Какие вы знаете свойства веществ приведите примеры

Какие вы знаете свойства веществ приведите примеры thumbnail

Окружающий нас мир заполнен твёрдыми, жидкими и газообразными физическими телами.

Физическое тело — это то, что имеет форму и занимает определённый объём.

Например, твёрдыми физическими телами являются камень, крупинка соли, автомобиль, плитка шоколада. Любое твёрдое тело имеет какую-то определённую форму.

Жидкое физическое тело — это вода в стакане или в пруду. Жидкие тела не имеют своей собственной формы, а принимают форму той ёмкости, в которой жидкость находится.

Газообразным физическим телом является воздух, находящийся в помещении или в воздушном шарике. Газообразные физические тела, так же как и жидкости, не имеют своей формы. Однако, в отличие от жидкостей, всегда заполняют весь объём той ёмкости, в которой находятся.

Воздух в воздушном шарике — газообразное физическое телоВода в стакане — жидкое физическое телоКаждый кристаллик соли — твёрдое физическое тело

Есть такие физические тела, которые существуют в природе сами по себе, а есть и такие, которые созданы человеком.

Изготовленные (произведённые) человеком физические тела называют предметами.

Валун — природное физическое телоНастольная лампа является предметомЛожка — физическое тело, изготовленное человеком

Любое физическое тело из чего-то состоит или из чего-то изготовлено.

Например, оконная рама изготовлена из пластмассы. В раму вставлен пакет, изготовленный из стекла, внутри которого находится слой газообразного вещества.

Корпус компьютера изготовлен из пластмассы, а внутри него находятся детали, состоящие из металлов, сплавов и других материалов. Внутри корпуса между отдельными деталями находится воздух.

Любое растение состоит из воды, углеводов, белков, хлорофилла, минеральных солей.

То, из чего состоят физические тела, называют веществами.

Кислород, находящийся в воздухе, вода, сахар, стекло, пластмассы — всё это вещества.

Каждое вещество занимает определённое пространство, то есть образует физическое тело.

Пример:

углекислый газ — вещество, а пузырёк углекислого газа в газированной воде — физическое тело.

Вода — это вещество, а капля воды — физическое тело.

Железо — это вещество, а железный гвоздь — физическое тело.

Обрати внимание!

 Из одного и того же вещества можно изготовить различные предметы.

Пример:

ножницы, иголка, нож и трамвайные рельсы изготавливают из сплавов железа.
Стаканы, банки, бутылки, флаконы и вазы изготавливают из стекла.

Обрати внимание!

Из разных веществ можно изготовить одинаковые предметы.

Ложки можно изготовить из сплавов алюминия, серебра, железа или же из древесины. 
Ванну можно изготовить из чугуна, стали или из пластмассы.

Для описания большинства свойств физических тел и веществ используют различные понятия.

Слова, используемые в обиходе

для описания свойств физических тел

Слова, используемые в обиходе

для описания свойств веществ

  • Имеющие форму (куба, цилиндра, шара и др.);
  • большие, маленькие;
  • холодные, тёплые;
  • тяжёлые, лёгкие;
  • находящиеся в покое, движущиеся…
  • Без запаха, имеющие запах (с приятным запахом, плохо пахнущие);
  • без вкуса, имеющие вкус (кислые, сладкие и др.);
  • неядовитые, ядовитые;
  • устойчивые к коррозии, разрушающиеся под действием среды, разлагающиеся;
  • негорючие, горючие…

Источник

Тема 1 Первоначальные химические понятия

Какие вы знаете свойства веществ приведите примеры

§ 4. Физические тела. Материалы. Вещества и их физические свойства

Освоив эту тему, вы сможете:

• различать понятия «физические тела», «материалы», «вещества»;

• приводить примеры физических тел, материалов, веществ;

• описывать явления, которые наблюдали, физические свойства веществ;

• демонстрировать способность выявлять межпредметные связи с понятиями «физическое тело», «материал», «вещество» и взаимосвязи между ними;

• оценивать важность знаний о вещества, тела и материалы.

– Вспомните из курса природоведения, что вам известно о веществах.

Вещества. БЫ уже знаете, что тела, которые окружают нас и которых существует очень много, имеют общий признак. Они состоят из веществ. Однако не из всех веществ можно изготовить ту или иную вещь (предмет, тело). Например, из уксусной кислоты не производят физических тел. Поэтому понятие «вещество» из года в год во время изучения предмета будет конкретизироваться.

Вещество — это то, что характеризуется соответствующей ей массой, свойствами и занимает определенный объем.

Читайте также:  Какое свойство определяет степень жирности шрифта

– Назовите вещества, которые вам хорошо известны. Для чего они нужны человеку?

С вещевым состоят физические тела (вещи). Одно и то же вещество может образовывать несколько физических тел, которые отличаются формой, размерами, назначением. Например, из вещества алюминия изготавливают проволоку для линий электропередач, ложки, вилки, миски и т. п. для бытового потребления, сплавы для самолетостроения; из полиэтилена (пластмассы) — бутылки для минеральной воды и других родни, ручки, упаковочные пакеты, мешки, линейки, подставки, коробки для расфасовки продуктов и т. п (рис. 26).

Какие вы знаете свойства веществ приведите примеры

Рис. 26. Изделия из алюминия (а) и полиэтилена (б)

Вещества или их смеси, используемые для изготовления физических тел, предметов прикладного и производственного характера, называют материалами.

Между веществами, физическими телами и материалами существуют определенные связи. Без веществ не существует материалов, а материалы, в свою очередь, является тем, из чего изготавливают физические тела.

– Приведите примеры таких взаимосвязей.

Алюминий, полиэтилен — не чистые вещества. Они состоят: первая — из атомов Алюминия, вторая — из молекул полиэтилена. Каждое из этих веществ имеет стали, характерные только для нее свойства.

– Вспомните и назовите несколько свойств поваренной соли, сахара.

Свойства веществ. Во время открытия того или иного вещества, изучения или исследования ее свойств можно выяснить, что каждое вещество проявляет какие-то особенности. Боны придают веществам индивидуальных признаков, благодаря чему их можно отличить друг от друга. Эти особенности проявляются в физических и химических свойствах веществ.

Свойства веществ — это признаки, определяющие отличие одного вещества от другого или сходство между ними.

По каким же признакам можно охарактеризовать физические свойства веществ? Это цвет, блеск, вкус, запах, плотность, температуры кипения и плавления, тепло – и электропроводность, неелектропровідність, твердость, хрупкость, пластичность. Так, цветом отличаются растворы купрум (ІІ) сульфата и аммоний бихромата (рис. 27 а, б); различными по плотности есть масло и вода (рис. 27 в, г).

Какие вы знаете свойства веществ приведите примеры

Рис. 27. Вещества с различными физическими свойствами

Рассмотрим как пример физические свойства золота — драгоценного металла, из которого производят ювелирные украшения (рис. 28). Где твердое вещество ярко-желтого цвета, очень мягкая, пластичная и ковкая. Она является хорошим проводником электрического тока. Температуры плавления и кипения, плотность можно узнать из справочных таблиц.

Во время обнаружения физических свойств веществ изменения с их структурными частицами не происходят, и например, нагревание стеклянной трубки стекло размягчается и форму трубки можно менять. Эта форма сохраняется и после охлаждения. Однако с частицами, которые образуют стекло, никаких изменений не происходит.

Какие вы знаете свойства веществ приведите примеры

Рис. 28. Изделия из золота

Известно, что вода может перейти из жидкого растаял газуватий при температуре 100 °С, а в лед — при температуре 0 °С. Однако структурной частицей жидкости, водяного пара и льда является молекула воды. Такие преобразования не считают физическими свойствами, потому что это стаи, в котором находится вещество при определенных условиях. Итак, агрегатное состояние — не физическое свойство.

Химические свойства веществ — это изменения, происходящие со структурными частицами веществ, вызывая их превращения.

Эти свойства проявляются в процессе превращения одних веществ на другие. Химические свойства в значительной степени зависят от состава вещества (какие атомы и в каком количестве входят в состав вещества). их вы будете изучать позже, когда подробнее ознакомитесь с веществами и методами их исследования.

Методы исследования в химии. Как и всякая естественная наука, химия масс и использует свои методы исследования. Научными методами исследования химии является анализ и синтез, научный и учебный эксперимент.

Чтобы изучить состав (качественный и количественный) веществ, узнать об их строении, применяют анализ — разложение составных частиц. Например, под действием электрического тока молекулы воды разлагаются на два вещества — водород и кислород. Этим экспериментом доказали, что в состав молекулы воды входят атомы Водорода и Кислорода, и таким образом обнаружили качественный состав молекулы воды. Количественный состав установлен тоже экспериментально. Объемы газов, выделяющихся от разложения воды, относятся соответственно как 2:1.

Читайте также:  Какими свойствами обладает спорыш

Чтобы убедиться в правдивости полученных в эксперименте данных анализа, часто используют метод синтеза. Воду можно синтезировать в лабораторных условиях, используя специальный прибор: через смесь водорода и кислорода, взятых в объемных соотношениях 2:1, пропускают электрическую искру. Смесь взрывается с образованием нового вещества — воды.

Следовательно, анализ и синтез — две взаимосвязанные методы исследования веществ.

Исключительную роль в химии играет химический эксперимент, который разделяют на научный и учебный (школьный). Под экспериментом понимают изучение явления, химической реакции в специально созданных условиях. В процессе эксперимента учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Особое место занимает метод научного познания — наблюдение. Умения, приобретенные путем наблюдений и экспериментальных исследований (в частности, сопоставлять наблюдаемое с теоретическим обоснованием, классифицировать вещества и явления, обобщать и систематизировать материал), относящихся к общенаучных умений исследования природы.

Овладение этими методами поможет вам самостоятельно делать мини-открытия в науке, правильно осуществлять поиск информации, обнаруживать в пий главное.

Лабораторный опыт 1

Ознакомление с физическими свойствами веществ. Описание наблюдений. Формулировка выводов

– Вспомните правила безопасности при работе с веществами.

Задача 1. Вам выданы вещества: натрий хлорид (поваренная соль), сахар-песок, вода, масло, сера, железо, мел. Рассмотрите их и опишите каждую по плану:

1) наличие цвета, блеска, запаха;

2) растворимая или нерастворимая в воде;

3) прозрачность;

4) температура плавления;

5) температура кипения;

6) плотность;

7) сведения о агрегатное состояние при нормальных условиях.

Чтобы овладеть умением пользоваться справочной литературой, найдите температуры плавления, кипения, плотность этих веществ. Данные запишите в рабочую тетрадь в виде таблицы.

Признак

Вещество

      

Цвет

      

Блеск

      

Запах

      

Растворимость в воде

      

Прозрачность

      

Температура плавления

      

Температура кипения

      

Плотность

      

Агрегатное состояние

      

Задание 2. Сравните, чем похожи между собой:

а) сера и мел; б) поваренная соль и сахар.

Задание 3. Покажите свойства, которыми отличаются:

а) вода и масло; б) порошки серы и железа.

Задание 4. По каким характерным признакам можно распознать:

а) железо; б) масло?

Задание 5. Сделайте вывод относительно сходств и различий физических свойств исследованных веществ.

СУММИРУЕМ ИЗУЧЕННОЕ

• Вещество — это то, что характеризуется соответствующей ей массой, свойствами и занимает определенный объем. Из веществ изготовляют материалы и физические тела.

• Вещества характеризуются свойствами, то есть признаками, по которым одно вещество отличается от другого. Каждое вещество имеет способность выявлять физические и химические свойства.

• Во время обнаружения физических свойств строение вещества не меняется.

• Исследование свойств веществ проводят при помощи наблюдения, анализа, синтеза, химического эксперимента.

• Знание свойств веществ и умение их исследовать имеющие практическое значение, в частности в их добывании и применении.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Приведите примеры веществ, которыми вы чаще всего пользуетесь в повседневной жизни.

2. Объясните, как вы понимаете понятие «вещество», «физическое тело», «материал».

Читайте также:  Какие основные физические свойства

3. Перечислите свойства, которыми характеризуют вещества.

4. Охарактеризуйте известные вам физические свойства сахара (сахарозы), поваренной соли (натрий хлорида), воды и объясните, для чего нужно их знать.

5. Из приведенного перечня выпишите отдельно названия веществ, тел и материалов: вода, лед, чашка, цинк, кирпич, кислород, сахар, стекло, колба, стакан, комочек сахара, алюминий, древесина, ложка, стол. Установите между ними взаимосвязи.

6. Повторите из курса природоведения известные вам способы разделения смесей.

Источник

Технологическая карта:

Методические материалы

Номер Название Описание
1. Технологическая карта

Теория

Номер Название Описание
1. Что такое физические тела и что такое вещества Знать, уметь различать и давать характеристику таким понятиям, как: физическое тело, предмет, вещество. Уметь приводить примеры.
2. Разнообразие веществ Знать, уметь различать и давать характеристику понятиям: химические реактивы, материалы, происхождение веществ. Уметь приводить примеры.
3. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние Знать, уметь различать и давать характеристику агрегатным состояниям веществ. Уметь приводить примеры.
4. Другие физические свойства веществ Знать, уметь различать и давать характеристику понятиям, характеризующим физические свойства вещества: запах, цвет, вкус, твёрдость, температуры кипения и плавления, плотность, растворимость в воде, ковкость, пластичность, способность проводить тепло и электричество. Уметь приводить примеры.

Задания

Номер Название Вид Сложность Баллы Описание
1. Названия веществ 1 вид – рецептивный лёгкое 1 Б. Знать и уметь использовать понятия «вещество», «физическое тело».
2. Названия физических тел 1 вид – рецептивный лёгкое 1 Б. Знать и уметь использовать понятия “вещество”, “физическое тело”.
3. Суждения о веществах и физических телах 3 вид – анализ среднее 2 Б. Уметь анализировать понятия «физическое тело», «вещество» на практических примерах, выстраивая логические цепочки.
4. Вещества естественного и искусственного происхождения 2 вид – интерпретация среднее 2 Б. Знать и уметь на наглядных примерах использовать понятия: «вещества естественного происхождения», «вещества искусственного происхождения».
5. Вещества, которые производятся людьми 3 вид – анализ сложное 4 Б. Знать и уметь на практических примерах использовать и анализировать понятия: «вещества естественного происхождения», «вещества искусственного происхождения».
6. Свойства вещества 2 вид – интерпретация среднее 4 Б. Знать, по каким физическим свойствам различаются вещества, уметь на практических примерах давать простейшую характеристику вещества, выбирая правильное физическое свойство из предложенных вариантов ответов.
7. Характеристика свойств вещества 3 вид – анализ сложное 7 Б. Знать, по каким физическим свойствам различаются вещества, уметь на практических примерах давать характеристику вещества, используя дополнительные источники информации. Работая с информацией, научиться выбирать правильное физическое свойство вещества из предложенных вариантов ответов.
8. Обобщение по теме «Физические тела и вещества» 3 вид – анализ среднее 1 Б. Уметь на практических примерах применять знания по теме «Физические тела и вещества», делать выводы.

Тесты

Номер Название Рекомендованное время: Сложность Баллы Описание
1. Тренировка по теме «Физические тела и вещества» 00:20:00 среднее 7 Б. Научить обучающихся различать основные понятия по теме «Физические тела и вещества». Научить выстраивать логические цепочки на основе полученных знаний, свободно ориентируясь в понятиях по предложенной теме. Научить находить нужную информацию в социальных сетях.

Проверочные тесты (скрыты от учеников)

Номер Название Рекомендованное время: Сложность Баллы Описание
1. Домашняя работа по теме «Физические тела и вещества» 00:23:00 среднее 10 Б. Проверить знания обучающихся по теме «Физические тела и вещества», предложив им выполнить задания, тесты, ответить на вопросы, применяя полученные знания. Проверить умение находить нужную информацию в социальных сетях.
2. Проверочная работа по теме «Физические тела и вещества» 00:22:00 сложное 7 Б. Проверить знания обучающихся по теме «Физические тела и вещества» — умение различать и использовать основные понятия по теме, выстраивать логические цепочки на основе полученных знаний.

Источник