Какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях

1. Одним из внешних факторов восприятия является:

1) повторяемость.

2) опыт.

3) потребности.

4) мотивация.

Ответ: 1.

2. Вид ощущений, механизмом которых является ощущение движения и положения тела в пространстве:

1) хроматические.

2) кинестезические.

3) кожные.

4) проприоцептивные.

Ответ: 2.

3. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и особенностей его личности:

1) апперцепция.

2) инсайт.

3) осмысленность.

4) перцепция.

Ответ: 1.

4. Константность восприятия – это свойство:

1) приобретенное.

2) генетически обусловленное.

3) врожденное.

4) частное.

Ответ: 1.

5. Результатом процесса восприятия становиться:

1) ощущение.

2) опыт.

3) психологическая нагрузка.

4) построенный образ.

Ответ: 4.

5. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1.Определите, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

1) ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

2) незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

3) слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

4) когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

5) музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

6) в сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.
7) темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину.

8) заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?

Ответ:

1) целостность.

2) категориальность.

3) апперцепция.

4) апперцепция.

5) целостность.

6) константность.

7) апперцепция.

8) константность.

2. Оцените корректность использования терминов «ощу­щение» и «восприятие» в свете соответствующих научных определе­ний.

1) Хотя ощущения соединяются в восприятии, восприятие нельзя рас­сматривать как сумму ощущений. Эта ошибка, имевшаяся в истории пси­хологии, была преодолена в гештальтпсихологии.

2) Первым отделом анализатора является воспринимающий прибор или рецептор, производящий преобразование энергии раздражителя в процесс нервного возбуждения.

3) Анализаторы — это сложные системы чувственных нервных образо­ваний, воспринимающие и анализирующие раздражители, действующие на животных и человека.

4) Студент воспринял лекцию по психологии воли как импульс к ак­тивной самостоятельной работе над данной темой.

5) Восприятие — это процесс, качественно отличающийся от ощуще­ния, в котором отражаются лишь отдельные свойства предметов и явле­ний.

6) Психология XX в. воспринимается как весьма активный, бурный и продуктивный период развития психологического знания.

7) Мироощущение людей довольно резко изменяется во время круп­ных исторических событий (революции, войны, реформы и др.).

8) Многообразие ощущений обусловлено качественным многообрази­ем отражаемой действительности.

Ответ: В п. 4 и 6 представлено неправомерное со строго научной точки зрения, но весьма употребительное в обычной речи преувеличе­ние объема понятия «восприятие». Так, слушая лекцию, человек не только воспринимает, но и мыслит, воображает, вспоминает… Эти же познавательные процессы происходят и в оценке периода развития пси­хологии. В п. 7 еще больше преувеличивается объем понятия «ощуще­ние». Фактически тут термин «мироощущение» используется в значе­нии, близком к понятию «мировоззрение». В п. 2 и 3 — некорректное, хотя и распространенное в научных текстах, использование термина «восприятие». Ведь получается, что восприятие — процесс, входящий в состав ощущения. Руководствуясь научным определением восприятия, можно утверждать, что рецепторы сами по себе ничего воспринимать не могут.

Источник

1. Удалось ли выполнение задание?

2. Что было тяжелее: найти сходства или различия в сравнении ощущения и восприятия?

3. Что такое ощущения?

4. Какие виды ощущений существуют? Какие свойства?

5. Что такое восприятие:

6. Какие особенности присущи восприятию?

10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

1. Одним из внешних факторов восприятия является:

1) повторяемость.

2) опыт.

3) потребности.

4) мотивация.

Ответ: 1.

2. Вид ощущений, механизмом которых является ощущение движения и положения тела в пространстве:

1) хроматические.

2) кинестезические.

3) кожные.

4) проприоцептивные.

Ответ: 2

3. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и особенностей его личности:

1) апперцепция.

2) инсайт.

3) осмысленность.

4) перцепция.

Ответ: 1

4. Константность восприятия – это свойство:

1) приобретенное.

2) генетически обусловленное.

3) врожденное.

4) частное.

Ответ: 1.

5. Результатом процесса восприятия становиться:

1) ощущение.

2) опыт.

3) психологическая нагрузка.

4) построенный образ.

Ответ: 4.

11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1.Определите, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

1) ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

2) незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

3) слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

4) когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

5) музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

6) в сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.
темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину.

7) заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?

Ответ:

1) целостность.

2) категориальность.

3) апперцепция.

4) апперцепция.

5) целостность.

6) константность.

7) апперцепция.

8) константность.

2. Оцените корректность использования терминов «ощу­щение» и «восприятие» в свете соответствующих научных определе­ний.

1) Хотя ощущения соединяются в восприятии, восприятие нельзя рас­сматривать как сумму ощущений. Эта ошибка, имевшаяся в истории пси­хологии, была преодолена в гештальтпсихологии.

2) Первым отделом анализатора является воспринимающий прибор или рецептор, производящий преобразование энергии раздражителя в процесс нервного возбуждения.

3) Анализаторы — это сложные системы чувственных нервных образо­ваний, воспринимающие и анализирующие раздражители, действующие на животных и человека.

4) Студент воспринял лекцию по психологии воли как импульс к ак­тивной самостоятельной работе над данной темой.

5) Восприятие — это процесс, качественно отличающийся от ощуще­ния, в котором отражаются лишь отдельные свойства предметов и явле­ний.

6) Психология XX в. воспринимается как весьма активный, бурный и продуктивный период развития психологического знания.

7) Мироощущение людей довольно резко изменяется во время круп­ных исторических событий (революции, войны, реформы и др.).

8) Многообразие ощущений обусловлено качественным многообрази­ем отражаемой действительности.

Читайте также:  Какими общими свойствами обладают жидкости и газы

Ответ: В п. 4 и 6 представлено неправомерное со строго научной точки зрения, но весьма употребительное в обычной речи преувеличе­ние объема понятия «восприятие». Так, слушая лекцию, человек не только воспринимает, но и мыслит, воображает, вспоминает… Эти же познавательные процессы происходят и в оценке периода развития пси­хологии. В п. 7 еще больше преувеличивается объем понятия «ощуще­ние». Фактически тут термин «мироощущение» используется в значе­нии, близком к понятию «мировоззрение». В п. 2 и 3 — некорректное, хотя и распространенное в научных текстах, использование термина «восприятие». Ведь получается, что восприятие — процесс, входящий в состав ощущения. Руководствуясь научным определением восприятия, можно утверждать, что рецепторы сами по себе ничего воспринимать

не могут.

Источник

Краткое описание

Вопрос 1

Опишите конкретные жизненные и профессиональные ситуации, в которых необходимы психологические знания и умения. По одной ситуации на каждый пример. 

1) Конфликтные ситуации:

Пример: Муж сорвался на жене после тяжёлого рабочего дня. Жена должна понимать, что её вины в гневе мужа – нет. И должна вести себя в данной ситуации так, чтобы не проявить гнев самой и чтобы помочь мужу осознать истинную причину его гнева. И, помочь ему направить гнев в другое, более приемлемое русло.

2) Депрессия, подавленное состояние:

Пример: Вы наблюдаете у себя подавленное состояние. И благодаря тому, что вы знаете что нужно делать, чтобы и него выйти (обозначить причину, направить силы на решение причины или на изменение своего отношения к ней) вы значительно сокращаете время пребывание в депрессивном состоянии.

3) Агрессия:

Пример: Чтобы бороться со своей собственной агрессией помогает знание о сублимации. Благодаря осуществлению сублимации вы начинаете чувствовать себя лучше и приносите себе и окружающим определённые блага.

Вопрос 2

Определите, какие виды психических явлений (процессы, свойства и состояния) проявляются в следующих ситуациях:

а) Школьник сосредоточенно выполняет домашнее задание.

б) Девушка, придя из кино, с восторгом рассказывает о нем матери.

Воодушевлённое состояние, воспроизведение, как один из процессов памяти, пантомимика.

в) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.

Замещение, как механизм психологической защиты, агрессивность.

г) Мальчик очень огорчился, когда узнал, что их класс не идет в поход.

Разочарованность, аппатия.

д) Официант перечисляет посетителю все наименования имеющихся в ассортименте вин.

Вопрос 3

Определите, какие отрасли психологии решают следующие задачи:

а) Определить факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста.

б) Выявить причины снижения производительности труда на предприятии.

в) Разработать способы привлечения внимания учащихся на уроке.

г) Выявить лидера в коллективе и привлечь его к организации групповой работы.

д) Определить темперамент человека по особенностям поведения 

е) Изучить влияние суточных биоритмов человека на производительность его труда.

ж) Установить объем кратковременной памяти у людей пожилого возраста.

з)Разработать способы установления деловых взаимоотношений в формирующемся коллективе.

и)Определить факторы, влияющие на психологические особенности безнадзорного подростка.

к) Оказать помощь подросткам при выборе профессии.

Вопрос 4

Определите какие методы психологических исследований использовались в следующих ситуациях: 

а) Психолог предлагает испытуемому повторить 10 слов, которые он только что прочитал.

б) Группе испытуемых необходимо письменно ответить на вопросы об их интересах.

в) Психолог предлагает детям нарисовать несуществующее животное. 

г) На консультации у психолога посетитель рассказывает о беспокоящих его проблемах.

д) Психолог предъявляет испытуемому «страшные» картинки и регистрирует возникающие при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.

е) Психолог, исследуя трудовую деятельность менеджера на предприятии, незаметно для него присутствует в помещении.

ж) С целью изучения влияния нового психотропного препарата на поведение человека ученые делают инъекции крысам и собакам.

з) Чтобы узнать особенности межличностных отношений, возникающих в группах туристов, следующих дальними маршрутами, психолог под видом обычного туриста вступает в одну из таких групп.

Вопрос 5

Определите, какие свойства и закономерности ощущений проявляются в следующих ситуациях:

а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться. 

б) После погружения руки в холодную воду предмет, нагретый до комнатной температуры, кажется теплым, хотя он холоднее температуры кожи.

в)Слепоглухая О. Скороходова вспоминала, что когда она жила в интернате, то по запаху легко определяла обладателя каждого полотенца. 

г) После громкой музыки на дискотеке молодому человеку все остальные звуки кажутся тихими.

д) Автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки.

е) Температура помещений, стены которых окрашены в синие тона, воспринимается на три-пять градусов ниже, чем она есть на самом деле. 

ж)«Какой у вас желтый и рассыпчатый голос», — сказал однажды известный мнемонист Ш. беседовавшему с ним Л.С. Выготскому.

з) Психофизиолог Г. Фехнер воспринимал звук «е» как желтый, «а» как белый, «у» как черный; звук трубы он ощущал как крас¬ный цвет, звук флейты — синий.

Вопрос 6

Определите, какие свойства восприятия (целостность, константность, категориальность, апперцепция, предметность, структурность) проявляются в следующих ситуациях:

а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.

ж)Темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую  

и) Когда мы хотим разглядеть человека, мы осматриваем его с головы до ног.

к) Заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?

л) Шагая по аллее, студент взглянул на часы. Через минуту к нему подбежал ребенок и спросил, который час. Студенту опять пришлось взглянуть на часы. 

м) Учитель выделяет красным цветом ошибки в письменных работах школьников.

н) Пятилетняя девочка понимает тексты, напечатанные на компьютере. Однако она не может понять записку, написанную от руки.

7.Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

а)Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

в) Читая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

Читайте также:  Какими физическими свойствами характеризуется вещества с ионными

г)Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная.

к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

м) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке. 

н) Заканчивается урок, учащиеся пытаются разобраться в материале, но время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос.

Напишите рекомендации по поводу того, как организовывать на уроках внимание учащихся со следующими особенностями: 

а) с низкой концентрацией

Делать перерывы в ходе занятия, использовать наглядное подкрепление, использовать ярие предметы привлекающие внимание.

б) с хорошим распределением

Организовать учебные ситуации требующие переключения внимания (предлагать к выполнению задачи с разными требованиями).

в) с плохим переключением.

Свести к минимуму задачи, требующие быстрого переключения внимания; вести по ходу занятия вербальное подкрепление требований заданий.

8.Какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях:

а) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.

б) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.

в) Задание ученикам: составить текст, используя новые слова.

г)Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.

д)Задание ученикам – найти сходство между предложенными чертежами.

е) В предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно.

ж) Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их.

з)После опроса всех свидетелей детектив наконец смог составить фотопортрет преступника. 

и) Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов.

В наличие  задании № 3; № 7  в работе нет.

Источник

План:

1. Понятие о восприятии. Физиологическая основа восприятия.

2. Свойства восприятия.

3. Виды восприятия.

4. Иллюзии восприятия.

5. Восприятие и личность.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ[1]

1. Дайте определение понятию    «восприятие». Приведите 2-3 примера восприятия человека.

2. Согласны ли вы с утверждением, что акт восприятия – это всегда аналитико-синтетический процесс?

3. Можно ли определить восприятие как синтез ощущений? В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия?

4. Охарактеризуйте физиологическую основу восприятия.

5. Назовите основные отличия восприятия от ощущений. Приведите 2-3 примера, демонстрирующие отличие восприятия от ощущения.

6. Назовите и объясните основные свойства восприятия.

7. Возможна ли структурность восприятия без его осмысленности?

8. Можно ли утверждать, что осмысленность восприятия обусловлена исключительно таким его свойством, как предметность?

9. Является ли константность восприятия объективно детерминированным явлением?

10. Дайте     характеристику основных видов     восприятия по основным критериям. Приведите 2-3 примера, демонстрирующие виды восприятия.

11. Охарактеризуйте понятие «иллюзия восприятия». Приведите 2-3 примера, демонстрирующие иллюзии восприятия.

12. Объясните взаимосвязь восприятия как познавательного психического процесса и личности человека. В чем проявляются индивидуальные различия в восприятии?

13. Чем объясняется, что одна и та же лекция разными слушателями может быть оценена по-разному: как «информативная», «интересная», «скучная», «неинтересная»?

14. Всегда ли апперцепция оказывает положительно влияние на процесс восприятия?

15. Объясните такой факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, то вторично он без трудностей найдет её; если же он идет со спутником, которому дорога хорошо известна, то второй раз ему будет тяжело самостоятельно пройти этот путь?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ[2]

Задание 1. Из предложенных ниже признаков выберите только те, которые характерны для восприятия:

а) субъективное отражение внешнего мира;

б) отражение отдельных свойств, относимых к определённому предмету; в) первоначальный источник знаний об окружающем мире;

г) результат совместной работы ряда анализаторов;

д) целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам, явлениям окружающего мира;

е) составной элемент, из которого складываются все предметы и явления окружающего мира;

ж) искажённое отражение окружающего мира;

з) отражение отдельных свойств, не относимых к какому-либо предмету; и) отражение законов природы и общества;

к) отнесение конкретного предмета к определённой категории предметов.

Задание 2. Укажите, в каких примерах говорится о восприятии. По каким признакам вы это установили?

А. Необходимым условием достижения высоких спортивных результатов является наличие у спортсмена хорошо развитых некоторых особенностей, или «чувств»: чувства мяча у футболистов, чувства воды у пловцов, чувства планки у прыгунов в высоту и т. д.

Б. Князь Андрей … любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колтыхаясь в лучах вечернего солнца.… Сквозь столетнюю жёсткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвёл их.

В. Французские спелеологи получили данные, свидетельствующие о том, что при длительном пребывании под землёй в полном одиночестве теряется представление о времени. Так, Антуан Сеньи на 122-й день своего пребывания в пещере был удивлён,

когда ему сообщили о скором окончании эксперимента: по его подсчётам, было лишь 6 февраля, а не 2 апреля, как ему сообщили.

Г. Во 2 классе учитель, показав детям репы, редьку, и редис, спросил, чем отличаются эти овощи по цвету, форме. Потом учитель кладёт на парты салфетки с кусочками овощей. Дети их пробуют.

Учитель: Валя, тебе понравилась репа? Ученица: Она вкусная.

Учитель: А редька? Ученица: Горькая.

Учитель проходит по рядам, даёт ребятам нюхать лук, все нюхают, смеются, морщатся.

Д. …Ванька перевёл глаза на тёмное окно, в котором мелькало отражение его свечи, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живарёвых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами.

Задание 3. Укажите, в каких примерах говорится о восприятии. По каким признакам вы это установили?

1. Учитель показывает технику выполнения упражнения, а учащиеся наблюдают за ним.

Читайте также:  Какие углы называются вертикальными свойство

2. Футболист ведёт мяч и выполняет удар по воротам без зрительного контроля мяча.

3. Спринтер, выходя на старт, представил, как он совершит выбегание со старта и пройдёт дистанцию до финиша.

4. Ученики выполняют лазание по канату, а учитель даёт советы и оценивает правильность выполнения.

5. Спортсмен выбегает со старта после выстрела стартового пистолета.

Задание 4. Какие свойства восприятия (апперцепция, выделение предмета из фона, иллюзии, константность, целостность) проявляется в данных примерах?

А. Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем тогда, когда она будет находиться в группе женщин.

Б. Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остаётся той же самой, если её исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль.

В. Если воспринимаемый на некотором расстоянии предмет удалить от воспринимающего, то отображение предмета на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, т. е. уменьшится его площадь, а между тем в восприятии образ сохраняет в определённых пределах приблизительно ту же постоянную, свойственную предмету величину.

Г. Гёте отмечал, что тёмный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину. При одновременном восприятии белого круга на чёрном фоне и чёрного круга того же диаметра на белом фоне последний кажется примерно на 1/5 меньше первого. Они покажутся равными, если чёрный круг сделать соответственно больше.

Д. Рекламные щиты на улицах специально делают большими красочными и яркими.

Задание 5. Определите, какие свойства восприятия (целостность, константность, апперцепция, предметность, структурность) проявляются в следующих ситуациях:

а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.

ж) Темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину.

и) Когда мы хотим разглядеть человека, мы осматриваем его с головы до ног. к) Заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?

л) Шагая по аллее, студент взглянул на часы. Через минуту к нему подбежал ребенок и спросил, который час. Студенту опять пришлось взглянуть на часы.

м) Учитель выделяет красным цветом ошибки в письменных работах школьников.

н) Пятилетняя девочка понимает тексты, напечатанные на компьютере. Однако она не может понять записку, написанную от руки.

Задание 6. Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств восприятия.

Задание 7. Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных видов восприятия.

Задание 8. Попробуйте самостоятельно нарисовать рисунки с «двойственными» изображениями.

Задание 9. В экспериментах Стрэттона испытуемые носили разнообразные искажающие очки, меняющие местами правую и левую, верхнюю и нижнюю части сетчаточного образа, сжимающие и расширяющие одну или обе части, переворачивающие изображение вверх ногами. У человека, надевающего такие очки, соответственно искажается и наблюдаемая картина окружающего мира. Если испытуемому не предоставлялась возможность практического взаимодействия со средой, то его восприятие либо оставалось неадекватным, либо перестраивалось незначительно. Но если человек активно взаимодействовал с окружающими объектами, то адекватное восприятие мира восстанавливалось в течение нескольких дней. Объясните, какие свойства восприятия «задействованы» в этих экспериментах.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ[3]

1. Разработайте образ-ассоциацию понятию «восприятие»: нарисуйте ассоциации, связанные с каждым словом определения понятия. Глядя на образы-символы, воспроизведите определение.

2. Ознакомьтесь с методикой «Измерение объема восприятия» и «Узнавание фигур», занесите ее в таблицу (приложение А). Источник: Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти / Состав. А.Д Чернобай, Ю.Ю. Федотова.

Проведите ее (можно на себе), обработайте и представьте результаты. Сделайте краткие выводы.

3. Напишите эссе на тему: «Роль восприятия в жизни человека»  

4. Составьте фантастический рассказ  «Галактика»,  который бы рассказывал о пяти планетах и ее обитателях с их особенностями: «Зрение», «Слух», «Осязание», «Вкус», «Обоняние».

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Восковская Л.В. Психология ощущений и восприятия. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 475 с.

2. Гамезо М.В. Атлас по психологии: информ.-метод. материалы к курсу «Общ. психология» : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко – М.: Просвещение, 1986. – 272 с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 337 с.

4. Маклаков А. Г. Общая психология : Учебник для вузов – СПб. : Питер, 2016. – 583 с.

5. Максименко С.Д. Общая психология – М. : «Рефл-бук» – 2004. – 528 с.

6. Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. – Москва : Юрайт, 2003. – 688 с.

7. Общая психология / под общ. ред. Н.П. Ансимовой. – Ярославль: изд-во ЯГПУ, 213. – 492 с.

8. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб. : Речь, 2002. – 694 с.

9. Психология ощущений и восприятия / под редю Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова. – М.: «ЧеРо», 2002. – 610 с.

10. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

11. Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 672 с.

12. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.

Приложение А

№ п/п Исследуемый процесс (состояние, свойство) Название методики Автор методики (или источник) Цель методики Краткое описание шкал методики

Познавательные психические процессы

  Восприятие        

[1] Данный пункт оформляется в папку на листах А4. Сами вопросы могут печататься (или писаться как № задания), ответы пишутся от руки.

[2] Задачи оформляются в папку на листах А4. Сами задачи могут печататься (или писаться как № задания, ответы пишутся от руки

[3] Задания по данному пункту вкладываются в папку как отдельные самостоятельные работы.

Источник