Каким общим свойством обладают молекулы любого вещества

Каким общим свойством обладают молекулы любого вещества thumbnail

             Тема: ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (итоговый контроль)

Цели    урока:  Выяснить: а) усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по данной теме; б) научились ли учащиеся видам деятельности, указанных в целях по развитию предыдущих уроков.

          Подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими при изучении темы новые физические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям, к дальнейшей работе.

          Воспитывать чувство ответственности, внимательность, усидчивость, самостоятельность при выполнении работы.
         Создание психологически комфортных условий  (обеспечить условия эмоционального благополучия, создание условий «психологического успеха).

Оборудование к уроку: карточки с тестами, контрольные бланки, тетради, проектор, презентация, линейки, мотки проволоки, калькуляторы.

Требования стандартов образования по данному блоку уроков.

Проверяемые знания учащихся

Проверяемые умения учащихся

Мельчайшая частица вещества называется молекулой

по модели строения веществ распознавать одинаковые и разные вещества

размер молекул  d~ м

молекулы одного и того же вещества одинаковы, молекулы разных веществ разные.

сравнивать скорости движения молекул различных веществ в конкретных ситуациях

Диффузия – физическое явление, заключающееся в самопроизвольном взаимопроникновении двух соприкасающихся веществ.

распознавать диффузию в конкретных ситуациях

Твердое состояние вещества – это состояние вещества, при котором тело, изготовленное из этого вещества, сохраняет объем и форму.

Распознавать ситуации, в которых молекулы притягиваются и отталкиваются

Жидкое состояние вещества – это состояние вещества, при котором тело, изготовленное из этого вещества, сохраняет объем, но изменяет форму.

объяснять физические явления, основанные на взаимодействии молекул (слипание тел, упругость веществ), воспроизводить эти явления

Газообразное состояние вещества – это состояние вещества, при котором тело, изготовленное из этого вещества, не сохраняет ни объема, ни формы.

Распознавать состояния вещества в конкретных ситуациях

Броуновское движение – это физическое явление, заключающееся в беспорядочном движении взвешенных в жидкости или газе частиц

Распознавать состояние вещества по моделям его строения

Время на выполнение каждой части задания и объем заданий зависит от класса.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Добрый день, рада встречи с вами. Сегодня мы подводим итог нашей плодотворной работы на предыдущих уроках.  
  2. Проверка выполнения домашнего задания.  Прежде всего, я отвечу на ваши вопросы по домашнему заданию. Пожалуйста, у кого были затруднения?  Мы вместе постараемся их разрешить.
  3. Подготовка к выполнению теста. А теперь ответьте на мои вопросы.

1.Каким общим свойством обладают молекулы любого вещества независимо от их состояния? (хаотическое движение)            

  2.Что происходит с температурой тела при уменьшении скорости движения их частиц? (снижается)                                  

 3. Как меняются размеры тела при уменьшении их температуры? (уменьшаются)                                                     4. Какое природное явление объясняется притяжением молекул разных веществ? (смачиваемость)                                        

  5. Чем можно объяснить, что на внешних стенках чугунного пресса выступают капельки масла? (масло несжимаемо, между молекулами чугуна есть промежутки)                                       6.Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул? (нет, молекулы газа находятся на больших расстояниях по сравнению с размерами молекул)

4.Психологический настрой на  контроль знаний. Я  убедилась, что вы хорошо подготовлены. Но чтобы отвлечься от мыслей от прошлого урока и от забот о будущем, давайте сдадим свои тревоги и заботы  в ХРАНИЛИЩЕ ЗАБОТ. Работа пойдет легче и спокойнее, если вы хоть на некоторое время отдадите их на хранение. После урока вы их можете забрать. На партах у вас есть цветные листочки, напишите  на отдельном листочке по одной тревоге или сомнению и приклейте их на плакат у выхода.

Объяснение хода контрольной работы и критериев оценивания:                                        За выполнение  6 заданий теста оценка «5», за 4-5 заданий – оценка «4», за 2-3 – оценка «3», менее 3-х – оценка «2».

Ответы заносите в   контрольный бланк, который сдаете мне после выполнении. На выполнение теста отводится 12  минут.

Сообщаю учащимся, что вопросы теста соответствуют заданиям  А5 и А7 ГИА-2012г.

 При проведении тестирования  использую  бланк тестирования.  Контрольный бланк имеет одинаковую для всех учащихся форму, в нем отражены только ответы учащихся, и по нему проводится проверка выполненных заданий  сразу же на уроке.

Контрольный бланк

Первоначальные сведения о строении вещества

Вариант

ФАМИЛИЯ

КЛАСС

ВОПРОС 1

ВОПРОС 2

ВОПРОС 3

ВОПРОС 4

ВОПРОС 5

ВОПРОС 6

ОТВЕТ 1

ОТВЕТ 2

ОТВЕТ 3

ОТВЕТ 4

Об окончании времени работы с тестом  «сообщает» включенная спокойная, но ритмичная музыка, которая звучит 1-2 минуты, пока ученики сдают бланки с ответами и тексты заданий.  (Ученики второй раз «прохаживаются»  по классу, что является соответствующей разминкой).

 После теста, учащиеся выполняют задания для письменной работы в тех же тетрадях.  Первое задание  работы частично соответствует заданию А22 ГИА -2012г.  Задания можно демонстрировать с помощью проектора на доску или раздать в печатном варианте. Но следует иметь ввиду, что на ГИА учащиеся работают с печатным вариантом.

Содержание 1 части  контрольной работы: 

2 часть.

1 вариант.

1. Найдите диаметр данной проволоки. Запишите план ваших действий по нахождению диаметра проволоки и результаты выполнения каждого действия. Как называется подобный метод нахождения размеров малых тел?

2. В мензурке находится вода объемом 100 куб.см. Её переливают в стакан вместимостью 200 мл. Изменится ли объём воды?

 2 вариант
  1. Найдите толщину листа учебника. Запишите план ваших действий по нахождению толщины листа  и результаты выполнения каждого действия. Как называется подобный метод нахождения размеров малых тел?

2. Изменится ли объем газа, если его перекачать из баллона вместимостью 20л в баллон вместимостью 40л?

Пока учащиеся выполняют 2 часть к.р., учитель проверяет тестовую часть, анализирует выполнение основной части (базовые знания), заполняет таблицу результатов выполнения теста и составляет  задания на дом.

После окончания работы ученики сдают тетради, на экране демонстрируется  таблица правильных ответов на тест,  решения 2 части заданий, критерии оценивания.  

. Таблица правильных ответов (для самоконтроля)

задание

1

2

3

4

5

6

1 вариант

1

4

2

3

3

4

2 вариант

2

4

4

3

3

4

Таблица правильных ответов и решений 2 части урока.

ВАРИАНТ 1

1.

1. Измерить длину всего ряда проволоки.

2. Подсчитаем число витков в этом ряду

3. Поделим длину ряда на число витков, узнаем диаметр проволоки.

Этот метод называется «методом рядов» и используется для определения размеров малых тел.

2.

Объём не изменится, т.к. жидкости практически не сжимаемы, потому что молекулы в жидкостях расположены  на расстояниях, меньших размеров самих молекул. При незначительном сжатии сразу возрастают силы отталкивания.

ВАРИАНТ 2

1.

1. Измерить толщину всех страниц.

2. Подсчитаем число страниц  в  ряду.

3. Поделим длину ряда на число страниц, узнаем толщину одной страницы.

Этот метод называется «методом рядов» и используется для определения размеров малых тел.

2.

Объём увеличится в 2 раза, т.к. газы занимают весь предоставленный им объем. Молекулы в газах расположены на большом расстоянии друг от друга и движутся беспорядочно. Между молекулами отсутствуют силы притяжения.

Анализ выполнения теста.

1

2

3

4

5

6

Всего баллов

оценка

1

Букин А

2

Букина К

3

Герман

4

Горемыкин

5

Гальцов

6

Гусев

7

Гнырина

8

Домников

9

ЗахарченкоВ

10

Захарченко Ю

11

Казаченко

12

Ким

13

Ковалев

14

Плотникова

15

Пятицкая

16

Серебрянов

17

Скользнев

18

Тамилова

19

Тагинцева

20

Цулимова Ж

21

Цулимова С

22

Холодова

23

Черноусова

24

Щербашина

Всего по заданию

% выполнения

Итоговая таблица выполнения теста (обязательная часть)

1

2

3

4

5

6

Тема задания

сравнивать скорости движения молекул различных веществ в конкретных ситуациях

Распознавать состояние вещества по моделям его строения

распознавать диффузию в конкретных ситуациях

Распознавать состояния вещества в конкретных ситуациях

Распознавать ситуации, в которых молекулы притягиваются и отталкиваются

объяснять физические явления, основанные на взаимодействии молекул (слипание тел, упругость веществ), воспроизводить эти явления

Всего по заданию

% выполнения

По окончании урока собираются тетради.  Подводится итог урока: выше представленная итоговая таблица в заполненном виде демонстрируется на экран, разбираются вопросы,  которые  вызвали наибольшее затруднение учащихся. Конкретизируется домашнее задание. Напоминаю о сданных на хранение тревогах и сомнениях: «Если кто хочет – забирает с собой, остальные я сожгу, что бы они больше вас не посещали».

Со звонком учитель встает у выхода из класса. Провожая учеников, учитель  одних хвалит за успех, может даже небольшой, других подбадривает, но не оставляет без внимания ни одного.

Источник

В уроке 3 «Молекулы и простые вещества» из курса «Химия для чайников» рассмотрим, что такое молекулы, простые вещества, а также металлы и неметаллы. Напоминаю, что в прошлом уроке «Относительная атомная масса химических элементов» мы рассмотрели разные способы выражения массы химических элементов.

Атомы химических элементов существуют в природе как в свободном, так и в связанном состоянии. Например, благородные газы — гелий He, неон Ne, аргон Ar, криптон Kr, ксенон Xe — находятся в воздухе в виде одиночных атомов. Атомы всех остальных элементов в природе не существуют изолированно друг от друга. Они всегда стремятся соединиться, связаться с другими атомами за счет особых сил. Почему? Так они достигают более устойчивого состояния. Это одна из иллюстраций всеобщего принципа природы — стремления к максимально устойчивому состоянию.

Что такое молекула?

Из курса физики вы уже немного знаете о молекулах — частицах вещества, состоящих обычно из двух и более атомов. Что же такое молекула?

Молекула — наименьшая частица вещества, способная существовать самостоятельно и сохраняющая его химические свойства.

Молекулы благородных газов одноатомны, а молекулы таких веществ, как кислород, водород, азот, хлор, бром, состоят из двух атомов (рис. 34). Молекула фосфора содержит четыре атома, а серы — восемь (рис. 35).

Простые вещества

Если вещества состоят из атомов одного вида, то они относятся к простым веществам.

Простыми называются вещества, которые образованы атомами одного химического элемента.

Простые вещества — одна из форм существования химических элементов в природе. Простые вещества, состоящие из молекул, относятся к веществам молекулярного строения. При обычных условиях среди них есть газы (водород, кислород, азот, фтор, хлор, благородные газы), жидкости (бром) и твердые вещества (сера, иод, фосфор).

Элемент кислород существует в виде двух простых веществ молекулярного строения: одно из них (просто кислород) состоит из двухатомных молекул, а второе (озон) — из трехатомных.

Связываясь друг с другом, атомы образуют не только молекулы. Гораздо больше простых веществ, которые имеют немолекулярное строение. Они обычно представляют собой твердые кристаллические вещества, построенные из атомов, например кристаллы алмаза, графита, меди, железа (рис. 36).

Металлы и неметаллы

Простые вещества по их свойствам делят на металлы и неметаллы.

Все металлы при комнатной температуре являются твердыми веществами (за исключением ртути), которые проводят электрический ток и теплоту, имеют характерный металлический блеск. Многие из металлов пластичны, т. е. меняют свою форму при механическом воздействии. Благодаря этому свойству металлы можно ковать, расплющивать, вытягивать в проволоку.

Большинство простых веществ — металлы, и все они имеют немолекулярное строение.

Хотя простых веществ неметаллов гораздо меньше, по своим свойствам они различаются между собой значительно сильнее, чем металлы. Почти все они плохо проводят электрический ток и теплоту. Многие из неметаллов при обычных условиях являются хрупкими твердыми веществами (рис. 37), другие — газами (рис. 38), а бром — жидкостью (рис. 39). Большинство неметаллов существует в виде молекул, но некоторые имеют немолекулярное строение, например бор, углерод, кремний.

Алмаз и графит — это простые вещества, состоящие из атомов одного и того же химического элемента — углерода. Хотя они оба имеют немолекулярное строение, свойства этих веществ сильно отличаются: алмаз — прозрачное, самое твердое в природе вещество, а графит — темно-серое, непрозрачное, мягкое вещество (рис. 40). Их свойства различны потому, что различно строение их кристаллов, хотя состоят эти кристаллы из одних и тех же атомов — атомов углерода.

Названия простых веществ

В настоящее время известно более 400 простых веществ, хотя элементов пока открыто только 118. Названия большинства простых веществ такие же, как и названия соответствующих химических элементов. Только у элемента углерода простые вещества (как вы уже знаете) имеют собственные названия, да еще у элемента кислорода есть простое вещество озон.

Необходимо различать понятия простое вещество и химический элемент, поскольку в большинстве случаев их названия совпадают.

Химический элемент — это определенный вид атомов. Поэтому название химического элемента — это то, что объединяет атомы данного вида. У всех таких атомов есть общие черты. Каждый химический элемент обозначается с помощью соответствующего химического знака.

В то же время понятие простое вещество обозначает конкретное химическое вещество, образованное атомами одного вида. Оно характеризуется определенными составом, строением, физическими и химическими свойствами.

Например, если говорят о том, что в состав какого-то вещества входит азот, то имеют в виду атомы этого химического элемента, а когда говорят об азоте, который входит в состав воздуха, то, конечно, речь идет о простом веществе.

Более подробно о различии понятий «простое вещество» и «химический элемент» вы узнаете в главах 2, 3.

Краткие выводы урока:

  1. Молекула — наименьшая частица вещества, способная существовать самостоятельно и сохраняющая его химические свойства.
  2. Простые вещества состоят из атомов одного химического элемента.
  3. Простые вещества имеют молекулярное или немолекулярное строение.
  4. Простые вещества делят на металлы и неметаллы.

Надеюсь урок 3 «Молекулы и простые вещества» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии.

Источник

Об
атомах и химических элементах

Другого
ничего в природе нет

ни
здесь, ни там, в космических глубинах:

все
— от песчинок малых до планет —

из
элементов состоит единых.

С.
П. Щипачев, «Читая Менделеева».

В
химии кроме терминов “атом” и “молекула” часто
употребляется понятие “элемент”. Что общего и чем эти понятия различаются?

Химический
элемент
 – это
атомы одного и того же вида
. Так, например, все атомы водорода –
это элемент водород; все атомы кислорода и ртути – соответственно элементы
кислород и ртуть.

В
настоящее время известно более 107 видов атомов, то есть более 107 химических
элементов. Нужно различать понятия “химический элемент”, “атом” и “простое
вещество”

Простые
и сложные вещества

По
элементному составу различают простые вещества, состоящие из атомов
одного элемента (H2, O2, Cl2, P4,
Na, Cu, Au), и сложные вещества, состоящие из атомов разных
элементов (H2O, NH3, OF2, H2SO4,
MgCl2, K2SO4).

К 70-м гг. XIX в. было уже известно более 60 химических элементов. Их условно классифицировали на металлы и неметаллы

ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

МЕТАЛЛЫ

НЕМЕТАЛЛЫ

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРОСТЫХ ВЕЩЕСТВ

Железо Fe, медь Cu, алюминий Al, ртуть Hg, золото Au, серебро Ag и другие

Уголь С, сера S, фосфор P, йод I2, кислород O2, водород H2 и другие.

1.  Твёрдое агрегатное состояние (исключение – ртуть)

2. Металлический блеск

3. Хорошие проводники тепла и электричества.

4. Пластичные и ковкие.

1. Твёрдые (Уголь С, сера S, фосфор P, йод I2), жидкие (бром Br2) и газообразные (кислород O2, водород H2).

2. Металлическим блеском не обладают (исключение йод)

3. Не проводят тепло и электрический ток – ИЗОЛЯТОРЫ.

4. Хрупкие

На
2019 год в периодической таблице – 118 химических элементов, которые
образуют около 500 простых веществ.

Каким общим свойством обладают молекулы любого вещества

Самородное
золото – простое вещество

Способность
одного элемента существовать в виде различных простых веществ, отличающихся по
свойствам, называется аллотропией. Например, элемент кислород O
имеет две аллотропные формы –  кислород O2 и
озон O3 с различным числом атомов в молекулах. Аллотропные
формы элемента углерод C – алмаз и графит – отличаются строение их кристаллов. Существуют
и другие причины аллотропии.

Название элемента Аллотропные
формы
Пример простого вещества 
 Углерод С

 Графит

Каким общим свойством обладают молекулы любого вещества

Каким общим свойством обладают молекулы любого вещества

 Углерод С 

Каким общим свойством обладают молекулы любого вещества

 

Сложные
вещества часто называют химическими соединениями, например, оксид
ртути(II) HgO (получается путем соединения атомов простых веществ – ртути Hg и
кислорода O2), бромид натрия (получается путем соединения атомов
простых веществ – натрия Na и брома Br2).

Итак,
подытожим вышесказанное. Молекулы вещества бывают двух видов:

1. Простые –
молекулы таких веществ состоят из атомов одного вида. В химических реакциях не
могут разлагаться с образованием нескольких более простых веществ.

2. Сложные –
молекулы таких веществ состоят из атомов разного вида. В химических реакциях
могут разлагаться с образованием более простых веществ.

Различие
понятий “химический элемент” и “простое вещество”

Отличить
понятия “химический элемент” и “простое вещество” можно
при сравнении свойств простых и сложных веществ. Например, простое вещество
– кислород – бесцветный газ, необходимый для дыхания,
поддерживающий горение. Мельчайшая частица простого вещества кислорода –
молекула, которая состоит из двух атомов. Кислород входит также в состав оксида
углерода (угарный газ) и воды. Однако, в состав воды и оксида углерода входит
химически связанный кислород, который не обладает свойствами простого вещества,
в частности он не может быть использован для дыхания. Рыбы, например, дышат не
химически связанным кислородом, входящим в состав молекулы воды, а свободным,
растворенным в ней. Поэтому, когда речь идет о составе каких – либо химических
соединений, следует понимать, что в эти соединения входят не простые вещества,
а атомы определенного вида, то есть соответствующие элементы.

При
разложении сложных веществ, атомы могут выделяться в свободном состоянии и
соединяясь, образовывать простые вещества. Простые вещества состоят из атомов
одного элемента. Различие понятий «химический элемент» и «простое вещество»
подтверждается и тем, что один и тот же элемент может образовывать несколько
простых веществ. Например, атомы элемента кислорода могут образовать
двухатомные молекулы кислорода и трехатомные – озона. Кислород и озон – совершенно
различные простые вещества. Этим объясняется тот факт, что простых веществ
известно гораздо больше, чем химических элементов.

Пользуясь
понятием «химический элемент», можно дать такое определение простым и сложным
веществам:

Простыми
называют такие вещества, которые состоят из атомов одного химического элемента.

Сложными
называют такие вещества, которые состоят из атомов разных химических элементов.

Отличие
понятий «смесь» и «химическое соединение»

Сложные
вещества часто называют химическими соединениями.

Осуществите
переход по ссылке и просмотрите опыт взаимодействия простых веществ железа и серы.

Попробуйте
ответить на вопросы:

1.Чем
отличаются по составу смеси от химических соединений?

2. Сопоставьте
свойства смесей и химических соединений?

3. Какими
способами можно разделить на составляющие компоненты смеси и химического
соединения?

4. Можно
ли судить по внешним признакам об образовании смеси и химического соединения?

Сравнительная
характеристика смесей и химических

Вопросы для сопоставления смесей с химическими соединениями

Сопоставление

Смеси

Химические соединения

Чем отличаются по составу смеси от химических соединений?

Вещества можно смешивать в любых соотношениях, т.е. состав смесей
переменный

Состав химических соединений постоянный.

Сопоставьте свойства смесей и химических соединений?

Вещества в составе смесей сохраняют свои свойства

Вещества, образующие соединения, свои свойства не сохраняют, так как
образуется химическое соединений с другими свойствами

Какими способами можно разделить на составляющие компоненты смеси и
химического соединения?

Вещества можно разделить физическими способами

Химические соединения можно разложить только с помощью химических
реакций

Можно ли судить по внешним признакам об образовании смеси и химического
соединения?

Механическое смешивание не сопровождается выделением теплоты или
другими признаками химических реакций

Об образовании химического соединения можно судить по признакам
химических реакций

Задания
для закрепления

I.
Поработайте с тренажёрами

Тренажёр №1

Тренажёр №2

Тренажёр №3

Тренажёр №4

Тренажёр №5

II.
Решите задание

Из предложенного списка веществ выпишите отдельно
простые и сложные вещества:
NaCl, H2SO4, K, S8, CO2, O3,
H3PO4, N2, Fe. Объясните ваш выбор, в каждом
из случаев.

III.
Ответьте на вопросы

№1. Сколько простых веществ записано в ряду
формул:
 

H2O, N2, O3, HNO3,
P2O5, S, Fe, CO2, KOH.

№2К сложным относятся оба
вещества:

А) С (уголь) и S (сера);

Б) CO2 (углекислый газ) и H2O
(вода);

В) Fe (железо) и CH4 (метан);

Г) H2SO4 (серная кислота)
и H2 (водород).

№3Выберите правильное
утверждение: простые вещества состоят из атомов одного вида.

А) Верно; Б) Неверно

№4. Для смесей характерно то, что

А) Они имеют постоянный состав;

Б) Вещества в составе “смеси” не сохраняют
свои индивидуальные свойства;

В) Вещества в “смесях” можно разделить
физическими свойствами;

Г) Вещества в “смесях” можно разделить при
помощи химической реакции.

№5. Для “химических соединений”
характерно следующее:

А) Переменный состав;

Б) Вещества, в составе “химического соединения
«можно разделить физическими способами;

В) Об образовании химического соединения можно
судить по признакам химических реакций;

Г) Постоянный состав.

№6В каком случае идёт речь
о железе как о химическом элементе?

А) Железо – это металл, который притягивается
магнитом;

Б) Железо входит с состав ржавчины;

В) Для железа характерен металлический блеск;

Г) В состав сульфида железа входит один атом железа.

№7.
В каком случае идёт речь о кислороде как о простом веществе?

А) Кислород – это газ, поддерживает дыхание и
горение;

Б) Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде;

В) Атом кислород входит в состав молекулы воды;

Г) Кислород входит в состав воздуха.

Источник