Какие уровни развития психических свойств существуют

В переводе с древнегреческого означает ” psyche ” – душа, ” logos ” – наукЗа, учение, то есть – “наука о душе”.

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке…
Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания.. Например, с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.
Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1).
Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
 
Рис. 1. Классификация А. Кедрова
Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.
 
 Психология как наука.
Психология как наука относится к гуманитарным наукам и является базовой дисциплиной на основе, которой формируется различные психологические отрасли. Возрастная психология, психология личности и т.д.
Предметом изучения является психика. Объектом изучения является человек. Т.к. человек существо с одной стороны биологическое, а с другой стороны социальное, то все его психические проявления в значительной мере социально обусловлены. Понятие психология имеет как научный смысл так и житейский. Научный смысл используется для обозначения соответствующей научной дисциплины, т.е. описание свойств и функций психики и психических проявлений. Житейский смысл используется для описания конкретных форм поведения или проявления психических особенностей конкретного человека.
Психология как наука зарадилась в Древне греческом обществе и воспринималась (трактовалась) как наука о душе. Псюхе – душа, Логос – учение. В научном определении впервые данный термин появился в 16 веке и относился к той отрасли психологии которая занималась изучением душевных или психических явлений, которые каждый человек, мог наблюдать у себя самостоятельно и анализировать эти наблюдения. Данное направление (отрасль) ИНТРОСПЕКЦИЯ, т.е. смотреть внутрь себя. Метод интроспекции существует и по настоящее время.
В 17-19 веках психология как наука расширяет свои границы и начинает заниматься изучением не только осознаваемых, но и не осознаваемых явлений. Психология работает с нормой психолологической, не с патологией, с ней работает медицина. Психолог работает с нормой, с потологией нужно направить к мед.психологии.
Таким образом психология это наука о психике и психических явлениях. В переводе с древнегреческого означает ” psyche ” – душа, ” logos ” – наука, учение, то есть – “наука о душе”.
Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке…
Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания.. Например, с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.
Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1).
Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
 
Рис. 1. Классификация А. Кедрова
Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных В психологии существуют несколько научных школ (направлений). Одной из основных является психоанализ. Создатель психоанализа австрийский врач и психолог З.Фрейд (1858-1939).
1. Психоанализ– одно из важнейших направлений, возникло в 20 веке. Основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Основатель – З. Фрейд и его последователь (неофрейдисты) предполагают особую методологию исследования психики.
Основной метод – метод анализа свободных ассоциаций;анализ снов и толкование сновидений; анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных действий человека; ставиться вопрос о сексуальной природе человека.
Компоненты личности – «ид» носитель инстинктов, «эго» система представлений о самом себе и «суперэго» носитель социальных норм и стандартов. От рождения у человека два основных инстинкта: агрессивный и сексуальный. Ид и суперэго – несовместимы, оба воздействуют на эго и вследствие этого возникают внутриличностные конфликты, для разрешения которых существуют различные механизмы защиты: сублимация, вытеснение, рационализация, проекция и др.
Другие представители этого направления – А. Фрейд, А. Адлер, А. Юнг, Э.Фромм, К. Хорни.
2. Бихевиоризм– возникло в 20 веке и отрицающее значение сознания как предмета научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействие внешней среды. Основатель – Д. Уотсон (американский ученный). Большая роль в выделении отрасли сыграли разработки метода УР в физиологии.
Задача: наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно – поведение, поступки, реакции человека. Мотивы вызывающие поступки не учитывались.
Основные понятия: «Стимул» раздражитель из внешней среды; «реакция» ответ организма на раздражитель и «связь» ассоциация между стимулом и реакцией.
S > R – схема дает возможность легко использовать количественное описание психического явления и применить математические методы для обработки результатов исследования.
Другие представители этого направления – Б. Скинер, Э. Толмен, А. Бандура, Э. Торндайк.
3. Гештальтпсихология– направление, возникшее в Германии в 20 веке, и предлагает изучать психику с помощью целостных структур – гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Основатели – М. Вертгеймер, К. Коффка и В. Келер. Изначально исследование восприятия человека.
Основная идея: идея целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов. Иначе: восприятие не сводиться к сумме ощущений; свойства фигуры, которую мы видим, не описывается через свойства ее частей. «Фифиномен» Вертгеймера – восприятие движения возможно и в отсутствии самого движения. Были открыты законы гештальта: закон близости элементов; симметричность, сходство, замкнутость и др.
Основные понятия: «Фон» и «фигура». На двойственных изображениях отчетливо проявляется внезапное самопроизвольное переструктурирование ситуации: фон и фигура меняются местами.
Другие представители этого направления – К. Левин, В. Райх, Ф. Перлс, К. Дункер.
4. Гуманистическая психология– одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, возникшее в 60е годы 20 века, противопоставляющее себя психоанализу и бихевиоризму. Основоположник А. Маслоу.
Основная идея: индивидуальность рассматривается как интергративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Исследование животных считается непригодным для понимания психики и поведения человека. В отличии от психоанализа, ГП считает, что человек изначально добр или нейтрален, а его агрессия, насилие – есть результат воздействия окружающей среды.
Общественно-историческая и деятельностная концепция человеческой психики в советско-российской психологии. Отечественная психология исходила из утверждения общественно-исторической и социальной сущности человека и отстаивала обоснование деятельностного способа его существования.
Л.С.Выготский (1896-1934) создал культурно-историческую концепцию развития человека. Он считал, что индивидуальные психологические способности первоначально существуют вовне в социальной форме, а затем индивид осваивает их, «переносит» внутрь.
С.Л.Рубинштейн (1889-1960) и А.Н.Леонтьев (1903-1979) поставили и успешно решали проблему единства сознания и деятельности. Изменяя окружающий мир, человек вместе с тем развивается сам, формируя собственную психологическую природу.
Положение о развитии психики в процессе деятельности реализовывалось в возрастной и педагогической психологии, поскольку считалось, что в становлении человеческой личности решающую роль играет обучение и воспитание, что не вполне учитывало индивидуальные различия психики.Понятия о психики.Филогенез (от греч. «филэ» – племя, род; «генезис» – происхождение) – развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека).
Критерием процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов.м появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, то есть, способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и тому подобное), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.
Психика человека – качестве более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе нно трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека.
Человек от животного прежде всего отличается наличие

Читайте также:  Какие полезные свойства смородины

Психика это свойство высокоорганизованной живой материи, которая заключается в активном отражении субъектом, объективного мира и построение субъектом своей картины мира и регуляция на этой основе своего поведения.

Основные положения о природе и механизмах психик:

1. Психика это свойство живой материи.

2. Отличительная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир.

3. Живая материя обладающая психикой способна реагировать на изменения в окружающей среде или на воздействия объектов окружающей среды (если быть долго под солнцем, то будет ли реакция нашего тела). На самой низкой ступени есть раздражимость, на следующей ступени чувства ведущие к определенному поведению (чувство голода, холода и т.д.). На более высокой ступени – социальное поведение (муравьи, пчелы), на более высокой ступени – разум (дельфины, собаки, они могут выполнить определенную задачу, не все могут). Однако поведение всех регулируется инстинктом, они хотят есть и поэтому «нажимают на кнопку». Большинство живых организмов обладают определенными психическими способностями, но все они отличают друг от друга по уровню развития психических свойств.

Уровни развития психических свойств, психики.

1 уровень – Раздражимость.Это элементарная способность реагировать на воздействие внешней среды, которая наблюдается у самых простейших форм живой материи (Амеба в капле воды и туда добавить соль, она пытается уйти от соли). Это вынужденная активность организма.

2 уровень – Чувствительность (ощущения). Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление психики. Почему? Это связано с усложнениями условий окружающей среды, в которой живут более высокоразвитые организмы. Данные организмы имеют более сложное строение и появляется возможность реагировать не на один фактор, а на целый комплекс факторов окружающей среды. Такое реагирование называется чувствительностью. Что способствует или характеризует появление способности к ощущениям? А.Н.Леонтьев считал, что появление чувствительности у животных служит объективным биологическим признаком появления психики. С появлением чувствительности и возникновением ощущений организмы могут реагировать не только биологически значимые раздражители и факторы, но и на биологически нейтральные. Это способствует появлению нового типа приспособления к внешней среде. Животные приспосабливаются к среде, а человек формирует среду под себя. Данные приспособления способствуют появлению процессов поведения.

Читайте также:  Какими свойствами обладают ягоды кизила

3 уровень – Поведение высших животных.Поведение, это сложный комплекс ответных реакций живого организма на воздействие внешней среды. Самое сложная форма поведения наблюдается у человека, т.к. он обладает способностью формировать осознанное целенаправленное поведение. Поведение животных определяется инстинктом, например, сено для лошади запасает хозяин, лошадь не способна заготовлять себе сено складывая его на будущее. Этим животные отличны от человека.

Возможность управлять своим поведением зависит от наличия сознания.

4 уровень – Появление сознания. Сознание это высший уровень психического отражения и регуляции свойственен только человеку.

выделяют три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей Классификация методов психологического исследования.

Их много, но я расскажу о некоторых.

Источник

Что такое психические процессы, какие выделяют их уровни

Определение 1

Психические процессы – это группа психических явлений, которые обледенены между собой по функциональному назначению в целостную систему психики человека.

Отдельно каждый психический процесс стали выделять психологи конца 19- начала 20 века, тогда в науке присутствовали аналитические тенденции. Сегодня считается что делить психику человека на психические процессы не рационально, так как все вместе эти процессы связаны между собой, так, например, память не может существовать без мышления я и так далее.

Психические процессы являются кратковременными, быстропротекающими.

Л. М. Веккер считал, что психические процессы реализовываются на двух уровнях:

  • Первый уровень имеет связь с процессами нервной системы, которые существуют на уровне нейронных связей, данные процессы чаще всего являются бессознательными.
  • Второй уровень связан с сознанием, он включает познавательные процессы.
Читайте также:  Какие свойства человеческой личности темперамент характер

Неосознанные психические процессы

Неосознанные психические процессы формируются на уровне подсознания. Теория об их существовании была выдвинута как противопоставление осознанным психическим процессам. Ученые разных стран и в разное время проявляли интерес к изучению бессознательных психических процессов.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Среди бессознательных психических процессов выделяют три основные группы:

  1. неосознаваемые механизмы сознательных действий
  2. неосознаваемые побудители осознанных действий
  3. «над сознательные» процессы

Первая группа – неосознаваемые механизмы осознанных действий подразделяется на три подгруппы:

  • неосознаваемые автоматизмы
  • явления неосознаваемой установки
  • неосознаваемые сопровождения сознательных действий

Неосознаваемые автоматизмы – это действия, которые совершаются без участия сознания. Например, если работа выполняется человеком на автомате, это значит, что в момент ее выполнения человек не задумывается над тем, что он делает, его мозг не занят мышлением об этой работе в конкретный момент ее выполнения. Эти автоматизмы имеют два разных происхождения. Первичные автоматизмы – никогда не осознаются, например, сосательные движения, хватание, мигание. Вторичные автоматизмы – эти действия, которые когда-то были осознанными, а затем перешли в раздел неосознаваемых, например, чтение, написание букв. Вторичные автоматизмы – это навыки которые освоил человек, они отличаются от первичных автоматизмов тем, что могут переходить в осознаннее действия.

Замечание 1

Явлением неосознаваемой установки называется готовность индивида к совершению некого действия. Цель неосознанной установки состоит в том, чтобы человек мог быстро и точно среагировать. Исследованием явления неосознанной установки занимался такой психолог как Д. Н. Узнадзе.

К неосознаваемым сопровождениям сознательных действий относятся мимика, пантомимика, жесты, вегетативные реакция, которые сопровождают действия, состояния, речь индивида. Эти действия являются невербальными средствами коммуникации, благодаря им человек может понять намерения собеседника.

Вторая группа – неосознаваемые побудители осознанных действий, состоит из побудителей и свойств бессознательных представлений. Как считал известный австрийский психолог З. Фрейд, жизнь человека подчиняется его влечениям, особый акцент Фрейд делал на сексуальном влечение. В связи с тем, что в отношении сексуальных влечений в социуме существует ряд строгих ограничений, эти влечения вытесняются из сознательной жизни индивида и переходят в сферу бессознательного. Они становятся бессознательными, но влияют на осознанной поведение человека. В сознательной жизни человека эти бессознательные влечения переходят в других формах, например, в снах или невротических заболеваниях.
Неосознаваемые побудители имеют несколько свойств:

  • они действенны
  • с трудом переходят в сознание

К третьей группе бессознательных психических процессов относят «над сознательные» процессы. Под «над сознательным» процессом понимают создание интегрального продукта сознания, который проникает в сознательную жизнь индивида и коренным образом изменяет ее. Эти процессы происходят над сознанием человека. Их содержание больше, чем сознание человека может в себе вместить.

Над сознание имеет ряд отличий от сознания. Для субъекта остаётся неизведанным результат над сознательного процесса, момент окончания над сознательного процесса так же неизвестен. В свою очередь сознание дает человеку понятие о том, какая и как скоро цель будет достигнута.

Сознательные психические процессы

Сознательные психические процессы представлены познавательными и эмоционально-волевыми психическими процессами. К познавательным процессам относят:

  • Восприятие (целостное отражение свойств предметов и явлений при их воздействии на органы чувств).
  • Ощущение (отражение отдельных свойств предметов и явления на органы чувств).
  • Представление (образ предмета или явления из памяти созданный воображением).
  • Память (процесс запоминания и последующее воспроизведение полученного индивидом опыта).
  • Воображение (создание новых образов на основе ранее воспринятых образов, например, мечты, грезы, сновидения, галлюцинации).
  • Мышление (отражение в сознании человека действительности).
  • Речь (совокупность звуков и символов, которые при определенных препираниях передают смысл, речь — это носитель памяти, информации, сознания. Речь может быть внешней и внутренней, письменной и устной).
  • Внимание (сосредоточенность на каком-то предмете или явлении и отстраненность от всего остального).
  • Рефлексия (сосредоточенность внимания на самом себе и на своем сознании).
  • С их помощью человек познает окружающий мир.
  • Эмоционально-волевые психические процессы включают в себя:
  • Чувства (отражение человеком отношения к реальным и абстрактам объектам)
  • Эмоции (психический процесс который оказывает оценочное отношение субъекта к окружающему миру)
  • Аффекты (кратковременный, интенсивный эмоциональный процесс, который выражает бессознательную оценку ситуации)
  • Стресс (психическая и физическая реакция на негативное воздействие из внешнего мир)
  • Борьба мотивов (этап волевого действия, связанный с принятием решения).
  • Постановка цели (выбор одной или нескольких целей).
  • Принятие решения (волевой выбор между несколькими гипотезами).

Источник