Каким основным свойством обладает общество

Каким основным свойством обладает общество thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современной социальной философией выделяются следу­ющие основные свойства общества как целого:

• самодеятельность,

• самоорганизация,

• саморазвитие,

• самодостаточность.

Нужно отметить, что если первые три из указанных свойств присущи не только обществу в целом, но в той или иной степени и составляющим общество сферам, группам, то свойство само­достаточности присуще только обществу в целом. Самодостаточ­ность – это способность системы своей собственной деятель­ностью создавать и воссоздавать все необходимые условия совре­менного существования, производить все потребное для коллек­тивной жизни. Самодостаточность – главное отличие общества от его составных частей. Ни один из типов деятельности не может самостоятельно функционировать, ни одна из отдельных соци­альных групп не способна выжить «в одиночку», обеспечить себя всем необходимым. Такой способностью обладает только общес­тво в целом. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные социальные группы и их институты создают общество в целом как самодостаточную социальную систему – продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать необходимые ус­ловия существования.

Важно, уяснить, что общество, представляя собой совокуп­ность относительно устойчивых, стабильных структур, не нахо­дится тем не менее в состоянии неподвижности, покоя. О нем, как и о природе, можно сказать, что оно постоянно изменяется. Факт постоянного изменения природы и общества давно был замечен философами. Наиболее полное и глубокое учение о развитии как всеобщем свойстве бытия создал, как известно, Гегель. Конт и Маркс в своих философских системах уделили большое внимание специфике социального развития, его эволюционным и революционным формам. Современные философы достаточно единодушны в том, что неотъемлемой составной, частью исследования социальных объектов являются аспекты структуры и развития. Иначе говоря, рассмотрение общества в статике, т.е. с точки зрения его организации, структуры обяза­тельно должно быть дополнено анализом его динамики, измене­ния и развития.

При исследовании проблем развития общества в современной философии широко используются такие термины, как «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «про­гресс», «регресс», «факторы развития», «эволюция», «революция» и др. Рассмотрим кратко содержание этих понятий.

Процесс – это единая серия изменений в социальных систе­мах, т.е. в группах, институтах, других элементах социальной системы. Возможны различные типы процессов: внутри личнос­ти, например процесс самообразования человека; процессы, происходящие в отношениях двух индивидов; изменения, проис­ходящие внутри общности и между ними; процессы изменений, охватывающие структуру и организацию общества в целом. Возможен и иной подход к классификации типов социальных процессов. Так, возможно выделение процессов, объединяющих, сближающих, уравнивающих людей, а возможны, напротив, про­цессы, разъединяющие, порождающие соперничество, конфликты.

Простейшим процессом является функционирование общест­ва, под которым понимаются происходящие в нем обратимые изменения, связанные с его повседневной жизнедеятельностью в рамках сложившихся структур и отношений. Под «изменением» понимается начальный этап внутреннего перерождения в общес­тве или его отдельных частях и их свойствах, носящие количес­твенный характер.

Развитие – есть частный случай изменений, возникающий когда постепенные количественные изменения приводят к глубо­ким, необратимым качественным сдвигам, что проявляется в обогащении и дифференциации элементов общественных струк­тур и отношений между ними. Прогресс – одна из разновиднос­тей процесса развития. Он проявляется в увеличении приспособ­ления и жизнеспособности системы в меняющихся условиях ее существования и связан с процессом усложнения системной организации. Противоположным прогрессу является понятие «регресс» – процесс сужения возможностей системы к самораз­витию и усвоению условий окружающей среды, упрощение и разрушение системы.

Рассмотрение общества с точки зрения его изменения и раз­вития включает в себя следующие основные проблемы:

• направленность совершающихся в обществе изменений;

• источники или факторы развития;

• формы, в которых совершается любое развитие.

При рассмотрении первой из вышеуказанных проблем следу­ет учитывать, что существование постоянных, направленных, систематических изменений в обществе признают далеко не все философы. Такую направленность развития от низших форм к высшим признают философы-детерминисты (Гегель, Маркс). В то время как индетерминисты или волюнтаристы (Шопенгауэр, Ницше, Поппер), абсолютизируя роль слепых, бессознательных начал в человеческой психике и связывая с ними все социальное развитие, отрицают его направленность и закономерность. При­чем детерминизм признает не только направленность историчес­кого развития, но и его по преимуществу прогрессивный харак­тер, т.е. исходит из того, что новые фазы социального развития по необходимости являются и более совершенными; иначе гово­ря, развитие ведет к постоянному улучшению общества. Вокруг проблемы прогресса велось множество дискуссий. Если опреде­ленная часть философов признает прогресс в экономической, политической, научной сферах жизни, то поступательное разви­тие в области нравственной, в сфере морали оспаривается мно­гими в связи с отсутствием четких критериев морального совер­шенствования.

Читайте также:  Яблоки какими полезными свойствами полезные свойства

Тем не менее, независимо от признания направленности, закономерности или прогрессивности проходящих в обществе изменений, сам факт этих изменений, вызывающих постоянное обогащение социальной структуры и отношений между людьми, признается большинством философов, ибо трудно отрицать обо­гащение духовной жизни людей, развитие науки, техники, рас­ширение возможностей удовлетворения разнообразных челове­ческих потребностей.

Важным является и вопрос об источниках, факторах или причинах происходящих в обществе изменений. Какие же причи­ны вызывают изменение в обществе?

Одна из них связана с непрерывным процессом функциони­рования общества, постоянной деятельностью людей по удовлет­ворению своих насущных потребностей. В ходе повседневной деятельности людей совершенствуются, их навыки и способнос­ти, более разнообразными становятся виды их деятельности. Состав общества, социальных групп постоянно изменяется. Люди изменяются с возрастом, умирают, рождаются и подрастают новые поколения. Уже в силу этих естественных причин, по преимуществу медленных процессов, происходят достаточно глубокие изменения в структуре и организации общества.

Но кроме процесса повседневного функционирования об­щественной жизни обнаруживаются и более серьезные, корен­ные изменения, затрагивающие основы жизни общества. Они происходят под влиянием мощных реформаторских и революци­онных движений.

В социальной философии высказывались различные мнения по поводу причин качественных изменений в обществе. Одни связывали их с изменениями природных основ социальной жизни (Ш.Монтескье, В.Вернадский, Л. Гумилев), другие искали причины в изменениях экономики, орудий труда, методов орга­низации производства (К. Маркс, У.Ростоу), третьи связывали процесс социального развития с изменениями в культурной жизни, системе духовных ценностей (Г. Гегель, О. Конт, П. Сорокин).

Каждый из этих факторов оказывает определенное воздейст­вие на развитие общественной жизни, хотя их социальная роль неравноценна. Природные, экономические и культурные факто­ры теснейшим образом связаны между собой. Так, увеличение рождаемости (природно-биологический фактор) дает эффект и способствует быстрому развитию общества только при условии одновременного развития производства, образования, медицины.

Весьма велика роль технических изобретений. Так, изобрете­ние и применение паровой машины в XVIII в. предопределили промышленную революцию, а затем вызвали новый тип индус­триального общества с развитой промышленностью, буржуазией и пролетариатом. Развитие орудий труда, прогресс техники, науки, как убедительно показывает исторический опыт, изменя­ют все области общественной жизни, структуру различных об­щностей людей – малых и больших – их культуру и способ удовлетворения потребностей.

Велика и роль культуры, в том числе ее межнационального взаимодействия. Так, активный перенос в Японию в XIX–XX вв. достижений науки из Западной Европы и США содействовал тому, что в сравнительно короткий исторический срок, несмотря на поражение во второй мировой войне, Япония превратилась в одну из самых высокоразвитых стран мира. Истории известны и немало примеров противоположного характера, когда проводи­мая господствующими силами политика изоляционизма, недопу­щения в страну ни новых идей, ни новых товаров доводила могущественные государства до глубокого кризиса, упадка в результате устаревания институтов и социальных структур.

Поскольку культурное творчество может создавать реальную угрозу существующим институтам, социальным структурам и власти, оно постоянно контролируется обществом. История науки и техники, литературы и искусства знает немало примеров сопротивления новым идеям и теориям (дарвинизму, генетике, кибернетике), техническим изобретениям (внедрению паровых машин, компьютеров), новым культурным ценностям.

Но при всем значении социальных предпосылок общественного развития – экономических и культурных – нельзя не учитывать того, что все люди являются живыми организмами, входящими в биосферу планеты Земля, телами, подверженными силам притяжения, электромагнитным полям космическим лучам, термодинамическим воздействиям. Для природных феноменов надо искать и природные причины. Поэтому правомерно говорить о социальной жизни как о явлении, движущими силами которого являются также природные, биосферные факторы, такие, например, как исследованные Л. Гумилевым ритмы этногенеза, включающие фазы подъема, депрессии и упадка.

Задачей социальной философии является исследование всех природных и социальных факторов, так или иначе инициирующих процессы развития общественной жизни. Накапливаясь, эти факторы порождают могучие реформистские и революционные движения, стимулирующие и ускоряющие процесс глубоких социальных перемен.

Читайте также:  Какие лечебные свойства травы зверобоя

Социальные движения выражаются в коллективных, совместных действиях людей, совершающихся более или менее организованно для достижения определенных целей, изменяющих социальное положение участников движений. Причиной являются социальные движения: неудовлетворенные потребности людей – экономические, культурные, политические. Именно они вызывают состояние психического напряжения, социального беспокойства. Это беспокойство проявляется в усилении контактов, дискуссий, размышлений по поводу сложившейся ситуации! Состояние беспокойства может охватывать большие или меньшие общности – вплоть до целых классов и народов. Состояния беспокойства, напряженности – исходный пункт социальных движений. Характер социальных движений определяется их целями, применяемыми методами, а также количеством вовле­ченных в них людей. По этим признакам различаются реформаторские и революционные движения.

Реформаторские движения охватывает обычно некоторые ограниченные круги и общности. Они действуют в рамках установленного социального порядка и поэтому, как правило, не сталкиваются с репрессиями и насилием со стороны властей. Они стремятся к достижению изменений, например, средствами улуч­шения законодательства. Таковы просветительские, профессиональные, пацифистские и отчасти национальные движения. Несмотря на свой мирный, легальный характер, реформаторские движения могут постепенно приводить к глубоким обществен­ным изменениям.

Революционные движения в начальных стадиях могут быть похожи на реформаторские. Но по мере своего развития они приобретают отличия: охватывают широкие массы, целые общес­твенные классы, испытывающие напряжение и беспокойство; затрагивают коренные жизненные потребности людей, вызыва­ются сильными мотивами. Участники этих движений часто подвергаются преследованиям и репрессиям со стороны власти. Но основное их отличие – в целях и методах. Их цель – не мирная форма, а ниспровержение существующего социального строя путем применения силы. Отсюда и необходимость широких масштабов, массовости, наличия особых организаций, способ­ных стать зачатками новой политической власти.

В случае победы революционные движения вводят в жизнь новые порядки, коренным образом изменяют строй общества, производят сдвиги в классовой структуре, меняют состав соци­альных институтов, изменяют систему ценностей, обычаи, образ­цы поведения. Наиболее глубокие изменения в обществе вызы­вают революции, в которых участвуют целые классы, народы. Таковы революции 1789 г. во Франции, 1917 г. в России, 1949 г. в Китае. Глубокие общественные изменения произошли и в результате национально-освободительных революций, совершив­шихся в XX в., особенно после Второй мировой войны в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки. Революции не только морально оправданы, но и необходимы, если они направлены против отживших порядков, тиранических режимов и т.п. Но неверно, по-видимому, считать, что только с революциями связано развитие общества. Нельзя не учитывать, что революции всегда очень дорого обходятся, они сопровождаются страдания­ми и гибелью людей.

Таким образом, социально-философский анализ включает в себя и статику общества и его динамику, рассмотрение составля­ющих его групп, институтов, а также учет происходящих в обществе процессов изменения и развития.

Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3520; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

В узком смысле под обществом может пониматься: 

  1. определённая совокупность людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности (например, общество филателистов, общество охраны природы);

  2. конкретный этап в историческом развитии народа или страны (например, феодальное общество);

  3. отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество).

В широком смысле общество – 1) это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Также в широком смысле (и более упрощенном) можно сказать, что общество – 2) это всё человечество в прошлом, современности и перспективе.

Общество характеризуется как динамическая сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов, или подсистем. Основными подсистемами общества принято считать четыре сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую и духовную. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании. Критерием выделения данных сфер служат базовые потребности человека. Подобное разграничение является условным, но традиционно используется.

Читайте также:  Какие химические свойства проявляет углерод

Признаки общества как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся открытой системы:

  1. наличие подсистем общества и отдельных элементов (экономической, социальной, политической и духовной сфер);

  2. постоянное видоизменение, динамичность, незавершённость (отмирают одни элементы, им на смену приходят другие);

  3. наличие своих законов исторического развития;

  4. непредсказуемость, альтернативность, нелинейность развития;

  5. способность преобразовывать мир вокруг себя, в том числе природу;

  6. несводимость только к людям, т. к. человек в процессе своей деятельности создает вне- и над-индивидуальные формы, связи и отношения;

  7. самодостаточность, т. е. способность совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия для собственного существования.

В процессе жизни люди в обществе вступают в различные общественные отношения.

Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

Общество в широком смысле:

  1. Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.

  2. Всё человечество в прошлом, современности и перспективе.

Общество в узком смысле:

  1. Совокупность людей, объединённых для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности (например, спортивное общество, «Друзья леса»).

  2. Определённый этап исторического развития человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество).

Сущность общества кроется в отношениях, в которые вступают люди друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

Общественные отношения — это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

Герберт Спенсер (1820−1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, основатель органической школы в социологии.

Каким основным свойством обладает общество

Был учителем, инженером, журналистом, с 1853 г. после получения наследства смог полностью посвятить себя философии и науке.

Большое влияние на формирование его взглядов оказали А. Сен-Симон и О. Конт, с которым ему довелось общаться лично.

В 1862 г. написаны «Основные начала», основополагающий труд Г. Спенсера. В данной работе он высказывает свою позицию относительно взаимоотношения религии и науки, примиряя их. Религия, по его мнению, рассматривает «нечто, находящееся за пределами опыта», наука не охватывает весь мир: развиваясь, она расширяет область как знания, так и незнания. В этом труде он излагает и свои идеи эволюционизма. Всеобщие законы эволюции, понимаемой им как последовательность изменений материи, в результате которых путём естественного отбора и адаптации из однородности образуется множество вещей (данный процесс не имеет завершения, он цикличен), распространяются им не только на область биологии, но и социологии, и психологии.

Общество, таким образом, рассматривалось им как некий организм, объединяющий множество индивидов, со свойственными биологическому организму чертами: рост, адаптация и т. п. Любое вмешательство в естественные процессы развития общества Г. Спенсер считал вредным. Социализм и коммунизм считал неестественными, поэтому невозможными.

В своих «Принципах этики» высказал идею о свободе человека, простирающейся до тех пор, пока она не сталкивается со свободой другого человека.

Оппозиция моя к социализму является следствием уверенности в том, что социализм остановил бы ход истории к высшему социальному состоянию и вернул бы нас к состоянию низшему. Только медленное изменение человеческой природы путём социальной жизни может произвести устойчивые перемены к лучшему.

Эволюция не может завершиться иначе, как осуществлением величайшего совершенства и полнейшего счастья.

Из года в год, изо дня в день ход событий убеждает меня в том, что люди по природе своей способны ужиться только с известной суммой свободы, а раз им будет предоставлена большая, они сами позаботятся о том, чтобы расстаться с нею и организовать новую форму тирании.

Темы для эссе:

«Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации».

(Г. Лебон)

«Правда и свобода — вот столпы общества».

(Г. Ибсен)

«Ищи радости и покоя единственно в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию».

(М. Аврелий)

Источник