Каким оптическим свойством должны обладать лессировочные краски
28.07.2010,
22:01
Янгол Олеся
Здравствуйте!
Подскажите пожалуйста название лессировочных красок. Я слышала, они отличаются несколько. Более жидкие.
У меня сохранился один старый, старый тюбик, но названия не знаю, так как туба уже голая. Это коричневая краска. Она прекрасно разводится льняным маслом, и делает прозрачные мазки.
Но вот как найти такую сейчас? В Худ.Салоне, нашего города, вообще не слышали такого слова – лессировка))).
29.07.2010,
17:54
Asveti
Насколько мне известно, лессировочные – это прозрачные или полупрозрачные, в лессировках они особенно хорошо смотрятся. Ещё иногда лессировочными называют те, что нежелательно смешивать с другими. Много слышала упоминаний, что краплак, например, в смесях часто меняется со временем.
29.07.2010,
17:59
Denis Pianoff
Цитата:
Сообщение от Янгол Олеся
У меня сохранился один старый, старый тюбик, но названия не знаю, так как туба уже голая. Это коричневая краска.
Марс желтый?
29.07.2010,
18:36
peint
Все марсы, охры, краплаки, фц (голубая и зеленая), зеленые еще есть (изумрудная например)
29.07.2010,
18:54
Borkov_Sergei_Petrovich
Цитата:
Сообщение от Asveti
Насколько мне известно, лессировочные – это прозрачные или полупрозрачные, в лессировках они особенно хорошо смотрятся. Ещё иногда лессировочными называют те, что нежелательно смешивать с другими. Много слышала упоминаний, что краплак, например, в смесях часто меняется со временем.
Лессировка, когда (ТОНКИЙ) слой за слоем накладываешь масляную краску.Так писали СТАРЫЕ МАСТЕРА, поэтому работы хранятся – веками.
29.07.2010,
18:57
Borkov_Sergei_Petrovich
Не накладываешь, а ЛЕССИРУЕШЬ, так надо говорить.
29.07.2010,
18:58
Alex-Daos
Смотрим на тюбик. Там квадратик. Пустой – прозрачная, половинка черная – полупрозрачная, черный – кроющая корпусная. Но тут еще можно медиум подбирать, толщину слоя (втереть очень тонко в гладкий слой, даже почти корпусная будет просвечивать) и т.д.Лессировка по факту – прозрачная живопись с прохождением света сквозь краску. А то сходный (но иной) эффект можно получить если очень тонкий слой строго корпусной краски в текстурный холст втереть – будет либо сверху либо снизу в ямках… (от техники втирания зависит). Типа точечьки – оптическое смешение цвета выйдет.
А вот лессировочной (с пустым квадратиком) корпусно писать не выйдет – все едино просвечивает сколько-то.
29.07.2010,
19:09
Игорь Тугайбей
Олеся марс-ораньжевый подходит под ваше описание
29.07.2010,
20:06
Янгол Олеся
Спасибо всем!
Цитата:
Сообщение от Denis Pianoff
Марс желтый?
Нет, не желтый точно.
Цитата:
Сообщение от Alex-Daos
Смотрим на тюбик. Там квадратик. Пустой – прозрачная, половинка черная – полупрозрачная, черный – кроющая корпусная.
Ценная инфа, как раз что надо.
Цитата:
Сообщение от Игорь Тугайбей
Олеся марс-ораньжевый подходит под ваше описание
Нет она темно-коричневая, Игорь.
29.07.2010,
20:09
Янгол Олеся
А еще, вопрос.
Почему, иногда, когда уже высыхает предыдущий слой, новый не хочет накладываться? Имею ввиду лессировочный. Он как бы растворяется. Я уже и чесноком протирала, но сцепления все равно не получилось.
Тогда я злюсь,)) и начинаю втирать пальцем. Но, конечно уже выходит не то, что нужно.
29.07.2010,
20:30
Alex-Daos
Растворяется это как? Не держится или не видится? Если не держится… как там с принципом, что писать надо от тощего к жирному? ну то есть в краске на кисточке от слоя к слою все больше и больше масла и все меньше и меньше, скажем, скипидара? На сильно жирном слое писать как то не хорошо, народ говорит.
Ну а если не видится… вопрос опять же в просвечивании, может он только чуть тон меняет того что под ним.
А вообще. Тут тема была про фламандскую живопись и куча ссылок в ней. Ну и Киплика почитать полезно.
29.07.2010,
20:55
peint
Еще вспомнил: сиена (жженая и натуральная) – отличные краски!
29.07.2010,
21:45
Янгол Олеся
Цитата:
Сообщение от Alex-Daos
Растворяется это как? Не держится или не видится? Если не держится…
Не держится, словно предыдущий слой мылом намазан. А скипидар я не употребляю, только масло.
Вчера так было. Так я добавила к разведенной в масле краске – лак. Слой схватился, но пришлось быстро прорабатывать поверхность, так как быстро застывала краска.
29.07.2010,
21:47
Янгол Олеся
Цитата:
Сообщение от peint
сиена (жженая и натуральная)
У меня скорее всего сиена, вот только какая – жженая или натуральная не знаю.
А вообще, современными красками недовольна. Они быстро сохнут. Старые, сохранившиеся еще с ТЕХ ВРЕМЕН, до сих пор, служат верой и правдой. А вот сегодняшние не те уже.
29.07.2010,
22:10
Alex-Daos
Цитата:
Сообщение от Янгол Олеся
Не держится, словно предыдущий слой мылом намазан. А скипидар я не употребляю, только масло.Вчера так было. Так я добавила к разведенной в масле краске – лак. Слой схватился, но пришлось быстро прорабатывать поверхность, так как быстро застывала краска.
Угу. вот вот. А технология многослойная требует более сложного разбавителя да еще с изменением пропорций от слоя к слою… Да еще грамотно время прикидывать, что бы слой не пересох. См то что я писал выше. Масло когда высыхает образует пленку к которой уже ничего толком не пристает без добавочных усилий типа ретушного лака, шкурки и т.д. Вообще масло штука технологичная, просто так накидать красок по цветам не зная технологию мало хорошего выйдет.
Кстати что значит быстро сохнут? Из тюбика Мастер Класс сохнет минимум дня 2 для умбры (на палитре без разбавителя, она первая сохнет у меня), картина отлип дает тоже минимум через 24 часа (тонкий-тонкий слой на скипидаре и лаке) если ничего сиккативного не подмешивать. Уж часов 6 одно место мазюкать можно по мокрому.
29.07.2010,
22:12
Alex-Daos
Кстати. Я теорию то знаю и кой что применяю, но художник – лох вокзальный :). А гуры что то не набежали пока.
29.07.2010,
22:24
Янгол Олеся
Знаешь, я тут подумала – сохнут быстро, потому что я практически маслом не разбавляю. Нет, разбавляю конечно, но не всегда. Когда чувствую, что надо. Я тоже до всего сама дохожу – практикой.
У меня практически на другой день уже сухой слой.
Я наверное со скипидаром попробую поработать.
А ты мне правда много ценного написал.
Спасибо!
29.07.2010,
22:34
евгений Яцута
Цитата:
Сообщение от Alex-Daos
А гуры что то не набежали пока.
Гуру тут один – Костя Качев.)) Много на форуме на эти и прочие технические вопросы отвечал. Поищите в старых темах, там на небольшую книжку информации накидано. Маслом не злоупотребляйте, лучше скипидар-пинен-терпентин.
29.07.2010,
22:59
Бехор Света
Лессируем прозрачными красками…..если нет специальных (это вообще баловство и роскошь)….разбавляем маслом какие есть…и по сухим жирными….Кчев же написал один раз…кашу маслом не испортишь….
29.07.2010,
23:26
Янгол Олеся
Цитата:
Сообщение от евгений Яцута
скипидар-пинен-терпентин.
Вот, теперь про пинен и терпентин думать буду)))
Источник
Лессировка (от нем. Lasierung – глазурь), глизаль или глейз (от англ. Glaze – глазурь, глянец) — техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета. А так же специальные полупрозрачные краски, использующиеся в строительстве и промышленном дизайне.
Техника широко используется как в живописи, так и при оформлении комнат, покраске изделий.
Основное название техники в русском языке – лессировка. Используется для создания глубокого, сложного цвета путем нанесения полупрозрачных слоев масляной краски поверх основного цвета. Использовалась и как финишная обработка картин художниками с XVI века.
Лессировками называются тонкие, прозрачные и полупрозрачные слои масляных и иных красок, наносимые на другие, хорошо уже просохшие такие же краски, для придачи последним желаемого интенсивного и прозрачного тона.
Почти все краски пригодны для лессировок: одни для прозрачных, другие для полупрозрачных. К менее пригодным относятся: кадмий, киноварь, неаполитанские желтые, английская красная, капут-мортуум, черные пробковая и персиковая и некоторые другие.
Прозрачные лессировки изменяют лишь тон нижележащей подготовки в более густой и более прозрачный, не отражаясь на детальности моделировки и основной светотени.
Полупрозрачные в значительной мере могут изменить в зависимости от степени их прозрачности детальность моделировки подмалевка.
Лессировками можно дополнить или закончить почти всякую так или иначе начатую живопись, но еще лучших результатов достигают на специально подготовленном для этой цели подмалевке. В этом случае подмалевок выполняется таким образом, чтобы живопись его была светлее и холоднее, чем она предполагается быть в законченном виде; надлежащий же тон и светотень дают ему лессировки в соединении с тонами подмалевка.
Леонардо да Винчи использовал лессировку при написании своих картин, для получения особых цветов.
Работая лессировками, следует всегда иметь в виду следующее:
1) для разжижения красок пользуются: жирными маслами в обыкновенном и сгущенном виде, масляными лаками и лаками для живописи;
2) лессируют как цельными красками, так и смешением их;
3) лессировать можно как для достижения более яркого и более сильного тона, так и для погашения кричащих красок;
4) чем нежнее по тону лессировка и чем она светлее, тем более светлую подготовку она должна иметь. На темной подготовке, на том же основании, можно получить лишь темную и глубокую лессировку;
5) лессировки могут наноситься одна на другую много раз;
6) ровное наложение негустой лессировочной краски достигается с помощью кисти, кусочка шелковой материи, ладони руки и пр. Густые лессировки разравниваются с помощью «флейца» — обильной волосом мягкой кисти, специально служащей для названной цели;
7) лессировки также необходимо просушивать, как масляную живопись вообще;
8) при слишком большом числе лессировок живопись темнеет, если введено было много масла:
9) неудавшиеся лессировки удаляются с поверхности живописи мякишем хлеба и ватой;
10) лессировки хорошо ложатся только на подмалевок с гладкой поверхностью, и потому при желании лессировать шероховатый подмалевок его необходимо подвергнуть шлифовке.
Лессировки у старых мастеров имели большое значение. Тициан, Рембрандт, Веласкез, их современники и другие мастера более раннего времени прекрасно использовали их в своей живописи. Популярность лессировок в прошедшие эпохи указывает на то, что они как нельзя лучше отвечали живописным запросам художников, пользовавшихся ими.
С течением времени, однакоже, они мало-помалу стали терять былое значение, и в современной живописи если и находят еще применение, то, во всяком случае, не играют уже той роли, которая им принадлежала когда-то.
Живопись, исполненная лессировками, приобретает на основании законов оптики необычайную насыщенность и звучность красок, придающих ей особую красоту, недостижимую в живописи корпусными красками, но на основании тех же законов она во многих отношениях и теряет.
Лессировки вследствие своего физического строения сильно поглощают свет, и потому картина, исполненная ими, требует для своего освещения значительно большего количества света, чем живопись, выдержанная в корпусных красках, которые больше отражают свет, чем поглощают.
На том же основании живопись, исполненная лессировками, лишена воздушности, которая достигается в живописи лучше всего красками с матовой поверхностью, сильно отражающей и рассеивающей свет.
Тона, получающиеся лессировками, выступают вперед, а не отступают назад. Поэтому небо на картине лессировками не пишут.
Живопись, выполненная лессировками, теряет в свете и воздушности. Естественно, что этот прием живописи не вяжется с живописными задачами нашего времени. Лессировки для современного художника могут иметь вспомогательное служебное значение; при надобности облегчают ему возможность быстро и легко изменять тон всей или части картины в желательном направлении.
Большой интерес для художника нашего времени представляют полулессировки, наносящиеся полупрозрачными тонами.
Полулессировка есть краска, наносимая тонким полупрозрачным слоем. С оптической точки зрения подобный слой красок представляет собой один из видов так называемых «мутных сред», которым обязаны некоторые из видимых цветов природы. Таков синий цвет неба, его же красный цвет при закате солнца и др. На том же оптическом основании светлые полупрозрачные тона красок при нанесении на темную поверхность дадут тона с холодным оттенком; те же тона, будучи нанесенными на белую поверхность, дадут тона с теплым оттенком. Так, старые мастера получали свои серые переходные полутона в живописи тела, нанося полупрозрачные светлые краски на коричневый темный грунт.
Тона, получаемые в живописи с помощью полулессировок, обладают своеобразной красотой. Они не блещут силой и яркостью, но физическим смешением красок на палитре получить их не представляется возможным. Старые мастера позднейшей эпохи много пользовались описываемым методом живописи; им пользуются и современные художники, причем часто случайно или бессознательно.
Глизаль
Используется для покраски стен (например ванных комнат). Глизаль – прозрачная краска или лак, обладает длительным временем высыхания; наносится на ранее окрашенные поверхности для декоративного эффекта при внутренней отделке стен. Более длительное время высыхания нанесенного слоя краски позволяет легко и многократно (до одного часа, в зависимости от температуры и влажности) редактировать рисунок различными инструментами.
Глизаль также смешивается с непрозрачными красками для доведения их консистенции до полупрозрачности; такие краски также используются для декорирования.
Источник
Открываем новую рубрику про термины в живописи: будем грамотными!
Краски можно не только смешивать, но и наносить друг на друга тонким слоем! Тогда живопись получается сочная, насыщенная, как будто светится изнутри! И в этом вся суть лессировки!
Натюрморт в технике лессировки
Лессировка- это техника нанесения краски на полотно. Суть ее в том, чтобы наносить полупрозрачные слои краски на основной цвет (подмалевок).
В эпоху Возрождения многие живописцы использовали технику лессировки, накладывая многочисленные полупрозрачные слои друг на друга, получая эффект цветных стекол. Так получались мягкие, насыщенные, светящиеся тона.
Лессировка – это метод оптического смешивания, при нашем взгляде на картину.
При лессировке картина получается сочной и воздушной
При правильном нанесении краски получаются уникальные цвета. Таких оттенков невозможно получить путем смешивания на палитре, ведь прозрачные слои пропускают, преломляют и отражают свет. Именно поэтому достигается эффект сияния.
При этом новые слои изменяют цвет основы. В этом и заключается основная трудность техники, необходимо заранее предусмотреть результат.
Краски нужны специальные – полупрозрачные, их также ещё используют в промышленном дизайне и строительстве.
Плюсы лессировки в том что можно наносить многократно! Лессировкой можно заглушить и притемнить кричащие открытые цвета. Но держите себя в руках, а то можно и переусердствовать, тогда картина получится темной и не контрастной.
Лессировка в акварели
Лессировка в живописи маслом
Используют эту технику не только в акварели, но и в живописи маслом. Однако в лессировке маслом есть особенность!
Каждый слой масла необходимо хорошо сушить! Иначе краски смешаются прямо на холсте и получится грязь.
Но это, к сожалению, отнимает много времени ????
Подмалевок нужно делать холоднее и светлее, чем в итоговая картина, так как в процессе работы слой за слоем тональность изменится на необходимую. Для начинающего художника это может быть сложно.
Подмалевок можно делать из акрила или темперы, они очень быстро сохнут, буквально в течении пары минут. А сверху писать маслом.
Затем необходимо хорошо просушить слой, иначе масло может дать трещины. К сожалению, наоборот делать нельзя ????, на масло акрил не ляжет.
Разбавляют масло с разбавителем в сочетании 1:2 или 1:1 в зависимости от того какую консистенцию краски необходимо получить.
Техника нанесения
Краску разводят в консистенции жидкой сметаны и наносят тонким слоем.
Если краски переборщили, то избавиться от излишков можно. Для этого надо сухой кистью проштамповать по излишкам перпендикулярно холсту, затем кисть с краской вытереть о ткань.
Прорисовка. Техника многослойной живописи.
Мастера лессировки
Кто же использовал эту технику в своей живописи?
Леонардо да Винчи и знаменитая “Джаконда”
Леонардо да Винчи “Мона Лиза”
Тициан Вечеллио да Кадоре
Тициан Вечеллио да Кадоре “Портрет папы Павла II”
Рембрандт Харменс ван Рейн
Рембрандт Харменс ван Рейн “Автопортрет”
Кстати, лессировка сгущает цвета, делает их насыщеннее и плотнее, глубже, поэтому в этой технике не стоит писать, например, небо. Для него лучше подойдут матовые краски, которые хорошо отражают свет.
Спасибо всем, что дочитали до конца! Я рада, если Вы узнали что-то новое от меня. Искусство делает нас лучше!
Источник
Что такое лессировка?
Википедия нам сообщает, что лессировка (от нем. Lasierung — глазурь), глизаль или глейз (от англ. Glaze — глазурь, глянец) представляет собой особую художественную технику получения глубоких переливчатых цветов за счет того, что поверх основного цвета наносятся полупрозрачные лессировочные краски. Техника широко используется как в живописи, так и при оформлении комнат, покраске изделий. Лессировочная техника использовалась и как финишная обработка картин художниками с XVI века. Известно, что Леонардо да Винчи использовал лессировку при написании своих картин для получения особых цветов. К лессировке прибегали в своих работах Тициан, Рембрант и Веласкес.
Таким образом, лессировкой называется техника, в которой каждый последующий прозрачный слой краски должен наноситься на уже высохший предыдущий. Основное правило лессировки – чем больше таких слоев, тем выразительней в своем многообразии становится фактура картины. Такая сложная комбинация слоев позволяет добиться необычайно-красивого эффекта, придавая произведению глубину и блеск.
Лессировки в живописи
Многослойная живопись – эта техника живописи основывается на наслоении нескольких красочных слоев. Каждый слой краски необходимо просушить перед нанесением следующего слоя краски.
Многослойная живопись – эта техника живописи основывается на наслоении нескольких красочных слоев. Каждый слой краски необходимо просушить перед нанесением следующего слоя краски. Причиной пожухлости может стать только неудовлетворительное состояние грунта холста, поскольку он тянет масло из краски или плохо высушен. Техника многослойной живописи имеет несколько этапов: подмалевок, пастозная прорисовка и лессировки. Лессировки – это тонкие, прозрачные слои краски, наносимые на другие просохшие. Эффект лессировки не только изменяет цвет, но и придает особую красоту произведению. Прозрачные лессировочные слои краски пропускают лучи света, и отражаются, умножая свою цветосилу. Но не все краски пригодны для данной лессировки.
Масляные краски подразделяются на:
кроющие непрозрачные(белила, кадмий, стронциановая желтая);
полупрозрачные(большинство землянистых красок);
прозрачные лессировочные(краплак, изумрудная зеленая, сиена натуральная, умбра, ультрамарин).
Не делают тонкослойные лессировки сильнокроющими красками, в том числе и белилами. Все краски становятся кроющими, если добавить в них белила. Во всех видах техники масляной живописи применяют лессировки, и особенно в многослойной. Техника масляной живописи построена на сочетании пастозной(корпусной) прописки с очень тонкими лессировками. Тонкий лессировочный слой дает новый оттенок, как от наложения цветного стекла. После лессировки можно писать пастозно в самых ярких местах, а затем нанести слой лессировки. Лессировки приглушают слишком кричащие тона, и обогащают фон. При лессировке можно применять имеющийся цвет краски либо использовать смеси прозрачных красок. Например: наносите слой синей краски и оставляете просохнуть. Затем наносите лессировочный слой желтой краски, и получаете зеленый цвет. Снова просушите, и нанесите слой малиновой краски – получится темный красный цвет с золотистыми бликами. Снова нанесите лессировочные слои краски, для более четкого изображения формы, световые блики пишите белилами. Свет, проходя сквозь красочные слои, отражается в несколько измененном виде. Оттенки лессировки кажутся более выступающими, чем оттенки корпусного письма, поэтому очень подходят для первых планов. Считается, что живопись выполненная лессировками лишается некой воздушности, поэтому не рекомендуют в работе небо лессировать. Пишут небо очень тонкими мазками при плотном нажатии кистью. Но лессировка неба будет уместной, если по завершении вашей работы оказалось, что небо должно быть другого тона. Помните, что лессировки сохнут несколько дней.
Иногда приходиться слегка разводить краски, но не стоит этого делать постоянно. Густые краски разводят отбеленным льняным маслом или специальными растворителями. Их можно приобрести в специализированных магазинах, так же, как и краски, кисти, картон и холст. Но можно самим приготовить масло для разжижения красок. Льняное масло в стеклянной банке выдерживаем на весеннем солнце; отбеленное масло приобретает свойства густого лака. Художники в старые времена чередовали лессировки с пастозными прописками; живопись называли цветными масляными лаками.
Лессировки – это очень простая техника письма, применяемая для обогащения колорита. Широко применяются полулессировки. Они могут получаться случайно при наслоении тонкослойных мазков. Можно определять места в работе, где применять полулессировки. Получаются при нанесении тонких полупрозрачных мазков по высохшему слою краски. Таким способом передают полутона, которые при обычном смешивании красок невозможны. Для рельефной лессировки используют густые, не разбавленные краски. Выполняется она на зернистой поверхности кистью таким образом, чтобы просвечивался нижний цвет. Чтобы избегать закрашивания нижнего цвета, кисть должна быть полусухой от краски. Применение послойной лессировки в живописи обогащает колорит картины, создавая тонкие переходы цветов и оттенков. А также служит средством, которое помогает сделать изображение гармоничным и реалистичным. Желаю успехов в творчестве!
источник https://blog.kp.ua/users/4038135/post218224552/?upd
Послойная лессировка
Прием лессировки маслом, открытый старыми мастерами много веков назад, представляет собой нанесение прозрачного слоя краски. Когда этих слоев несколько, речь идет о послойной лессировке, которая применяется в самых разных техниках, включая и современную технику акриловой живописи. Напомним, что акриловые краски очень быстро высыхают, и это является их основным достоинством, особенно ценным как раз для послойной лессировки.
В чем заключается прием послойной лессировки?
Каждый последующий прозрачный слой краски должен наноситься на уже высохший предыдущий, причем чем больше таких слоев, тем выразительней в своем многообразии
становится фактура картины. Именно эта сложная (фактурная и цветовая) комбинация всех нанесенных слоев приводит к появлению особого колористического эффекта, придающего готовому произведению глубину и блеск.
Применение послойной лессировки
Этот прием можно использовать для работы в самых разных жанрах, но более всего он подходит для обогащения колорита портретов. Благодаря множеству прозрачных красочных слоев, нанесенных один на другой, можно получить настолько тонкие переходы тонов и цветов, что изображенная человеческая кожа выглядит свежо и очень правдоподобно – что называется, „как живая”. А вот другой пример, когда уместна послойная лессировка: подмалевок картины мы выполнили при помощи нанесения объемных пятен краски, и, несмотря на то, что картина была нами старательно прописана, оказалось, что цвета подмалевка и самой картины не очень сочетаются. В этом случае мы можем нанести на места цветового диссонанса слой лессировки с соответствующим оттенком, который „примирит” конфронтирующие цвета и восстановит колористическую гармонию.
Часто бывает также, что небо в пейзаже получилось слишком холодного оттенка, а нанесение нового слоя краски явно „утяжелит” картину, – тогда достаточно разбавить прозрачную светлую охру и нанести тонким слой этой краски на линию горизонта: небо сразу же станет „теплее”. Иногда бывает, что некоторые участки фона как бы выдвигаются на передний план -тогда их покрывают бледно-голубой или серо-голубой лессировкой, и таким образом „выравнивают
Хром зеленый является непрозрачной краской
..а вот зеленая ФЦ – гораздо более прозрачная.
Хром зеленый, разбавленный водой, становится немного прозрачнее…
…а зеленая ФЦ – совершенно прозрачной.
Хром зеленый на кадмии желтом.
Зеленая ФЦ на кадмии желтом
Послойная лессировка акрилом
Обычно для того, чтобы создать лессировку акриловой краской, ее сильно разбавляют или водой, или специальными разбавителями (матовым или глянцевым). В любом случае, концентрация раствора не должна быть очень маленькой, чтобы краска могла свободно стекать, не оставляя следов кисти. Лессировка, содержащая воду или матовый разбавитель, после высыхания становится матовой и подходит для подготовки основы. Глянцевый разбавитель акрила делает лессировку более прозрачной, а поверхность после ее высыхания остается блестящей. Послойное нанесение лессировки требует определенных практических навыков, овладеть которыми в полной мере можно лишь в результате частых тренировок. Как правило, послойную лессировку начинают со светлых оттенков, а заканчивают более темными. Таким образом, тон и цвел формируются постепенно (примерно так же, как в акварели). Более светлую лессировку иногда можно использовать для осветления снимком темного опенка. Однако не стоит забывать, что прозрачной краской невозможно полностью перекрыть основной слой. Например, из серого цвета можно сделать нежно-голубой, нанося на него слои голубой лессировки, а изменить его холодный тон на более теплый поможет лессировка сиены натуральной.
Лессировку можно наносить на корпусный (рельефный) красочный слой. В этом случае лессировка не только изменяет цвет предыдущего слоя, но и подчеркивает его выпуклую поверхность.
Автор: Из журнала “Полный курс Рисунка и живописи”, Украина
Источник