Какие углы называются перпендикулярными каким свойством они обладают
Перпендикулярные прямые.
Вспомним взаимное расположение двух прямых. Две прямые могут пересекаться, т.е. иметь одну общую точку; могут не пересекаться, т.е. не иметь общих точек; и могут совпадать, т.е. иметь бесконечно много общих точек. Из этих трёх вариантов только пересечение двух прямых имеет разновидности. При пересечении двух прямых получается четыре угла, среди которых есть две пары вертикальных углов и четыре пары смежных углов. Но есть один случай, когда все четыре угла одинаковые. Это тот случай, когда каждый из четырёх углов – прямой, т.е. градусная мера каждого угла равна . Это особый случай пересекающихся прямых.
Определение. Перпендикулярными называются прямые, которые пересекаются под прямым углом (под углом ).
ТЕОРЕМА I: Через каждую точку прямой можно провести перпендикулярную ей прямую, и, притом, только одну.
Дано: – прямая, .
Доказать: .
Доказательство.
1. Так как , то она разделила прямую на две полупрямые: и . По аксиоме VII (от любой полупрямой, от её начальной точки, в заданную полуплоскость можно отложить угол заданной градусной меры, меньшей и, притом, только один) от полупрямой , от её начальной точки можно отложить угол , равный . Значит, прямая , проходящая через точку образует с прямой прямой угол, т.е. (по определению).
2. Докажем, что прямая единственная. Предположим, что существует ещё одна прямая , проходящая через точку , и составляющая с прямой прямой угол. Тогда . А это противоречит той же аксиоме VII, которая утверждает, что угол заданной градусной меры можно отложить только один. К противоречию пришли потому, что сделали неправильное предположение, значит, второй прямой , перпендикулярной прямой и проходящей через точку не существует.
3. Итак, , ч.т.д.
ТЕОРЕМА II: Через любую точку, не лежащую на данной прямой можно провести перпендикулярную ей прямую, и, притом, только одну.
Дано: – прямая, .
Доказать: .
Доказательство.
1. Выберем на прямой произвольную точку . Это возможно по аксиоме I (существуют точки принадлежащие и не принадлежащие прямой). Через две точки и можно провести прямую и только одну (аксиома I). Эта прямая будет пересекать прямую под некоторым углом. Так как прямая состоит из бесконечного количества точек, то существует бесконечное множество прямых, проходящих через точку и пересекающих прямую . И среди этого бесконечного множества прямых есть прямая, которая будет составлять с прямой прямой угол, т.е. .
2. Докажем, что прямая единственная. Предположим, что существует ещё одна прямая , проходящая через точку , и составляющая с прямой прямой угол. Тогда получается треугольник , в котором два угла прямые. Но как бы вы ни старались, вы не сможете построить треугольник с двумя прямыми углами. Его попросту не существует. Значит, мы сделали неправильное предположение, т.е. ещё одной прямой, проходящей через точку и перпендикулярной прямой не существует.
3. Итак, , ч.т.д.
Свойство. Углы с соответственно перпендикулярными сторонами либо равны, либо в сумме составляют .
Определение. Перпендикуляром к данной прямой называется отрезок прямой, перпендикулярной данной, который имеет одним из своих концов точку их пересечения. Эта точка называется основанием перпендикуляра.
и – перпендикуляры к прямой .
Определение. Расстоянием от точки до прямой называется длина перпендикуляра, опущенного из этой точки на данную прямую.
Перпендикулярные прямые обладают ещё другими свойствами, но мы их рассмотрим позднее, после изучения параллельных прямых.
Построение прямых углов на местности.
Изучая построение углов на местности, мы познакомились с основными инструментами, которые используются для этой цели. Но все они использовались, в основном, для измерения углов. А для построения прямых углов существует простейший прибор – экер, а также более современный прибор – теодолит (или электронный тахеометр).
Экер – это простейший прибор, предназначенный для построения прямого угла. Он состоит из двух брусков, расположенных под углом , и закреплённых на треножнике. На краях брусков вбиты гвозди так, что прямые, которые проходят через них перпендикулярны друг другу. Отвес служит для точной установки экера в нужное место на местности.
Чтобы построить прямой угол с заданной стороной , треножник с экером устанавливают в том месте, где должна располагаться вершина прямого угла (точка ), при этом, экер должен быть в горизонтальной плоскости, а отвес, подвешенный в точке пересечения перпендикулярных прямых, проходящих через гвозди, должен находиться точно над вершиной угла . Затем необходимо установить один из брусков так, чтобы его направление совпадало с направлением заданной стороны (), совмещение этих направлений можно осуществить с помощью вехи, установленной в точке . Далее по направлению второго бруска провешивают прямую линию (). Получаем прямой угол на местности.
Теодолит – это измерительный прибор, предназначенный для построения и измерения горизонтальных и вертикальных углов при топографических съёмках, геодезических работах, в строительстве и т.п. Основной рабочей мерой в теодолите являются лимбы с градусными и минутными делениями.
Построение прямого, как, впрочем, и любого другого угла с помощью теодолита – достаточно сложный процесс. Нам достаточно знать о его существовании, и как он выглядит.
Используя данные, отмеченные на рисунках, укажите перпендикулярные прямые.
Начертите угол и отметьте три точки: одна из которых лежит во внутренней области угла; другая – во внешней области угла; третья – на стороне угла. Проведите через эти точки прямые, перпендикулярные обеим сторонам данного угла. Запишите необходимые обозначения.
Докажите, что если биссектрисы углов и перпендикулярны, то точки и лежат на одной прямой.
При пересечении прямых и образовались четыре угла. Луч перпендикулярен прямой и проходит между сторонами угла . Найдите угол , если . Сделайте рисунок.
Через вершину угла , равного , проведена прямая так, что . Найдите угол между прямой и прямой, содержащей биссектрису данного угла.
На рисунке изображён куб. Запишите прямые, перпендикулярные прямой и прямые, перпендикулярные прямой , на которых лежат рёбра куба.
Равны ли острые углы и , если ? Ответ обоснуйте.
Чему равна сумма острого угла и тупого угла , если ? Ответ обоснуйте.
На рисунке прямые и перпендикулярны, . Найдите .
На рисунке прямые и перпендикулярны, . Найдите .
На рисунке из точки проведены лучи и , причём, . Угол, образованный биссектрисами углов и , равен . Найдите углы и .
На рисунке из точки проведены лучи и , причём, . Угол, образованный биссектрисами углов и , равен . Найдите углы и .
На рисунке даны два угла и с общей вершиной. Стороны одного угла перпендикулярны к сторонам другого угла. Найдите эти углы, если разность между ними равна прямому углу.
Углы и смежные, – биссектриса угла , луч принадлежит области угла и перпендикулярен . Является ли биссектрисой угла ? Ответ обоснуйте.
Два равных тупых угла имеют общую сторону, а две другие стороны взаимно перпендикулярны. Найдите величину тупого угла.
Из вершины развёрнутого угла проведены два луча, которые делят его на три равные части. Докажите, что биссектриса среднего угла перпендикулярна сторонам развёрнутого угла.
Докажите, что сумма каждых трёх углов, не прилежащих один к другому и образуемых тремя прямыми, проходящими через одну точку, равна двум прямым углам.
Докажите, что сумма каждых пяти углов, не прилежащих один к другому и образуемых пятью прямыми, проходящими через одну точку, равна двум прямым углам.
Докажите, что биссектрисы смежных углов перпендикулярны.
Докажите, что две прямые, перпендикулярные одной прямой, не имеют общих точек.
Докажите, что биссектрисы вертикальных углов лежат на одной прямой.
Даны три прямые . Докажите, что если и , то прямые и не имеют общих точек.
Докажите, что если три из четырёх углов, которые получаются при пересечении двух прямых, равны, то прямые перпендикулярны.
С помощью угольника проведите прямые, перпендикулярные прямым, изображённым на рисунке.
На рисунке пересекаются три прямые. Запишите, какие из этих прямых перпендикулярны. Найдите остальные углы.
На рисунке прямые и перпендикулярны, . Найдите .
На рисунке прямые и перпендикулярны, . Найдите .
Даны два непересекающихся угла с общей вершиной, причём, их стороны соответственно перпендикулярны, и один угол в два раза меньше другого. Найдите эти углы.
Даны два пересекающихся по лучу угла и , причём, известно, что их сумма составляет прямого угла, и что продолжение стороны за вершину делит угол пополам. Найдите эти углы.
Через вершину угла, равного , проведена прямая, перпендикулярная его биссектрисе. Чему равны углы, образованные этой прямой и сторонами данного угла?
7
Источник
План-конспект урока
Предмет: Геометрия
Название урока: Перпендикулярный мир
Класс: 7
Тема урока: Перпендикулярность прямых
Связь данного урока с предыдущими и последующими уроками: урок введения базового понятия геометрии, необходимого для решения задач в последующих темах
Тип урока: урок введения нового материала
Цели в блоках достижения:
личностных результатов:
самопознание (выявление субъектного опыта);
формирование коммуникативной компетентности (диалог с учителем);
развивать логическое мышление; воспроизводить изученную информацию, рассуждать и обобщать;
метапредметных результатов:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (ответы на вопросы);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Предметных результатов:
умение распознавать перпендикулярность(по рисунку);
развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера.
Материалы и оборудование: учебник «Геометрия. 7 – 9 классы. Атанасян Л.С. и др. 20-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.»
Проектор, компьютер, доска
УУД:
Познавательные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки
Регулятивные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей
Коммуникативные: умеют слушать партнера, аргументировать, отстаивать свое мнение
Личностные: проявляют способность к восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений
_______________________________________________________________
Ход урока:
Ι.Самоопределение в деятельности
Приветствие
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня речь пойдет о понятии, которое безусловно известно каждому. Итак, приступим к разгадке этого понятия.
Формируемые УУД: коммуникативные, регулятивные
ΙΙ.Учебно – познавательная деятельность
1. Создание учебной доминанты
Я вам сейчас сообщу ряд определений, которые содержат одно и то же «слово»…постарайтесь понять, какое…в конце урока попробуете объяснить, почему в этих определениях содержится это слово.
(там, где в расшифровке определения есть слово перпендикулярность, заменяю на пропуски)
Если между вами возник спор, конфликт, то не правы, скорее всего, вы оба. Надо попытаться отказаться от обеих точек зрения, и попытаться найти иной, «перпендикулярный» путь решения, перевести вопрос в иную плоскость ( «Принцип перпендикулярности»);
Формирование перпендикулярных отверстий с помощью вращающегося и вибрирующего сверла специальной конструкции, перемещающегося точно по периферии перпендикулярной втулки или кондуктора (Перпендикулярное сверление);
Условное название позднего этапа развития английской готики (1350—1539 гг.; иногда “верхнюю” дату относят к 1550 г.). Характеризуется преобладанием прямоугольных панелей и перпендикулярных пересечений вертикальных и горизонтальных рам огромных окон, занимающих значительную часть стен кафедральных соборов (“ПЕРПЕНДИКУЛЯ́РНЫЙ”, ИЛИ “ВЕРТИКА́ЛЬНЫЙ”, СТИЛЬ (англ. «Perpendicular Style”));
Это один из методов записи данных на накопители на жестких магнитных дисках. Представляет собой технологию, при которой биты информации сохраняются в вертикальных доменах. Данный метод позволяет использовать более сильные магнитные поля и снизить площадь материала, необходимую для записи 1 бита. Плотность записи у современных образцов — 100—150 Гбит/дюйм² (15-23 Гбит/см²), в дальнейшем планируется довести плотность до 400—500 Гбит/дюйм² (60—75 Гбит/см²). (Метод перпендикулярной записи );
Один из самых распространенных видов парковки на стоянках: у супермаркетов, вокзалов, аэропортов (Перпендикулярная парковка).
2. Выявление субъектного опыта
что объединяет следующие рисунки?
(ответ…все постройки перпендикулярны(вертикальны…) к земле
Итак….сегодня мы будем изучать перпендикулярность прямых.
3. Актуализация знаний (5 мин)
Какие углы называются смежными (вертикальными)?
Каким свойством они обладают?
4. Объяснение нового материала
Историческая справка.
Изучая геометрические фигуры, вы уже не раз встречались с перпендикулярными прямыми. Например, смежные стороны прямоугольника перпендикулярны. Как убедиться в том, что две линии (прямые) перпендикулярны? С древних пор строители проверяли перпендикулярность стены основанию дома с помощью отвеса, то есть грузика на веревке. Отсюда и произошло название перпендикуляра: латинское “перпендикулярис” означает “отвесной”. Чтобы построить перпендикуляр к прямой, достаточно построить прямой угол. Это вы умеете делать с помощь чертежного треугольника и с помощью транспортира.
Итак….какой мы можем сделать вывод? Какие прямые называются перпендикулярными?
– Две прямые называются перпендикулярными, если они пересекаются под прямым углом.
Для обозначения перпендикулярности прямых a и b, будем пользоваться символом ┴
Теорема.
Через каждую точку прямой можно провести перпендикулярную ей прямую и только одну.
Доказательство (доказываем эту теорему)
Пусть a – данная прямая, а точка A принадлежит прямой. Кроме того, [AB) – один из лучей прямой a. Тогда от луча AB можно отложить угол BAC, равный 90°. По определению прямая AC a
Докажем, что такая прямая AC единственная. Допустим, что существует другая прямая, проходящая через точку A, не совпадающая с прямой AC и перпендикулярная к прямой a. Пусть D – какая-либо точка этой прямой, лежащая в той же полуплоскости от a, что и точка С. Тогда BAC = BAD = 90°. Но это противоречит аксиоме, по которой от прямой в данную полуплоскость можно отложить только один угол, равный 90°. Теорема доказана.
Перпендикулярные прямые обладают интересными свойствами:
1.Через точку вне данной прямой можно провести только одну прямую, перпендикулярную этой прямой и пересекающую её.
2.Если точку взять на самой прямой, то через эту точку проходит бесконечное число прямых, перпендикулярных данной прямой.
Формируемые УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные
ΙΙΙ. Интеллектуально– преобразовательная деятельность
Упражнение: найдите на рисунке пары перпендикулярных прямых с помощью транспортира или угольника…
Упражнение: Изобразите куб. Выделите разным цветом пары перпендикулярных ребер; объясните свой ответ.
Закрепление изученного материала
Правильны ли следующие высказывания? (объясните ответ)
Если прямые пересекаются, значит, они перпендикулярны.
Перпендикуляром к данной прямой называется отрезок прямой, перпендикулярной данной который имеет одним из своих концов их общую точку.
Формируемые УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные
ΙV. Контроль и оценка результатов деятельности. Рефлексия
Выявление субъектного опыта
Вернитесь к ответам на вопросы в начале урока. Вот правильные ответы (учитель сообщает их). Так почему же все эти определения содержат понятие перпендикулярности? (учащиеся отвечают).
Рефлексия
Закончи фразу: «Сегодня на уроке я понял, что……….»
«Сегодня на уроке мне понравилось…………»
Постановка домашнего задания
Формируемые УУД: коммуникативные, регулятивные, личностные
Источник
- Главная
геометрия
Xnikit
16 нояб. 2015 г., 23:07:41 (4 года назад)
Ula1495
17 нояб. 2015 г., 0:44:18 (4 года назад)
углы, которые пересекаются под углом в 90 градусов
123vito
17 нояб. 2015 г., 1:33:38 (4 года назад)
углы,которые пересекаются по углом в 90 градусов
Nastay0412
17 нояб. 2015 г., 4:25:42 (4 года назад)
спасибо))))))))
Ответить
Другие вопросы из категории
Masha1q2w3e / 12 нояб. 2015 г., 20:54:45
Около окружности описаны квадрат и правильный шестиугольник. Найдите периметр квадрата, если периметр шестиугольника равен 48 см.
Решение
Пусть r- радиус вписанной окуржности. Тогда периметр P квадрата равен…
Из условия задачи следует, что сторона шестиугольника равна … см, поэтому в прямоугольном треугольнике AOB, изображенном на рисунке, OB=r, AB=….., OA=…,
значит, r=…… (см) и P =…. см
Помогите пожалуйста вставить пропущенное, нужно оченьсрочно, заранее спасибо!
Читайте также
Danazhum03 / 17 окт. 2014 г., 13:40:51
Какая фигура называется ломаной? Что такое звенья вершины и длина ломаной?
Объясните какая ломанная называется многоугольником. Что такое вершины, стороны, периметр и диагонали многоугольника? Какой многоугольник называется выпуклым?
Объясните какие углы называются выпуклыми углами многоугольника. Выведите формулу для вычисления суммы углов выпуклого n-угольника. Докажите, что сумма внешних углов выпуклого многоугольника. ВЗЯТЫХ по одному прикаждой вершине, равна 360 градусов.
Чему равна сумма углов выпукого четырехугольника?
Artchris17 / 12 сент. 2014 г., 22:09:07
Какая фигура называется треугольником?Какие треугольники называются равными?Какой отрезок называют медианой треугольника?Какой отрезок называют
биссектрисой треугольника?Какой отрезок называют высотой треугольника?Какой треугольник называется равнобедренным?Какой треугольник называется равносторонним?Что такое окружность? Определение радиуса, диаметра, хорды.Дайте определение параллельных прямых.Какой угол называется внешним углом треугольника?Какой треугольник называется остроугольным, какой треугольник называется тупоугольным, какой прямоугольным. Как называются стороны прямоугольного треугольника?Свойство двух прямых, параллельных третьей.Теорема о прямой, пересекающей одну из параллельных прямых.Свойство двух прямых перпендикулярных к третьей
Irinakostenko1 / 19 июня 2013 г., 14:20:32
1. Какое утверждение называется следствием? Докажите, что прямая , пересекающая одну из двух параллельных прямых , пересекает и другую.2.Докажите, что ес
ли две прямые параллельны третьей прямой , то они параллельны .3. Какая теорема называется обратной данной теореме?Приведите примеры теорем, обратных данным .4.Докажите, что при пересечении двух параллельных прямых секущей накрест лежащие углы равны.5.Докажите, что если прямая перпендикулярна к одной из двух параллельных прямых , то она перпендикулярна и к другой.6.Докажите, что при пересечении двух параллельных прямых секущей: а) соответственные углы равны; б) сумма односторонних углов равна 180°.
Arxangel1998 / 04 сент. 2013 г., 18:36:10
1. какая прямая называется секущей по отношению к окружности? 2. какая прямая называется касательной к окружности? какая точка называется точкой
касания прямой и окружности? 3. сформулируйте и докажите теорему о свойстве касательной. 4. сформулируйте и докажите теорему обратную теореме о свойстве касательной 5. какой угол называется центральным углом окружности? 6.как определяется градусная мера дуги? как она обозначается? 7. какой угол называется вписанным? сформулируйте и докажите теорему о вписанном угле. 8.сформулируйте и докажите теорему об отрезках пересекающих хорд. 9.сформулируйте и докажите теорему о биссектрисе угла. 10. какая прямая называется серединным перпендикуляром к отрезку? 11.сформулируйте и докажите теорему о серединном перпендикуляре к отрезку 12.сформулируйте и докажите теорему о пересечении высот треугольника. 13. какая окружность называется вписанной в многоугольник? какой многоугольник называется описанным около окружности?
Вы находитесь на странице вопроса “какие углы называются перпендикулярными“, категории “геометрия“. Данный вопрос относится к разделу “5-9” классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории “геометрия“. Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.
Источник