Какие выразительные свойства музыки
Регистр, ритм и мелодия
Регистр является частью диапазона. Также этим термином называют высоту музыкального инструмента или голоса.
Бывают такие виды регистра:
- Низкий. Это мрачное или серьёзное звучание.
- Высокий. Лёгкое и тонкое звучание.
- Средний. Обычно такой звук ассоциируется с голосом человека.
Ритм – это первое, чему учат ребёнка на уроке в музыкальной школе. Там рассказывают, какие средства музыкальной выразительности играют первостепенную роль. Ритм относится именно к таким. Этот элемент присутствует в каждом произведении и в каждом исполнении песни. Может происходить чередование отрывистых звуков с плавными, то есть повторение коротких и долгих.
Это средство становится понятным, если наблюдать за каким-либо танцем. Все происходит в такт, благодаря чему движения приобретают эмоциональных окрас.
Музыка без ритма не может восприниматься полноценной мелодией. Она похожа на простой набор звуков. Этот приём придаёт музыкальной композиции изобразительность и лиричность или же тревогу и взволнованность.
Развитие цифровой музыки основано на хорошо подобранном ритме. Чтобы был качественный звук у таких композиций, нужно использовать хорошие динамики. Также существуют и другие важные элементы.
Таблица: средства музыкальной выразительности и их определение.
Средства выразительности | Содержание | Свойства и разновидности |
Мелодия | Одноголосно выраженная мысль | |
Лад | Взаимосвязь звуков между собой | Мажор, минор |
Регистр | Чередование и соотношение различных музыкальных длительностей | Ровный, пунктирный |
Звуковедение | Штрих | Отрывисто, связно, отчётливо, закономерно |
Тембр | Окраска звука | Звонкий, глухой, мягкий, резкий |
Темп | Скорость музыки | Медленный, умеренный, быстрый, динамический |
Динамика | Изменение громкости | |
Форма | Построение музыкального произведения | Рондо, вариации, сонатная форма |
Аккомпанемент | Сопровождение | Оркестровый, инструментальный, вокальный или речь |
Мелодия – это одно из 12 основных выразительных средств музыки. Она является душой любой композиции, так как показывает тему, оттенок и характер. Поэтому без неё произведение не состоится.
Размер, темп и лад
Для записи ритма на листе применяется музыкальный размер. Благодаря этому музыкант может понять, какой темп и ритм необходимо соблюдать. Существуют разные музыкальные размеры, например, две четверти, одна восьмая и т. д. Для правильного соблюдения ритма во время изучения нового материала нужно использовать метроном или самостоятельно считать.
Темп – это скорость исполнения, которая полностью зависит от конкретного музыкального произведения. Например, колыбельная исполняется очень медленно и спокойно, а марш звучит ритмично. Такая функция важна для выражения характера композиции.
Для обозначения используется итальянский язык. В самом начале композитор указывает, в каком темпе нужно исполнять мелодию. Может быть написано воодушевлённо, мечтательно, в темпе марша, в темпе вальса.
Помимо равномерного звучания музыки могут быть отклонения. Это позволяет сделать композицию более живой и эмоциональной. Темп произведения и его изменения является очень важным способом музыкальной выразительности.
Лад – это отношение устойчивых и неустойчивых звуковых рядов. Он систематизирует и определяет порядок звуков, благодаря чему создаётся осмысленная мелодия.
Существуют неустойчивые и устойчивые звуки. У вторых звучание ясное, поэтому они являются основой. Если музыка остановилась на неустойчивом звуке, то необходимо перейти на устойчивый. Такая взаимосвязь является основой музыкальной речи. Зачастую в композиции присутствует многократные переходы.
Наиболее распространёнными считаются минорные и мажорные лады. Они определяют образное содержание мелодии и её характер. Мажорная композиция всегда весёлая и бодрая, а минорная – печальная и грустная.
Тембр и динамика
Тембром называется звуковой окрас. У разных людей и музыкальных инструментов свой тембр. С помощью этого выразительного средства человек может различать голоса и различные инструменты, не глядя на них.
Женские и мужские голоса бывают:
- Высокими.
- Средними.
- Низкими.
Хор – это большое количество певцов (не меньше 12). Это подобие оркестра в музыке. Хор может быть мужским, женским, смешанным или детским.
В оркестре музыкальные инструменты распределяются по типам. Всего их существует четыре:
- Ударные.
- Медные духовые.
- Струнные.
- Деревянные духовые.
Динамикой называется громкость музыки. Тихое музыкальное произведение ассоциируется со спокойствием или лёгкой грустью, а громкое выражает напряжённые или энергичные образы.
Динамика нарастает, когда нужно усилить напряжение или подготовить слушателя к кульминации. Динамическая кульминация является высшей точкой напряжения. Когда она ослабевает, создаётся ощущение успокоения.
Метр и гармония
Метром называется пульсация, то есть равномерная смена слабых и сильных долей. Если записывать это в нотном выражении, то указывается размер, такт и отдельные тактовые черты.
Гармония – последовательность звучания объединённых звуков в аккорды или же созвучия. Основным элементом является аккорд. Это сочетание трёх и более звуков.
По интервальному строению аккорды подразделяются на такие:
- Секундовый.
- Терцовой.
- Квартовой.
- Квинтовой.
Современная музыка часто предполагает резкое звучание гармонии. Это называется диссонансом. В классической в основном используются трезвучия.
Диссонанс может быть довольно сложным, так как очень часто применяются нестандартные созвучия, например, одновременное сочетание разных размеров.
Происхождение этого средства выразительности в музыке связывают с многоголосым пением. Есть свидетельства, что оно существовало уже в Средние века.
Фактура в музыке
Фактура с латинского означает обработку. Это вид изложения музыки. Основными элементами, входящими в определения, являются средние голоса, аккомпанемент, бас и мелодия.
Фактуру подразделяют на прозрачную и плотную. Первая вызывает ощущение лёгкости, а от второй создаётся впечатление мощи и силы.
Также данное средство выразительности подразделяется на одноголосную и многоголосную. Одноголосная музыка – это любая мелодия, состоящая из вокала одного человека или из инструментальной игры. Второй вид подразумевает гомофонию и полифонию.
В многоголосной музыке один из голосов является основным, а все остальные выступают в роли аккомпанемента, то есть сопровождающими. Ритмические аккорды, объединённые с сопровождающими, являются разновидностью гомофонной фактуры.
Полифония – это сочетание нескольких голосов. Она подразделяется на имитационную и контрастную. Имитационная повторяет в другом тоне прозвучавшую мелодию. Контрастной полифонию можно назвать, когда одновременно звучат мелодии нескольких типов.
Имитационная также подразделяется на несколько типов:
- Канон. Включает в себя несколько голосов, которые играют одну мелодию, но вступают на первый план по очереди.
- Инвенция. Инструментальное произведение, состоящее из двух или трёх голосов. Обычно оно имеет небольшой объём и написано по технике имитации.
- Фуга. Это многоголосная полифония. Вся мелодия повторяется одновременно во всех голосах. Считается наиболее сложным типом имитационной полифонии.
Также существует ещё разновидность, которая называется фугетта. Это упрощённая фуга, предназначенная для фортепиано или органа.
Штрихи и форма
Одним из важнейших инструментов выразительности в музыке являются штрихи. Это средство, с помощью которого музыкант может понять манеру исполнения. Это определяет характер произведения. Музыкальные штрихи подразделяются на такие виды:
- Legato. Инструмент должен издавать мягкие и плавные звуки. То есть человеку нужно играть мягко.
- Staccato. Звуки следует извлекать резко. Данный штрих в записи обозначается точкой, расположенной сверху или снизу ноты. Каждое извлечение должно быть коротким, похожим на маленькие толчки. При этом ставиться акцент на промежуток между звуками.
- Non legato. Каждое извлечение должно немного акцентироваться. Это что-то среднее между Legato и Staccato. Нужно стараться сделать так, чтобы звуки подчёркивались и слышались отчётливо, но были мягкими.
Последовательность отдельных частей, из которых состоит мелодия, называется формой музыкального произведения. Она подразделяется на сюиту, рондо, сонатное аллегро, сонатно-симфонический цикл, куплетную, трёхчастную или двухчастную форму.
Наиболее простой формой является период. В нём слушатель отчётливо понимает, что мысль завершена. Период разделяется на предложения, а они – на фразы.
Также существует мотив. В музыкальной речи это самый маленький элемент.
При исполнении произведения музыкант выделяет отдельные мысли, фразы и предложения. Это уже называется фразировкой. Данное средство является частью формы. Оно предполагает, что во фразах есть кульминации.
Источник
Средства музыкальной выразительности
Музыка – это язык чувств. Уникальность музыкального искусства заключается в том, что понять заложенное композитором чувство может практически каждый человек. Помогают нашему восприятию средства музыкальной выразительности. Познакомиться с основными средствами музыкальной выразительности будет полезно как профессиональному музыканту, так и любителю. Знания помогут не только понимать язык музыки, но и говорить на нем, сочиняя свои произведения.
Из чего состоит музыка
Классическая музыка имеет определенные каноны, позволяющие создавать удивительные шифры. Эти музыкальные приемы формировались столетиями, менялись в зависимости от эпохи и моды. Интересно, что до эпохи барокко музыкальное искусство имело прикладной характер. За редким исключением инструментальная музыка имела самостоятельность и могла исполняться без танца или слова. В основном инструменты использовались лишь в качестве аккомпанемента. Начало формирования собственного языка символов, а именно средств музыкальной выразительности было положено в 16 веках. Но за дальнейшие века эмоциональная палитра наполнилась всеми оттенками и цветами, создающими особый колорит произведения.
К средствам музыкальной выразительности относят:
- Мелодия;
- Лад;
- Гармония;
- Регистры;
- Метр, ритм, темп;
- Тембр;
- Фактура;
- Штрихи;
- Динамика.
Рассмотрим по отдельности каждое средство музыкальной выразительности.
Мелодия: определение, типы
Мелодия представляет собой законченную музыкальную мысль, несущую в себе яркий образ. Чаще всего мелодическая линия является одноголосной.
Справедливо сказать, что сколько существует на свете мелодий, столько и есть их разновидностей. Ведь каждая мелодия уникальна и интересна по-своему. Тем не менее, музыковеды выделяют несколько основных разновидностей:
- Горизонтальное движение – мелодическая линия строится на постоянно повторяющемся звуке. Создается ощущение застывшего времени. Чтобы избежать монотонности для подобной мелодии, необходимо подобрать достаточно активное гармоническое движение и частую смену аккордов. Искусно работает с подобными темами Фредерик Шопен, примером гармонизации является Прелюдия e-moll. Отсутствие развития мелодического движения часто характерно и для народных речитативных попевок или прибауток. Примером является русская народная прибаутка «Ладушки».
- Восходящее движение представляет собой переход к более высоким звукам. Функция подобного движения не всегда связана с подъёмом и энергией. Часто композиторы стараются выразить при помощи восходящих мелодий напряжение и душевное сопротивление. Восходящие интонации также характерны для танцевальной музыки эпохи барокко. Примером является мелодия «Менуэта» Иоганн Себастьян Баха.
- Нисходящее движение связано со спадом напряжения, а также эмоциональной разрядкой. Создается ощущения спокойствия и уравновешенности, если мелодия находится в среднем регистре. В низком регистре нисходящее движение может создать ощущение скорби и тяжести. Часто направленные вниз мелодии используются для вокальной музыки, так как удобны для исполнения. Примером является русская народная песня «Во поле береза стояла».
- Волнообразная мелодия представляет собой чередование восходящих и нисходящих движений. Разновидностью типа является заполнение скачков поступенным движением либо вверх, либо вниз, которая позволяет добиться максимально логичного и спокойного развития мелодии. Часто встречается как в профессиональной композиторской практике, так и в фольклорных образцах. Известным произведением является песня «Сурок» Людвига ван Бетховена.
- Мелодия со скачками характерна для танцев, быстрых произведений. Широкие скачки добавляют мелодическому движению активности и энергичности. Движение широкими скачками характерно больше для инструментальной музыки. Ярким примером подобного мелодического движения является тема произведения «На тройке» композитора Петра Ильича Чайковского.
- Мелодия с секвенцией отличается логичностью и постепенностью. Секвенция представляет собой способ мелодического развития при помощи повторения звена темы на разных ступенях гаммы. Образцом секвенционного движения является I часть сонаты №26 Людвига ван Бетховена.
Важнейшим моментом в развитии мелодии является кульминация. Это наивысшая точка развития мелодического движения. Обычно выделяется следующими признаками:
- Усиление динамики;
- Использование скачков или восходящих интонаций;
- Увеличение высоты звучания.
Кульминация используется уже в первых тактах инвенции №9 И.С. Баха, что создает особый музыкальный колорит.
Лад
Соотношение устойчивых и неустойчивых звуков образуют лад. Наиболее привычными ладами являются мажор и минор. По характеру звучания мажор сильно отличается от минора. Строение мажора подразумевает более ясное, светлое звучание.
Фредерик Шопен op.9 №2 «Ноктюрн»
Минор отличается спокойствием, но может выражать напряженность. Минор – это романтический лад, имеющий оттенок печали и грусти.
Людвиг ван Бетховен «Лунная» соната №14, I часть
Гармония, фактура
Гармония – это одновременное или последовательное соединение трех или более звуков. При изучении музыки существует отдельная дисциплина, имеющая название «Гармония». Музыканты изучают аккорды и аккордовые последовательности, создающие звуковые эффекты.
У каждого аккорда есть собственная краска:
- Мажорное трезвучие – радость, веселье, энергичность.
- Минорное трезвучие –грусть, печаль, меланхолия, спокойствие, романтичность.
- Уменьшенное трезвучие – диссонирующее звучание, мистическое и фантастическое.
- Увеличенное трезвучие –звучит как диссонанс, резко, остро.
- Малый мажорный септаккорд –создает небольшое напряжение и тяготение к тонике, что позволяет использовать его в заключительных каденциях.
- Малый минорный септаккорд – умиротворение, спокойствие.
- Большой мажорный аккорд –часто используется в джазовой музыке, яркий по звучанию.
- Дважды уменьшенный аккорд – страх, испуг и скорбь.
Взаимодействие аккордов в тональности также подчиняется правилам гармонии. Здесь важно учитывать функциональность аккорда, то есть его расположение на определенной ступени лада. Красочности гармонии также придают модуляции и отклонения.
Фактура – это склад музыкальной ткани. В широком смысле фактура делится на два типа:
1) Полифонический склад – многоголосие, в котором все голоса считаются равноправными. В полифонии вместо ведущей мелодии используется тема, противосложение. Примером полифонии является Фуга до мажор И.С. Баха из «Хорошо темперированного клавира» I том.
2) Гомофонно-гармонический склад – многоголосный склад, в котором ведущая роль отводится мелодии. В качестве мелодического сопровождения используется аккомпанемент. Примером является Ноктюрн Фредерика Шопена.
В более узком значении фактура подразумевает варианты изложения аккордов:
- аккордовая – одновременное нажатие звуков аккорда.
- гармоническая фигурация – последовательное изложение аккорда.
Регистры и тембры
Высота звучания зависит от регистра. Условно существует три регистра:
- низкий – имеет приглушенное, немного тяжеловатое звучание. Образный ряд – это большие животные, тяжелые предметы или инфернальные существа.
- средний – относится к человеческому голосу, удобен для вокальных произведений. По краске теплый, приятный.
- высокий – вызывает ощущение легкости и безмятежности. Образный ряд: птицы, воздух или дождь.
Фортепиано является инструментом, включающим в себя все три регистра. Но не все инструменты могут похвастаться столь широким диапазоном. Чтобы сохранить тембровую краску и ее природную красоту, композиторы используют инструменты в области выразительного звучания. Изображение поможет понять, какие инструменты играют в каких регистрах.
Композиторы XX века используют инструменты вне сферы выразительной игры для создания эффекта напряженности или неестественности. Например, Игорь Стравинский в увертюре к балету «Весна священная» использует фагот в непривычно высоком для него регистре. В результате звучание инструмента стало практически неузнаваемым.
Ритмический рисунок, темп
Много звуковой информации о музыкальном жанре и о стиле произведения слушатель получает из ритма. При этом важно различать ритм и метр. Ритм представляет собой соотношение длительностей в их последовательности. Метр же является чередованием сильных долей (постоянных акцентов) и слабых, выражаемых размером.
Ритмический рисунок в определенном метре сам по себе может нести характеристику для многих жанров музыки:
- Вальсы обычно имеют трёхдольный размер и ровный ритм с формулой бас + аккорд.
- Марши имеют двухдольный размер с чётким акцентом на сильные или относительно сильные доли.
- Менуэт – это французский танец, имеющий трехдольный метр. Часто для этого танца характерен пунктирный ритм.
- Джазовые произведения необычайно разнообразны по ритмическому рисунку. Особенно характерны синкопы и пунктирный ритм.
Практически каждый танец или жанр имеет свою особенную ритмическую формулу.
Как средство музыкальной выразительности используется темп. Это скорость исполнения, позволяющая максимально точно передать образ. Обычно указывается в начале композиции. Записывается итальянским словом. В таблице приведены термины, перевод и единица метра, выставляемая при исполнении на метрономе.
Штрихи
Штрихи представляют собой способы звукоизвлечения. Нюансы исполнения связаны с штрихами. К основным относят:
Стаккато – отрывисто, обозначается точкой над нотой.
Легато – связно, объединяет несколько нот линией.
Нон легато – играть каждую ноту отдельно. Не обозначается, либо прописывается – nonlegato.
Для каждого инструмента предусматриваются разные штрихи, позволяющие добиться необходимого звучания.
Динамика
Для передачи образа важно соблюдать динамические указания. Динамика отображает громкость. Так, для жанра марш характерно громкое исполнение, для нежной и лиричной арии чересчур громкое исполнение будет излишним, поэтому лучше придерживаться тихого воспроизведения. Композиторы при помощи специальных знаков отображают изменения в динамике.
Как использовать средства музыкальной выразительности
Средства музыкальной выразительности помогают передать образное содержание и замысел композитора, поэтому при исполнении важно учитывать каждый нюанс, прописанный в нотах. Если музыкант хочет сочинять музыку, то эти приемы станут отличной базой для первых сочинений. Важно учитывать особенности жанра. Многие музыкальные произведения имеют контраст, поэтому в одном сочинении могут использовать различные по краске средства выразительности. Все зависит от драматургии и от взаимодействия образов.
Тем не менее, не стоит переставать искать что-то новое, пробовать и экспериментировать. Главное в музыке – это уметь при помощи звуков подарить слушателю эмоцию или образ.
Источник