Какие свойства воздуха использует в мяче и круге

Какие свойства воздуха использует в мяче и круге thumbnail

Урок окружающего мира. 4 класс. 26.11.2014

Учитель: Макарова Е.В. МОАУ СОШ №16.

Тема: Как человек использует свойства воздуха.

Тип урока: Открытие нового знания.

Цели и задачи:

Образовательные:

– сформировать понятие о воздухе: его составе и свойствах;

– рассмотреть примеры использования человеко воздуха.

.Метапредметные:

– развивать умение наблюдать, проводить опыты, наблюдать за ходом и результатами опыта; выводы и умозаключения;

– развивать интерес к предмету;

– создавать условия для высказывания аргументированного мнения;

– развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

обобщать полученную информацию в виде кластера;

– воспитывать коммуникативные умения, культуру повеления.

Личностные:

– формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, в группах;

– воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, веру в свои силы.

– воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь

Ведущий вид деятельности: продуктивный

Методы работы: деятельностный метод, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические (опыты)

Формы работы: фронтальная, групповая (дети рассажены по группам), самостоятельная.

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант управляющий опытно-поисковой работой.

Педагогические технологии:

– деятельностный метд обучения;

– объяснительно – иллюстративного обучения;

– педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ – технология (презентация).

Материал к занятию: Учебник «Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс.» А.А.Вахрушев

Оьорудование:

1. Презентация к уроку

2. Веер, банка и стакан с водой, шприц, пустой пакет, шарики.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (5 минуты)

Проверка домашнего задания.

Мы рады всем гостям. Вы сможете посмотреть урок окружающего мира.

Чем активнее и организованнее мы будем работать, тем больше интересных вещей я вам смогу показать и рассказать. Хотите узнать больше? Тогда работаем!

– Что существует миллионы лет, является основой жизни на земле, используется человеком и до сих пор не закончилось? (вода)

-Вспомним свойства воды и как человек их использует. (Фронтально):

– Как называется водная оболочка земли?

– Какую роль играет вода в жизни живых организмов?

– Назовите основные свойства воды.

– Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек?

– Почему гайка , опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная в воздухе?

– Где человек использует выталкивающее свойство воды?

– Какое свойство воды используется при стирке ?

– Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв?

– Какое свойство воды используется в паровом двигателе?

– Назовите три состояния воды. Приведите примеры их в природе.

Индивидуально на карточках:

Соедините с помощью стрелок свойства воды и способы их использования.

Текучесть Паровой двигатель

Обладает выталкивающей силой Подслащивание пищи

Свойство сообщающихся сосудов Водяное колесо, турбина электростанции

Расширяется при нагревании Изобретение кораблей

Растворитель Водопровод

2. Актуализация знаний , фиксация затруднения, постановка целей урока.

Построение проекта выхода из затруднения (3 минуты)

– Что еще существует миллионы лет, используется человеком и до сих пор не закончилось? (воздух)

– Попробуйте из моего вопроса и предыдущей темы сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема: Как человек использует воздух и свойства воздуха.

– Собственно сегодняшняя тема – основной вопрос, на который нам предстоит ответить. Можете ли сразу дать полный развернутый ответ?

– Каковы будут цели урока?

Цели урока: 1) Узнать (повторить), что такое воздух, его использование.

2) Узнать (повторить) свойства воздуха и их применение человеком.

– Какой предложите план работы над темой?

1) Вспоминаем то, что знаем

2) Опыты, наблюдения – сводная таблица

3) Выводы

3. Реализация проекта выхода из затруднения (7 минут)

Вспоминаем то, что знаем:

– Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)

– Что такое воздух? (смесь газов)

– Была бы возможна жизнь на Земле без этой воздушной оболочки? Почему?

– Как используют воздух животные и растения? (все живые организмы дышат, используя кислород воздуха)

– Как питаются растения? (растения используют углекислый газ, находящийся в воздухе в процессе фотосинтеза для создания органических веществ и выделяют кислород)

– Почему без воздуха организмы не проживут и 5 минут? (воздух нельзя запасти впрок)

– Какую еще роль выполняет атмосфера земли? (атмосфера защищает поверхность Земли от перегрева и переохлаждения; благодаря озоновому слою, защищает от губительных ультрафиолетовых лучей).

– Какие свойства воздуха вы уже знаете? ( без вкуса, без цвета, без запаха)

– Предложите, как можно проверить, что воздух – существует, это не пустое место? Возможно, ли его все же почувствовать, потрогать, увидеть? Рассмотрите предметы, представленные у меня на столе (веер, ёмкость с водой и пустой стакан, пустой пакет). Предположите, как их можно использовать при доказательстве.

Опыт 1.

Помахать перед лицом веером (тетрадью). Что почувствовали? (прикосновение)

– Проверьте прикосновение, движение воздуха с помощью подручных средств, которые есть на парте у каждого? (помахать тетрадью) – почувствовали

При движении, воздух – осязаем.

Опыт 2.

Перевернутый вверх дном стакан опустить в ёмкость с водой.

– Почему вода не попадает в стакан? (там находится воздух – воздушный колокол)

– Немного наклоню стакан. Что произошло? (воздух в виде пузырей вышел из стакана, поднялся над поверхностью воды)

Опыт 3.

Поймать в пустой полиэтиленовый пакет воздух.

– Итак, вывод: воздух – это газ, он окружает нас…повсюду. Воздух не имеет постоянной формы и стремиться заполнить весь доступный ему объем.

– Вспомните первый опыт с веером. Что такое ветер? (ветер – это перемещение воздуха)

– Подумайте, как человек может заставить ветер помогать себе?

(ветер надувает паруса – уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах, ветряные мельницы, ветряные двигатели электростанций – самый чистый способ получения электроэнергии)

– таблица

Откройте учебник на стр. 89. Иллюстрации показывают использование силы ветра человеком.

-Кто помнит: как возникает ветер? (ветер перемещается из менее теплых областей в более теплые.

– Вспомните свои наблюдения как вы когда-нибудь сидели у костра. Что делает теплый воздух от костра с легкими частицами пепла? (поднимает их вверх)

– Следовательно, теплый воздух поднимается, перемещается из менее нагретого участка к более нагретому.

– Вспомните, где у нас в помещениях устанавливают батареи и форточки, почему? (внизу, чтобы теплый воздух равномерно распределялся по всему объему помещения)

– Мы поговорили о поведении теплого и холодного воздуха. А с каким свойством воздуха это связано, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?

( при нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается)

Опыт 2.

Пронаблюдайте еще один опыт, подтверждающий это свойство. Вика провела и зафиксировала его дома по причине ограниченности времени на уроке.

На пластиковую бутылку, внутри которой находится воздух, одеваем шарик. Сначала мы погружали конструкцию в таз с горячей водой. Через некоторое время, причем достаточно продолжительное, шарик начал надуваться. Это значит, что воздух не стал помещаться в бутылке, он расширился при нагревании и начал надувать шарик. Затем мы опустили нашу конструкцию в таз с холодной водой. Постепенно шарик начал сдуваться – ему стало хватать места в бутылке. Значит при охлаждении воздух сжимается.

Вывод: При нагревании воздух расширяется и становится легче, поднимается вверх. При охлаждении – сжимается, становится тяжелее и опускается вниз. – таблица

– Кто догадается, как еще люди научились использовать свойство теплого воздуха подниматься вверх? (воздушные шары) – таблица

– Вспомните, какая сила выталкивает бревно из воды? Подумайте, почему воздушные шарики, наполненные водородом улетают в небо. какая сила заставляет более легкие, чем воздух предметы, подниматься вверх?

(выталкивающая сила ) – таблица

– Началом эры воздухоплавания можно считать 1783 год, когда братья Монгольфье поднялись в небо на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Однако главный недостаток воздушного шара – его слабая управляемость. В конце ХIX века изобретатели сконструировали летательные аппараты, которые могли передвигаться с помощью воздушного винта, приводимого в действие двигателем. Это были дирижабли, заполненные водородом. Они имели огромные размеры. Так, например, дирижабль, построенный немецким изобретателем фон Цеппелином имел в длину 128 м, а в ширину – почти 12 м. Но будущее было за другим видом летательных аппаратов

Опыт 3.

Бросить листик бумаги в воду.

– Почему лист не остался висеть в воздухе, но лежит на поверхности воды?

(воздух – менее плотное вещество, малая плотность) – таблица

– Можно ли опереться на воду? При каких условиях? Предположите, можно ли опереться на воздух, при каких условиях?

(увеличить площадь опоры, уменьшить вес, развить большую скорость)

– Зато и сопротивление движению в воздухе оказывается минимальным, так что скорость передвижения в воздухе становится менее ограничена.

– Как, по-вашему, человек научился использовать низкую плотность воздуха ? (самолеты, вертолеты, ракеты – перемещение на значительные расстояния с большой скоростью)

– Появление авиации стало возможным тогда, когда мощность двигателей и в то же время легкость материалов для конструирования достигли определенного уровня. Первый самолет с двигателем братьев Райт взлетел в небо в 1903 году. Люди научились использовать само воздушное пространство.

– Рассмотрите иллюстрации на стр. 90: Как называются эти летательные аппараты?

– Используйте свой жизненный опыт, предположите. Как моя кофточка может быть связана с темой урока?

(воздух плохо проводит тепло- низкая теплопроводность) – таблица

– Какое утверждение, по-вашему, правильное: одежда греет тело, или одежда нагревается от тела?

– Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло. Когда холодно, звери поднимают шерсть, птицы – перья, а человек надевает вязаную кофточку. Шерстяные вещи, пуховики, шубы создают между телом и внешней средой толстую воздушную прослойку. которая не дает телу терять тепло. Таблица – шерстяные вещи.

– Где еще человек использует низкую теплопроводность воздуха? (встать у окна)

(двойные оконные рамы в домах, находящийся между ними воздух позволяет сохранить тепло в домах) – таблица

– Учебник предлагает нам познакомиться с еще одним свойством воздуха и

провести для этого такой опыт:

Опыт 4. (проводит ребенок у доски)

Возьмем пластиковый шприц без иглы, поставим поршень в среднее положение. Зажав пальцем отверстие для иглы, попробуем сжать и растянуть воздух. Сделайте вывод.

(Вывод: Приложив усилие, воздух можно сжать и растянуть, но он стремится сохранить первоначальный объем.)

– Такое свойство называется – упругость – таблица.

– Где можно использовать упругость накачанного воздуха?

( надувные матрацы, автомобильные шины, мячи) – таблица

– Итак, посмотрите какая сводная таблица использования свойств воздуха у нас получилась.

К этой таблице я хочу добавить, что люди научились использовать не только свойства воздуха, но и газы, входящие в его состав.

Посмотрите на диаграмме какие еще газы, кроме названных сегодня кислорода и углекислого газа входят в состав воздуха.

Работа в группах.

Учебник нам не предлагает способов использования газов, входящих в состав воздуха. Попробуйте это сделать самостоятельно. Откройте тетради на стр. 35. Развернитесь, объединитесь в группы по четверкам. Обсудите ваши предположения. Просигнальте о готовности.

– Дополним таблицу. Как человек использует газы, входящие в состав воздуха?

Азот – азотные удобрения

Кислород – используют для сварки

Углекислый газ добавляют в воду и получают газировку

Водородом наполняют воздушные шарики

Сделаем выводы: что изучил и использует человек касательно воздуха?

(силу ветра, свойства и состав воздуха)

5. Первичное закрепление во внешней речи. Включение в систему знаний.

(2 минуты)

– Чтобы проверить как вы усвоили материал, предлагаю ответить на мои вопросы, сыграв в игру «Что бы было на Земле, если бы воздух … не был упругим?

– если бы воздух не перемещался, не было бы ветра?

– если бы воздухе не было углекислого газа?

– если бы воздух был более плотным, чем есть?

– если бы в воздухе не было кислород?

– Какое свойство воздуха важнее всего для мяча? Одеяла? Воздушного шара? Самолета? Парашюта?

– Какой газ, входящий в состав воздуха, поддерживает горение в печи и температуру нашего тела? (кислород, при сжигании образуется энергия и тепло, поддерживающие температуру тела и печи)

Работа в тетради (при наличии времени)

– Предлагаю поразмышлять, высказать свою точку зрения:

– Назовите предметы, которым плотность воздуха помогает (чем больше, тем лучше) –

парашют, самолет, надувной матрац, мяч, воздушные шары

– Назовите предметы, которым плотность воздуха мешает (чем она меньше, тем лучше) – парусник, свитер, самолет, ракета

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (3 минуты)

Работа в тетради. Стр. 34. № 2

– Напишите какие свойства воздуха используют

Вертолет

плотность

Двойное остекление

низкая теплопроводность

Растение

наличие в воздухе углекислого газа

Ракета

плотность

Надувной матрац

упругость

Костёр

наличие в воздухе кислорода

Проверьте свою работу по эталону.

У кого получилось без ошибок?

У кого были затруднения, каковы ваши дальнейшие действия? (внимательно прочитать, разобраться с материалом учебника дома)

7. Рефлексия учебной деятельности. (3 минуты)

Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Какова была цель сегодняшнего урока? (Узнать, как человек использует воздух)

Достигли ли цели? Докажите:

– Что кроме свойств воздуха научились использовать люди? (воздушное пространство, силу ветра, составные части воздуха)

– Какие свойства воздуха запомнили?

– Кто доволен уроком и собой на уроке?

– У кого мои вопросы еще вызывали затруднения? – внимательно поработать дома

– Кто очень доволен и уроком и собой?

Спасибо за урок. Спасибо за внимание.

Или блиц-опрос:

– Что такое воздух?

– Какие газы входят в состав воздуха

– Имеет ли воздух определенную форму и объем

– Как называется воздушная оболочка земли

– Что использовали люди в древности для путешествий на парусниках по морям

– Что делает воздух при нагревании

– Почему не падают самолеты. Вертолеты

– Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, мячах

– Какой газ используют при производстве газировки

– Сколько человек может прожить без воздуха

– Воздуха на земле много, всем хватит, о нем не стоит заботиться

Опыт 6. Воздух имеет вес, массу.

Возьму 2 одинаковых шарика. Один из шариков – надут воздухом, другой – нет. Оба шарика привязаны к концам палочек. Положу палочку с не надутым шариком на край стола так, чтобы он находился в равновесии. Помечу место пересечения со столом. Точно так же положу палочку с надутым шариком. Что произошло? (надутый шарик с воздухом перевесил)

– Следовательно?…(воздух имеет вес, массу)

– Если воздух имеет вес, значит он давит на Землю.

– Ветер дует из области высокого давления в область низкого давления (если на тебя давят, хочется убежать, уйти в область менее сильного давления). Область высокого давления обычно наблюдается в области с холодными воздушными массами, а низкое – с теплыми.

Личностные:

осознанное

отношение

к учению

Познавательные:

– сравнение

– синтез

– структуриро

-вание знаний

– выдвижение

гипотез

Познават-е:

– постановка

проблемы

– выдвижение

гипотез

Регулятивные:

-целеполагание

– планирование

– знаково-

символическое

моделирование

Познавательные:

– структуриро-

вание знаний

– выдвижение

гипотез

Познавательные:

– структуриро-

вание знаний

Регулятивные:

– контроль

– оценка

– коррекция

– волевая

саморегуляция

Коммуника-

тивные:

– выражать

свои мысли

в партнерстве

Регулятивные:

– волевая

саморегуляция

– самооценка

Познавательные:

– рефлексия

познавательного

процесса

Регулятивные:

– волевая

Саморегуляция

– контроль,

– самооценка

Познавательные:

– рефлексия

познавательного

процесса

Источник

Муниципальное образовательное учреждение

Непецинская средняя общеобразовательная школа

Коломенского муниципального района Московской области

Учитель начальных классов первой квалификационной категории

Левина Ирина Николаевна

Урок окружающего мира во 2 классе

Тема: Свойства воздуха. Практическая работа.

Цель: расширить знания обучающихся о свойствах воздуха.

Предметные задачи.

Создать условия для развития у учащихся: навыков проведения несложных опытов  в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдения техники безопасности; измерения температуры воздуха; определение  основных свойств воздуха, его значение для растений, животных, человека.

Метапредметные задачи.

Создать условия для развития у учащихся: интереса к познанию окружающего мира; самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;  формулировать собственное мнение и позицию; навыков взаимоконтроля; использования таблиц, приведённых в учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Оборудование: школьная доска; карточки для учащихся; учебник – Дмитриева Н. Я., Казакова А. Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – 8-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,  2012.; экран; документ-камера; шары; духи; мяч и насос;

стакан с водой и соломинка; весы (металлические банки от напитков, палочки); модульная система экспериментов PROLOG.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Читает загадки.

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

Дети: Воздух.

Учитель: А что вы уже знаете о воздухе?

Дети: Воздух состоит из смеси газов.

Учитель: Из каких смесей газов состоит воздух?

Дети: Кислород, азот, углекислый газ и другие газы.

Учитель: А для чего он нужен?

Дети: Он входит в состав всех живых организмов.

Учитель: Почему необходим кислород?

Дети: Он участвует в процессе дыхания всех обитателей Земли – растений, животных, человека.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о свойствах воздуха. И поможет нам в этом ещё один наш гость. Он будет главным героем нашего урока.

Круглый, гладкий, как арбуз.

Цвет любой на разный вкус.

Коль упустишь с поводка

 Улетит за облака.

Дети: Воздушный шарик.

Учитель: Знакомьтесь – это Воздушный Шарик.

2. Основной этап. Опыты. Исследование свойств воздуха.

Учитель: Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?

Есть ли он вообще? Может, его придумали?

Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос! А кто уже догадался, где мы найдём информацию, о том что нам необходимо сделать?

Дети: Учебник.

Учитель: Откройте учебник на стр. 26. И прочитайте, верно, ли определили тему нашего урока? И что же мы будем делать?

Учитель: А какие органы чувств вы знаете? Напомните мне их.

Дети: Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

Учитель: А какова цель нашей работы?

Дети: Определить свойства воздуха.(Дети записывают цель в тетрадь)

Опыт №1.  Цвет.

Учитель:  В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?

Открываем первое свойство воздуха.

Дети:  Воздух невидимый и бесцветный.

Опыт №2. Запах.

Учитель: А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?

Дети: Ничего.

Учитель: Пахнет чем-нибудь воздух? Закройте глаза. (Разбрызгивает духи или лимон.) А сейчас?

Дети: Запах духов.
Учитель: А какой орган чувств помог нам определить запах?

Дети: Обоняние. Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.

Учитель: Где вы чувствуете сильные запахи?
Дети: В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.
учитель Значит, какой вывод мы можем сделать?
Дети: Чистый воздух запаха не имеет.

Опыт № 3. Вкус.

Учитель:  Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойства воздуха мы откроем?

Дети:  Воздух не имеет вкуса.

Опыт № 4. Форма.

Учитель: Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму?

Дети:  Нет.

Учитель: А теперь я прошу вас заполнить таблицу. Первые 4 опыта. Что вы узнали из наших исследований о воздухе?

Опыты демонстрирует учитель.

Опыт №5.  Сжимаемость. Упругость.

         

Учитель: Посмотрите на эти два шарика. Какой из них более упругий? Почему?

Дети: В нём мало воздуха.

Учитель: Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как и первый? Что для этого нужно сделать?

Дети:  Добавить воздуха.

Учитель: Что происходит с шариком, когда мы добавляем воздух?

Дети:  Воздух сжимается. (Сжимаемость.)

Учитель: У кого из вас есть велосипед? Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда?

Дети: Упругость.

Учитель: А где еще используется это свойство?

Дети: Свободные высказывания детей.

Опыт № 6. Воздух легче воды.

Учитель: Налейте  в стакан газированной  воды. Опустите кусочек пластилина. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружили?

Дети: Воздух легче воды.

Учитель: Почему вы не боитесь плавать, надев спасательный круг? У кого из вас есть резиновая лодка? Почему вы не боитесь в ней плавать?

Дети: Воздух легче воды.

Опыт № 7. Масса воздуха.

Учитель: А может быть воздух совсем ничего ни весит, поэтому и всплывают шарик. Давайте проверим. Такие весы вы сможете сделать дома сами. (Взвешиваю два шарика). Что произошло?

Дети: Воздух имеет  массу.

Опыт №9. Теплопроводность.

Учитель: Почему в домах в окна вставляют двойные рамы? Что находится между рамами? Какое свойство воздуха здесь проявляется?

Дети: Воздух – плохой проводник тепла.

Учитель: Почему земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают? На самом деле, что же греет землю, снег ли? Между снежинками – воздух, он не пропускает холод.

Учитель:  Как сидят птички, когда на улице мороз? Почему? А что происходит с мехом животных к зиме?

Дети: Мех животных, перья птиц сами по себе не греют, а греет воздух, находящийся между ними.

Учитель: А как свойство теплопроводности использует человек?

Дети: Меховые шубы, шерстяная одежда ,валенки.

Опыт проводится по группам.

Опыт № 10. Горячий воздух легче.

       

Учитель: Измерьте температуру воздуха в помещении. Теплее у пола или под потолком?

Дети проводят эксперимент.

Учитель: Теперь вы можете объяснить, почему форточки делают в верхней части окна, а батареи отопления под окнами?

Учитель: Почему люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться? Что происходит с горячим воздухом?

Учитель: Значит, в нашем кабинете, где находится более теплый воздух – у потолка или ближе к полу?

3. Рефлексия.

Учитель:  Какие открытия вы совершили сегодня за урок? Что еще вчера о воздухе вы не знали, а сегодня знаете?

Дети: Узнали свойства воздуха: бесцветный или прозрачный, без запаха, без вкуса, не имеет формы, сжимаемость, упругость, легче воды, проводит тепло плохо.

Учитель: Дома вы заполните табличку, которую вам дала я.

   

Учитель: Спасибо. Воздушные шарики в подарок. На каждом вы поставьте себе за работу на уроке оценку. За то, как вы слушали, как заполнили таблицу, всё ли поняли, за то, как старались.

Источник