеятельности.
Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.
Духовные
Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.
В числе духовных потребностей выделяются следующие:
- Нуждаемость в получении знаний. Зрелый человек понимает, что в целях дальнейшего роста он должен постоянно учиться. Причем расширять границы уже имеющихся навыков и получать новые. Люди поступают в учебные заведения для получения дополнительного образования, ходят на курсы повышения квалификации, овладевают новыми профессиями, осваивают азы живописи и музыки.
- Потребность в постоянной работе над собой, улучшении своей личности (самосовершенствование). Удовлетворяя эту потребность, мы бросаем курить, садимся на диету, избавляемся от токсичных людей и вредных эмоций. Человек размышляет о том, каким бы он хотел себя видеть через определенный отрезок времени и стремится к этому.
- Потребность в любви и личном счастье. Подавляющее большинство людей мечтает о наличии рядом близкого человека противоположного пола, создании стабильной семьи. Многие находится в поисках долгие годы, так сильна эта потребность.
Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.
Социальные
Этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.
Примеры социальных потребностей:
Идентификация личности. Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик.
Самоутверждение. Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем. Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей.
Альтруистические устремления. Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.
Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.
Классификации потребностей
В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.
Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.
Примеры:
- Г. Мюррей – достижения, агрессия, независимость, секс, творчество, понимание, уважение, самопознание.
- А. Пьерон – новизна, гедонизм, коммуникация, конкуренция, взаимопомощь и другие (всего более 20 видов);
- Э. Фромм – значимость, самоутверждение, общение, привязанность, самоидентификация.
Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.
В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:
- Отталкиваясь от природы возникновения потребностей – естественные и культурные.
- В зависимости от сферы приложения – коммуникативные (общение с другими людьми), когнитивные (потребность в получении новых знаний), потребности в труде и т.д.
- Применительно к объекту, на который направлена нуждаемость – биологические, материальные, духовные и социальные.
- Коррелируя к их происхождению – эндогенные (обусловленные внутренними факторами) и экзогенные (зависят от внешних условий).
Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды.
Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».
Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.
Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.
В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.
Теории ученых
Потребности являются одним из ключевых понятий в психологии, поскольку на них завязаны и мотивы поступков человека, и формирование образа жизни и наличие невротических переживаний. Теорий проблем потребностей в мире достаточное число.
Суммируя имеющиеся знания обозначим природу потребности, как ее понимали разные ученые:
- Нуждаемость (Рубинштейн С.Л.).
- Вынужденная необходимость (Василенко В.А.).
- Орудие реализации нужды (Леонтьев В.А).
- Отсутствие желаемого (Магун В.С.).
- Нарушение стабильного состояния, статуса-кво (Оссовский В.Л.).
Изучением природы потребности мыслители занимались и до фундаментальной науки.
Так, индийские йоги первыми обозначили наличие у человека семи чакр, каждая из которых отвечает за удовлетворение конкретной потребности.
Философы Демокрит и Платон считали нужды людей основным двигателем прогресса, позволившим сформировать привычку к труду и внятную речь.
Платон первым разделил потребности на низшие (физиологические) и высшие (духовные), полагая, что последние должны усмирять первые. Ученый полагал, что возникновение государственности обусловлено необходимостью организации людей для разделения труда с целью наилучшего удовлетворения потребностей.
В России проблемами возникновения и реализации благ занимались М. Ломоносов и Н. Чернышевский, который обосновал взаимосвязь между познавательной деятельностью человека и его потребностями.
Но как отдельная тема в науке проблема потребностей обозначилась в начале 20 века. Фундаментальную системную работу впервые провел А. Маслоу, американский ученый, который и придумал пирамиду потребностей.
В его теории:
- Все потребности поделены на 4 вида: полезное, приятное, благородное, святое.
- «Высшие», благородные потребности удовлетворяются только после получения благ низшего уровня.
Мы от животных отличаемся умом,
Но вот инстинкты в нас порой сильнее.
И коль собаки ты последней голоднее
Иль секса долго не имеешь,
То вряд ли сможешь думать о другом,
О более возвышенном, святом.
Как зверь на всех бросаться будешь,
О принципах морали позабудешь.
В грехи тягчайшие готов впадать,
Чтоб только плоти потакать.
Теория Маслоу является основополагающей, но в то же время ее отдельные постулаты подвергаются сомнению. К примеру, как объяснить подвиги солдат во время войны? Голодные и холодные, они шли в бой ради великой духовной цели – победы.
Большинство ученых сходились в мнении о том, что потребность является единственным мотиватором для активной деятельности и движет общество вперед.
Формирование потребностей человека
С учетом рассмотренной классификации потребностей можно говорить об особенностях их формирования.
Базовые физиологические потребности являются врожденными, переданы нам на генетическом уровне. Человек с ними проживает до самой смерти, без их получения он погибает физически.
Такие потребности нельзя запретить, или насадить насильственно. Первичные нужды не могут быть плохими или хорошими, чистыми или грязными. Недостойными можно считать только способы и методы их удовлетворения. К примеру, человек использует вместо туалета общественное пространство.
Первичные духовные потребности также появляются на свет вместе с человеком. Наличие в жизни любви, близких людей, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных благ человек не погибнет, но надолго застрянет в рефлексии и фрустрациях.
Вторичные потребности формируются у индивида в несколько этапов.
Младенчество
Все физиологические нужды малышу обеспечивают его родители. Поскольку у ребенка происходит контакт со взрослыми у него еще до полугода возникают социальные потребности: он улыбается, разглядывает погремушки, идентифицирует мать и отца.
Ранее детство
Примерно в возрасте 3 лет у малыша появляется понимание о предметах для удовлетворения потребностей – он осознает нуждаемость в игрушках, определенной пище, конкретной одежде. Познавательные потребности растут, ребенок читает книги, занимается лепкой, рисованием, активно познает мир.
Дошкольный период, младший школьный возраст
У детей значительно расширяется социальное окружение. Помимо мам и бабушек у них появляются свои друзья – детки из детского сада, класса, двора или кружков, куда он начинает ходить. Формируется потребность в коммуникации, признании, взаимопомощи и взаимопонимании.
Подростки
В этом возрасте раскрывается последняя физиологическая потребность – сексуальная. Впервые формируются такие вторичные нужды как самореализация, самосовершенствование. Происходит резкое изменение и расширение познавательных интересов. Подросток стремится к познанию тех вещей и предметов, о которых в ранние периоды жизни даже не задумывался.
На базе оформившейся сексуальной потребности появляются нуждаемость в лице противоположного пола, романтических переживаниях. Нуждаемость в коммуникациях смещается в сторону ровесников, друзей. Родные отходят на второй план.
Считается, что к окончанию подросткового возраста все основные потребности у человека уже оформлены. Дальнейшее их развитие происходит через изменение их содержания и способов достижения.
Смотреть видео
Источник
Иерархия потребностей Маслоу – фундаментальная теория в психологии, а не просто абстрактный интерес.
Эта теория, изобретенная Авраамом Маслоу в 1943 году, может быть полезна для вашей повседневной жизни. Идея состоит в том, что наши потребности варьируются от самых простых, необходимых для нашего выживания, до более высоких целей, таких как альтруизм и духовность.
Иерархия часто представлена в виде пирамиды: если потребности в основе пирамиды не выполняются, то достижение целей более высокого уровня крайне затруднено. Если говорить более грубо, если вы голодаете или не имеете жилища, гораздо труднее (хотя и возможно) поддерживать связь с вашими более высокими потребностями, такими как сохранение уважения. Как говорится в рекламе Сникерса: «Ты не ты, когда голоден».
Иерархия Маслоу также помогает ответить на то, что кажется типичным вопросом: если у меня есть все, что мне нужно, то почему я все еще недоволен? Ответ, который предлагает иерархия, состоит в том, что ваши основные потребности удовлетворяются, но, возможно, ваши более высокие уровни не удовлетворены. Это интересная идея, и легко понять, почему Иерархия Маслоу остается популярным инструментом не только для психологов, но также и в сфере образования, бизнеса и управления.
Уровни иерархии потребностей Маслоу
1. Физиологические потребности
Если бы вы этого не делали, вы бы умерли.
Самый основной уровень иерархии потребностей Маслоу охватывает физиологические потребности. Это то, без чего мы просто не можем жить: воздух, еда, питье, тепло, сон и укрытие. Мы нуждаемся в них, потому что, когда они несовершенны, нам это неприятно. На верхнем конце иерархии есть «потребности в росте» – нам они не нужны, потому что нам чего-то недостает.
Если вы решаете вопрос с потребностями, которые лежат дальше по списку, возможно, стоит подумать об удовлетворении основных физиологических потребностей. Например, среди подростков лишение сна стало нормой, а не исключением, опросы показывают, что от 50% до 90% подростков не закрывают эту основную потребность.
2. Потребность в безопасности
Если что-то заставляет вас чувствовать себя в опасности, значит эта потребность не выполняется.
Потребности в безопасности возникают только на физиологическом уровне, так как они также связаны с нашим здоровьем и благополучием. Речь идет о физической безопасности, такой как защита от насилия, а также о финансовой безопасности, свободе от несчастных случаев и легкодоступной медицинской помощи.
В более общем плане, соблюдение ваших требований безопасности означает, что вы не часто боитесь чего-либо: вы не боитесь попасть в аварию или заразиться опасным заболеванием, попасть в финансовые затруднения или подвергнуться физическому нападению.
Но это не только жизнь в безопасной стране с хорошими социальными нормами. Например, издевательство на рабочем месте, в школе или во дворе, может означать, что ваши потребности в безопасности не выполняются.
3. Социальная принадлежность
Очень мощная, может даже помочь игнорировать неудовлетворенные потребности более низкого уровня.
Обновленная версия этой потребности была описана как «принадлежность и любовь», которая, возможно, более точно охватывает ее область. Нам нужны дружеские отношения, семейные связи и эмоциональная близость с другими.
Различные люди в разных обществах удовлетворяют эту потребность по-разному: для некоторых людей их потребность в социальной принадлежности может быть полностью удовлетворена в пределах их семьи, для кого-то это могут быть организованные мероприятия, для других это может быть дружеские или романтические отношения.
Стоит также отметить, что удовлетворение этой потребности может позволить нам преодолеть недостаток наших основных потребностей – людям, испытывающим трудности в зонах военных действий (без безопасности) или голода (без пищи), часто удается укреплять свои отношения с другими.
4. Признание
Чувства адекватности, независимо от их источника, отвечают этой потребности.
Маслоу отметил, что уважение происходит в двух разных формах. «Нижняя» форма – это потребность в уважении других. Нам нужны наши коллеги, сверстники и друзья, чтобы уважать нас и работу, которую мы делаем, ценить наш вклад в общество; хорошо думать о нас. Потребность в уважении к другим часто упоминается в контексте, но уважение наших друзей так же важно.
«Высшая» форма уважения – это чувство собственного достоинства. Это выше, потому что люди с самооценкой по-прежнему испытывают потребность в уважении. Быть без какого-либо уважения может заставить чувствовать себя бесполезными, беспомощными или униженным. Потребность в принадлежности и потребность в уважении классифицируются как психологические потребности.
4а. Когнитивные потребности
Вам не нужно быть доктором философии, но ваше любопытство все еще нуждается в удовлетворении.
Первоначальная иерархия Маслоу имела всего пять уровней, но с годами он адаптировал ее и добавил еще два уровня. Первый из них иногда рассматривается как уровень 5, но мы придерживаемся оригинальной нумерации Маслоу, поэтому мы назвали это 4a.
Когнитивные потребности делают разумное дополнение к исходным 5 уровням Маслоу. Это потребность в знаниях – наше чувство любопытства, наше стремление к изучению, образованию и смыслу. Когнитивные потребности не являются академическими, и вполне возможно, что кто-то мог удовлетворить эту потребность, пытаясь понять корни вражды Тейлора Свифта с Канье Уэстом.
4b. Эстетические потребности
Опыт красоты, в любой форме, без владения.
Еще одним дополнением к оригинальной иерархии Маслоу является наша эстетическая необходимость. Это наше желание, отдельно от всего остального, испытать красоту в любой форме. Испытать чудо нетронутой природы в сердце национального парка, полюбоваться красивой живописью.
Это не следует рассматривать как материалистическую необходимость – дело не в том, чтобы обладать красивой живописью, а в стремлении к ощущению красоты. Романтические поэты и художники могут назвать это возвышенным.
5. Самоактуализация
“Я сделал это!”
Вершиной оригинальной иерархии Маслоу была самоактуализация. Это, пожалуй, самый сложный уровень для определения, поскольку это означает разные вещи для разных людей. В широком смысле, речь идет о полном объеме вашего собственного потенциала во всех областях, которые лично важны для вас.
Речь идет не о мнениях других, а о том, чтобы узнать, что для вас важно, достичь этого и найти удовлетворение в этом. Это связано с высоким уровнем самосознания, и в отличие от других потребностей в иерархии не может быть достигнуто без удовлетворения основных потребностей человека. Маслоу чувствовал, что достижение самоактуализации было редкими, поскольку цели людей редко соответствуют их жизням.
5а. Самопревосхождение
Помогая другим удовлетворить их потребности – альтруистично.
Позже Маслоу подверг критике идею самоактуализации как самого высокого уровня потребностей. Вместо этого он предложил самопревосхождение, которое предполагает альтруистическую помощь другим в достижении самоактуализации.
Критика иерархии Маслоу
Само понятие иерархии можно опровергнуть. Можно утверждать, что на протяжении большей части истории основные потребности большинства людей не выполнялись. Означает ли это, что ни один из них не достиг самореализации? Или дело в том, что на самом деле можно мотивировать более высокие потребности, даже если ваши основные потребности, такие как еда и жилье, не выполняются в полной мере?
Кроме того, внимание Маслоу в первую очередь обращено к людям из западных обществ, где благоприятствует потребность в иерархии. Предполагается, что это не общие человеческие потребности, а потребности людей, которые живут в индивидуалистическом обществе. В коллективистской иерархии утверждается, что принадлежность является первостепенной, связанной с достижением общественных, а не личных целей.
Что вы можете узнать из иерархии Маслоу
Несмотря на эти критические замечания, Иерархия Маслоу по-прежнему может быть полезна. Просто стоит принять это как идею, а не как истину. Вот несколько способов, которыми вы можете использовать Иерархию Маслоу в своей жизни
1. В вашей личной жизни
У вас что-то есть, но вы не знаете, что…
Стоит использовать Иерархию Маслоу, когда вы знаете, что что-то сбивает вас, но вы не знаете, что это. Выполнение различных потребностей может помочь вам определить, что вам не хватает, чувствуете ли вы когнитивную потребность или необходимость догнать некоторых друзей и почувствовать чувство социальной принадлежности.
2. В руководстве и управлении
Удовлетворение потребностей группы может быть сложной задачей.
Точно так же, если вы занимаете какую-либо руководящую роль, вы можете сами выяснить, почему Иерархия потребностей Маслоу настолько ценна для менеджеров и используете ее, чтобы убедиться, что вы отвечаете потребностям людей, которых вы возглавляете.
Допустим, вы отвечаете за группу благотворительности. Это может вызвать чувство социальной принадлежности, уважение других, чувство собственного достоинства в отношении чего-то стоящего и удовлетворения когнитивных потребностей, представляя захватывающий новый вызов. Но если присутствуют встречи в опасной зоне, вы не удовлетворяете потребность в безопасности, и это нужно будет решить.
3. Помня о важности чувств
Если кого-то увольняют, нужно делать это деликатно.
Например, в управлении используется необходимость обеспечения безопасности, чтобы работодатели тщательно обрабатывали увольнение людей. Если вы уволите одного человека, не только он потеряет свою безопасность, но вся компания может потерять чувство безопасности.
Большинство потребностей в пирамиде не удовлетворяются холодными фактами, это любые изменения наших чувств о себе, окружающих нас людях и окружающей среде. Если вы знаете, что ваши потребности удовлетворяются, но не можете в этом убедить себя эмоционально, иерархия Маслоу поможет понять, почему этого недостаточно для счастья.
4. При получении некоторой перспективы
Что действительно важно?
В повседневной жизни мы часто фокусируемся на наших основных и психологических потребностях. Мы гораздо чаще думаем о том, хорошо ли мы питаемся и спим, и что думают наши друзья.
Иерархия Маслоу помогает напоминать нам о том, что действительно важно, вместо того, чтобы увязнуть в мелочах. В то же время тот факт, что для вершины пирамиды требуется поддержка основы, помогает напоминать нам о том, чтобы заботиться о мелочах, а также не пренебрегать нашим личным благополучием в стремлении к далекой, но более широкой цели.
Перевод заметки The 5 Levels of Maslow’s Hierarchy of Needs and How they Affect Your Life
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы, ставьте лайки.
Источник