Какие свойства воздуха используют окружающий мир 4 класс

Какие свойства воздуха используют окружающий мир 4 класс thumbnail

Урок по теме:

«Как человек использует свойства воздуха».

Окружающий мир.

Учитель: Шитцылова Н.Н.
Объект: 4А класс

 МОУ УНОШ №2

26 февраля 2009г.

Цель:

Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.

Развивать речь, мышление, умение проводить опыты, делать вывод., умозаключения.

Развивать коммуникативные способности.

Оборудование:

Веера, банка с водой, стакан , керосиновая лампа, бумажная салфетка, спички, шприцы, вырезанные из бумаги шары красного, зеленого  и синего цвета.

Ход урока:

I.Проверка домашнего задания.

– Как называется водная  оболочка земли?

– Какую роль играет вода в жизни живых организмов?

– Сколько может прожить без воды человек?

– Назовите основные свойства воды.

– Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек?

– Почему гайка , опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная в воздухе?

– Чему равна выталкивающая сила? Где человек использует это свойство?

– Почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа?

– Какое свойство воды используется при стирке ?

– Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв?

– Какое свойство воды используется в паровом  двигателе?

– Назовите три состояния воды. Приведите примеры их  в природе.

II. Постанова проблемы и актуализация знаний.

Слайд  №1.

– Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и его свойствах.

Слайд  №2.

– Ответьте на вопросы в начале учебника.

– Почему  без атмосферы не возможна жизнь на других планетах и на земле?

– Почему люди не могут полететь к другим планетам?

– Что мы знаем о воздухе?

– Как доказать, что воздух  не  пустое место?

ОПЫТ №1.

– Помашите веером перед лицом. Что вы почувствовали?  (Прикосновение ,  хотя веер до нас не прикасался. Значит между веером и лицом что-то есть. Это воздух.

ОПЫТ №2.

– Перевернем стакан вверх дном и медленно опустим его  в банку  с водой. Попадет ли вода в стакан? Почему?  Ответ:  Нет. Препятствует  воздух.

–  К какому  из трех состояний веществ относится воздух?

– Что такое атмосфера? Населена ли она  ли она живыми веществами? Какими?

– Как используют воздух животные и люди?

– Как используют воздух растения?

– Все живые организмы состоят из воды и воздуха. Какой газ воздуха поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи?

-Сколько может человек прожить без воздуха и почему?

Слайд №3.

– Мы так много знаем о воздухе, атмосфере. На какие вопросы можно еще получить ответ? (Предположения.)

Слайд №4.

III. Открытие новых знаний.

Диалог Миши и Лены(стр. 24)

– Что произойдет  с планетой Земля, если исчезнет атмосфера?

– Какую роль выполняет атмосфера ?

Ответ: Воздух  образует воздушную оболочку, которая окружает земной шар и с помощью озонового слоя защищает поверхность Земли от губительного облучения.

–  Прочитайте ЗАДАНИЕ №1  НА  СТР. 24.

Слайд № 5 .

Доклад на тему «Круговорот воды в природе»

Ответ: Вода океанов испаряется и в виде облаков переносится ветрами в другие места, где выпадают дожди, питаются реки.

Загадка:

  1. Гуляет в поле,  да не конь,

Летает на воле,  да не птица.

2.Бырчит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает.

Людей с ног сбивает.

Слышишь его,

Да не видишь его. (Ветер.)

– А что такое ветер?

– Как возникает ветер?

Ответ:  Участки земной поверхности нагреваются по- разному: ветер дует от менее нагретого участка к более нагретому.

– Что случилось , если бы  не стало ветра?

– Прочитайте текст на  стр. 24.  Последний абзац.

– Человек издавна научился  использовать ветер как  источник энергии.

– Рассмотрите иллюстрации (Слайд №6). . Как человек использует ветер?  Прочитайте  верхний абзац.

– Человек изобрел парус, который позволил ему отправиться в путешествие. Уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах.

– В Средние века строились ветряные колеса для работы по хозяйству.

Однако и в современности ветряной двигатель играет большую роль, так как в отличие от других источников он не загрязняет атмосферу.

– Почему  возможно летать на воздушных шарах?

(Слайд №7)

,

– Одним из способов передвижения по воздуху является воздушный шар, заполненный более легким, чем воздух газом или просто нагретым воздухом. Началом эры воздухоплавания следует считать 1783 год, когда братья Монгольфье  поднялись в воздух на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Возможность передвижения по воздуху летательных аппаратов связана с тем ,  что воздух  обладает выталкивающей силой.

– Так какой силой обладает воздух?

– Прочитайте текст «Для любознательных»  на странице25

Опыт №3.

Над зажженной керосиновой лампой держу бумажную салфетку.

Что наблюдаем?

Почему поднимается салфетка?

– Какова температура воздуха над лампой?

– Так что происходит с воздухом при нагревании?

– Где используется это свойство воздуха?

– Прочитайте текст на странице 25 (последний абзац).

Слайд №8.

ВОЗДУХ ПРИ НАГРЕВАНИИ РАСШИРЯЕТСЯ. ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА,

– Однако главный недостаток воздушного шара – его слабая управляемость. Лишь самолеты обеспечили людям возможность передвигаться на большие расстояния с большой скоростью.

– Плотность воды 1000 кг/м3,

 Плотность воздуха 1,29 кг/м3.

– Что плотнее воздух или вода?

– Можно ли опереться на воду? При каких условиях?

– А опереться на воздух? При каких условиях?

– Где применяется это свойство?

Слайд № 9.

Прочитайте текст на странице 26 (верхний абзац).

О каком ещё свойстве воздуха вы узнали?

Слайд № 10.

НИЗКАЯ ПЛОТНОСИЬ,

– Почему самолеты развивают скорость до  800-900 км/ч, а корабли чуть больше 100 км?

Слайд № 11. Зачем птицам перья,  зверям шерсть, а нам свитер?

– Почему рамы двойные? Что между стеклами?

– Прочитайте текст на странице 26 (нижний абзац).

– Выполните задание № 2.

Благодаря низкой плотности воздуха он обладает ещё одним свойством:  плохо проводит тепло. На этом свойстве основано создание человеком теплых вещей. Шерстяные вещи и шубы сохраняют в себе толстую воздушную прослойку, которая не дает телу потерять тепло.

Читайте также:  Какие есть аномалии физических свойств воды есть

Слайд № 12.

ПЛОХОЙ ПРОВОДНИК.

Физкультминутка.

-Чтобы познакомиться с ещё одним свойством воздуха, проведем опыт, который нам предложили в задании № 3 на странице 26.

Опыт № 4.

– Возьмите пластмассовый шприц (без иглы) и поставьте его поршень в среднее положение. Крепко зажав  пальцем отверстие для иглы, попробуйте задвинуть и вытянуть поршень.

– Какой вывод? (страница 27).  Слайд №13.

На этом свойстве основано использование  воздуха в автомобильных шинах, мячах, надувных матрацах.

– Как называется это свойство?

Слайд № 14.

УПРУГОСТЬ.

– Давайте вспомним, о  каких  свойствах  воздуха мы узнали?

Свойства воздуха:

– расширение при нагревании;

– плохо проводит тепло;

– низкая плотность;

– упругость.

– Воздух – это одно вещество или смесь газов?

– Из чего состоит воздух?

В воздухе содержится:          Слайд № 15.

21% кислорода

78% азота

0,9% благородных газов и

0,03% углекислого газа.

Выступление об использовании газов, входящих в состав воздуха.  Слайд № 16.

Текст «Для любознательных» страница 27.

IV. Первичное закрепление.

Как человек использует свойства воздуха?

Слайд № 17.

Где человек использует газы, входящие в состав воздуха?  Слайд №18.

V. Домашнее задание:

Параграф 20, задания №4, 5,6,10.

Приложение.

Ответы на вопросы в конце урока.

– Какие свойства воздуха важнее всего для мяча, одеяла, парашюта?

 Для мяча – упругость,

 Для одеяла _ слабое проведение тепла,

 Для парашюта – плотность.

– Откуда берутся вещества,  из которых состоят живые вещества? Какой именно газ воздуха создает основу всех органических веществ?

Ответы: Живые организмы состоят из органического вещества. Растения создают органические вещества из углекислого газа и воды. Поэтому основной газ, из которого состоят тела живых организмов – углекислый газ.

– Какой газ поддерживает температуру нашего тела и температуру  в печи? Каким образом?

Ответы: Высокая температура  нашего тела  поддерживается за счет тепла, полученного при окислении пищи. Это становится возможным благодаря кислороду. Кислород обеспечивает и горение дров в печи.

Задания № 4,5,6

Задание №7.

– Какой рисунок вы не раскрасите? (Ракету.)

Задание №8.

Для улавливания даже слабого ветерка и увеличения грузоподъемности парашюта и планера надо увеличить площадь опоры и уменьшить вес.

Задание № 9.

Из азота делают удобрения.

Кислород используют для сварки.

Углекислый газ – добавляют в газированную воду.

Водородом заполняют воздушные шары.

Задание №10.

– Какая сила поднимает в воздух воздушные шары?

Ответ: Воздушные шары поднимает выталкивающая сила.     

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка

Конспект урока по окружающему миру

в 4 классе

«Свойства воздуха»

подготовила

учитель начальных классов

Шкут Елена Васильев

г. Липецк

2015 г.

Задача.

Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.

Цели:

  • формировать знания о свойствах воздуха;

  • развивать умение анализировать, ориентировать явления и события по отношению к пространству;

  • подвести учеников к мысли, что Землю рассматриваем как наш общий дом; к распространению принципов человеческой морали на всю нашу планету и даже ближайший космос.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, хим. посуда, шприц, спиртовка,

капроновая лента, пробирка.

I Организационный момент.

А теперь проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку « 5 ».

II Постановка проблемы и актуализация знаний.

Учитель: посмотрите дети, как вы думаете, что у меня в этой пробирке?

Дети: ничего в ней нет. Пусто.

Учитель: пусто говорите? Что ж, давайте проверим.

(Учитель опускает пробирку в химическую чашу с водой.)

Что наблюдаете?

Дети: мы заметили пузырьки.

Учитель: верно, из пробирки «побежали» пузырьки. А вы говорите –

пусто. Так что это за невидимка сидел в пробирке?

Дети: наверное, воздух.

Учитель: а для чего нужен воздух животным, растениям.

Слайд №2 «птица, лошади»

Дети: все живые организмы дышат, используя О2 воздуха.

Растения употребляют воздух для поглощения

СО2, используя в фотосинтезе. Воздушная оболочка окружает

земной шар и защищает Землю. Для птиц воздух среда обитания.

Слайд №3 «Земля»

Диалог.

Лена: Миша, а могут ли люди, животные, растения жить на других

планетах Солнечной системы?

Миша: вряд ли, ведь для жизни нужна вода и воздух – как на Земле.

Ученик: а я не согласен с Мишей. Атмосфера есть у некоторых

других планет Солнечной системы. Например, у Венеры и

Марса. Атмосфера там есть, а жизни нет. Почему?

Учитель: а ведь Коля прав.

Дети: атмосфера – воздушная оболочка Земли, защищает нас от

губительных космических лучей, от перегрева солнцем

и от переохлаждения.

Учитель: учёные называют воздух – атмосферой Земли. В атмосфере

Земли много О2. И только на Земле есть настоящие фабрики

кислорода – РАСТЕНИЯ. Они превращают в кислород

непригодный для дыхания углекислый газ и воду с

помощью солнечного света.

А теперь посмотрим на экран.

Слайд №4 «Парусник, дельтаплан, мельница».

Учитель: назовите предметы, которые вы видите.

(Ответы детей.)

– Что приводит в движение колесо мельницы, парусник,

дельтаплан?

Ученики: ветер.

Учитель: а давайте пригласим его к нам в гости. Как? Очень просто. Нажмём

кнопку вентилятора. Ишь, как зажужжал! Дует – чувствуете?

Вот мы и вызвали ветер. Вентилятор, он же ветродуй. Потому что

слово ВЕНТУС в переводе с латинского языка означает «ветер».

Оказывается, человек издавна научился использовать поток воздуха,

как источник энергии. Он изобрёл парус. Уже 2- 3 тысячи лет назад

египтяне плавали по Средиземному морю на парусных судах. В

средние века строились ветряные колёса (современное название –

мельница), которые помогали человеку по хозяйству. И в

современности ветряная электростанция играет всё большую роль

(на слайде появляется ветряная электростанция), т.к. это самый

«чистый» способ получения энергии – не происходит загрязнения

окружающей среды, в частности воздуха, один из принципов

экологического хозяйства.

Читайте также:  Какие физические свойства имеют основания

Учитель: на прошлых уроках мы уже с вами говорили, что помимо 4 океанов есть ещё 5-ый «воздушный», и он очень похож на водный. Мы

живём на дне этого океана. Но и здесь на все предметы действует

выталкивающая сила. Конечно, она мала, но достаточна, чтобы

поднять предметы тяжелее, чем воздух (т.к. воздух хоть и лёгкий,

но тоже имеет вес.) Вспомните шарики, которые вам покупают

родители на праздники, стоит отпустить верёвочку, и шарик

взмывает вверх. Сравните с шариками, которые мы надуваем сами.

Они лишь перемещаются под действием потока воздуха или от

прикосновения. Объясните почему?

Дети:

Учитель: сейчас мы с вами проведём опыт, который поможет нам раскрыть

тайну шариков. Вы следите за происходящим, и как самые

настоящие учёные объясните, что будет происходить с ленточкой.

(Учитель над пламенем спиртовки держит капроновую ленту,

и её края приподнимаются.)

– Что заметили?

– Почему приподнимаются края?

– Почему тёплый воздух перемещается вверх?

(Он становится легче.)

– А почему становится легче?

(При нагревании расширяется.)

(Если дети сразу выведут свойство воздуха, что при нагревании

расширяется, то формулируем тему урока. А если ученики

испытывают затруднение, то продолжаю подводящий диалог.)

Учитель: вспомните, что происходит с водой при нагревании? (Расширяется)

Следовательно …

Дети: воздух тоже расширяется.

Учитель: помогите мне сформулировать тему урока. (Доска)

КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ СВОЙСТВА ВОЗДУХА.

Учитель: откройте учебник на стр.25. Найдите последний абзац. Прочитайте

и после расскажите, как использует человек свойство воздуха при

нагревании.

Доска (1-ое свойство воздуха).

Учитель: так как же использует это свойство человек? Посмотрим на наш

волшебный экран.

Слайд № 6 «Шары».

Учитель: а ещё это свойство человек использует в работе реактивных

двигателей самолётов, которые обеспечили людям возможность

передвигаться на значительные расстояния с большой скоростью.

– А почему самолёт не падает?

Дети: потому что он двигается.

Учитель: посмотрим на экран.

Слайд № 7 «Самолёт, вертолёт».

Самолёт поднимается за счёт подъёмной силы, создаваемой при

движении с большой скоростью на крыле, имеющим особую форму.

Хоть воздух и имеет низкую плотность, на него можно опираться,

если двигаться с большой скоростью. Это свойство воздуха было

использовано при создании вертолёта, дельтаплана, параплана.

Доска (2-ое свойство воздуха).

= ФИЗМИНУТКА=

Учитель: наряду с тем, что воздух имеет низкую плотность,

расширяется при нагревании,

мы узнаем ещё одно замечательное его свойство.

А поможет нам в этом правильно выполненное задание №2 на стр.26

Прочитайте.

Слайд № 8 «Задание № 2»

Дети: ответы детей.

Учитель: а теперь посмотрим, что покажет нам помощник – экран.

А почему же одежда нагревается от тела, а не наоборот?

Дети: ответы.

Учитель: всё верно. Наш организм выделяет тепло, энергию. А из курса

окружающего мира 3 кл. вы знаете, что энергия не исчезает

бесследно. Она переходит из одного состояния в другое. Одежда

создаёт воздушную оболочку, которая плохо проводит тепло. Так

какое свойство воздуха вы вывели?

Доска (3-е свойство воздуха).

Учитель: как используют это свойство воздуха человек, животные?

Узнайте об этом из абзаца (2-го) на стр. 26.

Отвечайте, пожалуйста.

Слайд № 9 «Мальчик, птичка».

Учитель: чтобы открыть последнее свойство воздуха, с которым

познакомимся на этом уроке, проведём опыт.

(Опыт со шприцем.)

– Что наблюдаете?

– Запишите свои наблюдения на стр.27 в рамке вверху.

( Прослушиваются ответы.)

– Как же можно сформулировать это свойство воздуха?

Доска (4-ое свойство воздуха).

Учитель: где вы наблюдали это свойство воздуха?

Дети: ….

Слайд № 10 «Колесо, матрац, мяч».

Учитель: в начале урока мы говорили, что в воздухе есть О2, необходимый

для дыхания человеку, животным;

СО2, поглощаемый растениями при фотосинтезе. Следовательно,

воздух – смесь газов: О2, СО2, N2 и других. Об их применении

вы узнаете из рубрики «Для любознательных», которую

прочитаете дома.

Какой вывод мы можем сделать?

Дети: люди научились использовать воздушное пространство, силу

ветра, свойства воздуха и его составные части.

III. Практикум по самостоятельному применению и использованию

полученных знаний.

Учитель: вам предстоит выполнить задание 7 на стр.29.

Прочитаем (вслух). Самостоятельное выполнение.

А теперь проверим.

Самолёт – плотность,

Мяч – упругость,

Воздушный шар – выталкивающая сила, расширение при нагревании,

Свитер – плохо проводит тепло,

Парус – движение воздуха (сила ветра),

Ракету – не закрасили.

Дополнительное задание № 9.

IV Комментирование отметок.

Домашнее задание: Параграф 20, задание 8, 10.

V Итог урока.

-Что нового узнали?

-Какие свойства воздуха человек использует?

После ответов – Слайд № 11. Состав воздуха

Учитель: человек широко использует свойства воздуха, его составные части.

Но он должен помнить, что он не только потребитель, но и

хозяин всех богатств, которыми щедро одарила его природа.

Поэтому, нельзя загрязнять атмосферу воздуха дымом, который не

прошёл сквозь специальный очистительный фильтр. Большой вред

наносят окружающей среде и курильщики, т. к. дым от сигарет,

тоже загрязняет атмосферу.

Для сведения:

г. КАРАБАШ. Челябинской обл.

Медеплавильный комбинат. Самый грязный город мира – «ЧЕРНАЯ ТОЧКА ПЛАНЕТЫ».

Учитель: спасибо за урок. Слайд № 12.

Мы не прощаемся, а говорим всем:

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!!!»

Список использованной литературы

1. Вахрушев А.А., Окружающий мир. 3 класс. 2-М.: Изд. «Баласс» 2015

2. Эрдаг Ф. Всё обо всём. Потомучка., М.:ООО «Издательство Астрель» 2014

3. Барашков А. Физика. Справочник школьника. М.; Филологическое общество «Слово», 1995

Источник

– Отгадайте загадку:

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

– Пытаются отгадать, отгадывают. Это воздух.

– Правильно. А что мы знаем о воздухе?

1. О каких свойствах воздуха говорится в загадке? (Прозрачный, невидим, легкий, бесцветный газ) – первая строка левой части таблицы – СЛАЙД

2. Каким образом можно доказать, что воздух не пустое место? (Помахать руками перед лицом) И что мы почувствуем? (Прикосновение, хотя веер лица не касался. Значит, между веером и нами есть воздух)

3. Как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера) – вторая строка левой части таблицы – СЛАЙД

Читайте также:  Какие физические свойства характерны для металлов и как они связаны

4. Какую роль играет атмосфера на нашей планете? (Защищает от перегрева, переохлаждения, падения метеоритов, космических лучей) – третья строка левой части таблицы – СЛАЙД

5. Сможет ли человек прожить без воздуха? (Нет, воздух необходим для дыхания) – четвертая строка левой части таблицы – СЛАЙД

– Итак, вот как много мы знаем о воздухе! – СЛАЙД

– А сегодня мы познакомимся с воздухом-незнакомцем…

– Заинтересованно: А что это значит? – И проч.

– Удивились? Хотите докажу, что воздух до конца вам не знаком?

– Соглашаются.

– Ну вот, например, вопрос – какие еще есть у воздуха свойства? Или – Как человек использует эти свойства помимо дыхания?…

– Не знаем.

– Это и станет темой сегодняшнего урока: КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ СВОЙСТВА ВОЗДУХА. – правая часть таблицы «Хотим узнать» – СЛАЙД

– Начнем…

– По ходу урока мы будем заполнять схему – «скелет рыбы», – которая напечатана на листах у вас на столе. А первая парта – имена ребят – будут заполнять схему прямо на компьютере.

– Голова нашего скелета – наша сегодняшняя тема. Как она звучит? Записываем в верхний треугольник.

– Записывают шапку: Как человек использует свойства воздуха.

– На левых веточках мы будем записывать свойства воздуха, на правых – методы использования этих свойств человеком.

Прозрачную стеклянную бутылочку со вставной трубкой опустим в горячую воду (бутылка может заранее находится в горячей воде) и через 1-2 минуты быстро вынем и опустим трубочкой вниз в стакан с подкрашенной водой. Образуется цветной фонтанчик.

– Подумайте – почему образуется фонтанчик?

– Объясняю: когда мы опустили бутылочку в горячую воду, воздух в ней нагрелся, расширился и вышел из нее – в бутылке образовалось разряженное пространство – и вода стала поступать внутрь.

– Итак, какое свойство воздуха мы наблюдали в этом опыте? (Воздух при нагревании расширяется)

– Подобное явление мы часто наблюдаем в жизни. Например, костер. (Над костром тепло, рядом с ним не так – это потому, что теплый воздух, т.к. он легче, поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.

– А где может быть использовано это свойство? (Полет на воздушном шаре)

– Заполните схему: свойство – воздух расширяется при нагревании – и где человек использует это свойство.

– Заполняют верхние веточки «скелета».

– О каком природном явлении идет речь в загадке?

Пыль поднимает,

Людей с ног сбивает.

Слышишь его,

Да не видишь его.

– Что это такое? (Ветер)

– Ветер – это ни что иное, как движение воздуха.

– Давайте узнаем, как возникает ветер. – Просмотр видеосюжета.

Участки земной поверхности нагреваются солнцем по-разному, поэтом и воздух нагревается неравномерно. В жарком поясе (на Экваторе), где поверхность Земли нагревается быстро, воздух становится легким и поднимается вверх. Постепенно он перемещается к Северному и Южному холодным полюсам. Достигнув широт умеренного пояса, он охлаждается и опускается вниз. Т.Е. ветер дует от менее нагретого участка к более нагретому.

– Что происходит с воздушными массами благодаря ветру? (Ветер переносит тепло и влагу по всей поверхности Земли. Без ветра вся суша превратилась бы в пустыню)

– Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе?

– Ответы: ветряные мельницы, двигатели и электростанции, ветер надувает паруса кораблей.

– Записываем свойство – движение воздуха – ветер – и как человек использует это свойство.

Плотность воды – 1000 кг/куб.м

Плотность воздуха – 1,29 кг/куб.м

– Что плотнее – воздух или вода?

– Можно ли опереться на воду? Казалось бы, нет. НО водному лыжнику это удается… т.к. он развивает достаточную для этого скорость.

– А можно опереться на воздух?

– Нет.

– А если так же, как и в случае с водой, развить достаточную для этого скорость?… Оказывается и это можно. При каких обстоятельствах?

– Самолеты и вертолеты.

– Записываем: свойство воздуха – какое? – и как человек это свойство использует.

– Самостоятельно формулируют и записывают.

– А вот теперь поразмышляйте вот над чем: какие варежки теплей – матерчатые или пуховые? Почему звери и птицы (да и люди) надевают к зиме теплые пушистые шубки? Ну или – зачем снегом укрывают кусты, грядки, поля?

– Рассуждают вслух.

– Учебник – стр.26 (2 абзац)…

– Формулируют вместе – воздух обладает еще одним свойством – сохранять тепло, не пропускать холод.

– Ищем в тексте – где человек использует это свойство? (рамы в окне, термос, теплые шерстяные вещи) – Заполняем четвертый уровень нашего «скелета».

– Заполняют.

– Чтобы познакомиться с еще одним свойством воздуха, проведем опыт, который нам предложили в 3-ем задании, стр.26.

– Какой вывод? (стр.27)

– Как называется это свойство? (Упругость)

– Где человек его использует? (Автомобильные шины, мячи, надувные матрацы)

– Заполняем пятый уровень «скелета».

– Какой вывод можно сделать после заполнения всей схемы?

– Люди научились использовать свойства воздуха. Воздух играет большую роль в жизни человека и других организмов.

– Запишем это в нижний треугольник – основании нашего «скелета».

– Записывают.

– Теперь посмотрим, что получилось у первой парты, которая работала с компьютером. – через проектор выводится заполненная ребятами схема – проверка.

– Все правильно – у остальных должно быть заполнено точно так же. Эти схемы мы вклеим потом в тетрадь.

– Мы с вами увидели, что воздух обладает очень важными свойствами, необходимыми человеку, всем живым организмам, всей нашей планете.

– Давайте попробуем вместе составить известный нам уже синквейн на эту тему. Пример:

Воздух.

Невидимый, полезный.

Перемещается, расширяется, греет.

Очень интересная и полезная информация.

Жизнь.

– Что ж, урок подошел к концу. Спасибо вам ребята, было очень приятно с вами работать. До свидания.

Источник