Какие три предложения по реформированию экономики ссср содержалось в программе 500 дней
Программа 500 дней (другое название – «Проект Шаталина – Явлинского») – законопроект, который разрабатывался группой экономистов при поддержке Б. Ельцина для введения на территории СССР рыночной экономики. Фактически в программе говорилось о том, что все проблемы в СССР связаны с одним только фактором – плановой экономикой. Нужно перевести ее на рыночные рельсы, после чего последует неминуемый рост. Сама программа реализована не была, но то, что происходило в России после распада Союза – является ничем иным, как программой «500 дней», только в немного измененной реальности. Дальше я расскажу подробнее о данной программе, ее основных положениях, этапах и ситуации в стране, которая предшествовала данному проекту.
Суть программы
Программа 500 дней базировалась на трех принципах:
- Приватизация. Практически все предприятия (в том числе и крупные) должны были перейти в частные руки. Важный момент – стратегические предприятия предполагалось не грубо продавать, сначала переводить предприятие на форму акционерного общества, а затем уже продавать его акции. Но суть от этого не меняется.
- Децентрализация. Государство полностью утрачивало механизмы воздействия на экономику. Плановый подход должен был полностью заменен рынком. Якобы, рынок будет сам себя регулировать. Но фокус в том, что даже в Западных странах этого нет, и рынок работает с элементами плановой экономики. А новореформаторы СССР убеждали всех, что рынок сам выведет страну из кризиса. Это, кстати, чисто торгашеская точка зрения.
- Демонополизация. Целые отрасли, которые объединялись за счет обществ и производственных союзов, разрушались на одном только понимании – не должно быть монополии. Это, конечно, не плохо, но существуют сферы, в которых государственная монополия обязана быть. Но опять программа 500 дней всех гребла под одну гребенку – продавать и приватизировать нужно все.
Проект «Шаталина – Явлинского» говорит о том, что государственную собственность нужно распродать, избавить государство от функций регулирования рынка, от влияния на финансовую и кредитную политику, удалить государство из сельского хозяйства, ввести понятие частной собственности и защиту его законодательством.
Разработчики
Авторами программы 500 дней выступили следующие люди:
- Г.А. Явлинский
- С.С. Шаталин
- М.М. Задорнов
- Н.Я. Петраков
- А.П. Вавилов
- С.В. Алексашенко
- В.А. Мартынов
- Б.Г. Федоров
- Т.В. Ярыгина
- А.Ю. Михайлов
- В.М. Машиц
- Л.М. Григорьев
- Ю.И Баев
- Е.Г. Ясин
Вся эта группа, с легкой руки Бориса Ельцина, стала называться группой «Шаталина – Явлинского». Выбрали 2 фамилии, наиболее авторитетных людей из всего списка.
Если посмотреть на этот список, а особенно на человека, который его возглавляет, то все они объединены современным термином «либералы». Эти товарищи ругают современную власть, но забывают, что программа 500 дней хоть официально проведена и не была, но по факту события 90-х это и есть эта программа,, когда государство уходит в сторону, создаются рыночные механизмы на основе частной собственности, а экономика превращается в торгашескую «купи-продай».
Подготовка программы и поручение на ее разработку
27 июля 1990 года Горбачев и Ельцин дают поручение Шаталину разработать программу перевода экономики СССР на рыночную основу. Изначально сами идеи программы были разумными, поэтому даже консерваторы ЦК КПСС выступили с ее поддержкой. В поручении на разработку программы 500 дней Горбачев делал упор на реализацию следующих идей:
- Право каждого гражданина на собственность. В поручении прямо говорится, что по средствам приватизации и разгосударствления отдельных сегментов экономики КАЖДЫЙ гражданин СССР должен был получать долю от богатств и ресурсов, которые есть у государства.
- Право гражданина на экономическую деятельность.
- Право гражданина на справедливые цены на все без исключения товары и услуги.
- Право гражданина на увеличение его социальных гарантий, которые обеспечиваются увеличение доходов от собственности.
- Право всех союзных республик на экономическую независимость.
В конце хочу привести цитату из работы Шаталина в период создания программы 500-от дней. Вот что в ней говорится о правах советского общества:
Советское общество должно жить хорошо прямо сейчас, а не в далеком будущем. Поэтому мы инициируем план перевода экономики СССР на рыночную основу, делая главный упор на реализацию именно этого права.
Очень красивые слова, которые разумны, но реализация которых была невозможна. Более того, сам проект «500 дней» полностью противоречил этим словам. Ниже мы будем говорить об этапах данного проекта, и вы это увидите.
Реализация программы
Реальная разработка программы началась сразу же после поручения поручений от Горбачева (27 июля 1990 года). Работа над программой была закончена 31 августа 1990 года. Вдумайтесь, пожалуйста, в следующую фразу – программа кардинального изменения экономики СССР, с полным ее переоснащением, с переходом на новые рельсы и с принципиально новыми элементами управления страны была разработана за 1 месяц! Нельзя в такие сроки разработать проект такой важности, чтобы он был всеобъемлющим и качественным. Поэтому есть только 2 логичных вывода: программа была недоработанной, или разрабатывалась заранее.
11 сентября 1990 года Верховный Совет РСФСР утверждает программу 500 дней и перенаправляет ее на утверждение в Верховный Совет СССР (кстати программу утвердили практически единогласно, только 1 человек проголосовал против).
Постановление № 1656-1 от 11 сентября 1990 года «О рассмотрении неотложных мер по стабилизации народного хозяйства страны и переходу к рыночной экономике» запрещает эту программу к реализации , как незавершенную! Также было решено, что программа может быть реализована только после доработки, а утверждение ее должно было состояться не ранее 1 октября.
Фактически «500 дней» были заблокированы Горбачевым, на которого давили консерваторы, имеющие большой вес в Партии, и понимающие, что эта программа ставила крест на стране, и ни какого развития она дать не могла.
Важный момент. 9 октября 1990 года Верховный Совет РСФСР обратился к гражданам с заявлением, что программа 500 дней это единственный путь к спасению страны, и если ВС СССР эту программу не поддержит, то РСФСР будет ее реализовывать самостоятельно.
Этапы и характеристика программы 500 дней
Программа предусматривала 4 основных этапа:
- Первые 100 дней.
- 100-250 дней.
- 250 – 400 дней.
- 400 – 500 дней.
Рассмотрим каждый этап отдельно.
Первый этап программы 500 дней.
Первые 100 дней называются «Программа чрезвычайных мер». В момента запуска данной программы Президент СССР подписывает основные законные, которые начнут перевод экономики СССР с плановой в рыночную:
- Равенство физических и юридических лиц на проведение любой деятельности, не противоречащей закону.
- Приватизация жилищного комплекса, и возможность выкупа земли у государства.
- Полная приватизация объектов торговли, малых и средних предприятий, объектов общепита, бытового обслуживания.
- Перевод всех крупных предприятий страны в форму акционерных обществ.
- Гарантии прав всем гражданам на имущество. Причем в правах приравнивались граждане СССР и граждане иностранных государств.
- Из уголовного и административного кодекса исключаются статьи о частном предпринимательстве. Государство должно направить все силы на укрепление частной собственности.
- Денежная и финансовая политика переходит под полный контроль председателей союзных Республик, и лично Президента СССР.
Второй этап программы 500 дней
100 – 250 дней называются «Либерализация цен и введение финансовых ограничений». На этом этапе решаются следующие задачи:
- Государство отказывается от контроля уровня цен. В программе прямо говорится о том, что это приведет к неминуемому росту цен практически на все, но в результате удастся увеличить поступления в бюджет.
- Продолжение приватизации предприятий различного масштаба и сфер деятельности.
- Увеличение процента по ссудам и ограничение денежной массы. Это должно было непременно привести к тому, что в стране сложился бы жесткий недостаток денежных средств, что ударило бы в первую очередь по промышленности. Программа 500 дней называла эту меру несущественной, предлагая предприятиям вводить натуральный обмен.
Важный момент, который реализовывался на данном этапе – усиление роли местного бюджета. Деньги из союзного и республиканского бюджета в массе своей перетекали в местные бюджеты. И на местах уже должны были решать как и на что тратить деньги. То есть начинался полный беспредел, когда чиновники на местах сами решали что и как делать, абсолютно не думая о государстве.
К концу данного этапа предполагалось приватизировать более 50% предприятия, а также полностью уничтожить концерны, ассоциации и прочие структуры.
Третий этап программы 500 дней
250 – 400 дней называются «Стабилизация рынка». К 400-му дню должны были быть достигнуты следующие показатели:
- 40% промышленности СССР должно быть распродано (в том числе и в виде акционерных обществ) и отдано на приватизацию.
- 50% строительного и автомобильного рынка должно было перейти в частные руки.
- Более 60% объектов торговли и общественного питания.
Очень важный момент для понимания на этом этапе – план 500 дней говорил о том, что на третьем этапе должна прекратить существовать монополия. Все промышленные предприятия и производственные объединения, которые являются монополистами, должны быть уничтожены. Это является настоящим предательством, поскольку предлагалось буквально следующее – все крупные предприятия либо уничтожить, либо продать, чтобы не было монополии.
Следующий важный момент – к концу третьего периода государство должно было утратить контроль за ценами на 80% продукции и услуг! Предполагалось, что цены государство будет устанавливать на газ, нефть, некоторые сорта металлов, некоторые сорта хлеба, основные (подчеркиваю) медикаменты, учебники, масло, сахар. Также частично только сохранялся контроль за ценами транспортных компаний и коммунальных услуг.
На этом же этапе рубль должен был становиться полностью конвертируемым. Разработчики программы 500 дней аргументировали это так:
- Развитие валютного (финансового) рынка. Появляются возможности для работы бирж, аукционов, коммерческих банков и так далее.
- Появляется возможность ужесточить налоги и таможенные тарифы.
То есть, все то, от чего мировая экономика страдает сегодня – все это было предложено для России. Причем предлагалось это как единственный путь к спасению страны.
Четвертый, заключительный, этап программы
400 – 500 дней называются «Начало подъема».
На этом этапе продолжались процессы, которые развивались на предыдущих трех этапах. Теперь же шла стабилизация, в результате которой в стране уже должен был быть заложен фундамент для дальнейших действий. Предполагалось, что по истечении 500 дней рыночная ситуация стабилизируется и экономика перейдет к стадии активного роста.
Результаты и возможности программы
Несмотря на то, что программа «500 дней» не была реализована, мы вполне можем говорить о результатах, к которым она привела в случае начала ее реализации в СССР. Дело в том, что единственный тормоз данной программы – переворот и развал Союза. Но давайте еще раз посмотрим на этапы реализации программы и на события 90-х. Приватизация была проведена, децентрализация – проведена, продажа земель – проведена, перевод предприятия в акционерные общества и продажа – выполнено, защита права собственников – реализовано, отказ от регулирования цен – выполнено, и так далее. То есть все пункты, которые были заложены в «500 дней» были реализованы сразу после развала СССР, и примерно в те самые 500 дней.
Скажите, что Явлинский и Шаталин готовили проект для СССР, а не отдельно для России? Аргумент весьма слабый, особенно если вспомнить постановление ВС РСФСР от 9 октября 19990 года, в котором прямо говорится, что если Горбачев не даст «добро» программе, Россия ее реализует самостоятельно.
Порыв народа России понятен и должен быть сопоставим с порывами других народов Союза. Мы надеемся, что наше начинание будет поддержано, ведь вместе всегда работать легче. В противном случае, если руководство СССР откажется от реализации данной идеи, Россия с 1 ноября 19990 года самостоятельно начать экономическую реформу, в рамках которой осуществится переход к рыночной системе.
Источник
Программа реформ и приватизации “500 дней” Явлинского-Шаталина — план по развалу СССР
Свою программу предложило и правительство СССР — команда под руководством Н. Рыжкова. Программы отличались, в основном, по степени радикализации и решительности. «500 дней» нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности, быструю приватизацию, то есть передачу в частные руки торговых и промышленных предприятий.
Правительственная программа, не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на длительное время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных органов. Но данная программа не устраивала Запад, который мечтал о скором развале СССР и предпочитал видеть СССР, а затем и Россию, лишь в качестве сырьевой страны.
В результате, как мы знаем, радикальные либеральные реформы проводили Е.Гайдар и прочие, а основу реформ составили положения проекта программы «500 дней» Явлинского — Шаталина
В нашей статье рассмотрим, как Запад с помощью либеральных политиков реализовывал план по развалу СССР и ограблению советского народа.
Если СССР создавали идейные люди, обладающие передовой идеологией и мощным духовным развитием, с целью практической реализации великой мечты человечества о Золотом веке, то в 60 — 70 годы XX-го века в стране социализма стало формироваться примитивное мещанское общество (не имеющее идеологии), главной ценностью которого в жизни стало потребление, секс и развлечения, чему способствовал изменившийся советский кинематограф, периоды развития которого мы описывали в статье «2016 год — Год русского кино?» https://inance.ru/2016/01/2016-god-kino/.
Как известно, так живут без смысла и цели в жизни только животные. В итоге, советское общество великих мечтателей и духовных сподвижников 30 — 60-х годов, советские либералы совместно с Западом за 70 — 80-е годы XX-го века, переделали в толпу отбросов духовной эволюции.
При уничтожении Советского Союза в 70-80-е годы прошлого века западным и российским либералам было очень важно уничтожить историческую память у советских граждан.
Для достижения этой цели в те годы на Западе были специально созданы более сотни телекомпаний и радиостанций, расположенных у границ СССР. Они день и ночь внушали советским гражданам ложь по отношению к его великому историческому наследию, извращали не только исторические факты, но и откровенно врали о многом, что могло хоть как-то повлиять на морально — нравственные устои и мировоззрение советских граждан.
Советский Союз стал первым в истории человечества государством, которые было создано русским народом в XX-м веке, для жизни советских граждан в условиях духовной цивилизации будущего.
Поэтому не случайно в четырёх статьях Конституции СССР 1936 года отмечается, что главной целью существования Советского Союза является духовное развитие советских граждан. Реально Советский Союз был первым на Земле государством будущего. Он своим появлением изменил всю политическую карту мира.
Российские и западные либералы хорошо понимали, что успешное продвижение Советского Союза к коммунизму, как виду общественного устройства, не оставляет паразитическому образу жизни Запада за счёт всего остального человечества никаких шансов на существование.
Это означало, что СССР полностью и надежно перекрывал путь в будущее для Америки и Европы в рамках паразитической западной цивилизации, что означало неизбежность уничтожения либеральной власти на Западе в отдалённом будущем.
Советский Союз был первой в истории человечества державой, в которой народная власть существовала в реальности и, где каждый советский гражданин был хозяином страны на равной основе с государством. Подобного в истории человечества не было за весь период его существования.
Но после переворота 1953 года, пришедшие к власти неотроцкисты окончательно дискредитировали советский строя в глазах советских граждан. Партокартия, и наиболее активная часть населения при молчаливом попустительстве остальных выбрали яркие огни витрин Запада, оплевав и очернив великое и справедливое в прошлом своей Родины.
Выбор этот их подтолкнули посредством бесструктурных способов управления, когда управляющий сигнал передаётся не по готовой заранее структуре, а безадресно распространяется в обществе, вызывая формирование целесообразных целям управления структур из тех элементов, кто «резонирует» с сутью этой распространяемой безадресно информации (подробнее ищите в сети по словам «теория суперсистем»).
Так формировалось и движение диссидентов-либералов, не без попустительства со стороны КГБ (о роли в этих процессах председателя КГБ с 1967 по 1982 Ю.В. Андропова рассказал в своём интервью другой Председатель КГБ В.В. Федорчук https://www.ua-pravda.com/old/articles/portret/1681.php). Так обрабатывались миллионы людей через «Радио Свобода», «Голос Америки», модные журналы «Бурда», Нобелевские премии диссидентам, высланным из страны на Запад и т.д.
Подробнее об этом читайте в статье «Государственный переворот 1953 года (часть 3) — Фашизация СССР»https://inance.ru/2015/06/fashizaciya-sssr/.
Далее советские партноменклатурщики, ставшие в 90-ые годы первыми российскими олигархами, нагло и цинично незаконно лишили собственности 250 миллионов советских граждан, совокупный ежегодный доход от которой исчислялся в те годы миллионами советских рублей.
Это значит, что каждый советский гражданин со своей личной доли в национальной собственности Советского Союза, получал ежегодные доходы в разных формах (бесплатное образованием, медицина, жилье, детские сады и ясли, стадионы, бассейны и многое другое) значительно большие, чем получают сегодня самые эффективные менеджеры в либеральной России.
Ещё раз подчеркиваем, что Советский Союз был первым в мире государством за всю историю человечества, в котором каждый гражданин имел свою часть собственности в общем национальном богатстве страны, узаконенную Конституцией СССР 1936 года. Понятно, что такому варианту социалистической частной собственности либеральная частная собственность Запада, которой владели только представители правящей «элиты», проигрывала по всем направлениям. Представляете, каждый гражданин СССР был (по либеральным определениям! ) частным собственником части огромных национальных богатств Советского Союза.
Могли ли в этих условиях либеральные частные собственники вести паразитический образ жизни за счёт труда народа? Понятно, что это было невозможно для либералов в условиях социалистического СССР. Вот почему российские и западные либералы так ненавидели Советский Союз и образ жизни советских граждан.
Именно по этой причине уже в первой социалистической Конституции СССР 1936 года, в статье 131, будет написано:
Лица, покушавшиеся на общественную социалистическую собственность (национальный фонд), являются врагами народа.
А российские либералы в 90-е годы жестоко ограбили советских граждан, став таким образом «врагами народа».
Вот для чего современным российским либералам так важно уничтожить историческую память у русского народа, чтобы избежать повторения подобного справедливого народного суда над ними в недалеком будущем.
В течение 1990-х годов Западом были предложены несколько программ экономических трансформаций, в том числе — «Вашингтонский консенсус» (об этом читайте «Как внедрялся экономический либерализм в России или о чём вздыхает А. Кудрин сегодня (дети Адама Смита), ч.3 — https://inance.ru/2016/06/adam-smith-03/).
«Вашингтонский консенсус» представляет собой первоначальную концепцию экономических реформ в постсоциалистических странах, разработанную в 1989—1991 годов группой ведущих американских экономистов (R. Dornbusch, О. Blanchard, P. Krugman, R. Layard, L. Summers) и базирующуюся на традиционных методологических подходах: гипотеза эффективной рыночной аллокации благ и ресурсов, определяющая роль монетаристских методов и инструментов макроэкономической политики и др.
Основные положения Вашингтонского консенсуса.
- Финансовая дисциплина: дефицит бюджета не должен быть большим, чтобы его можно было покрыть без применения инфляционного налога.
- Приоритет общественных расходов: расходование средств должно быть переориентировано с областей, важных с политической точки зрения, на сферы с высокой экономической отдачей.
- Налоговая реформа должна включать в себя расширение налогооблагаемой базы и снижение предельных ставок.
- Финансовая либерализация: высшим ее приоритетом являются рыночно ориентированные процентные ставки.
- Либерализация торговли и валютного курса.
- Устранение барьеров для прямых иностранных инвестиций.
- Приватизация государственных предприятий.
- Дерегулирование: устранение административных ограничений для развития нового бизнеса.
- Соблюдение и гарантии прав собственности.
Важную роль в выработке плана российских реформ сыграли семинары в г. Шопроне (Венгрия), проведённые Венским институтом системных исследований (IIASA) в марте и июле 1990 года в рамках проекта «Экономическая реформа и интеграция». Инициатором и организатором его был П.О. Авен, тогда сотрудник IIASA, научным лидером — Дж. М. Пек, декан экономического факультета Йельского университета. А с советской стороны участвовало, по стечению обстоятельств — практически всё будущее российское правительство 1992 года: Е. Гайдар, А. Чубайс, А. Шохин, П. Авен, К. Кагаловский, С. Васильев, Л. Григорьев, а также из числа лиц, занимавших посты в правительственных ведомствах, — Хандруев, Алексашенко и Е. Ясин (один из участников группы по разработке программы «500 дней»). Об этом институте и роли Андропов в обучении младореформаторов читайте статью «Кем был Юрий Владимирович Андропов?» (https://inance.ru/2015/06/andropov/).
В конце 80-х в Москве шла энергичная работа по подготовке экономической реформы. Когда 19 декабря 1989 года Второй съезд народных депутатов СССР в целом одобрил концепцию радикальной экономической реформы, то поручил правительству подготовить к 1 сентября 1990 года проект пятилетнего плана на 1991 — 1995 годы.
Проанализировав в начале следующего года складывающуюся в стране экономическую ситуацию, возглавляемая Л.И. Абалкиным Комиссия по экономической реформе пришла к выводу, что в условиях обостряющегося кризиса необходимо или возвращаться к прежней административно-командной системе, или же форсировать переход к рынку.
Отмечая, что в верхах «продолжалось противоборство между двумя основными тенденциями» — традиционно-технократической и экономической, тяготеющей к рыночным реформам, М.С. Горбачёв считает, что на самом деле к началу 1990 года выбора уже не было.
В первую очередь это поняли… Абалкин и Маслюков… Мне, — пишет Михаил Сергеевич, — стало известно, что во второй половине февраля в записке, представленной Рыжкову, они предложили осуществить крутой поворот к рыночной экономике, приблизить сроки осуществления практических шагов на пути к рынку.
11 марта 1990 года (опять эти мартовские иды) Совет министров СССР принял постановление №257 «О подготовке материалов для осуществления перехода к планово — рыночной экономике». К этому времени в комиссии Л.И. Абалкина наметились два способа решения этой проблемы: «одним ударом» уже с 1 июля 1990 года или «с 1 января 1991 года».
Выступая в апреле 1990 года на XXI съезде ВЛКСМ, М.С. Горбачёв сказал:
Проанализировав обстановку, мы пришли к выводу о необходимости ускорить проведение экономической реформы, уже в этом году и в начале будущего года осуществить основные мероприятия в этом направлении, которые намечались на 1992 — 1993 годы.
Чтобы понять смысл этого шага, необходимо напомнить, что согласно первоначальному плану в 1990 — 1992 годы предполагалось добиться стабилизации в экономике и подготовить необходимые условия для перехода к рынку (законы, учреждения и т.д.), а в 1993 — 1995 годы привести сам переход. Теперь было решено за год осуществить то, что планировалось сделать за первые три года.
Следует отметить, что одновременно разрабатывались программы: Рыжкова-Абалкина и Явлинского-Шаталина. Имеются сведения, что к этой работе и союзного правительства, и группе Явлинского-Шаталина были подключены западные эксперты.
В последнее время, — признался летом 1990 года в одном из интервью Л.И. Абалкин, — по всем проектам мы проводим экспертизу с ведущими специалистами Запада. Наши решения по антимонопольному законодательству, малым предприятиям, акционерным обществам имеют очень хорошие заключения западных экспертов (Абалкин Л.И. Программа максимального согласия. Беседу вела Н. Желнорова // Аргументы и факты. 1990. №32. 11—17 августа. С. 4.)
В самом обращении к зарубежным специалистам нет ничего предосудительного. Однако в данном случае настораживает то, что упоминаемых Л. Абалкиным зарубежных экспертов советское правительство не приглашало и по этой причине за консультации ничего не платило.
Практически, — откровенничал вице -премьер, — мы не затрачиваем на это валюту» (Абалкин Л.И. Программа максимального согласия. Беседу вела Н. Желнорова // Аргументы и факты. 1990. №32. 11—17 августа. С. 4.).
Трудно представить советских специалистов, которые совершенно бескорыстно отправились бы в другую страну делиться своими знаниями. Ещё труднее представить в такой роли зарубежных консультантов. Поэтому возникает вопрос: кто же оплачивал их работу?
…участие западных специалистов, — отмечал Л.И. Абалкин, — финансируют правительственные органы, банки, различного рода фонды — в частности, фонд Сороса (там же).
В итоге, в сентябре 1990 года, Григорий Явлинский представил программу «500 дней» на суд экспертов международного класса. Для этого Д. Сорос приглашает авторитетов с мировыми именами, экспертов в области рыночных отношений. Обсуждение проходило в США.
Вот что пишет сам Сорос об этой поездке:
Я горячо поддерживал так называемый план Шаталина, известный как «Программа 500 дней». Я принимал в нём участие с самого начала. Я встречался с Николаем Петраковым, экономическим советником Горбачева, в тот день, когда была сформирована рабочая группа.
Я организовал возможность критического изучения этого плана группой крупнейших международных экономистов, спонсировал группу юристов, которые содействовали разработке необходимой законодательной базы, в 1990 г. я привез группу разработчиков этого плана под руководством Григория Явлинского на ежегодную сессию Международного валютного фонда и Всемирного банка в Вашингтоне.
Идея, на которой был основан план Шаталина, состояла в том, чтобы Советский Союз передал суверенитет республикам, а в то же время республики передали некоторые элементы суверенитета новому органу — Межреспубликанскому совету. В теории он должен был заменить Советский Союз союзом нового типа, который был бы больше похож на Европейский союз.
На практике это противопоставило бы новый орган, Межреспубликанский совет, старым советским властям. Поскольку отрицательное отношение к старому политическому центру было практически всеобщим, новый политический центр получил бы всеобщую поддержку, борясь со старым.
Это была чудесная политическая идея, которая не была должным образом понята. Получи она международную поддержку, я уверен, Горбачёв поддержал бы этот план. Даже без поддержки Запада этот план было легко воплотить («Сорос о Соросе» https://bookz.ru/authors/djordj-soros/soros-o-_511/page-14-soros-o-_511.htm, с. 14).
Предметному обсуждению программы способствовало то, что она при содействии советско-американского фонда «Культурная инициатива» (Фонд Сороса) была очень быстро переведена на английский (около шестисот страниц) и представлена участникам обсуждения заблаговременно». Обсуждение президентской программы проходило в Институте Брукингса и в МВФ.
К сожалению, детали этих консультаций до сих пор неизвестны, но зато известна общая позиция, которую занимали ведущие международные организации в отношении Советского Союза.
В 1990 году МВФ, МБРР, ОЭСП и ЕБРР опубликовали трёхтомное «Исследование советской экономики», занимающее 1200 страниц, в котором содержались детально разработанные МВФ предложения по реформированию советской экономики. В литературе отмечается, что МВФ предложил СССР провести деиндустриализацию и стать
прежде всего поставщиком энергии и сырьевых ресурсов на международный рынок.
Что же представляла собою разрабатывавшаяся программа «500 дней» и почему вокруг неё возникли столь острые разногласия?
Прежде всего следует отметить, что авторы этого документа исходили из признания полной независимости союзных республик и по этой причине ставили задачу создания Экономического союза. При этом допускалось, что в нём должны участвовать только те республики, которые пожелают этого. Причём для некоторых из них допускалась возможность участия только в качестве ассоциативных членов (Переход к рынку. Концепция и Программа. М., 1990. С. 16—26).
В связи с этим в программе специально подчёркивалось:
Суверенные республики имеют исключительное право на законодательное регулирование владения, пользования и распоряжения всем национальным богатством, находящимся на их территории.
И далее:
Все функции и полномочия членов Союза реализуются исходя из принципа верховенства законодательств суверенных республик и эффективного разделения функций республиканского и союзного управления ( там же, с.32).
В программе были названы следующие основные направления реформы:
- приватизация государственной собственности,
- формирование рынка,
- демонополизация экономики,
- постепенная либерализация цен,
- «жёсткая денежно — кредитная и финансовая политика, направленная на ограничение денежной массы в обращении»,
- создание на переходный период «системы социальной поддержки и гарантий для населения»,
- изменение инвестиционной политики с целью замедления роста производства средств производства и ускорения производства средств потребления (Там же. С. 26—31).
Сюда следует добавить ещё одно направление, не выделенное авторами специально, но присутствующее в их программе: либерализацию внешнеэкономической деятельности.
Молодёжная Аналитическая Группа
***
Источник
Источник