Какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени
Основные понятия
Статус – (от лат . status – положение состояние), правовое положение (совокупность прав и обязанностей) гражданина. Определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус отвечает на вопрос: Кто он? Что он делает? Какие социально-типичные аспекты поведения проявляет?
Характеристика статуса – престиж и авторитет как своеобразная мера признания.
В социальной психологии статус – это положение субъекта в системе отношений межличностных, определяющее его права, обязанности и привилегии.
Социальный статус – соотносительная позиция индивида или группы, определяемая социальными, природными признаками, а также престижем и местом в структуре власти.
Индекс социальной позиции (по А.Холингсхеду и Дж. Майерсу) – показатель места индивида в локальной социальной системе, определяющийся его профессией, образованием и местом проживания.
Несоответствие статусов – несоответствие уровней положения индивида или социальной группы в иерархических системах статусов, образуемых по различным критериям: доход, власть, престиж и т.д.
При несоответствии статусов индивид обладает высоким статусом в одном из социальных подпространств при одновременном обладании низким статусным уровнем в другом подпространстве.
Символ статуса – знак, объект, слово или иной видимый атрибут, направленный на то, чтобы подчеркнуть в глазах других свой индивидуальный или групповой статус.
Виды статусов:
– Официальный
– Нормативно-правовой статус
– Образовательный статус
– Социальный (ценностно-нравственный) статус, который определяется:
престиж
авторитет
востребованность
права и обязанности
характеристика внешних отношений (позитив, негатив, признание, непризнание)
Механизмы формирования статуса
– Объективные факторы, предписанные статусы (государственная образовательная политика)
– Деятельностный инструментарий УДО, приобретенные статусы:
качество услуг
спектр услуг и направлений
адресность
информированность
антураж, продвижение
наличие и качество внешних связей
Система (греч. sistema — целое, составленное из частей) — единая совокупность множества отношений.
У. Росс Эшби: “Система – это список переменных, относящихся к некоторой главной проблеме, которая уже определена”.
С.В. Емельянова и Э.Л. Наппельбаум: «Система – специфический способ организации знаний о реальности, специально рассчитанный на наиболее эффективное использование этих знаний для осуществления некоторого целенаправленного взаимодействия с реальностью”.
Система – совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющих новые свойства по отношению к ее элементам.
Ильина Т.А.: «Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление». Каждый элемент системы может иметь собственное функциональное значение и на основе этого взаимодействовать с другими ее элементами. Способ связи элементов называют структурой и в связи с этим нередко для исследования особенностей деятельности системы используют структурно-функциональный подход.
Виды систем.
Подробная характеристика системы приведена в работе В.П. Симонова «Педагогический менеджмент», изданной в 1999 году. Он выделяет следующие виды систем:
Естественные (подчиняются объективным законам природы) и искусственные (подчиняются законам, правилам, принципам, установленным человеком);
Закрытые и открытые (обмениваются энергией, информацией с окружающей средой); Абстрактные и конкретные (хотя бы два их элемента – объекты);
Статические (неизменность свойств во времени) и динамические (изменение свойств во времени);
Без ведущего органа и централизованные;
Биологические, технические и социальные;
Простые (моноструктурные) и сложные (полиструктурные);
В назначении систем В.П. Симонов выделяет такие позиции как:
Цель и целесообразный характер (то, к чему стремится);
Решаемые задачи и функции (что преодолевает, устраняет и для чего предназначена); Функционирование, развитие и саморазвитие (как должна действовать и изменяться).
Любая система имеет структуру и свойства, ее характеризующие. В.П. Симонов определяет следующую структуру системы:
Объекты (субъекты) – части или компоненты;
Атрибуты (свойства составляющих ее объектов);
Отношения или взаимодействия (объединяют систему в целое);
Наличие уровней иерархии и иерархия уровней.
Свойствами (качествами, основными характеристиками) систем являются:
Целостность (суммативность плюс взаимообусловленность);
Совместимость или несовместимость с другими системами;
Стабильность (устойчивость обратной связи);
Адаптация (приспособление к окружающей среде, реакция на окружающую среду и ее воздействие);
Обучение, способность к самосовершенствованию.
Системный подход
Способность систем к самоорганизации и саморазвитию приобретает особое значение в образовании. Просчитать «с точностью до секунды» результат педагогической деятельности невозможно, так как для педагогической системы, как любой разновидности социальной, характерны нелинейные и многочисленные связи. Рассматривая образовательную систему, как систему открытого типа, способную к самоорганизации, необходимо учитывать относительность результата и избегать односторонности в выборе содержания, форм и методов организации педагогического процесса, и самое главное, в принятии управленческих решений. Использование же системного подхода как методологической основы управления образовательной системой способствует более эффективному и качественному функционированию образовательного процесса.
Связь – взаимообусловленность существования явлений, разделённых в пространстве и (или) во времени. Понятие С. принадлежит к числу важнейших научных понятий: с выявления устойчивых, необходимых С. начинается человеческое познание, а в основании науки лежит анализ С. причин и следствия — универсальной С. явлений действительности, наличие которой делает возможными законы науки.
Внешние связи педагогического коллектива как целостной непрерывно развивающейся системы осуществляются в рамках скоординированного взаимодействия с социально-профессиональной средой: (прежде всего, сообществом педагогов дополнительного образования), кроме того, со школами, органами управления образованием, научными учреждениями, Вузами, а также с учреждениями социальной сферы (здравоохранение, культуры и досуга, социальной защиты населения и пр.). Вместе с тем важными являются внешнесистемные связи УДО с коммерческой средой, поддерживающей развитие системы образования. Такие связи строятся на принципе сотрудничества, взаимопонимания, взаимообогащения достижениями профессиональной деятельности (Л.И. Боровиков. Внешнесистемные связи в Центре детского творчества им. В. Дубинина).
Механизмы формирования внешнесистемных связей в УДО:
– Инновационная деятельность в УДО;
– Социальное партнерство;
– Развитие информационно-технических сетевых ресурсов УДО;
– Издательская работа УДО;
– Организация или участие районных, городских и областных мероприятиях;
– Профессиональная сопричастность;
Критерии эффективности внешнесистемных связей в УДО:
– Открытость управленческих и структурных систем УДО;
– Доступность информации УДО;
– Инновативность развития УДО;
– Устойчивое развитие ВСС;
– Рост профессиональных компетенций педагогического коллектива, профессионального сотрудничества.
Приглашаем к размышлению…
(выдержки из Программы развития ЦДТ «Содружество»)
Основная идея сотрудничества: образовательное пространство не может ограничиваться только стенами одного учреждения, оно должно распространяться до границ, очерчивающих все сферы, которые осваивает ребенок. Следовательно, окружающая его среда в целом должна быть адекватна его потребностям и интересам.
Внешние связи рассматриваются как возможность:
• Создания единого образовательного пространства района
• Повышения профессионального мастерства педагогов учреждения.
• Улучшения качества образовательного процесса в ЦДТ
• Улучшения МТБ
Залогом успеха выстраивания внешних связей являются:
• Компетентность администрации и педагогов – готовность и способность налаживать ВС,
• Их мотивация – учет ситуации и потребности, поиск активных форм взаимодействия,
• Их деятельность – анализ сотрудничества, обсуждение проблем с коллегами
Связи с другими организациями ставят целью не получение прибыли, а достижение положительного социального эффекта при обеспечении конкурентоспособности ОУ, его востребованности.
Основные принципы построения внешних связей:
• Сосредоточение ресурсов на образовательных услугах, которые реально необходимы учащимся и педагогам в избранном сегменте образовательного пространства района – дополнительное образование,
• Доминирование ориентации на долгосрочную перспективу,
• Непрерывность сбора и обработки информации о внешней и внутренней среде.
Внешние связи обеспечиваются:
• Миссией учреждения, выделяющей его среди других;
• Стратегией развития учреждения, связанной с построением организационного пространства, в котором взаимодействуют индивидуальные и групповые субъекты;
• Информационной функцией, которая реализуется под девизом: «И о себе, и для других»;
• Положением на рынке образовательных услуг;
• Привлечением (убеждением спонсоров в необходимости поддержки и будущих пользователей услугами в преимуществах сотрудничества).
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Классификация систем и их характеристика
Множество систем, существующих в мире, можно классифицировать в зависимости от ряда признаков. Классификация — научный метод, заключающийся в дифференциации всего множества объектов и последующее их объединение в определённые группы на основе какого-либо признака. При общем подходе к классификации систем выделяются следующие признаки (рис. 1.2.):
· по происхождению;
· объективности существования;
· взаимодействия с окружающей средой;
· возможности действия системы от времени;
Естественные
По происхождению
Искусственные
Объективности Материальные
существования Идеальные
Взаимодействия с Открытые
окружающей средой Закрытые
Возможности действия Статические
системы от времени Динамические
Обусловленности Детерминированные
действия Вероятностные
Простые
Степени сложности Сложные
Особо сложные
Рис. 1.2. Классификация систем
· обусловленности действия;
· степени сложности.
По происхождению. В зависимости от происхождения системы могут быть естественными и искусственными. К естественным или природным следует отнести галактики, солнечную систему, планеты, материки, экосистемы, биологические системы (в том числе и человека). Искусственные (антропогенные) системы обязаны своим происхождением труду человека. Их можно разбить в основном на два подкласса — физические, социально-экономические.
Физические системы олицетворяют такие системы, у которых в качестве элементов выступают неживые составляющие. К таким системам относятся машины, оборудование, транспортные средства и т.п.
Социально-экономические системы являются объединением в организации людей и машин при выполнении определённых функций для достижения поставленных целей. С точки зрения терминологии социально-экономические системы иногда называют биофизическими или социотехническими, хотя сущность и содержание систем от этого не меняется.
К социально-экономическим системам относятся государство и народное хозяйство любой страны в целом, территориальные и городские образования, организации по производству продукции и оказанию услуг. Создавая такие системы, человек в первую очередь стремится удовлетворить свои потребности в пище, одежде, жилье, безопасности, творчестве. Потребность представляет собой внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо. Постоянно возрастающие потребности человека приводят к объективной необходимости создания новых эффективных технологий и автоматизированных систем управления, способных на определенном этапе эволюционного развития человечества удовлетворить его возрастающие потребности. В дальнейшем социально-экономические системы будут рассматриваться как сложные открытые иерархические системы.
Объективности существования. По объективности существования системы делятся на материальные и идеальные. Материальные системы существуют объективно, то есть независимо от человека. Идеальные системы существуют в сознании человека в виде гипотез, образов и представлений. Такие системы выступают в виде системного построения формул, уравнений, определенных схем.
Взаимодействия с окружающей средой. Системы в зависимости от взаимодействия с окружающей средой могут быть закрытыми или открытыми.
Закрытая система характеризуется тем, что любой элемент такой системы имеет связи только с элементами этой системы. Она не имеет связей с внешней средой, ее элементы взаимодействуют друг с другом только внутри системы. Закрытые системы представляют собой абстракцию и реально таких систем не существует. Но это понятие является весьма полезным при исследовании поведения систем, у которых произошел обрыв внешних связей.
Открытой считается такая система, у которой, по крайней мере, один элемент имеет связь с внешней средой. Все реальные системы являются открытыми. Даже в абстрактной закрытой системе предполагается наличие внешних связей, которые в определенном случае считаются несущественными. В том случае, если временной разрыв или характеристик внешних связей не вызывает отклонений при функционировании системы выше заранее установленных пределов, тогда система связана с внешней средой слабо. В противном случае она связана с внешней средой сильно.
Возможности действия системы от времени. Системы в зависимости от времени действия делятся на статические и динамические.
Статические системы характеризуются неизменностью, то есть их параметры не зависят от времени. Устойчивая деятельность системы определяется постоянством элементов внешней и внутренней среды. В отличие от статических динамические системы и их параметры связаны со временем, то есть являются функцией времени. В реальной жизни статических систем практически не существует.
Обусловленности действия. По обусловленности действия системы могут быть детерминированными и вероятностными. В детерминированных системах все элементы системы взаимодействуют заранее предвиденным образом. Вероятностные системы отличаются тем, что для них нельзя сделать точного детального предсказания поведения системы и только с определенной степенью вероятности можно ожидать появления того или иного события. Для прогнозирования развития таких систем используется теория вероятностей.
Степени сложности. По этому признаку системы делятся на простые, сложные и особо сложные. Простые системы относятся к наименее сложным и характеризуются небольшим числом внутренних и внешних связей. Для сложных и особо сложных систем характерным признаком является наличие разветвленной структуры и большого числа внешних и внутренних связей. Отличительной особенностью особо сложных систем является отсутствие возможности точного и подробного их описания.
Формального определения сложной или особо сложной системы до настоящего времени пока не существует. Понятие сложной, особо сложной системы возникло в результате появления системного подхода к исследованию систем. Специфика системного подхода привела к возникновению общей теории систем.
Сложные и особо сложные системы обладают рядом особенностей. Первая особенность таких систем – целостность их реакций, как это наблюдается в биологических системах. Вторая – большая размерность, заключающаяся в большом количестве элементов, количества выполняемых функций. И третья особенность – сложность поведения системы, состоящая в том, что изменение одного параметра в системе влияет на многие другие.
Следует отметить, что приведенная классификация не претендует на свою оригинальность и законченность. Проблема состоит в том, что системы могут быть классифицированы в зависимости от конкретных целей и решаемых задач, а также постоянно проводимых исследований, возникающих на практике в конкретных ситуациях.
1.3. Основные закономерности систем
Все системы обладают определенными объективными закономерностями. Основными закономерностями систем являются:
· целостность;
· неаддитивность;
· эмерджентность;
· синергизм;
· обособленность;
· совместимость;
· адаптивность.
Рассмотрим сущность и характеристику приведенных закономерностей, отражающих поведение систем во времени и пространстве.
Целостность. Целостность системы характеризуется рядом свойств и особенностей. Многогранность целостности отражается с помощью таких понятий как наличие у всей системы общей цели, дифференциация, интеграция, симметрия, ассимметрия [5]. Понятие “дифференциация” отражает свойство расчленения целого на части, проявление разнокачественности его частей. Противоположное понятие “интеграция” связано с объединением совокупности соподчиненных элементов в единое образование. Симметрия и ассимметрия отражают степень соразмерности в пространственных и временных связях системы.
Система перестает быть таковой, если она теряет хотя бы одно из приведенных свойств целостной системы. Например, если динамическая система не обладает ни одним типом симметрии (sim = 0), тогда она не имеет динамических связей между элементами. С другой стороны, при бесконечном количестве типов симметрии (sim = ¥) динамическая система не является комплексом элементов, взаимодействующих для получения определенного эффекта. При условии sim = ¥ в системе реализуются такие связи, которые дают на всех выходах нулевой эффект. В связи с этим, каждый признак целостности может характеризоваться каким-либо числом. Например, число типов симметрии в системе конечно (0<sim <¥).Симметрия универсальна и широко распространена в природе.
Неаддитивность. Неаддитивность системы означает появление нового качества системы, возникающее в результате интеграции отдельных элементов или подсистем в единое целое. То есть сумма эффектов от реализации отдельных элементов или подсистем не равна эффекту от реализации системы в целом. Эффект от системы в целом больше, чем эффект от суммы эффектов отдельных элементов или подсистем. Такое положение обусловлено тем, что при декомпозиции системы происходит неизбежный разрыв горизонтальных и вертикальных связей в системе, что в свою очередь приводит к потере качества взаимодействия отдельных элементов или подсистем. В этом случае идет процесс потери эффекта от системного взаимодействия элементов и подсистем.
Эмерджетность. Эмерджетность означает появление у системы эмерджетных свойств, которые не присущи составляющим ее элементам [3]. Она является одной из форм проявления диалектического принципа перехода количественных изменений в качественные. При синтезе (формировании) системы как органического целого за счет вовлечения новых элементов или вследствие преобразования структуры взаимосвязей между элементами, ее части претерпевают качественные изменения. Так что некоторый объект как элемент целостной системы не тождествен аналогичному объекту, взятому изолированно. Например, в естественных науках эмерджетные свойства при проведении химических реакций описываются в форме естественнонаучных законов и закономерностей.
Эмерджетность в социально-экономических системах весьма разнообразна. На макроуровне с эмерджетными свойствами связаны такие явления, как социальный престиж, реализация крупномасштабных мероприятий, прежде всего в области фундаментальных исследований. На микроуровне выражением эмерджетности являются эффект крупного производства, эффект агломерации, социальные последствия ускоренной урбанизации. Любой эффект взаимосвязи и взаимодействия, неаддитивный по отношению к локальным эффектам, следует рассматривать как проявление эмерджетности. Интересы системы, связанные с усилением позитивных и ослаблением негативных эмерджетных эффектов, называются эмерджетными интересами.
Синергизм. Синергизм означает однонаправленность действий, происходящих в определенной системе, результатом чего является повышение конечного эффекта. При однонаправленной деятельности отдельных людей, объединенных единой целью и решением одних и тех же задач появляется дополнительный эффект, который в конечном итоге приводит к повышению эффективности конечного результата. Нарушение однонаправленности действий людей в любой системе приводит к потере эффекта синергизма. К сожалению, научного обоснования такого явления пока нет.
Проявление закономерности синергизма обусловлено тем, что системе, как правило присуще свойство мультипликативности. Мультипликативность заключается в том, что отдельные эффекты системы в таком случае обладают свойством умножения, а не сложения. В любой социально-экономической системе синергизм проявляется в результате однонаправленности сознательной деятельности всех членов коллектива, которые в своей деятельности обязаны руководствоваться целями и задачами системы. Наибольшее влияние на развитие положительного синергизма в социально-экономических системах оказывают высокий уровень общей и профессиональной культуры, хорошее знание психологии людей, этики, высокий уровень морально-этических качеств и профессиональное использование методов управления и мотивации труда каждого члена коллектива.
Обособленность. Обособленность означает закономерность систем или подсистем, заключающаяся в некоторой изолированности систем или подсистем от взаимодействия с другими системами или подсистемами в общей иерархии построения систем. Она проявляется прежде всего за счет принятия решений, касающихся только определенной системы, не предусматривающей интересы более высокой системы. Например, на ограниченной территории любого государства могут приниматься законы, противоречащие интересам государства в целом.
Совместимость. К числу важнейших закономерностей систем относится их совместимость. Под совместимостью понимается взаимосвязанность элементов и подсистем одной системы с элементами и подсистемами других систем. Помимо этого система должна быть совместима с системами более высокого порядка через имеющиеся у нее входы и выходы.
Адаптивность. Под адаптивностью понимается закономерность, связанная с приспособлением системы к изменяющимся внешним и внутренним параметрам ее существования. Адаптивность тесно связана с понятием “саморегулирование”. Ее сущность можно проиллюстрировать на примере подготовки космонавтов для полета в космос. Перед полетом в космос космонавты в течение длительного времени проходят подготовку в условиях, близких к условиям работы в космосе. Для этого они тренируются в условиях невесомости, перегрузок организма, соответствующих будущим условиям. То есть космонавт, как биологическая система, должен пройти процесс адаптации в земных условиях для того, чтобы сохранить свою работоспособность с прежней эффективностью в околоземном пространстве.
Знание закономерностей, которыми обладают системы, позволяет исследователям заранее предсказать форму их поведения при каких-либо изменениях в окружающей среде. Это в свою очередь позволяет принимать более эффективные решения для процесса регулирования будущих событий.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит сущность понятия “система”?
2. Почему можно применить теорию множеств к понятию “система”?
3. Что представляет собой информация?
4. Какие основные понятия используются при определении системы?
5. В чем состоит сущность и содержание элемента, подсистемы и связей?
6. Какие признаки выделяются при классификации систем?
7. Каким образом системы делятся по признаку сложности?
8. Какие существуют основные закономерности систем?
9. Целостность систем и в чем особенности ее проявления?
10. Что такое синергизм в системах?
11. В чем состоит сущность обособленности систем?
12. Совместимость систем и каким образом она влияет на их эффективность?
13. Адаптивность систем и в чем состоит ее назначение?
14. Что представляют собой социально-экономические системы?
15. В чем состоит сущность и содержание информационных ресурсов?
16. Информационные ресурсы внешней среды и из чего они состоят?
17. Что представляют собой информационные ресурсы внутренней среды в системе?
Литература
1. Акофф Р. Планирование в больших экономических системах. М.: Советское радио, 1972.
2. Рогожин С.В., Семенова С.В. Исследование систем управления. М.: ИНФО, 1998.
3. Математика и кибернетика в экономике. Словарь-справочник. М.: Экономика, 1975.
4. Ульянов С. А. Информационные технологии в управлении транспортной корпорацией. М.: Академия промышленности и менеджмента, 1999.
5. Утеуш Э.В., Утеуш З.В. Введение в кибернетическое моделирование. М.: Энергия, 1971.
6. Bertalanfy Ludwig von. General system theory. Foundations, development applications – New York: Braziller, 1969.
7. Gosling William. The design of engineering systems. – London: Heywood, 1962.
8. Hall Arthur D. A methodology for systems engineering. – Princeton, 1962.
9. Systems analysis in ecology (Symposium) Edited by Kenneth E.F., Watt. – New York, London: Acad. Press, 1966.
Глава 2
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1174; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Источник