Какие свойства воздуха используют окружающий мир 4 класс
Урок по теме:
«Как человек использует свойства воздуха».
Окружающий мир.
Учитель: Шитцылова Н.Н.
Объект: 4А класс
МОУ УНОШ №2
26 февраля 2009г.
Цель:
Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.
Развивать речь, мышление, умение проводить опыты, делать вывод., умозаключения.
Развивать коммуникативные способности.
Оборудование:
Веера, банка с водой, стакан , керосиновая лампа, бумажная салфетка, спички, шприцы, вырезанные из бумаги шары красного, зеленого и синего цвета.
Ход урока:
I.Проверка домашнего задания.
– Как называется водная оболочка земли?
– Какую роль играет вода в жизни живых организмов?
– Сколько может прожить без воды человек?
– Назовите основные свойства воды.
– Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек?
– Почему гайка , опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная в воздухе?
– Чему равна выталкивающая сила? Где человек использует это свойство?
– Почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа?
– Какое свойство воды используется при стирке ?
– Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв?
– Какое свойство воды используется в паровом двигателе?
– Назовите три состояния воды. Приведите примеры их в природе.
II. Постанова проблемы и актуализация знаний.
Слайд №1.
– Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и его свойствах.
Слайд №2.
– Ответьте на вопросы в начале учебника.
– Почему без атмосферы не возможна жизнь на других планетах и на земле?
– Почему люди не могут полететь к другим планетам?
– Что мы знаем о воздухе?
– Как доказать, что воздух не пустое место?
ОПЫТ №1.
– Помашите веером перед лицом. Что вы почувствовали? (Прикосновение , хотя веер до нас не прикасался. Значит между веером и лицом что-то есть. Это воздух.
ОПЫТ №2.
– Перевернем стакан вверх дном и медленно опустим его в банку с водой. Попадет ли вода в стакан? Почему? Ответ: Нет. Препятствует воздух.
– К какому из трех состояний веществ относится воздух?
– Что такое атмосфера? Населена ли она ли она живыми веществами? Какими?
– Как используют воздух животные и люди?
– Как используют воздух растения?
– Все живые организмы состоят из воды и воздуха. Какой газ воздуха поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи?
-Сколько может человек прожить без воздуха и почему?
Слайд №3.
– Мы так много знаем о воздухе, атмосфере. На какие вопросы можно еще получить ответ? (Предположения.)
Слайд №4.
III. Открытие новых знаний.
Диалог Миши и Лены(стр. 24)
– Что произойдет с планетой Земля, если исчезнет атмосфера?
– Какую роль выполняет атмосфера ?
Ответ: Воздух образует воздушную оболочку, которая окружает земной шар и с помощью озонового слоя защищает поверхность Земли от губительного облучения.
– Прочитайте ЗАДАНИЕ №1 НА СТР. 24.
Слайд № 5 .
Доклад на тему «Круговорот воды в природе»
Ответ: Вода океанов испаряется и в виде облаков переносится ветрами в другие места, где выпадают дожди, питаются реки.
Загадка:
- Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица.
2.Бырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает.
Людей с ног сбивает.
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер.)
– А что такое ветер?
– Как возникает ветер?
Ответ: Участки земной поверхности нагреваются по- разному: ветер дует от менее нагретого участка к более нагретому.
– Что случилось , если бы не стало ветра?
– Прочитайте текст на стр. 24. Последний абзац.
– Человек издавна научился использовать ветер как источник энергии.
– Рассмотрите иллюстрации (Слайд №6). . Как человек использует ветер? Прочитайте верхний абзац.
– Человек изобрел парус, который позволил ему отправиться в путешествие. Уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах.
– В Средние века строились ветряные колеса для работы по хозяйству.
Однако и в современности ветряной двигатель играет большую роль, так как в отличие от других источников он не загрязняет атмосферу.
– Почему возможно летать на воздушных шарах?
(Слайд №7)
,
– Одним из способов передвижения по воздуху является воздушный шар, заполненный более легким, чем воздух газом или просто нагретым воздухом. Началом эры воздухоплавания следует считать 1783 год, когда братья Монгольфье поднялись в воздух на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Возможность передвижения по воздуху летательных аппаратов связана с тем , что воздух обладает выталкивающей силой.
– Так какой силой обладает воздух?
– Прочитайте текст «Для любознательных» на странице25
Опыт №3.
Над зажженной керосиновой лампой держу бумажную салфетку.
Что наблюдаем?
Почему поднимается салфетка?
– Какова температура воздуха над лампой?
– Так что происходит с воздухом при нагревании?
– Где используется это свойство воздуха?
– Прочитайте текст на странице 25 (последний абзац).
Слайд №8.
ВОЗДУХ ПРИ НАГРЕВАНИИ РАСШИРЯЕТСЯ. ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА,
– Однако главный недостаток воздушного шара – его слабая управляемость. Лишь самолеты обеспечили людям возможность передвигаться на большие расстояния с большой скоростью.
– Плотность воды 1000 кг/м3,
Плотность воздуха 1,29 кг/м3.
– Что плотнее воздух или вода?
– Можно ли опереться на воду? При каких условиях?
– А опереться на воздух? При каких условиях?
– Где применяется это свойство?
Слайд № 9.
Прочитайте текст на странице 26 (верхний абзац).
О каком ещё свойстве воздуха вы узнали?
Слайд № 10.
НИЗКАЯ ПЛОТНОСИЬ,
– Почему самолеты развивают скорость до 800-900 км/ч, а корабли чуть больше 100 км?
Слайд № 11. Зачем птицам перья, зверям шерсть, а нам свитер?
– Почему рамы двойные? Что между стеклами?
– Прочитайте текст на странице 26 (нижний абзац).
– Выполните задание № 2.
Благодаря низкой плотности воздуха он обладает ещё одним свойством: плохо проводит тепло. На этом свойстве основано создание человеком теплых вещей. Шерстяные вещи и шубы сохраняют в себе толстую воздушную прослойку, которая не дает телу потерять тепло.
Слайд № 12.
ПЛОХОЙ ПРОВОДНИК.
Физкультминутка.
-Чтобы познакомиться с ещё одним свойством воздуха, проведем опыт, который нам предложили в задании № 3 на странице 26.
Опыт № 4.
– Возьмите пластмассовый шприц (без иглы) и поставьте его поршень в среднее положение. Крепко зажав пальцем отверстие для иглы, попробуйте задвинуть и вытянуть поршень.
– Какой вывод? (страница 27). Слайд №13.
На этом свойстве основано использование воздуха в автомобильных шинах, мячах, надувных матрацах.
– Как называется это свойство?
Слайд № 14.
УПРУГОСТЬ.
– Давайте вспомним, о каких свойствах воздуха мы узнали?
Свойства воздуха:
– расширение при нагревании;
– плохо проводит тепло;
– низкая плотность;
– упругость.
– Воздух – это одно вещество или смесь газов?
– Из чего состоит воздух?
В воздухе содержится: Слайд № 15.
21% кислорода
78% азота
0,9% благородных газов и
0,03% углекислого газа.
Выступление об использовании газов, входящих в состав воздуха. Слайд № 16.
Текст «Для любознательных» страница 27.
IV. Первичное закрепление.
Как человек использует свойства воздуха?
Слайд № 17.
Где человек использует газы, входящие в состав воздуха? Слайд №18.
V. Домашнее задание:
Параграф 20, задания №4, 5,6,10.
Приложение.
Ответы на вопросы в конце урока.
– Какие свойства воздуха важнее всего для мяча, одеяла, парашюта?
Для мяча – упругость,
Для одеяла _ слабое проведение тепла,
Для парашюта – плотность.
– Откуда берутся вещества, из которых состоят живые вещества? Какой именно газ воздуха создает основу всех органических веществ?
Ответы: Живые организмы состоят из органического вещества. Растения создают органические вещества из углекислого газа и воды. Поэтому основной газ, из которого состоят тела живых организмов – углекислый газ.
– Какой газ поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи? Каким образом?
Ответы: Высокая температура нашего тела поддерживается за счет тепла, полученного при окислении пищи. Это становится возможным благодаря кислороду. Кислород обеспечивает и горение дров в печи.
Задания № 4,5,6
Задание №7.
– Какой рисунок вы не раскрасите? (Ракету.)
Задание №8.
Для улавливания даже слабого ветерка и увеличения грузоподъемности парашюта и планера надо увеличить площадь опоры и уменьшить вес.
Задание № 9.
Из азота делают удобрения.
Кислород используют для сварки.
Углекислый газ – добавляют в газированную воду.
Водородом заполняют воздушные шары.
Задание №10.
– Какая сила поднимает в воздух воздушные шары?
Ответ: Воздушные шары поднимает выталкивающая сила.
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка
Конспект урока по окружающему миру
в 4 классе
«Свойства воздуха»
подготовила
учитель начальных классов
Шкут Елена Васильев
г. Липецк
2015 г.
Задача.
Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.
Цели:
формировать знания о свойствах воздуха;
развивать умение анализировать, ориентировать явления и события по отношению к пространству;
подвести учеников к мысли, что Землю рассматриваем как наш общий дом; к распространению принципов человеческой морали на всю нашу планету и даже ближайший космос.
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, хим. посуда, шприц, спиртовка,
капроновая лента, пробирка.
I Организационный момент.
А теперь проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку « 5 ».
II Постановка проблемы и актуализация знаний.
Учитель: посмотрите дети, как вы думаете, что у меня в этой пробирке?
Дети: ничего в ней нет. Пусто.
Учитель: пусто говорите? Что ж, давайте проверим.
(Учитель опускает пробирку в химическую чашу с водой.)
Что наблюдаете?
Дети: мы заметили пузырьки.
Учитель: верно, из пробирки «побежали» пузырьки. А вы говорите –
пусто. Так что это за невидимка сидел в пробирке?
Дети: наверное, воздух.
Учитель: а для чего нужен воздух животным, растениям.
Слайд №2 «птица, лошади»
Дети: все живые организмы дышат, используя О2 воздуха.
Растения употребляют воздух для поглощения
СО2, используя в фотосинтезе. Воздушная оболочка окружает
земной шар и защищает Землю. Для птиц воздух среда обитания.
Слайд №3 «Земля»
Диалог.
Лена: Миша, а могут ли люди, животные, растения жить на других
планетах Солнечной системы?
Миша: вряд ли, ведь для жизни нужна вода и воздух – как на Земле.
Ученик: а я не согласен с Мишей. Атмосфера есть у некоторых
других планет Солнечной системы. Например, у Венеры и
Марса. Атмосфера там есть, а жизни нет. Почему?
Учитель: а ведь Коля прав.
Дети: атмосфера – воздушная оболочка Земли, защищает нас от
губительных космических лучей, от перегрева солнцем
и от переохлаждения.
Учитель: учёные называют воздух – атмосферой Земли. В атмосфере
Земли много О2. И только на Земле есть настоящие фабрики
кислорода – РАСТЕНИЯ. Они превращают в кислород
непригодный для дыхания углекислый газ и воду с
помощью солнечного света.
А теперь посмотрим на экран.
Слайд №4 «Парусник, дельтаплан, мельница».
Учитель: назовите предметы, которые вы видите.
(Ответы детей.)
– Что приводит в движение колесо мельницы, парусник,
дельтаплан?
Ученики: ветер.
Учитель: а давайте пригласим его к нам в гости. Как? Очень просто. Нажмём
кнопку вентилятора. Ишь, как зажужжал! Дует – чувствуете?
Вот мы и вызвали ветер. Вентилятор, он же ветродуй. Потому что
слово ВЕНТУС в переводе с латинского языка означает «ветер».
Оказывается, человек издавна научился использовать поток воздуха,
как источник энергии. Он изобрёл парус. Уже 2- 3 тысячи лет назад
египтяне плавали по Средиземному морю на парусных судах. В
средние века строились ветряные колёса (современное название –
мельница), которые помогали человеку по хозяйству. И в
современности ветряная электростанция играет всё большую роль
(на слайде появляется ветряная электростанция), т.к. это самый
«чистый» способ получения энергии – не происходит загрязнения
окружающей среды, в частности воздуха, один из принципов
экологического хозяйства.
Учитель: на прошлых уроках мы уже с вами говорили, что помимо 4 океанов есть ещё 5-ый «воздушный», и он очень похож на водный. Мы
живём на дне этого океана. Но и здесь на все предметы действует
выталкивающая сила. Конечно, она мала, но достаточна, чтобы
поднять предметы тяжелее, чем воздух (т.к. воздух хоть и лёгкий,
но тоже имеет вес.) Вспомните шарики, которые вам покупают
родители на праздники, стоит отпустить верёвочку, и шарик
взмывает вверх. Сравните с шариками, которые мы надуваем сами.
Они лишь перемещаются под действием потока воздуха или от
прикосновения. Объясните почему?
Дети:
Учитель: сейчас мы с вами проведём опыт, который поможет нам раскрыть
тайну шариков. Вы следите за происходящим, и как самые
настоящие учёные объясните, что будет происходить с ленточкой.
(Учитель над пламенем спиртовки держит капроновую ленту,
и её края приподнимаются.)
– Что заметили?
– Почему приподнимаются края?
– Почему тёплый воздух перемещается вверх?
(Он становится легче.)
– А почему становится легче?
(При нагревании расширяется.)
(Если дети сразу выведут свойство воздуха, что при нагревании
расширяется, то формулируем тему урока. А если ученики
испытывают затруднение, то продолжаю подводящий диалог.)
Учитель: вспомните, что происходит с водой при нагревании? (Расширяется)
Следовательно …
Дети: воздух тоже расширяется.
Учитель: помогите мне сформулировать тему урока. (Доска)
КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ СВОЙСТВА ВОЗДУХА.
Учитель: откройте учебник на стр.25. Найдите последний абзац. Прочитайте
и после расскажите, как использует человек свойство воздуха при
нагревании.
Доска (1-ое свойство воздуха).
Учитель: так как же использует это свойство человек? Посмотрим на наш
волшебный экран.
Слайд № 6 «Шары».
Учитель: а ещё это свойство человек использует в работе реактивных
двигателей самолётов, которые обеспечили людям возможность
передвигаться на значительные расстояния с большой скоростью.
– А почему самолёт не падает?
Дети: потому что он двигается.
Учитель: посмотрим на экран.
Слайд № 7 «Самолёт, вертолёт».
Самолёт поднимается за счёт подъёмной силы, создаваемой при
движении с большой скоростью на крыле, имеющим особую форму.
Хоть воздух и имеет низкую плотность, на него можно опираться,
если двигаться с большой скоростью. Это свойство воздуха было
использовано при создании вертолёта, дельтаплана, параплана.
Доска (2-ое свойство воздуха).
= ФИЗМИНУТКА=
Учитель: наряду с тем, что воздух имеет низкую плотность,
расширяется при нагревании,
мы узнаем ещё одно замечательное его свойство.
А поможет нам в этом правильно выполненное задание №2 на стр.26
Прочитайте.
Слайд № 8 «Задание № 2»
Дети: ответы детей.
Учитель: а теперь посмотрим, что покажет нам помощник – экран.
А почему же одежда нагревается от тела, а не наоборот?
Дети: ответы.
Учитель: всё верно. Наш организм выделяет тепло, энергию. А из курса
окружающего мира 3 кл. вы знаете, что энергия не исчезает
бесследно. Она переходит из одного состояния в другое. Одежда
создаёт воздушную оболочку, которая плохо проводит тепло. Так
какое свойство воздуха вы вывели?
Доска (3-е свойство воздуха).
Учитель: как используют это свойство воздуха человек, животные?
Узнайте об этом из абзаца (2-го) на стр. 26.
Отвечайте, пожалуйста.
Слайд № 9 «Мальчик, птичка».
Учитель: чтобы открыть последнее свойство воздуха, с которым
познакомимся на этом уроке, проведём опыт.
(Опыт со шприцем.)
– Что наблюдаете?
– Запишите свои наблюдения на стр.27 в рамке вверху.
( Прослушиваются ответы.)
– Как же можно сформулировать это свойство воздуха?
Доска (4-ое свойство воздуха).
Учитель: где вы наблюдали это свойство воздуха?
Дети: ….
Слайд № 10 «Колесо, матрац, мяч».
Учитель: в начале урока мы говорили, что в воздухе есть О2, необходимый
для дыхания человеку, животным;
СО2, поглощаемый растениями при фотосинтезе. Следовательно,
воздух – смесь газов: О2, СО2, N2 и других. Об их применении
вы узнаете из рубрики «Для любознательных», которую
прочитаете дома.
Какой вывод мы можем сделать?
Дети: люди научились использовать воздушное пространство, силу
ветра, свойства воздуха и его составные части.
III. Практикум по самостоятельному применению и использованию
полученных знаний.
Учитель: вам предстоит выполнить задание 7 на стр.29.
Прочитаем (вслух). Самостоятельное выполнение.
А теперь проверим.
Самолёт – плотность,
Мяч – упругость,
Воздушный шар – выталкивающая сила, расширение при нагревании,
Свитер – плохо проводит тепло,
Парус – движение воздуха (сила ветра),
Ракету – не закрасили.
Дополнительное задание № 9.
IV Комментирование отметок.
Домашнее задание: Параграф 20, задание 8, 10.
V Итог урока.
-Что нового узнали?
-Какие свойства воздуха человек использует?
После ответов – Слайд № 11. Состав воздуха
Учитель: человек широко использует свойства воздуха, его составные части.
Но он должен помнить, что он не только потребитель, но и
хозяин всех богатств, которыми щедро одарила его природа.
Поэтому, нельзя загрязнять атмосферу воздуха дымом, который не
прошёл сквозь специальный очистительный фильтр. Большой вред
наносят окружающей среде и курильщики, т. к. дым от сигарет,
тоже загрязняет атмосферу.
Для сведения:
г. КАРАБАШ. Челябинской обл.
Медеплавильный комбинат. Самый грязный город мира – «ЧЕРНАЯ ТОЧКА ПЛАНЕТЫ».
Учитель: спасибо за урок. Слайд № 12.
Мы не прощаемся, а говорим всем:
«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!!!»
Список использованной литературы
1. Вахрушев А.А., Окружающий мир. 3 класс. 2-М.: Изд. «Баласс» 2015
2. Эрдаг Ф. Всё обо всём. Потомучка., М.:ООО «Издательство Астрель» 2014
3. Барашков А. Физика. Справочник школьника. М.; Филологическое общество «Слово», 1995
Источник
– Отгадайте загадку:
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
– Пытаются отгадать, отгадывают. Это воздух.
– Правильно. А что мы знаем о воздухе?
1. О каких свойствах воздуха говорится в загадке? (Прозрачный, невидим, легкий, бесцветный газ) – первая строка левой части таблицы – СЛАЙД
2. Каким образом можно доказать, что воздух не пустое место? (Помахать руками перед лицом) И что мы почувствуем? (Прикосновение, хотя веер лица не касался. Значит, между веером и нами есть воздух)
3. Как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера) – вторая строка левой части таблицы – СЛАЙД
4. Какую роль играет атмосфера на нашей планете? (Защищает от перегрева, переохлаждения, падения метеоритов, космических лучей) – третья строка левой части таблицы – СЛАЙД
5. Сможет ли человек прожить без воздуха? (Нет, воздух необходим для дыхания) – четвертая строка левой части таблицы – СЛАЙД
– Итак, вот как много мы знаем о воздухе! – СЛАЙД
– А сегодня мы познакомимся с воздухом-незнакомцем…
– Заинтересованно: А что это значит? – И проч.
– Удивились? Хотите докажу, что воздух до конца вам не знаком?
– Соглашаются.
– Ну вот, например, вопрос – какие еще есть у воздуха свойства? Или – Как человек использует эти свойства помимо дыхания?…
– Не знаем.
– Это и станет темой сегодняшнего урока: КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ СВОЙСТВА ВОЗДУХА. – правая часть таблицы «Хотим узнать» – СЛАЙД
– Начнем…
– По ходу урока мы будем заполнять схему – «скелет рыбы», – которая напечатана на листах у вас на столе. А первая парта – имена ребят – будут заполнять схему прямо на компьютере.
– Голова нашего скелета – наша сегодняшняя тема. Как она звучит? Записываем в верхний треугольник.
– Записывают шапку: Как человек использует свойства воздуха.
– На левых веточках мы будем записывать свойства воздуха, на правых – методы использования этих свойств человеком.
Прозрачную стеклянную бутылочку со вставной трубкой опустим в горячую воду (бутылка может заранее находится в горячей воде) и через 1-2 минуты быстро вынем и опустим трубочкой вниз в стакан с подкрашенной водой. Образуется цветной фонтанчик.
– Подумайте – почему образуется фонтанчик?
– Объясняю: когда мы опустили бутылочку в горячую воду, воздух в ней нагрелся, расширился и вышел из нее – в бутылке образовалось разряженное пространство – и вода стала поступать внутрь.
– Итак, какое свойство воздуха мы наблюдали в этом опыте? (Воздух при нагревании расширяется)
– Подобное явление мы часто наблюдаем в жизни. Например, костер. (Над костром тепло, рядом с ним не так – это потому, что теплый воздух, т.к. он легче, поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.
– А где может быть использовано это свойство? (Полет на воздушном шаре)
– Заполните схему: свойство – воздух расширяется при нагревании – и где человек использует это свойство.
– Заполняют верхние веточки «скелета».
– О каком природном явлении идет речь в загадке?
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает.
Слышишь его,
Да не видишь его.
– Что это такое? (Ветер)
– Ветер – это ни что иное, как движение воздуха.
– Давайте узнаем, как возникает ветер. – Просмотр видеосюжета.
Участки земной поверхности нагреваются солнцем по-разному, поэтом и воздух нагревается неравномерно. В жарком поясе (на Экваторе), где поверхность Земли нагревается быстро, воздух становится легким и поднимается вверх. Постепенно он перемещается к Северному и Южному холодным полюсам. Достигнув широт умеренного пояса, он охлаждается и опускается вниз. Т.Е. ветер дует от менее нагретого участка к более нагретому.
– Что происходит с воздушными массами благодаря ветру? (Ветер переносит тепло и влагу по всей поверхности Земли. Без ветра вся суша превратилась бы в пустыню)
– Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе?
– Ответы: ветряные мельницы, двигатели и электростанции, ветер надувает паруса кораблей.
– Записываем свойство – движение воздуха – ветер – и как человек использует это свойство.
Плотность воды – 1000 кг/куб.м
Плотность воздуха – 1,29 кг/куб.м
– Что плотнее – воздух или вода?
– Можно ли опереться на воду? Казалось бы, нет. НО водному лыжнику это удается… т.к. он развивает достаточную для этого скорость.
– А можно опереться на воздух?
– Нет.
– А если так же, как и в случае с водой, развить достаточную для этого скорость?… Оказывается и это можно. При каких обстоятельствах?
– Самолеты и вертолеты.
– Записываем: свойство воздуха – какое? – и как человек это свойство использует.
– Самостоятельно формулируют и записывают.
– А вот теперь поразмышляйте вот над чем: какие варежки теплей – матерчатые или пуховые? Почему звери и птицы (да и люди) надевают к зиме теплые пушистые шубки? Ну или – зачем снегом укрывают кусты, грядки, поля?
– Рассуждают вслух.
– Учебник – стр.26 (2 абзац)…
– Формулируют вместе – воздух обладает еще одним свойством – сохранять тепло, не пропускать холод.
– Ищем в тексте – где человек использует это свойство? (рамы в окне, термос, теплые шерстяные вещи) – Заполняем четвертый уровень нашего «скелета».
– Заполняют.
– Чтобы познакомиться с еще одним свойством воздуха, проведем опыт, который нам предложили в 3-ем задании, стр.26.
– Какой вывод? (стр.27)
– Как называется это свойство? (Упругость)
– Где человек его использует? (Автомобильные шины, мячи, надувные матрацы)
– Заполняем пятый уровень «скелета».
– Какой вывод можно сделать после заполнения всей схемы?
– Люди научились использовать свойства воздуха. Воздух играет большую роль в жизни человека и других организмов.
– Запишем это в нижний треугольник – основании нашего «скелета».
– Записывают.
– Теперь посмотрим, что получилось у первой парты, которая работала с компьютером. – через проектор выводится заполненная ребятами схема – проверка.
– Все правильно – у остальных должно быть заполнено точно так же. Эти схемы мы вклеим потом в тетрадь.
– Мы с вами увидели, что воздух обладает очень важными свойствами, необходимыми человеку, всем живым организмам, всей нашей планете.
– Давайте попробуем вместе составить известный нам уже синквейн на эту тему. Пример:
Воздух.
Невидимый, полезный.
Перемещается, расширяется, греет.
Очень интересная и полезная информация.
Жизнь.
– Что ж, урок подошел к концу. Спасибо вам ребята, было очень приятно с вами работать. До свидания.
Источник