Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы
Казакова Светлана Александровна
учитель биологии
МБОУ «Лицей» г. Протвино
Класс 5
Тема урока: «Свойства живого»
Цели урока:
Расширить знания о свойствах живых организмов, отличающих их от тел неживой природы.
Продолжить формировать базу биологических понятий: организм, орган, обмен веществ, раздражимость, рост, размножение.
Продолжить формировать умения сравнивать,анализировать, обобщать и делать выводы.
Развивать самостоятельную деятельность.
Воспитывать осознанное, бережное отношение к природе.
Оборудование:
Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2014;
компьютер;
экран;
презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Встали ровно!
Подтянулись!
Широко всем улыбнулись.
Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться!
– Здравствуйте, ребята, садитесь. Очень рада видеть ваши умные лица!
II. Актуализация опорных знаний
– В кроссворде семь слов. Если вы знаете слово, поднимаете руку. Тот, кого я спрошу, говорит ответ. Но чтобы получить оценку, вы ещё должны найти и исправить ошибку в предложении, которое я вам скажу.
– Начинаем.
Слайд 2.
1. Это овощная культура. Про неё есть такая загадка:
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
Ответ учащегося.
– Правильно, капуста. А теперь найдите и исправьтеошибку в предложении.
Предложение1. Биология – наука о природе. Ответ учащегося.
( Верный ответ:Биология – наука о живой природе.)
Слайд 3.
2. Как называли первобытных людей, которые добывали пищу путем сбора съедобных семян, плодов, кореньев?Ответ учащегося.
– Правильно, собиратели. А теперь найдите и исправьте ошибку в предложении.
Предложение 2. Существуют 4 царства живой природы: растения, животные, насекомые и грибы. Ответ учащегося.
( Верный ответ:Существуют 4 царства живой природы: растения, животные, бактерии и грибы.
Слайд 4.
3. Как переводится с греческого языка слово биос?Ответ учащегося.
– Правильно, жизнь. А теперь найдите и исправьте ошибку в предложении.
Предложение 3. Микология – наука о бактериях. Ответ учащегося.
( Верный ответ:Микология – наука о грибах.)
Слайд5.
4. Это царство изучает наука ботаника.Ответ учащегося.
– Правильно, растения. А теперь найдите и исправьте ошибку в предложении.
Предложение 4. Растения, которые человек выращивает специально, называются культурными. Те же растения, которые растут сами по себе, называются некультурными.Ответ учащегося.
( Верный ответ:Растения, которые человек выращивает специально, называются культурными. Те же растения, которые растут сами по себе, называются дикорастущими.)
Слайд6.
5.Эта наука изучает животных.Ответ учащегося.
– Правильно, зоология. А теперь найдите и исправьте ошибку в предложении.
Предложение 5. Туберкулезная палочка, вызывающая туберкулез (заболевание), относится к царству грибов.Ответ учащегося.
( Верный ответ:Туберкулезная палочка, вызывающая туберкулез (заболевание), относится к царству бактерий.)
Слайд 7.
6. Как называются животные, которых содержит человек, предоставляя им кров и пищу?
Ответ учащегося.
– Правильно, домашние. А теперь найдите и исправьте ошибку в предложении.
Предложение 6. Кошка – первое домашнее животное, прирученное человеком в тот период, когдалюди еще не знали земледелия и скотоводства, и основным средством существованиялюдей была охота.Ответ учащегося.
( Верный ответ:Собака – первое домашнее животное, прирученное человеком в тот период, когдалюди еще не знали земледелия и скотоводства, и основным средством существованиялюдей была охота.)
Слайд 8.
7. Наука, изучающая строение отдельных органов и организма в целом.Ответ учащегося.
– Правильно, анатомия. А теперь найдите и исправьте ошибку в предложении.
Предложение 7. Кораллы относят к царству растений.Ответ учащегося.
( Верный ответ:Кораллы относят к царству животных.)
III. Мотивация и целеполагание
– Ребята, прочитайте слово в выделенной строке.
Это природа.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)
– Давайте вспомним, что такое природа? Ответы учащихся.
Слайд 1
– В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
– Посмотрите на фотографии и назовите объекты природы.
Ответы учащихся: облака, цветы, пингвины, скалы, гриб, камни.
– На какие группы вы можете разделить данные объекты природы? Ответы учащихся.
Работа со слайдом: нажимая на стрелку перехода слайдов (на клавиатуре), фотографии распределяются по 2 группам. 1 группа – это объекты неживой природы (облака, скалы, камни). 2 группа – это объекты живой природы (цветы, пингвины, гриб).
– Итак, природа бывает живая и неживая. Чем же тела живой природы отличаются от тел неживой природы? На этот вопрос мы попытаемся ответить сегодня на уроке.
– Тема нашего урока: «Свойства живого». Слайд 2. Запись числа и темы урока в тетрадь.
IV. Изложение нового материала
Рассказ учителя с демонстрацией презентации.
– Для живых организмов (под словом «организм» мы будем понимать любой живой объект) характерен ряд свойств, отличающих их от неживых тел.
Слайд 3– Первый признак живой природы – это клеточное строение. Запись в тетрадь.
Тела живых организмов состоят из клеток. Живая природа очень разнообразна. Существуют такие микроскопические организмы, у которых тело представлено одной клеткой.
Слайд 5-6.
– Такие организмы называются одноклеточными. На слайде вы видите примеры одноклеточных организмов. Это водоросль хламидомонада, простейшее инфузория- туфелька, одноклеточные грибы дрожжи, бактерии. Одна- единственная маленькая клетка ведет себя как самостоятельный живой организм.
– Те растения, грибы, животные, которых мы видим вокруг себя,- это многоклеточные организмы. Слайд 7.
Слайд 8.
– Второй признак – это определенный химический состав живых организмов.Запись в тетрадь.
Все живые организмы построены из основных групп органических веществ: белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, а также воды и минеральных солей.
Слайд 9.
– Третий признак – это обмен веществ и энергии. Запись в тетрадь. Все живое питается и дышит. В ходе этих процессов организмы потребляют необходимые вещества и энергию. Ненужные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, организмы выделяют в окружающую среду.
Слайд 10.
– Еще одно свойство живых организмов – это раздражимость.Запись в тетрадь. На слайде вы видите гидру, обитающую в пресныхводоемах. Гидра способна ощущать прикосновения, изменение температуры, появление в воде различных растворенных веществ и другие раздражения. Если к гидре прикоснуться тонкой иглой, она сжимается в комочек.
Раздражимость – способность организма реагировать на внешние и внутренние раздражители.
V. Физкультминутка 11 слайд
– Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Все что я буду говорить, вы будете показывать движениями.
Закройте глаза…Представь, ты – маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно… Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка… И вот вырос такой красивый цветок.
VI. Продолжение изложения материала
– Посмотрите на фотографии. Как вы думаете, о каком свойстве живых организмов пойдет речь? Ответы учащихся.
Рассказ учителя с демонстрацией презентации и элементами беседы.
Слайд 12
– Живые организмы способны двигаться.Запись в тетрадь.
Животные способны к активным перемещениям. В движении они добывают себе пищу, спасаются от врагов. Растения тоже подвижны, хотя их движения не так заметны. У растений могут перемещаться только органы или их части: листочки поворачиваются к солнцу, цветы распускаются в зависимости от времени суток, корни тянутся к воде.
Слайд 13
– Шестой признак – это рост и развитие живой природы.Запись в тетрадь.
Рост- это увеличение размеров тела. В процессе развития организм не только увеличивается в размерах, но и приобретает новые свойства.
– Посмотрите, как развивается лягушка. Слайд14. Из икринки вылупляется личинка лягушки – головастик. Внешне он напоминает маленькую рыбку с большим хвостом. Дышит головастик сначала наружными жабрами. Головастик питается водорослями, простейшими и другими водными организмами. Дальнейшие изменения головастика идут следующим образом: сперва у него появляются задние ноги, потом передние, развиваются легкие, хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и выходит на берег.
– На данном слайде (слайд15)изображено развитие фасоли из семени.
– Еще одним важным признаком является способность к размножению, т.е. воспроизведению себе подобных.Запись в тетрадь. (слайд 16)_
слайд 17
Не обладай живые организмы данным свойством, жизнь на Земле давно бы исчезла.
– Итак, клеточное строение, определенный химический состав, обмен веществ и энергии, раздражимость, движение, рост и развитие, размножение- это основные свойства живых организмов.
VII. Закрепление
– Сейчас выполним задание.Слайд 18.
– Рассмотрите рисунок. Запишите в тетрадь в 2 столбика изображенные на нем тела живой и неживой природы.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Затем осуществляется проверка.
Обратить внимание на то, что дом, мостик, изображенные на рисунке, к природным телам не относятся. Работа некоторых учащихся оценивается.
– По каким свойствам тела живой природы отличаются от тел неживой природы? Ответы учащихся.
VIII. Самостоятельная работа
– Я предлагаю вам узнать еще об одном отличии живой природы от неживой.Слайд19.
Прочитайте статью учебника «Органыорганизма» на с. 11. Письменно ответьте на вопросы:
Что такое орган?
Приведите примеры органов животных и растений. Какие функции они выполняют?
После выполнения задания осуществляется проверка. Работа некоторых учащихся оценивается.
IX. Подведение итогов
– В ходе урока мы попытались ответить на вопрос, чем же тела живой природы отличаются от тел неживой природы.
– Пользуясь этими признаками, докажите, что растение – живой организм.Ответы учащихся.
– Наш урок подошел к концу. А закончить его я хотела бы следующими словами:
Живая ниточка связала всех навек:
Листок, улиточка, Земля и человек.
Живут на свете как одна семья.
Не обойтись земле без муравья
Воде без рыбы, лесу – без зверей,
А человеку – без природы всей!
И ты за эту ниточку держись,
Чтоб не кончалась у природы эта жизнь!
X. Домашнее заданиеСлайд 23.
Параграф 2.
Устно ответить на вопросы после параграфа.
3. Найти неточность в параграфе 2 (по желанию).
Используемая литература:
Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2014
Стихотворение о природе, физкультминутка с сайта: https://www.lastochka2012.ru/zhivaya-i-nezhivaya-priroda
Стихотворение «Живая ниточка…» с сайта:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/03/11/kartoteka-stikhov-zagadok-poslovits-o-prirode-zhivotnom
Источник
Билет № 2
1. Признаки живых организмов. Основные отличия живых организмов от тел неживой природы.
Признаки живых организмов:
- Живые организмы, изучаемые биологией, содержат биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты, определяющие их характерные свойства.
- Большинство организмов имеет клеточное строение (кроме вирусов).
- Обмен веществом и энергией с окружающей средой: живые существа питаются, на этом основан пластический и энергетический обмен,
поддерживают постоянство внутренней среды — гомеостаз и выделяют продукты жизнедеятельности в окружающую среду. - Способность к размножению: воспроизведение потомства, наследующего признаки родителей.
Совокупность этих признаков отличает живые организмы от тел неживой природы. Важнейшим отличием является способность обрабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, и осуществлять ответную реакцию на внешнее раздражение.
Также отмечают сложность организации, способность эволюционировать, приспособленность к среде обитания.
Нетрудно видеть, что многие живые организмы обладают не всеми названными свойствами (например, споры бактерий в замороженном состоянии). В то же время в неживой природе существуют системы, обладающие многими из названных признаков (например насыщенные растворы, космические тела, созданная человеком вычислительная техника и автоматизированные системы).
Существует точка зрения (витализм и др.), что основополагающим и принципиальным отличием живого от неживого является наличие особой субстанции (души), покидающей физическое тело после смерти. Данная точка зрения не пользуется популярностью среди биологов, несмотря на безуспешность многочисленных попыток получения живого существа из неживой материи.
2. Экологические (биотические) факторы, их влияние на организм. Приведите примеры конкурентных отношений в природе и раскройте их значение. Как человек использует знания о конкуренции в практической деятельности?
К биотическим факторам относят влияние на организм окружающих живых существ. В зависимости от того, положительно или отрицательно данные взаимодействия сказываются на состоянии организмов, выделяют:
- Нейтрализм — организмы не оказывают заметного влияния друг на друга (взаимодействие минимально)
- Симбиоз — организмы испытывают положительное влияние, часто взаимное: примером симбиотических связей считают лишайники (гриб и водоросль), микоризу шляпочных грибов и деревьев, опыление клевера шмелём. К симбиозу зачастую относят нахлебничество (мелкие насекомоядные птицы подбирают насекомых, падающих вниз при работе дятла), квартирантство (птицы селятся в дуплах, выдолбленных дятлом), кооперацию — необязательные взаимовыгодные связи (опыление цветков неспециализированными опылителями).
Ястреб-тетеревятник
- Хищничество (как правило, умерщвление активной добычи) и паразитизм — кратковременное или длительное питание (или местожительство — гнездовой паразитизм кукушки) за счет другого
организма, не сопровождающееся немедленной гибелью жертвы — один организм испытывает положительное влияние, другой отрицательное. - Конкуренция — оба организма испытывают отрицательное воздействие. Конкурентные взаимодействия возникают у видов, испытывающих сходные потребности, например, между деревьями в лесу возникает «борьба» за доступ к свету. Если потребности очень близки, один вид может полностью вытеснить другой (ель вытесняет светолюбивую сосну).
Конкуренция как существенный фактор в борьбе за существование способствует различной специализации (эволюционному расхождению потребностей), что повышает видовое разнообразие и устойчивость экосистем.
В практической деятельности человека важно учитывать нежелательную конкуренцию: не допускать засорения полей сорняками, прудов для рыборазведения сорными малоценными породами рыб. Особая осторожность требуется при заселении экосистем новыми видами, которые могут вытеснить ценные местные виды.
Пример цепи питания:
Сосна → гусеница непарного шелкопряда → кукушка → ястреб → бактерии
Стрелками показано направление передачи биомассы и энергии.
Цепи питания в экосистеме связаны друг с другом, образуя трофическую сеть:
Береза → тля → рыжий лесной муравей → бурый медведь → падальные мухи
↓ ↑ ↓
Сосна → гусеница непарного шелкопряда → кукушка → ястреб → бактерии, грибы
↑ ↑ ↑
Опавшие листья березы → дождевой червь → землеройка → жук-могильщик
3. Объясните, почему поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. Как в крови поддерживается постоянное количество глюкозы? Какие меры необходимо соблюдать, чтобы не заболеть сахарным диабетом?
Поджелудочная железа относится к железам смешанной секреции. Она вырабатывает пищеварительный сок, содержащий ферменты и поступающий через проток в двенадцатиперстную кишку (внешняя секреция). В то же время поджелудочная железа синтезирует важнейший гормон — инсулин, выделяемый в кровь (внутренняя секреция). При повышении содержания глюкозы в крови, вырабатываемый инсулин способствует усиленному потреблению глюкозы и превращению её в гликоген, запасное вещество. После чего излишки инсулина достаточно быстро разрушаются.
При недостатке инсулина развивается заболевание — сахарный диабет. Больным, страдающим сахарным диабетом, вводят в кровь препараты инсулина.
Чтобы не заболеть сахарным диабетом, нужно вести подвижный образ жизни, не злоупотреблять углеводами, избегать нервных перегрузок. Профилактике сахарного диабета способствует включение в рацион злака под названием полба и некоторые другие продукты.
Источник
Биологическая система
– целостная система компонентов, выполняющих определенную функцию в живых системах. К биологическим системам относятся сложные системы разного уровня организации: биологические макромолекулы, субклеточные органеллы, клетки, органы, организмы, популяции.
Признаки биологических систем
– критерии, отличающие биологические системы от объектов неживой природы:
1. Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. В неживой природе самыми распространенными элементами являются кремний, железо, магний, алюминий, кислород. В живых же организмах 98% элементарного (атомного) состава приходится на долю всего четырех элементов: углерода, кислорода, азота и водорода.
2. Обмен веществ. К обмену веществ с окружающей средой способны все живые организмы. Они поглощают из среды элементы питания и выделяют продукты жизнедеятельности. В неживой природе также существует обмен веществами, однако при небиологическом круговороте они просто переносятся с одного места на другое или меняют свое агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед и др. У живых же организмов обмен веществ имеет качественно иной уровень. В круговороте органических веществ самыми существенными являются процессы синтеза и распада (ассимиляция и диссимиляция – см. дальше), в результате которых сложные вещества распадаются на более простые и выделяется энергия, необходимая для реакций синтеза новых сложных веществ.
Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава всех частей организма и как следствие – постоянство их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
3. Самовоспроизведение (репродукция, размножение) – свойство организмов воспроизводить себе подобных. Процесс самовоспроизведения осуществляется практически на всех уровнях жизни. Существование каждой отдельно взятой биологической системы ограничено во времени, поэтому поддержание жизни связано с самовоспроизведением. В основе самовоспроизведения лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в нуклеиновой кислоте – ДНК, которая находится в родительских клетках.
4. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Наследственность обеспечивается стабильностью ДНК и воспроизведением ее химического строения с высокой точностью. Материальными структурами наследственности, передаваемыми от родителей потомкам, являются хромосомы и гены.
5. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства; в ее основе лежат изменения материальных структур наследственности. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней. Изменчивость поставляет разнообразный материал для отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, что, в свою очередь, приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.
6. Рост и развитие. Способность к развитию – всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, изменяется его состав или структура. Развитие живой формы материи представлено индивидуальным развитием (онтогенезом) и историческим развитием (филогенезом). Филогенез всего органического мира называют эволюцией.
На протяжении онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организмов. В основе этого лежит поэтапная реализация наследственных программ. Индивидуальное развитие часто сопровождается ростом – увеличением линейных размеров и массы всей особи и ее отдельных органов за счет увеличения размеров и количества клеток.
Историческое развитие сопровождается образование новых видов и прогрессивным усложнением жизни. В результате эволюции возникло все многообразие живых организмов на Земле.
7. Раздражимость – это специфические избирательные ответные реакции организмов на изменения окружающей среды. Всякое изменение окружающих организм условий представляет собой по отношению к нему раздражение, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Отвечая на воздействия факторов среды, организмы взаимодействуют с ней и приспосабливаются к ней, что помогает им выжить.
Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы).
8. Дискретность (от лат. discretus – разделенный). Любая биологическая система состоит из отдельных изолированных, то есть обособленных или отграниченных в пространстве, но тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство. Так, любая особь состоит из отдельных клеток с их особыми свойствами, а в клетках также дискретно представлены органоиды и другие внутриклеточные образования.
Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности. Она создает возможность постоянного самообновления системы путем замены износившихся структурных элементов без прекращения функционирования всей системы в целом.
9. Саморегуляция (авторегуляция) – способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов (гомеостаз). Саморегуляция осуществляется благодаря деятельности нервной, эндокринной и некоторых других регуляторных систем. Сигналом для включения той или иной регуляторной системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы.
10. Ритмичность – свойство, присущее как живой, так и неживой природе. Оно обусловлено различными космическими и планетарными причинами: вращением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, фазами Луны и т.д.
Ритмичность проявляется в периодических изменениях интенсивности физиологических функций и формообразовательных процессов через определенные равные промежутки времени. Хорошо известны суточные ритмы сна и бодрствования у человека, сезонные ритмы активности и спячки у некоторых млекопитающих и многие другие. Ритмичность направлена на согласование функций организма с периодически меняющимися условиями жизни.
11. Энергозависимость. Биологические системы являются «открытыми» для поступления энергии. Под «открытыми» понимают динамические, т.е. не находящиеся в состоянии покоя системы, устойчивые лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне. Живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают из окружающей среды энергия и вещества в виде пищи. В большинстве случаев организмы используют энергию Солнца: одни непосредственно – это фотоавтотрофы (зеленые растения и цианобактерии), другие опосредованно, в виде органических веществ потребляемой пищи, – это гетеротрофы (животные, грибы и бактерии).
Источник