Каким свойством обладает роман

Каким свойством обладает роман thumbnail

Виды романов

Определение и характеристика

Термин «роман» представляет собой особый литературный жанр, чаще носящий прозаический характер. Этот жанр зародился в средневековье и представлял собой рассказы на народном языке. В настоящее время является одним из самых распространенных видов эпической литературы. В отличие от повести, роман характеризуется более сложным содержанием и широким диапазоном описываемых событий. Они всегда разворачиваются в цельном художественном пространстве, а не в каком-либо одном эпизоде.

Роман это в литературе

Основное место в романе отводится борьбе человека с различными социальными противоречиями, а также стремлению личности к некоему идеалу. Особое место в романе занимает также описание жизни и личности главных действующих лиц в кризисные и достаточно нестандартные периоды их жизни. Необходимо отметить тот факт, что наиболее типичным для романиста является описание в основном бытовых забот главных героев.

Также в литературе существует такое понятие как «романс». В русской литературе к романсу обычно относят лирический характер стихотворения. Отличительными признаками романса являются небольшой объем, а также музыкальное переложение текста. Литературными произведениями, относящимися к этому жанру, считаются различные стихотворения, положенные на музыку.

Признаки романа

Как особому литературному жанру, роману присущи некоторые специфические черты:

Признаки романа

  • одним из первых признаков является особенность сюжета в романе. Он характеризуется разветвленностью и множественностью линий. Прежде всего, главным персонажам присущи свои сюжетные линии, причем автор описывает их не кратко, а довольно подробно. В качестве примера выступает роман Ивана Александровича Гончарова, получившего название «Обломов». В художественном произведении подробно описывается история Обломова, Штольца, Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны;
  • персонажи романа отличаются многообразием, прежде всего, по возрастной категории, темпераменту, взглядам и принадлежности к тем или иным социальным группам;
  • тематика и проблематика романа достаточно глобальны;
  • описание обширного исторического периода. В качестве примера выступает роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир», в котором действия разворачиваются в полтора десятилетия;
  • исторический фон характеризуется своей проработанностью, а также соотнесенностью судеб героев с особенностями эпохи.

Композиция и композиционные приемы

Композиция представляет собой совокупность элементов и изобразительных приемов художественного литературного произведения, а также его структуру. Благодаря композиции удается достичь целостности романа в соответствии с авторским замыслом. К элементам композиции следует отнести части и главы, прологи и эпилоги, любовные письма женщины и мужчины, песни, монологи и другие элементы. В качестве примера можно привести роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», в котором Татьяна пишет письмо к Онегину и наоборот.

При создании романа автор исходит из своих принципов и стилей, то есть он самостоятельно осуществляет выбор элементов композиции, а также определяет их взаимодействие и последовательность. Соответственно, для достижения этой цели используются особые композиционные приемы в романе, к которым можно отнести следующие:

Композиция романа

Ася Тургенев

  • обратная композиция, при которой действия начинаются с конца событий, а последующие эпизоды в дальнейшем объяснят причины произошедшего, таким образом, восстановив ход событий романа. Этот прием использовал Николай Гаврилович Чернышевский в своем романе «Что делать?»;
  • кольцевая композиция. Суть состоит в использовании повтора строф, когда последняя строфа повторяет первую, или же в применении художественных описаний. Также при этом приеме автор использует описание событий, которые происходят в начале и конце романа в одном и том же месте с одинаковыми персонажами;
  • прием ретроспекции, при котором в произведении происходит возвращение действий в прошлое в тот момент, когда происходило зарождение причин происходящего в настоящий момент повествования. Прием ретроспекции использует в своем романе «Отцы и дети» Тургенев в момент рассказа о Павле Петровиче Кирсанове;
  • прием «рассказ в рассказе», который является составной частью ретроспекции. Этот метод используется, например, в произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», в котором приводится исповедь одного из героев и письмо Пульхерии Александровны. Также это встречается в произведении «Ася» Ивана Сергеевича Тургенева и «Крыжовник» Антона Павловича Чехова;
  • зеркальная композиция, основой которой является использование симметрии образов, эпизодов и различных слов. Этот прием часто встречается у Владимира Владимировича Маяковского в стихотворении «Из улицы в улицу», у Марины Ивановны Цветаевой, а также в поэме Александра Блока «Двенадцать»;
  • прием так называемого композиционного «разрыва», при котором действия литературного произведения обрываются в конце главы на самом интересном месте, при этом новая глава повествует читателю уже о других событиях. Этот прием встречается у Федора Михайловича Достоевского в его произведении «Преступление и наказание», а также у Михаила Афанасьевича Булгакова в романе «Мастер и Маргарита», а также «Белая гвардия». В настоящее время композиционный «разрыв» является излюбленным методом авторов различного рода авантюрных и детективных произведений, где роль интриги бывает достаточно значительной.

Таким образом, композиция является одним из методов реализации авторской идеи, поскольку она служит выражением формы литературного произведения. Именно через композицию происходит выражение сути и содержания романа.

Однако необходимо отметить тот факт, что его своеобразие состоит в отсутствии достаточно жестко определенной композиционной структуры, а также различного рода жанровых ограничений.

Виды романов

Этот литературный жанр имеет в своем роде множество разновидностей, каждая из которых имеет определенную разницу или отличия. Классификация может быть представлена в следующем виде:

Жанры романа

Роман это в литературе определение

  • исторический. Описание крупных исторических событий, которые имели «переломный» характер в развитии тех или иных временных периодов. Также имеет место характеристика судьбы человека в разные исторические эпохи в соответствии с их особенностями;
  • фантастический. Представляет собой особый литературный жанр, который означает повествование о тех событиях, которые выходят за рамки привычного материального мира;
  • психологический. Специфика этого вида литературных произведений заключается в повествовании особенностей, а также мотивов поведения человека в определенных обстоятельствах. В таких произведениях подробно раскрываются как внутренние свойства, качества, так и этапы становления человеческой натуры, которые индивидуальны у каждого человека. Также имеет место рассмотрение различных психологических типов людей, имеющих различный темперамент.
  • философский. Такие литературные произведения разъясняют читателю систему и принципы философских представлений автора о существующей окружающей действительности и обществе;
  • социальный. Здесь имеют место описания законов организации общества, а также изучение влияния законов на закономерности общественного развития. В произведениях авторы уделяют внимание характеристике отдельных социальных групп, особенностям их функционирования;
  • описание быта. Специфика вида заключается в повествовании о бытовой или повседневной жизни человека с учетом имеющихся у него привычек. Также раскрываются этнографические подробности и моральные нормы, присутствующие в обществе;
  • авантюрный. В таких произведениях центральное место занимают приключения главного героя. При этом второстепенными считаются происхождение и особенности темперамента персонажей, а также исторические события, которые неинтересны автору;
  • утопия. Такие литературные произведения, по мнению автора, представляют читателю как идеальное государственное устройство, так и прекрасное будущее человека. Утопия характеризуется верой автора в непоколебимость и безупречность его идей и взглядов. Жанр относится, скорее, к научной фантастике;
  • антиутопия является противоположностью утопическому жанру. В антиутопии автор рисует общество и окружающую действительность, какими они не должны быть, но могут стать по вине общества;
  • эпопея. Отличительной чертой эпопеи является создание широкого полотна человеческого бытия. В эпопее обычно описывается жизнь не одного человека, а целых семей или даже династий. При этом действия разворачиваются на широком историческом фоне в течение длительного временного аспекта.
Читайте также:  Чайный гриб какие полезные свойства

Все эти жанры прижились в русской литературе и широко представлены на протяжении всего девятнадцатого и двадцатого веков. Однако каждая историческая эпоха характеризуется наличием определенного вида литературного жанра. Так, в русской литературе второй половины девятнадцатого века доминирующим жанром являлся реалистический роман, содержание которого носило социально-философский характер или же описание быта. В свою очередь, двадцатый век отличался широким развитием и распространением всех романтических жанров.

Таким образом, роман как литературный жанр занимает весьма важное место в русской классической литературе. Одной из задач является изображение трансформации главного героя в тех или иных обстоятельствах, а также рассказ о событиях в жизни персонажей, описание их судеб. Роман повествует читателю о действиях, а также о переломных моментах в судьбе нации, разворачивавшихся в контексте определенной исторической эпохи.

Важность литературного жанра обуславливается еще и тем, что он способствует воспитанию у отдельного человека и общества в целом определенных нравственных ценностей.

Источник

Роман: жанровая сущность

Роман, признанный ведущим жанром литературы последних двух-трех столетий, приковывает к себе пристальное внимание литературоведов и критиков. Становится он также предметом раздумий самих писателей.

Вместе с тем этот жанр поныне остается загадкой. Об исторических судьбах романа и его будущем высказываются самые разные, порой противоположные мнения. «Его, — писал Т. Манн в 1936 г., — прозаические качества, сознательность и критицизм, а также богатство его средств, его способность свободно и оперативно распоряжаться показом и исследованием, музыкой и знанием, мифом и наукой, его человеческая широта, его объективность и ирония делают роман тем, чем он является в наше время: монументальным и главенствующим видом художественной литературы».

О.Э. Мандельштам, напротив, говорил о закате романа и его исчерпанности (статья «Конец романа», 1922). В психологизации романа и ослаблении в нем внешне-событийного начала (что имело место уже в XIX в.) поэт усмотрел симптом упадка и преддверье гибели жанра, ныне ставшего, по его словам, «старомодным».

В современных концепциях романа так или иначе учитываются высказывания о нем, сделанные в прошлом столетии. Если в эстетике классицизма роман третировался как жанр низкий («Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен»; «Несообразности с романом неразлучны»), то в эпоху романтизма он поднимался на щит как воспроизведение «обыденной действительности» и одновременно — «зеркало мира и <…> своего века», плод «вполне зрелого духа»; как «романтическая книга», где в отличие от традиционного эпоса находится место непринужденному выражению настроений автора и героев, и юмору и игровой легкости. «Каждый роман должен приютить в себе дух всеобщего», — писал Жан-Поль.

Свои теории романа мыслители рубежа XVIII–XIX вв. обосновывали опытом современных писателей, прежде всего— И.В. Гете как автора книг о Вильгельме Мейстере.

Сопоставление романа с традиционным эпосом, намеченное эстетикой и критикой романтизма, было развернуто Гегелем: «Здесь <…> вновь (как в эпосе. — В.Х.) выступает во всей полноте богатство и многосторонность интересов, состояний, характеров, жизненных условий, широкий фон целостного мира, а также эпическое изображение событий».

С другой же стороны, в романе отсутствуют присущее эпосу «изначально поэтическое состояние мира», здесь наличествуют «прозаически упорядоченная действительность» и «конфликт между поэзией сердца и противостоящей ей прозой житейских отношений». Этот конфликт, отмечает Гегель, «разрешается трагически или комически» и часто исчерпывается тем, что герои примиряются с «обычным порядком мира», признав в нем «подлинное и субстанциальное начало».

Сходные мысли высказывал В. Г. Белинский, назвавший роман эпосом частной жизни: предмет этого жанра— «судьбы частного человека», обыкновенная, «каждодневная жизнь». Во второй половине 1840-х годов критик утверждал, что роман и родственная ему повесть «стали теперь во главе всех других родов поэзии».

Во многом перекликается с Гегелем и Белинским (в то же время дополняя их), М.М. Бахтин в работах о романе, написанных главным образом в 1930-е годы и дождавшихся публикации в 1970-е.

Опираясь на суждения писателей XVIII в. Г. Филдинга и К.М. Виланда, ученый в статье «Эпос и роман (О методологии исследования романа)» (1941) утверждал, что герой романа показывается «не как готовый и неизменный, а как становящийся, изменяющийся, воспитуемый жизнью»; это лицо «не должно быть «героичным» ни в эпическом, ни в трагическом смысле этого слова, романический герой объединяет в себе как положительные, так и отрицательные черты, как низкие, так и высокие, как смешные, так и серьезные». При этом роман запечатлевает «живой контакт» человека «с неготовой, становящейся современностью (незавершенным настоящим)».

И он «более глубоко, существенно, чутко и быстро», чем какой-либо иной жанр, «отражает становление самой действительности». Главное же, роман (по Бахтину) способен открывать в человеке не только определившиеся в поведении свойства, но и нереализованные возможности, некий личностный потенциал: «Одной из основных внутренних тем романа является именно тема неадекватности герою его судьбы и его положения», человек здесь может быть «или больше своей судьбы, или меньше своей человечности».

Приведенные суждения Гегеля, Белинского и Бахтина правомерно считать аксиомами теории романа, осваивающего жизнь человека (прежде всего частную, индивидуально-биографическую) в динамике, становлении, эволюции и в ситуациях сложных, как правило, конфликтных отношений героя с окружающим.

В романе неизменно присутствует и едва ли не доминирует — в качестве своего рода «сверхтемы» — художественное постижение (воспользуемся известными словами А.С. Пушкина) «самостоянье человека», которое составляет (позволим себе дополнить поэта) и «залог величия его», и источник горестных падений, жизненных тупиков и катастроф. Почва для становления и упрочения романа, говоря иначе, возникает там, где наличествует интерес к человеку, который обладает хотя бы относительной независимостью от установлений социальной среды с ее императивами, обрядами, ритуалами, которому не свойственна «стадная» включенность в социум.

Читайте также:  При какой температуре свойства меда теряются

В романах широко запечатлеваются ситуации отчуждения героя от окружающего, акцентируются его неукорененность в реальности, бездомность, житейское странничество и духовное скитальчество. Таковы «Золотой осел» Апулея, рыцарские романы средневековья, «История Жиль Блаза из Сантильяны» А.Р. Лесажа. Вспомним также Жюльена Сореля («Красное и черное» Стендаля), Евгения Онегина («Всему чужой, ничем не связан», — сетует пушкинский герой на свою участь в письме Татьяне), герценовского Бельтова, Раскольникова и Ивана Карамазова у Ф.М. Достоевского. Подобного рода романные герои (а им нет числа) «опираются лишь на себя».

Отчуждение человека от социума и миропорядка было интерпретировано М.М. Бахтиным как необходимо доминирующее в романе. Ученый утверждал, что здесь не только герой, но и сам автор предстают неукорененными в мире, удаленными от начал устойчивости и стабильности, чуждыми преданию. Роман, по его мысли, запечатлевает «распадение эпической (и трагической) целостности человека» и осуществляет «смеховую фамильяризацию мира и человека». «У романа, — писал Бахтин, — новая, специфическая проблемность; для него характерно вечное переосмысление — переоценка». В этом жанре реальность «становится миром, где первого слова (идеального начала) нет, а последнее еще не сказано». Тем самым роман рассматривается как выражение миросозерцания скептического и релятивистского, которое мыслится как кризисное и в то же время имеющее перспективу. Роман, утверждает Бахтин, готовит новую, более сложную целостность человека «на более высокой ступени <…> развития».

Много сходного с бахтинской теорией романа в суждениях известного венгерского философа-марксиста и литературоведа Д. Лукача, который назвал этот жанр эпопеей обезбоженного мира, а психологию романного героя — демонической. Предметом романа он считал историю человеческой души, проявляющейся и познающей себя во всяческих приключениях (авантюрах), а преобладающей его тональностью — иронию, которую определял как негативную мистику эпох, порвавших с Богом.

Рассматривая роман как зеркало взросления, зрелости общества и антипод эпопеи, запечатлевшей «нормальное детство» человечества, Д. Лукач говорил о воссоздании этим жанром человеческой души, заблудившейся в пустой и мнимой действительности.

Однако роман не погружается всецело в атмосферу демонизма и иронии, распада человеческой цельности, отчужденности людей от мира, но ей и противостоит. Опора героя на самого себя в классической романистике XIX в. (как западноевропейской, так и отечественной) представала чаще всего в освещении двойственном: с одной стороны, как достойное человека «самостоянье», возвышенное, привлекательное, чарующее, с другой — в качестве источника заблуждений и жизненных поражений. «Как я ошибся, как наказан!» — горестно восклицает Онегин, подводя итог своему уединенно свободному пути. Печорин сетует, что не угадал собственного «высокого назначения» и не нашел достойного применения «необъятным силам» своей души. Иван Карамазов в финале романа, мучимый совестью, заболевает белой горячкой. «И да поможет Бог бесприютным скитальцам», — сказано о судьбе Рудина в конце тургеневского романа.

При этом многие романные герои стремятся преодолеть свою уединенность и отчужденность, жаждут, чтобы в их судьбах «с миром утвердилась связь» (А. Блок). Вспомним еще раз восьмую главу «Евгения Онегина», где герой воображает Татьяну сидящей у окна сельского дома; а также тургеневского Лаврецкого, гончаровского Райского, толстовского Андрея Волконского или даже Ивана Карамазова, в лучшие свои минуты устремленного к Алеше. Подобного рода романные ситуации охарактеризовал Г.К. Косиков: «”Сердце” героя и “сердце” мира тянутся друг к другу, и проблема романа заключается <…> в том, что им вовеки не дано соединиться, причем вина героя за это подчас оказывается не меньшей, чем вина мира».

Важно и иное: в романах немалую роль играют герои, самостоянье которых не имеет ничего общего с уединенностью сознания, отчуждением от окружающего, опорой лишь на себя. Среди романных персонажей мы находим тех, кого, воспользовавшись словами М.М. Пришвина о себе, правомерно назвать «деятелями связи и общения». Такова «переполненная жизнью» Наташа Ростова, которая, по выражению С.Г. Бочарова, неизменно «обновляет, освобождает» людей, «определяет их <…> поведение». Эта героиня Л.Н. Толстого наивно и вместе с тем убежденно требует «немедля, сейчас открытых, прямых, человечески простых отношений между людьми». Таковы князь Мышкин и Алеша Карамазов у Достоевского.

В ряде романов (особенно настойчиво — в творчестве Ч. Диккенса и русской литературе XIX в.) возвышающе и поэтизирующе подаются душевные контакты человека с близкой ему реальностью и, в частности, семейно-родовые связи («Капитанская дочка» А.С. Пушкина; «Соборяне» и «Захудалый род» Н.С. Лескова; «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева; «Война и мир» и «Анна Каренина» Л.Н. Толстого). Герои подобных произведений (вспомним Ростовых или Константина Левина) воспринимают и мыслят окружающую реальность не столько чуждой и враждебной себе, сколько дружественной и сродной. Им присуще то, что М.М. Пришвин назвал «родственным вниманием к миру».

Тема Дома (в высоком смысле слова — как неустранимого бытийного начала и непререкаемой ценности) настойчиво (чаще всего в напряженно драматических тонах) звучит и в романистике нашего столетия: у Дж. Голсуорси («Сага о Форсайтах» и последующие произведения), Р. Мартена дю Гара («Семья Тибо»), У. Фолкнера («Шум и ярость»), М.А Булгакова («Белая гвардия»), М.А. Шолохова («Тихий Дон»), Б.Л. Пастернака («Доктор Живаго»), В, Г. Распутина («Живи и помни», «Последний срок»).

Романы близких нам эпох, как видно, в немалой степени ориентированы на идиллические ценности (хотя и не склонны выдвигать на авансцену ситуации гармонии человека и близкой ему реальности). Еще Жан-Поль (имея в виду, вероятно, такие произведения, как «Юлия, или Новая Элоиза» Ж.Ж. Руссо и «Векфильдский священник» О. Голдсмита) отмечал, что идиллия — это «жанр, родственный роману». А по словам М.М. Бахтина, «значение идиллии для развития романа <…> было огромным».

Роман впитывает в себя опыт не только идиллии, но и ряда других жанров; в этом смысле он подобен губке. Этот жанр способен включить в свою сферу черты эпопеи, запечатлевая не только частную жизнь людей, но и события национально-исторического масштаба («Пармская обитель» Стендаля, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Унесенные ветром» М. Митчелл). Романы в состоянии воплощать смыслы, характерные для притчи. По словам О.А. Седаковой, «в глубине «русского романа» обыкновенно лежит нечто подобное притче».

Несомненна причастность романа и традициям агиографии. Житийное начало весьма ярко выражено в творчестве Достоевского. Лесковских «Соборян» правомерно охарактеризовать как роман-житие. Романы нередко обретают черты сатирического нравоописания, каковы, к примеру, произведения О. де Бальзака, У.М. Теккерея, «Воскресение» Л.Н. Толстого. Как показал М.М. Бахтин, далеко не чужда роману (в особенности авантюрно-плутовскому) и фамильярно-смеховая, карнавальная стихия, первоначально укоренившаяся в комедийно-фарсовых жанрах. Вяч. Иванов не без оснований характеризовал произведения Ф.М. Достоевского как «романы-трагедии». «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова — это своего рода роман-миф, а «Человек без свойств» Р. Музиля — роман-эссе. Свою тетралогию «Иосиф и его братья» Т. Манн в докладе о ней назвал «мифологическим романом», а его первую часть («Былое Иакова») — «фантастическим эссе». Творчество Т. Манна, по словам немецкого ученого, знаменует серьезнейшую трансформацию романа: его погружение в глубины мифологические.

Читайте также:  Основными свойствами какой ткани являются возбудимость и проводимость

Роман, как видно, обладает двоякой содержательностью: во-первых, специфичной именно для него («самостоянье» и эволюция героя, явленные в его частной жизни), во-вторых, пришедшей к нему из иных жанров. Правомерен вывод; жанровая сущность романа синтетична. Этот жанр способен с непринужденной свободой и беспрецедентной широтой соединять в себе содержательные начала множества жанров, как смеховых, так и серьезных. По-видимому, не существует жанрового начала, от которого роман остался бы фатально отчужденным.

Роман как жанр, склонный к синтетичности, резко отличен от иных, ему предшествовавших, являвшихся «специализированными» и действовавших на неких локальных «участках» художественного постижения мира. Он (как никакой другой) оказался способным сблизить литературу с жизнью в ее многоплановости и сложности, противоречивости и богатстве. Романная свобода освоения мира не имеет границ. И писатели различных стран и эпох пользуются этой свободой самым разным образом.

Многоликость романа создает для теоретиков литературы серьезные трудности. Едва ли не перед каждым, кто пытается охарактеризовать роман как таковой, в его всеобщих и необходимых свойствах, возникает соблазн своего рода синекдохи: подмены целого его частью. Так, О.Э. Мандельштам судил о природе этого жанра по «романам карьеры» XIX в., героев которых увлек небывалый успех Наполеона.

В романах же, акцентировавших не волевую устремленность самоутверждающегося человека, а сложность его психологии и действие внутреннее, поэт усмотрел симптом упадка жанра и даже его конца. Т. Манн в своих суждениях о романе как исполненном мягкой и доброжелательной иронии опирался на собственный художественный опыт и в значительной мере на романы воспитания И. В. Гете.

Иную ориентацию, но тоже локальную (прежде всего на опыт Достоевского), имеет бахтинская теория. При этом романы писателя интерпретированы ученым очень своеобразно. Герои Достоевского, по мысли Бахтина, — это прежде всего носители идей (идеологии); их голоса равноправны, как и голос автора по отношению к каждому из них. В этом усматривается полифоничность, являющаяся высшей точкой романного творчества и выражением недогматического мышления писателя, понимания им того, что единая и полная истина «принципиально невместима в пределы одного сознания».

Романистика Достоевского рассматривается Бахтиным как наследование античной «менипповой сатиры». Мениппея — это жанр, «свободный от предания», приверженный к «необузданной фантастике», воссоздающий «приключения идеи или правды в мире: и на земле, и в преисподней, и на Олимпе». Она, утверждает Бахтин, является жанром «последних вопросов», осуществляющим «морально-психологическое экспериментирование», и воссоздает «раздвоение личности», «необычные сны, страсти, граничащие с безумием.

Другие же, не причастные полифонии разновидности романа, где преобладает интерес писателей к людям, укорененным в близкой им реальности, и авторский «голос» доминирует над голосами героев, Бахтин оценивал менее высоко и даже отзывался о них иронически: писал о «монологической» односторонности и узости «романов усадебно-домашне-комнатно-квартирно-семейных», будто бы забывших о пребывании человека «на пороге» вечных и неразрешимых вопросов. При этом назывались Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров.

В многовековой истории романа явственно просматриваются два его типа, более или менее соответствующие двум стадиям литературного развития. Это, во-первых, произведения остро событийные, основанные на внешнем действии, герои которых стремятся к достижению каких-то локальных целей. Таковы романы авантюрные, в частности плутовские, рыцарские, «романы карьеры», а также приключенческие и детективные. Их сюжеты являют собой многочисленные сцепления событийных узлов (интриг, приключений и т. п.), как это имеет место, к примеру, в байроновском «Дон Жуане» или у А. Дюма.

Во-вторых, это романы, возобладавшие в литературе последние двух-трех столетий, когда одной из центральных проблем общественной мысли, художественного творчества и культуры в целом стало духовное самостоянье человека. С действием внешним здесь успешно соперничает внутреннее действие: событийность заметно ослабляется, и на первый план выдвигается сознание героя в его многоплановости и сложности, с его нескончаемой динамикой и психологическими нюансами.

Персонажи подобных романов изображаются не только устремленными к каким-то частным целям, но и осмысляющими свое место в мире, уясняющими и реализующими свою ценностную ориентацию. Именно в этом типе романов специфика жанра, о которой шла речь, сказалась с максимальной полнотой. Близкая человеку реальность («ежедневная жизнь») осваивается здесь не в качестве заведомо «низкой прозы», но как причастная подлинной человечности, веяниям данного времени, универсальным бытийным началам, главное же — как арена серьезнейших конфликтов. Русские романисты XIX в. хорошо знали и настойчиво показывали, что «потрясающие события — меньшее испытание для человеческих отношений) чем будни с мелкими неудовольствиями».

Одна из важнейших черт романа и родственной ему повести (особенно в XIX–XX вв.) — пристальное внимание авторов к окружающей героев микросреде, влияние которой они испытывают и на которую так или иначе воздействуют. Вне воссоздания микросреды романисту «очень трудно показать внутренний мир личности». У истоков отныне упрочившейся романной формы — дилогия И.В. Гете о Вильгельме Мейстере (эти произведения Т. Манн назвал «углубленными во внутреннюю жизнь, сублимированными приключенческими романами»), а также «Исповедь» Ж.Ж. Руссо, «Адольф» Б. Констана, «Евгений Онегин», в котором передана присущая творениям А. С. Пушкина «поэзия действительности». С этого времени романы, сосредоточенные на связях человека с близкой ему реальностью и, как правило, отдающие предпочтение внутреннему действию, стали своего рода центром литературы. Они самым серьезным образом повлияли на все иные жанры, даже их преобразили.

По выражению М.М. Бахтина, произошла романизация словесного искусства: когда роман приходит в «большую литературу», иные жанры резко видоизменяются, «в большей или меньшей степени “романизируются”». При этом трансформируются и структурные свойства жанров: их формальная организация становится менее строгой, более непринужденной и свободной. К этой (формально-структурной) стороне жанров мы и обратимся.

В.Е. Хализев Теория литературы. 1999 г.

Источник