Каким особенным свойством обладал каменный цветок
Автор:
02 сентября 2020 14:13
Перечитывая сказку Бажова «Каменный цветок» во взрослом возрасте, задумываешься над тем, почему порой стремление к совершенству может серьезно испортить жизнь.
Источник:
Сказки Павла Петровича Бажова интересны реализмом. И порой для того, чтобы отделить вымысел от правды, приходится поломать голову. Не зря на основе его произведений созданы мультипликационный и полнометражный фильмы. И сказка «Каменный цветок» демонстрирует невероятную настойчивость главного героя – мастера Данилы, который попал в сети очарования волшебницы – Хозяйки горы, да так и не смог из них выпутаться.
В снятом по мотивам произведения фильме он стремился создать чашу из камня. Да не простую, а чтобы цветок, вырезанный на ней, казался живым и настоящим. В погоне за идеалом он не обращает внимания на уходящее время, здоровье, любимую невесту Катю, ждущую, когда он закончит работу и наконец-то женится.
Вроде, все есть у Данилы для создания шедевра: и камень подходящий, и инструменты нужные, и талант. А упорства и целеустремленности ему точно не занимать. Как мастер он востребован, ведь его работы хвалят и покупают. И подсказали ему как-то, что есть на свете чудесный цветок – каменный, но выглядит как живой.
Чудеса горы и печальный итог
Источник:
Стремление к созданию идеала заставило Данилу позабыть обо всем и двинуться на поиски чуда чудного. Познакомившись с Хозяйкой горы, он соглашается стать ее работником, чтобы увидеть чудесный цветок. Мистическое создание – прекрасная дева пыталась его отговорить. Дескать, кто увидит его, вкус жизни теряет и обратно возвращается. Но Данила не внял ее совету.
Наглядевшегося на чудо парня волшебница отпустила. И он вернулся домой, унеся с собой познанную душу камня, благодаря знанию о которой научился создавать удивительные вещи. Но это адаптация фильма со счастливой концовкой, чтобы не расстраивать зрителей.
Источник:
В книге все закончилось совсем не так хорошо и радужно: герой вернулся, пошел на вечеринку невесты Катеньки. Но малахитница не отпускала его мыслей. Вечером выбежал он из дома и пропал. Одни люди говорили, что умом Данила тронулся и сгинул в лесу. А другие, что забрала его Хозяйка себе в горные мастера.
В чем же суть сказки, помимо необходимости бережно относиться к дарам природы? В позиции чрезмерного увлечения, граничащего с фанатизмом. Такие люди в погоне за эталоном подчас забывают о себе, окружающих, жизни. Тогда как стоит просто остановиться и проанализировать результат. И он подскажет, стоит ли двигаться дальше, или лучше остановиться, пересмотреть подход и выбрать другую дорогу. Фанатик же продолжает идти дальше, напролом, невзирая ни на что, даже если запланированного результата не предвидится, а цель в принципе недостижима в силу человеческих возможностей и способностей. А как вы считаете, на пользу или во вред идет чрезмерная увлеченность, и стоит ли становиться фанатиком, даже преследуя благие намерения?
Источник:
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Источник
К какому жанру относится «Каменный цветок»? Это:
1. сказ,
2. сказка,
3. рассказ из жизни.
По какому материалу среди главных героев были матера в сказе Бажова «Каменный цветок»:
1. по камню;
2. по мрамору;
3. по малахиту;
4. по железу.
Кто такой Прокопьич:
1. приказчик;
2. мастер по малахиту;
3. мастер по мрамору;
4. дедушка по прозвищу Слышко, который пас коров с Данилушкой;
5. местный палач.
Что нам известно о Прокопьиче на время рассказа:
1. был еще молод, но уже имел свою группу учеников для обучения мраморному делу,
2. был еще не стар, работал на заводе, но искал учеников, хотел обучить их мастерству;
3. был уже стар, работал дома, учеников не хотел, но обучал тех, кого приведут, и то плохо;
Что нам известно о прошлом Данилушки:
1. это был мальчик семи лет, у матери он был один, но тянуть одного сына было трудно, и родительница пыталась пристроить сына на посильную работу;
2. Данилушка был подростком около двенадцати лет, круглая сирота, заступиться за него было некому, и его пытались пристроить к каким-либо занятиям добрые люди;
3. Данилушка жил со старым и больным отцом, которому нужно было помогать, и мальчик сам старался достать краюху хлеба.
Как о Данилушке отзывались люди:
1. «Блаженный», «тихоход», «что с него возьмешь», «терпеливый».
2. «Странный», «несмышленый», «бестолковый».
3. «Хороший слуга», «из него выйдет толк, он хорошо прислуживал господам».
Как автор описывает Данилушку:
1. Невысокий, темно-русый, крепкий, способный к наукам,
2. Высокий, светловолосый, голубоглазый, худой.
3. Низкого роста, черноволосый, упитанный.
4. Ничем не выделяющийся среди других людей.
Чем занимался Данилушка до того, как оказался у Прокопьича:
1. скитался по деревням, играл на дудочке для увеселения народа, просил милостыню, тем и жил;
2. благодаря просьбе больного отца был принят на службу при царе, которому играл на дудочке, за что получал жалование и за что был допущен для любования красивыми вещицами,
3. благодаря привлекательной внешности был принят на служение господам, но не проявил старания, и его выгнали и заставили пасти коров.
Какие обстоятельства привели Данилушку к Прокопьичу:
1. Данилушка украл красивую и дорогую вещь, на которую смотрел в доме господ, за это его отправили к Прокопьичу;
2. Данилушка сбежал из дома своих хозяев и сам попросился к извесному мастеру,
3. Данилушка плохо прислуживал у господ и его в наказание был отправлен пасти коров, но однажды заигрался на дудочке и упустил стадо, за что был почти до смерти побит палачом.
Кто именно привел Данилушку к Прокопьичу:
1. бабушка Вихориха;
2. приказчик господ;
3. приказчик царя.
Зачем приказчик привел Данилушку к Прокопьичу:
1. чтобы присматривал за стариком, пока тот учеников обучает;
2. чтобы докладывал, как мастер учит учеников;
3. чтобы Данилушка учился у него вести хозяйство;
4. чтобы Данилушка учился у него малахитовому делу.
Что было при первой встрече Прокопьича и Данилушки?
Данилушка подсказал Прокопьичу, как лучше сделать рисунок на камне,
От кого Данилушка впервые услышал о каменном цветке?
1. от мастеров по каменному делу;
2. от Прокопьича,
3. от бабушки-травницы Вихорихи.
Каким особенным свойством обладал каменный цветок?
1. приносил людям горе, каждый, кто увидит его, становился несчастным;
2. приносил людям радость и дарил талант: кто увидит его, становился искусным мастером;
3. кто увидит цветок, тот мог взять в жены саму Хозяйку медной горы.
Источник
Павел Петрович Бажов – знаменитый русский и советский писатель. Он родился в 1879 году в семье горного мастера. Рудники и заводы окружали будущего писателя с детства. Его юность была связана с партизанской борьбой за советскую власть в восточном Казахстане (Усть-Каменогорск, Семипалатинск). В начале 1920-х будущий писатель вернулся на Урал, где начал записывать местный фольклор. Прославился Бажов своими рассказами, первый из которых был опубликован в 1936 году.
Истоки «Малахитовой шкатулки»
Павел Петрович услышал старинные уральские предания от сторожа Василия Хмелинина. Произошло это в конце 19 века, будущий писатель был еще подростком. Повествования рассказывали о горном деле, опасностях, подстерегавших рудокопов, красоте недр и редких камней.
Старинные легенды поразили воображение юноши. Спустя тридцать лет он вернулся в родные места и начал записывать предания, которые рассказывали старики. На основе сюжетных мотивов фольклорных легенд Бажов создал великолепные произведения. Писатель именовал их уральскими сказами. Позже они вышли отдельным сборником под названием «Малахитовая шкатулка».
Главные герои
Многие дети знают сказки «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Горный мастер». Эти произведения реалистичны. Они подробно описывают быт уральских горных рабочих. Образы Степана, Настасьи, Данилы-мастера, Кати и других персонажей разработаны с глубокой психологической достоверностью. Однако в рассказах действуют и фантастические существа:
- Малахитница, или Хозяйка Медной горы.
- Великий Полоз.
- Голубая змейка.
- Земляная кошка.
- Серебряное копытце.
- Бабка Синюшка.
- Огневушка-поскакушка.
Писатель старается передать не только подлинный быт, но и живую речь своих героев. Прототипами персонажей были люди, которых Бажов знал с детства. Многие из них считались легендарными личностями своего времени. Их имена обессмертили народные предания.
Реальные персонажи
Прототип рассказчика Деда Слышко – сторож Василий Хмелинин, познакомивший молодого Бажова с уральскими легендами. Писатель знал бывшего заводского рабочего очень хорошо. Сторож пересыпал свою речь словечком «слышь-ко». Отсюда и прозвище.
Прототипом барина, периодически приезжавшего на рудники, был известный предприниматель Алексей Турчанинов, живший во времена императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Именно ему принадлежала идея художественной обработки малахита, о которой рассказывает Бажов в своих произведениях.
Прототипом Данилы стал известный русский мастер Зверев. Он был горщиком – так называли специалистов по добыче драгоценных и полудрагоценных камней. Данила Зверев, как и вдохновленный им литературный персонаж, отличался слабым здоровьем. За худобу и малый рост его называли Легоньким. У Данилы-мастера Бажова тоже есть прозвище – Недокормыш.
Медной горы хозяйка
Не менее интересны и фантастические персонажи уральских сказов. Один из них – Хозяйка Медной горы. Под внешностью прекрасной черноволосой женщины в зеленом платье с малахитовым узором скрывается могучая волшебница. Она – хранительница Уральских гор и рудников. Малахитница помогает настоящим профессионалам и творческим людям. Она освободила Степана от цепей, одарила его невесту Настю и дочь Танюшку, обучила Данилу секретам мастерства.
Хозяйка Медной горы заботится о своих подопечных и защищает их от злых людей. Она превратила жестокого приказчика Северьяна в глыбу камня. Могучая волшебница показана автором и как обычная женщина – благородная, любящая и страдающая. Она привязывается к Степану, но отпускает его к невесте.
Великий Полоз, Бабка Синюшка и Огневушка-поскакушка
“Каменный цветок” Бажова наполнен фантастическими образами. Один из них – Великий Полоз. Он – владелец всего золота в округе. Образ могучего змея есть в мифах и сказаниях многих народов. В уральских сказах фигурируют и дочери Великого Полоза – Медяницы.
Бабка Синюшка – персонаж с многочисленными истоками. Она – «родственница» Бабы-Яги из славянского фольклора. Синюшка – персонаж, стоящий на грани реального и потустороннего миров. Она предстает перед героем-человеком в двух обличиях – как молодая красавица и как старуха в синей одежде. Подобный персонаж есть в легендах народа манси, в старину населявшего Урал. Бабка Синюшка – важный образ местного фольклора. Ее появление связано с болотным газом, который издали наблюдали рудокопы. Загадочная синяя дымка будила воображение, вызывая появление нового фольклорного персонажа.
“Каменный цветок” Бажова связан с антропоморфными фантастическими образами. Один из них – Огневушка-поскакушка. Этот персонаж выглядит как веселая маленькая девочка. Она танцует в том месте, где есть залежи золота. Огневушка-поскакушка появляется перед старателями неожиданно. Ее танец восхищает присутствующих. Этот образ исследователи связывают с Золотой Бабой – древним божеством манси.
Серебряное копытце, Голубая змейка и Земляная кошка
Помимо фантастических героев, имеющих человеческий облик, в уральских сказах есть и персонажи-звери. Например, Серебряное копытце. Так называется одна из сказок Бажова. Серебряное копытце – это волшебный козел. Он выбивает из земли драгоценные камни. У него есть одно серебряное копыто. Им он бьет землю, из которой выскакивают изумруды и рубины.
«Каменный цветок» Бажова – один из рассказов сборника «Малахитовая шкатулка». Детям родители часто читают сказку «Голубая змейка». В ее центре находится фантастический персонаж, способный как одарить хорошего человека, так и покарать злодея. С одной стороны у Голубой змейки – золотая пыль, а с другой – черная. Где человек окажется, так и жизнь его пойдет. Голубая змейка золотой пылью отмечает месторождение драгоценного металла, которое находится близко к поверхности.
Еще один фантастический персонаж уральских сказов – Земляная кошка. Она связана с древнеславянской легендой о тайных кладах. Их охранял кот. У Бажова этот персонаж помогает найти дорогу девушке Дуняхе. Кошка ходит под землей. Только ее светящиеся уши видят люди над поверхностью. Реальным прототипом образа являются выбросы сернистого газа. Они часто принимают форму треугольника. Искрящийся сернистый газ напоминал старателям кошачьи уши.
Укорененные в родной земле
«Каменный цветок» Бажова входит в сборник «Малахитовая шкатулка», опубликованный в 1939 году. Это рассказ, адаптированный для детского восприятия. Сборник включает лучшие произведения писателя. Герои многих сказок состоят в родственных отношениях. Например, Танюшка из «Малахитовой шкатулки» – дочь Степана и Насти (героев «Медной горы Хозяйки»). А персонаж «Хрупкой веточки» Митюнька – сын Данилы и Кати («Каменный цветок», «Горный мастер»). Легко представить, что все герои уральских сказов – соседи, живущие в одной деревне. Однако их прототипы явно из разных эпох.
«Каменный цветок» – произведение уникальное. Его персонажи настолько колоритны, что не раз становились объектами творческой переработки. В них есть красота и правда. Герои Бажова – простые, искренние люди, сохраняющие связь с родной землей. В уральских сказах присутствуют приметы конкретной исторической эпохи. Это проявляется в описании домашней утвари, посуды, а также способов обработки камня, типичных для того или иного времени. Привлекает читателей и колоритная речь персонажей, пересыпанная характерными словечками и ласковыми прозвищами.
Творчество и красота
«Каменный цветок» – не только кладезь народных характеров и ярких фантастических образов. Герои уральских сказов – люди великодушные и благородные. Их стремления чисты. И за это, как всегда происходит в сказках, они получают награду – богатство, семейное счастье и уважение окружающих.
Многие положительные герои Бажова – люди творческие. Они умеют ценить красоту и стремятся к совершенству. Яркий пример – Данила-мастер. Его восхищение красотой камня привело к попытке создать произведение искусства – чашу в форме цветка. Но мастер остался недоволен своей работой. Ведь в ней не было чуда Божьего творения – настоящего цветка, от которого сердце замирает и стремится ввысь. В поисках совершенства Данила отправился к Хозяйке Медной горы.
Об этом рассказывает П. П. Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого необходимо знать школьникам, стал основой для творческого понимания труда. Но Данила готов забыть свое мастерство, которому принес много жертв, ради счастья с любимой Катей.
Опытный ремесленник и его юный ученик
Начинается сказка «Каменный цветок» с описания старого мастера Прокопьича. Великолепный знаток своего дела, он оказался плохим педагогом. Мальчишек, которых по приказу барина приводил к Прокопьичу приказчик, мастер бил и наказывал. Но результата добиться не мог. Возможно, что и не хотел. О причинах этого писатель умалчивает. Очередного ученика Прокопьич возвращал приказчику. Все мальчики, по словам старого мастера, оказались неспособными постичь ремесло.
О тонкостях работы с малахитом пишет П. П.Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого излагается в статье, непосредственно связан с тонкостями камнерезной работы. Ремесло это считалось в народе нездоровым из-за малахитовой пыли.
И вот привели к Прокопьичу Данилку Недокормыша. Паренек он был видный. Высокий и лицом ладный. Да только худой очень. Вот и прозвали его Недокормышем. Сиротой был Данила. Сначала определили его в барские покои. Но не вышло из Данилы прислужника. Он часто засматривался на красивые вещи – картины или драгоценности. И как будто не слышал барских приказов. По причине слабого здоровья не стал он и рудокопом.
Герой сказа Бажова «Каменный цветок» Данила отличался странной особенностью. Он мог долго смотреть на какой-нибудь предмет, например, травинку. Еще обладал он немалым терпением. Приказчик заметил это, когда парень молча сносил удары кнута. Поэтому Данилку отдали учиться к Прокопьичу.
Молодой мастер и стремление к совершенству
Талант мальчика проявился сразу. Старый мастер привязался к пареньку, относился к нему как к сыну. Со временем Данила окреп, стал сильным и здоровым. Научил его Прокопьич всему, что сам умел.
Павел Бажов, «Каменный цветок» и его содержание хорошо известны в России. Перелом в рассказе наступает в тот момент, когда Данила закончил обучение и стал настоящим мастером. Жил он в достатке и покое, но счастливым себя не чувствовал. Все хотел настоящую красоту камня в изделии отразить. Однажды старичок-малахитчик рассказал Данилу о цветке, который есть в саду Хозяйки Медной горы. С той поры не было у парня покоя, даже любовь невесты Кати не радовала. Так ему хотелось цветок увидеть.
Однажды искал Данила камень подходящий на руднике. И вдруг явилась ему Хозяйка Медной горы. Стал просить ее парень показать каменный цветок чудесный. Не хотела она, да сдалась. Когда увидел Данила прекрасные каменные деревья в волшебном саду, понял он, что не в силах создать ничего подобного. Загрустил мастер. А после и совсем ушел из дома накануне свадьбы. Найти его не смогли.
Что же было дальше?
Рассказ Бажова «Каменный цветок» заканчивается открытым финалом. Никто не знал, что случилось с парнем. Продолжение истории находим в рассказе «Горный мастер». Данилова невеста Катя замуж так и не вышла. Перебралась она в избу к Прокопьичу, стала смотреть за стариком. Решила Катя учиться ремеслу, чтобы заработок был. Когда умер старый мастер, стала девушка жить одна в его доме и поделки из малахита продавать. Камень чудесный находила она на Змеином руднике. А там вход в Медную гору был. И однажды увидела она Малахитницу. Чуяла Катя, что жив Данила. И потребовала она вернуть жениха. Оказалось, что Данила тогда к волшебнице прибежал. Не мог он жить без красоты чудесной. Но теперь попросил Данила Хозяйку отпустить его. Согласилась волшебница. Вернулись Данила и Катя в деревню и стали жить долго и счастливо.
Мораль сказки
Детям очень интересно читать сказы Бажова. «Каменный цветок» – талантливое произведение. Могучая сила (Хозяйка Медной горы) вознаградила одаренного мастера и его верную невесту. Не помешали их счастью пересуды односельчан, сплетни и злопыхательство. Писатель воссоздал настоящее народное предание. В нем есть место доброй волшебной силе и чистым человеческим чувствам. Идея произведения сложна для детского восприятия. Ребенку трудно понять, почему и как красота может завладеть человеческим сердцем.
Но все же каждого школьника стоит познакомить с таким автором, как Бажов. «Каменный цветок» – чему учит эта книга? У сказки есть мораль. Добрые, искренние и верные своим идеалам люди, несмотря на свои ошибки, будут вознаграждены. Об этом позаботятся силы природы, которых наши предки очеловечили в легендах. Бажов – единственный известный писатель советской России, который художественно обработал уральские сказания. Они связаны с рудниками, шахтами, горючими газами, тяжелой работой крепостных крестьян и чудесными драгоценностями, которые можно извлечь прямо из земли.
Навязчивая идея Данилы
Об этом пишет Бажов. «Каменный цветок», главная мысль которого заключается в преданности семье и призванию, рассказывает простым и понятным языком о великих человеческих ценностях. Но как же быть с идеей о разрушительной силе красоты? Смогут ли ее понять школьники? Возможно, навязчивые мысли Данилы о каменном цветке вызваны колдовством Хозяйки Медной горы. Но недовольство собственной работой появилось раньше знакомства с волшебницей.
Анализ «Каменного цветка» Бажова не позволяет ответить на этот вопрос однозначно. Можно трактовать проблему по-разному. Многое будет зависеть от возраста ребенка. Лучше сделать акцент на положительных качествах главных героев. Педагогическое значение произведения очень велико. А замысловатый сюжет, интрига и прием «продолжение следует» помогут привлечь внимание ребенка.
Уральские сказы в свое время получили много позитивных рецензий и положительный отзыв. «Каменный цветок», Бажов – эти слова должны быть знакомы каждому школьнику.
Источник