Какие свойства воздуха вы узнали
Воздух – это смесь газов. Окружает планету, образует атмосферу и содержится во всём, что существует. Он есть в воде, земле, растениях, животных, горах, камнях и необходим для жизни живых организмов. Физические, химические и гигиенические свойства формируют климат в регионах частей Земли, влияют на жизнедеятельность растений и животных.
Основные свойства воздуха
- Прозрачен.
- Не имеет цвета и запаха.
- Не имеет формы, занимает всё пространство.
- Упругость.
- Проводит звук и солнечные лучи.
- Сохраняет тепло.
- При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
- Подвижен.
Физические свойства
- Температурные. Регулирует теплообмен.
- Влажность. Определяет насыщение газов кислородом, содержание водяного пара.
- Атмосферное давление. Масса атмосферного столба, который давит на поверхность планеты и на всё, что расположено внутри воздушного океана.
- Подвижность. Формирует ветра и обновление газового состава.
- Солнечная радиация. Определяет процент радиоактивных веществ и газов, содержащихся в атмосфере. Основной показатель формирования климата планеты.
- Электрическая активность. Количество электрических зарядов, содержащихся в воздушном пространстве.
Химический состав воздуха
Воздушная оболочка Земли формируется из смеси газов:
- Азот. Основной компонент атмосферы. Не участвует в дыхании, не поддерживает горение. Обеспечивает жизнедеятельность водорослей и некоторых растений.
- Кислород. Жизненно необходимый элемент. Является необходимым в формировании биологических процессов организмов животных, растений. Служит окислителем и основным компонентом горения веществ.
- Углекислый газ. Поглощается деревьями и преобразуется в кислород.
В небольших количествах атмосфера содержит озон, водород, неон, другие газы. По количеству содержания вредных примесей определяют чистоту воздуха. Подробнее – в статье о составе воздуха.
Теплопроводность воздуха
Окружающий воздух практически не проводит тепло. Особенность задерживать тепловой заряд широко используется человеком и животными. Ограничивая подвижность потока, воздушная прослойка задерживает теплообмен организмов, создаёт комфортный микроклимат.
При нагревании с воздухом происходит расширение и он поднимается, становится разреженным. Изменяется его химический состав и влажность. Водяной пар распадается на отдельные газы, становится более летучим.
При охлаждении воздух сжимается и он опускается. Незначительное содержание твёрдых частиц в газах окисляется и насыщается водяными парами. Воздух становится тяжелее и плотнее.
Применение и использование свойств воздуха
Воздушную оболочку планеты активно используют животные и птицы. Способность задерживать тепло помогает животным выживать и регулировать тепловые процессы организма. Шерсть, обитателей северных широт, имеет полую структуру.
Особое строение пера и движение воздушных масс птицы используют для полётов и планирования над землёй.
Наполненный атмосферой пузырь, удерживает рыб в толще воды и способствует перемещению из глубин водоёмов к поверхности.
Подвижность используется растениями для опыления и распространения семян на большие площади.
Человек использует свойства атмосферы в широких спектрах своей жизнедеятельности:
- Теплопроводность обеспечивает обогрев и терморегуляцию организма.
- Способность тёплых воздушных потоков подниматься используют в полётах.
- Упругость и сжатие применяют во всех промышленных системах. Его закачивают в автомобильные шины. Нагнетая воздушное давление, работают пневматические инструменты, оружие.
- Кислород участвует в процессах горения. Все двигатели внутреннего сгорания потребляют большие объёмы кислорода и его соединений.
Более подробная информация об использовании и значении воздуха живыми организмами здесь.
Сравнение свойств воды и воздуха
Основную роль воздушный океан играет в дыхании всех живых существ Земли. Содержание его в воде используется всеми подводными животными и растениями.
Вода и воздух имеют похожие параметры. Она так же прозрачна и безвкусна, так же реагирует на нагрев и охлаждение. Основным отличием воды является способность растворять вещества и её большая плотность. Вода имеет большую массу и теплопроводность, проводит заряды электричества. Способность извлекать необходимые компоненты из воды, без применения специального оборудования, человеку и млекопитающим не под силу.
Оценка статьи:
Загрузка…
Источник
Воздушная прослойка между нашей планетой и космическим пространством называется атмосферой. Это невидимое глазу, прозрачное покрывало толщиной 300 км., благодаря которому на Земле зародилась жизнь. Чтобы понять его ценность, рассмотрим самые главные свойства воздуха.
Для чего нам нужен воздух?
Воздух – абсолютно невидимый, но это не значит, что его нет. Он заполняет собой все пространство, все самые крохотные уголки.
Если посмотреть на прозрачный стакан, то на первый взгляд может показаться, что он абсолютно пустой, но это не так – он наполнен воздухом. Чтобы это проверить, достаточно погрузить его в воду – по мере погружения из него будет выходить воздух в виде больших и маленьких пузырьков.
Рис. 1. Пузырьки в воде – это воздух
Воздух имеет огромное значение, и на земном шаре он выполняет следующие функции:
- Обеспечивает жизнь. К примеру, без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – не больше нескольких дней, а без воздуха может продержаться всего лишь несколько минут. Задержав дыхание, уже через пару секунд хочется сделать вдох поглубже – без воздуха человеческий организм не способен функционировать.
- Помогает общаться. Все звуки, которые мы слышим, приводят в колебание окружающий воздух. Звуковые волны проникают в барабанную перепонку и таким образом передают сигнал в головной мозг. Именно так мы воспринимаем все звуки – за счет колебательных движений воздуха. Например, на Луне нет атмосферы, и общаться там можно только при помощи жестов.
- Защищает от негативного космического влияния. Атмосфера, словно упругая подушка, защищает Землю от теплового и ультрафиолетового излучения, метеоритов, радиации, космического холода.
Рис. 2. Вид Земли из космоса
Воздушный океан нашей планеты удерживается за счет сил земного притяжения. Если бы на земном шаре не было бы атмосферы, то он выглядел совсем иначе – уныло и пустынно, без какой-либо растительности или живности.
Из чего состоит воздух?
Два столетия назад ученые пришли к выводу, что воздух – это смесь нескольких газов. В состав воздуха входят:
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
- кислород;
- азот;
- углекислый газ.
Самым важным для дыхания является кислород. Без него живые существа не могли бы получать энергию. Например, при занятиях спортом или физической нагрузке люди начинают часто и глубоко дышать – это необходимо, чтобы организм восполнил затраченную энергию.
Атмосфера есть не только на Земле, но и на других планетах, например, на Венере, Марсе. Вот только на их поверхности не были обнаружены признаки жизни, потому что атмосфера состоит из других газов.
Теплофизические свойства воздуха
Узнаем, какими свойствами обладает воздух.
- Воздух не имеет цвета, он прозрачный. Однако таким свойством обладает только чистый воздух. Например, дым от костра, машин или заводских труб загрязняет и одновременно окрашивает его.
Рис. 3. Загрязненный воздух
- При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается. Это можно проверить на простом опыте: надуть два шарика, и один из них поместить в морозильную камеру, а другой – в теплую воду. Спустя время шарик в морозилке сморщится, а погруженный в теплую воду, напротив, увеличится.
- Воздух – плохой проводник тепла. Именно поэтому зимой животные стараются распушить свою шерсть, а птицы – перья, чтобы хоть ненадолго задержать воздух и таким образом согреться. Люди для этих целей надевают теплую многослойную одежду.
- Воздух обладает упругостью, и это его свойство активно используется в самых разных отраслях, достаточно вспомнить накаченные шины автомобилей или велосипедов.
Что мы узнали?
Рассматривая тему по программе 2 класса Окружающего мира, мы выяснили, какова роль воздуха на нашей планете. Также мы узнали, какое свойство воздуха позволяет нам видеть, слышать, поддерживать жизнедеятельность. Все свойства воздуха успешно используются в самых различных отраслях.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Мария Филатова
9/10
Августина Петрова
10/10
Елена Микешина
10/10
Юлия Бабурина
9/10
Настя Анчербак
10/10
Влад Самсонов
8/10
Алёна Вишнякова
10/10
Алексей Палтусов
9/10
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 267.
Источник
Предмет: окружающий мир
Класс: 2 «в»
Учитель: Н.А. Владимирова
Автор учебника: Н.Я Дмитриева, А.Н. Казаков
Тема урока: «Свойства воздуха» ( Урок – исследование)
Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме
Тип урока: открытие нового знания
Цели предметные: выявить свойства воздуха в ходе наблюдений и опытов.
Задачи на формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
повышение уровня мотивации учебной деятельности;
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику жизни на земле.
воспитание бережного отношения к природе
воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;
Воспитывать бережное отношение к природе;
Регулятивные УУД:
вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
создавать условия психологической комфортности адекватную самооценку собственной деятельности.
Уметь формулировать несложную учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать;
Познавательные УУД:
учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
развивать наблюдательность и умения рассуждать;
Уметь проводить несложные исследования;
Методы: проблемный, частично- поисковый
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре;
Средства обучения: презентация, ЦОР
Технологическая карта по окружающему миру
Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;
2) определить содержательные рамки урока.
2мин
Включение в деловой ритм и игровую деятельность.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
-Ребята, сегодня к нам на урок пришёл ещё один гость, а кто это, догадайтесь!!!
–Круглый, гладкий, как арбуз. Цвет любой на разный вкус.
-Знакомьтесь – это Воздушный шарик (вывешиваются на доске шарики 3х цветов желтый, зелёный, красный). А если вы отгадаете, что спрятано у шариков внутри – откроется тема нашего урока.
Подготовка к работе
Воздушный шарик
Личностные:
самоопределение;
регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Актуализация знаний
Цель:
Актуализировать знания о природе;
2мин
-Попробуйте ответить на вопросы Воздушного шарика: (слайд2 )
– Что на глобусе обозначено голубым цветом?
–Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.
– Время года после осени?
– Что летом бывает грибным?
– Время суток подходящее для завтрака?
– Деревья бывают лиственные и :..?
– А теперь из выделенных букв прочитайте слово (На экране тема урока).
Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии .
Коммуникативные:
учитывать разные мнения, стремиться к координации, контролировать действия партнёра .
3.Постановка учебной проблемы
Цель:
Определение темы и целей урока.
2мин
Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации.
– Какое слово у вас получилось?
– Как вы думаете, почему Воздушный шарик загадал это слово?
– Верно. Тема нашего урока – воздух!
-Что бы вы хотели узнать о воздухе? Прочитайте вопросы и выберете интересующие вас. (Слайд 3)
Что такое воздух?
Из чего он состоит?
Каковы свойства воздуха?
Как человек их использует воздух?
Нужно ли воздух охранять?
И сегодня на уроке мы постараемся ответить на эти вопросы. (Слайд 4)
Предлагают пути разрешения проблемы.
-воздух
-Это тема урока
Узнать:
Состав воздуха
Свойства воздуха
Использование воздуха
Личностные:
У детей формируется интерес к учебному материалу, способность к самооценке, эмпатия – понимание чувств других, сопереживание .
Регулятивные: учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия;
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации
4.Открытие учащимися новых знаний.
20мин
Физминутка
Динамическая пауза.
– А что такое воздух?
– Молодцы. Но воздух это не просто газ, а смесь газов?
-Из каких газов состоит воздух?
–А где бы мы с вами могли найти ответ на этот вопрос?
-Я предлагаю 2 ученикам найти в справочнике, что такое воздух и его состав. Остальные находят в учебнике.
(Откройте учебники на С.25 и найдите, из каких газов состоит воздух).
Посмотрите на диаграмму (Слайд 5)
– Какого газа в воздухе больше всего?
– Какой газ в воздухе самый важный? Почему?
– Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе?
– Что помогает уменьшить количество углекислого газа в воздухе?
-Мы с вами знаем, что растения дышат, но они выделяют кислород только днём. А ночью, они выделяют углекислый газ.
-В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?
-А как доказать, что воздух не пустое место, как доказать его наличие? Предлагаю Вам провести несколько опытов.
Работа в группах. Задание для проведения опытов.
-Посмотрите на слайд 7
«Правила поведения при проведении опытов».
1 группа
Опыт: На столе учеников лежит веер. Как с помощью веера доказать наличие воздуха? (Ученики должны догадаться, что нужно бумажным веером помахать перед лицом.)
2 группа
Опыт: Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.
-Что появилось?
3 группа
Опыт: Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и опустим её в воду. – Что вы увидите? что из горлышка выходят пузырьки.
–Это вода вытесняет воздух из бутылки.
Вывод: При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях.
– Мы можем почувствовать воздух при его движении. А движение воздуха – это ветер.
– А как называется слой воздуха окружающий нашу планету?
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише…
Деревцо всё выше, выше!
– Чтобы узнать, какими же свойствами обладает воздух, нам необходимо провести опыты и исследования.
– Я предлагаю вам поработать в группах. У вас на столе лежат конверты с заданиями и необходимое оборудование для проведения опытов. (У каждой группы 3 конвертов с одинаковыми опытами)
– Что вам поможет правильно провести опыты и сделать выводы?
-Решите, кто вашей группе будет читать задание, кто проводить опыт и кто расскажет нам о результатах своего опыта.
-Во время опытов вам надо заполнить таблицу («+» или «-«)
Слайд 8
Цвет.
Прозрачный
Непрозрачный
Запах.
Имеет запах
Не имеет запаха
Форма.
Имеет форму
Не имеет форму
Расширяется при нагревании.
Сжимается при охлаждении.
Таблица заполняется по ходу проведения опытов (общая на группу).
Учитель предлагает ребятам закончить опыты.
–Воздушный шарик предлагает нам выполнить несколько упражнений.
Упр.1 « Упрямая свеча».
Наберем в грудь «побольше», воздуха и задуем воображаемую свечу на счет 1,2,3,4,5.
Не погасла, попробуем еще раз.
Упр.2 « Проколотый мяч».
Надулись как мячик, выпустили воздух с-с-с.
– Давайте узнаем, какие опыты вы проводили и к какому результату пришли.
(Слайды с опытами и результатами)
Слайды с 9-15
-А сейчас я проведу ещё один опыт.
4.Опыт
-На горлышко пустой бутылки наденем воздушный шарик, ставим бутылку в чашку с горячей водой. Что происходит с шариком?
-Какой вывод сделаем?
-Где люди могли применить это свойство воздуха?
Слайд 16
-Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар. Он двигался туда, куда дул ветер. Вскоре ученые создали воздушный шар, который был оснащен рулем, им можно было управлять. Такой воздушный шар назвали аэростат.
Слайд 17
Вывод: Воздух при нагревании расширяется.
Слайд 18
Продолжение опыта: Воду в чашке разбавили холодной водой и шарик сдулся.
-Как думаете почему?
Заполнение таблицы до конца Слайд 19
газ
Энциклопедии, справочники, интернет.
азот-78%,кислород-21% и углекислого газа – 1%.
азота
кислород
углекислого
Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается равновесие в составе воздуха.
Помахать перед лицом
Появятся пузырьки воздуха.
Что из горлышка выходят пузырьки.
Атмосфера.
– Читать внимательно задание и четко следовать инструкции.
Самостоятельная работа в группах.
1 опыт. – Посмотрите по сторонам, что вы видите. Поднимите тетрадь перед собой, видите, ли что за ней?
(Нет, тетрадь непрозрачная, через нее не видно других предметов)
– Можете ли вы увидеть через стену, что делается в соседнем классе?
Сделайте вывод, значит воздух, какой? (Прозрачный или непрозрачный). Выберите правильный ответ.
2 опыт. Вспомните, чем пахнет лесной воздух? Что вы чувствуете, находясь на берегу реки? Что вы чувствуете, когда мама печет пироги? Вдохните глубоко, что вы почувствовали? (Ничего).
-Закройте глаза.
Что вы чувствуете? (Запах духов, освежителя воздуха).
-Сделайте вывод, значит чистый воздух имеет или не имеет запаха. Выберите правильный ответ.
3.Опыт. Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось?
Имеет ли воздух форму?
-Сделайте вывод, значит, воздух имеет или не имеет форму. Выберите правильный ответ.
Учащиеся рассказывают о результатах своих опытов и вывешивают на доску таблицы.
(Каждая группа доказывает по 1 опыту)
Вывод: Воздуху стало жарко и тесно, он расширился и выходит из бутылки прямо в шарик, поэтому шарик надувается.
Вывод: Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
На этом этапе у детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке ( ЛИЧН);
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте;
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию .
5.Первичное закрепление
5мин
Устанавливает осознанность восприятия.
Слайд 20
-Послушайте стихотворение.
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
-О чём это стихотворение?
– Почему же воздух одно из главных богатств природы?
-О каких свойствах воздуха вы узнали из наших исследований? Слайд 21
– Откройте тетради.
Соедините стрелкой слова левого столбика со словами правого столбика (в тетрадях).
Слайд 22
Работа в парах
Цвет воздуха
бесцветный
голубой
душистый
без запаха
круглый
нет формы
газ
жидкость
Запах воздуха
Форма воздуха
Состояние воздуха
-Поменяйтесь и проверьте.
Слайд 23
Работа в группах.
-Какое значение имеет воздух для нас? Подумайте.
Благодаря воздуху мы…Слайд 24
Дышим
Слышим
Плаваем на яхтах и парусниках;
Спускаемся на парашютах и поднимаемся на воздушных шарах;
Убираем пыль пылесосом;
Сушим бельё
Сушим волосы феном
Выполняют типовые задания с проговариванием во внешней речи. Работа в парах и в группах.
Познавательные: осуществляют поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте, дети спорят.
Личностные: формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра
6.Самостоятель-
ная работа с самопроверкой по эталону
3 мин
Организует деятельность по применению новых знаний.
Сейчас вы выполните самостоятельную работу. Слайд 25
Детям выдаются карточки.
Вова Колесников, выполняя самостоятельною работу описал так свойства воздуха:
Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный
Найди у Вовы ошибки и исправь их.
Самопроверка Слайд 26
Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный.
–Какие слова вы должны были вставить?
Воздух не имеет вкуса. Он бесцветный. У него нет запаха и он прозрачный.
– Кто допустил ошибку?
– Почему?
– Над чем надо поработать?
– Кто выполнил без ошибок?
Самостоятельная работа. Самопроверка с пошаговым сравнением с эталоном
Бесцветный
Нет запаха
Регулятивные: контроль, коррекция.
Личностные:
самоопределение
7. Итоги. Рефлексия деятельности
2мин
Что вам понравилось на уроке?
– Что было самое интересное на уроке?
-Всем ли было легко?
-Какие трудности испытывали?
-Как вам работалось в вашей группе?
-Оцените свою работу в классе. Наполните воздушный шарик шариками воздуха (цветной магнит).
Слайд 27
Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят цель и результаты.
На доске.
Желтый воздушный шар – я отлично поработал, все понял, у меня хорошее настроение.
Зелёный воздушный шар – сомневаюсь в чем-то, нуждаюсь в помощи товарища, учителя.
Красный воздушный шар – я отвлекался, ничего не понял.
Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;
Личностные смыслообразование
8.Дом.задание
слайд 21
1мин
Прочитать статью «Свойства воздуха» (учебник, стр. 25 -28). Заполнить таблицу стр. 25
Слайд 28
Источник