Какие витамины содержатся в фруктах и овощах объяснить детям
Цель урока: создание условий для
формирования метапредметных умений средствами
предмета “Разговор о правильном питании”.
Задачи.
Образовательные:
– познакомить с понятием – “витамины”, их
разнообразием;
– исследовать блюда на наличие витаминов и
выявить из них самые полезные для здоровья
человека.
Развивающие:
– развивать умения определять в овощах и
фруктах различные витамины;
– развивать познавательный интерес к предмету
путём привлечения занимательного материала,
создания проблемных ситуаций;
– развивать логическое мышление, воображение,
восприятие, речь.
Воспитательные:
– воспитывать желание учиться и делать
открытия;
– воспитывать умение слушать других;
– воспитывать стремление быть здоровым.
Оборудование и наглядные пособия: ИКТ,
раздаточный материал, шапочки с названиями
витаминов; игра “Проверь себя”; фрагменты из
видео “Улица Сезам”; корзина с фруктами и
овощами; костюм доктора Айболита.
Ход урока
I. Оргмомент
– Добрый день! Я вам, ребята, желаю доброго дня и
хорошего настроения.
Наш настрой: Мы вместе!!!
Проверим готовность к работе:
– Руки? Дети: “На месте!”
– Ноги? Дети: “На месте!”
– Локти? Дети: “У края!”
– Спина? Дети: “Прямая!”
Начинаем наш урок.
II. Актуализация знаний.
На уроке вас ждут открытия. Какими они будут:
большими или маленькими, у каждого из вас они
будут свои. И еще я хочу вам дать совет “Прежде
чем ответить, хорошо подумай”.
Прежде, чем мы определим тему урока, давайте
вспомним некоторый материал, который изучали
раньше и который пригодится сегодня на уроке.
– Начнём мы наш разговор с загадки: “Что на
свете дороже всего?”.
– Правильно – здоровье.
– Вспомним девиз, который поможет нам,
настроиться на работу: “Я здоровье сберегу, сам
себе я помогу!”.
– А одним из главных условий здоровья является
правильное питание, т.к. неправильное питание
приводит к болезням. А наша задача научиться
заботиться о себе и быть всегда здоровыми.
– Расскажите, какие полезные продукты вы съели
за неделю. (Ответы детей)
III. Создание проблемной ситуации.
– А урок я хочу продолжить с одной истории.
Послушайте.
Во время одного из путешествий Христофора
Колумба матросы тяжело заболели цингой.
Предчувствуя свою печальную участь, они
попросили высадить их на один из необитаемых
островов, чтобы их тела не достались на съедение
рыбам. Колумб удовлетворил просьбу умирающих.
Каково же было удивление участников путешествия,
когда через несколько месяцев, возвращаясь тем
же путем, они заметили с острова сигналы и нашли
всех матросов живыми и здоровыми. Остров назвали
“Кюрасао”, по-португальски – это означает
“оздоравливающий”.
Что же спасло моряков от гибели?
Дети: Может, какие-то полезные растения.
– А что может быть полезного в растениях?
Дети: Витамины.
– А что такое витамины?
“Вита” в переводе с латинского языка
“жизнь”. Витамины – это такие вещества, которые
помогают детям, расти крепкими и здоровыми. И
растения, и животные сами могут вырабатывать
витамины, а вот человек этого делать не может.
Поэтому человек должен получать витамины с
пищей.
Витамины – жизненно необходимые вещества,
недостаток которых вызывает сначала
недомогание, а в некоторых случаях и различные
заболевания.
– И помогут нам узнать об этом, наши друзья с
улицы Сезам. Каждую неделю мы встречаемся с ними
на страницах тетради “Разговор о правильном
питании”.
Звучит музыка из передачи “Улица Сезам”.
– О каком пире говорят нам наши друзья? (Об
овощах и фруктах)
– Почему они завели разговор о них?
(Потому что больше всего витаминов содержат
овощи и фрукты)
IV. Сообщение темы и цели урока.
– Какова тема урока? (“Витамины в овощах и
фруктах”).
– На какой вопрос мы получим ответ в ходе работы
на сегодняшнем уроке? (Какие витамины есть в
овощах и фруктах)
Как вы думаете, вы все знаете? А хотите
продолжить изучение дальше и ещё что-нибудь
узнать?
V. Организация деятельности учащихся по
усвоению новых знаний.
– А какие бывают витамины, мы сейчас узнаем!
1. Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и
иметь крепкие зубы, вам нужен я! Витамин А!
– Что лежит в корзине у витамина А?
– Ребята, где содержится Витамин А и для чего он
нужен? (Капуста, помидоры, морковь, огурцы)
(Подготовленные дети рассказывают об овощах и
фруктах)
1. Привязан кустик к колышку.
На кустике – шары:
Бока подставив солнышку,
Краснеют от жары. (Помидоры)
Помидор, или томат, попал к нам из Южной
Америки. Сначала томат служил для украшения
клумб и подоконников. Их называли “золотые
яблоки”. Сначала плоды были маленькие, как
вишенки. Затем его стали выращивать как
лекарственное растение, и только потом он
поселился на огородах и его стали употреблять в
пищу.
2. Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (Морковь)
Первые упоминания о моркови прозвучали
более 3000 лет назад. В моркови содержится большое
количество витамина А, который укрепляет
организм и защищает его от инфекций, а так же
положительно действует на зрение. Однако морковь
— это не только копилка витамина А. В ней
содержится чуть ли, не весь витаминный алфавит.
3. На июньской грядке
Все у нас в порядке!
Строем, словно молодцы,
Зеленеют… (Огурцы)
Я расскажу легенду.
Однажды турецкий султан Магомет Второй,
жестокий и жадный, приказал вскрыть живот семи
своим придворным, чтобы узнать: кто из них
осмелился покуситься на присланный ему в подарок
огурец.
2. А о следующем витамине вы узнаете от нашего
гостя.
(Входит доктор Айболит)
– Если вы хотите реже простужаться, быть
бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам
нужен Витамин С!
– Что лежит у меня в корзине? (Лук, чеснок, лимон,
картофель, апельсин, банан)
– Я хочу немного рассказать об этих продуктах.
Лук и чеснок известны людям более 6000 лет.
С давних пор они славились своими лечебными
свойствами. Вдыхание паров лука и чеснока хорошо
помогает при кашле, ангине. Кашица лука и чеснока
помогает при насморке. Оба эти растения служат
нам и пищей, и лекарством.
В долине реки Нила сохранилась пирамида Хеопса,
величайшее из каменных сооружений мира высотой
146 м. 20 лет строили эту пирамиду рабы. Чтобы они не
болели, им каждый день давали лук и чеснок. За 20
лет истрачено на лук и чеснок 40 тонн чистого
золота.
О лимоне люди знают уже более 3000 лет. Как
утверждают ботаники, его родиной является Индия.
Лимон богат аскорбиновой кислотой, то есть
витамином С, который повышает сопротивляемость
организма к инфекционным болезням, особенно
простудам. Вот почему врачи рекомендуют лимон
как профилактическое средство от гриппа.
От гибели спасли моряков от цинги росшие на
острове растения, плоды, в которых в избытке
содержался витамин С, а также дикий чеснок.
– Ребята, где содержится Витамин С и для чего он
нужен?
3. Если вы хотите быть сильными, иметь хороший
аппетит и не хотите огорчаться и плакать по
пустякам, вам нужен я! Витамин В!
– Что лежит в корзине у витамина В вы узнаете,
прочитав это стихотворение. (Тексты
стихотворения у детей на столах)
Растут у тёти Зины
Живые витамины.
Витамины разные:
Зелёные и красные.
Растёт свёкла на грядке,
Вкуснее шоколадки.
И репа, салат, сельдерей
Что может быть важней?
Яблоки, груши – высший сорт,
Не фазенда, а курорт.
Живые витамины
Растут у тёти Зины,
Мы их на именины
Собрали две корзины!
– Ребята, где содержится Витамин В и для чего
он нужен? (Свёкла, репа, листовой салат и яблоки,
груши).Витамин В находится также в овсянке,
чёрном хлебе.
4.Витамин Р помогает работать самому
главному органу человека – сердцу.
Игра “Мозговой штурм”
Я читаю загадки, хором говорим отгадки.
Близнецы на тонкой ветке
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий … (Виноград)
Только снег сойдет весной,
Ты киваешь головой!
Первой зелени подружка –
Раскудрявая… (Петрушка)
Если красный твой стручок –
Горький, злой ты старичок!
Если ты зеленый малый,
Твоя горечь убежала,
Ты гордишься сочным тельцем,
То зовешься сладким… (Перец)
– Так в каких продуктах встречается витамин Р?
Витамин Д: Он очень нужен для костей. Если в
питании малышей не хватает витамина Д, у них
развивается рахит, ножки могут на всю жизнь
остаться кривыми. И ещё витамин Д сохраняет нам
зубы. Без него зубы становятся мягкими и
хрупкими.
Назовите продукты, в которых содержится
витамин Д? (Рыба, морепродукты, творог, желток
яйца)
А) Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней лучше жить.
– Работаем в парах. Перед вами листочки найди и
раскрась продукты, в которых содержится витамин
Д.
Конечно, в овощах и фруктах содержится не один
какой – то витамин, а несколько, а также
присутствуют другие полезные вещества –
минералы. Например, железо, кальций, магний,
фосфор и другие. Но мы выбрали тот, который больше
всего содержится в продукте.
Если у человека недостаточно витаминов и
других веществ, то особенно осенью и весной,
может наступить авитаминоз. Человек выглядит
вялым, ему хочется спать, часто болеет. Лучше
всего овощи употреблять в свежем виде, так как
при варке они теряют часть своих полезных
веществ, а приготовленный салат нельзя оставлять
на другой день, так как он сохраняет полезные
качества только в течение 6 часов. Фрукты можно
есть и в виде сока.
V. Работа творческих групп.
– А, сейчас, мы с вами будем работать в группах.
Мы должны выяснить, какой рецепт блюда
полезнее, в конце каждая команда должна сделать
вывод.
1 команда. Салат “Фруктовый”:
Яблоко | В |
Апельсин | С |
Банан | С |
Груша | В |
Виноград | Р |
Фрукты помыть, нарезать и заправить все
йогуртом.
Вывод: есть витамины В, С, Р, но нет витамина А.
Все фрукты свежие.
2 команда. Салат “Весенний”:
Помидор | А |
Огурец | А |
Перец | Р |
Лук | С |
Овощи помыть, нарезать и заправить
растительным маслом.
Вывод: есть витамины А,Р,С, но нет витамина В, все
овощи свежие.
3 команда. Суп “Овощной”
Картошка, | С |
Капуста, | А |
Лук, | С |
Морковка, | А |
Горох, | В |
Петрушка | Р |
Свёкла. | В |
Ох!
И суп овощной получился неплох.
Овощи помыть, нарезать, отварить.
Вывод: есть все витамины, но вареные овощи
теряют много витаминов.
Делаем один вывод: все салаты и супы
полезны, так как в них содержатся разные витамины
и в разных количествах, но полезнее все-таки те,
которые не надо отваривать.
5. Вот какие полезные овощи и фрукты!
Про них даже пословицы и поговорки придумали!
Если будешь есть морковку, будешь бегать
стометровку.
Если съешь ты огурец, будешь просто молодец!
Положи лимончик в чай – выпей витаминный рай!
Чеснок да лук от семи недуг!
Яблоки ешь по утрам – не будешь ходить к
докторам.
Лучше всякой таблетки, ягодки с ветки.
Ни один рот без капусты не живет.
1. Сценка “Витамины”
Айболит: Познакомьтесь – витамины А, В, С, Д, К
и Е.
Нынче к доброй медицине они покажут путь тебе.
Витамин А: Чтобы были вы красивы,
Витамин В: Чтобы не были плаксивы,
Витамин С: Чтоб в руках любое дело
Дружно спорилось, кипело!
Витамин К: Чтобы громче пелись песни,
Витамин Е: Жить чтоб было интересней,
Витамин Д: Нужно сильным стать, здоровым,
Есть творог, сметану, плов,
Соки пить и молоко.
Витамины (хором): Эти истины не новы!
Айболит: Витамины – это жизнь!
С ними нужно всем дружить!
У тебя болезней нет!
Дам тебе такой совет:
Витамины потребляй
И здоровье прибавляй!
Все: Все, и взрослые, и дети,
Помните вы наш совет:
Круглый год – зимой и летом –
Без витаминов жизни нет!
– Ребята, а вы знаете, что кроме витаминов,
которые содержат овощи и фрукты, они “лечат”
многие болезни.
Советы доктора Айболита.
При простуде надо пить чай с малиной.
От насморка полезен свекольный сок.
При кашле пьют настой редьки с медом.
От головной боли помогает избавиться капустный
лист.
Не заболеть гриппом помогает лук и чеснок.
VI. Итог.
– Какие задачи мы ставили в начале урока?
Игра “10 секунд” (каждый одним предложением
говорит, что нового узнал на уроке).
– Ребята, вот какой пир витаминов приготовили
нам наши друзья Зелибоба, Кубик и Бусинка.
Витамины повышают наше настроение и укрепляют
здоровье, а это главное. Ешьте больше овощей и
фруктов и будете здоровы!
И в подарок наши друзья угощают фруктами со
своего сада!
Источник
Беседа «Витамины во фруктах»
Цель:
Познакомить с фруктами, витаминами, содержащимся во фруктах, напомнить детям о полезных свойствах фруктов.
Познакомить детей с разнообразием ягод, их значением для детского организма, учить беречь свое здоровье.
Учить называть и отгадывать фрукты по описанию.
Побуждать детей употреблять в пищу всё то, что полезно для здоровья.
Материал к занятию: картинки с изображением фруктов, муляжи овощей и фруктов, раскраски фруктов
ХОД:
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами побеседуем на очень интересную тему. Мы отправимся в гости к витаминам. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель. Ой, ребята, кто-то плачет, пойду – посмотрю. (Входит с зайцем на руке). Ребята, да это же заяц плакал.
– Что с тобой, зайка, зайка-попрыгайка?
Заяц. Здравствуйте, девочки. Здравствуйте, мальчики. (Дети здороваются).
Зубки у меня болят,
Глазки плохо видят,
Ножки у меня не ходят,
Силушки уходят.
Воспитатель. Да ты наверно витамины не ел.
Заяц. Витамины – это что? Где я их возьму?
Воспитатель. Ребята, давайте сядем и расскажем зайчику, что такое витамины и где они находятся.
Воспитатель: Витамины – это очень маленькие вещества, настолько маленькие, что мы их видеть не можем, но в маленьких витаминах содержится большая сила и здоровье. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины – делают наш организм крепким и здоровым. Они бывают в таблетках, разного цвета и формы. (Показывает детям витамины). И сейчас я угощу вас витаминами , которые называются аскорбиновая кислота или витамин «С», он не позволит вам заболеть никакой простудой.
Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках и на грядках. Много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах, зелени.
Воспитатель: Давайте вспомним с вами, какие овощи (фрукты, ягоды) вы знаете? Сейчас я загадаю вам загадки, а вы их отгадаете.
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся… (фрукты)
Жарким солнышком согрет,
В шкурку, как в броню, одет.
Удивит собою нас
Толстокожий… (ананас)
Кто-то там, в углу садовом,
В скромном платьице лиловом
Прячется в листве пугливо.
Догадались? Это… (слива)
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала… (груша)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)
Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый рыжий… (апельсин)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет… (банан)
Сверху — шкурка золотая,
В центре — косточка большая.
Что за фрукт? — Вот вам вопрос.
Это сладкий… (абрикос)
Надорвали край рубашки —
Вниз посыпались стекляшки.
Не собрать их все назад.
Что за плод такой? (Гранат)
Кто там спрятал под листок
Свой румяный крепкий бок?
Под листы-панамочки
Прячутся в зной… (яблочки)
Воспитатель: Как, одним словом назвать эти продукты?
Дети: Фрукты
Загадки о ягодах
Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела… (земляника)
Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая… (клюковка)
Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.
Темных ягодок сорви-ка.
Что за кустик? (Ежевика)
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с… (малиной)
На колючей тонкой ветке
В полосатых майках детки.
Куст с шипами — не шиповник,
Как зовется он? (крыжовник)
Ярко-красных, черных, белых
Ягодок попробуй спелых.
Сельский сад — их родина.
Что это? (Смородина)
Повернулась к грядке боком,
Налилась вся красным соком.
Ей сестрица земляника.
Что за ягодка? (Клубника)
На колючем кустике
Желтенькие бусики.
Наступила осень тихо,
И созрела… (облепиха)
На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка —
Ягодка… (морошка)
Воспитатель: Как, одним словом назвать эти продукты?
Дети: Ягоды
Воспитатель. Правильно. В ягодах и фруктах содержится большое количество витаминов, микроэлементов и других полезных для нашего организма веществ. Все они помогают нам сохранять свое здоровье. Например, малина поможет сбить высокую температуру. В лимоне и смородине много витамина С, который поможет справиться с простудой. Облепиха и черника помогут сохранить зрение.
Теперь ты понял, заяц, что фрукты тоже полезны, в них много витаминов. Ребята, как называется салат из фруктов? (фруктовый) Давайте его приготовим.Пальчиковая игра «Фруктовый салат»
«Фрукты мы почистим, (Дети стоя выполняют пальчиковую игру.)
Фрукты мы потрём, (Скользящие движения ладонью о ладонь.)
Сахарком посыплем (Показывают как «посыпают сахаром», собирая пальцы правой руки вместе)
И йогуртом польём. («поливают», складывая пальцы в кулак)
Вот такой у нас салат, (Вытягивают руки вперёд.)
витаминами богат”.
Воспитатель
А сейчас мы поиграем в игру «Что растет у нас в саду?», вы будете доставать из волшебного мешочка фрукты и говорить их название. (Проходит игра).
Так что было в мешочке? (ответы детей)
Спелые, сочные, разноцветные,
На деревьях всем заметные!
Самые полезные,
А зовутся – (Фрукты)
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, могут ли свежие фрукты долго хранится? Конечно не могут. Фрукты очень сочные и быстро загнивают. Люди придумали различные способы заготовки фруктов и ягод на зиму: замораживание, сушка, варенье. Варенье не самый полезный продукт, т.к. там очень много сахара, и при варке много витаминов улетучивается. Ученые доказали, что больше всего витаминов во фруктах и ягодах сохраняется в сухом и замороженном виде. Из сухофруктов и замороженных ягод можно приготовить компот, морс, кисель, добавить в выпечку.
Физкультминутка «Компот»
Будем мы варить компот (Маршировать на месте.)
Фруктов нужно много. Вот. (Показать руками «много».)
Будем яблоки крошить. (Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают сахар.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим, сахарок. (Имитировать, как мешают ложкой.)
Варим, варим мы компот,
Вкусный и полезный, (Имитировать, пьют компот.)
Заяц. Я все понял. Теперь я всегда буду следить за своим питанием, буду кушать и ягоды, и фрукты. И вам, ребята, я желаю оставаться такими же веселыми, бодрыми, здоровыми! А для вас, дети у меня подарок, раскраски. Я много сегодня узнал нового, побегу в лес, своим друзьям расскажу. (Прощается)
Дети раскрашивают фрукты.
Рефлексия:
Воспитатель. Ребята, так, где же растут ягоды, овощи, фрукты?
Назовите их. Для чего надо кушать их кушать? (ответы детей).
Запомните сами и расскажите другим:
Ешьте овощи и фрукты –
Витаминные продукты,
Каждый день и круглый год.
И тогда простуда злая
Стороной вас обойдёт.
Начало формы
Источник