Какие внешние свойства предметов существуют

Какие внешние свойства предметов существуют thumbnail

Тема 1. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

Совершенно все предметы, окружающие нас, имеют признаки и свойства. Что же такое признак предмета?

Признак предмета – это отличительное свойство предмета. Например: зеленая машина: машина – является предметом, а зеленая – это признак, свойство, которое отличает его от других подобных предметов (например, от красной машины).

Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по запаху, по материалу, из которого сделаны и по другим признакам. Чтобы определить признак предмета, можно задать вопрос: какой он?

Какие внешние свойства предметов существуют

Давай попробуем выделить существенные (то есть основные) признаки обыкновенной тетради. Расскажи, какая она, тетрадь: из какого материала сделана, какого размера, какой толщины, для чего предназначена? Если ты сумел рассказать о тетради, значит, ты сумел выделить признаки, по которым она отличается, например, от карандаша. Итак, один из основных признаков предмета – это цвет. Цвет мы обозначим так: Какие внешние свойства предметов существуют

И первое, что нам надо повторить, это цвета радуги.

Какие внешние свойства предметов существуютКакие внешние свойства предметов существуютКакие внешние свойства предметов существуют

Какие внешние свойства предметов существуют

А теперь назови как можно больше предметов:

а) красного цвета;

б) зелёного цвета;

в) чёрного цвета;

г) голубого цвета.

Посмотри внимательно на картинку и скажи, какие овощи и фрукты раскрашены неверно. Как бы ты их раскрасил?

Какие внешние свойства предметов существуют

Ну вот мы и убедились, что с таким признаком предметов, как цвет, ты знаком хорошо.

Следующий важный признак предмета – это форма. Форму мы обозначим так:

Какие внешние свойства предметов существуют

Какой формы бывают предметы? Круглые, квадратные, какие еще?

Назови как можно больше предметов:

а) круглой формы;

б) овальной формы;

в) квадратных;

г) прямоугольных.

Посмотри внимательно на стол. Какие из лежащих на нем фруктов и овощей такой формы, как изображено на схеме: Какие внешние свойства предметов существуют и такого цвета: Какие внешние свойства предметов существуют?

Какие внешние свойства предметов существуют

Следующий важный признак предмета – это размер. Размер мы будем обозначать так: Какие внешние свойства предметов существуют

Какие внешние свойства предметов существуют

А теперь правильно назови большой Какие внешние свойства предметов существуют и маленький Какие внешние свойства предметов существуют предмет в паре. Например, слон – слоненок.

Выделяя признаки предметов, например, цвет – красный, желтый; форму – круглый, квадратный; размер – большой, маленький, – мы сравниваем предметы между собой.

А теперь попробуй с помощью обозначений Какие внешние свойства предметов существуютКакие внешние свойства предметов существуютКакие внешние свойства предметов существуют обозначить признаки таких предметов: синий кубик, большой красный мяч, высокий желтый дом. Обозначить можно, например, так:

Какие внешние свойства предметов существуютКакие внешние свойства предметов существуют – красное яблоко.

Есть еще очень много признаков предметов. Мы их представили для вас в таблице. С помощью этой таблицы можно обозначить особенности многих предметов.

ТАБЛИЦА ОБОЗНАЧЕНИЙ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ

Какие внешние свойства предметов существуют

Какие внешние свойства предметов существуютПокажи на рисунке предметы, имеющие запах. Попробуй обозначить их с помощью таблицы.

Мы рассмотрели такие важные признаки предметов, как цвет, форма, размер, ознакомились с таблицей обозначений признаков предметов, попробовали применять эти обозначения. И теперь попробуем выполнить КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ. С ее помощью мы проверим, как ты усвоил материал.

Задание 1. Посмотри внимательно на рисунок и выполни задание. А взрослые, помогающие тебе отвечать на вопросы контрольной работы, занесут твори ответы в специальный бланк ответов.

Какие внешние свойства предметов существуют

Задание 2. Отгадай загадки о том, что Нюша купила на базаре?

1 загадкаКакие внешние свойства предметов существуют

2 загадкаКакие внешние свойства предметов существуют

3 загадкаКакие внешние свойства предметов существуют

4. Составь свою загадку о том, что растет в огородеКакие внешние свойства предметов существуют

Задание 3. Какие внешние свойства предметов существуют

Задание 4.

Задание 5.

Задание 6.

Какие внешние свойства предметов существуют

Какие внешние свойства предметов существуют

В каждом окошке найди нужный рисунок.

Источник

Какие внешние свойства предметов существуют

Худякова Елена Вячеславовна
воспитатель
МБОУ «Аганская ОСШ» дошкольные группы
п. Аган, Нижневартовский район

 Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2019г. 

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ОПРЕДЕЛЯТЬ СВОЙСТВА И ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ?

  • Аннотация: В статье рассматриваются вопросы: как поэтапно научить детей определять свойства и признаки предметов.
  • Ключевые слова: признак предмета, свойство предмета
  • Тематическая рубрика: дошкольное образование.

Рекламное сообщениеКакие внешние свойства предметов существуют

Что такое предмет?

Предмет – это всевозможные окружающие нас вещи, живые существа, животные, растения, явления природы.

У каждого предмета есть признаки, которые отличают его от другого предмета.

Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по материалу, из которого они сделаны и по другим признакам.

Чтобы определить признак предмета, можно задать такие вопросы:

  • – какой?
  • – какая?
  • -какие?
  • – какое?

Признак – это наличие или отсутствие свойства у предмета, а также наличие или отсутствие отношения между предметами.

Признак предмета – это то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

В повседневной жизни мы учим своих детей определять свойства предметов постоянно, сами того не замечая. Мы спрашиваем, обсуждаем и разговариваем с ребенком (какого цвета предмет, какой он формы и т.д.).

Итак, давайте попробуем выделить существенные признаки на примере лимона. Покажите ребенку этот предмет (картинку). Попросите описать его, задавая ему вопросы, если ребенок затрудняется помогите ему. Какого он цвета? «Какой формы?», «Какой он на вкус?», «Какой он на ощупь». Лимон: желтый, овальный, кислый, твердый.

Учим детей выделять признак предмета по форме

Спросите ребенка, какой формы бывают предметы? (овальная, круглая, квадратная, прямоугольная).

Можно предложить ребенку, назвать и показать предметы круглой, овальной, квадратной и прямоугольной формы. Или спросить, на какую фигуру похож предмет.

Учим детей выделять признак предмета по цвету

Можно предложить ребенку, назвать и показать предметы красного, желтого, зеленого и др. цвета.

Спросить ребенка, что бывает зеленым цветом, а голубым? и т.д.

Таким образом, учить ребенка выделять существенные признаки путем сравнения следует поэтапно:

  1. этап: Выделять признаки или свойства одного объекта.
  2. этап: Выделять признаки или свойства двух объектов
  3. этап: Выделять признаки или свойства трех и более признаков.

Существует очень много игр и упражнений на формирование приемов выделения признаков объекта. Приведем несколько таких игр.

  1. Игра «Угадай, кто это?»

Цель: развитие активного словаря прилагательных, обозначающих цвет, величину, качественные характеристики животных.

Ход игры: взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.

Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

Например:

  • Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
  • Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
  • Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
  1. Игра «Что бывает круглым?»

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Читайте также:  Какое свойство воздуха используют люди для полета

Цель: Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определённому признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, педагог задает вопрос, на который ребёнок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу. Педагог в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

  • Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня…)
  • Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур…)
  • Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф…)
  • Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)
  • Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь…)
  • Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко…)
  • Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли…)
  • Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка…)
  • Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока…)
  • Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок…)
  • Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
  • Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей…)

3.Игра «Какое это блюдо?»

Цель: формирование в речи детей относительных прилагательных.

  • Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
  • Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки, гречки …)?
  • Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины …)?
  • Какой сок из … (моркови, груши, апельсина …)?
  • Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (стеклянная – сделана из стекла.)
  • 4.Игра «Назови, какой…»

Цель: формирование в речи детей относительных прилагательных.

  • Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.
  • Кровать сделана из железа, …
  • Диван сделан из кожи, …
  • Стул сделан из пластмассы, …

Игра «Скажи иначе»

Цель: расширение словаря антонимов.

  • Не грустные дети – … (весёлые.)
  • Не холодная вода – … (тёплая.)
  • Не долгий дождь – … (короткий.)
  • Не тёмное небо – … (светлое.)
  • Не дождливое небо – … (солнечное.)
  • Не горькая малина – … (сладкая.)
  • Не низкая трава – … (высокая.)

5.Игра «Подбери признак»

Цель: согласование прилагательных с существительными.

  • Кукла (какая?) – …, мяч (какой?) – …;
  • Снег (какой?) – …, мороз (какой?) – …, Сосулька (какая?) – …, зима (какая?);
  • Лето (какое?) – тёплое, яркое, разноцветное, жаркое.
  • Солнце (какое?) – жёлтое, жаркое, яркое, тёплое.
  • Трава летом (какая?) – зелёная, душистая, высокая, низкая, мягкая.
  • Вода летом (какая?) – тёплая, прохладная, приятная, освежающая.
  • Дождь летом (какой?) – тёплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной.
  • Дети летом (какие?) – весёлые, радостные, забавные, загорелые.
  • Небо летом (какое?) – голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое.

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ 

Акции партнеров

Источник

У любого предмета есть только свойства и ничего больше.

Свойство – это направленность (т.е. вектор) предметов (людей и вещей) к действию (свойство – причина, действие – следствие). Свойство – это то, что не может быть оторвано от предмета. Предмет не может существовать без свойств, а свойство – без предмета. Все свойства находятся в предмете и пересекаются друг с другом.

Внешнее свойство– это направленность к внешнему действию (на другой предмет).

Внутреннее свойство– это направленность к внутреннему действию (на другие внутренние и внешние свойства этого же предмета).

Внешнее свойство в зависимости от выполняемых функций является и внутренним, и внешним. Внутренние свойства не могут выполнять внешние действия и быть внешними свойствами.

– обнаружение внешних свойств.

Внешние свойства – изменчивы, неустойчивы, непостоянны, непредсказуемы, неповторимы: в каждый следующий момент времени они другие.

Единичные свойства– присущи только одному предмету и отсутствуют у другого (неповторимы)

=>внешние свойства единичны.

Внутренние свойства – устойчивы, прочны, постоянны, длительны; повторимы =>они общие.

Наблюдение и испытание позволяют обнаружить только внешние свойства.

Полезно знать только внутренние свойства (т.к. внешние в другой момент уже другие).

Практическая полезность или вредность свойства при наблюдении не фиксируется.

Психические образы отражают внешние свойства.

Психический образ одного внешнего свойства называется ощущением.

Психический образ группы внешних свойств называется восприятием.

Восприятие – комплекс ощущений.

Единичные, общие, особенные и всеобщие свойства.

Единичное, общее, особенное и всеобщее – это философские категории, выражающие объективные связи мира, а также ступени их познания.

Отдельное – обособленное образование (предмет, процесс, явление, событие). Это целое, которому принадлежат единичные и общие черты.

Единичное– индивидуальные, неповторимые черты особенного.

Общее– сходные, повторяющиеся черты особенных из некоторой группы объектов.

¾ Единичное есть общее, т.к. оно связано множеством переходов с другим единичным.

¾ Единичное и общее объективны.

Всеобщее– это общее, охватывающее предельно широкий класс предметов.

Общее выступает как «общее» в меньшей общности, и как «единичное» в большей. Единичное всегда выступает как «единичное», а всеобщее – как «общее».

Особенное – определяет переход единичного и общего друг в друга и их взаимосвязь. Оно указывает на сходство в качестве общего и на различие в качестве единичного (русский – общий для «Иван», но единичный для «славянин»).

Всеобщее не может быть особенным.

Внешние свойства единичные, а внутренние – общие [Билет 7].

Диалектика процесса познания (методы научного познания):

¾ индукция: единичное àособенное àобщее.

¾ дедукция: общее àособенное àединичное.

индукция àдедукция àиндукция à …

Каждый предмет (явление) обладает строго индивидуальными признаками.

¾ Совокупность индивидуальных свойств, отдельных предметов и явлений выражает единичное.

¾ Сходные черты, принадлежащие многим единичным, отдельным предметам выражают категорию общего.

¾ Всеобщее – это неограниченное общее (то есть идеальное, бесконечно обобщённое).

¾ Особенное – это такое свойство, которое является общим в одном отношении и единичным в другом отношении к предметам.

Явление и сущность.

Явление – внешняя, изменчивая сторона предмета, доступная непосредственному чувственному восприятию.Это совокупность внешних единичных свойств, это сам предмет с его научной стороны. Явление единично [8], индивидуально.

Сущность – внутренняя, устойчивая, определяющая сторона предмета, скрытая от непосредственного восприятия. Сущность – общее [8], доступное абстрактному мышлению.

Категории явления и сущности определяют правильное представление процесса познания.

Познание – отделение искажений от верного выражения сущности. Необходимо за явлением вскрыть сущность.

Читайте также:  Какими из известных вам свойств линий должна обладать трасса гонок

Единство явления и сущности: нет явления без сущности, нет сущности без проявления. Сущность выражается в явлениях. Пример: характер человека – сущность, он выражается в его поступках – явление.

И. Кант – агностицизм: между сущностью и явлением существует непреодолимая грань; человек способен постичь лишь явления, но сущность остаётся скрытой и непостижимой.

Содержание и форма.

Каждый объект структурно организован.

Содержание и форма – это философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности определённым образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление, то есть способ существования и выражения этого содержания (формы).

Содержание – единство всех составных элементов объекта и способы их связи (буквы в слове и их порядок).

Форма – внешнее выражение содержания, то, во что облачается содержание. Форма и содержание едины – не может быть бесформенного содержания и формы, лишённой содержания. Форма зависит от содержания: любое изменение начинается с содержания, но старая форма тормозит развитие. Возникает конфликт между формой и содержанием=>возникает форма, соответствующая новому содержанию.

И. Кант: форма – это субъективная закономерность. Познание: материальная сторона и формальная (всё, что субъект познания вносит от себя в содержание познаваемого). Форма созерцания (пространство и время), форма мысли (категории и основоположения рассудка, идеи разума).

Гегель отмечал двойственный статус формы: она – внешнее, безразличное для содержания существование; в то же время она и есть содержание.

Единство формы и содержания – их относительная самостоятельность: форма может отставать в развитии от содержания. Одно и то же содержание может облекаться в различные формы.

Нельзя упускать ни форму, ни содержание (метод формализации, структурные методы исследования). Форма играет большую роль в развитии содержания, необходимо выбрать подходящую для содержания форму.

Художественно творчество: чем больше форма соответствует содержанию, тем произведение искусства удачнее. Форма и содержание находятся в органичном единстве.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

Татьяна Печникова
Создание условий для формирования сенсорного развития через представления о внешних свойствах предметов

Мастер-класс «Создание условий для формирования сенсорного развития, через представления о внешних свойствах предметов, с помощью дидактических игр и пособий»

«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания. Б. Прейер

Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимся в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, познает их свойства и качества.

Сенсорное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Одной из задач дошкольного воспитания является сенсорное развитие детей, значение которого трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в школе и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Учитывая результаты своей работы, я пришла к выводу, что дети овладевают сенсорными эталонами формально, не умеют на практике, в различных видах самостоятельной деятельности применять те знания и навыки, которые получают в организованной образовательной деятельности. К сожалению, даже старшие дошкольники, как правило, не могут сравнить предметы по длине зрительно, а прибегают к таким способам, как наложение их друг на друга или приложение одного к другому. Они испытывают трудности в установлении тождественности внешних свойств различных объемных предметов или нахождении различий между ними.Им не всегда удается справиться с заданиями: обследовать внешние признаки предмета и описать их.

В дошкольном воспитании сложилось традиционно знакомить с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, в ориентировании в пространстве. При этом повышается чувствительность соответствующих анализаторов, что влияет на развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности, которая проявляется в различении признаков и свойств. Так же ребенка прошу правильно называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый). Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства.

Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».

Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.

Учитывая эти реальные трудности в сенсорном развитии детей дошкольного возраста,я решила углубленно работать по теме: «Создание условий для формирования сенсорного развития, с помощью дидактических игр и пособий».

Поскольку игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, то игровые дидактические пособия служат основной базой для формирования сенсорных эталонов.

Восприятие через предметы, которые представлены в игровых пособиях, происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувственных рецепторов кожи и носа).

Как знакомить ребенка с сенсорными эталонами? Лучше всего это делать по принципу «трехступенчатого урока» (Мария Монтессори):

1. Сначала происходит презентация нового свойства ребенку (например, взрослый называет и показывает карточку красного цвета).

2. Затем педагог предлагает различные задания на закрепление осваиваемого понятия («Покажи такого же цвета»).

3. Самостоятельное называние ребенком освоенного понятия (взрослый задает вопрос: «Какого цвета этот предмет).

Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями.

Большое значение в формировании у детей представлений о сенсорных эталонах играет предметно-развивающая среда,которая была дополнена: разнообразными элементами, пирамидками, плоскостными геометрическими фигурами, различными кубами, выполненными из разных материалов, треугольниками, машинами с вырезными отверстиями разной формы. В группе оформила центр сенсорного развития

Читайте также:  Какими свойствами обладают жидкие тела

В данном центре представлены пособия фабричного изготовления, которые направлены на формирование и развития сенсорных эталонов цвета, формы, величины.

Одновременно с формированием эталонов учила детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполняя все более сложные глазомерные действий. Развивалау детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Используя творческий подход я разработала пособия из бросового материала, который имеется в каждом доме (пластиковые бутылки, пробки, упаковки).В процессе изготовления таких пособий дети принимали участие: они видели, как изготавливаются тарелочки, коробочки из какого материала, какого цвета, видели конечный результат, что для них уже было игрой. Дети с интересом и любовью играют в эти игры.

Авторская игра «Веселая тарелочка» (геометрия)

Цель нашей игры: запомнить названия геометрических фигур.

Закреплять умение группировать однородные предметы по форме, закреплять основные цвета.

Пустая коробка из-под чая послужила основой для развивающего пособия «Домик». Сортируя предметные картинки и геометрические фигуры по разноцветным кармашкам, дети закрепляют названия основных цветов спектра и их оттенков, развивают предметные действия, приобретают навыки ориентации в пространстве.

Из пластиковых крышек разного цвета и диаметра изготовила пособие: «Божья коровка», которое помогает детям не только закреплять названия цветов, но и знакомиться с понятием величины предметов.

Для развития тактильных ощущений имеется «Тактильный паровозик». Подобрала различные виды бумаги (картон, бархатная, наждачная) и ткани (мех, фетр, драп, шелк). Образцов должно быть по два. Один образец ребенок достает из мешочка, тщательно обследует, второй ищет на ощупь в «Тактильном паровозике».

Игра : Достаньте из мешочка любой предмет. В тактильном паровозике найдите на ощупь такой же предмет.

Так же для развития тактильных ощущений представлено пособие «Ящик ощущений». (ящик, в котором предметы различные, определить на ощупь на что

похоже)

Для закрепления эталона цвета имеется пособие «Поляна».

Для закрепления эталона величины использую пособие «Дракоша». Дети находят пуговицы разной величины, формы и цвета

Для закрепления запаха оформлено пособие «Душистые шарики».

Современные стандартные пособия для воспитания сенсорной культуры детей, имеют узкую направленность, рассчитаны на определенный возраст детей и в целом предназначены для индивидуального пользования. Это стало причиной разработки сенсорного пособия, которое было бы мобильным, многофункциональным, позволяющим пользоваться им как индивидуально, так и нескольким детям одновременно. Пособие, которое можно использовать в работе, начиная с первой младшей группы до старшего дошкольного возраста, которое способствовало бы активному развитию речи, вербальному общению с детьми, совершенствовало психические процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание, помогало бы учить малышей играть вместе, взаимодействовать в коллективе, развивать коммуникабельные способности дошкольников, включать их в содержательную деятельность; соответствующее современным требованиям сенсорного воспитания, дающего возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка. Таким пособием стал коврик «Времена года».

Работа с пособием раскрывает следующие возможности:

1. Развитие речи детей решается благодаря развитию мелкой моторики рук и многократному повторению стихотворного текста, сопровождающего различные игры и в дидактическом пособии.

2. Развитие интеллектуальных, коммуникабельных способностей;

3. Совершенствование психических процессов.

Пособие «Времена года».

Панно сшито из ткани, имеет различные съемные детали, которые крепятся к основе с помощью крючков, «липучек», пуговиц, кнопок, молний. Развивающее панно способствует эмоциональному развитию малышей, формирует представление о форме, величине, цвете предметов, развивает моторику пальцев рук. В пособии представлены 4 времени года

К данному пособию написаны мною сказки и рассказы, которые я использую не только для формирования сенсорных эталонов, но и для познавательно-речевого развития ребенка, для математического развития, ознакомления с окружающим миром. С помощью такого коврика изучаю природные явления, Правила дорожного движения, сочиняем с детьми сказки, учим стихи.

Параллельно веду работу с родителями. Предложила им подбор методический литературы по организации дома занимательных игр с детьми по развитию сенсорного восприятия. С родителями были проведены консультации, оформленыпапки – передвижки по теме: «Восприятие цвета», «Восприятие формы», где были даны конкретные рекомендации по организации игровой деятельности детей дома. Родители активно участвовали в преобразовании предметно-развивающей среды в группе. Для развития мелкой моторики рук, восприятия цвета, формы были изготовлены дидактические пособия. Совместно с родителями организовали выставку дидактических игр своими руками, провели смотр – конкурс «Пуговичный дизайн»

При изготовлении и подборе дидактических пособий я учитывала то, что младший дошкольник всегда стремится к чему-то необычному яркому. Положительные эмоции надежно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет.

Участвую в обобщении педагогического опыта по сенсорному развитию детей: на локальном уровне – в детском саду, муниципальном, региональном, а также федеральном. В нашем дошкольном образовательном учреждении заняли 1 место в смотре-конкурсе «Создание условий для сенсорного воспитания» (2012г.). На городском методическом объединении общеразвивающих групп, выступила с докладом «Развитие сенсорной культуры младших дошкольников с помощью дидактических игр и пособий» (2012г.). Принимали участие в Региональной Ярмарке социально-педагогических проектов и воспитательных технологий с проектом «Пуговица и пуговички» (2012г., награждены Благодарностью. На городском методическом объединении «Флешка» выступила с Презентацией «Использование дидактических игр и пособий для развитию сенсорной культуры младших дошкольников» (2013г.). На республиканском семинаре «Организация жизни детей раннего возраста», который проходил в Абакане получила Сертификат участника. Приняла участие в «Интернет-журнале для педагогов ДОУ» в конкурсе на «Лучшую авторскую публикацию»,с авторским материалом: «Дидактические игры и пособия по сенсорному воспитанию младших дошкольников в детском саду» (2014г., получила Сертификат участника.

В результате проведенной работы по данной теме дети научились обследовать предметы, замечать сходства и различия между ними, подробно описывать их, выделяя главные и второстепенные признаки. У малышей начал формироваться устойчивый интерес к дидактическим играм, почти все дети стали самостоятельно использовать в активной речи слова, обозначающие признаки предметов. Полученные знания детьми об элементарных сенсорных эталонах послужат основой для дальнейшего интеллектуального развития и подготовке детей к школе.

Источник