Каким общим свойством обладают все источники звука

Каким общим свойством обладают все источники звука thumbnail

Подробности

Просмотров: 76

1. Что общего у всех источников звука? Какой вывод из них следует?

Все опыты свидетельствуют о том, что источники звука колеблются.

Каким общим свойством обладают все источники звука
В тисках закреплена одним концом упругая металлическая линейка.
Если её свободную часть привести в колебательное движение, то линейка будет издавать звук.
Колебания источника звука видны.

Каким общим свойством обладают все источники звука
Звучащая струна, концы которой закреплены, колеблется.
Если к звучащей струне приблизить конец бумажной полоски, то полоска будет подпрыгивать от толчков струны.
Пока струна колеблется, слышен звук; струна остановится – звук прекращается.

Каким общим свойством обладают все источники звука

Камертон – изогнутый металлический стержень на ножке,
укреплённый на резонаторном ящике.
Если по камертону ударить мягким молоточком, то камертон зазвучит.
Если поднести к звучащему камертону лёгкий шарик на нитке, то шарик будет отскакивать, что свидетельствует о колебаниях.

Каким общим свойством обладают все источники звука

Можно «записать» колебания камертона.
К концу ветви камертона привинчена тонкая и узкая металлическая полоска, оканчивающаяся остриём.
Остриё загнуто вниз и касается закопчённой пластинки.
При быстром перемещении пластинки остриё оставляет на ней след в виде волнообразной линии.

2. Каким общим свойством обладают все источники звука?

Любой источник звука обязательно колеблется, хотя эти колебания чаще всего незаметны для глаза.

Например:

– звуки голосов людей и многих животных возникают в результате колебаний их голосовых связок,

звучание духовых музыкальных инструментов – это колебания воздуха,

свист ветра, шелест листьев, раскаты грома обусловлены колебаниями масс воздуха.

3. Механические колебания каких частот называются звуковыми и почему?

Не всякое колеблющееся тело является источником звука.

Человеческое ухо способно воспринимать как звук механические колебания с частотой в пределах от 16 до 20 000 Гц, передающиеся обычно через воздух.
Поэтому колебания этого диапазона частот называются звуковыми.

Границы звукового диапазона условны, так как зависят от индивидуальных особенностей слухового аппарата человека.
С возрастом верхняя частотная граница воспринимаемых звуков понижается – некоторые могут слышать звуки с частотами, не превышающими 6000 Гц.
Дети могут воспринимать звуки, частота которых даже больше 20 000 Гц.

4. Какие колебания называются ультразвуковыми? инфразвуковыми?

Механические колебания, частота которых превышает 20 000 Гц, называются ультразвуковыми.
Механические колебания с частотами менее 16 Гц называют инфразвуковыми.

Ультразвук и инфразвук распространены в природе так же широко, как и волны звукового диапазона.

Например:

Их излучают и используют для своих «переговоров» дельфины, летучие мыши и некоторые другие живые существа.

5. Как используют ультразвук в эхолокации?

Ультразвук используют в эхолокации для определения расстояния до объекта под водой.

Каким общим свойством обладают все источники звука

Направленные узкие пучки ультразвука применяются для измерения глубины моря.
Для этой цели на дне судна помещают излучатель и приёмник ультразвука.
Излучатель даёт короткие сигналы, которые доходят до дна и, отражаясь от него, достигают приёмника.
Моменты излучения и приёма сигнала регистрируются.
За время t, которое проходит с момента отправления сигнала до момента его приёма, сигнал, распространяющийся со скоростью v, проходит путь, равный удвоенной глубине моря, т. е. 2h:
2h = vt.
Отсюда глубина моря:
h = vt/2

Следующая страница – смотреть

Назад в “Оглавление” – смотреть

Источник

Раскаты грома, музыка, шум прибоя, человеческая речь и все остальное, что мы слышим – это звук. А что такое “звук”?

Источник изображения: pixabay.com

В действительности все, что мы привыкли считаем звуком – это всего лишь одна из разновидностей колебаний (воздуха), которые могут воспринимать наш мозг и органы слуха.

Какая природа у звука

Все звуки, распространяемые в воздухе, представляют собой вибрации звуковой волны. Она возникает посредством колебания объекта и расходится от её источника во всех направлениях. Колеблющийся объект сжимает молекулы в окружающей среде, а затем создаёт разреженную атмосферу, заставляя молекулы отталкиваться друг от друга всё дальше и дальше. Таким образом, изменения в давлении воздуха распространяются от объекта, сами молекулы остаются в неизменной для себя позиции.

Воздействие звуковых волн на барабанную перепонку. Источник изображения:prd.go.th

По мере того, как звуковая волна распространяется в пространстве, она отражается от объектов, встречающихся на её пути, создавая изменения в окружающем воздухе. Когда эти изменения, достигая вашего уха, воздействуют на барабанную перепонку, нервные окончания подают сигнал в мозг, и вы воспринимаете эти колебания как звук.

Читайте также:  Какие свойства логарифмов вы знаете

Основные характеристики звуковой волны

Самой простой формой звуковой волны является синусоида. Синусоидные волны в чистом виде редко встречаются в природе, однако именно с них следует начинать изучение физики звука, так как любые звуки можно разложить на комбинацию синусоидных волн.

Синусоида чётко демонстрирует три основных физических критерия звука – частоту, амплитуду и фазу.

Частота

Чем реже частота колебаний, тем звук ниже, Источник изображения:ReasonGuide.Ru

Частота – это величина, характеризующая количество колебаний в секунду. Она измеряется в количестве периодов колебания либо в герцах (ГЦ). Человеческое ухо может воспринимать звук в диапазоне от 20 Гц (низкочастотные) и до 20 КГц (высокочастотные). Звуки, находящиеся выше данного диапазона называется ультразвуком, а ниже – инфразвуком, и человеческими органами слуха не воспринимаются.

Амплитуда

Чем больше амплитуда звуковой волны, тем громче звук.

Понятие амплитуды (или интенсивности) звуковой волны имеет отношение к силе звука, которую человеческие органы слуха воспринимают как объём или громкость звука. Люди могут воспринимать достаточно широкий спектр громкости звука: от капающего крана в тихой квартире, и до музыки, звучащей на концерте. Для измерения громкости используются фонометры (показатели в децибелах), в которых используется логарифмическая шкала чтобы сделать измерения более удобными.

Фаза звуковой волны

Фазы звуковой волны. Источник изображения: Muz-Flame.ru

Используется для того, чтобы описать свойства двух звуковых волн. Если две волны имеют одинаковую амплитуду и частотность, то говорят, что две звуковые волны находятся в фазе. Фаза измеряется в диапазоне от 0 до 360, где 0 – это значение, показывающее, что две звуковые волны синхронны (в фазе), а 180 – значение, означающее противоположность волн друг к другу (находятся в противофазе). Когда две звуковые волны находятся в фазе, то два звука накладываются и сигналы усиливают друг друга. При совмещении двух сигналов, не совпадающих по амплитуде, из-за разницы давления идёт подавление сигналов, что приводит к нулевому результату, то есть звук исчезает. Этот феномен известен как “подавление фазы”.

При совмещении двух одинаковых аудио сигналов – подавление фазы может стать серьёзной проблемой, так же огромной неприятностью является совмещение оригинальной звуковой волны с волной, отражённой от поверхностей в акустической комнате. Например, когда совмещают левый и правый каналы стерео микшера, чтобы получить гармоничную запись, сигнал может страдать от подавления фаз.

Что такое децибел?

В децибелах измеряется уровень звукового давления или электрического напряжения. Это такая единица, которая показывает коэффициент отношения двух разных величин друг к другу. Бел (названный в честь американского ученого Александра Белла) является десятичным логарифмом, отражающим соотношение двух разных сигналов друг к другу. Это означает, что для каждого последующего бела в шкале, принимаемый сигнал в десять раз мощнее. Например, звуковое давление громкого звука в миллиарды раз выше, чем у тихого. Для того чтобы отображать такие большие величины, стали использовать относительную величину децибел (дБ) – при этом 1.000.000.000 – это 109, или просто 9. Принятие физиками акустиками данной величины позволило сделать работу с огромными числами удобнее.

Шкала громкости различных звуков. Источник изображения: Nauet.ru

На практике получается так, что бел является слишком большой единицей для измерения уровня звука, поэтому вместо него стали использовать децибел, что составляет одну десятую от бела. Нельзя сказать, что применение децибелов вместо белов – это как использование, скажем, сантиметров вместо метров для обозначения размера обуви, белы и децибелы — относительные величины.

Из выше сказанного понятно, что уровень звука принято измерять в децибелах. Некоторые эталоны уровня звука используются в акустике на протяжении многих лет, начиная со времён изобретения телефона, и по сей день. Большинство этих эталонов сложно применить относительно современного оборудования, они используются только для устаревших единиц техники. На сегодняшний день на оборудовании в студиях звукозаписи и вещания используется такая единица, как дБu (децибел относительно уровня 0,775 В), а в бытовой аппаратуре – дБВ (децибел, отсчитываемый относительно уровня 1 В). В цифровой аудио аппаратуре для измерения мощности звука применяется дБFS (децибел полной шкалы).

Читайте также:  Какие свойства глицина проявляются в каждой из этих реакций

дБм – “м” обозначает милливатты (мВт), данная единица измерения используется для обозначения электрической мощности. Следует отличать мощность от электрического напряжения, хотя эти два понятия тесно связаны друг с другом. Единицу измерения дБм начали использовать ещё на заре внедрения телефонных коммуникаций, на сегодняшний день её тоже используют в профессиональной аппаратуре.

дБu — в данном случае измеряется напряжение (вместо мощности) относительно эталонного нулевого уровня, за эталонный уровень принято считать 0,75 вольт. В работе с современной профессиональной аудио аппаратуре дБu заменён на дБм. В качестве единицы измерения в сфере звукотехники было удобнее использовать дБu раньше, когда для оценки уровня сигнала было важнее считать электрическую мощность, а не его напряжение.

дБВ – в основе данной единицы измерения так же лежит эталонный нулевой уровень (как и в случае с дБu), однако за эталонный уровень принимают 1 В, что является более удобным, чем цифра 0,775 В. Данная единица измерения звука часто используется для бытовой и полу профессиональной аудио аппаратуры.

дБFS – данная оценка уровня сигнала широко используется в цифровой звукотехнике и сильно отличается от указанных выше единиц измерения. FS (full scale) – полная шкала, которая используется из-за того, что, в отличие от аналогового звукового сигнала, которое имеет оптимальное напряжение, весь диапазон цифровых значений одинаково приемлем при работе с цифровым сигналом. 0 дБFS – это максимально возможный уровень цифрового звукового сигнала, который можно записать без искажения. У аналоговых стандартов измерения таких, как дБu и дБВ, после уровня 0 дБFS нет запаса по динамическому диапазону.

Если Вам понравилась статья , поставьте лайк и подпишитесь на канал НАУЧПОП . Оставайтесь с нами, друзья! Впереди ждёт много интересного!

Источник

Источник

Трудно представить себе пространство, где нет абсолютно никаких звуков. Если условно взять тишину за некий звук (звенящая тишина), тогда существующий мир весь пронизан звуковыми волнами. А какими свойствами обладает звук, мы узнаем в продолжении.

Основные свойства звука

Мы не видим звук, однако его существование мы можем услышать и изобразить графиком. Вид графика будет зависеть от интенсивности звука в пространстве. Теперь разберем параметры интенсивности звуковой волны.

Основные свойства звука

Амплитуда – отражает интенсивность колебаний, расстояние от верхнего до нижнего пика звукового давления. Другими словами амплитуда это размах звукового сигнала относительно среднего значения уровня.

Фаза звуковой волны – отражает временные свойства звуковой волны или разных частей одной звуковой волны. В звукозаписи понятие “фаза” достаточно важный элемент, ведь она помогает при определении слухом пространственного положения источника звука.

Уровень и громкость звука. Звуковая волна оказывает на среду распространения некое давление (на различные поверхности или на наши с Вами перепонки). Если Вы бывали на концерте и стояли неподалеку от больших колонок, Вы знаете не понаслышке силу звука. Условно мы воспринимаем изменение давления как повышение или понижение громкости. В физике давление звука измеряется в Паскалях, однако в акустической среде это понятие звучит как “сила звука” – поток звуковой энергии, который проходит через квадратный сантиметр условной плоскости. Сила звука это энергетическое свойство звуковой волны, имеющее размерность ватт/квадратный сантиметр (Вт/кв.см.). Сила звука лежит в пределах “порог слышимостиболевой порог”, если сила звука не превышает порог слышимости – мы не слышим звук, если же сила звука больше болевого порога – мы испытываем боль в ушах. В музыке такой диапазон называется “диапазоном слуха”. Изменение уровня звука измеряется в децибелах, далее я приведу примеры, которые помогут понять логарифмическую шкалу уровня:

Слуховой порог – 0 дБ
Шепот на расстоянии одного метра – 20 дБ

Шепот на расстоянии 10 см – 50 дБ

Тихий разговор на расстоянии одного метра – 50 дБ
Шум в квартире – 40 дБ
Аплодисменты – 60 дБ
Игра на акустической гитаре пальцами; звук на расстоянии 40 см – 70 дБ

Игра на акустической гитаре медиатором; звук на расстоянии 40 см – 80 дБ
Тихая игра на фортепиано – 70 дБ
Шум в метро во время движения – 90 дБ
Громкий голос на расстоянии 15 см – 100 дБ
Фортиссимо (максимально энергичный пассаж) оркестра – 100 дБ
Реактивный самолет на расстоянии пяти метров – 120 дБ
Барабанный бой на расстоянии 3 см – 140 дБ

Спектральный состав – отражает окраску или тембр звука. Спектр звуковой волны представляет собой график амплитуд частотных составляющих, которые изменяются во времени. Благодаря этому изменению каждый звук обладает неповторимостью (уникальностью) и тембром, который полностью зависит от спектрального состава. Для примера: аккорд имеет линейчатый спектр, а шум – сплошной спектр. Таким образом, спектральный состав помогает нам различать голоса людей, окружающие звуки, а музыканты используют его в создании своих потрясающих шедевров.

Тембр звука – музыкант создает громкие и тихие звуки, низкие и высокие, но что делает гитару-гитарой, а рояль-роялем? Именно тембр звука помогает нам различать музыкальные инструменты. Тембр состоит из созвучия простых волн, в свою очередь созвучие имеет основной тон (например, нота Ля первой октавы – 440 Гц) и остальные, которые также имеют разную частоту. Их название в музыке – обертон. Основной тон и обертон также называются гармониками, например, основной тон – первая гармоника, обертон – вторая и тд. В написании музыки данными свойствами можно управлять эквалайзером, который способен корректировать частотную полосу, уровень гармоник и, соответственно, изменять тембр.

Источник