Какие свойства воды и воздуха в них описаны
Олимпиадные задания по окружающему миру
( 2009 – 2010 учебный год )
ШИФР____________
4 класс
Задание № 1
С помощью топографических знаков разгадай кроссворд:
Получилось слово __________________
Назови её основное свойство: ______________________________
Задание № 2
Распредели данные понятия по группам. Дай обобщающее понятие каждой группе.
Нефть, кенгуру, верх, юг, сутки, восток, стрекоза, гранит, вниз, день, землеройка, строитель, час, мрамор, год, лево, неясыть, известняк, торф.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3
Прочитайте приведенные в таблице примеры. Какие свойства воды и воздуха в них описаны? Запиши эти свойства.
В аквариуме, наполненном водой, хорошо видна форма и цвет рыб и растений. |
Вода в стакане оказалась сладкой на вкус. |
На сильном морозе стеклянная банка, наполненная водой, лопнула. |
Мама на кухне печет пирог. Ты находишься в другой комнате и не видишь, что делает мама, но точно определяешь, что она печет пирог. |
Зимнюю одежду утепляют мехом или слоем ткани из рыхлых волокон. |
Задание № 4
В степи живут суслики и мыши. Почему в степи так много животных ведет подземный образ жизни? Проведи стрелки от причины к следствию, чтобы получить ответ.
Задание № 5
Кроссворд «Травянистые растения»
По горизонтали:
1.Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
По вертикали:
1.В глиняном горшке живет
Он у нас не в первый год.
И растут у злючки
Каждый год колючки.
2.Из травы степного злака
Вылезает забияка.
От его глубокой раны чахнут овцы и бараны.
3.Это зелье ты не тронь:
Жжется больно, как огонь.
Неприметна, не красива, называется …
4.Беленькие горошки на зеленой ножке.
5.Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.
6.Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
Я превращусь в конфету.
Задание № 6
Назови каждую группу обобщённым понятием?
Анды, Альпы, Большой Кавказ, Гималаи __________________________________________
Гренландия, Исландия, Кипр, Крит, Тасмания_____________________________________
Азия, Америка, Австралия, Африка, Европа_______________________________________
Великая Китайская, Восточно – Монгольская, Восточно – Европейская, Западно – Сибирская._____________________________________________________________
Гоби, Каракумы, Калахари, Кызылкум, Сахара. ___________________________
Баренцево, Берингово, Карское, Охотское, Японское. ______________________
Задание № 7
Найди ошибки в тексте и подчеркни их.
Осень в лесу.
Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков и опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Животные леса готовятся к зиме. Белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.
Задание № 8
Напишите об одной из экологических проблем нашей страны. Предложите способы ее решения.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | итого |
Олимпиадные задания по окружающему миру
( 2009 – 2010 учебный год )
ключи
4 класс
Задание № 1
С помощью топографических знаков разгадай кроссворд:
Получилось слово __________________
Назови её основное свойство: ______________________________
( 1. тропа, 2 мост, 3 речка, овраг, 5 сад ; ключевое слово – почва. Основное свойство – плодородие .)
6 баллов
Задание № 2
Распредели данные понятия по группам. Дай обобщающее понятие каждой группе.
Нефть, кенгуру, верх, юг, сутки, восток, стрекоза, гранит, день, землеройка, строитель, час, мрамор, год, лево, неясыть, известняк, торф, вниз.
Полезные ископаемые: нефть, гранит, мрамор, известняк, торф
Единицы времени: сутки, день, час, год
Стороны горизонта: юг, восток
Животные: кенгуру, стрекоза, землеройка, неясыть
Ориентация: верх, лево, вниз
10 баллов
Задание № 3
Прочитайте приведенные в таблице примеры. Какие свойства воды и воздуха в них описаны? Запиши эти свойства.
В аквариуме, наполненном водой, хорошо видна форма и цвет рыб и растений. | прозрачность |
Вода в стакане оказалась сладкой на вкус. | растворитель |
На сильном морозе стеклянная банка, наполненная водой, лопнула. | При замерзании расширяется |
Мама на кухне печет пирог. Ты находишься в другой комнате и не видишь, что делает мама, но точно определяешь, что она печет пирог. | Воздух движется |
Зимнюю одежду утепляют мехом или слоем ткани из рыхлых волокон. | Воздух не пропускает тепло |
5 баллов
Задание № 4
В степи живут суслики и мыши. Почему в степи так много животных ведет подземный образ жизни? Проведи стрелки от причины к следствию, чтобы получить ответ.
4 балла
Задание № 5
Кроссворд «Травянистые растения»
По горизонтали:
1.Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
По вертикали:
1.В глиняном горшке живет
Он у нас не в первый год.
И растут у злючки
Каждый год колючки.
2.Из травы степного злака
Вылезает забияка.
От его глубокой раны чахнут овцы и бараны.
3.Это зелье ты не тронь:
Жжется больно, как огонь.
Неприметна, не красива, называется …
4.Беленькие горошки на зеленой ножке.
5.Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.
6.Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
Я превращусь в конфету.
Ключ к кроссворду « Травянистые растения» (1).
По горизонтали: 1. Колокольчик
По вертикали: 1. Кактус 2. Ковыль 3. Крапива 4. Ландыш 5. Одуванчик 6. Ирис
6 баллов
Задание № 6
Назови каждую группу обобщённым понятием?
Анды, Альпы, Большой Кавказ, Гималаи __________________________________________горы
Гренландия, Исландия, Кипр, Крит, Тасмания_____________________________________остров
Азия, Америка, Австралия, Африка, Европа_______________________________________часть света
Великая Китайская, Восточно – Монгольская, Восточно – Европейская, Западно – Сибирская.____________________________________________равнина_
Гоби, Каракумы, Калахари, Кызылкум, Сахара. ____________________горы
Баренцево, Берингово, Карское, Охотское, Японское. _________________море
6 баллов
Задание № 7
Найди ошибки в тексте и подчеркни их.
Осень в лесу.
Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков и опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Животные леса готовятся к зиме. Белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.
Ошибки: сморчки, пауки, медуница, клевер, кукушка, еж, крот, все насекомые.
8 баллов
Задание № 8
Напишите об одной из экологических проблем нашей страны. Предложите способы ее решения.
5 баллов
Олимпиадные задания по русскому языку
( 2009 – 2010 учебный год )
ШИФР____________
4 класс
Разгадай шарады:
__________________ + ________________________ = ___________________
группа певцов крупное кровососущее насекомое
__________________ + _____________________ = _____________________
воронье слово антоним слова «верх»
____________________ + ______________________ = ____________________
древнерусское название лба промежуток времени в 100 лет
Дан текст в транскрипции: [у м’ин’а п’ич’ал’ный’ в’ит// галава май’а бал’ит// йа ч’ихай’у/ йа ахр’ип// што такой’э// эта гр’ип// н’и рум’аный’ гр’ип в л’ису/ а паганый’ гр’ип в насу//]. Запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
В песне Вадима Егорова «Облака» есть строки:
Над землёй бушуют травы,
Облака плывут как павы.
Здесь «павы» – это: а) корабли, б) самолёты, в) лодочки, г) птицы, д) брёвна. Подчеркни нужный вариант.
Вспомни всю поговорку по её началу:
Соловья баснями _____________________________________________
Всяк кулик _________________________________________________
Пуганая ворона ______________________________________________
Слово не воробей ____________________________________________
Цыплят по осени ______________________________________________
Какой частью речи могут быть следующие слова:
Покрой, жгут, стих, пила
Составь с каждым значением слова словосочетание.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Подбери антонимы к многозначным словам:
Мелкий (бассейн, дождь), свежий (хлеб, журнал), мягкий (воск, свет).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Решите орфографическую задачу, вставляя нужную букву в начале слова. Выделите приставку в слове.
(с,з)дание,(с,з)жать,(с,з)давать,(с,з)делать,(с,з)десь,(с,з)беречь,(с,з)гиб,(с,з)говориться,(с,з)дешний,(с,з)дравствуй, не видно не (з,с)ги,(с,з)бить .
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе.
У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
9. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | итого |
РУССКИЙ ЯЗЫК
4 класс
ключи
Разгадай шарады:
__________________ + ________________________ = ___________________
группа певцов крупное кровососущее насекомое
__________________ + _____________________ = _____________________
воронье слово антоним слова «верх»
____________________ + ______________________ = ____________________
древнерусское название лба промежуток времени в 100 лет
ОТВЕТ: хоровод, карниз, человек (3 балла)
Дан текст в транскрипции: [у м’ин’а п’ич’ал’ный’ в’ит// галава май’а бал’ит// йа ч’ихай’у/ йа ахр’ип// што такой’э// эта гр’ип// н’и рум’аный’ гр’ип в л’ису/ а паганый’ гр’ип в насу//]. Запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ОТВЕТ: У меня печальный вид. Голова моя болит. Я чихаю, я охрип. Что такое? Это грипп. Не румяный гриб в лесу, а поганый грипп в носу.
(6 баллов)
В песне Вадима Егорова «Облака» есть строки:
Над землёй бушуют травы,
Облака плывут как павы.
Здесь «павы» – это: а) корабли, б) самолёты, в) лодочки, г) птицы, д) брёвна. Подчеркни нужный вариант.
ОТВЕТ: птицы (2 балла)
Вспомни всю поговорку по её началу:
Соловья баснями _____________________________________________
Всяк кулик _________________________________________________
Пуганая ворона ______________________________________________
Слово не воробей ____________________________________________
Цыплят по осени ______________________________________________
ОТВЕТ:
Соловья баснями не кормят.
Всяк кулик своё болото хвалит.
Пуганая ворона куста боится.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Цыплят по осени считают. (5 баллов)
Какой частью речи могут быть следующие слова:
Покрой, жгут, стих, пила
Составь с каждым значением слова словосочетание.
(8 баллов, неверный ответ – минус 1 балл )
Подбери антонимы к многозначным словам:
Мелкий (бассейн, дождь), свежий (хлеб, журнал), мягкий (воск, свет).
ОТВЕТ: глубокий, крупный; черствый, старый; твёрдый,яркий
(3 балла)
7. Решите орфографическую задачу, вставляя нужную букву в начале слова. Выделите приставку в слове.
(с,з)дание,(с,з)жать,(с,з)давать,(с,з)делать,(с,з)десь,(с,з)беречь,(с,з)гиб,(с,з)говориться,(с,з)дешний,(с,з)дравствуй, не видно не (з,с)ги,(с,з)бить .
( за каждое правильное слово 0,5 балла )
8. Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе.
У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).
( 8 баллов, за неверный ответ – минус 0.5 балла )
9. За каждое верно подобранное прилагательное – 2 балла.
Ответ: хвост, холод – собачий;
нервы, трубы – стальные;
перстень, характер – золотой;
жизнь, конфета – сладкая.
Олимпиадные задания по математике
( 2009 – 2010 учебный год )
ШИФР____________
4 класс
1. В квартире две комнаты. Длина первой комнаты 5 м, а ширина – 4 м. Вторая комната имеет ту же ширину, но она на 2 м длиннее. За побелку потолка второй комнаты заплатили на 80 рублей больше. Сколько заплатили за побелку обеих комнат?
2. Портной имеет кусок сукна длиной 16м, от которого он отрезает ежедневно по 2м. По истечении скольких дней портной отрежет последний кусок?
3. Капитан Врунгель погнался за кенгуру, в сумку которого попал мячик от гольфа. Кенгуру в минуту делает 70 прыжков, каждый прыжок – 10м. Капитан Врунгель бежит со скоростью 10 мсек. Догонит ли он кенгуру?
4. В непрозрачном бидоне 10 л молока. Из него надо отлить 5 л в 7-литровый бидон. Как это можно сделать, если есть только 2-литровая банка?
Трёх подружек спросили, как их зовут. Первая сказала: «Меня зовут Марина», вторая: «А меня Катя», а третья добавила: «А меня зовут Марина или Лена». Как зовут каждую девочку, если все они сказали неправду о своём имени, но имена всех трёх названы верно?
На какое число надо разделить число 87912, чтобы получилось тоже пятизначное число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке?
Расставь скобки так, чтобы получилось верное равенство:
12 16 + 128 : 8 + 24 = 240
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | итого |
МАТЕМАТИКА
4 класс
КЛЮЧИ
1. В квартире две комнаты. Длина первой комнаты 5 м, а ширина – 4 м. Вторая комната имеет ту же ширину, но она на 2 м длиннее. За побелку потолка второй комнаты заплатили на 80 рублей больше. Сколько заплатили за побелку обеих комнат?
(ОТВЕТ:
1). 5 * 4 = 20 (кв. м) – площадь потолка 1 комнаты
2). 5 = 2 = 7 (м) – длина потолка 2 комнаты
3). 4 * 7 = 28 (кв. м) – площадь потолка 2 комнаты
4). 28 – 20 = 8 (кв. м) – на столько площадь потолка 2 комнаты больше
5). 80 : 8 = 10 (руб) – стоимость побелки 1 кв. м потолка
6). 20 + 28 = 48 (кв. м) – площадь потолков обеих комнат
7). 10 * 48 = 480 (руб) – стоимость побелки потолков 2-х комнат)
(7 баллов)
2. Портной имеет кусок сукна длиной 16м, от которого он отрезает ежедневно по 2м. По истечении скольких дней портной отрежет последний кусок?
(ОТВЕТ: 16:2=8(раз) – 7 дней) (2 баллов)
3. Капитан Врунгель погнался за кенгуру, в сумку которого попал мячик от гольфа. Кенгуру в минуту делает 70 прыжков, каждый прыжок – 10м. Капитан Врунгель бежит со скоростью 10 мсек. Догонит ли он кенгуру?
(ОТВЕТ: 700ммин – скорость кенгуру
10мсек = 600ммин – скорость Врунгеля
700 – 600 = 100(ммин) – на столько скорость кенгуру больше, значит Врунгель не догонит)
(4 балла)
4. В непрозрачном бидоне 10 л молока. Из него надо отлить 5 л в 7-литровый бидон. Как это можно сделать, если есть только 2-литровая банка?
(ОТВЕТ: из 10-литрового бидона выливаем 7 литров (в семилитровый бидон). Из него отливаем 2 литра в 2-литровую банку. Остаются 5 литров в 7-ми литровом бидоне.) (3 балла)
5. Трёх подружек спросили, как их зовут. Первая сказала: «Меня зовут Марина», вторая: «А меня Катя», а третья добавила: «А меня зовут Марина или Лена». Как зовут каждую девочку, если все они сказали неправду о своём имени, но имена всех трёх названы верно?
(ОТВЕТ: 1 – Лена, 2 – Марина, 3 – Катя.) (3 балла)
На какое число надо разделить число 87912, чтобы получилось тоже пятизначное число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке?
(ОТВЕТ: на 4 ) (3 балла)
Расставь скобки так, чтобы получилось верное равенство:
12 16 + 128 : 8 + 24 = 240
(ОТВЕТ: 12 (16 + 128) : 8 + 24 = 240) (3 балла)
Солнце летом высоко
Жаркая погода
Подземные части растений развиты
В почве много червей и личинок насекомых
Осадки быстро испаряются
Растения пытаются найти влагу под землей
Многие животные ведут подземную жизнь
Солнце летом высоко
Жаркая погода
Подземные части растений развиты
В почве много червей и личинок насекомых
Осадки быстро испаряются
Растения пытаются найти влагу под землей
Многие животные ведут подземную жизнь
Источник
Воздух – это смесь газов. Окружает планету, образует атмосферу и содержится во всём, что существует. Он есть в воде, земле, растениях, животных, горах, камнях и необходим для жизни живых организмов. Физические, химические и гигиенические свойства формируют климат в регионах частей Земли, влияют на жизнедеятельность растений и животных.
Основные свойства воздуха
- Прозрачен.
- Не имеет цвета и запаха.
- Не имеет формы, занимает всё пространство.
- Упругость.
- Проводит звук и солнечные лучи.
- Сохраняет тепло.
- При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
- Подвижен.
Физические свойства
- Температурные. Регулирует теплообмен.
- Влажность. Определяет насыщение газов кислородом, содержание водяного пара.
- Атмосферное давление. Масса атмосферного столба, который давит на поверхность планеты и на всё, что расположено внутри воздушного океана.
- Подвижность. Формирует ветра и обновление газового состава.
- Солнечная радиация. Определяет процент радиоактивных веществ и газов, содержащихся в атмосфере. Основной показатель формирования климата планеты.
- Электрическая активность. Количество электрических зарядов, содержащихся в воздушном пространстве.
Химический состав воздуха
Воздушная оболочка Земли формируется из смеси газов:
- Азот. Основной компонент атмосферы. Не участвует в дыхании, не поддерживает горение. Обеспечивает жизнедеятельность водорослей и некоторых растений.
- Кислород. Жизненно необходимый элемент. Является необходимым в формировании биологических процессов организмов животных, растений. Служит окислителем и основным компонентом горения веществ.
- Углекислый газ. Поглощается деревьями и преобразуется в кислород.
В небольших количествах атмосфера содержит озон, водород, неон, другие газы. По количеству содержания вредных примесей определяют чистоту воздуха. Подробнее – в статье о составе воздуха.
Теплопроводность воздуха
Окружающий воздух практически не проводит тепло. Особенность задерживать тепловой заряд широко используется человеком и животными. Ограничивая подвижность потока, воздушная прослойка задерживает теплообмен организмов, создаёт комфортный микроклимат.
При нагревании с воздухом происходит расширение и он поднимается, становится разреженным. Изменяется его химический состав и влажность. Водяной пар распадается на отдельные газы, становится более летучим.
При охлаждении воздух сжимается и он опускается. Незначительное содержание твёрдых частиц в газах окисляется и насыщается водяными парами. Воздух становится тяжелее и плотнее.
Применение и использование свойств воздуха
Воздушную оболочку планеты активно используют животные и птицы. Способность задерживать тепло помогает животным выживать и регулировать тепловые процессы организма. Шерсть, обитателей северных широт, имеет полую структуру.
Особое строение пера и движение воздушных масс птицы используют для полётов и планирования над землёй.
Наполненный атмосферой пузырь, удерживает рыб в толще воды и способствует перемещению из глубин водоёмов к поверхности.
Подвижность используется растениями для опыления и распространения семян на большие площади.
Человек использует свойства атмосферы в широких спектрах своей жизнедеятельности:
- Теплопроводность обеспечивает обогрев и терморегуляцию организма.
- Способность тёплых воздушных потоков подниматься используют в полётах.
- Упругость и сжатие применяют во всех промышленных системах. Его закачивают в автомобильные шины. Нагнетая воздушное давление, работают пневматические инструменты, оружие.
- Кислород участвует в процессах горения. Все двигатели внутреннего сгорания потребляют большие объёмы кислорода и его соединений.
Более подробная информация об использовании и значении воздуха живыми организмами здесь.
Сравнение свойств воды и воздуха
Основную роль воздушный океан играет в дыхании всех живых существ Земли. Содержание его в воде используется всеми подводными животными и растениями.
Вода и воздух имеют похожие параметры. Она так же прозрачна и безвкусна, так же реагирует на нагрев и охлаждение. Основным отличием воды является способность растворять вещества и её большая плотность. Вода имеет большую массу и теплопроводность, проводит заряды электричества. Способность извлекать необходимые компоненты из воды, без применения специального оборудования, человеку и млекопитающим не под силу.
Оценка статьи:
Загрузка…
Источник