Каким свойством обладает отрезок
ВОПРОСЫ
1. Сколько существует отрезков, концами которых являются две данные точки?
2. Как обозначают отрезок?
3. Какие вы знаете единицы длины?
Нам известны такие единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр.
1 см – 10 мм
1 дм – 10 см
1 м – 100 см – 10 дм
1 км – 1000 м
4. Объясните, что означает измерить длину отрезка.
5. Каким свойством обладает длина отрезка?
6. Какие отрезки называют равными?
7. Какие длины имеют равные отрезки?
8. Какой из двух неравных отрезков считают большим?
9. Что называют расстоянием между точками А и В?
10. Объясните, какую геометрическую фигуру называют ломаной.
11. Что называют длиной ломаной?
12. Какую ломаную называют замкнутой?
РЕШАЕМ УСТНО
1. Какое число больше числа 46 на 9? Какое число меньше числа 72 на 15? Какое число больше числа 21 в 7 раз? Какое число меньше числа 65 в 13 раз?
55, 57, 147, 5
2. Назовите все двузначные числа, сумма цифр которых равна 6.
15, 24, 33, 42, 51, 60
3. Назовите все двузначные числа, разность цифр которых равна 7.
18, 29, 70, 81, 92
4. Назовите три последовательных натуральных числа, наименьшим из которых является наибольшее четырехзначное число.
9999, 10000, 10001
5. Назовите три последовательных натуральных числа, наибольшим из которых является наименьшее четырехзначное число.
9997, 9998, 9999
6. Выразите в сантиметрах:
1) 7 дм 4 см = 74 см
2) 4 м 1 см = 401 см
3) 2 м 6 дм = 260 см
4) 1 м 2 дм 5 см = 125 см
7. Выразите в дециметрах и сантиметрах:
1) 72 см = 7 дм 2 см
2) 146 см = 14 дм 6 см
3) 450 мм = 4 дм 5 см
4) 8 м 40 мм = 80 дм 4 см
УПРАЖНЕНИЯ
44. Запишите все отрезки, изображенные на рисунке 15.
a) AB, BC, AC, BK
б) OP, OR, OT, PR, PT, RT
в) AE, EC, CD, AC, ED, AD
г) MN, NE, ME, EP, PQ, EQ, MQ, NP
45. Запишите все отрезки, изображенные на рисунке 16.
а) AO, OC, AC, BO, OD, BD, AD
б) MK, KN, NP, MN, KP, MP, FK, KE, FE, EN, NS, ES
46. Отметьте в тетради точки A, B, C, D и соедините их попарно отрезками. Сколько отрезков образовлось? Сколько образовалось отрезков с концом в точке А?
47. Начертите отрезки MN и AC так, чтобы MN=6 см 3 мм, AC = 5 см 3 мм.
48. Начертите отрезки EF и BK так, что EF = 9 см 2 мм, BK = 7 см 6 мм.
49. Начертите отрезок АВ, длина которого равна 8 см 9 мм. Отметьте на нём точку С так, чтобы СВ = 3 см 4 мм. Какова длина отрезка АС?
50. Начертите отрезок TP, длина которого равна 7 см 8 мм. Отметьте на нём точку Е так, чтобы ТЕ = 2 см 6 мм. Какова длина отрезка ЕР?
51. Сравните на глаз отрезки АВ и CD (рис. 17). Проверьте свой вывод измерением.
52. Назовите все ломаные, изображённые на рисунке 11. Какая из них имеет наибольшее количество звеньев?
53. Назовите звенья ломаной, изображённой на рисунке 18, и измерьте их длины (в миллиметрах). Вычислите длину ломаной.
54. Запишите звенья ломаной, изображённой на рисунке 19, и измерьте их длины (в миллиметрах). Вычислите длину ломаной.
55. Отметьте в узле клеток тетради точку А; точку В разместите на 4 клетки левее и на 5 клеток выше точки А; точку С — на 3 клетки правее и на 1 клетку выше точки В; точку D — на 3 клетки правее и на 3 клетки ниже точки С; точку Е — на 1 клетку правее и на 2 клетки ниже точки D. Соедините последовательно отрезками точки А, В, С, D и Е. Какая фигура образовалась? Запишите её название и укажите количество звеньев.
56. Вычислите длину ломаной ABCDE, если АВ = 8 см, ВС = 14 см, CD = 23 см, DE = 10 см.
57. Вычислите длину ломаной MNKPEE, если MN = 42 мм, NK = 38 мм, КР = 19 мм, РЕ = 12 мм, ЕF = 29 мм.
58. Начертите в тетради ломаную, изображённую на рисунке 20. Измерьте длины звеньев (в миллиметрах) и найдите длину ломаной.
59. Известно, что отрезок SK в 3 раза больше отрезка RS (рис. 21). Найдите длину отрезка RK, если RS = 34 см.
60. Известно, что отрезок DВ в 5 раз меньше отрезка AD (рис. 22). Найдите длину отрезка АВ, если АD = 135 см.
61. Известно, что AC = 32 см, ВС = 9 см, CD = 12 см (рис. 23). Найдите длины отрезков АВ и BD.
62. Известно, что MF= 43 см, МЕ = 26 см, КЕ = 18 см (рис. 24). Найдите длины отрезков МК и EF.
63. Даны две точки А и В. Сколько можно провести отрезков, соединяющих эти точки? Сколько можно провести ломаных, соединяющих эти точки?
64. Начертите отрезок МК и отметьте на нём точки А и С. Запишите все образовавшиеся отрезки.
65. Длина отрезка АВ равна 28 см. Точки М и К принадлежат этому отрезку, причём точка К лежит между точками М и В, AM =12 см, ВК = 9 см. Найдите длину отрезка МК.
66. Точка С принадлежит отрезку АВ, длина отрезка АС равна 15 см, а отрезок АВ на 5 см больше отрезка АС. Чему равна длина отрезка ВС? Есть ли в условии задачи лишние данные?
67. Отрезки МТ и FK равны (рис. 25). Сравните отрезки MF и ТК.
68. Постройте ломаную ACDM так, чтобы АС = 15 мм, CD = 24 мм, DM = 32 мм. Вычислите длину ломаной.
69. Постройте ломаную CEFK так, чтобы звено СЕ было равно 8 мм, звено EF было на 14 мм больше звена СЕ, а звено FK — на 7 мм меньше звена EF. Вычислите длину ломаной.
70. Вычислите длину ломаной, изображённой на рисунке 26.
71. Известно, что АС = 8 см, BD = 6 см, ВС = 2 см (рис. 27). Найдите длину отрезка AD.
72. Известно, что MF = 30 см, ME = 18 см, KF = 22 см (рис. 28). Найдите длину отрезка КЕ.
73. Известно, что КР = РЕ = EF = FT = 2 см (рис. 29). Какие ещё равные отрезки есть на этом рисунке? Найдите их длины.
74. На первом отрезке отметили семь точек так, что расстояние между любыми соседними точками равно 3 см, а на втором — десять точек так, что расстояние между любыми соседними точками равно 2 см. Расстояние между какими крайними точками больше: лежащими на первом отрезке или лежащими на втором отрезке?
75. Известно, что АЕ = 12 см, AQ = QB, ВМ = МС, СК = KD, DR = RE, МК = 4 см (рис. 30). Найдите длину отрезка QR.
76. Какое наименьшее количество точек надо отметить на отрезках, изображённых на рисунке 31, чтобы на каждом из них было две отмеченные точки, не считая концов отрезков?
77. У Миши есть линейка, на которой отмечены только 0 см, 5 см и 13 см (рис. 32). Как, пользуясь этой линейкой, он может построить отрезок длиной: 1) 3 см; 2) 2 см; 3) 1 см?
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
78. Вычислите:
79. Выполните действия:
80. Детскому саду подарили четыре ящика конфет по 5 кг в каждом и шесть ящиков печенья по 3 кг в каждом. На сколько килограммов больше подарили конфет, чем печенья?
81. Медведица Настасия Петровна заготовила на зиму семь бочонков мёда по 12 кг в каждом и 8 бочонков мёда по 10 кг в каждом. Сколько всего килограммов мёда заготовила Настасия Петровна?
82. В магазин привезли 240 кг бананов и 156 кг апельсинов. Треть привезённых фруктов продали в первый день, а остальные — во второй день. Сколько килограммов фруктов продали во второй день?
83. Кот Матроскин вырастил в своём саду 246 кг яблок и 354 кг груш. Шестую часть всех фруктов он отдал своим друзьям из детского сада, пятую часть всех фруктов — друзьям из школы, а остальное — в больницу. Сколько килограммов фруктов Матроскин отдал в больницу?
84. Укажите наименьшее натуральное число, сумма цифр которого равна 101.
Источник
- Длина отрезка
- Равные отрезки
- Сравнение отрезков
- Середина отрезка
Отрезок — это часть прямой, ограниченная двумя точками, лежащими на этой прямой. Точки, определяющие границы отрезка, называются концами отрезка.
Отрезок обозначается двумя большими латинскими буквами, поставленными при его концах: отрезок AB или BA.
Длина отрезка
Длина отрезка — это расстояние между концами отрезка. Любой отрезок имеет длину, бо́льшую нуля:
Измерение длины отрезка осуществляется путём сравнения данного отрезка с длиной единичного отрезка. Единичный отрезок — это отрезок, длина которого принимается за единицу. Следовательно:
длина отрезка – это положительное число, показывающее, сколько раз единичный отрезок и его части укладываются в данном отрезке.
Чаще всего используются единичные отрезки равные 1 мм, 1 см, 1 дм, 1 м или 1 км. Измерить длину отрезка можно линейкой или любым другим прибором для измерения длины:
AB = 6 см.
Свойства длин отрезков:
- Основное свойство длины отрезка: если точка делит отрезок на два отрезка, длина всего отрезка равна сумме длин этих двух отрезков.
- Длины равных отрезков равны.
- Любой отрезок имеет определённую длину, большую нуля.
Равные отрезки
Равные отрезки — это отрезки, имеющие одинаковую длину. Если наложить равные отрезки друг на друга, то их концы совпадут.
Пример. Возьмём два отрезка CD и LM:
Если расположить отрезки параллельно друг над другом так, чтобы точка C была над точкой L, то станет видно, что точка D располагается над точкой М:
Значит длины отрезков равны, следовательно CD = LM.
Сравнение отрезков
Сравнить два отрезка — это значит определить, равны они, или один больше другого.
Сравнить два отрезка можно, отложив на прямой оба отрезка из одной точки в одну и туже сторону. Для этого можно воспользоваться циркулем.
Чтобы отложить на прямой отрезок равный данному, сначала помещают ножки циркуля так, чтобы острия их концов упирались в концы отрезка, а затем, не изменяя раствора циркуля, переносят его так, чтобы оба его конца находились на прямой.
При сравнении двух отрезков возможно получение одного из представленных результатов: отрезки будут равны, первый отрезок будет больше второго или первый отрезок будет меньше второго.
Пример. Если отложить на прямой от любой точки, например C, в одну сторону два отрезка CA и CB и точка A окажется между точками C и B, то отрезок CA меньше отрезка CB (или CB больше отрезка CA):
CA < CB или CB > CA.
Если точка B окажется между точками C и A, то отрезок CA больше отрезка CB (или CB меньше отрезка CA):
CA > CB или CB < CA.
Если точки A и B совпадут, то отрезки CA и CB равны:
CA = CB.
Если при наложении отрезков оба их конца совмещаются, значит отрезки равны.
При сравнении отрезков путём измерения их длин больше будет тот отрезок, у которого больше длина.
Пример. Сравнить длину отрезков AB и AC.
Так как отрезок AB имеет большую длину, чем отрезок AC, то
AB > AC.
Так как отрезки AB и AC имеют одинаковую длину, то
AB = AC.
Если при измерении отрезков их длины равны, то и отрезки равны.
Середина отрезка
Середина отрезка — это точка, делящая отрезок на две равные части.
Источник
Открытый урок по ТОНКМ с МП
Тема: Свойства отношений
Курс:2, группа 221
Цель: Учить студентов определять свойства отношений, строить графы отношений на множестве
Задачи:
Познакомиться с понятием «свойства отношений», учиться определять свойства отношений по графу.
Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, профессионально значимые качества студента, способствовать развитию навыков самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки.
Воспитывать культуру общения уважительное отношение друг к другу, настойчивость к достижению конечных результатов.
Ход урока:
I. Мотивационный этап.
Наш урок, я хотела бы начать словами французского математика и философа Рене Декарта: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять».
Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
II. Актуализация знаний.
Работа на интерактивной доске:
На множестве Х= {2, 3,4,5,6} задано отношение:
“х больше у на 1”. Сл 3
а) Постройте граф данного отношения.
б) Постройте график данного отношения на координатной плоскости.
в) Задайте данное отношение, используя математические символы.
г) Перечислите пары чисел множества Х, находящихся в заданных отношениях.
Сделайте обобщение – что представляет собой любое бинарное отношение на множестве Х.
Вопросы:
Что называется отношением на множестве? (восстановить определение из разрозненных слов) Сл1
Какими способами можно задать отношения на множестве?
Объясните особенность каждого способа.
Соотнести множества и отношения между элементами множества.
Множества: числа, отрезки, люди
Отношения между элементами множества: больше, следует за, старше, длиннее, быть братом, выше, меньше, короче, параллельность, ниже, равенство, больше в, кратно, перпендикулярность, быть однокурсником. Сл 2
III. Постановка темы и задач урока. Сл 4
Как и любые другие математические понятия, отношения обладают различными свойствами. Их удалось выделить, изучая конкретные отношения. Свойств достаточно много, но мы рассмотрим некоторые из них. Таким образом, тема нашего урока « Свойства отношений». Какую цель вы поставите перед собой?
IV. Открытие нового знания.
Чтобы заметить свойства, проведем небольшое исследование, задав на множестве отрезков Х = {a, b, c, d, e} отношения перпендикулярности, равенства и «длиннее» с помощью графа. Сл 5
Работа в группах:
1 группа строит граф отношения перпендикулярности
2 группа строит граф отношения равенства
3 группа строит граф отношения « длиннее»
Построенные графы выводятся на доску, обсуждается правильность выполнения Сл 6
Сравните построенные графы.
Чем отличается граф отношения равенства от других? Сл 7
Что показывают эти петли?
Значит, каким свойством обладает отношение равенства отрезков?
Это свойство называют рефлексивностью.
В каком же случае отношение R на множестве Х будет рефлексивным?
Как определить свойство рефлексивности по графу? В каждой вершине графа рефлексивного отношения имеется петля.
Примеры рефлексивных отношений:
Отношение «кратно» на множестве натуральных чисел (каждое натуральное число кратно самому себе);
Отношение подобия треугольников (каждый треугольник подобен самому себе).
Существуют отношения, которые свойством рефлексивности не обладают. Таким, например, является отношение перпендикулярности на множестве отрезков: нет ни одного отрезка, о котором можно сказать, что он перпендикулярен самому себе. Поэтому на графе отношения перпендикулярности нет ни одной петли. Не обладает свойством рефлексивности и отношение «длиннее» для отрезков.
Чем похожи графы отношений равенства и перпендикулярности ? Сл 8
Почему здесь некоторые пары элементов вступают во взаимные отношения? Эта особенность графа отражает те свойства, которыми обладают отношения перпендикулярности и равенства отрезков:
– если один отрезок перпендикулярен другому отрезку, то этот «другой» перпендикулярен первому;
– если один отрезок равен другому отрезку, то этот «другой» равен первому.
Про отношения перпендикулярности и равенства отрезков говорят, что они обладают свойством симметричности или просто симметричны.
В каком же случае отношение R на множестве Х будет симметричным?
В чем особенность графа симметричного отношения? Граф симметричного отношения отличается наличием двойных стрелок: от х к у и от у к х.
Примеры симметричных отношений:
– отношение параллельности на множестве прямых (если прямая х параллельна прямой у, то и прямая у параллельна прямой х);
– отношение подобия треугольников (если треугольник F подобен треугольнику Р, то треугольник Р подобен треугольнику F)
Существуют отношения, которые свойством симметричности не обладают. Таким, например, является отношение «длиннее» на множестве отрезков. Действительно, если отрезок х длиннее отрезка у, то отрезок у не может быть длиннее отрезка х. Про отношения «длиннее» говорят, что оно обладает свойством антисимметричности или просто антисимметрично.Сл 9
Чем отличается граф антисимметричного отношения? Граф антисимметричного отношения отличается наличием только одной стрелки между связанными этим отношением элементами.
Примеры антисимметричных отношений:
– отношение «больше» для чисел (если х больше у, то у не может быть больше х);
– отношение «больше на 2» для чисел (если х больше у на 2, то у не может быть больше на 2 числа х).
А теперь еще раз обратите внимание на графы отношений длиннее и равенства. Какую еще особенность можете выделить? Сл 10
Если затрудняетесь, обратите внимание на три связанных между собой элемента.
Какую тройку отношения можно рассмотреть ?
Как связаны эти элементы? Какой вывод можно сделать?
Это свойство называют транзитивностью. В каком же случае отношение R на множестве Х будет транзитивным?
В чем особенность графа транзитивного отношения?
Граф транзитивного отношения с каждой парой стрелок, идущих от х к у и от у к z, содержит стрелку, идущую от х к z.
Существуют отношения, которые свойством транзитивности не обладают. Таким отношением является, например, отношение перпендикулярности: если отрезок а перпендикулярен отрезку b, а отрезок b перпендикулярен отрезку c, то отрезки а и c не перпендикулярны!
Рассмотрим еще одно свойство отношений Сл 11
Постройте граф отношения “меньше”, заданного на множестве Х = {2, 4, 6, 8}
Какую особенность данного графа вы можете отметить? Все элементы данного множества находятся друг с другом в заданном отношении.
Это свойство называют свойством связанности, а отношение, обладающее им, называют связанным.
Определение. Отношение R на множестве X называется связанным, если для любых элементов х и у из множества X выполняется условие: из того, что х и у различны, следует, что либо х находится в отношении R с элементом у, либо элемент у находится в отношении R с элементом х.
Пример связанного отношения:
отношение «больше» для натуральных чисел: для любых различных чисел х и у можно утверждать, что либо х > у, либо у > х.
Какой особенностью обладает граф связанного отношения? На графе связанного отношения любые две вершины соединены стрелкой.
Итак, сделаем вывод: какими свойствами могут обладать отношения и какова особенность каждого свойства? Сл 12
Обобщим, какими свойствами обладает каждое из рассмотренных отношений:
Какую связь имеет изученная тема с начальным курсом математики?
V. Первичное закрепление. Сл 14-16
Сформулируйте свойства отношения по графу:
Сформулируйте свойства отношения «больше в 2 раза».
Задайте отношение R: «х кратно у» на множестве Х = {4, 6, 8, 24} различными способами. Укажите свойства данного отношения.
В таблице указаны длины смежных сторон прямоугольника. Начертите граф отношения R: «иметь одинаковую площадь» на множестве прямоугольников Х = {А, В, С, Д, Е, F}. Укажите свойства этого отношения и определите вид.
прямоугольник А В С Д Е F
a (см) 3 8 6 4 12 5
b (см) 4 3 2 6 2 7
Установите, какое отношение рассматривается в задаче: «Дети посадили 7 лип, а берез на 3 дерева меньше. Сколько берез посадили?». Выполните различные вспомогательные модели к задаче.
Сопоставить отношения, заданные на множестве учащихся класса и их свойства:
«жить на той же улице»
«быть старше на 1 год»
«жить ближе к школе»
Рефлексивность
Симметричность
Антисимметричность
Транзитивность
Рассмотрите упр 71 М1И
Какие отношения между числами устанавливают дети при выполнении задания?
Что получают в результате?
VI. Самостоятельная работа Сл. 17
1. Отношение задано на множестве Х ={1,3,5,7,9}. Укажите свойства этого отношения
1. Отношение задано на множестве Х ={1,3,5,7,9}. Укажите свойства этого отношения
2. На множестве Х = {3, 6, 9, 12, 15, 18} задано отношение «кратно. Постройте граф этого отношения и укажите его свойства.
2. На множестве Х = {3, 6, 9, 12, 15, 18} задано отношение «делитель». Постройте граф этого отношения и укажите его свойства.
После выполнения самостоятельной работы, студенты обмениваются тетрадями и проверяют работу, пользуясь эталоном.
VII. Итог урока, рефлексия.
Какими свойствами могут обладать отношения?
В чем сущность каждого свойства?
Закончите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
У меня получилось …
С занятия я ухожу с чувством …
VIII.Задание на дом.
Стр. 106 №1,2,10
Источник