Какие загадки относятся к описанию свойств признаков
С загадками знаком каждый. Эта малая форма народного творчества дает необыкновенно большие возможности для развития ребенка. Она появляется в жизни малыша еще в дошкольный период и становится одним из самых любимых занятий на долгие годы.
Что такое загадка
Среди большого разнообразия жанров, принадлежащих устному народному творчеству, таких как потешки, шутки, прибаутки, песенки, пословицы, поговорки, загадка занимает самое почетное место. И ее ни с чем не спутаешь.
В загадке изложение вопроса предельно сжато, но при этом оно остается емким и образным. Задача автора загадки состоит в том, чтобы не было упущено описание свойств, признаков, характерных определенному предмету или явлению.
Каким целям служит загадка в развитии детей
Педагог или родители, предлагая ребенку игру, где надо отгадать загадки, преследуют определенные цели. Некоторые из них можно сформулировать следующим образом:
- Развитие образности речи. Этому способствуют такие средства, как эпитеты, олицетворения, сравнения, ритм и рифма.
- Употребление многозначных слов в загадках. Оно помогает обогатить словарный запас ребенка. При разгадывании загадки маленькому человечку приходится задумываться о вторичном значении слова, обращать внимание на такое явление языка, как многозначность.
- Развитие фантазии. В загадке всегда есть выдумка. Ребенок невольно должен следовать ей, развивая при этом свое воображение. Свойства и признаки предметов, описываемые в загадке, не соответствуют действительности. И только отгадка все ставит на свои места.
- Понимание связей. Загадка предоставляет возможность задуматься о связях, существующих в мире между предметами и явлениями.
Представленный здесь перечень обозначил лишь основные цели, которые обычно преследуют взрослые, играя с ребенком в загадки. На самом деле этот список гораздо обширнее.
Типы загадок и готовность детей к работе с ними
Отгадывая загадки, ребенок решает определенные логические задачи, выполняет определенные умственные операции. В зависимости от этого все загадки делятся на группы по уровню их сложности.
Успех отгадывания загадок любого уровня сложности будет зависеть от того, насколько дети к этому готовы. Они должны ориентироваться в мире вещей, действий, отношений, которые описаны в текстах загадок. Чтобы ребенок мог это делать, взрослым надо проводить целенаправленную подготовительную работу.
Развитие способности малыша анализировать язык загадки во многом будет влиять на результативность при их отгадывании. Любая загадка, предложенная ребенку взрослым, должна быть рассмотрена с разных позиций: понравилось ли задание, удачно ли описан предмет, что натолкнуло на правильный ответ, какие слова описывают запах, цвет, действие.
Учитывая то, что когда-то малышу будет предложено задание самому придумать загадку, можно включить в работу такие вопросы:
- Какими словами начинается загадка?
- Как заканчивается?
- Каким способом сформулирован вопрос?
- Подбери свои слова для описания предмета.
Постепенно ребенок научится самостоятельно находить отгадку, используя все признаки, свойства предметов, описанные в ней. А поможет ему в этом язык загадки.
Кроме того, на результат могут повлиять манера преподнесения задания взрослым, уровень речевого развития ребенка, его возраст, объем владения знаниями энциклопедического характера и другие факторы.
Загадки первого уровня. Признаки предмета
В заданиях первого уровня сложности представлены такие загадки – описание признаков какого-то явления или предмета. При этом идет простое их перечисление. Называются величина, форма, цвет, назначение, звучание, материал изготовления, способы движения и так далее.
В эту же группу можно включить загадки, где есть описание признаков, но в их перечне зашифровано решение задачи. Чтобы отгадать подобные загадки, достаточно сделать простой анализ, то есть выделить признаки, а затем объединить их в единое целое, выполнив операцию синтеза.
Обычно загадки, относящиеся к первому уровню сложности, предоставляют испытуемому достаточное количество признаков – и логическая задача решается легко и быстро.
Загадки второго уровня. Свойства предметов
В эту группу включены загадки – описания свойств предметов, которые выражены одним–двумя признаками. Несмотря на краткость описания, малышу необходимо восстановить целостный образ.
К этой же группе относятся загадки, которые основаны на сопоставлении, сравнении предметов и явлений. В тексте может использоваться прием отрицания.
Чтобы отгадывать подобные загадки, ребенок должен иметь достаточно полное представление о загадываемом предмете или явлении. Ему нужно не только выделить в загадке описание свойств, но и сопоставить их с другими характерными чертами этого же предмета, которые в тексте задания не представлены.
Загадки третьего уровня. Описание свойств, признаков
Чтобы отгадать загадки, относящиеся к третьему уровню сложности, детям нужно выполнить операции сравнения свойств и признаков, которые на первый взгляд кажутся очень далеки друг от друга. Но это может показаться лишь сначала. Здесь ребенку нужно понять скрытый смысл метафоры.
Тематика загадок
На выбор тем загадок, где представлено описание свойств, признаков предметов, действий, явлений влияют многие факторы. Прежде всего, нужно помнить, что дети имеют ограниченные представления о мире, в котором живут. Это связано с их небогатым жизненным опытом.
Именно по этой причине темой загадок могут быть предметы, которые окружают ребенка в повседневной жизни. Они близки малышу, оказывают на него эмоциональное воздействие. Наиболее часто словами-отгадками являются названия игрушек, домашних животных, продуктов питания, предметов гигиены и обихода.
С возрастом круг тем расширяется, меняется и уровень сложности предлагаемых загадок. Транспорт, явления природы, спорт, профессии, мир растений и животных – перечень тем загадок, которые можно использовать с детьми старшего возраста.
Сочинение собственных загадок
Процесс отгадывания очень увлекает детей. Но придумывание своих загадок не менее интересное занятие, хотя оно намного сложнее.
В самом начале освоения этого вида работы малышам нужно предлагать для сочинения загадки – описания свойств. Они составляются по образцу, который демонстрирует взрослый. Не секрет, что не все дети способны справиться с таким видом задания сразу. Но регулярные занятия способны развить этот навык у любого ребенка.
По прошествии определенного времени ребята сами будут придумывать загадки на описание свойств, признаков предметов, получая от этого вида работы истинное наслаждение.
Итогом творческой работы детей по сочинению загадок может стать оформленная ими книга или альбом. Кроме текстов загадок, в альбом можно поместить иллюстрации к ним.
Для справки
При работе с загадкой постоянно приходится оперировать понятиями «признак» и «свойство». Так чем признак отличается от свойства? Коротко это можно сформулировать так: признак – общая характеристика предмета. Свойство дает развернутое описание качества предмета.
История появления загадки в нашей жизни может быть интересна как детям, так и взрослым.
Особое отношение к этому виду творчества было еще у древнего человека. Известно, что во многих племенах существовал обряд посвящения мальчика в мужчину. Чтобы молодой человек мог выдержать испытания на зрелость, ему нужно было доказать свою ловкость, физическую силу и мужество. Для этого требовалось выдержать сильную боль, убить на охоте свирепого хищника, а также показать свои ум, знания, сообразительность.
У германцев и древних греков одним из видов единоборства было отгадывание загадок. Мужчина, который не справлялся с заданием, лишался жизни.
У славян существует поверье о том, что русалки любят загадывать загадки и губят людей, которые не могут найти ответ.
Загадывание и отгадывание загадок было обязательным условием русского свадебного обряда. Подружки невесты должны были придумать для жениха и его друзей очень трудные задания. Если молодые люди не могли отгадать эти загадки, то и невесту им не отдавали. Подобный обряд можно увидеть и на современных свадьбах, только теперь он носит шуточный характер.
Появившись много тысячелетий назад, загадки всегда были и остаются средством, при помощи которого можно пополнить багаж знаний об окружающем мире, развить свою способность мыслить образно, неординарно, проявить наблюдательность, смекалку, ум.
Источник
Гаяна Фарсаданян
Общее понятие «Загадки». Виды загадок
Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки.Важно подумать над вопросами : кто? какой? на что похож? что делает?
Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.
ЗАГАДКА – это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.
Загадка – это один из видов фольклорного жанра, который подразумевает поэтическое иносказательное воспроизведение явления или предмета.
Виды загадок с примерами
1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Разговорная форма:
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.
Стихотворная форма:
Росло, повыросло,
Из куста повылезло,
По рукам покатилось,
В зубах очутилось.
Ответ: (Орехи.).
2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.
Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это.
Мишка Белка *
3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
Примеры:
У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?
Ответ: (Да, если трактористы – женщины).
Какое слово всегда звучит неверно?
Ответ: (Слово “неверно”).
4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:
Типичная математическая загадка «Поезда»:
Два товарных поезда, оба длинной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/ч. Сколько секунд пройдет после того, как встретились машинисты, до того как встретятся кондукторы последних вагонов?
Ответ: (В момент встречи машинистов расстояние между кондукторами будет 500 м. т. к. каждый поезд идет со скоростью 45+45=90 км/ч, или 25 м/с.искомое время равно 500:25=20 секунд.
Простая математическая задача на счет:
Из города вышел гонец, который идет каждый день по 12 верст. Вдогонку ему послали гонца, который разгоняется медленно, но верно. В первый день проходит версту, во второй – две, в третий – три, и т. д. Когда второй гонец нагонит первого?
Ответ: (На 23 день).
5. Сюжетные загадки.
Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.
Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”.Пример данетки:
“Стоит гараж. Он абсолютно пустой. Только в середине потолка свисает крюк. На крюке повесился человек. Больше ничего в гараже нет. Как он смог повесится?”
Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.
6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.
Простейшая логическая загадка:
Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?
Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).
Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой.
7. Юмористические (“дурацкие”) загадки
обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.
Пример:
Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?
Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!
8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.
Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!
9. Шарады, анаграммы, ребусы
Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.
Источник
Все загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета или явления. По разным источникам выделяют несколько классификаций загадок и их видов. Самая распространенная приведена ниже.
Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:
Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз).
Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).
Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета
или явления (по одному – двум признакам восстановить целостный образ).
Например:
Под ногой шуршат, шуршат.
Скоро будет голый сад. (Листья).
Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.
В загадку включено отрицательное сравнение.
Например:
Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех).
Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река).
Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.
Загадки, в описании которых использованы метафоры.
Например:
Рукавом взмахнул – деревья пригнул. (Ветер).
На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты).
Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.
Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.
Этот тип загадок включает:
а) Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По описаниям нужно разгадать целое слово;
Например:
Мой первый слог – предлог, и во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача).
б) Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово;
Например:
С «Ч» – над морем я летаю,
С «Г» – в машинах я бываю. (Чайка-Гайка).
в) Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос);
Например:
Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила).
г) Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза);
Например:
Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,
Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха – муха).
«Загадки – складки».
Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок.
Например:
Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,
Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).
«Загадки – шутки».
Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты-к-вы).
Фонетические загадки.
У какой рыбы нет чешуи?
Налим или сом?
(В отгадке все согласные звуки звонкие) [3. С. 121-135].
По мнению Н.И. Кравцова и А.В. Кулагина тематика загадки очень разнообразна. Есть загадки о природе, о людях, о животных, о растениях, о профессиях людей, о явлениях природы, о временах года, героях сказок и о многом другом. Например, о явлениях природы: «Тянется в окно золотое полотно»; о человеке: «На земле он всех сильней, потому что всех умней»; о животных: «Белые хоромы, красные подпорья».
Наиболее полное отображение в русских загадках нашли земледельческий быт и крестьянский труд. Явления природы, человек и его строение изображаются при помощи образов, связанных с конкретной, хозяйственной жизнью крестьянина. Часто в загадках сатирически изображается богатство, высмеивается духовенство. Очень характерно для загадки использование нарицательных имен собственных («Дарья и Марья видятся да не сходятся»). Богаты загадки и аллитерациями и другими приемами звуковой игры («Кутька да Лайка, да Пипупочек»). Иногда они построены на звукоподражании. [14. С. 101].
В загадках проявляется наблюдательность, образное мышление, яркая выразительность поэтической речи. Существует несколько видов загадок:
загадки-признаки (Конь стальной, хвост льняной…);
загадки-вопросы (Без какого ключа не откроешь дверь…);
загадки-сравнения (Кругла как мяч, желта как репа…);
загадки-действия (Упадет – поскачет, ударят – не плачет…);
загадки-противопоставления (Не огонь, а жжется…);
загадки-описания (Красное, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки…).
Загадки-описания созданы на основе поэтической образности; они удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями. Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, а – ума.
Загадки бывают авторские, когда автор загадки конкретное лицо и народные, когда автор народ
В своей работе, Ю.Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», предлагает более простую классификацию:
загадки – иносказания;
загадки – описания;
загадки – вопросы;
загадки – задачи (Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось? Ответ: один – убитый) [16. С. 4-6].
Существуют множество разнообразных видов загадок. Загадки о технике можно использовать во время прогулок по городу или поселку, на экскурсиях на стройку. Загадки о транспорте уместны при изучении правил дорожного движения [22. С. 14]. Рассказывая об инструментах, с помощью загадок можно проверить, как дети усвоили новые знания. Для этого, загадывая загадку об инструментах, следует, предложить найти отгадку среди расположенных на столе инструментов [17. С. 85].
Начальный этап работы с загадкой на уроке русского языка начинается именно с показа разнообразных типов загадок, чтобы учащиеся видели, насколько богат и разнообразен язык даже в таком маленьком жанре, как загадка [7. С. 55].
Таким образом, можно сказать, что классификации этой малой формы фольклора едины, а сама загадка носит обучающий характер и способствует развитию мыслительной деятельности человека.
Источник