Каких правовых актах не могут содержаться нормы финансового права
Нормы финансового права не могут существовать без внешней своей формы выражения. Внешнюю форму выражения финансово-правовые нормы находят в источниках права. В качестве источников права, в зависимости от государственного устройства, современная теория права выделяет следующие их виды: нормативные правовые акты; правовая доктрина; правовой обычай; нормативные договоры; религиозные догмы; судебные или административные прецеденты; принципы права.
Применительно к финансовому праву Российской Федерации под его источниками следует понимать правовые акты уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся финансово-правовые нормы, обеспечивающие регулирование публичной финансовой деятельности.
Нормативные правовые акты
В качестве основного источника финансового права рассматривается нормативный правовой акт, т.е. правовой акт определенной формы, принимаемый управомоченным государственным органом или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в установленном порядке и содержащий нормы права. Следует отметить, что нормативные правовые акты как источники права имеют определенную иерархическую систему, что позволяет проводить соответствующую их классификацию. В основе такой классификации могут лежать следующие критерии:
- • по юридической силе выделяют законодательные акты и подзаконные нормативные акты;
- • территории действия выделяют действующие па всей территории государства или действующие в пределах части территории;
- • времени действия выделяют действующие на неопределенный период времени или на установленный период и др.
Федеративное устройство России предопределяет трехуровневую систему источников финансового права, т.е. на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В основе такого разграничения лежат предмет ведения и полномочия, распределенные между публично-правовыми образованиями. К источникам финансового права относятся следующие нормативные правовые акты.
1. Законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов
Нормы финансового права содержатся в таких законодательных актах (законах), как Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ.
Конституция РФ как источник финансового права содержит в себе базисные регулирующие положения, определяющие основы публичной финансовой деятельности публично-правовых образований в бюджетной и налоговой сферах, эмиссионной деятельности и иных сферах финансовой системы государства.
В частности, Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (п. “з” ст. 71). Она устанавливает, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Закрепляет конституционно-правовую обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).
Наряду с Конституцией РФ финансово-правовые нормы содержатся и в федеральных конституционных законах. В частности, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” определяет, что Правительство РФ:
- • обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- • разрабатывает и реализует налоговую политику;
- • обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
- • принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;
- • осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
- • осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента России валютное регулирование и валютный контроль;
- • разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен (ст. 15).
Значительное место в системе источников финансового права занимают федеральные законы как кодифицированные, так и некодифицированные. В настоящее время в системе источников финансового нрава имеется два кодифицированных закона: БК РФ и НК РФ, определяющие механизмы бюджетно-правового и налогово-правового регулирования финансовых отношений.
К сфере регулирования БК РФ относятся:
- • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
- • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
БК РФ определяет правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
В свою очередь НК РФ регулирует отношения:
- • по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
- • возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
- • привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Другими важнейшими источниками финансового права являются:
- • федеральные законы о федеральном бюджете на текущий год и плановые периоды[1];
- • Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”;
- • Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” и др.
Важнейшим моментом для определения места законодательных актов субъектов РФ как источников финансового права является предъявление определенных требований к формам таких актов, обеспечивающих регулирование тех или иных видов финансовых отношений. В частности, нормативные правовые акты субъектов Федерации о бюджете субъекта РФ и региональных налогах и сборах могут приниматься только в форме закона субъекта РФ2. Нормативные правовые акты в форме закона субъекта РФ, связанные с регулированием финансовых отношений, принимаются ими в пределах компетенции субъекта Федерации, исходя из определенного Конституцией РФ предмета исключительного ведения Российской Федерации и предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
2. Подзаконные нормативные акты
К ним относятся: а) указы Президента РФ. В рамках своих полномочий Президент России издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ). В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент России является гарантом Конституции РФ и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В силу этого не противоречит Конституции РФ издание им указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции РФ и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов[2]. В настоящее время в части, не противоречащей положениям федеральных законов, сохраняют действие указы Президента РФ:
от 14.05.1998 № 554 “О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации”;
от 25.07.1996 № 1095 “О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации”;
от 04.03.2011 № 270 “О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации”;
б) постановления Правительства РФ. Па основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента России Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации.
К примеру, в целях реализации положений федеральных законов и указов Президента РФ принят ряд постановлений Правительства РФ:
от 10.12.2012 № 1272 “О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов[3]”;
от 15.07.2009 № 602 “Об утверждении перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению”;
от 29.08.2011 № 717 “О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации”;
в) подзаконные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты[4]. С учетом действующей системы федеральных органов исполнительной власти значительная роль в нормативном регулировании принадлежит федеральным министерствам, которые, в частности, осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента и Правительства РФ сфере деятельности. Соответственно министерство на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента России и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента России и Правительства РФ[5].
Важная роль в регулировании публичных финансов подзаконными нормативными актами принадлежит Минфину России, поскольку только данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей и др.;
г) подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ. Конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации предусмотрено принятие органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их полномочий подзаконных нормативных актов, которые обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта РФ органами государственной власти, другими государственными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта РФ.
Источник
Как источник финансового права нормативный правовой акт (федеральный закон, указ Президента РФ, постановление Правительства РФ и т.д.) содержит нормы финансового права, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Таким образом, нормативный правовой акт — это тот «резервуар», из которого люди (органы публичной власти, должностные лица, граждане) черпают сведения о правовых нормах.
К источникам финансового права относятся:
- международные договоры;
- Конституция РФ;
- конституции и уставы субъектов Федерации;
- федеральные законы;
- законы субъектов РФ;
- указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- ведомственные нормативные акты.
Международные договоры РФ с другими странами могут выступать в качестве источника финансового права, если они содержат нормы финансового права. Такие соглашения часто заключаются между государствами в налоговой области по поводу избежания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.
Нормативный финансовый договор как источник финансового права может быть определен как взаимное соглашение двух сторон или более, содержащее нормы финансового права. Например, это соглашение двух субъектов РФ о финансовой помощи при ситуациях чрезвычайного характера; соглашение органа местного самоуправления с территориальным органом Федерального казначейства об обслуживании исполнения местного бюджета, причем последний не вправе отказывать в заключении такого соглашения местному органу самоуправления.
Конституция РФ — базовый нормативный акт, являющийся источником всех отраслей права, в том числе финансового. В Конституции РФ содержатся правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. К сфере налогообложения относится правовая норма, содержащаяся в ст. 57 Конституции РФ и обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы. Статья 75 Конституции РФ содержит правовые нормы, устанавливающие денежную систему РФ, регламентирующие денежную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов.
В конституциях и уставах субъектов федерации закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности субъектов РФ, право иметь собственные бюджеты и внебюджетные фонды и т.д.
Федеральные законы и законы субъектов РФ имеют наиболее важное практическое значение в системе источников финансового права. При этом финансовые законы можно условно разделить на бюджетные, налоговые, валютные, банковские, страховые и т.д. Например, для бюджетного права основным источником является БК РФ — закон федерального уровня, устанавливающий структуру бюджета, бюджетное устройство, основы бюджетного процесса. Для налогового права таким источником является НК РФ, устанавливающий налоговую систему страны, определяющий налоговые правонарушения и ответственность за них.
Указы Президента РФ в системе подзаконных актов, являющихся источниками финансового права, имеют приоритетное значение и по юридической силе приближаются к федеральным законам. Ни Государственная Дума, ни Совет Федерации не вправе отменять и изменять указы Президента РФ. В качестве примера можно назвать следующие указы: от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ», от 26 мая 1998 г. № 597 «О мерах по обеспечению экономии государственных расходов».
Постановления Правительства РФ — это наиболее распространенные источники финансового права, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкретизируются финансовые законы. Так, нормы Федерального закона «О лотереях» конкретизированы постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 г. № 338 «О мерах по реализации Федерального закона О лотереях». Типичной формой нормативных актов Правительства РФ, являющихся источниками финансового права, являются правила.
Правила — это нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения в какой-либо одной области финансовой деятельности государства.
Ведомственные нормативные акты как источники финансового права регулируют в основном финансовую деятельность соответствующих ведомств (министерств, служб, комитетов и т.д.). Наиболее типичным ведомственным нормативным актом, выступающим в качестве источника финансового права, является инструкция, утверждаемая приказом данного ведомства.
Главное место среди них занимают инструкции Минфина России, а также ЦБ РФ. В качестве примера можно назвать приказ Минфина России от 7 февраля 2003 г. № 15н «Об организации работы Министерства финансов РФ» по реализации положений Бюджетного кодекса РФ. Специфика инструкции как источника финансового права состоит в том, что она имеет целью разъяснение деталей, подробностей исполнения закона или иного акта государства.
Источник
Источники финансового нрава — это правовые акты представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. В число источников финансового права можно включить: нормативные правовые акты; нормативные договоры; судебный прецедент (наличие последнего источника весьма спорно)[1][2].
Нормативные правовые акты признаются источниками финансового права только в том случае, если в них нашли свое внешнее выражение нормы финансового права. Их отличительной чертой является разноуровневый характер. Так, нормы финансового права могут содержаться в нормативных правовых актах, принятых федеральными и региональными органами государственной власти, причем и представительными, и исполнительными, а также органами местного самоуправления.
Среди нормативных правовых актов особо следует выделить Конституцию РФ, выступающую главным источником финансового права. На ее основе приняты все нормативные правовые акты, регламентирующие финансовую деятельность государства, его органов и должностных лиц. Конституция РФ содержит нормы, непосредственно выступающие источниками финансового права: ст. 75 определяет, что систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения устанавливаются федеральным законом
(ч. 3), и устанавливает, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе (ч. 4); ст. 101 наделяет Счетную палату РФ правом контролировать исполнение федерального бюджета (ч. 5) и т.д.
Финансовое право характеризуется отсутствием единого кодифицированного нормативного акта, содержащего нормы финансового права. В системе финансового законодательства содержатся два кодифицированных нормативных правовых акта федерального уровня: НК РФ и БК РФ.
Налоговый кодекс РФ регулирует отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, отношения налогового контроля и ответственности, а БК РФ регламентирует отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней.
Следующую группу источников финансового права составляют некодифицированные федеральные законы, которые можно разделить на две группы:
- 1) федеральные законы, полностью относящиеся к финансовому законодательству и содержащие нормы финансового права, например ФЗ № 311, ФЗ № 173;
- 2) федеральные законы, включающие отдельные нормы (группы норм) финансового права. Во вторую группу можно включить такие законы, как ФКЗ № 2, ФЗ № 183 и др.
К другим нормативным правовым актам федерального уровня относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные инструкции Минфина России.
Указы Президента РФ в сфере финансово-правового регулирования разнообразны. В основном они носят организационный характер, т.е. содержат поручения органам власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют направления деятельности финансовых органов, а иногда, в случае отсутствия необходимого нормативного акта или пробела в существующем нормативном правовом акте, содержат и конкретные правила поведения, обращенные ко всем участникам финансовых отношений. Например, длительное время действовал Указ Президента РФ от 21 ноября 1995 г. № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации»[3].
Число постановлений Правительства РФ по вопросам государственных финансов велико. В частности, это ряд постановлений, определяющих правовой статус финансовых органов (ФНС России, ФТС России, Минфина России и т.д.).
Особую группу источников финансового прав занимают нормативные акты, принимаемые Банком России. Это указания, положения и инструкции. В них содержатся правила, обращенные к другим кредитным организациям, которые, как правило, касаются установления различных банковских нормативов, правил обращения с наличностью, открытия и закрытия счетов, представления информации, ведения отчетной документации и т.д.
Система финансовых нормативных правовых актов разноуровневая. Помимо федеральных нормативных правовых актов, огромный массив составляют нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления. Например, ежегодно в любом субъекте РФ ежегодно принимается закон о бюджете. В структуре органов исполнительной власти функционируют финансовые органы, наделенные в пределах своей компетенции принимать нормативные акты, обладающие региональным значением.
Нормативный договор как источник финансового права сравнительно недавно получил широкое признание и распространение. В данном случае источником финансового права выступают международные договоры России, договоры между Российской Федерацией и ее субъектами и договоры между отдельными субъектами РФ. Например, международные обязательства России в области борьбы с «грязными» денежными средствами и их «отмыванием» повлекло принятие ряда нормативных правовых актов, направленных на усиление финансового контроля. Международные договоры могут касаться и устранения проблем двойного налогообложения. Так, между Правительством РФ и Правительством Государства Израиль 25 апреля 1994 г. заключена Конвенция «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы». Источником финансового права является Федеративный договор от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации», который устанавливает, что к совместному ведению относится установление общих принципов налогообложения и сборов. Между Российской Федерацией и ее субъектами существуют и другие нормативные договоры, содержащие нормы финансового права.
Судебный прецедент длительное время не признавался источником права. В советский период категорически отрицалась возможность существования в отечественном праве судебного прецедента. Однако и в настоящее время данный вопрос не находит однозначного ответа. Так, по ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики, которые принимаются в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ и часто не только содержат толкование норм финансового права, но и фактически вводят новые нормы.
Особое место в системе источников финансового права занимают постановления и иные решения КС РФ. Согласно ст. 79 ФКЗ № 1 акты или отдельные положения, признанные КС РФ неконституционными, утрачивают силу. Таким образом, КС РФ формулирует обязательное для всех правило не применять эти акты. Кроме того, решения КС РФ, включая выраженные в них правовые позиции, обязательны на всей территории РФ (ст. 6). Некоторые нормы финансового права рядом постановлений КС РФ признаны противоречащими Конституции РФ. Например, постановления КС РФ: от 12 мая 1998 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан», от 15 июля 1999 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР ”0 Государственной налоговой службе РСФСР“ и законов Российской Федерации ”06 основах налоговой системы в Российской Фе- дерации“ и ”0 федеральных органах налоговой полиции44» и др. В решениях КС РФ сформулированы основные принципы налогообложения, получившие в последующем закрепление в НК РФ.
Решения КС РФ обладают свойствами общеобязательности, в них формулируются правила-поведения, распростирающие свое действие на всю территорию РФ, что сближает их с признаками, характерными для нормативного правового акта.
Источник