Каким из перечисленных свойств не обладает нервная система

Каким из перечисленных свойств не обладает нервная система thumbnail

Тесты Нейропсихология Царегородцева С.А. – 200

Модуль 4. Нарушения произвольных движений и действий. Проблема апраксий.

Проблема афазий.

# Вставить пропущенные слова:

1) сенсорная афазия – форма афазии, в основе которой лежит нарушение_____

2) акустико-мнестическая афазия – форма афазии, при которой больной не способен понять даже небольшой по объему речевой материал вследствие грубого нарушения_____

3) Амнестическая афазия – форма афазии, при которой больные не способны правильно называть____

4) Семантическая афазия – форма афазии, при которой больные не понимают____

Пропущенные слова:

А)предметы

Б)логико-грамматические конструкции

В)слухо-речевая память

Г)фонематический слух

Ответ: 1-г, 2-в, 3-а, 4-б.

# Нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных форм речевой деятельности, в нейропсихологии называются:

-Дизартрией

-Аграфией

-Логоневрозом

+Афазией

# Кем из ученых было впервые введено понятие «акцептор результатов действия», важное для понимания организации произвольных движений и действий?

-Бернштейном

+Анохиным

-Лурия

-Ухтомским

# Кто из известных физиологов придавал важное значение обратной афферентации в построении произвольных движений и действий?

-Бехтерев

-Павлов

+Бернштейн

-Сеченов

# Нарушения произвольных движений и действий, которые не сопровождаются четкими элементарными двигательными расстройствами вследствие нарушений мышечной силы и тонуса и которые возникают при поражении коркового уровня двигательных функциональных систем, в нейропсихологии называются …

– параличами

– парезами

– гиперкинезами

+ апраксиями

# Нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных форм речевой деятельности, в нейропсихологии называются …

+ афазией

– дизартрией

– аграфией

– логоневрозом

# Кто из ученых впервые открыл связь левого полушария мозга с речью?

-Кляйст

-Хэд
-Вернике

+Брока

# С какими психическими процессами обнаружили связь левого полушария мозга Брока и Вернике?

+речевыми

-интеллектуальными

-мнестическими

-эмоциональными

# Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях …

– подкорковых структур

– премоторной области мозга

+коры левого полушария мозга (у правшей)

– теменно-затылочной области

#. Что такое первая сигнальная система действительности

-устная речь;

-зрительные образы;

-механорецепторы;

+все раздражители окружающей среды.

#. Каким организмам присуща первая сигнальная система действительности

-только человеку;

-только животным;

+человеку и животным;

-преимущественно человеку;

#. Что такое вторая сигнальная система

-раздражители внутренней среды организма;

-музыка;

+речевые сигналы с учетом их смыслового значения;

-междометия;

#. В чем основное значение речи

+возможность абстрагироваться от действительности;

-становление контакта с животными;

-возможность обмена информацией;

-способ предупреждения от опасности.

Тесты Нейропсихология Царегородцева С.А. – 200

Модуль 1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Основные принципы строения мозга.

# Основной вклад в развитие отечественной нейропсихологии сделал …

– А.А.Ухтомский

+ А.Р.Лурия

– П.К.Анохин

– А.Н.Бернштейн

# В каком разделе клинической психологии решается топическая диагностическая задача?

+ в нейропсихологии

– в патопсихологии

– в психосоматике

– в психологии аномального развития

# Нейропсихология представляет собой отрасль психологической науки, сложившуюся на стыке психологии, неврологии, нейрохирургии и физиологии, изучающую …

+ мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений мозга

– закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями протекания психических процессов в норме

– закономерности аномалий психического развития и систематизацию в детском возрасте

– влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний

#. Отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы – это …

-иллюзии

+ ощущение

-восприятие

-воспроизведение

#. Каким из перечисленных свойств не обладает нервная система:

+ избирательная чувствительность к фармакологическим веществам;

– суммация возбуждения;

– ускоренное проведение возбуждения;

– трансформация ритма импульсов;

#. Трансформация ритма нейронов проявляется в:

– последействии;

+ изменении частоты импульса;

– изменение амплитуды ПД;

– изменении временных параметров ПД;

#. Нервная регуляция функций в теле человека осуществляется с помощью:

+электрических импульсов,
-механических раздражений,
-гормонов,
-ферментов.

#. Структурной и функциональной единицей нервной системы считают:

+нейрон,
-нервную ткань,
-нервные узлы,
-нервы.

#. Основу нервной деятельности человека и животных составляет:

-мышление,
-рассудочная деятельность,
-возбуждение,
+рефлекс.

#. Рецепторы – это чувствительные образования, которые:

– передают импульсы в центральную нервную систему,
– передают нервные импульсы со вставочных нейронов на исполнительные,
+воспринимают раздражения и преобразуют энергию раздражителей в процесс нервного возбуждения,
– воспринимают нервные импульсы от чувствительных нейронов.

#. Наиболее чувствительны к недостатку кислорода клетки:

-спинного мозга,
+ головного мозга,
– печени и почек,
– желудка и кишечника.

#. Пучки длинных отростков нейронов, покрытые соединительнотканной оболочкой и расположенные вне центральной нервной системы, образуют:

+нервы,
– мозжечок,
– спинной мозг,
-кору больших полушарий.

#. Произвольные движения человека обеспечивают:

– мозжечок и промежуточный мозг,
– средний и спинной мозг,
– продолговатый мозг и мост,
+большие полушария переднего мозга.

#. Регуляцию и согласование физиологических процессов, протекающих во внутренних органах, обеспечивает:

+промежуточный мозг,
– средний мозг,
– спинной мозг,
– мозжечок.

#. Соматическая нервная система, в отличие от вегетативной, управляет работой:

+скелетных мышц,
– сердца и сосудов,
– кишечника,
– почек.

#. Нервные импульсы передаются в мозг по нейронам:

-двигательным,
– вставочным,
+чувствительным,
-исполнительным.

#. Центры глотательных, дыхательных, сердечно-сосудистых и других жизненно важных рефлексов располагаются в:

– мозжечке,
-среднем мозге,
+продолговатом мозге,
– промежуточном мозге.

#. Вегетативная нервная система участвует в:

– осуществлении произвольных движений,
-восприятии зрительных, слуховых и вкусовых раздражений,
+регуляции обмена веществ и работы внутренних органов,
-формировании звуков речи.

#. Нервным импульсом называют:

+электрическую волну, бегущую по нервному волокну,
– передачу информации с одного нейрона на следующий,
-передачу информации от клетки к клетке,
– процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата.

#. По чувствительному нейрону возбуждение направляется:

+в центральную нервную систему,
– к исполнительному органу,
– к рецепторам,
– к мышцам.

#. Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по:

– двигательным нейронам,
-вставочным нейронам,
+чувствительным нейронам,
– коротким отросткам двигательных нейронов.

#. Внешние раздражители преобразуются в нервные импульсы в:

– нервных волокнах,
– телах нейронов центральной нервной системы,
+рецепторах,
-телах вставочных нейронов.

#. У человека за расширение зрачка отвечает:

+симпатический отдел нервной системы,
– парасимпатический отдел нервной системы,
-соматическая нервная система,
-центральная нервная система.

#. . Понятие «модальности ощущения» обусловлено:

+специфичностью органа чувств;

-адекватностью раздражителя;

-низкими порогами раздражения

-неспецифичностью органа чувств

#. . Психология как наука изучает такие категории как:

-. сознание

-. бессознательное

-. поведение

+. все ответы верны

#. Психика многообразна в своих проявлениях и формах и представляет собой:

-. чувства и переживания человека

-. мысли и намерения человека

-. внутренний мир человека

+. все утверждения верны

#. Структура цитоплазматической мембраны включает в себя:

– бислой фосфолипидов;
+ бислой белков;

– бислой фосфолипидов и белковые молекул;
– монослой фосфолипидов и монослой белков;

#. В цитоплазматической мембране молекулы:
– статичны в состоянии физиологического покоя;
– начинают перемещаться при возбуждении;
+ постоянно перемещаются;

– движение молекул чередуется с их неподвижностью;

#. Сознание как восприятие собственно «я» характерно:

-. для высших позвоночных животных;

-. для приматов;

-. для человекообразных обезьян;

+. только для человека

#. Процесс или явление с сообщением для ориентации биосистемы об этом событии – это …

-рефлекс

-биопотенциал

– потенциал действия

+сигнал

#. В дошкольном периоде:

– непроизвольное внимание отсутствует;

– произвольное внимание отсутствует;

+ непроизвольное внимание преобладает над произвольным;

– произвольное внимание преобладает над произвольным;

#. Какая из перечисленных мозговых структур обеспечивает бодрствование?

– спинной мозг;

– мозжечок;

+ неспецифическая восходящая система мозга;

– ядра четверохолмия;

#. Центр голода и насыщения расположен в:

– желудке;

– спинном мозге;

+ гипоталамусе;

– гипофизе;

#. Кто ввел в физиологию понятие доминанты:

– И.М. Сеченов;

– И. П. Павлов;

+ А.А. Ухтомский;

– Н.Е. Введенский;

#. В каком отделе ЦНС расположены нервные центры дефекации:

– полушария большого мозга;

– подкорковые ядра;

– промежуточный мозг;

+

спинной мозг.

#. Центр терморегуляции расположен в:

– среднем мозге;

– буграх четверохолмия;

+ гипоталамусе;

– таламусе;

#. Ассоциативные зоны коры расположены в:

– ретикулярной формации;

– лимбической системе;

– в коре мозжечка;

+ лобной области коры (40 поле).

#. Какую структуру не включают в лимбическую систему мозга:

– гиппокамп;

– миндалина;

– кора поясной извилины;

+ вестибулярные ядра продолговатого мозга.

#. Какой теории онтогенеза нервной деятельности отдают предпочтение современные нейробиологии:
– локальных рефлексов Уипла;
+ системогенеза П.К. Анохина;
– общего типа поведения Когхилла

– теория И.М.Сеченова.

#. Какова общая закономерность изменения ЭЭГ в онтогенезе:

– появление быстрых ритмов;
+ появление медленных ритмов;
– появление пик-волн;
– появление К-волн;

#. Какие факторы определяют становление функциональной асимметрии мозга:

– наследственные;
– средовые;

+ наследственные и средовые;
– социальные

#. Какова закономерность изменения рефлекторных реакций с увеличением возраста:
+ торможение рефлексов;
– активация рефлексов;

– угнетение одних форм рефлекторной деятельности и появле- по-
ние новых;

– появление новых форм рефлекторной деятельности

#. В онтогенезе становление спинальных координационных механизмов происходит в первую очередь за счет:

+ взаимодействия возбудительных и тормозных нейронов мозга;
– афферентной импульсации;
– супраспинальных влияний;
– иррадиации возбуждения.

#. Нервная регуляция функций в теле человека осуществляется с помощью:

+ электрических импульсов,
механических раздражений,
– гормонов,
– ферментов.

#. Структурной и функциональной единицей нервной системы считают:

+ нейрон,
нервную ткань,
– нервные узлы,
– нервы.

#. Основу нервной деятельности человека и животных составляет:

– мышление,
– рассудочная деятельность,
– возбуждение,
+ рефлекс.

#. Рецепторы – это чувствительные образования, которые:

– передают импульсы в центральную нервную систему,
– передают нервные импульсы со вставочных нейронов на исполнительные,
+ воспринимают раздражения и преобразуют энергию раздражителей в процесс нервного возбуждения,
воспринимают нервные импульсы от чувствительных нейронов.

Источник

Все люди абсолютно разные. У каждого свои слабые и сильные стороны, все по-своему реагируют на одну и ту же ситуацию. Во многом особенности характера человека зависят от свойств нервной системы. Так давайте же разберемся, какие они бывают и как влияют на формирование личности.

Что это такое?

Свойства нервной системы – это термин, предложенный русским ученым И. П. Павловым, который характеризует прирожденные черты реагирования и функционирования нервной системы. Эти черты определяют то, как она реагирует на условия окружающей среды, поведение человека.

Совокупность всех свойств нервной системы получило название фенотипа. Именно на основании данного понятия ведет работу с человеком психолог. Хотя фенотип и является генетически обусловленным, он может меняться в зависимости от условий окружающей среды.

Улабающиеся дети

Основные свойства нервной системы

И. П. Павлов в своей классификации изначально охарактеризовал три основных свойства:

  • сила;
  • уравновешенность;
  • подвижность.

При дальнейшем изучении нервной системы к этим свойствам добавили еще три новых:

  • динамичность – способность головного мозга быстро реагировать на меняющиеся условия окружающей среды, а именно на процессы возбуждения и торможения его структур; основная его характеристика – быстрота формирования условных рефлексов у индивидуума;
  • лабильность – скорость, с которой появляется и прекращается новый процесс;
  • активность – обозначает, насколько легко в головном мозге активируются процессы торможения и возбуждения.

типы темперамента

Сила нервных процессов

Одним из главных свойств нервной системы, определяющих дальнейшее развитие характера и темперамента, является сила нервных процессов. Это свойство показывает, насколько нервная система может противостоять действию раздражителей извне.

Основная характеристика силы нервных процессов – как долго нервная система может продержаться без запредельного торможения при длительно воздействующем на нее внешнем раздражителе. Такой должна быть нормальная реакция по отношению к возбудителю.

Если же речь идет о тормозящем нервную систему процессе, тогда основной характеристикой силы будет способность выдерживать продолжительное воздействие этого раздражителя.

Помимо того, физиологи утверждают, что сила характеризуется не продуктивной деятельностью человека, а теми способами, которыми он может добиться наибольшей своей активности.

На основе этого свойства формируются такие черты характера человека, как:

  • выносливость;
  • смелость;
  • способность адаптироваться, то есть приспосабливаться, к меняющейся внешней среде;
  • впечатлительность.

Нервные клетки

Уравновешенность и подвижность нервных процессов

Двумя другими основными составляющими природных свойств нервной системы являются уравновешенность и подвижность.

Уравновешенность – это баланс, или равновесие, между возбуждением и торможением (основными нервными процессами). Если реакция человека динамична, ему легко успокоиться, отрешиться от ненужных мыслей. Для таких людей не составляет труда побороть глупые желания и трезво оценить ситуацию. Уравновешенность плавно сочетает в себе такие черты характера человека, как концентрация внимания и отвлекаемость.

Подвижность – это скорость появления новых и исчезновения старых нервных процессов. Способность определяется ее возможностью быстро адаптироваться к новым изменениям окружающей среды, менять одни условные рефлексы на другие.

Человеку с подвижными нервными процессами легче избавляться от старых стереотипов, ярлыков, проще открывать себя чему-то новому. У таких людей очень хорошая память, им свойственна быстрая речь. При низкой подвижности процессов индивидууму нелегко находится в незнакомой для него ситуации, обретать новые навыки. Он предпочитает находится в родной для него среде обитания.

Основные уровни

В психологии выделяют отдельную иерархическую классификацию свойств нервной системы. Всего выделяют три уровня:

  • верхний – свойства всего головного мозга, его влияние на весь организм;
  • средний – свойства отдельных структур мозга и целостных групп, которые образуют эти структуры;
  • нижний – свойства отдельных нервных клеток (нейронов).

Все эти уровни не изолированы, а находятся в постоянном взаимодействии между собой. Мало изучено, как каждый из них связан с характером человека и его психическими процессами.

Улыбка при разных типах темперамента

Типы нервной системы

На основе различных комбинаций нервных процессов охарактеризованы четыре типа свойств нервной системы человека:

  • сильный безудержный – его нервные процессы несбалансированные, при чем возбуждение значительно преобладает над торможением;
  • сильный живой – отличается неуравновешенной и крайне подвижной реакцией, возбуждение быстро переходит в торможение, и наоборот;
  • сильный спокойный – его нервные процессы уравновешенны, однако, практически неподвижны;
  • слабый – возбуждение, как и торможение, развиты слабо; клетки коры характеризуются низкой работоспособностью.

Лучше всего изучен первый тип, так как именно в нем наиболее ярко выражены все свойства нервной системы. А хуже поддается исследованию, соответственно, слабый тип.

типы свойств нервной системы

Особенности характера при разных типах нервной системы

Как же меняется поведение индивидуума в зависимости от его характеристики свойств нервной системы? Человек с сильной нервной системой способен быть работоспособным на протяжении длительного времени, даже выполняя действительно тяжелую работу. Устав, он не требует много времени на отдых. Такой человек быстро восстанавливается, в критических ситуациях не паникует, а трезво оценивает обстановку.

Индивидуум со слабым темпераментом – более чуткий и эмоционально лабильный, то есть реагирует даже на незначительные стимулы. Такому типу людей легче выполнять однообразную работу, так им проще запоминать информацию. У них есть возможность развиваться – устойчивость у такой личности приобретается со временем. Однако если двух динамично натренированных людей сильного и слабого типа поставить в одни и те же условия, генетическая предрасположенность даст о себе знать.

свойства нервной системы

Типы темперамента

Типы нервной системы, перечисленные выше, соответствуют четырем видам темперамента:

  • холерик – с сильными и безудержными нервными процессами;
  • сангвиник – обладает стойкими и живыми функциональными характеристиками;
  • флегматик – сильный и спокойный тип нервных процессов;
  • меланхолик – наиболее слабый.

Кроме того, помимо перечисленных выше типов нервной системы, выделяют также другую ее классификацию:

  • мыслительный тип;
  • художественный тип.

В основу этого разделения положено взаимодействие двух сигнальных систем человека. Именно это служит ведущим фактором того, в каком направлении будет развиваться индивидуум. Так, для мыслительного типа характерна преимущественная активность второй сигнальной системы, а для художественного – первой. Люди, рожденные с хорошей выработкой условных рефлексов, имеют больше шансов стать математиками, филологами, физиками и другими учеными. У личностей с художественным типом чаще наблюдается талант к писательству, музыке или живописи, то есть это люди творческой профессии.

Итак, наш характер, то, как мы реагируем на определенные ситуации, какие решения принимаем, во многом зависит от унаследованных от родителей свойств нервной системы. Однако, какой бы тип рефлекторных реакций ни был закодирован в нашем ДНК, любой из этих процессов более или менее эластичен. Их меняют воспитание, привычки, ситуации, в которые мы попадаем. Все, что с нами происходит, оставляет в нас определенный отпечаток, меняя функционирование всей нашей нервной системы.

Источник