Каким основным свойством обладает общество
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Современной социальной философией выделяются следующие основные свойства общества как целого:
• самодеятельность,
• самоорганизация,
• саморазвитие,
• самодостаточность.
Нужно отметить, что если первые три из указанных свойств присущи не только обществу в целом, но в той или иной степени и составляющим общество сферам, группам, то свойство самодостаточности присуще только обществу в целом. Самодостаточность – это способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия современного существования, производить все потребное для коллективной жизни. Самодостаточность – главное отличие общества от его составных частей. Ни один из типов деятельности не может самостоятельно функционировать, ни одна из отдельных социальных групп не способна выжить «в одиночку», обеспечить себя всем необходимым. Такой способностью обладает только общество в целом. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные социальные группы и их институты создают общество в целом как самодостаточную социальную систему – продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать необходимые условия существования.
Важно, уяснить, что общество, представляя собой совокупность относительно устойчивых, стабильных структур, не находится тем не менее в состоянии неподвижности, покоя. О нем, как и о природе, можно сказать, что оно постоянно изменяется. Факт постоянного изменения природы и общества давно был замечен философами. Наиболее полное и глубокое учение о развитии как всеобщем свойстве бытия создал, как известно, Гегель. Конт и Маркс в своих философских системах уделили большое внимание специфике социального развития, его эволюционным и революционным формам. Современные философы достаточно единодушны в том, что неотъемлемой составной, частью исследования социальных объектов являются аспекты структуры и развития. Иначе говоря, рассмотрение общества в статике, т.е. с точки зрения его организации, структуры обязательно должно быть дополнено анализом его динамики, изменения и развития.
При исследовании проблем развития общества в современной философии широко используются такие термины, как «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «факторы развития», «эволюция», «революция» и др. Рассмотрим кратко содержание этих понятий.
Процесс – это единая серия изменений в социальных системах, т.е. в группах, институтах, других элементах социальной системы. Возможны различные типы процессов: внутри личности, например процесс самообразования человека; процессы, происходящие в отношениях двух индивидов; изменения, происходящие внутри общности и между ними; процессы изменений, охватывающие структуру и организацию общества в целом. Возможен и иной подход к классификации типов социальных процессов. Так, возможно выделение процессов, объединяющих, сближающих, уравнивающих людей, а возможны, напротив, процессы, разъединяющие, порождающие соперничество, конфликты.
Простейшим процессом является функционирование общества, под которым понимаются происходящие в нем обратимые изменения, связанные с его повседневной жизнедеятельностью в рамках сложившихся структур и отношений. Под «изменением» понимается начальный этап внутреннего перерождения в обществе или его отдельных частях и их свойствах, носящие количественный характер.
Развитие – есть частный случай изменений, возникающий когда постепенные количественные изменения приводят к глубоким, необратимым качественным сдвигам, что проявляется в обогащении и дифференциации элементов общественных структур и отношений между ними. Прогресс – одна из разновидностей процесса развития. Он проявляется в увеличении приспособления и жизнеспособности системы в меняющихся условиях ее существования и связан с процессом усложнения системной организации. Противоположным прогрессу является понятие «регресс» – процесс сужения возможностей системы к саморазвитию и усвоению условий окружающей среды, упрощение и разрушение системы.
Рассмотрение общества с точки зрения его изменения и развития включает в себя следующие основные проблемы:
• направленность совершающихся в обществе изменений;
• источники или факторы развития;
• формы, в которых совершается любое развитие.
При рассмотрении первой из вышеуказанных проблем следует учитывать, что существование постоянных, направленных, систематических изменений в обществе признают далеко не все философы. Такую направленность развития от низших форм к высшим признают философы-детерминисты (Гегель, Маркс). В то время как индетерминисты или волюнтаристы (Шопенгауэр, Ницше, Поппер), абсолютизируя роль слепых, бессознательных начал в человеческой психике и связывая с ними все социальное развитие, отрицают его направленность и закономерность. Причем детерминизм признает не только направленность исторического развития, но и его по преимуществу прогрессивный характер, т.е. исходит из того, что новые фазы социального развития по необходимости являются и более совершенными; иначе говоря, развитие ведет к постоянному улучшению общества. Вокруг проблемы прогресса велось множество дискуссий. Если определенная часть философов признает прогресс в экономической, политической, научной сферах жизни, то поступательное развитие в области нравственной, в сфере морали оспаривается многими в связи с отсутствием четких критериев морального совершенствования.
Тем не менее, независимо от признания направленности, закономерности или прогрессивности проходящих в обществе изменений, сам факт этих изменений, вызывающих постоянное обогащение социальной структуры и отношений между людьми, признается большинством философов, ибо трудно отрицать обогащение духовной жизни людей, развитие науки, техники, расширение возможностей удовлетворения разнообразных человеческих потребностей.
Важным является и вопрос об источниках, факторах или причинах происходящих в обществе изменений. Какие же причины вызывают изменение в обществе?
Одна из них связана с непрерывным процессом функционирования общества, постоянной деятельностью людей по удовлетворению своих насущных потребностей. В ходе повседневной деятельности людей совершенствуются, их навыки и способности, более разнообразными становятся виды их деятельности. Состав общества, социальных групп постоянно изменяется. Люди изменяются с возрастом, умирают, рождаются и подрастают новые поколения. Уже в силу этих естественных причин, по преимуществу медленных процессов, происходят достаточно глубокие изменения в структуре и организации общества.
Но кроме процесса повседневного функционирования общественной жизни обнаруживаются и более серьезные, коренные изменения, затрагивающие основы жизни общества. Они происходят под влиянием мощных реформаторских и революционных движений.
В социальной философии высказывались различные мнения по поводу причин качественных изменений в обществе. Одни связывали их с изменениями природных основ социальной жизни (Ш.Монтескье, В.Вернадский, Л. Гумилев), другие искали причины в изменениях экономики, орудий труда, методов организации производства (К. Маркс, У.Ростоу), третьи связывали процесс социального развития с изменениями в культурной жизни, системе духовных ценностей (Г. Гегель, О. Конт, П. Сорокин).
Каждый из этих факторов оказывает определенное воздействие на развитие общественной жизни, хотя их социальная роль неравноценна. Природные, экономические и культурные факторы теснейшим образом связаны между собой. Так, увеличение рождаемости (природно-биологический фактор) дает эффект и способствует быстрому развитию общества только при условии одновременного развития производства, образования, медицины.
Весьма велика роль технических изобретений. Так, изобретение и применение паровой машины в XVIII в. предопределили промышленную революцию, а затем вызвали новый тип индустриального общества с развитой промышленностью, буржуазией и пролетариатом. Развитие орудий труда, прогресс техники, науки, как убедительно показывает исторический опыт, изменяют все области общественной жизни, структуру различных общностей людей – малых и больших – их культуру и способ удовлетворения потребностей.
Велика и роль культуры, в том числе ее межнационального взаимодействия. Так, активный перенос в Японию в XIX–XX вв. достижений науки из Западной Европы и США содействовал тому, что в сравнительно короткий исторический срок, несмотря на поражение во второй мировой войне, Япония превратилась в одну из самых высокоразвитых стран мира. Истории известны и немало примеров противоположного характера, когда проводимая господствующими силами политика изоляционизма, недопущения в страну ни новых идей, ни новых товаров доводила могущественные государства до глубокого кризиса, упадка в результате устаревания институтов и социальных структур.
Поскольку культурное творчество может создавать реальную угрозу существующим институтам, социальным структурам и власти, оно постоянно контролируется обществом. История науки и техники, литературы и искусства знает немало примеров сопротивления новым идеям и теориям (дарвинизму, генетике, кибернетике), техническим изобретениям (внедрению паровых машин, компьютеров), новым культурным ценностям.
Но при всем значении социальных предпосылок общественного развития – экономических и культурных – нельзя не учитывать того, что все люди являются живыми организмами, входящими в биосферу планеты Земля, телами, подверженными силам притяжения, электромагнитным полям космическим лучам, термодинамическим воздействиям. Для природных феноменов надо искать и природные причины. Поэтому правомерно говорить о социальной жизни как о явлении, движущими силами которого являются также природные, биосферные факторы, такие, например, как исследованные Л. Гумилевым ритмы этногенеза, включающие фазы подъема, депрессии и упадка.
Задачей социальной философии является исследование всех природных и социальных факторов, так или иначе инициирующих процессы развития общественной жизни. Накапливаясь, эти факторы порождают могучие реформистские и революционные движения, стимулирующие и ускоряющие процесс глубоких социальных перемен.
Социальные движения выражаются в коллективных, совместных действиях людей, совершающихся более или менее организованно для достижения определенных целей, изменяющих социальное положение участников движений. Причиной являются социальные движения: неудовлетворенные потребности людей – экономические, культурные, политические. Именно они вызывают состояние психического напряжения, социального беспокойства. Это беспокойство проявляется в усилении контактов, дискуссий, размышлений по поводу сложившейся ситуации! Состояние беспокойства может охватывать большие или меньшие общности – вплоть до целых классов и народов. Состояния беспокойства, напряженности – исходный пункт социальных движений. Характер социальных движений определяется их целями, применяемыми методами, а также количеством вовлеченных в них людей. По этим признакам различаются реформаторские и революционные движения.
Реформаторские движения охватывает обычно некоторые ограниченные круги и общности. Они действуют в рамках установленного социального порядка и поэтому, как правило, не сталкиваются с репрессиями и насилием со стороны властей. Они стремятся к достижению изменений, например, средствами улучшения законодательства. Таковы просветительские, профессиональные, пацифистские и отчасти национальные движения. Несмотря на свой мирный, легальный характер, реформаторские движения могут постепенно приводить к глубоким общественным изменениям.
Революционные движения в начальных стадиях могут быть похожи на реформаторские. Но по мере своего развития они приобретают отличия: охватывают широкие массы, целые общественные классы, испытывающие напряжение и беспокойство; затрагивают коренные жизненные потребности людей, вызываются сильными мотивами. Участники этих движений часто подвергаются преследованиям и репрессиям со стороны власти. Но основное их отличие – в целях и методах. Их цель – не мирная форма, а ниспровержение существующего социального строя путем применения силы. Отсюда и необходимость широких масштабов, массовости, наличия особых организаций, способных стать зачатками новой политической власти.
В случае победы революционные движения вводят в жизнь новые порядки, коренным образом изменяют строй общества, производят сдвиги в классовой структуре, меняют состав социальных институтов, изменяют систему ценностей, обычаи, образцы поведения. Наиболее глубокие изменения в обществе вызывают революции, в которых участвуют целые классы, народы. Таковы революции 1789 г. во Франции, 1917 г. в России, 1949 г. в Китае. Глубокие общественные изменения произошли и в результате национально-освободительных революций, совершившихся в XX в., особенно после Второй мировой войны в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки. Революции не только морально оправданы, но и необходимы, если они направлены против отживших порядков, тиранических режимов и т.п. Но неверно, по-видимому, считать, что только с революциями связано развитие общества. Нельзя не учитывать, что революции всегда очень дорого обходятся, они сопровождаются страданиями и гибелью людей.
Таким образом, социально-философский анализ включает в себя и статику общества и его динамику, рассмотрение составляющих его групп, институтов, а также учет происходящих в обществе процессов изменения и развития.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3520; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
В узком смысле под обществом может пониматься:
определённая совокупность людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности (например, общество филателистов, общество охраны природы);
конкретный этап в историческом развитии народа или страны (например, феодальное общество);
отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество).
В широком смысле общество – 1) это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Также в широком смысле (и более упрощенном) можно сказать, что общество – 2) это всё человечество в прошлом, современности и перспективе.
Общество характеризуется как динамическая сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов, или подсистем. Основными подсистемами общества принято считать четыре сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую и духовную. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании. Критерием выделения данных сфер служат базовые потребности человека. Подобное разграничение является условным, но традиционно используется.
Признаки общества как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся открытой системы:
наличие подсистем общества и отдельных элементов (экономической, социальной, политической и духовной сфер);
постоянное видоизменение, динамичность, незавершённость (отмирают одни элементы, им на смену приходят другие);
наличие своих законов исторического развития;
непредсказуемость, альтернативность, нелинейность развития;
способность преобразовывать мир вокруг себя, в том числе природу;
несводимость только к людям, т. к. человек в процессе своей деятельности создает вне- и над-индивидуальные формы, связи и отношения;
самодостаточность, т. е. способность совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия для собственного существования.
В процессе жизни люди в обществе вступают в различные общественные отношения.
Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Общество в широком смысле:
Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.
Всё человечество в прошлом, современности и перспективе.
Общество в узком смысле:
Совокупность людей, объединённых для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности (например, спортивное общество, «Друзья леса»).
Определённый этап исторического развития человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество).
Сущность общества кроется в отношениях, в которые вступают люди друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.
Общественные отношения — это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Герберт Спенсер (1820−1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, основатель органической школы в социологии.
Был учителем, инженером, журналистом, с 1853 г. после получения наследства смог полностью посвятить себя философии и науке.
Большое влияние на формирование его взглядов оказали А. Сен-Симон и О. Конт, с которым ему довелось общаться лично.
В 1862 г. написаны «Основные начала», основополагающий труд Г. Спенсера. В данной работе он высказывает свою позицию относительно взаимоотношения религии и науки, примиряя их. Религия, по его мнению, рассматривает «нечто, находящееся за пределами опыта», наука не охватывает весь мир: развиваясь, она расширяет область как знания, так и незнания. В этом труде он излагает и свои идеи эволюционизма. Всеобщие законы эволюции, понимаемой им как последовательность изменений материи, в результате которых путём естественного отбора и адаптации из однородности образуется множество вещей (данный процесс не имеет завершения, он цикличен), распространяются им не только на область биологии, но и социологии, и психологии.
Общество, таким образом, рассматривалось им как некий организм, объединяющий множество индивидов, со свойственными биологическому организму чертами: рост, адаптация и т. п. Любое вмешательство в естественные процессы развития общества Г. Спенсер считал вредным. Социализм и коммунизм считал неестественными, поэтому невозможными.
В своих «Принципах этики» высказал идею о свободе человека, простирающейся до тех пор, пока она не сталкивается со свободой другого человека.
Оппозиция моя к социализму является следствием уверенности в том, что социализм остановил бы ход истории к высшему социальному состоянию и вернул бы нас к состоянию низшему. Только медленное изменение человеческой природы путём социальной жизни может произвести устойчивые перемены к лучшему.
Эволюция не может завершиться иначе, как осуществлением величайшего совершенства и полнейшего счастья.
Из года в год, изо дня в день ход событий убеждает меня в том, что люди по природе своей способны ужиться только с известной суммой свободы, а раз им будет предоставлена большая, они сами позаботятся о том, чтобы расстаться с нею и организовать новую форму тирании.
Темы для эссе:
«Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации».
(Г. Лебон)
«Правда и свобода — вот столпы общества».
(Г. Ибсен)
«Ищи радости и покоя единственно в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию».
(М. Аврелий)
Источник