Какие у клеток свойства биология 9 класс

Какие у клеток свойства биология 9 класс thumbnail

План-конспект урока для 9 класса

Тема: Свойства клетки.

Цель: проверить знания учащихся по теме «Клетка – структурная единица организма», познакомить со свойствами клетки.

Задачи:

1. Образовательная – формирование основных понятий темы урока, ознакомиться с особенностями обмена веществ клетки, ее раздражимостью, возбудимостью, проводимостью, секрецией.

2. Развивающая – развитие логического мышления, внимания, памяти,

умения анализировать, выделять главное, делать выводы.

3. Воспитательная – воспитание чувства ответственности,

заинтересованного отношения к учёбе и предмету биология, экологической культуры.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: М.В. Мащенко, О.Л. Борисов. – Биология: учеб. пособие для 9–го кл., таблицы.

План урока

  1. Организационный момент (2 мин.)

  1. Проверка домашнего задания (10 мин.)

  1. Изучение нового материала (17 мин.)

  1. Закрепление изученного материала (10 мин.)

  1. Сообщение домашнего задания (2 мин.)

  1. Подведение итогов урока (2 мин.)

  1. Рефлексия (2 мин.)

1. Организационный момент

– Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. Кто у нас дежурный? Кого нет сегодня? Хорошо.

2. Проверка домашнего задания

– Итак, прежде чем приступить к изучению новой темы, я проверю вашу подготовку по домашнему параграфу. Вначале мы ответим на вопросы по параграфу.

Индивидуальный опрос у доски: Первый вопрос: Рассказать о строении клетки.

2. Рассказать о химическом составе клетки. И более подробно, какие неорганические вещества входят в ее состав.

3. Какие органические вещества входят в состав клетки?

2 человека работают по карточкам. (Приложение 1)

3. Изучение нового материала

– Запишите тему урока «Свойства клетки».

– Какие же свойства присущи живым клеткам? Она обладает всеми признаками, характерными для живых организмов. Ребята, перечислите эти признаки? (Дети отвечают)

– Они дышат, питаются, растут, делятся. Из одной клетки образуется две, затем еще две, благодаря этому и весь организм растет.

(записать в тетради)

Рост и развитие, размножение и раздражимость — это свойства живой материи, характерные для всех клеток.

Размножение клеток — присущее всему живому свойство воспроизведения себе подобных; на клеточном уровне реализуется в виде деления клетки.

Рост клетки — увеличение размеров и массы клетки.

Развитие клетки (дифференцировка) — ее направленное и закономерное изменение, процесс реализации генетически обусловленной программы формирования специализированной клетки, отражающий ее способность к тем или иным функциям.

Раздражимость клеток — свойство внутриклеточных образований и клеток реагировать изменением структур и функций на сдвиги различных факторов внешней и внутренней сред.

Живые клетки способны реагировать на физические и химические

изменения окружающей их среды. Это свойство клеток называется

раздражимостью или возбудимостью. При этом из состояния покоя клетка переходит в рабочее состояние – возбуждение. При возбуждении в клетка меняется скорость биосинтеза и распада веществ, потребление кислорода, температура. В возбуждённом состоянии разные клетки выполняют свойственные им функции. Железистые клетки образуют и выделяют вещества, мышечные клетки

сокращаются, в нервных клетках возникает слабый электрический сигнал – нервный импульс, который может распространяться по клеточным мембранам.

Основная функция клетки – обмен веществ. Из межклеточного вещества в клетки постоянно поступают питательные вещества и кислород и выделяются продукты распада. Так, клетки человека поглощают кислород, воду, глюкозу, аминокислоты, минеральные соли, витамины, а выводят углекислый газ, воду, мочевину, мочевую кислоту и т.д.

Живая клетка представляет собой открытую систему, поскольку между

клеткой и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.

4. Закрепление изученного материала

Заполняем таблицу «Свойства клетки»:

5. Подведение итогов урока

Ребята, какую тему мы сегодня рассмотрели? Есть ли у вас вопросы по новому материалу?

Выставление оценок.

6. Сообщение домашнего задания

Запишите, пожалуйста, в дневники домашнее задание: параграф 2, ответьте на вопросы в конце параграфа.

7. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке? Возникли ли трудности во время работы? Урок окончен. До свидания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ф.И.___________________

Класс__________________

Карточка № 1

Задание 1. Дать определение:

1. Анатомия – ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________.

2. Психология – __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________.

3. Здоровье – __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________.

4. Энцефалография – _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

5. Перечислить методы психологии:________________________________________________

________________________________________________________________________________.

Ф.И.___________________

Класс__________________

Карточка № 1

Задание 1. Дать определение:

1. Анатомия – ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________.

2. Психология – __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________.

3. Здоровье – __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________.

4. Энцефалография – _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

5. Перечислить методы психологии:________________________________________________

________________________________________________________________________________.

Источник

Предметы живой природы имеют клеточное строение схожее для всех видов. Однако каждое царство имеет свои особенности. Узнать подробнее какое строение животной клетки, поможет данная статья, в которой мы расскажем не только об особенностях, но и познакомим с функциями органоидов.

Какие у клеток свойства биология 9 класс

Строение животной клетки

Сложноорганизованный животный организм состоит из большого количества тканей. Форма и назначение клетки зависит от вида ткани, в состав которой она входит. Несмотря на их разнообразие, можно обозначить общие свойства в клеточном строении:

  • мембрана состоит из двух слоёв, которые отделяют содержимое от внешней среды. По своей структуре она эластична, поэтому клетки могут иметь разнообразную форму;
  • цитоплазма находится внутри клеточной мембраны. Это вязкая жидкость, которая постоянно двигается;

За счёт движения цитоплазмы внутри клетки протекают различные химические процессы и обмен веществ.

  • ядро – имеет большие размеры, по сравнению с растениями. Располагается в центре, внутри него находится ядерный сок, ядрышко и хромосомы;
  • митохондрии состоят из множества складок – крист;
  • эндоплазматическая сеть имеет множество каналов, по ним питательные вещества поступают в аппарат Гольджи;
  • комплекс трубочек, именуемый аппаратом Гольджи, накапливает питательные вещества;
  • лизосомы регулируют количество углеродов и других питательных веществ;
  • рибосомы расположены вокруг эндоплазматической сети. Их наличие делает сеть шероховатой, гладкая поверхность ЭПС свидетельствует об отсутствии рибосом;
  • центриоли – особые микротрубочки, которые отсутствуют у растений.
Читайте также:  Какие свойства характеризуют логистическую систему

Строение животной клетки

Рис. 1. Строение животной клетки.

Учёные открыли наличие центриолей недавно. Так как увидеть и изучить их можно только с помощью электронного микроскопа.

Функции органоидов клетки

Каждый органоид выполняет определённые функции, совместная их работа составляет единый сплочённый организм. Так, например:

  • клеточная мембрана обеспечивает транспортирование веществ внутрь клетки и из неё;
  • внутри ядра находится генетический код, который передаётся из поколения в поколение. Именно ядро регулирует работу других органелл клетки;
  • энергетическими станциями организма являются митохондрии. Именно здесь образуется вещество АТФ, при расщеплении которого выделяется большое количество энергии.

Какие у клеток свойства биология 9 класс

Рис. 2. Строение митохондрий

  • на стенках аппарата Гольджи синтезируются жиры и углеводы, которые необходимы для построения мембран других органоидов;
  • лизосомы расщепляют ненужные жиры и углеводы, а также вредные вещества;
  • рибосомы синтезируют белок;
  • клеточный центр (центриоли) играют важную роль в образовании веретена деления во время митоза клетки.

Центриоли

Рис. 3. Центриоли.

В отличие от растительной клетки у животной отсутствуют вакуоли. Однако могут образовываться временные маленькие вакуоли, которые содержат вещества для удаления из организма.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Что мы узнали?

Строение животной клетки, которое изучается на уроках биологии в 7-9 классе, ничем не отличается от строения других клеток живой природы. Особенностью животной клетки является наличие клеточного центра, так называемых центриолей, которые участвуют в образовании веретена деления при митозе. В отличие от растительного организма здесь нет вакуолей, пластид и целлюлозной клеточной стенки. Клеточная мембрана достаточно эластичная, что даёт возможность приобретать клеткам различные формы и размеры.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Какие у клеток свойства биология 9 класс

    Илюха Тетерин

    10/10

  • Какие у клеток свойства биология 9 класс

    Анна Большакова

    10/10

  • Какие у клеток свойства биология 9 класс

    Игорь Милюшенко

    9/10

  • Какие у клеток свойства биология 9 класс

    Расул Багомедов

    10/10

  • Какие у клеток свойства биология 9 класс

    Данил Крайков

    10/10

  • Какие у клеток свойства биология 9 класс

    Аркадий Джалагония

    9/10

  • Какие у клеток свойства биология 9 класс

    Насибжанов Шерзод

    9/10

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 865.

Источник

Биология 9 класс. Конспекты по учебнику.
§ 7. ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОЧНОГО СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ВИРУСЫ (Пасечник). Электронная версия. Цитаты использованы в учебных целях.

ОГЛАВЛЕНИЕ вернуться к списку конспектов

§ 7. ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОЧНОГО СТРОЕНИЯ
ОРГАНИЗМОВ. ВИРУСЫ

В зависимости от наличия или отсутствия ядра различают две большие группы клеточных организмов — надцарство Эукариоты (ядерные), имеющие в клетках оформленное ядро, и надцарство Прокариоты (безъядерные) (греч. саrуоn — ядро).

Какие у клеток свойства биология 9 классОсобенности строения клеток прокариот. Прокариоты — древнейшие организмы на Земле. Среди прокариот выделяют царство Бактерии и царство Археи.

Прокариоты, как следует из их названия, не имеют в клетках оформленного ядра. Единственная кольцевая молекула ДНК, образующая генетический аппарат прокариот, располагается непосредственно в цитоплазме.

Клетки прокариот, как и клетки эукариот, покрыты плазматической мембраной. Но у прокариот плазматическая мембрана образует многочисленные впячивания внутрь клетки — мезосомы.

На них располагаются ферменты, обеспечивающие реакции обмена веществ. Поверх плазматической мембраны клетки прокариот, как правило, покрыты твёрдой клеточной стенкой, состоящей из углеводов (рис. 11). Клетки многих бактерий поверх клеточной стенки имеют также слизистую капсулу, защищающую их от высыхания.

В цитоплазме прокариотических клеток нет митохондрий, пластид, ЭПС, комплекса Гольджи, лизосом. Их функции выполняют мезосомы. Иногда клетки ческой клетки прокариот имеют жгутики.

Особенности строения клеток эукариот. К эукариотам относят представителей царств растений, животных и грибов. Несмотря на очевидные различия, в строении клеток этих организмов можно обнаружить много сходных черт. Так, все эукариотические клетки содержат ядро и такие органоиды, как митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи и лизосомы.

Какие у клеток свойства биология 9 класс

Растительная клетка (рис. 12, а) поверх плазматической мембраны имеет клеточную стенку, состоящую из целлюлозы. Клеточная стенка защищает содержимое клетки и обеспечивает ей постоянную форму. У животной клетки (рис. 12, б) клеточная стенка отсутствует. Растительные клетки, как правило, имеют большие вакуоли — полости в цитоплазме, заполненные клеточным соком и ограниченные мембраной. Иногда вакуоль располагается в центре клетки и отодвигает ядро к периферии. В клетках растений содержатся также различные пластиды.

Грибы, как и животные, — гетеротрофы. Они питаются готовыми органическими соединениями, поэтому их клетки не содержат пластид. У клеток грибов поверх плазматической мембраны, как и у растений, имеется клеточная стенка, только состоит она из хитина, а не из целлюлозы. Запасным питательным веществом у грибов является углевод гликоген, как у животных, а не крахмал, как у растений.

Вирусы. На рубеже XIX—XX вв. было обнаружено, что существует целый ряд болезней растений, животных и бактерий, возбудители которых имеют неклеточную природу. Эти неклеточные организмы были названы вирусами. Вирусные частицы представляют собой мельчайшие (20—300 нм) симметричные структуры, не имеющие клеточного строения (рис. 13). Каждый вирус содержит нуклеиновую кислоту (ДНК или РНК), заключённую в белковую оболочку, которую называют капсидом.

Вирусы не способны к самостоятельной жизнедеятельности вне клетки. Они могут проявлять свойства живого, только проникнув в клетку и используя её ресурсы.

Поселяясь в клетках живых организмов, вирусы вызывают многие опасные заболевания: у человека грипп, оспу, корь, полиомиелит, бешенство, СПИД и многие другие; у растений мозаичную болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев; у животных ящур, птичий грипп, инфекционную анемию лошадей и др.

Моя лаборатория

Строение клеток

  1. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты растительных и животных клеток.
  2. Зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
  3. Сравните строение растительной и животной клеток. Опираясь на имеющиеся у вас знания, сделайте вывод.
  4. Сравните полученные изображения с рисунком 12 на с. 31.
  5. Сделайте вывод о сходстве и различиях в строении клеток эукариот и прокариот.
Читайте также:  Какими лечебными свойствами обладают коты

Открытие вирусов. Учёные начали применять слово «вирус» для обозначения возбудителей инфекционных болезней с первой половины XVIII века. По мере накопления сведений об этих заболеваниях стало ясно, что далеко не все из них вызываются известными на тот момент возбудителями (бактериями, простейшими или микроскопическими грибами). Считалось, что любого возбудителя инфекционного заболевания можно выделить и вырастить на питательной среде. Однако в 1892 г. русский биолог Дмитрий Иосифович Ивановский (1864—1920) экспериментально доказал, что экстракт перетёртых листьев растений табака, поражённых мозаичной болезнью, сохраняет инфекционные свойства после пропускания через специальный бактериальный фильтр, поры которого меньше их размеров. В 1898 г. голландский микробиолог Мартин Бейеринк (1851—1931), повторив эксперименты Ивановского, пришёл к выводу, что прошедший сквозь фильтр инфекционный материал содержит новую форму инфекционного возбудителя. Он имеет сверхмалые размеры и не виден в световой микроскоп.

В настоящее время описано около 500 видов вирусов, поражающих клетки позвоночных животных, и около 300 вирусов растений. Некоторые вирусы участвуют в злокачественном перерождении клеток и тем самым провоцируют онкологические заболевания.

Биология 9 класс. Конспекты по учебнику.
§ 7. ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОЧНОГО СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ВИРУСЫ (Пасечник). Электронная версия. Цитаты использованы в учебных целях.

ОГЛАВЛЕНИЕ вернуться к списку конспектов

Источник

Цель: ознакомление учащихся с
веществами, входящими в состав клетки

Задачи:

  • Образовательные:
  • сформировать знания о химическом составе
    клетки,
  • показать разнообразие и свойства
    неорганических и органических веществ, входящих
    в состав клетки,
  • познакомить с функциями химических веществ,
  • сформировать понятие о гомеостазе.
  • Развивающие:  развивать интерес к
    химической и биологической наукам.
  • Воспитательные: создание ситуации успеха у
    учащихся.

Методы:

  • Объяснение.
  • Работа с учебником.
  • Выполнение заданий в рабочей тетради.

Оборудование: таблицы «Строение
клетки»,  проектор, компьютер. Презентация к
уроку.  Рабочая тетрадь к учебнику Биология 9
класс авт.Т.А. Козлова, В.С. Кучменко.

План урока

  • Проверка знаний учащихся,  выполнение
    тестовых заданий по карточкам
  • Изучение нового материала.
  • химические элементы
  • неорганические вещества
  • органические вещества
  • Закрепление изученного материала

ХОД УРОКА

I. Проверка знаний по теме
«Цитология – наука,  изучающая клетку».
Тестирование.

Вариант 1

1. Назовите учёного, который первым увидел
ячеистое строение растений и предложил называть
ячеистые структуры «клетками».

А) Р. Гук
Б) А. Левенгук
В) К. Бэр
Г) Т. Шванн

2. Назовите учёного, который, обобщив знания о
строении животных и растений,  сформулировал
первую клеточную теорию

А.) Р. Гук
Б) Т. Шванн
В) Р. Вирхов
Г) Р. Броун

3. «Сходство обмена веществ в клетках
организмов всех царств живой природы» – это одно
из положений теории:

А) хромосомной
Б) клеточной
В) эволюционной
Г) происхождения жизни

4. О единстве органического мира
свидетельствует:

А) круговорот веществ
Б) клеточное строение организмов
В) взаимосвязь организмов и среды
Г) приспособленность организмов к среде

5. Живое отличается от неживого:

А) составом неорганических соединений
Б) наличием катализаторов
В) взаимодействием молекул друг с другом
Г) обменными процессами, обеспечивающими
постоянство структурно-функциональной
организации системы

Вариант 2

1. Назовите учёного, который первым открыл
крупные бактерии, одноклеточные организмы,
сперматозоиды, эритроциты

А) А. Левенгук
Б) Р. Броун
В) Р. Гук
Г) Т. Шванн

2. Знания о сходстве химического состава клеток
организмов разных царств живой природы обобщила:

А) хромосомная теория
Б) клеточная теория
В) теория эволюции
Г) теория гена

3. Сходство строения и жизнедеятельности клеток
организмов разных царств живой природы
свидетельствует о:

А) единстве органического мира
Б) единстве живой и неживой природы
В) взаимосвязи организмов в природе
Г) взаимосвязи организмов и среды их обитания

4. Изучением строения и функций клетки
занимается:

А) эмбриология
Б) генетика
В) селекция
Г) цитология

5. Клетка – структурная и функциональная
единица живого, так как:

А) В состав клетки входит около 70 химических
элементов
Б)  все белки клеток построены из 20 аминокислот
В) в клетках постоянно идут процессы
биологического синтеза и распада
Г) все живые организмы, кроме вирусов,
построены из клеток

II. Изучение нового материала

1. Понятие о химическом составе клетки.

Учитель.  В клетках  живых
организмов содержится более 70 химических
элементов. Одни из них представлены в больших
количествах. Это макроэлементы. К ним
относятся: кислород, углерод, водород, азот. В
сумме составляющие 98 % массы клетки. Фосфор, хлор,
сера, железо, калий, кальций, магний, натрий в
сумме составляют 1,9 %  (Приложение
1
, слайд 2)
Такие элементы как медь, цинк, селен, кобальт,
марганец и другие содержатся в незначительном
количестве, от 0,001 до 0, 000001%. Их называют микроэлементами.
(Слайд 3)

Выполнение учащимися задания №1 в рабочей
тетради.

Живая клетка характеризуется постоянством
своего химического состава. Способность клетки
сохранять устойчивость (стабильность) своего
состава и свойств  при любых внешних
воздействиях называется гомеостазом (от греч.
homoios — подобный, одинаковый и греч. stasis —
состояние, неподвижность). Приведите примеры
гомеостаза.

Ученики: Примеры  гомеостаза:
поддержание постоянства состава крови,
температуры тела,   кровяного давления и
многих других функций у млекопитающих. (Слайд 4 )

2. Рассказ учителя.  Тела живой
природы состоят из органических и
неорганических веществ (слайд 5).  Вода –
важнейший компонент клетки. Она составляет в
среднем 70-80 % её массы.

Читайте также:  Какие свойства принадлежат газам

Функции воды:

  • Вода – универсальный растворитель. Многие
    химические реакции в клетке протекают только в
    водной среде. Вещества, растворяющиеся в воде,
    называются гидрофильными (спирты, сахара,
    аминокислоты), не растворяющиеся – гидрофобными
    (жирные кислоты, целлюлоза).
  • Вода участвует во многих химических реакциях: в
    построении органических молекул,  в процессе
    фотосинтеза.
  • Транспортная функция. Передвижение по
    организму вместе с водой растворенных в ней
    веществ к различным его частям и выведение
    ненужных продуктов из организма.
  • Вода обеспечивает гомеостаз. Эта функция
    обусловлена такими свойствами воды, как высокая
    теплоемкость – смягчает влияние на организм
    значительных перепадов температуры в окружающей
    среде; высокая теплопроводность – позволяет
    организму поддерживать одинаковую температуру
    во всем его объеме; высокая теплота испарения –
    используется для охлаждения организма при
    потоотделении у млекопитающих и транспирации у
    растений.
  • Структурная функция. Цитоплазма клеток
    содержит от 60 до 95 % воды, и именно она придает
    клеткам их нормальную форму. У растений вода
    поддерживает тургор (упругость
    эндоплазматической мембраны), у некоторых
    животных служит гидростатическим скелетом
    (медузы) (Слайд 6)

Выполнение задания №2 в рабочей тетради

Минеральные соли составляют всего 1-1,5% общей
массы клетки и присутствуют в виде  ионов
(катионы К+, Na+, Са+, анионы НСО3–,
Сl –) или твёрдых нерастворимых солей. В
клетках растений они накапливаются и
кристаллизуются в различных органоидах или
вакуолях. Чаще это бывают соли кальция. Их форма
может быть различной: иглы, ромбы. Кристаллы –
одиночные или сросшиеся вместе(друзы) см. рис.
учебника 5. (Слайд 7)

Функции минеральных веществ:

  • Обеспечивают определённый рН (кислую либо
    щелочную реакцию среды)
  • Входят в состав некоторых клеточных структур
  • Влияют на протекание процессов
    жизнедеятельности (слайд 8)

Выполнение задания № 5 в рабочей тетради.

Органические вещества – углеводы, липиды,
белки и нуклеиновые кислоты.

Вопрос: Какой элемент является основой
строения органических веществ и почему? (Слайд 9)

Ответ учащихся: В органических
соединениях важным элементом выступает углерод.
Атомы углерода имеют 4 валентные связи, способные
в определённом порядке объединятся в длинные
цепи и замкнутые кольцевые структуры. Эти
углеродные цепи и кольца являются «скелетами»
сложных органических молекул.

Выполнение задания № 4 в рабочей тетради.

В клетках синтезируются  большие и малые
органические молекулы. Малые молекулы
называются мономеры (от греч. monos
«один»  и  meros – «часть», «доля»).
Мономеры, как строительные блоки, могут
соединяться друг с другом, образуя полимеры (от
греч. polys – «многочисленный»). Все молекулы
белков, нуклеиновых кислот являются полимерами,
а углеводы могут быть и мономерами и полимерами
(слайд 10)

Углеводы – это сахаристые или сахароподобные
вещества. В клетках животных содержание
углеводов составляет от 1 до 3 %. (В печени – до 5%).В
клетках растений – до 90%.
Углеводы: моносахариды,  полисахариды.

Выполните задание № 6, 7 в рабочей тетради.
Работа с текстом учебника.

Проверьте себя  (слайды 11, 12)

Функции углеводов

  • Строительная. Целлюлоза –основа оболочки
    растительных клеток, хитин входит в состав
    покровов членистоногих и оболочки клеток грибов
  • Энергетическая. При окислении 1г углеводов
    выделяется 17,6 кДж энергии
  • Запасающая. Крахмал – в растительной клетке и
    гликоген в животной

Липиды (от греч. lipos – жир) – разнообразные
по своей химической природе вещества: жиры,
масла, воски, фосфолипиды).Содержание липидов в
клетках колеблется от 5 до 90 % (в клетках жировой
ткани) (слайд 13)

Функции липидов:

  • Энергетическая (при окислении 1 г жира
    выделяется 38,9 кДж энергии)
  • Запасающая (запас питательных веществ)
  • Строительная  (например, фосфолипиды входят в
    состав мембран клеток)
  • Водообразующая  (при окислении жиров
    образуется вода, например в организме человека –
    около 350 мл в сутки)
  • Защитная (воск предохраняет растительную
    клетку от механических повреждений, а подкожный
    жир у животных – от высоких и низких температур)
  • Регуляторная (некоторые гормоны и витамины,
    регулирующие жизнедеятельность организма, –
    липиды, например,  кортизон, тестостерон,
    витамин Д)  (слайды 14, 15)

 Для жизнедеятельности клетки необходимы и
другие органические вещества – белки и
нуклеиновые кислоты. Это тема следующего урока

III. Закрепление и первичная проверка
 знаний

1. Работа с терминами (правильный ответ находим
по гиперссылке, слайд 16)

  • Этот термин произошёл от двух греческих слов,
    которые означают «один» и «доля»  ( мономер)
  • Этот термин имеет две греческие основы —
    «подобный», «одинаковый» и— «состояние»,
    «неподвижность» ( гомеостаз)
  • Это слово в переводе с греческого означает
    «многочисленный» (полимер)

2. Тестирование (слайды 17-21,  правильный ответ
остаётся, другие исчезают по щелчку)

1) К органическим веществам, входящим в состав
клетки относят:

  • Аммиак
  • Воду
  • Анионы слабых кислот
  • Глюкозу

2) Укажите лишнее химическое соединение

  • Крахмал
  • Воск
  • Гликоген
  • Целлюлоза

3) Вода играет важную роль в жизни клетки. Она

  • Участвует во многих химических реакциях
  • Обеспечивает нормальную кислотность среды
  • Ускоряет химические реакции
  • Входит в состав мембран

4) В клетках каких организмов содержится в
десятки раз больше углеводов, чем в клетках
животных?

  • Бактерий-сапрофитов
  • Одноклеточных
  • Простейших
  • Растений

5) Способность верблюдов хорошо переносить жару
объясняется тем, что жиры

  • Сохраняют воду в организме
  • Выделяют воду при окислении
  • Создают теплоизолирующий слой, уменьшающий
    испарение

IV. Домашнее задание: §5,  в рабочей
тетради выполнить задание №3

Список использованной литературы

  1. Биология. 9класс/ Рохлов В.С. – М. «Национальное
    образование» 2011.
  2. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику
    И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой
    «Основы общей биологии»/авт.-сост.Г.В.
    Чередникова. – Волгоград: «Учитель»  2009 (стр.
    20-21).
  3. Основы общей биологии: учебник для учащихся
    9класса общеобразовательных учреждений/ Под ред.
    проф. И.Н. Пономарёвой – М. «Вентана-Граф», 2006.
  4. https://www.images.yandex.ru

Источник