Какие свойства воздуха используются при надувании мяча
2 класс
Валуева В. З.
Тема : Воздух. Свойства воздуха.
Цель : 1) в процессе опытов и практических работ установить основные свойства воздуха , показать значение воздуха;
2) развивать наблюдательность и любознательность , учить делать выводы из опытов и практических работ ;
3) воспитывать интерес к предмету , бережное отношение к окружающей природе .
Оборудование: вырезанные из цветной бумаги воздушные шарики (по 2 шарика у каждого ученика), воздушные шарики, веера, энциклопедия «Про всё на свете», мяч, предметные картинки, свечки, стеклянные банки, ватман.
Ход урока:
Орг. момент.
Громко прозвенел звонок ,
Начинается урок.
В класс пришёл – не хмурь лица,
Будь весёлым до конца!
Сообщение темы урока.
Сегодня урок начнём с погружения в воду. По моей команде зажмём нос, и опустимся на морское дно. А наши гости будут вести отсчёт времени. Приготовились 3,2,1 – погружение.
— Сравнение времени.
Учитель. Организм человека какое-то время может обходиться без пищи и воды. Но без воздуха жизнь человека невозможна.
Тема нашего урока « Воздух ».
В течение урока , нам нужно создать проект , который называется «Воздух» . Всё , что узнаем на уроке., поместим на плакат.
Символом нашего урока будет воздушный шарик. Возьмите один из шариков на столе, и нарисуйте своё настроение.
Весь урок нужно работать дружно, слаженно, ответы давать полные, чёткие и содержательные.
Чтобы всё получилось давайте настроимся на работу.Тренинг «Волка»- Когда всё делаешь вместе работать интнресно.
Новая тема.
Возьмите шарики и надуйте их.
– Как изменилась его форма ?
– Что находится внутри ?
Вывод
Надувая шарик , мы направляем воздух внутрь шара.
У воздуха нет формы. Он расширяется во всех направлениях и заполняет собой любое пространство. Сейчас воздух принял форму шара.
– Что произойдёт, если шарик надувать слишком сильно ?
– Правильно он лопнет . –А почему ?
Воздух , давя изнутри , разорвёт его .
– Отпустите шарик.
– Шары опять стали плоскими.
– Почему ? ( потому что в них больше нет воздуха )
– Воздух имеет запах ? цвет ?
Дети делают вывод ( воздух совершенно прозрачен , его нельзя увидеть , невозможно почувствовать его запах или попробовать на вкус. И тем не менее , он всегда окружает нас).
Физ. минутка
Солнце светит очень ярко ,
И ребятам стало жарко.
Достаём красивый веер –
Пусть прохладою повеет.
– Что вы чувствовали когда обмахивались веерами ?
– Ветер это движующийся воздух. ( помещаем веер на проект ).
Работа в группах
1 группа – найти в энциклопедиях материал о воздухе.
2 группа – опыт стр 30
3 группа – опыт стр 31
4 группа – подобрать предметные картинки , которые относятся к уроку .
Отчёт второй и третьей групп .
Вывод : воздух растворён в воде ( проект )
Физ. минутка
Мой весёлый звонкий мяч
Ты куда помчался вскач
Синий , красный , голубой
Не угнаться за тобой
– Почему мяч отскакивает от пола ? ( он упругий )
Учитель . Мяч наполнен сжатым воздухом , сжатый воздух заставляет мяч подпрыгивать . Это свойство воздуха называется упругостью. Камеры колёс автомобилей также наполнены сжатым воздухом . Это позволяет автомобилю мчаться с большой скоростью и смягчает толчки при езде .
Вывод :воздух упругий ( проект ).
Сегодня к нам на урок пришли гости из сказки . Вини Пух , Пятачок и Сова. На дне рождения Ослика каждый из них получил по кусочку торта со свечкой. Друзья поспорили чья свечка будет гореть дольше. Вини Пух накрыл свою свечку большой банкой , Пятачок банкой поменьше , мудрая сова оставила свечку открытой. ( опыт )
– Кто победил ?
– Какая свеча потухла быстрее ?
Из этого следует , что под стаканом воздуха было мало , и поэтому свеча погасла быстро . Под банкой воздуха было больше , и свеча горела дольше , но и она вскоре погасла. А открытая свеча горит до сих пор.
Таким образом воздух поддерживает горение или тушит огонь ?
– Правильно воздух поддерживает горение. При пожаре , чтобы огонь быстрее погас нужно прекратить доступ воздуха , и огонь сразу погаснет.
Вывод : воздух поддерживает горение ( проект ).
Отчёт 1и 4 групп. ( проект ).
Итог урока . Воздух – источник жизни . В нашей стране принят закон « О защите окружающей среды ». Чтобы защитить воздух от загрязнения , на трубах заводов и фабрик устанавливают фильтры , задерживающие вредные примеси. Подобные фильтры имеются на каждой автомашине. Они очищают выхлопные газы до их выброса в атмосферу. Вы ребята тоже должны заботиться о чистоте воздуха. Не поджигайте сухую траву , тополиный пух , это приводит к пожарам и загрезнению воздуха . Берегите окружающий мир.
Рефлексия «Метод пяти пальцев»
М – мизинец.
– Какие знания вы сегодня получили ?
Б – безымянный
– Что я сегодня делал и чего достиг ?
С – средний
– Чем я сегодня помог однокласснику ?
У – указательный
– Что я сегодня сделал для своего здоровья ?
Б – большой
– Какое у вас настроение ?
Выставление оценок.
Домашнее задание – стр. 30-31 , пересказ.
Источник
Конспект урока по окружающему миру 3 класс
«Воздух и его свойства»
Цель: формирование представления о составе воздуха и его свойствах;
Задачи:
разъяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха;
показать важность воздуха для всего живого на Земле;
развивать умение исследовать свойства веществ;
продолжать воспитывать интерес экологически грамотного поведения в природе, в быту, в классе.
Оборудование: диаграмма «Состав воздуха», таблички с надписями свойств воздуха, надутый воздушный шарик, книга, пустой стакан, стеклянная миска с водой, рисунок тополя, учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь Поглазовой.
Ход урока
Учитель: Ребята, давайте вспомним, как назвали ученые все, что нас окружает?
Дети: ученые назвали телами все, что нас окружает.
Учитель: А из чего состоят все тела?
Дети: Из веществ.
Учитель: какие три состояния веществ мы знаем?
Дети: жидкие, твердые, газообразные.
На доске вывешиваются таблички.
ВЕЩЕСТВА
ЖИДКИЕ ТВЕРДЫЕ ГАЗООБРАЗНЫЕ
Учитель: отгадайте загадку в рабочей тетради на стр.25.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.
Учитель: конечно это воздух. Кто догадался о теме нашего урока? «Воздух и его свойства» ( тема записывается на доске)
Ребята, а воздух это вещество? В какую группу мы его отнесем?
На доске появляется ещё одна табличка «ВОЗДУХ»
Учитель: чем важен воздух для всего живого на земле?
Слушаем мнение детей
Учитель: а теперь прочитаем об этом в учебнике.
По ходу чтения объясняется, что толстый слой воздуха, который покрывает нашу Землю – это атмосфера (слово записать на доске). Человек без воздуха не может прожить и 5 минут.
Учитель: а кто знает, что такое воздух? Прочитаем об этом в учебнике на стр. 71.
На доске появляется диаграмма «СОСТАВ ВОЗДУХА»
Учитель: какого газа больше всего в воздухе?
Дети: азота.
Какой газ необходим нам для дыхания? (кислород)
Учитель: каждый день человеку необходимо для дыхания 600 литров кислорода.
Учитель: Какой газ мы выдыхаем? (углекислый газ)
– Какого газа добавится в классе к концу уроков? А чтобы не накапливался углекислый газ, что для этого нужно делать? (проветривать класс). А ещё в воздухе находятся частички пыли, водяные пары, бактерии.
Учитель: Ребята, а почему леса называют легкими планеты? Как хорошо, легко дышится в лесу. А это потому, что деревья выделяют особые летучие вещества фитонциды, которые убивают бактерии. В городе воздух другой. Пахнет бензином, выхлопными газами, загрязнён частицами пыли, копоти – ведь много машин, заводов, фабрик. Дышать таким воздухом вредно – вот люди и сажают много деревьев в городах.
– Какое дерево является «городским»? Вы сейчас узнаете из рассказа ребят.
Дети: городским деревом считают тополь, так как это дерево выделяет в атмосферу столько кислорода, сколько 3 липы, 4 сосны, 7 елей. Тополя неприхотливы и быстро растут. Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем частицы грязи и пыли. Сами листья висят на длинных черешках и поэтому очень подвижны, трепещут, дрожат даже при легких порывах ветра и хорошо улавливают на свою поверхность пыль из воздуха.
Учитель: Ребята, послушайте стихотворение ( читают дети).
Воздух.
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.
Учитель: о чем это стихотворение? (о свойствах воздуха)
– А что означает слово «свойство»?
– Свойства есть у каждого вещества – это признаки, которые отличают один предмет от другого. Какие свойства имеет воздух, мы сейчас узнаем, а поможет нам в этом рабочая тетрадь.
По ходу заполнения рабочей тетради учитель вывешивает карточки со свойствами воздуха на доску: бесцветный, прозрачный, без запаха, нет вкуса, занимает весь предоставленный объем.
Учитель: Ребята, давайте дорисуем шарик и точками покажем, что воздух занял в нем все пространство. Где это свойство воздуха используется?
Дети: при надувании игрушек, мячей, плавательных кругов,
резиновых лодок.
Учитель: чтобы познакомиться с другими свойствами воздуха, нам необходимо превратиться в исследователей и проделать опыты. Можем мы изменить объем воздуха? На воздушный шарик положим книгу и придавим ею шарик, после того как мы убираем книгу, объем шарика остается неизменным.
– Теперь возьмем пустой стакан и поставим его в миску с водой. Почему вода не поднялась выше?
В стакане молекулы воздуха сопротивляются и не дают воде подняться выше. Какой вывод можем сделать?
Дети вместе с учителем в рабочей тетради делают вывод о том, что воздух сопротивляется изменению объема, и записывают его в тетрадь. Такое свойство воздуха называют упругостью.
Наблюдаем в рабочей тетради за шариком, который надели на сосуд, стоящий в горячей воде. Шарик будет надуваться, так как, при нагревании молекулы воздуха движутся быстрее, при этом часто сталкиваются и отскакивают на большие расстояния. Поэтому промежутки между молекулами увеличиваются – воздух расширяется.
При охлаждении воздух в шарике будет сжиматься.
Записываем результаты в рабочую тетрадь. Свои наблюдения вы зарисуете дома.
Учитель: Ребята, нам ещё предстоит ответить на вопросы в рабочей тетради:
– Что находится между стеклами в двойных рамах? Для чего?
– Какое снежное «одеяло» теплее: пушистое или утоптанное?
– Почему на холоде воробьи сидят нахохлившись?
– Чем греет меховая шуба?
Делаем вывод и записываем его: воздух плохой проводник тепла и холода.
Учитель: Ребята, наши наблюдения за воздухом заканчиваются. Что же такое воздух? Какие свойства воздуха вы узнали на уроке?
Итог урока на доске:
ВЕЩЕСТВА
ЖИДКИЕ ГАЗООБРАЗНЫЕ ТВЕРДЫЕ
ВОЗДУХ
ПРОЗРАЧНЫЙ
БЕСЦВЕТНЫЙ
БЕЗ ЗАПАХА
ЗАНИМАЕТ ВЕСЬ ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ ОБЪЕМ
УПРУГИЙ
ПРИ НАГРЕВАНИИ РАСШИРЯЕТСЯ
ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ СЖИМАЕТСЯ
ПЛОХО ПРОВОДИТ ТЕПЛО
Источник
Урок окружающего мира. 4 класс. 26.11.2014
Учитель: Макарова Е.В. МОАУ СОШ №16.
Тема: Как человек использует свойства воздуха.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели и задачи:
Образовательные:
– сформировать понятие о воздухе: его составе и свойствах;
– рассмотреть примеры использования человеко воздуха.
.Метапредметные:
– развивать умение наблюдать, проводить опыты, наблюдать за ходом и результатами опыта; выводы и умозаключения;
– развивать интерес к предмету;
– создавать условия для высказывания аргументированного мнения;
– развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;
обобщать полученную информацию в виде кластера;
– воспитывать коммуникативные умения, культуру повеления.
Личностные:
– формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, в группах;
– воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, веру в свои силы.
– воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь
Ведущий вид деятельности: продуктивный
Методы работы: деятельностный метод, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические (опыты)
Формы работы: фронтальная, групповая (дети рассажены по группам), самостоятельная.
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант управляющий опытно-поисковой работой.
Педагогические технологии:
– деятельностный метд обучения;
– объяснительно – иллюстративного обучения;
– педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ – технология (презентация).
Материал к занятию: Учебник «Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс.» А.А.Вахрушев
Оьорудование:
1. Презентация к уроку
2. Веер, банка и стакан с водой, шприц, пустой пакет, шарики.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (5 минуты)
Проверка домашнего задания.
Мы рады всем гостям. Вы сможете посмотреть урок окружающего мира.
Чем активнее и организованнее мы будем работать, тем больше интересных вещей я вам смогу показать и рассказать. Хотите узнать больше? Тогда работаем!
– Что существует миллионы лет, является основой жизни на земле, используется человеком и до сих пор не закончилось? (вода)
-Вспомним свойства воды и как человек их использует. (Фронтально):
– Как называется водная оболочка земли?
– Какую роль играет вода в жизни живых организмов?
– Назовите основные свойства воды.
– Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек?
– Почему гайка , опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная в воздухе?
– Где человек использует выталкивающее свойство воды?
– Какое свойство воды используется при стирке ?
– Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв?
– Какое свойство воды используется в паровом двигателе?
– Назовите три состояния воды. Приведите примеры их в природе.
Индивидуально на карточках:
Соедините с помощью стрелок свойства воды и способы их использования.
Текучесть Паровой двигатель
Обладает выталкивающей силой Подслащивание пищи
Свойство сообщающихся сосудов Водяное колесо, турбина электростанции
Расширяется при нагревании Изобретение кораблей
Растворитель Водопровод
2. Актуализация знаний , фиксация затруднения, постановка целей урока.
Построение проекта выхода из затруднения (3 минуты)
– Что еще существует миллионы лет, используется человеком и до сих пор не закончилось? (воздух)
– Попробуйте из моего вопроса и предыдущей темы сформулировать тему сегодняшнего урока.
Тема: Как человек использует воздух и свойства воздуха.
– Собственно сегодняшняя тема – основной вопрос, на который нам предстоит ответить. Можете ли сразу дать полный развернутый ответ?
– Каковы будут цели урока?
Цели урока: 1) Узнать (повторить), что такое воздух, его использование.
2) Узнать (повторить) свойства воздуха и их применение человеком.
– Какой предложите план работы над темой?
1) Вспоминаем то, что знаем
2) Опыты, наблюдения – сводная таблица
3) Выводы
3. Реализация проекта выхода из затруднения (7 минут)
– Вспоминаем то, что знаем:
– Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)
– Что такое воздух? (смесь газов)
– Была бы возможна жизнь на Земле без этой воздушной оболочки? Почему?
– Как используют воздух животные и растения? (все живые организмы дышат, используя кислород воздуха)
– Как питаются растения? (растения используют углекислый газ, находящийся в воздухе в процессе фотосинтеза для создания органических веществ и выделяют кислород)
– Почему без воздуха организмы не проживут и 5 минут? (воздух нельзя запасти впрок)
– Какую еще роль выполняет атмосфера земли? (атмосфера защищает поверхность Земли от перегрева и переохлаждения; благодаря озоновому слою, защищает от губительных ультрафиолетовых лучей).
– Какие свойства воздуха вы уже знаете? ( без вкуса, без цвета, без запаха)
– Предложите, как можно проверить, что воздух – существует, это не пустое место? Возможно, ли его все же почувствовать, потрогать, увидеть? Рассмотрите предметы, представленные у меня на столе (веер, ёмкость с водой и пустой стакан, пустой пакет). Предположите, как их можно использовать при доказательстве.
Опыт 1.
Помахать перед лицом веером (тетрадью). Что почувствовали? (прикосновение)
– Проверьте прикосновение, движение воздуха с помощью подручных средств, которые есть на парте у каждого? (помахать тетрадью) – почувствовали
– При движении, воздух – осязаем.
Опыт 2.
Перевернутый вверх дном стакан опустить в ёмкость с водой.
– Почему вода не попадает в стакан? (там находится воздух – воздушный колокол)
– Немного наклоню стакан. Что произошло? (воздух в виде пузырей вышел из стакана, поднялся над поверхностью воды)
Опыт 3.
Поймать в пустой полиэтиленовый пакет воздух.
– Итак, вывод: воздух – это газ, он окружает нас…повсюду. Воздух не имеет постоянной формы и стремиться заполнить весь доступный ему объем.
– Вспомните первый опыт с веером. Что такое ветер? (ветер – это перемещение воздуха)
– Подумайте, как человек может заставить ветер помогать себе?
(ветер надувает паруса – уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах, ветряные мельницы, ветряные двигатели электростанций – самый чистый способ получения электроэнергии)
– таблица
Откройте учебник на стр. 89. Иллюстрации показывают использование силы ветра человеком.
-Кто помнит: как возникает ветер? (ветер перемещается из менее теплых областей в более теплые.
– Вспомните свои наблюдения как вы когда-нибудь сидели у костра. Что делает теплый воздух от костра с легкими частицами пепла? (поднимает их вверх)
– Следовательно, теплый воздух поднимается, перемещается из менее нагретого участка к более нагретому.
– Вспомните, где у нас в помещениях устанавливают батареи и форточки, почему? (внизу, чтобы теплый воздух равномерно распределялся по всему объему помещения)
– Мы поговорили о поведении теплого и холодного воздуха. А с каким свойством воздуха это связано, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?
( при нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается)
Опыт 2.
Пронаблюдайте еще один опыт, подтверждающий это свойство. Вика провела и зафиксировала его дома по причине ограниченности времени на уроке.
На пластиковую бутылку, внутри которой находится воздух, одеваем шарик. Сначала мы погружали конструкцию в таз с горячей водой. Через некоторое время, причем достаточно продолжительное, шарик начал надуваться. Это значит, что воздух не стал помещаться в бутылке, он расширился при нагревании и начал надувать шарик. Затем мы опустили нашу конструкцию в таз с холодной водой. Постепенно шарик начал сдуваться – ему стало хватать места в бутылке. Значит при охлаждении воздух сжимается.
Вывод: При нагревании воздух расширяется и становится легче, поднимается вверх. При охлаждении – сжимается, становится тяжелее и опускается вниз. – таблица
– Кто догадается, как еще люди научились использовать свойство теплого воздуха подниматься вверх? (воздушные шары) – таблица
– Вспомните, какая сила выталкивает бревно из воды? Подумайте, почему воздушные шарики, наполненные водородом улетают в небо. какая сила заставляет более легкие, чем воздух предметы, подниматься вверх?
(выталкивающая сила ) – таблица
– Началом эры воздухоплавания можно считать 1783 год, когда братья Монгольфье поднялись в небо на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Однако главный недостаток воздушного шара – его слабая управляемость. В конце ХIX века изобретатели сконструировали летательные аппараты, которые могли передвигаться с помощью воздушного винта, приводимого в действие двигателем. Это были дирижабли, заполненные водородом. Они имели огромные размеры. Так, например, дирижабль, построенный немецким изобретателем фон Цеппелином имел в длину 128 м, а в ширину – почти 12 м. Но будущее было за другим видом летательных аппаратов
Опыт 3.
Бросить листик бумаги в воду.
– Почему лист не остался висеть в воздухе, но лежит на поверхности воды?
(воздух – менее плотное вещество, малая плотность) – таблица
– Можно ли опереться на воду? При каких условиях? Предположите, можно ли опереться на воздух, при каких условиях?
(увеличить площадь опоры, уменьшить вес, развить большую скорость)
– Зато и сопротивление движению в воздухе оказывается минимальным, так что скорость передвижения в воздухе становится менее ограничена.
– Как, по-вашему, человек научился использовать низкую плотность воздуха ? (самолеты, вертолеты, ракеты – перемещение на значительные расстояния с большой скоростью)
– Появление авиации стало возможным тогда, когда мощность двигателей и в то же время легкость материалов для конструирования достигли определенного уровня. Первый самолет с двигателем братьев Райт взлетел в небо в 1903 году. Люди научились использовать само воздушное пространство.
– Рассмотрите иллюстрации на стр. 90: Как называются эти летательные аппараты?
– Используйте свой жизненный опыт, предположите. Как моя кофточка может быть связана с темой урока?
(воздух плохо проводит тепло- низкая теплопроводность) – таблица
– Какое утверждение, по-вашему, правильное: одежда греет тело, или одежда нагревается от тела?
– Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло. Когда холодно, звери поднимают шерсть, птицы – перья, а человек надевает вязаную кофточку. Шерстяные вещи, пуховики, шубы создают между телом и внешней средой толстую воздушную прослойку. которая не дает телу терять тепло. Таблица – шерстяные вещи.
– Где еще человек использует низкую теплопроводность воздуха? (встать у окна)
(двойные оконные рамы в домах, находящийся между ними воздух позволяет сохранить тепло в домах) – таблица
– Учебник предлагает нам познакомиться с еще одним свойством воздуха и
провести для этого такой опыт:
Опыт 4. (проводит ребенок у доски)
Возьмем пластиковый шприц без иглы, поставим поршень в среднее положение. Зажав пальцем отверстие для иглы, попробуем сжать и растянуть воздух. Сделайте вывод.
(Вывод: Приложив усилие, воздух можно сжать и растянуть, но он стремится сохранить первоначальный объем.)
– Такое свойство называется – упругость – таблица.
– Где можно использовать упругость накачанного воздуха?
( надувные матрацы, автомобильные шины, мячи) – таблица
– Итак, посмотрите какая сводная таблица использования свойств воздуха у нас получилась.
К этой таблице я хочу добавить, что люди научились использовать не только свойства воздуха, но и газы, входящие в его состав.
– Посмотрите на диаграмме какие еще газы, кроме названных сегодня кислорода и углекислого газа входят в состав воздуха.
Работа в группах.
Учебник нам не предлагает способов использования газов, входящих в состав воздуха. Попробуйте это сделать самостоятельно. Откройте тетради на стр. 35. Развернитесь, объединитесь в группы по четверкам. Обсудите ваши предположения. Просигнальте о готовности.
– Дополним таблицу. Как человек использует газы, входящие в состав воздуха?
Азот – азотные удобрения
Кислород – используют для сварки
Углекислый газ добавляют в воду и получают газировку
Водородом наполняют воздушные шарики
Сделаем выводы: что изучил и использует человек касательно воздуха?
(силу ветра, свойства и состав воздуха)
5. Первичное закрепление во внешней речи. Включение в систему знаний.
(2 минуты)
– Чтобы проверить как вы усвоили материал, предлагаю ответить на мои вопросы, сыграв в игру «Что бы было на Земле, если бы воздух … не был упругим?
– если бы воздух не перемещался, не было бы ветра?
– если бы воздухе не было углекислого газа?
– если бы воздух был более плотным, чем есть?
– если бы в воздухе не было кислород?
– Какое свойство воздуха важнее всего для мяча? Одеяла? Воздушного шара? Самолета? Парашюта?
– Какой газ, входящий в состав воздуха, поддерживает горение в печи и температуру нашего тела? (кислород, при сжигании образуется энергия и тепло, поддерживающие температуру тела и печи)
Работа в тетради (при наличии времени)
– Предлагаю поразмышлять, высказать свою точку зрения:
– Назовите предметы, которым плотность воздуха помогает (чем больше, тем лучше) –
парашют, самолет, надувной матрац, мяч, воздушные шары
– Назовите предметы, которым плотность воздуха мешает (чем она меньше, тем лучше) – парусник, свитер, самолет, ракета
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (3 минуты)
Работа в тетради. Стр. 34. № 2
– Напишите какие свойства воздуха используют
Вертолет
плотность
Двойное остекление
низкая теплопроводность
Растение
наличие в воздухе углекислого газа
Ракета
плотность
Надувной матрац
упругость
Костёр
наличие в воздухе кислорода
Проверьте свою работу по эталону.
У кого получилось без ошибок?
У кого были затруднения, каковы ваши дальнейшие действия? (внимательно прочитать, разобраться с материалом учебника дома)
7. Рефлексия учебной деятельности. (3 минуты)
Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.
Какова была цель сегодняшнего урока? (Узнать, как человек использует воздух)
Достигли ли цели? Докажите:
– Что кроме свойств воздуха научились использовать люди? (воздушное пространство, силу ветра, составные части воздуха)
– Какие свойства воздуха запомнили?
– Кто доволен уроком и собой на уроке?
– У кого мои вопросы еще вызывали затруднения? – внимательно поработать дома
– Кто очень доволен и уроком и собой?
Спасибо за урок. Спасибо за внимание.
Или блиц-опрос:
– Что такое воздух?
– Какие газы входят в состав воздуха
– Имеет ли воздух определенную форму и объем
– Как называется воздушная оболочка земли
– Что использовали люди в древности для путешествий на парусниках по морям
– Что делает воздух при нагревании
– Почему не падают самолеты. Вертолеты
– Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, мячах
– Какой газ используют при производстве газировки
– Сколько человек может прожить без воздуха
– Воздуха на земле много, всем хватит, о нем не стоит заботиться
Опыт 6. Воздух имеет вес, массу.
Возьму 2 одинаковых шарика. Один из шариков – надут воздухом, другой – нет. Оба шарика привязаны к концам палочек. Положу палочку с не надутым шариком на край стола так, чтобы он находился в равновесии. Помечу место пересечения со столом. Точно так же положу палочку с надутым шариком. Что произошло? (надутый шарик с воздухом перевесил)
– Следовательно?…(воздух имеет вес, массу)
– Если воздух имеет вес, значит он давит на Землю.
– Ветер дует из области высокого давления в область низкого давления (если на тебя давят, хочется убежать, уйти в область менее сильного давления). Область высокого давления обычно наблюдается в области с холодными воздушными массами, а низкое – с теплыми.
Личностные:
осознанное
отношение
к учению
Познавательные:
– сравнение
– синтез
– структуриро
-вание знаний
– выдвижение
гипотез
Познават-е:
– постановка
проблемы
– выдвижение
гипотез
Регулятивные:
-целеполагание
– планирование
– знаково-
символическое
моделирование
Познавательные:
– структуриро-
вание знаний
– выдвижение
гипотез
Познавательные:
– структуриро-
вание знаний
Регулятивные:
– контроль
– оценка
– коррекция
– волевая
саморегуляция
Коммуника-
тивные:
– выражать
свои мысли
в партнерстве
Регулятивные:
– волевая
саморегуляция
– самооценка
Познавательные:
– рефлексия
познавательного
процесса
Регулятивные:
– волевая
Саморегуляция
– контроль,
– самооценка
Познавательные:
– рефлексия
познавательного
процесса
Источник