Какие свойства золота серебра и бронзы позволяли долгое время
Самым желанным для множества людей металлом является золото. Оно является мерилом ценности многих вещей – золотые монеты до сих пор весьма желанная валюта, и даже человеческих качеств – словосочетание «золотой человек» вряд ли кто-то воспримет буквально, но каждому интуитивно понятно, что означает это выражение.
Источник изображения: depositphotos.com
Появление слова
Этимология происхождения слова золото – «Gold» связана со словом “желтый” и его произношением на древних языках Индо-Европейской группы. Поскольку многие современные языки Европы принадлежат именно к этой группе, то и звучание близкое – «Gold» в английском и немецком, «Gulden» в голландском, «Gull» в норвежском, причем список можно продолжать и продолжать.
Источник изображения: cloudfront.net
По латыни золото называется aurum, что и дало ему обозначение в таблице Менделеева – Au. Такое название отдает лиризмом и даже романтизмом, поскольку переводится примерно как «свет восходящего Солнца», второй вариант перевода – «сияющий рассвет».
Интересные свойства металла
В мире накопилось множество интересных фактов связанных с золотом, причем основная их часть порождена высокой торговой стоимостью металла. Однако мы рассмотрим интересные свойства золота связанные с его физическими особенностями.
Благородный металл
Кроме красоты, золото отличается химической инертностью и очень неохотно вступает в реакции, что относит его к категории благородных металлов наряду с платиной, серебром и еще с 5 металлами платиновой группы. Также благородными называются инертные газы. Свойства инертности, а также красоты определили золото в число непревзойденных материалов для протезирования зубов, а также изготовления украшений.
Благодаря химической инертности и пластичности золото часто применялось в зубном протезировании. Источник изображения: picswe.com
Химическая инертность приводит к тому, что золото крайне сложно растворить – для этого подходит «царская водка» (смесь соляной и азотной кислот) или синильная кислота.
Высокая температура плавления и хорошая тепло- электропроводность
Источник изображения: emedi.gr
Золото, несмотря на свою мягкость, довольно тугоплавкий металл – точка плавления примерно 1064,43 градуса по Цельсию. При этом золото обладает прекрасной проводимостью тепла, а по электрической проводимости стоит на третьем месте после серебра и меди.
Пластичность и ковкость
Использовать золото для квартирных радиаторов еще как-то не распространено (если не считать яхту миллиардера Аристотеля Онассиса), то в радиотехнике оно применяется довольно широко. Связано это с пластичностью металла – одна унция (28,35 гр) может быть растянута примерно на 80 км! Медь и серебро так тонко не растянешь. В своем чистом виде золото чрезвычайно мягкий металл, ковке золото поддается без нагрева.
Золото настолько пластично, что из него можно даже изготавливать нить. Источник изображения: rebelcircus.com
Из золота можно делать даже настоящие швейные нити, правда цена футболки из такого материала оказалась бы по-настоящему золотой. А мягкость золота требует, чтобы в ювелирном деле, медицине или радиотехнике его использовали исключительно в сплавах.
Пропускание света и защита от радиации
Золото можно раскатать в настолько тонкую фольгу, что она будет пропускать свет. На этом свойстве в свое время сыграли специалисты НАСА при посылке астронавтов на Луну. Визоры скафандров были покрыты тончайшей золотой фольгой, чтобы уберечь глаза звездоплавателей от непривычно яркого Солнца.
Шлем скафандра покрыты золотом. Источник изображения: louly.me
С тех пор всех путешественников в космос американцы стараются отправлять в позолоченных скафандрах. А еще и сами “Аполлоны” отправлявшиеся к Луне были покрыты золотой фольгой с целью уберечь экипаж от космического излучения и связанной с ним радиации. От радиации золото защищает благодаря своему большому весу.
Лечение артрита
Золото применяется в медицине. Лечение с помощью этого металла называется «ауротерапия». Источник изображения:medistoriya.ru
В прошлом веке медиками было доказано, что золото оказывает благотворное влияние на людей страдающих ревматоидным артритом. Такое лечение назвали «ауротерапия». Правда механизм воздействия золота на заболевание ученым установить так и не удалось.
А в заключение простая история, которая нам показалась забавной: Примерно 200 лет назад купец Шелковников описывал быт тунгусов. По его словам, эти люди не очень-то любили покупать для ружей свинцовые пули, считая их излишне дорогими. Для охоты коренные жители Сибири предпочитали использовать найденные самородки – им можно было легко придать нужную форму, а стоимость такой пули, по мнению тунгусов, равнялась нулю. Да и «ложила» медведя золотая пуля с одного выстрела…
Какие интересные факты о золоте и его свойствах известны вам? Напишите об этом в комментариях!
Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и присоединяйтесь к более, чем 20 000 подписчикам канала Научпоп. Наука для всех. Оставайтесь с нами, друзья! Впереди ждёт много интересного!
Источник
Начало в Части 1 и Части 2.
Это – иллюстрация из алхимического сборника 17-го века, где в виде аллегорических фигур представлены семь металлов, известных древним. Каждый из металлов ассоциировался с одной из семи планет. В первом ряду – три благородных металла: Луна (серебро), Солнце (золото) и Венера (медь), позади – четыре остальные: Юпитер (олово), Марс (железо), Сатурн (свинец) и Меркурий (ртуть).
Почему первая тройка из семи выделена автором алхимической книги? Конечно, есть очевидные причины: золото и серебро уже шесть тысяч лет почитаются особо ценными из-за редкости, красивого блеска, ковкости и стойкости к коррозии. Медь, хотя и уступает им – не так красиво блестит и легко окисляется, тоже имеет высокие потребительские качества (хотя уже в древности чаще использовалась не чистая медь, а ее более прочные сплавы – бронза, медь с оловом и другими металлами, и латунь – медь с цинком).
Подсвечник из Хорасана, латунь с медной и серебряной инкрустацией, 12 в.
Но только ли за эти качества золото, серебро и медь – ценились людьми Знания? Очевидно, было что-то еще, из-за чего их использовали для изготовления важных сакральных и ритуальных предметов. Попробуем разобраться, что это за мистические свойства…
Библейский ковчег завета в святая святых храма Соломона в Иерусалиме был выложен листами золота изнутри и снаружи, а по бокам от него стояли две статуи херувимов из оливкового дерева, покрытые золотом. Алтарь для возжигания благовоний во втором, внешнем помещении Соломонова храма был также выложен золотыми пластинами. Две огромные колонны снаружи храма были медными (по другим версиям перевода – латунными или бронзовыми), полыми внутри, в ритуалах богослужения и жертвоприношения использовались медные или латунные жертвенники и сосуды, включая «литое море» — многотонный чан из латуни, который иудейские священники использовали для омовения.
В Древнем Египте ритуальные предметы, что находят в неразграбленных гробницах, были изготовлены из золота или красивого сплава золота и серебра – электрума.
Ритуальные предметы из серебра и золота, утилитарное назначение которых остается неизвестным (подобие скипетров, дисков и чаш) находят в древних захоронениях – от фракийских до сарматских.
В грандиозном храме Солнца Кориканча («Золотой Храм») столицы империи инков на юго-западе Перу был помещен литой диск из золота размером с колесо и золотые фигуры людей и лам в натуральную величину. Листами из чистого золота были покрыты и все стены храма.
Согласно Новому Завету, одним из даров, принесенных волхвами, передавшими новорожденному Христу благодать, было золото. В православной Традиции, пришедшей в Россию из Византии, кресты на куполах храмов и сами купола покрывали тончайшим слоем сусального золота (сплав золота с небольшим количеством серебра и меди), а кровлю делали из листовой меди. Сусальным золотом покрывали и церковную утварь.
Хотя все эти предметы принято называть «ритуальными» или «священными», у них могло быть также вполне функциональное назначение, связанное с накоплением и передачей особого вида энергий, о которых мы ведем речь.
В «Одо-магнетических письмах» Карла фон Рейхенбаха, об исследованиях которого я писала в Части 1, утверждалось, что чем лучше тепло- и электропроводность металла, тем лучше он проводит «од» – универсальную жизненную силу, которую сенситивные люди видят как яркое свечение вокруг металлических предметов.
Фотография кельтского креста, сделанная по методу Кирлиана
Из металлов, известных древним, самой высокой электропроводностью обладает серебро, за ним следуют медь и золото, затем бронза и латунь. Примерно в таком же порядке эти металлы и сплавы распределяются и по теплопроводности. Если полагаться на утверждения Рейхенбаха, серебро, золото, медь, бронза и латунь также наилучшим образом проводят невидимую универсальную жизненную силу.
Данное предположение было подтверждено экспериментально.
Упомянутый в Части 1 Вильгельм Райх, также изучавший проявления универсальной силы, которую он назвал «оргон», в результате экспериментов пришел к выводу, что при определенной концентрации оргоническая энергия может спонтанно переходить в электрическую.
Впоследствии несколько ученых продолжили работы в этой области. Одним из них был канадец Петр Маркович (Peter Markovich), который в 1977 году продемонстрировал трансформатор энергии «эфира», получаемой прямо из пространства, в электричество. (Если интересны подробности, есть источник об этом аппарате на английском и частичный перевод на русский).
Данный прибор интересует нас с точки зрения материалов, в нем использованных. Маркович утверждал, что металлы, лучше всего проводящие электричество – прежде всего серебро, медь и золото – также наилучшим образом проводят энергию эфира, что было выяснено им опытным путем. Он также обнаружил, что проводники, не имеющие естественных магнитных свойств, такие, как алюминий, не могут использоваться для того, чтобы втягивать энергию эфира, но лишь для того, чтобы ее рассеивать. В «машине» Марковича применялись медь и серебро (золото исключалось из-за стоимости), и машина действительно генерировала электричество.
Нас, однако, интересует не электричество, а то, что «машинами» по приему и распределению универсальной энергии могут быть любые предметы («ритуальные» или обиходные), в которых учтено знание о свойствах и правильном сочетании металлов.
Об этом говорил суфийский Мастер Омар Али-Шах:
Возьмем, к примеру, использование металла. Наиболее часто мы встречаем его в таких изделиях Традиции, как шкатулки и подносы. Чаще всего при их изготовлении используется три металла: латунь, медь и серебро. Ценность и функциональность этих трех металлов в том, что в определенных пропорциях они создают гармоничное сочетание. Мы, как всегда, обращаем особое внимание на идею гармонии.
Шкатулка, к примеру, может иметь в своем составе три этих металла. Ее функция может быть еще более усилена добавлением орнамента из серебра. И теперь эта шкатулка может выполнять особую функцию – аккумулировать определенный вид, определенное качество энергии, а затем перераспределять ее в течение некоторого времени. Эта шкатулка – технический инструмент, машина. Характер того, что она делает, относится к категории сверх-обычного, но не сверхъестественного.
Шкатулка из латуни, серебра и меди
Поднос дамасского стиля из латуни и меди, инкрустированный серебром, 19 век.
Техника инкрустации более мягких металлов на более твердые появилась в
восточной Персии в 12-м веке, затем через суфийских мастеров распространилась
в Сирию и Египет, особенно Дамаск и Каир, по имени которых были названы два
стиля обработки металлических изделий – дамасский и каирский. Данная техника
достигла расцвета в 13-м и 14-м веках, а золотой век ее пришелся на период
Мамлюкского султаната, из-за чего такую технику иногда называют «мамлюкским стилем».
В 19-м и 20-м веках мамлюкский стиль пережил свое возрождение, и мастера вновь
стали инкрустировать изделия из меди и латуни серебром и даже золотом.
Ранее, в заметке «О функции предметов и объектов Традиции» я приводила отрывок из книги Омара Али-Шаха, где идея сочетания трех металлов несколько более развернута:
Когда изготавливают повседневные предметы вроде шкатулки, чаши или подсвечника, то классические три материала, которые для них используются – это латунь, медь и серебро. Когда предметы сделаны с должным мастерством, они не только внешне привлекательны, но и в металлургическом смысле хорошо слажены, что означает – металлы в них не подавляют друг друга химически.
Так почему же именно эти три металла, почему не один либо другой из них? Может быть и один из них либо другой, например, предмет может быть целиком сделан из латуни, меди или серебра. Однако была выведена формула, согласно которой эти три материала усиливают действие друг друга. Иначе говоря, совместное действие этих трех металлов равняется чему-то вроде икс в третьей степени. (Омар Али-Шах. «Суфийская Традиция на Западе», глава «Функции объектов Традиции»)
Чаша мамлюкского стиля из латуни, инкрустированная серебром и медью
Что означает эта «гармония металлов»? И есть ли вообще такая вещь? Оказывается, да.
Металлы очень различаются по свой активности – способности отбирать у других металлов их электроны и присваивать себе, разрушая соседей. Если выстроить все известные древнему миру металлы (исключая ртуть) в ряд по признаку электрохимической активности, то получится такая последовательность: золото, серебро, медь (латунь), свинец, олово, железо. Чем дальше в этом ряду находятся друг от друга металлы, тем сильнее между ними электрохимические реакции, и тем выше вероятность их разрушения – коррозии. И наоборот, чем ближе друг к другу металлы, тем больше между ними гармония. Поэтому тройки золото-серебро-медь или серебро-медь-латунь, действительно, практически идеальны и «бесконфликтны» с электрохимической точки зрения.
Пара латунных подсвечников, сделанных в 19-м в. в Дамаске, с серебряными
и медными каллиграфическими надписями, нанесенными методом насечки
Кстати, в алхимической гравюре, с которой начинается заметка, металлы выстроены почти по электрохимическому ряду – хотя гравюра была создана гораздо раньше того, как он был открыт. Открыт он был Берцелиусом в 19-м веке, а правильные сочетания металлов были известны мастерам Традиции еще в Древнем Египте. Откуда пришли эти знания?
Возможно, были получены путем проб и ошибок.
Возможно, их источником было прямое видение различий в «светимости» металлов.
В пользу этого предположения говорит наблюдение Рейхенбаха, сделанное при исследованиях одических свойств металлов:
Рассматривая ряд веществ, расположенных по ощущению сенситива, мы с изумлением замечаем, что он почти совершенно совпадает с тем размещением […], которое известно в науке под именем электрохимического ряда. Однако же, хотя в обоих случаях вывод наблюдений тождествен, но так как мы дошли до него совершенно иным путем, то и станем называть составленный нами ряд веществ одохимическим.
Не правда ли, что это чрезвычайно поразительная картина: простая, неученая девушка, в один час, по одному ощущению ничем не вооруженных пальцев, располагает все элементарные тела в систему, над составлением которой трудились великие умы нашего времени почти целую половину столетия. Знаменитый Берцелиус, творец электрохимической теории, очень живо чувствовал преимущество такого знания, когда я, находясь в Карлсбаде, представил ему результаты моих опытов; но по смерти его другие химики не захотели удостоить своим вниманием такое ничтожное открытие.
Преимущество знания, отвергнутого современниками Рейхенбаха, заключается в том, что понимая свойства различных материалов в отношении универсальной энергии, можно применять предметы, сделанные из правильных материалов, а также их сочетания, для накопления и использования этой энергии.
Как именно – мы увидим в следующих заметках.
Часть 4.
Часть 5.
Источник
Олимпийская медаль Сочи 2014.
Из какого металла делают олимпийские медали?
Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден: золотые из золота, серебряные из серебра, а бронзовые, соответственно, из бронзы. Однако, это не совсем так. Несмотря на то, что размер и масса медалей на разных Олимпиадах отличается, их состав закреплен в правилах Международного Олимпийского Комитета.
Начнем с бронзовых медалей. Тут не никаких хитростей. Бронзовые медали состоят именно из бронзы, которая по своему составу обычно является сплавом меди с оловом. Олимпийские бронзовые медали состоят из 97% меди, 2,5% цинка и 0,5% олова. Если исходить из стоимости компонентов, то бронзовая олимпийская медаль стоит всего 5-10 долларов, в зависимости от размера.
Серебряные олимпийские медали должны быть сделаны из серебра не ниже 925 пробы (стерлингового серебра). В нем 92,5% чистого серебра, около 7,5% меди и незначительное количество других элементов. Проба серебра может быть и выше. Стоимость такой медали от 200 до 500 долларов.
Каков же состав олимпийской золотой медали?
Золотая олимпийская медаль тоже сделана, как ни странно, из серебра 925 пробы или выше. По сути, это те же серебряные медали. Единственное отличие – сверху на них наносится 6 грамм чистого золота. Стоимость золотой медали около 800 долларов.
Игры в Сент-Луисе в 1904 году стали во многом знаковыми — впервые трем призерам вручались золотые, серебряные и бронзовые медали. При этом, золотые медали впервые были сделаны из чистого золота. Медали победителей изготавливались целиком из золота только до Олимпийских игр в Стокгольме в 1912 году, а затем стали лишь покрываться шестью граммами золота.
Почему именно «золото, серебро и бронза»?
Вероятно, при принятии решения о вручении именно золотых, серебряных и бронзовых медалей, основатели Международного Олимпийского Комитета в конце 19 века руководствовались следующими соображениями:
- реальная стоимость металлов и пригодность их для изготовления медалей. Стоимость золота, серебра и бронзы замечательно иллюстрирует распределение мест в соревновании. Понятие «золото» однозначно воспринимается как «первое место».
- мифическая подоплека. В своей истории сами древние греки выделяли несколько периодов (возрастов человечества). В своей дидактической поэме «Труды и Дни», написанной около 700 года до н.э., греческий поэт Гесиод выделяет пять периодов. Золотой период относится ко времени, когда люди жили среди богов в мире и согласии. Серебряный характеризуется безбожием и человеческой слабостью. Бронзовый период знаменует собой время войны и насилия. После этих периодов идет героическая эпоха (время, когда жили герои Троянской войны) и далее железный век (новое время)
- расположение металлов в периодической системе элементов (таблице Менделеева). Медь, серебро и золото расположены один под другим
Почему золотая олимпийская медаль перестала делаться из чистого золота?
Отказ от изготовления медалей из чистого золота, вероятнее всего, произошел по экономическим соображениям. Принимающая Олимпиаду страна почти полностью несет расходы по организации Игр и приему участников.
Число разыгрываемых комплектов постоянно увеличивалось, также росло число командных видов спорта. Одновременно, повышался престиж Олимпиад, и по сути, золотые олимпийские медали начали цениться значительно дороже, чем стоимость входящего в них металла.
К Олимпийским медалям имеются требования не только по составу металла
Из прочих правил, установленных Международным Олимпийским Комитетом в отношении медалей, можно отметить следующие:
- диаметр медалей должен быть не менее 60 мм
- толщина не менее 3 мм
- на каждой медали должно быть крепление для цепочки или ленты
- на каждой медали должен быть обозначен вид спорта, в котором она разыгрывается.
Какой же вывод?
Несмотря на то, что выше мы указали примерную стоимость Олимпийских медалей, следует понимать, что эти награды практически бесценны. Они являются гордостью и славой не только их обладателей, но и общемировым достоянием, поскольку навсегда вписаны в историю человечества.
Источник