Каким геометрическим свойством не обладает глобус
Моделью, наиболее близкой к фигуре Земли, является глобус. Глобусы отличаются от карт тем, что для их математического построения используются другие математические законы, отличные от картографических проекций.
Глобус (от лат. globus — шар) — уменьшенная шаровидная модель Земли, другой планеты или небесной сферы с нанесенным картографическим изображением ее поверхности, сохраняющим геометрическое подобие контуров и соотношение площадей.
Так же как и для карты, при составлении глобуса используются условные знаки и законы обобщения объектов и явлений. Как и карты, они различаются по тематике (общегеографические и тематические — политические, геологические и др.), масштабу и назначению (учебные, справочные и др.).
1.4.1 .Свойства глобуса;
1. Географические карты учитывают особенности фигуры Земли. Она представляет собой геоид — неправильную фигуру, которая не может быть описана единым алгоритмом. Наиболее близкая геометрическая фигура к геоиду — эллипсоид вращения. Почему же для построения глобуса условно приняли Землю за шар? Потому, что разница в величинах осей земного эллипсоида слишком мала — всего около 43 км. При очень мелком масштабе модели этой величиной можно пренебречь. Чаще всего используют глобусы масштабов 1:80 000 000 — 1:30 000 000. Разница в длине осей эллипсоида в этих масштабах будет составлять от 0,5 до 1,5 мм. Выдержать такую разницу в осях при создании глобуса практически невозможно, поэтому глобус — шар. В отличие от карты — это наиболее точная модель Земли.
2. Поверхность глобуса, как правило, ровная. Рельефные глобусы изготавливаются редко, чаще всего лишь отдельные части модели Земли в крупном масштабе. На глобусе масштаба 1:30 000 000 высочайшая горная система Джомолунгма (8848 м) должна была бы иметь высоту 0,34 мм. Безусловно, добиться такой разницы в высотах на поверхности относительно небольшого шара практически невозможно, да и нет в этом необходимости. Следовательно, ровная (округлая) поверхность глобуса практически оправдана.
3. Если принять глобус за шар, то его оси будут равными во всех направлениях, а меридианы и параллели — окружности. Это легко объяснить: линия пересечения поверхности шара плоскостью в любом направлении — окружность. Если плоскость сечения проходит через центр Земли, то образуется большой круг. Большими кругами являются линии меридианов и экватора. Радиусы всех меридианов равны между собой.
Если секущая шар плоскость не проходит через центр Земли, то линии пересечения ее с плоскостью образуют малые круги. Все параллели, кроме экватора, — малые круги, центры которых лежат на оси вращения Земли. Радиусы их уменьшаются от экватора к полюсам.
4. Углы между меридианами и параллелями—прямые в любой точке глобуса, т. е. соответствуют углам между ними на поверхности Земли. Следовательно, на глобусе отсутствуют ошибки в изображении углов между направлениями.
5. Масштаб глобуса в любой его точке одинаков, поэтому промежутки между параллелями на всех меридианах и между меридианами на одной параллели равны (последние уменьшаются от экватора к полюсу). Постоянство масштаба глобуса говорит об отсутствии ошибок в длинах линий в любом направлении, т. е. измеренное на глобусе расстояние — истинное.
6. Отсутствие ошибок в длинах линий и углах позволяет строить на поверхности глобуса любую фигуру, подобную такой же фигуре на поверхности Земли. Таким образом, можно говорить, что на глобусе передаются без искажений формы объектов — морей, материков, стран, болот, контуры лесов и др
7. При отсутствии искажений в углах и длинах линий в любой точке глобуса не искажаются и величины, площадей. Они будут пропорциональны соответствующим площадям на поверхности Земли.
Основной пользователь глобусов — школа. Глобус дает школьникам, особенно младших классов, наглядное представление о Земле, формах и относительных размерах материков и океанов. В школах можно применять глобусы разных масштабов. Однако предпочтение следует отдавать глобусам масштаба 1:30 000 000, поскольку их содержание можно хорошо читать с дальних парт класса.
Используют глобусы и в других отраслях деятельности, например в навигации — водной, воздушной, космической. В последней используют самоориентирующиеся глобусы для определения местонахождения космического корабля в данный момент времени.
По глобусу можно планировать маршруты полета самолета из одного пункта Земли в другой. Для этого нужно приложить нитку к началу и концу маршрута на глобусе и натянуть ее. Нитка ляжет ровно по дуге большого круга — это будет кратчайшее расстояние между пунктами, которое называется ортодромией.
Если по пересечениям с линиями географической сетки перенести ортодромию на карту, то почти во всех случаях получим большую по длине кривую линию.
С учетом рассмотренных выше свойств глобуса, а именно отсутствия искажений по всем направлениям,, можно сделать вывод, что разница в длинах линий на глобусе и карте есть величина искажения на карте.
Наряду с глобусами Земли изготавливают глобусы Луны и планет, а также глобусы небесной сферы, изображающие небесную сферу с наиболее яркими звездами на сетке экваториальных координат.
Глобусы, выполненные из пластика, с внутренней подсветкой, передают на общегеографическом фоне политико-административное деление земного шара.
Источник
Глобус – это точная, но уменьшенная в миллионы раз копия нашей планеты. Без этой модели весьма сложно представить себе такую науку, как география. Глобус “изобрели” еще в XV веке, но и сегодня он активно используется в различных сферах человеческой жизни.
Что такое глобус?
Следует признать, что первым картографическим изображением поверхности Земли была карта. Вернее, это был рисунок местности, начерченный на стене пещеры. Глобусы появились намного позже, когда человек осознал масштабы нашей планеты и выяснил, что она имеет шарообразную форму.
Что такое глобус? Каковы основные свойства этого способа изображения земной поверхности?
Ответ на вопрос “что такое глобус” должен знать каждый школьник. В переводе с латыни слово globus означает “шар”. Таким образом, глобус – это картографический способ изображения земной поверхности, при котором сохраняется геометрическая форма нашей планеты, а также все линии, площади и контуры изображаемых объектов. Единственное уточнение: все это уменьшается в миллионы раз.
По сравнению с географической картой на глобусе все искажения земной поверхности минимальны. Материки, океаны, моря и острова на нем полностью соответствуют их расположению на земном шаре. Точно наносить все географические объекты на глобус помогает градусная сетка, состоящая из линий меридианов и параллелей.
Свойства и использование глобуса
К основным свойствам глобуса следует отнести следующие:
- сохраняется шарообразность Земли;
- сохраняется взаимное расположение полюсов, параллелей и меридианов;
- масштаб одинаков на всех участках модели;
- формы всех фигур на земной поверхности не искажаются.
На протяжении XVII-XVIII веков глобусами активно пользовались мореплаватели, путешественники и первооткрыватели. Сейчас же они применяются исключительно в научной и образовательной (намного чаще) деятельности. Глобус школьный является неотъемлемым атрибутом любого кабинета географии.
История глобуса
Древнейший глобус, который сохранился до наших дней, датируется 1492 годом. Его создал Мартин Бехайм – немецкий ученый и путешественник. За основу он взял данные Птолемея и Тосканелли. Глобус Бехайма хранится в музее в Нюрнберге. Так как Америка на то время еще не была открыта, на ее месте Бехайм изобразил восточную оконечность Азии, а также множество не существующих островов.
Однако самый первый глобус, согласно письменным античным упоминаниям, был изготовлен 1700 лет назад. Его автором стал ученик Аристотеля – древнегреческий мыслитель Кратес. Он создал шарообразную модель Земли, которая, однако, не дошла до наших дней. Но другие античные философы описывают, что на ней была изображена сплошная суша, разделенная на четыре части двумя перпендикулярно пересекающимися реками.
Разновидности глобусов
По содержанию глобусы могут быть общегеографическими (классическими) или тематическими (последние возникли в ХХ веке). По размеру шара выделяются глобусы:
- малые (до 60 см в диаметре);
- средние (от 60 до 120 см);
- большие (свыше 120 см в диаметре).
Кроме земных, также существуют глобусы других небесных тел Солнечной системы (Луны, Марса, Меркурия и т. д.), а также звездного неба. Шарообразные модели нашей планеты также могут изготавливаться из разных материалов. Это может быть пластик, бумага, стекло или камень.
Заключение
Итак, что такое глобус? Теперь вы с легкостью сможете ответить на этот вопрос. Это модель Земли, которая в точности повторяет её форму, не искажая при этом площади и контуры объектов на всех участках поверхности. Считается, что самый первый глобус создал немецкий ученый Мартин Бехайм в 1492 году. Однако самые ранние упоминания о подобных приборах датируются еще третьим столетием до нашей эры.
Источник
Первые глобусы были созданы еще в Древней Греции. В эпоху Великих географических открытий в 1492 году был создан первый из сохранившихся до наших дней глобус. На нем были показаны только материки Старого Света. По мере изучения различных частей Земли создавались все более точные глобусы.
Если глобус разрезать по одному из меридианов пополам, то получится два полушария, на каждом из которых будет изображена половина поверхности земного шара.
Такими полушариями пользоваться уже удобнее, так как сразу можно увидеть поверхность всего земного шара. На глобусе же видна только та часть, которая обращена к наблюдателю. Если полушария показать на плоскости, на бумаге, то это и будет карта полушарий, которая помещена в атласах.
Но изобразить полушарие на плоскости нельзя без того, чтобы оно не смялось в складки, а местами и разорвалось. Правда, можно разрезать глобус по меридианам на доли (рис. 35) и из этих долей составить карту (рис. 36). Понятно, что на такой карте неизбежны искажения, причём они возрастают по направлению от Экватора к полюсам. Поэтому, когда требуется узнать расстояние между двумя пунктами, то желательно это делать по глобусу, так как он почти в точности повторяет форму Земли.
Градусная сетка (параллели и меридианы) — это условные линии, на самой поверхности Земли их нет. На карте и глобусе их проводят для того, чтобы можно было точно указать, где находится тот или иной географический объект, где находятся путешественники. Меридианы и параллели помогают ориентироваться, то есть определять свое положение на местности и на карте по отношению к сторонам горизонта. Параллели и меридианы располагаются перпендикулярно друг другу.
На глобусах и картах проведены также условные линии полюсов, экватора, тропиков и полярных кругов. Существует также условная линия перемены дат.
Градусная сетка
Градусная сетка — это сетка из условных тонких линий, которыми покрыт глобус и географическая карта, и образованная её элементами: пересечением параллелей и меридианов (рис. 37). Линии эти крайне необходимы. С их помощью легко отыскать любую точку как на глобусе, так и на карте.
Параллели
Параллельно Экватору на глобусе через определённые промежутки проведены окружности, называемые параллелями. Параллели на карте и на глобусе вытянуты с запада на восток.
Параллели образуют окружности, кольца, размеры которых уменьшаются от экватора к полюсам. Отсчет градусов по параллелям начинают с самой длинной параллели — с экватора. Его значение — 0 градусов. Экватор — нулевая, начальная и самая длинная параллель.
В Антарктиде, на Южном полюсе, есть американская научная станция Амундсен — Скотт. Гостей станции американцы ведут к памятному знаку, который установлен в географической точке полюса. Гость обходит вокруг него, и ему выдается свидетельство, что он обогнул земной шар по параллели.
Меридианы
Через Северный и Южный полюсы на поверхности Земли условно проведены окружности, которые называют меридианами. Каждый меридиан идет с севера на юг. На глобусе видно, что меридианы — это половинки окружности и все они равны между собой.
Длина всех меридианов одинакова. Люди условились начальным, нулевым, меридианом считать меридиан г. Лондона. Его называют Гринвичским. В Гринвиче, пригороде Лондона, находится крупная астрономическая обсерватория. Нулевой меридиан и лежащий на противоположной стороне Земли 180-й меридиан делят Землю на Восточное и Западное полушария.
Тень, отбрасываемая гномоном в полдень, есть направление местного меридиана.
Полюсы
Полюсы — это такие точки на земном шаре, через которые проходит воображаемая ось Земли. Вокруг этой воображаемой оси Земля за 24 часа совершает один оборот. Полюсы на земном шаре никак не обозначены (рис. 38), но известно, что наблюдатель, находящийся на Северном полюсе, видит Полярную звезду прямо над головой. На земном шаре два полюса — Северный и Южный.
Экватор
На одинаковом расстоянии от полюсов по глобусу проведена окружность, которая называется Экватор. Он делит земной шар на две половины: Северное и Южное полушария. Длина земного Экватора более 40000 км. На земном шаре Экватор, так же как и полюсы, никак не обозначен (рис. 39). Но известно, что если наблюдатель будет находиться на Экваторе, то Полярную звезду он увидит у самого горизонта.
Линии тропиков и полярных кругов
Северный тропик — это параллель 23,5° с.ш., над которой в день летнего солнцестояния, 22 июня, в полдень солнечные лучи падают отвесно и предметы не дают тени. В Северном полушарии лето. Солнце подолгу освещает Землю, а над Северным полярным кругом на широте 66,5° с.ш. 22 июня Солнце совсем не заходит. Зато зимой, 22 декабря, Солнце над Северным полярным кругом вообще не поднимается. Материал с сайта https://wikiwhat.ru
22 декабря, в день зимнего солнцестояния, солнечные лучи падают вертикально вниз над Южным тропиком — параллелью 23,5° ю.ш., а Солнце не заходит над Южным полярным кругом на широте 66,5° ю.ш. В Южном полушарии лето. Солнце не показывается над Южным полярным кругом 22 июня, зимой Южного полушария. Дважды в год, 21 марта и 23 сентября, лучи Солнца падают вертикально вниз над экватором и равномерно освещают Землю от полюса до полюса. В эти дни весеннего и осеннего равноденствия день и ночь повсюду длятся по 12 часов.
Линия перемены дат
см. Линия перемены дат
Географические координаты
см. Географические координаты
Географическими координатами какой-либо точки называют ее широту и долготу. Координаты любого места земной поверхности можно определить по глобусу или по карте. И наоборот, зная координаты географического объекта, можно найти его место на карте или глобусе.
Измерение расстояний на глобусе
Для измерения расстояний на глобусе с помощью нитки измеряют нужное расстояние, затем, приложив нитку к линейке, определяют её длину в сантиметрах и миллиметрах и по масштабу, помещённому на глобусе, находят действительное расстояние.
На этой странице материал по темам:
Глобус доклад 2 класс
Доклад о глобусе 2 класс
Материки океаны экватор что ещё можно увидеть на глобусе
Гдобус это
Глобус меридианы сколько
Вопросы к этой статье:
Что такое глобус?
В каких частях света расположена территория России?
Какая часть света находится на двух материках?
Какие две части света расположены на одном материке?
Что такое параллели?
Что такое меридианы?
Через какие материки проходят экватор и Гринвичский меридиан?
Назовите три летних месяца Северного полушария и три зимних месяца Южного полушария.
Когда в Австралии наступает Новый год, в самый жаркий или в самый холодный месяц?
Сколько Экваторов можно провести на глобусе?
Сколько параллелей и меридианов можно провести на глобусе?
Источник
1. Глобус, его особенности, назначение и использование.
Глобусы. По сравнению с географической картой глобус имеет ряд достоинств: на нем правильно переданы очертания, размеры, взаимное расположение материков и океанов и др. Глобус обладает целым рядом геометрических свойств. Любой отрезок линии на поверхности земного шара изображается на глобусе с одинаковым уменьшением, т. е. его масштаб всюду постоянен. Это свойство равномасштабности изображения. Горизонтальные углы, измеренные на земной поверхности, равны соответствующим углам на глобусе, а изображение любого географического объекта на глобусе подобно его действительным очертаниям на местности. Это свойство равноугольности. Глобус сохраняет правильное соотношение площадей, т. е. обладает свойством равновеликости. Для изучения земной поверхности, ориентирования и производства измерительных работ на глобус нанесена градусная сетка.
Глобусы используются в 6 классе, 7 при изучении климата, географического положения материков, 8 при определении географического положения РФ, поясного времени, 9 и 10 при изучении географического положения стран, изучении международных связей.
Глобус – модель Земли – является наряду с картой основным средством обучения школьной географии. Он обладает тем неоценимым преимуществом перед картами, что, сохраняя подобие форме Земли, передает очертания ее поверхности в неискаженном виде. Также неискаженной показана на глобусе градусная сетка – меридианы и параллели. Это важное свойство и определяет широкое использование глобуса в различных курсах школьной географии.
2. Экологический принцип школьной географии.
О близости и родственности географии с экологии свидетельствуют не только общие точки соприкосновения, но по существу одни и те же объекты изучения. Так, понятие экосистема отличается от понятия геосистема лишь отсутствием четкой территориальной привязки. И экосистема и геосистема имеют один итот же набор природных компонентов, только акценты в изучении экосистемем делаются в сторону живого, а в географии все компоненты геосистем рассматриваются на равных
Включая в диапазон своих интересов экологические проблемы, география, в свою очередь, может обогатить экологию своими специфическими подходами, Так, при формировании понятий об экосистемах невозможно обойтись без опоры на такие общегеографические закономерности как целостность, ритмичность, зональность. круговорот вещества и энергии. Многие термины, используемые современными, экологами, например они «мониторинг», «прогноз изменения среды», «рекультивация», заимствованы из географической науки: при изучении ареала распространения вида или популяции экологи используют чисто географический метод — картографирование.
С другой стороны, география используем материалы экологии при изучении природных комплексов в части приспособленности растений и животных к природным условиям, т. е. к среде обитания.
Из сказанного можно сделать вывод: география и экологична по своей сути и таковой была всегда. Это же следует отнести к школьной географии, которая отражала и отражает основы географической науки. Географические исследования за всю историю ее становления свидетельствуют, что материалы, накопленные географами, относились (и относятся) либо к объектам природным, либо к антропогенным, либо к социальным, те, вполне экологизированы, еще в далеком прошлом.
Экологическое содержание школьной географии.
Школьные географические курсы намного превосходят другие дисциплины по экологической направленности, по числу и глубине раскрытия экологических проблемах, по обоснованию путей их решения. В школьной географии представлено большое число понятий, которые являются опорными в теории геоэкологии и рационального природопользования. К их числу относятся представления о целостности природы, взаимосвязи всех ее компонентов и процессов, о природных комплексах, географической оболочке , биосфере, ландшафтах, круговороте веществ в природе и т.п.
Географические знания, которые школьники получают в 6 классе, открывают возможности обосновать представление о целостности природы Земли, о ее роли в жизни каждого человека, осознать необходимость соизмерения любого вида хозяйственной деятельности и поведения людей в природе с ее законами, с необходимостью экологических ограничений.
В 7 классе при изучении материков и океанов учащиеся получают представление о пространственной дифференциации взаимодействия природы и общества, о специфике антропогенных изменений природных ландшафтов применительно к разным материкам и океанам, о региональных мерах по охране природы, о заповедниках и национальных парках, их территориальном размещении. В заключении курса рассматриваются также некоторые глобальные геоэкологические проблемы.
Основное внимание в области геоэкологии в 8 классе сосредоточивается на проблемах охраны природы, на антропогенных изменениях условий природных комплексов и крупных регионов России, и стран нового зарубежья.
Принципы рационального природопользования, экологические аспекты географии наиболее полно представлены в учебниках географии для 9 класса. В этом классе на конкретных примерах рассматриваются сложные вопросы взаимодействия природы и хозяйственной деятельности человека. Причем они рассматриваются как в региональном аспекте, так и в хозяйственно отраслевом.
Одна из сложных задач экологического образования – как соединить в сознании учащихся экологические проблемы с конкретными видами труда. Наибольшие возможности для решения этих задач открываются в курсе географии в 9 классе.
Основные географические курсы в 7-9 классах построены преимущественно по региональному принципу. На более высоком уровне эти проблемы представлены в курсе 10 класса. Общая характеристика мира в нем начинается с изучения роли экологических проблем в жизни человеческого общества, а завершается обоснованием их места в ряду глобальных проблем человечества.
Изучение экологических проблем следует строить с позиции гуманизации общего образования. Гуманизация выражается через идеи формирования человека с новым типом мышления, способного к экологически целесообразной деятельности, с установкой на приоритетность задач сохранения жизни на Земле – спасение человечества от экологических и ядерных катастроф. Осознание сложных социально-политических и экономических процессов, несущих за собой экологические бедствия для сотен миллионов людей, приобретает острое гуманистическое значение. В курсе экономической и социальной географии мира, где изучаются индустриально развитые и развивающиеся страны, эти процессы могут быть рассмотрены достаточно широко.
Источник