Какие свойства восприятия проявляется в данных примерах

Какие свойства восприятия проявляется в данных примерах thumbnail

Человек воспринимает окружающий мир не хаотично, а пытаясь систематизировать отдельные явления и предметы, сформулировать о них своё представление, определить, насколько увиденное или услышанное может быть полезным или опасным, используемым для определённой цели.

В психологии это именуется восприятием, , так называется отражение в человеческом сознании окружающих предметов и явлений.

Это активный процесс, при котором используются не только органы чувств, но и двигательные функции: положение рук, движение глаз, перемещение в пространстве для улучшения восприятия.

Что такое кинестетические чувства и ощущения? Узнайте об этом из нашей статьи.

Примеры восприятия

Понятие и примеры восприятия

Человек может воспринимать окружающий мир практически бесконечно.

К примеру, ребёнок, который сразу после рождения находится только в определённом помещении или в кроватке, и воспринимает окружающий мир в границах кроватки, постепенно её исследуя и получая полное о ней представление.

Потом границы его обитания расширяются, увеличивается и объём получаемой информации. Человек читает книги, газеты, смотрит фильмы и телепередачи. Психологи утверждают, что при должной жизненной активности процесс самосовершенствования может продолжаться всю жизнь.

Первоначально восприятие формируется на основе определённых ощущений: осязания, обоняния, зрительных контуров предмета, его цвета. Потом всё это складывается в определённое представление о явлении и предмете, что и называется восприятием.

В психологии процесс человеческого восприятия имеет 4 уровня:

  • момент обнаружения , наши органы чувств принимают определённый сигнал,
  • различение , человек определяет природу этого сигнала,
  • идентификация , происходит попытка определить, на что это похоже,
  • опознание , полученный сигнал относится к той или иной категории.

Существует и несколько категорий восприятия:

    Примеры и категории восприятия

  • зрительное , создаётся видимый образ явления или предмета,
  • слуховое , определяется структура и громкость возможных звуков,
  • восприятие с помощью осязания,
  • вкусовое ощущение тоже может смоделировать образ.

Ещё восприятие может быть произвольным и непроизвольным. Например, ребёнок играет с игрушкой, имитируя движение грузовика, и делает это вполне осознанно с поставленной целью.

Непроизвольное восприятие могут вызвать удары специального молоточка под коленную чашечку на приёме у невропатолога.

Есть ещё ложные, ошибочные виды , иллюзии и галлюцинации. Но это уже элементы патологии.

Что им не является?

Отдельно ощущения человека восприятием не являются, только комплекс этих ощущений, вместе с их анализом может уже сложить в сознании индивидуума представление о предмете или вообще об окружающем.

Скажем, выйдя на улицу, человек не просто воспринимает запахи, звуки или очертания зданий. Он тут же оценивает и расстояние до того или иного дома, безопасность постройки, её величину и вообще полезность: магазин в здании будет восприниматься не так, как швейная мастерская.

Что им не может являться?

Органы слуха, зрения и осязания могут использоваться в разной степени, но полученные ими ощущения должны дополнять друг друга.

Отдельные же запах, цвет, осязание чего-либо восприятием в психологии не считаются, это лишь его фрагменты.

Основные свойства

Константность

Одним из важных свойств восприятия является контрастность. Впервые, как определённое свойство восприятия, константность была рассмотрена учёными Мартиусом и Вундтом в 1889 году.

Константность восприятия , свойство человека воспринимать предметы в постоянной их величине или цвете, несмотря на их разную отдалённость или освещённость.

Классическим примером такого осознания окружающего может служить автомобиль какой-нибудь одной марки. Мы можем видеть его на расстоянии вытянутой руки или в нескольких десятках метров.

Чем дальше машина будет от нас находиться, тем меньшей она будет по размеру. Но только зрительно. В любом случае мы будем воспринимать это движущее средство именно такого размера, какой мы видим вблизи, то есть в реальных параметрах.

Константность - понятие

Автомобиль или стена дома белого цвета вечером или ночью будут выглядеть намного темнее, но наше восприятие цвета от этого не меняется.

Стена или автомашина для нас всё равно объективно останется белой.

Если бы этого свойства восприятия не было, человеку пришлось бы постоянно менять своё поведение по отношению к тем или иным объектам. Ведь далеко идущие по дороги люди будут казаться гномами, а дома , кубиками из детских игрушек, но этого, разумеется, не происходит.

Любопытно, что способность человека к константному восприятию формируется в процессе получения жизненного опыта, а не является приобретённым с рождения.

Описаны случаи, когда люди, выросшие в густом лесу, попав впервые на равнину, первоначально воспринимали удалённые предметы, как маленькие.

А люди, которые обретали зрение только после хирургической операции, пытались выпрыгнуть из окна палаты где-нибудь на пятом этаже, реально не оценивая расстояния. Им предметы внизу тоже казались просто маленькими.

Впрочем, человек быстро перестаёт допускать подобные ошибки. Если бы организм не воспринимал предметы, как постоянные по величине на разных расстояниях, изменение зрительных размеров не дало бы нам верно ориентироваться в пространстве.

Предметность

Предметность - что это такое?

Это свойство восприятия помогает людям и большинству животных воспринимать окружающее не как хаотический набор ощущений, а как наличие определённых объектов.

Оно тоже не развито в живых существах изначально, а приходит в процессе развития ребёнка, вместе с поэтапным познанием окружающего мира.

Читайте также:  Какие есть свойства бога

И. М. Сеченов определил, что этот процесс активизируется во время непосредственного контакта ребёнка с каким-нибудь предметом. Без движения и вообще деятельности человека предметное восприятие мира было бы очень скудным.

Вообще в развитии предметности человеческого восприятия большую роль играет моторика:

  • движение рук, в особенности, пальцев,
  • движение глаз для определения контуров предмета,
  • движение головы и иные перемещения.

Впрочем, и способность именно так воспринимать окружающую среду, отчасти закладываются и биологически. Это видно по поведению детёнышей животных, которые рождаются уже активными.

Например, морские свинки сразу предметно воспринимают образ матери, поилки или кормушки. А вот птенцы воробьёв или голубей имеют очень слабую ориентацию и окружающие предметы реально воспринимают только через определённое время после появления на свет.

Предметность в психологии

Любопытно, что в первые дни очень слабо ориентируются и щенки собак.

Но потом предметное восприятие у них активно развивается и становится гораздо осмысленнее, чем у морских свинок.

Видимо, потому, что его им приходится постепенно приобретать, развивая не только органы чувств, но и мышление.

Целостность

Ещё одна характерная особенность нашей психики. Определённый предмет, явление или образ воспринимается, как нечто целое, а не разрозненное.

Понятнее говоря, видя нос, рот и уши на теле человека мы не воспринимаем их по отдельности, как нечто функционирующее самостоятельно.

Точно так же и дом не считается набором отдельно расположенных досок, кирпичей и пр. Здесь большое значение имеет тоже получаемый в жизни предыдущий опыт.

Например, видя стоящего к нам боком незнакомца, мы замечаем лишь одну его руку, если вторая не вытянута вперёд. Но в сознании уже сохранён образ человека, как существа с двумя руками, ушами и пр. Мы как бы дорисовываем целостный образ, его не видя.

Любопытно, что иногда это дорисовывание может несколько искажать целостное восприятие, особенно у ребёнка. Если, скажем, отец ребёнка , высокий человек и носит усы, усатые люди будут сразу казаться его маленькому сыну несколько выше остальных людей.

Осмысленность

Осмысленность: определение

Восприятие явления и предмета неразрывно связано с мышлением человека.

Восприятие доставляет в мозг информацию, мышление обрабатывает, осмысливает его и ставит задачу, как с этой информацией поступить.

Увидев незнакомый предмет, человек сразу пытается его узнать, сравнить с чем-то, что уже известно или хотя бы похоже. То есть, в данном случае, восприятие не просто составляет как бы фотографию увиденного, оно ещё постоянно ищет выход из создавшейся ситуации, осмысливает её.

Скажем, в поисках выхода в незнакомом помещении мы натыкаемся на запертую дверь. Органы чувств сигнализируют, что прохода здесь нет, но это ещё не всё. Совместно с мышлением начинается поиск ключа, отмычки или чего-либо подобного.

Так осмысленность восприятия способно изменить состояние увиденного предмета или явления.

Структурность

Это свойство восприятия неразрывно связано с его целостностью. Часто для объективного понимания того или иного явления человеку необходимо понять его структуру. Это осознание приходит не сразу:

    Структурность восприятия

  1. При прослушивании какой-нибудь новой мелодии человеческий слух не сразу воспринимает отдельные её ноты и фрагменты, их узнавание происходит постепенно, вместе с тем, наиболее полное ощущение этой музыки, восприятие её придёт именно с распознаванием этих фрагментов.
  2. Нередко познание каких-либо сложных механизмов приходит лишь с изучением их строения, иногда большой объект в целом без изучения его структуры сложно воспринимать вообще.
  3. Структурное восприятие особенно присуще маленьким детям, знакомясь с новыми игрушками, они нередко их разбирают.

Апперцепция

Так называют зависимость восприятия сознанием действительности от общего психологического состояния человека и его образа жизни.

В чем это проявляется:

  1. Обычно любой новый предмет мы автоматически сравниваем с тем, что уже когда-то видели, например, напоминает он круг, треугольник или ещё какую-нибудь геометрическую фигуру, дети многие деревья или кусты связывают с каким-нибудь животным или игрушкой.
  2. Апперцепция напрямую зависит от возраста и уровня знаний: ребёнок любую окружность кругом и воспринимает, взрослый человек может тут же отметить центр окружности, возможный диаметр и пр.
  3. Большое значение имеет опыт или склонности, та же окружность любителю цирка напомнит, скорее всего, арену, а школьнику она напомнит уроки геометрии.
  4. Большое значение имеет настроение человека, его ролевое значение в семье, профессиональные склонности , повар, например, быстро определит рецепт блюда, а обычный любитель покушать наскоро некоторые ингредиенты, скорее всего, и не заметит.

Активность

Активность восприятия

Человек способен управлять восприятием окружающего мира: чтобы пристальнее слушать музыку, можно надеть наушники, хочется понаблюдать за рыбками в аквариуме, , можно включить подсветку и т п.

Как правило, активность восприятия окружающей действительности зависит от темперамента человека, его физического состояния, общительности и даже социального статуса.

Некоторым людям вполне хватает время после работы проводить дома, у телевизора, им откровенно скучно в музеях, в театре, даже в кинотеатре.

Во многом зависит активность восприятия от воспитания. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос любознательным, интеллектуально развитым, любил познавать окружающий мир, приучайте его к этому с детства.

Читайте также:  Какими специфическими свойствами обладает пространство

Правда, эта активность не должна быть слепой.

Психологи рекомендуют приучать детей разделять воспринимаемое на основную фигуру (главное) и фон (второстепенные предметы), чтобы информация была структурированной.

Восприятие действительности человеком , не пассивное созерцание окружающего. Даже в младенчестве, увидев соску, ребёнок пытается до неё дотянуться.

То есть, восприятие помогает нам активно жить, приспосабливаться к внешним условиям, и процесс этот у людей обычно происходит постоянно.

Свойства восприятия:

Источник

Практическое занятие

«Виды и свойства восприятия»

Цель: закрепить теоретические знания, полученные по теме;

научить различать ощущения и восприятия как ступени чувственного познания мира;

повторить виды и свойства восприятия, выделить их при решении психологических задач.

Основные понятия: восприятие, избирательность восприятия, константность восприятия, целостность восприятия, апперцепция, иллюзии, предметность восприятия, осмысленность восприятия.

Литература: Коломинский Я.Л. Человек-психология. – М., 1980.

Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. – М., 1971.

Практикум по общей психологии / под ред.А.И.Щербакова. – М., 1979.

Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М., 2000.

Сборник задач по общей психологии / под ред. В.С.Мерлина. – М., 1974.

План занятия

        1. Приветствие.

        2. Повторение теоретического материала.

        3. Решение психологических задач.

        4. Работа по карточкам-заданиям.

        5. Заполнение итоговой таблицы по теме «Восприятие».

        6. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

  1. Приветствие.

  2. Повторение теоретического материала.

I. Классификация восприятий – по ведущему анализатору; по форме существования материи (работа у доски).

II. Фронтальный опрос.

– В чём сходство и различие ощущения и восприятия?

– Что называется восприятием времени?

– Что такое иллюзии?

– В чём выражается целостность восприятия? Константность восприятия?

– Что такое апперцепция?

– Какую роль в деятельности человека играет избирательность восприятия? Приведите примеры.

3. Решение психологических задач.

Вопросы-задачи

  1. Зная закономерности восприятия, объясните, почему мы редко замечаем опечатки при чтении художественной литературы?

  2. Какое значение для восприятия имеют подписи под картинками в детских книгах?

  3. Для чего ошибки в тетрадях учитель исправляет красными чернилами?

  4. Как помогают восприятию интонация голоса учителя при объяснении нового учебного материала?

  5. С какой целью учитель проводит предварительную беседу перед чтением нового текста?

  6. В одном из рассказов Конан Дойля о Шерлоке Холмсе приводится такой разговор Холмса с доктором Ватсоном:

« – … Сколько раз вы видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?

– Часто.

– Как часто?

– Ну, несколько сот раз.

– Отлично. Сколько же там ступенек?

– Сколько ступенек? Понятия не имею!

– Вот-вот, не заметили. А между тем вы видели!

В этом вся суть. Ну, а я знаю, что ступенек семнадцать …»

Какой вывод вы можете сделать из этого эпизода, зная общие закономерности восприятия?

  1. Объясните психологически следующий факт: когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдет её вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?

Задачи

А) Как воспринимался Гайдар автором рассказа, ночным сторожем, Еленой Васильевной, мальчишками, старушкой-жалобщицей? Чем объяснить различия в восприятии? Как влияет направленность личности на восприятие?

Широкоплечий, с добрыми ясными глазами, в военных сапогах, в гимнастерке, он был похож на солдата, приехавшего на побывку. Жил тихо. По три-четыре дня работал, не зная часов.

На цыпочках, крадучись, в расстегнутой гимнастерке, приходил ночами на кухню. Улыбался широкой улыбкой: “Дорогие, чайку бы мне, да почерней”.

Чай у нас всегда был горячий, ему наливали крепкого чая, и он осторожно, бесшумно исчезал в своей комнате.

Ночным сторожем работал у нас житель Ясной Поляны Венев Петр Иванович. Яснополянская жизнь наложила на Петра Ивановича неизгладимый след. Он любил писателей, любил литературу, говорил о Гайдаре: “Громадина-то какая. Руки большущие. Первым косарем был бы. А тихий… Лесником был бы, хороший лесник.

На Пролетарском проспекте жила у нас Елена Васильевна. Добрейшая женщина с такими ясными голубыми глазами, как будто ее детство еще не прошло. У нее мы снимали дачу для Гайдара. Иногда он уходил туда на несколько дней. И чего только не делала ему Елена Васильевна. Очень она любила его. И галушки варила, и сало с чесноком, молоко в горшке топила и делала какой-то смородиновый пунш. Комнату его убирала так, будто для невесты. Повесит белые шторы, на круглый стол скатерть – платок турецкий – положит, а на него поставит свою единственную, тонкую нежно-голубую чашку, подаренную кем-то когда-то: не то бабушке, не то прабабушке. Дача стояла в конце проспекта, проспект кончался тупиком, дальше – овраг. По оврагу протекал маленький ручей. Сюда вот и собирались мальчишки лет восьми – тринадцати. Садились на лежащие у канавы бревна, ждали Гайдара. Гайдар появлялся, и начиналась у них игра. Чаще всего играли в городки. Ребята кричали: “Бей, Гайдар!” Он ловко набивал рюхи. Мальчишки кричали: “Молодец, Гайдар!” А Гайдар – распоясанный, озорной – сам кричал: “Молодец, Гайдар, бей, Гайдар!”

Читайте также:  Какими общими свойствами обладает время

Так по всему проспекту и неслось: “Бей, Гайдар – молодец, Гайдар – бей, Соловей!” Крик, шум.

Один раз в поссовет пришла старушка и стала жаловаться председателю:

-Что это у нас на проспекте творится… Писатель, вишь, поселился. Гайдар какой-то, ну и свел дружбу. Да с кем, с сорванцами! На тебе городки, на тебе горелки! Спокою нет, шум, гам! Ему ли – такому-то мужику с мальчишками возиться. И фамилия у него Гай… Ну и жил бы где за гаем, а не у нас тут.

Б) Какая из перечисленных закономерностей восприятия (апперцепция, осмысленность восприятия, зависимость восприятия части от восприятия целого, выделение предмета из фона, целостность, константность) проявляется в данных примерах?

1. Человек с подвижным и выразительным лицом и богатой жестикуляцией, находящийся среди людей с бедной мимикой и пантомимикой, производит более сильное впечатление (при прочих равных условиях).

Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем тогда, когда она будет в группе женщин.

Незнакомый офицер будет острее воспринят в группе солдат, чем среди других офицеров, при прочих равных условиях восприятия.

2. Если воспринимаемый на некотором расстоянии предмет удалить от воспринимающего, то отображение предмета на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, т.е. уменьшится и площадь его, а между тем в восприятии образ сохраняет в определенных пределах приблизительно ту же постоянную, свойственную предмету величину.

3. Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если ее исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль.

В) От какой закономерности восприятия зависит описанная способность человека?

Человек мгновенно может распознавать любую фигуру, например квадрат, не зависимо от того, большой ли он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку, выглядит параллелограммом.

Г) Какая особенность восприятия проявляется в данном примере?

На дорогу выскочила лягушка. Мальчик смотрит на нее с любопытством, женщина – с брезгливостью, дочка ее – с ужасом, отец равнодушно, а старичок-биолог с восхищением: “Какой красивый экземпляр! Обратите внимание на нежность тонов, на богатство раскраски, на форму тела, идеально приспособленную к жизни и в воде и на суше одновременно!”.

Д) Какая особенность восприятия проявилась в данном исследовании?

Испытуемым (студентам) показывали фотографии лиц людей, на которых требовалось составить характеристики. При первом предъявлении испытуемые давали «свободные» характеристики на основе информации, которую они получали при восприятии только внешности данных людей. При втором предъявлении им говорили, что это «старосты курса», при третьем – что это «отличники» и при четвёртом – что это «хвостисты».

Оказалось, что во всех случаях испытуемые одному и тому же человеку-объекту давали разные характеристики, приписывали ему различные потребности и способности, неодинаковое отношение к учению, жизни.

Е) Какая особенность восприятия отражена в этом стихотворении?

Мы знаем: время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течёт

Ненагружённое, пустое

Часов и дней напрасный счёт.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

С.Я.Маршак

Ж) Из перечисленных понятий постройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.

  1. Восприятие, отражение, зрительные иллюзии, психика, чувственное познание.

  2. Отражение, зрительное восприятие, психика, восприятие, восприятие цвета.

4. Работа по карточкам-заданиям.

5. Заполнение итоговой таблицы по теме «Восприятие».

Определение

восприятия

Значение восприятия

Физиологические основы восприятия

Виды восприятия

Особенности восприятия

  1. Подведение итогов занятия.

Карточка № 1

«Виды и свойства восприятия»

  1. Дайте определение восприятию.

  1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

В ощущениях отражаются отдельные свойства вещей и явлений, а
восприятие дает их …..

  1. Прочитайте следующие высказывания о времени и прокомментируйте их. За счет чего человеку удается воспринимать время?

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Карточка № 2

«Виды и свойства восприятия»

  1. Что является физиологической основой восприятия?

  1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

Почти все наши восприятия — результат предшествующего ….

  1. Прочитайте следующие высказывания о времени и прокомментируйте их. За счет чего человеку удается воспринимать время?

И. Курц: «Время измеряется не по длине, а по глубине».

Источник