Каким из нижеперечисленных свойств обладает этнос

Каким из нижеперечисленных свойств обладает этнос thumbnail

Олимпиада по обществознанию школьный этап 10 класс 2016-2017

1. Какими из нижеперечисленных свойств обязательно обладает этнос?

а) самоназвание

б) общее государство

в) миф о происхождении

г) единство языка

д) общность территории

е) общность культуры

2. Что из нижеперечисленного относится к коммерческим организациям?

а) потребительский кооператив

б) производственный кооператив

в) товарищество собственников недвижимости

г) товарищество на вере

д) унитарное предприятие

3. Найдите в приведенном ниже списке положения, соответствующие идеологии либерализма:

а) необходимость прямого регулирования экономики

б) приоритет общественных интересов

в) абсолютная ценность личности человека

г) политическое равенство граждан

д) изменение общества при помощи реформ

4. Выберите из предложенного списка методы монетарной политики государства.

а) изменение процентных ставок по кредитам для населения

б) изменение ставок рефинансирования

в) изменение ставки налога

г) изменение государственных расходов

д) покупка или продажа государственных ценных бумаг

5. Выберите из предложенного списка типы легитимности по Максу Веберу:

а) рационально-легальная

б) тоталитарная

в) демократическая

г) харизматическая

д) традиционная

6. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.  

  1. ирригационная, психологическая, органическая, классовая
  2. эксперимент, измерение, описание, систематизация
  3. девальвация, ревальвация, деноминация
  4. неприсоединения, экологические, антирасистские, женские, молодежные
  5. консолидация, инкорпорация, кодификация, учет

7. Найдите лишнее,  объясните свое решение.

  1. плата за транспорт, амортизация станков и оборудования, сдельная зарплата работников, плата за сырье
  2. классовая культура, общенациональная культура, профессиональная культура, молодежная культура
  3. политический плюрализм, верховенство государства в жизни общества, приоритет общества и государства  над правами человека
  4. маоизм, фашизм, неонацизм, расизм
  5. нарушение правил уличного движения, нарушение правил внутреннего распорядка, нарушение воинской дисциплины, нарушение правил техники безопасности

8. Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и соче­таний слов больше, чем пропусков в тексте! 

Современное законодательство в области прав человека начало активно формироваться после окончания ______(А). Создатели Организации Объединенных Наций сделали решительный акцент в ее Уставе на соблюдение «основополагающих прав человека». Благосостояние детей, защита их прав были настоятельной заботой ООН. Чтобы сконцентрировать внимание на решении проблем, касающихся детей, одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН было образование в 1946 году ______(Б), который и сегодня остается главным органом, осуществляющим международную помощь детям.

Через два года, в 1948 году, Генеральной Ассамблеей была принята ______(В). В ее положениях, касающихся прав человека, признается, что дети являются ______(Г) особой защиты. Первым нормативным актом ООН, касающимся только прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году ______(Д), в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей. Она подвела благородную моральную базу под охрану прав ребенка. Однако уже тогда было ясно, что она не обеспечила надлежащих правовых гарантий и поэтому требовала дальнейшего усовершенствования. И только через 30 лет, в 1989 году, появилась ______(Е), в которой права ребенка рассматривались на уровне ______(Ж) права. Ее незамедлительно подписали 61 государство, что дало основания для ее быстрой ______(З).

1. заповеди

2. Конвенция о правах ребенка

3. Совет Безопасности ООН

4. права человека

5. Великая французская революция

6. Вторая мировая война

7. объект

8. фактор

9. Декларация прав ребенка

10. Всеобщая Декларация прав человека

11. международный

12. ратификация

13. государственный

14. публикация

15. Детский фонд ООН

9. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет».

  1. Мировоззренческая функция науки состоит в частности объяснение различных процессов и явлений окружающего мира
  2. Рыночная экономика создает возможность расшире­ния границ демократических свобод в обществе
  3. Основанием выделения социальных групп может яв­ляться признак общности социального положения
  4. Российскую империю после преобразований Александра II можно считать светским государством
  5. Бездействие человека при любых обстоятельствах не может являться преступлением

10. Решите задачу.

В стра­не Z было вы­пу­ще­но новое пла­теж­ное сред­ство — иму­ще­ствен­ный чек на предъ­яви­те­ля. Чеки вы­да­ва­лись граж­да­нам, ко­то­рые могли их по­тра­тить на при­об­ре­те­ние акций го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий, при со­хра­не­нии кон­троль­но­го па­ке­та в руках го­су­дар­ства.

Как на­зы­ва­ет­ся эко­но­ми­че­ский про­цесс, опи­сан­ный в дан­ном при­ме­ре? Какой тип эко­но­ми­че­ской си­сте­мы сфор­ми­ру­ет­ся в стра­не Z? На­зо­ви­те не менее 3-х по­след­ствий дан­но­го про­цес­са в эко­но­ми­ке.

11. Заполните схему, используя предложенные термины.

идеологическое многообразие, характеристики государства, единство и разделение государственной власти, политические, органы публичной власти, социально-экономические, принципы гражданства, светский характер, свобода и равенство форм собственности, гуманистические.

Читайте также:  Какие свойства есть у елки

abc

12. Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните предложенные задания. Определите общий принцип классификации, позволяющий разделить представленные изображения на четыре группы, и запишите его.

Распределите предложенные изображения на четыре группы. Укажите цифирное обозначения изображений, составляющих каждую группу. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе, на основании установленного вами общего основания для классификации.

abc1

13. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

abc2

1. результат полезной деятельности предприятий и отдельных лиц, направленный на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.

2. Книга для регистрации деловых документов, имущества и т. п.

3. христианский теолог и церковный деятель, крупнейший представитель западной патристики.

4. стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни.

5. сокращение производства и потребления, доходов, инвестиций, падение уровня ВВП.

6. противоречие, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций.

7. означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.

8. (от лат. — понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

9. редкая форма группового брака, при которой женщина имеет нескольких мужей, обычно братьев.

10. (от лат. — относительный), признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.

Определение слова:

14. ЭССЕ. Перед вами – высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными.

  1. «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». (Д.И.Менделеев)
  2. «Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей природы». ( И.И. Мечников)
  3. «Совесть — это память общества, усвоенная отдельным лицом». (Л.Н. Толстой)
  4. «Семья — эта та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». (В.М. Сухомлинский)
  5. «Хотя мир в целом продвигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать с начала». (И.Гете)
  6. «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером» (А. Рогов).
  7. «Эпоха демократии – эпоха экспериментов, новых идей и авантюр». (А. де Токвилль).
  8. «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов». (К. Победоносцев).
  9. «Привилегия – величайший враг права» (Н. Эшенбах).
  10. «Законы и установления должны идти рука об руку с прогрессом человеческой души». (Джефферсон Томас)

Источник

Класс (1 час 30 мин.) Всего 60 баллов.

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

По 1 баллу за правильный ответ. Всего 16 баллов.

Какими из нижеперечисленных свойств обязательно обладает этнос?

а) самоназвание

б) общее государство

в) миф о происхождении

г) единство языка

д) общность территории

е) общность культуры

1.2. В отличие от животных, для человека является характерным:

а) групповой образ жизни,

б) наличие в группе лидера,

в) взаимодействие, опосредованное знаками,

г) взаимодействие, опосредованное символами.

1.3. Общими чертами норм морали и права являются:

а) Единый объект регулирования – общественные отношения. б) Частая потребность в принуждении для их реализации. в) Наличие общего источника – человеческого общества. г) Конкретность содержания, определенность и ясность формулировок. д) Универсальность норм, которые распространяются на всех членов общества.

Как соотносятся социальный статус и социальная роль?

а) Каждому социальному статусу соответствует одна и только одна, четко определенная социальная роль,

б) Каждому социальному статусу обычно соответствует определенный набор социальных ролей,

в) Некоторым социальным статусам не соответствует ни одна социальная роль

г) Социальный статус сам по себе является разновидностью социальной роли,

д) Далеко не все социальные роли человека являются статусными.

1.5. К важнейшим признакам постиндустриального общества относятся:

а) Значительное возрастание роли сферы услуг. б) Появление резкого разрыва в доходах различных групп населения. в) Увеличение удельного веса мелкосерийного производства. г) Усиление социальной поляризации общества. д) Возрастающая зависимость повседневной жизни от информации.

Какие из перечисленных ситуаций из художественной литературы являются результатом межгрупповых конфликтов?

а) Гибель Ромео и Джульетты,

б) Конфликт Чацкого и высшего света в доме Фамусовых,

в) Гибель сера Джона в «Собаке Баскервилей» А. Конан-Дойля,

г) Гибель Тараса Бульбы

2.Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу. По 1 баллу за правильный ответ. Всего 10 баллов.

Читайте также:  Каким образом можно узнать свойства интересующих нас объектов

1. Социальные нормы возникают в результате приспособления группы к окружающей среде

2. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.

3. Эндогамия – это правило, согласно которому предполагается, что все браки заключаются только в рамках данной социальной группы.

4.Любой межгрупповой конфликт неизбежно порождает ролевой напряжение.

5. Социальные статусы в информационном обществе носят виртуальный характер

6. Все авторитарные государства являются унитарными.

7. К формам правления можно отнести федеративное и унитарное государства.

8. Главной ценностью либеральной идеологии является свобода личности.

9. В Российской Федерации в федеральном избирательном праве действует императивный мандат

10. Деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной форме.

                   
                   

Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ. По одному баллу за ответ всего 3 балла.

1) Доказуемость, наличие общепризнанных правил доказательств, объяснение любых явлений естественными причинами, основа истины – эксперимент

________.

2) Результат деятельности человека, социальный опыт, нормы и ценности, образцы поведения, навыки и знания, артефакты

_.

3) Обеспечение жизнедеятельности и демографического воспроизводства, территория с определенными границами, система управления и социальных норм, собственная культура

_________.

Дайте правильный ответ. Всего 8 баллов.

4. 1. Назовите общее понятие для приведенных ниже терминов:

4.1.1. Анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент.

4.1. 2. полиция, прокуратура, следственный комитет, суд.

__

__

Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему Вы так решили.

4.2.1. Гражданство, национальность, правовой статус личности, культурные традиции.

4.2.2. Конституция, федеральные законы, постановления Государственной Думы, постановления Пленума Верховного Суда

4.2.3. Католицизм, лютеранство, православие, протестантизм

__

__

__

__

Установите соответствие между авторами и выдвинутыми ими теориями. По 2 балла за правильный ответ. Всего 8 баллов.

Автор Теория
А. И. Кант 1. тезис об историчности морали, об изменчивости моральных норм, идеалов и обыденных моральных представлений в условиях разных социально-экономических формаций.
 
Б. Э. Дюркгейм 2. правила морали применимы в равной степени ко всем рациональным существам. Из этого вытекает, что ряд правил можно рассматривать как обоснованные, а другие – как необоснованные. Обоснованные правила – те, которым вы бы хотели, чтобы все следовали, а необоснованные – те, которые вы не хотели бы видеть универсальными. Так, считал ложь аморальной, ведь ложь во спасение подрывает основы доверия и взаиомопонимания, что в свою очередь негативно отражается и на ваших собственных целях.
 
В. К. Маркс 3. Мораль устанавливает своеобразную планку высоты, которую пытается взять в своей жизни человек… Это заставляет человека тянуться, духовно расти. Иначе ему грозит опасность не только не продвинуться вперед, но и не состояться как человеку, деградировать, соскользнуть со своих исходных качеств. Это причастность к миру идей «по образу и подобию Бога»
 
Г. К. Ясперс 4. Теория, согласно которой общество понималось как как саморегулирующийся структурно-функциональный организм, в котором общественный порядок — нормальное состояние и основным регулирующим механизмом является мораль. Солидарность — системообразующий принцип общества и морали. Он зиждется на осознании зависимости жизнедеятельности индивида от другого, что и интегрирует общество в единое целое.
 

Источник

Понятие этноса

Этнос – это исторически сложившаяся устойчивая группа людей разных возрастов и обоих полов, проживающая на определённой территории и связанных между собой единым языком и общими культурными признаками, отличающими её от других групп.

Примеры этносов: башкиры, коми, шотландцы, марийцы, тунгусы, вьетнамцы, калмыки, бенгальцы, зулусы, турки, армяне, французы, карелы, мордва, дагестанцы, татары, уйгуры, зыряне, нанайцы, ненцы, корейцы, немцы.

Нация, национальность. В чём отличие от «этноса»?

В иностранных языках понятие «нация» всегда означало население государства. Например, внутри немецкой нации есть представители разных этносов: немцы, турки, арабы и др. Таким образом, слово «немец» может означать как этническую, так и государственную (то есть «национальную») принадлежность. В этой системе понятий этнический араб может быть немцем по «национальности».

Слово «нация» было принесено в русский язык во времена Петра I и сначала имело то же значение, что и за рубежом.

Однако, постепенно, начиная с XIX века, понятия «нация» и «национальность» в России стали всё чаще использоваться в значениях «этнос», «этничность». Завершился этот процесс с началом советского исторического периода в 1917 году. С этого времени термины «нация» (чаще использовалось «народ»: «татарский народ», «грузинский народ») и «национальность» в нашей стране стали официально идентичны терминам «этнос» и «этничность».

В XIX веке в русском языке также появилось понятие «народность», означающее субэтнос, своего рода, зародыш нового этноса. Понятие «народность» стало официальным термином в советский период, принадлежность к какой-либо народности тоже называлось «национальностью».

Читайте также:  Каким свойством обладают стороны четырехугольника описанного около

После крушения советской системы (и даже несколько раньше) с резким увеличением иностранного информационного влияния в России начался обратный процесс – понятие «нация» часто стало использоваться для обозначения государственной, а не этнической принадлежности. Тем не менее, этот процесс практически не затронул понятие «национальность». Хотя в 1990-е годы из личных данных россиян официально исчезла «национальность», в нашей языковой культуре этот термин обосновался прочно и продолжает жить и активно использоваться вместо слова «этничность».

Что такое «народ»?

Что касается ёмкого и очень важного в России слова «народ», то в современном русском языке оно может иметь разные значения:

а) этнос;

б) население государства;

в) население какой-либо части (региона) государства;

г) население вообще;

д) основная часть населения государства (те, кто не входит в правящую элиту), часто также используют выражение «простой народ»;

е) просто «люди».

Этничность и гены

Большим заблуждением является смешивание понятий этничности и генетического (расового) родства. По понятным причинам, эти категории часто совпадают, но это бывает далеко не всегда. На самом деле в одном этносе могут встречаться представители разных генетических ветвей. Часто это относится к полностью ассимилировавшим представителям других этносов: так, негр, полностью выросший в России, в местной культурной среде, является этническим русским.

У некоторых европейских этносов (французы, итальянцы, болгары, сербы и др.) широко распространены генетически разные типы: как с почти чисто европеоидными признаками (светлые кожа, волосы и глаза), так и с выраженными монголоидными чертами (смуглая кожа, тёмные глаза, чёрные волосы). Также, например, генетиками установлено, что татары и башкиры, которые почти не отличаются по языку и культуре, относятся в целом к разным генетическим ветвям.

Таким образом, выражение типа «славянская внешность» не имеет смысла: славяне ­– понятие этническое (этноязыковая общность), а не расовое (внешность славян очень разная, часто даже внутри одного этноса).

Этноязыковые общности

Несколько схожих этносов составляют этноязыковую общность. Она может возникать как при разделении этноса на части, так и при длительном соседстве разных этносов. В последнем случае родственные этносы могут значительно отличаться в генетическом (расовым) отношении. Примеры этноязыковых общностей: арабы, тюрки, финно-угры, германцы, славяне.

Проблемы терминологии, неоднозначность этнических рамок

Необходимо отметить, что любая терминология и любая классификация по отношению к живой природе или обществу являются несовершенными, в этих теоретических системах всегда будут исключения и неоднозначности. Примеры:

– нет чёткой границы между понятиями субэтноса (народности) и этноса;

– нет чёткой границы между диалектом и отдельным языком;

– нет чёткой границы между этничностью и гражданством:

· не всегда чётко можно определить, в какой момент этнический араб становится этническим французом,

· непонятно, можно ли считать этносом основную часть населения США и если да, то где здесь граница между какой-либо диаспорой и «титульным» этносом государства;

– иногда люди как бы относятся к двум этносам сразу: например, в России многие одновременно ощущают себя и татарином и русским, при этом одинаково знают оба языка и думают на любом из них;

– непонятно, считать ли одним этносом группы с одинаковой культурой, но с совершенно разными языками.

Основные выводы

1) Этнос – это условное (теоретическое) объединение людей в группу по культурно-языковым и территориальному признакам независимо от расового происхождения.

2) Человек может быть жителем (гражданином, подданным) какого-либо государства (то есть относиться к определённой нации), кроме этого иметь определённую этническую принадлежность (этничность) и относиться к определённой генетической (расовой) группе.

3) Понятия «нация» и «этнос», «национальность» и «этничность» идентичны только на территории стран постсоветского пространства. Но в настоящее время есть тенденция к возвращению слову «нация» его исконного значения. Для дальнейшего движения к прекращению существующей терминологической путаницы, по-видимому, было бы также разумно внедрять в живой русский язык слово «этнос», например, предлагая гражданам по желанию указывать в личных данных «этническую принадлежность».

Источник