Каким свойством не обладают общественные блага

Каким свойством не обладают общественные блага thumbnail

Общественное благо (англ. public good) — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага (доступные в потреблении и приносящие пользу только владельцу), практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).

История[править | править код]

Разделение общественного и частного блага восходит к Политике Аристотеля. Общественное благо является целью существования государства. Традицию Аристотеля продолжает Фома Аквинский выделяя «общее благо» (bonum commune).

Определение[править | править код]

Согласно К. Р. Макконнеллу и С. Л. Брю, общественный товар — это товар или услуга, к которым неприменим принцип исключения и производство которых обеспечивается государством при условии, что они приносят существенные выгоды обществу[1].

Признаки общественного блага[править | править код]

  • признак неисключения — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага;
  • признак неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим;
  • признак неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы.

Примеры[править | править код]

Чистых общественных благ не так много, чаще встречаются смешанные блага, включающие в себя свойства как от частных, так и от общественных благ.

  • Почти чистые общественные блага
    • маяк, направляющий моряков ночью, светит всем, до кого доходит его свет
    • обеспеченная внутренняя и внешняя безопасность правового государства доступна всем, кто находится на его территории.
  • Перегружаемые общественные блага
    • общественный транспорт
    • дороги
  • Клубные блага / блага совместного потребления
    • библиотека
    • парковка

Спрос на общественные блага[править | править код]

Кривая спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего объема блага. Совокупный спрос определяется суммированием цен каждого потребителя при заданном объеме (вертикальное суммирование). Все потребители должны потреблять весь объем выпускаемого общественного блага.

Роль государства в обеспечении предложения общественных благ[править | править код]

Существует мнение, что общественные блага может предоставлять только государство, однако это не так. В XVII веке в Англии осуществлялось строительство маяков частными лицами ради индивидуальной выгоды, в то время как существовала специальная государственная служба, созданная в том числе для постройки маяков;[2] а рэкетиры, например, предлагают защиту прав собственности от членов своей и других организаций.

Государство должно брать на себя заботы о производстве общественных товаров и организовывать совместную оплату гражданами.
Наиболее очевидна целесообразность участия государства в удовлетворении потребностей в чистых общественных благах благодаря их свойствам неисключаемости и неконкурентности. В большинстве стран государство не только финансирует поставку подобных благ за счет налогов, но и непосредственно организует их создание силами общественного сектора.
В ряде случаев государство вмешивается в производство и распределение частных благ исходя из политических или социальных целей. Это касается, прежде всего, социально значимых благ.

Примечания[править | править код]

Источник

В самом общем виде общественные блага – это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям. Примеров общественных благ множество. Ими являются и мост через реку, и уличное освещение, и маяк в море, и оборона, и общественная безопасность, и т. д.

Все перечисленные выше блага обладают двумя важнейшими свойствами: неисключаемости, несоперничества в потреблении [8; С.49].

Таблица 1

Сбои рынка и направления государственного вмешательства в экономику

Каким свойством не обладают общественные блага

Общественные блага – это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям и которые обладают свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении. Результаты функционирования общественного сектора воплощаются в основном в общественных благах. Доходы и расходы государства должны как можно точнее соответствовать предъявляемым гражданами потребностям в конкретных общественных благах и целенаправленно использоваться для удовлетворения этих потребностей. Понимание особенностей общественных благ, умение их распознавать, находить оптимальные варианты обеспечения ими потребителей и анализировать возможности замещения общественных благ частными, а также навык сопоставления бюджетов всех уровней с реальным спросом и фактическим предложением общественных благ принципиально важны для обоснования социально-экономической политики.

Для общественных благ характерны два свойства [3; С. 68]:

– увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них;

– ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.

Первое свойство называется несоперничеством в потреблении, а второе – неисключаемостью. Блага, не обладающие этими свойствами, называются частными.

Несоперничество – это предельный случай положительного внешнего эффекта. Множество людей совместно и одновременно пользуются защитой от пожаров и военного нападения, и нельзя сказать, кто из них «основной» получатель услуги, и кому достается внешний эффект. Численность пользователей может расти при стабильном уровне производства общественных благ.

Неисключаемость означает, что производитель не имеет реального выбора, предоставлять ли благо только тем, кто за него платит, или всем желающим. Говоря точнее, характер блага не позволяет предотвратить его потребление индивидом, не выполняющим требования, которые предъявляет или хотел бы предъявить поставщик. Санкции против неплательщиков обернулись бы ущербом для добросовестных пользователей, и возможные Парето-улучшения не были бы реализованы. Подобные блага поставляются сообществам людей, в которых индивиды как бы растворяются, выступая лишь в качестве представителей той или иной группы. В итоге поставщик общественного блага не в состоянии обособить свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности.

Читайте также:  По какому физическому свойству металлы делятся на легкие и тяжелые

Разным общественным благам в неодинаковой мере присущи свойства несоперничества в потреблении и неисключаемости. Те, которые в высокой степени обладают обоими свойствами, называются чистыми общественными благами. Те, у которых хотя бы одно из свойств выражено в умеренной степени, называются смешанными общественными благами. Между теми и другими нельзя строго провести грань. Однако различие между ними практически значимо, поскольку сфера чистых общественных благ приблизительно соответствует минимально возможным границам общественного сектора, а сфера смешанных общественных благ дает представление о допустимых пределах экспансии этого сектора и служит ареной его конкуренции с частным сектором [5; С.89].

Некоторые общественные блага доступны одновременно целой нации, потребителями других выступают жители отдельного региона, города. Общественные блага, относящиеся к последней категории, принято называть локальными.

Общественные блага называют также коллективными. Последний термин часто применяется, когда речь идет о благах, которые потребляются сравнительно небольшой группой. Для таких благ характерны сравнительно узкие границы несоперничества, а неисключаемость, по определению, не распространяется на тех, кто в группу не входит.

Общая величина ценности частного блага (совокупная полезность), определяемая всеми потребителями, на графике представлена горизонтальным суммированием индивидуальных кривых предельной пользы МВА и МВВ (рис. 1).

Так как частное благо обладает свойством соперничества, то каждая единица блага будет потреблена одним человеком. Предельная польза дополнительной единицы блага представляет собой наибольшее его желание платить за единицу блага. Когда произведена первая единица блага, потребитель В обладает наибольшим желанием платить, предельная польза первой единицы блага равна 10.

Совокупная полезность частного блага

Рис. 1. Совокупная полезность частного блага

В отличие от частных благ общественные блага обладают свойством несоперничества. Разный объем потребления общественного блага осуществляется при одном и том же его количестве. При производстве какого-то количества общественного блага пользу получают все потребители.

Поэтому в случае с общественным благом совокупная ценность общественного блага определяется вертикальным суммированием индивидуальных кривых предельной пользы МВА и МВВ (рис. 2).

Так как общественное благо обладает свойством несоперничества, то каждая единица произведенного блага в нашем примере будет потреблена обоими потребителями А и В. Общая предельная польза каждого потребителя на рис. 2 представлена линиями МВА и МВВ. В этом случае предельная польза первой единицы общественного блага равна 5 для потребителя А, а для потребителя В она равна 10. Таким образом, совокупная предельная польза первой единицы общественного блага, другими словами – общая готовность платить, равна 15. Если произведено 7,5 единицы общественного блага, то только потребитель В готов платить. В этом случае общая предельная польза, общая готовность платить, будет представлена предельными оценками потребителя В (МВВ). В целом совокупная ценность общественного блага на рис. 2 представлена ломаной линией МВ = МВА + МВВ.

Совокупная ценность общественного блага

Рис. 2. Совокупная ценность общественного блага

Каков же оптимальный объем производства общественного блага?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить из курса микроэкономики предельное условие определения оптимального объема производства частного блага.

В модели частичного равновесия оптимальный (эффективный) объем производства частного блага имеет место тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC) [9; С.63].

Для нашего примера это означает равенство предельной пользы отдельного потребителя предельным издержкам производителя (МВ = МС).

Но общественное благо предполагает несоперничество в потреблении, поэтому совокупная предельная польза общественного блага должна быть равной сумме предельной пользы всех, кто потребляет это благо. В свою очередь, условием определения оптимального объема производства общественного блага выступает равенство совокупной предельной пользы блага его предельным издержкам.

Как мы видим на рис. 3, совокупная предельная польза общественного блага, или общая готовность платить за него, представлена вертикальным суммированием индивидуальной предельной пользы всех потребителей общественного блага (линия МВ ). Предельные издержки представлены линией МС. Пересечение линий МВ и МС представляет собой равенство общей суммы предельной пользы и предельных издержек. Объем производства общественного блага QE будет оптимальным для данного блага.

Таким образом, оптимальный объем производства общественного блага QE имеет место тогда, когда сумма предельной пользы всех потребителей равна предельным издержкам производства общественного блага: МВ = МС.

Рис. 3. Оптимальный объем производства общественного блага

Каким свойством не обладают общественные блага

Источник

Еще одна ситуация, при которой рыночный механизм оказывается “несостоятельным”, связана с так называемыми общественными благами. К их числу можно отнести национальную оборону, охрану общественного порядка, радио- и телепередачи, прогнозы погоды, уличное освещение, результаты фундаментальных научных исследований, маяки и многое другое.

Те блага, которые люди потребляют в одинаковых количествах независимо от того, оплачивают они их или нет, вряд ли будут поставляться на рынок в эффективных объемах. Общественные блага не могут быть “упакованы” так, чтобы их можно было продать “поштучно”. Полезность таких благ достается большому числу граждан, которые не могут быть исключены из числа потребителей, даже если они отказываются платить.

Читайте также:  Какие свойства у мелиссы

Обеспечение такими общественными благами часто осуществляется правительством, а затраты финансируются за счет налогов, а не из доходов от продажи этих благ на рынке.

12.5.1. Свойства общественных благ

Общественные блага отличаются от обычных “необщественных” благ следующими двумя характеристиками.

  • 1. Общественные блага имеют свойство неизбирательности в потреблении. Это означает, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других. Например, прослушивание радиопередачи одним человеком не лишает такой же возможности и других и не ухудшает ее качества.
  • 2. Общественные блага не обладают исключительностью в потреблении. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Например, заключенный в тюрьме все равно получает выгоды от национальной обороны.

Чистые общественные блага можно рассматривать как такие блага, производство которых связано с появлением широкого круга положительных внешних эффектов.

Самое большое, что человек готов был бы уплатить за покупку блага, – предельная полезность, которую он мог бы таким образом получить. На конкурентном рынке цена блага равна предельным издержкам его производства. Каждый человек покупал бы такое количество блага, при котором уравнивались бы предельная полезность блага с его рыночной ценой. Однако предельная общественная полезность каждой единицы общественного блага есть сумма предельных полезностей для всех потребителей. Это имеет место из-за того, что каждая дополнительная единица общественного блага приносит пользу не одному, а всем потребителям. Предположим, что улучшение качества воздуха – чистое общественное благо, приносящее пользу всем гражданам. Поэтому полезность этого улучшения есть полезность, получаемая вашим соседом и соседом соседа и т.д., до тех пор пока к вашей полезности не будут прибавлены выгоды для всех остальных людей. Таким образом, для получения предельной общественной полезности необходимо сложить предельные полезности, получаемые всеми потребителями: MSB = ΣΜΒ.

12.5.2. Оптимальный объем производства общественного блага

Определим, хотя бы только теоретически, оптимальный объем производства общественного блага. Для примера рассмотрим уличное освещение. Оно является общественным благом. Действительно, если данная улица освещена, то использование ее освещенности одним пешеходом не лишает такой возможности других. Кроме того, невозможно устроить так, чтобы для одних пешеходов свет горел, а для других нет.

Допустим, что на данной улице проживают только два жителя: Трифон и Федор. Они же являются единственными пользователями уличного освещения. На рис. 12.6, а изображена кривая индивидуального спроса Федора на уличное освещение. По горизонтальной оси откладывается число уличных фонарей (Q) по вертикальной – оплата Федором содержания одного уличного фонаря (Рф).

Например, если содержание одного фонаря обходилось бы Федору в 20 руб. в год, то он готов был бы финансировать два уличных фонаря. В данном случае линию индивидуального спроса Федора на освещение удобно интерпретировать как линию его предельной выгоды (МВФ). Скажем, выгода, приносимая Федору вторым фонарем, равна 20 руб. в год. Именно поэтому при числе фонарей, равном двум, он готов платить по 20 руб. на содержание каждого.

На рис. 12.6, б изображена линия индивидуального спроса, она же линия предельной выгоды Трифона.

Построение оптимального объема производства общественного блага

Рис. 12.6. Построение оптимального объема производства общественного блага:

а линия индивидуального спроса Федора; б – линия индивидуального спроса Трифона; в – линия суммарной предельной выгоды

На рис. 12.6, в изображена линия суммарной предельной выгоды (ΣΜΒ). Ее можно назвать и линией совокупного спроса на уличное освещение. В отличие от обычных товаров и услуг, когда кривая рыночного спроса получается как горизонтальная сумма кривых индивидуального спроса, линию совокупного спроса на общественное благо можно получить путем вертикального суммирования линий индивидуального спроса. Действительно, при числе фонарей, равном двум, предельная выгода Федора МВФ = 20 руб., предельная выгода Трифона МВТ = 40 руб., суммарная предельная выгода ΣΜΒ = 60 руб. Именно такую сумму они вместе готовы заплатить за содержание каждого фонаря.

Допустим теперь, что предельные затраты МС на содержание одного фонаря равны 40 руб. и не зависят от числа фонарей. Тогда, как это следует из рис. 12.6, в, оптимальное число фонарей равно трем, при котором МС = ΣΜΒ.

Если число фонарей меньше трех, то МС < ΣΜΒ и совокупную выгоду (с учетом затрат) можно повысить, увеличивая число фонарей. Если их число больше трех, то МС > ΣΜΒ и совокупную выгоду (с учетом затрат) можно увеличить, сокращая число фонарей. При числе фонарей, равном трем, естественным образом складывается участие потребителей в финансировании уличного освещения. Каждый платит в соответствии со своей предельной выгодой: Трифон – 30 руб., Федор – 10 руб . на содержание каждого фонаря. При отсутствии постоянных затрат этих средств как раз достаточно, чтобы финансировать освещение.

Читайте также:  Какие свойства имеет лимонник

12.5.3. Проблема “зайца”

Основная трудность с определением оптимального объема производства общественного блага заключается в том, что предельные выгоды от его использования на рынке никак не проявляются. В отличие от спроса на обычный товар, спрос на общественное благо непосредственно измерить невозможно.

Более того, у потребителей возникают серьезные стимулы к искажению информации о своих действительных предпочтениях. Предположим, что освещением данной улицы пользуются сотни людей. Некоторая организация проводит опрос жителей для определения индивидуальных кривых предельной выгоды. Потребитель может рассуждать следующим образом: если я сообщу достоверную информацию о своих предпочтениях, то затем мне придется много платить. Поскольку потребителей уличного освещения очень много, то моя информация практически не повлияет на решение вопроса об его организации. Пользоваться же им я буду наравне со всеми. Поэтому не лучше ли сообщить, что уличное освещение мне совсем не нужно, и тем самым отказаться от участия в его финансировании? Или даже сказать, что уличное освещение мешает мне спать, и потребовать, в случае его устройства, денежной компенсации? Если так будут рассуждать многие потребители, то улица вообще останется без освещения.

Такая ситуация с общественным благом получила название проблемы безбилетника – “зайца”. Отдельный потребитель, став “зайцем”, может выиграть. И хотя “заячье поведение” препятствует достижению эффективности, его всегда можно ожидать, когда люди максимизируют свой частный выигрыш. Особую проблему “зайцы” представляют в больших группах потребителей общественных благ, поскольку в таких группах труднее получить информацию о предпочтениях потребителей, труднее разоблачить “зайца”. Это еще одна из причин, по которой общественные блага обычно производятся при участии государства. Для решения проблемы “зайцев” было предложено использовать специальный налог (налог Кларка).

12.5.4. Между общественными и частными благами

Многие товары и услуги по своим характеристикам находятся между чистыми общественными и обычными частными благами. В ряде случаев потребление блага неизбирательно только до некоторого уровня потребления. Такие блага называются перегружаемыми общественными благами, которых может не хватить на всех потребителей. Примером таких благ могут служить скоростное шоссе, мост или тоннель, имеющие один “вход” и “выход”. При пользовании такими благами начиная с некоторого количества потребителей появление каждого дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, получаемой уже существующими потребителями. Для достижения эффективности производства и потребления таких благ необходимо, чтобы такие блага оценивались, по возможности, в соответствии с предельными издержками во избежание их перегрузки.

Исключаемые общественные блага – это такие блага, потребление которых неизбирательно, но для которых издержки операции по ограничению доступа к ним потребителей сравнительно низкие. Примером таких благ являются профилактические прививки, школьное обучение, использование различных знаний, в том числе и ноу-хау. Например, позволив какому-либо человеку получить знания о том, как изготовить компьютер, мы не лишаем этих знаний остальных. Тем не менее, для того чтобы лишить всех лиц, кроме изобретателей, возможности пользоваться такими знаниями, существуют патенты. Исключаемые общественные блага могут производиться как частными фирмами (в этом случае затраты на них финансируются за счет доходов от продажи), так и государством (в этом случае затраты покрываются за счет налогов).

Даже если считается, что доступ к некоторым благам нельзя исключить, предприниматели ухитряются найти способ назначить на них цену. Например, чтобы избежать перегрузки таких благ, как плавательные бассейны, теннисные корты, площадки для игры в гольф и т.д., на них устанавливаются соответствующие сборы и другие платежи на соответствующем уровне.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Почему точки на кривой производственных возможностей представляют те комбинации видов выпускаемой продукции, которые достижимы только при условии, что производство удовлетворяет критерию эффективности?
  • 2. Что такое эффекты обратной связи при изменении цены?
  • 3. Как предельная норма трансформации изменяется при движении от одной точки к другой на кривой производственных возможностей, которая выгнута по отношению к началу координат?
  • 4. Каким образом монопольный контроль над ценами препятствует достижению эффективности?
  • 5. Каковы причины появления внешних эффектов?
  • 6. Почему достижение рыночного равновесия в условиях свободной конкуренции не приведет к эффективному объему выпуска, если существует отрицательный внешний эффект?
  • 7. В чем значение теоремы Коуза?
  • 8. Почему маловероятно, что предложение общественного блага на рынке будет эффективным?
  • 9. Чем отличаются чистые общественные блага от чистых частных благ?
  • 10. Каким образом “зайцы” препятствуют достижению эффективности при совместном самообеспечении чистыми общественными благами?

Источник