Какие свойства живых организмов мы можем обнаружить у неживых предметов
Тема урока: «Живое и неживое»
Цели урока:
Познакомить детей с живыми организмами и их свойствами, с неживыми предметами, с отличием живых от неживых предметов.
Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.
Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.
Ход урока:
Оргмомент.
Класс делится на группы
Актуализация знаний и постановка проблемы.
(каждая группа получает конверт с карточками)
– Ребята, каждый день мы сталкиваемся, соприкасаемся с множеством предметов, которые нас окружают.
Попробуйте разделить карточки, на которых изображены различные предметы на группы.
– Почему вы так распределили?
( живые организмы, неживые предметы, предметы сделанные руками человека)
– Как вы думаете, какая тема нашего урока? (предположение детей)
– Наш урок называется «Живое и неживое» ( слайд №1)
– Какой главный вопрос нашего урока? (предположение детей)
– А главный вопрос «Чем отличается живое от неживого» (слайд №2)
Совместное открытие новых знаний.
( Каждая группа получает 4 картинки) стр.47
-Посмотрите внимательно на картинки. Подумайте, какие свойства живых организмов изобразил художник.
(каждая группа высказывается)
дышат
питаются
растут
пьют воду
размножаются (приносят потомство)
-Могут ли живые организмы жить вечно?
Что может произойти с растением, если его перестать поливать? А с животным, если за ним плохо ухаживать?
– Значит живые организмы – умирают.
6) умирают (слайд №3)
4.Первичное закрепление.
(каждая группа получает картинку с изображением какого-нибудь предмета)
1)Растение, стол, собака, цветок, велосипед
– Докажите, что ваш предмет относится либо к живому, либо к неживому.
(каждая группа доказывает свои предположения)
– Таким образом, свойства у неживых предметов совсем противоположные, т.е. они не дышат, не питаются, не растут, не пьют воду, не приносят потомства.
2)- Какие свойства живых организмов можно обнаружить у неживых предметов?
Каждая группа получает таблицу с изображением предметов: сосулька-гриб, автомобиль-корова, насос-лошадь, печатный станок-одуванчик (учебник стр.48)и план .
План
Где изображен живой организм, а где неживой предмет?
Какое свойство живого организма можно обнаружить у неживого предмета?
Какими свойствами живого организма неживой предмет не обладает?
(каждая группа рассказывает про пару картинок)
– Растут сосульки и грибы, Но других свойств живых организмов у сосульки нет.
– Автомобиль, как и корова, потребляет(питается ) бензин, но при этом не растет
– Лошадь пьет воду, а насос пропускает воду через себя, но при этом других свойств живых организмов у насоса нет
– печатный станок воспроизводит много копий, а себя воспроизвести не может
3)- Теперь каждый из вас получит карточку с загадкой и маршрутный лист, в который вы будете записывать отгадки распределяя их на живые и неживые предметы.
Проверка выполненной работы.
– Какое общее слово объединяет наши слова-отгадки? (природа)
– Что такое природа?
– Все то, что не создано руками человека, и мы сами, называется природой.
–Природа бывает живая и неживая. Проверяем (слайд № 4)
5.Самостоятельное применение знаний.
Работа в тетрадях. Стр.56 № 2 разгадывание кроссворда
Проверка: слайд №5
6.Итог урока.
-Должен ли человек беречь живую и неживую природу? Почему?
Посмотрите мультфильм внимательно и скажите, что должны делать мы, чтобы такое с нами не случилось.
(просмотр мультфильма, ответы детей)
– А теперь откройте тетради на стр. 57
– Как должны себя вести люди, чтобы их окружали живые существа? Составьте правила к этим плакатам.
7. Рефлексия.
8. Последний слайд №6 (Молодцы! Спасибо за урок!)
Источник
Даня Волков
24 декабря 2018 · 2,4 K
Живое от неживого можно отличить по нескольким свойствам:
- Наследственность. Организм может передать свой генетический материал следующему поколению. Какой то неживой объект, например,камень, так не умеет 🙂
- Изменчивость. Способность приобретать какие то новые признаки и свойства, например,в случае человека набрать вес или загореть
- Рост и развитие. Мы увеличиваем массу тела, взрослеем и стареем.
- Раздражимость. Способность реагировать на внешние и внутренние воздейтсвия среды. Например,мы чихнули в помещении где много пыли или отдернули руку от горячего предмета и доказали, что относимся к живым организмам 🙂 так как проявили свойство раздражимости.
Если все 4 пункта подходят, значит перед вами что то живое 🙂
Какой способностью отличается живое от неживого?
Учился, путешествовал, писал,
бывал и рыбаком и карасем,
теперь я дилетант-униве…
Лишь одной. Все остальные, это есть заблуждение, исходящее из не верного определения жизни и ее составляющих по признаку подобия. Живое от неживого отличается лишь только способностью управлять движением энергии. Мы можем управлять более, чем камень. Мы есть энергия в движении, камень – застывшая энергия. И то и то, формы существования или формы жизни. Хотя конечно мы за основу жизни, принимаем именно белковые соединения и хотим это видеть во всем, что живет.
Прочитать ещё 1 ответ
Что такое закон сохранения энергии?
Всем, привет! Тема семьи и отношений очень близка мне, но, став мамой, нужно…
Данный закон один из фундаментов законов природы. Основная суть ео в том, что в замкнутой ситеме энергия никуда не теряется, она проходит стадии преобразования, видоизменяется, но не исчезает. Самый простой пример, когда соприкасаются два предмета разной температуры, один холодный другой тёплый, то происходит отдача теповой энергии более холодному предмету.
Прочитать ещё 5 ответов
Какова роль растений в природе и жизни человека?
Имею психологическое образование. Интересуюсь устройством мира.
Растения в природе играют очень важную роль. К основным их функциям можно отнести:
1. Предотвращают накопление в атмосфере избытка углекислого газа.
2. Принимают активное участие в формирование почв.
3. Обуславливают накопление воды на поверхности Земли.
4. Участвуют в создании и поддержании климата (ослабление скорости ветра, зимней стужи, снижение жары).
Роль растений в жизни человека, так же, можно разделить на несколько основных пунктов.
1. Используются в пищу.
2. Используются в лекарственной и технической промышленности.
3. Имеют эстетическое значение.
Прочитать ещё 13 ответов
Как у живых организмов развивались органы чувств?
На самом деле информацию из окружающего мира может получить практически любая клетка. Например, её поверхность начнёт вибрировать от сильной звуковой волны, тепловое излучение тоже довольно легко определяется и т.д.. Вопрос в том, что делать с этим дальше.
В результате случайных мутаций клетки организмов незначительно менялись, получая те, или иные дополнительные свойства. У одного из организмов часть клеток стала чуть более чувствительными, но это было не принципиальное изменение. Он просто смог выжить и оставить потомствос этим же свойством. Постепенно изменения накапливались, и тут выяснилось, что повышенная чувствительность клеток позволяет раньше узнавать о приближении опасности, не лезть куда не надо, или, наоборот, убежать от хищника.
В результате среди организмов постепенно стали преобладать потомки тех, у которых были чувствительные клетки (остальные чаще гибли до того, как успевали оставить потомство). Потом, за миллионы лет эволюции, эти группы чувствительных клеток оформились в органы чувств в том виде, в котором мы их можем наблюдать сейчас.
Какие типы обмена веществ свойственны бактериям?
Бактериям свойственны такие типы обмена веществ как фотосинтез (органические вещества образуются самостоятельно с участием света), гетеротрофное питание (органические вещества потребляются в готовом виде), хемосинтез (создание органических веществ с помощью энергии окислительно-восстановительных).
Прочитать ещё 1 ответ
Источник
Биологическая система
– целостная система компонентов, выполняющих определенную функцию в живых системах. К биологическим системам относятся сложные системы разного уровня организации: биологические макромолекулы, субклеточные органеллы, клетки, органы, организмы, популяции.
Признаки биологических систем
– критерии, отличающие биологические системы от объектов неживой природы:
1. Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. В неживой природе самыми распространенными элементами являются кремний, железо, магний, алюминий, кислород. В живых же организмах 98% элементарного (атомного) состава приходится на долю всего четырех элементов: углерода, кислорода, азота и водорода.
2. Обмен веществ. К обмену веществ с окружающей средой способны все живые организмы. Они поглощают из среды элементы питания и выделяют продукты жизнедеятельности. В неживой природе также существует обмен веществами, однако при небиологическом круговороте они просто переносятся с одного места на другое или меняют свое агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед и др. У живых же организмов обмен веществ имеет качественно иной уровень. В круговороте органических веществ самыми существенными являются процессы синтеза и распада (ассимиляция и диссимиляция – см. дальше), в результате которых сложные вещества распадаются на более простые и выделяется энергия, необходимая для реакций синтеза новых сложных веществ.
Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава всех частей организма и как следствие – постоянство их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
3. Самовоспроизведение (репродукция, размножение) – свойство организмов воспроизводить себе подобных. Процесс самовоспроизведения осуществляется практически на всех уровнях жизни. Существование каждой отдельно взятой биологической системы ограничено во времени, поэтому поддержание жизни связано с самовоспроизведением. В основе самовоспроизведения лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в нуклеиновой кислоте – ДНК, которая находится в родительских клетках.
4. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Наследственность обеспечивается стабильностью ДНК и воспроизведением ее химического строения с высокой точностью. Материальными структурами наследственности, передаваемыми от родителей потомкам, являются хромосомы и гены.
5. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства; в ее основе лежат изменения материальных структур наследственности. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней. Изменчивость поставляет разнообразный материал для отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, что, в свою очередь, приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.
6. Рост и развитие. Способность к развитию – всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, изменяется его состав или структура. Развитие живой формы материи представлено индивидуальным развитием (онтогенезом) и историческим развитием (филогенезом). Филогенез всего органического мира называют эволюцией.
На протяжении онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организмов. В основе этого лежит поэтапная реализация наследственных программ. Индивидуальное развитие часто сопровождается ростом – увеличением линейных размеров и массы всей особи и ее отдельных органов за счет увеличения размеров и количества клеток.
Историческое развитие сопровождается образование новых видов и прогрессивным усложнением жизни. В результате эволюции возникло все многообразие живых организмов на Земле.
7. Раздражимость – это специфические избирательные ответные реакции организмов на изменения окружающей среды. Всякое изменение окружающих организм условий представляет собой по отношению к нему раздражение, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Отвечая на воздействия факторов среды, организмы взаимодействуют с ней и приспосабливаются к ней, что помогает им выжить.
Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы).
8. Дискретность (от лат. discretus – разделенный). Любая биологическая система состоит из отдельных изолированных, то есть обособленных или отграниченных в пространстве, но тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство. Так, любая особь состоит из отдельных клеток с их особыми свойствами, а в клетках также дискретно представлены органоиды и другие внутриклеточные образования.
Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности. Она создает возможность постоянного самообновления системы путем замены износившихся структурных элементов без прекращения функционирования всей системы в целом.
9. Саморегуляция (авторегуляция) – способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов (гомеостаз). Саморегуляция осуществляется благодаря деятельности нервной, эндокринной и некоторых других регуляторных систем. Сигналом для включения той или иной регуляторной системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы.
10. Ритмичность – свойство, присущее как живой, так и неживой природе. Оно обусловлено различными космическими и планетарными причинами: вращением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, фазами Луны и т.д.
Ритмичность проявляется в периодических изменениях интенсивности физиологических функций и формообразовательных процессов через определенные равные промежутки времени. Хорошо известны суточные ритмы сна и бодрствования у человека, сезонные ритмы активности и спячки у некоторых млекопитающих и многие другие. Ритмичность направлена на согласование функций организма с периодически меняющимися условиями жизни.
11. Энергозависимость. Биологические системы являются «открытыми» для поступления энергии. Под «открытыми» понимают динамические, т.е. не находящиеся в состоянии покоя системы, устойчивые лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне. Живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают из окружающей среды энергия и вещества в виде пищи. В большинстве случаев организмы используют энергию Солнца: одни непосредственно – это фотоавтотрофы (зеленые растения и цианобактерии), другие опосредованно, в виде органических веществ потребляемой пищи, – это гетеротрофы (животные, грибы и бактерии).
Источник
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
ΙΙΙ . Совместное открытие знаний
Физминутка
ΙV. Применение нового знания
V. Рефлексия
VI. Оценивание
– Начинается урок. Подумайте, всё ли у вас готово? Что вам необходимо для успешной работы?
1. Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (природа)
– Что же такое природа? (всё, что нас окружает)
Слайд
– Посмотрите на экран и разделите эти объекты природы на группы.
– Попробуйте дать название каждой группе.
( живые , неживые ).
– Как вы думаете, какая тема нашего урока?
– Живая природа и неживая природа.
– Откройте учебник на с. 46. Мы начинаем с вами новый раздел учебника. Что такое раздел?
– Прочитайте, как он называется.
– Прочитайте тему нашего урока.
1. Какая цель нашего урока? (узнать, что такое живая природа и неживая природа)
– Посмотрите на рисунки с. 46. Почему неживые объекты автор разделил на две группы? Ведь они тоже нас окружают (одни сотворила природа, другие сделали люди, поэтому их нельзя назвать природой).
-Почему же всё-таки собаку, стрекозу, гриб, василёк мы относим к живым объектам природы? (они двигаются)
– Если бросить камень или завести автомобиль, то они тоже начнут двигаться?
2. Какой вопрос возникает? (как отличить живые объекты от неживых)
?
– А как вы отличаете живые объекты природы от неживых?
– Откуда мы можем получить знания, информацию?
– Я предлагаю вам фрагменты из научно-познавательного фильма «Живая планета».
По ходу получения новых знаний предлагаю в парах заполнять таблицу.
Что уже мы знаем?
Что хотим узнать?
Узнали….
Что уже мы знаем? | Что хот | Узнали |
Живые организмы | отличия | |
Неживые организмы |
Фрагмент 1. Какое свойство объединяет эти объекты? (Движение) Обозначим в таблице.
Фрагмент 2. Какое свойство объединяет эти объекты? (Питание) Обозначим в таблице.
Фрагмент 3. Какое свойство объединяет эти объекты? (Приносят потомство) Обозначим в таблице.
Фрагмент 4. Какое свойство объединяет эти объекты? (Дыхание) Обозначим в таблице.
-Для чего мы выполняли это задание? (чтобы узнать, чем отличаются живые от неживых)
– Какой вывод вы можете сделать? (живые объекты двигаются, питаются, дышат, приносят потомство, а неживые этого делать не могут).
– Сравните свой вывод с выводом в рамке учебника на с. 47. Прочитайте 1 предложение.
– Именно поэтому живые объекты природы называют живыми организмами.
– Наложите свойства живых организмов на соответствующие картинки.
– Для чего мы выполняли это задание? (Чтобы проверить полученные знания)
Слайд
Только в лес мы пошли.
Только в лес мы пошли,
Появились комары,
Дальше в лес мы шагаем,
И медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз – два, раз – два –
Позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседе шалунишке.
Но закончилась игра,
И учиться нам пора.
– Я предлагаю вам побыть в роли исследователей в научной лаборатории. Я приготовила вам странички энциклопедии, в которой отсутствует название объекта, о котором идёт речь. Попробуйте догадаться и доказать живой это организм или неживой объект природы.
– Какой способ работы вы хотели бы выбрать? (групповой)
– Какие правила работы в группе вам особенно пригодятся?
– Что необходимо для ответа? (план)
Что необходимо указать в плане? (название, внешние признаки, признаки живых или неживых объектов, вывод)
Перед вами варианты плана. Выберите соответствующий.
- Название.
Это _____________ . - Внешние признаки.
Он(а) _______, ________, _________. - Признаки.
Это живой организм, потому что
двигается
питается
приносит потомство
дышит
- Название.
Это _____________ . - Внешние признаки.
Он(а) _______, ________, _________. - Признаки.
Это неживой объект природы, потому что
не двигается
не питается
не приносит потомство
не дышит
– Какая цель данного задания? (Чтобы уметь различать живые и неживые объекты)
– Зачем нам это нужно? (чтобы в жизни уметь отличать живые организмы от неживых объектов)
– А нужно ли нам это? (да, так как природу надо беречь. Особенно живые организмы, потому что они могут погибнуть)
– Сравните с выводом в рамке учебника на с. 47.
– Что интересного заметили? Какую взаимосвязь увидели между словами отгадками со страничек энциклопедии? (они все редкие, нуждаются в охране)
– Как называются места, где охраняют редкие растения и животных? (заповедники, заказники, национальные парки)
– А вы знаете какие заповедники и национальные парки находятся на территории нашей республики?
– Откуда мы узнаем о редких растениях и животных?
(Красная книга)
– Переверните на с.49. О чём просят эти живые организмы? (цветок просит воды, т.к. без воды он погибнет; растению необходим свет, иначе оно погибнет; птенцам нужна пища, чтобы жить)
– О чём же они просят? Чего ждут? (помощи) Кто им может помочь? (человек) А вы сталкивались с такой ситуацией, когда требовалась ваша помощь?
-Какую цель мы ставили на урок? (узнать, что относится к живой и неживой природе, их отличие?) Достигли мы её?
– Пригодятся ли вам полученные знания? Где? (в жизни, на даче, дома, с домашними питомцами)
– Что нужно было сделать?
– Удалось выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Отметь в дневнике.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение устанавливать аналогии;
6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
сходства
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e76da3-0a01-022a-006c-bb2df3771de3/%5BEST5_03-23%5D_%5BQS_06%5D.html
отличия
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e76db3-0a01-022a-0183-aedf879da742/%5BEST5_03-23%5D_%5BQS_07%5D.html
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД:
1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
https://fcior.edu.ru/card/27043/sohranenie-chelovekom-rastitelnogo-i-zhivotnogo-mira-zemli-so-specialnymi-vozmozhnostyami-dlya-slabo.html
Источник