Какие свойства водяного пара 3 класс
Ф.И. ____________________________________________ Дата ___________________
Тест по окружающему миру на тему: «Свойства воды». 3 класс.
1 вариант.
Что такое вода?
а) Вода – это твёрдое вещество
б) Вода – это газообразное вещество
г) Вода – это жидкое вещество
Что образуется в результате испарения воды?
а) кефир б) пар в) лёд г) снег
Выбери верное утверждение:
а) При нагревании вода расширяется
б) При охлаждении вода расширяется
в) При замерзании вода сжимается
Что такое термометр?
а) Термометр – это прибор для определения давления воздуха
б) Термометр – это прибор для определения температуры тела человека, воды или воздуха
в) Термометр – это прибор для определения сторон горизонта
По перечисленным свойствам определи, какое вещество они характеризуют: бесцветный, прозрачный, хрупкий, скользкий, легче воды. Это – ___________
Выбери правильное поведение во время гололёда:
а) Школьный рюкзак нужно нести в одной руке, а мешок с обувью – в другой
б) Дорогу нужно переходить очень быстро
в) Следует идти осторожно, наступая на всю подошву
Выбери верное утверждение:
а) Вода в природе находится в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном
б) Вода в природе находится только в жидком состоянии
в) Вода в природе находится только в жидком и газообразном состояниях
Как температура воздуха влияет на испарение воды?
а) Температура воздуха не влияет на испарение
б) Чем выше температура воздуха, тем испарение идёт быстрее
в) Чем ниже температура воздуха, тем испарение идёт быстрее
В перечисленных свойствах найди свойство водяного пара:
а) имеет запах и цвет б) не имеет формы в) текучий
Допиши предложение:
Вода в газообразном состоянии – это _______________________________
Ф.И. ____________________________________________ Дата ___________________
Тест по окружающему миру на тему: «Свойства воды». 3 класс.
2 вариант.
Что такое вода?
а) Вода – это газообразное вещество
б) Вода – это жидкое вещество
г) Вода – это твёрдое вещество
Что образуется в результате замерзания воды?
а) молоко б) пар в) лёд г) песок
Выбери верное утверждение:
а) При нагревании вода сжимается
б) При охлаждении вода расширяется
в) При замерзании вода расширяется
Знание какого свойства жидкости навело человека на мысль о возможности создания термометра?
а) Вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается
б) Вода – это прозрачная бесцветная жидкость
в) Вода – растворитель
По перечисленным свойствам определи, какое вещество они характеризуют: бесцветный, прозрачный, без запаха, невидим. Это – __________________
Выбери неправильное поведение во время гололёда:
а) Школьный рюкзак лучше закрепить за спиной
б) Следует идти осторожно, наступая на всю подошву
в) Идти нужно быстро, на цыпочках
Выбери верное утверждение:
а) Вода в природе находится только в жидком состоянии
б) Вода в природе находится только в жидком и газообразном состояниях
в) Вода в природе находится в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном
Как температура воздуха влияет на испарение воды?
а) Чем ниже температура воздуха, тем испарение идёт медленнее
б) Чем выше температура воздуха, тем испарение идёт медленнее
в) Температура воздуха не влияет на испарение
В перечисленных свойствах найди свойство льда:
а) имеет запах и цвет б) не имеет формы в) твёрдое тело
Допиши предложение:
Вода в твёрдом состоянии – это ____________________________________
Источник
Фамилия________________________________ Имя ______________
Проверочная работа по теме: «Вода»
Отметь, какое свойство не относится к воде?
Не имеет цвета.
Не имеет запаха.
Расширяется при нагревании.
Сжимается при охлаждении.
Хороший растворитель.
Плохо проводит тепло.
Прозрачность.
Текучесть.
За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?
А вода, превращаясь в лёд, расширяется;
В вода, превращаясь в лёд, сжимается;
С повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
Вычисли, сколько воды содержится в теле человека, вес которого
30 кг.
Запиши свои вычисления: ____________________________________
Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? Какая из цепочек превращений верна?
облако капелька воды поверхность океанов, морей, рек и суши
испарение воды водяной пар облако;
облако поверхность океанов, морей, рек и суши капельки воды
водяной пар облако;
облако водяной пар поверхность океанов, морей, рек и суши
капелька воды облако.
Вставь в текст пропущенные слова.
Почти всё живое на Земле не может обойтись без ____________. Звериные тропы в лесу ведут к _____________. Птицы летят к ________ и _________. Люди издавна выбирали себе место у ________, строили себе дома, сёла и города.
Какое значение для природы и для человека имеет вода?
_________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
__________________________________________________________
___________________________________________________________
________________________________________________________
_________________________________________________________
________________________________________________________
Допиши определение:
Приспособление для очистки воды называется ____________________.
Какое свойство воды помогает рассмотреть то, что находится на дне ручья? Напиши ответ: _____________________________________.
Какие вещества полностью растворятся в воде? Подчеркни правильные ответы.
Соль, подсолнечное масло, марганцовка, речной песок, крахмал, сахарный песок, глина.
От чего зависит изменение состояния воды?
Ответ: _________________________________________________
Соедини стрелками:
Роса
Туман
Снег
Облака
Иней
Лед
Дождь
Пар
Газообразное состояние
Твердое состояние
Жидкое состояние
Что должен делать человек, чтобы охранять воду?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы к работе:
Отметь, какое свойство не относится к воде?
Не имеет цвета.
Не имеет запаха.
Расширяется при нагревании.
Сжимается при охлаждении.
Хороший растворитель.
Плохо проводит тепло.
Прозрачность.
Текучесть.
За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?
А вода, превращаясь в лёд, расширяется;
В вода, превращаясь в лёд, сжимается;
С повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
Вычисли, сколько воды содержится в теле человека, вес которого
30 кг.
Запиши свои вычисления: 30:3х2=20 кг
Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? Какая из цепочек превращений верна?
облако капелька воды поверхность океанов, морей, рек и суши
испарение воды водяной пар облако;
облако поверхность океанов, морей, рек и суши капельки воды
водяной пар облако;
облако водяной пар поверхность океанов, морей, рек и суши
капелька воды облако.
Вставь в текст пропущенные слова.
Почти всё живое на Земле не может обойтись без воды. Звериные тропы в лесу ведут к водопою. Птицы летят к морям и озерам. Люди издавна выбирали себе место у воды, строили себе дома, сёла и города.
Какое значение для природы и для человека имеет вода?
для питья(Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди).
кормит(Но вода не только “поит”, но еще и кормит — по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов).
среда обитания (В реках, морях и океанах и около них живут растения и животные)
средство гигиены (Вода моет всех людей, животных, города, машины, дороги)
в быту(Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, – ничего не сделать без воды).
дорога (Еще вода — это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров).
электроэнергия и полезные ископаемые.(Вода “добывает” электрический ток, работая на электростанциях, в воде добывают полезные ископаемые)
красота, познание и отдых(Люди стремятся изучить подводный мир, они наслаждаются красотой водных просторов, отдыхают около водоёмов)
Допиши определение:
Приспособление для очистки воды называется фильтр.
Какое свойство воды помогает рассмотреть то, что находится на дне ручья? Напиши ответ: прозрачность.
Какие вещества полностью растворятся в воде? Подчеркни правильные ответы.
Соль, подсолнечное масло, марганцовка, речной песок, крахмал, сахарный песок, глина.
От чего зависит изменение состояния воды?
Ответ: от температуры
Соедини стрелками:
Роса
Туман
Снег
Облака
Иней
Лед
Дождь
Пар
Газообразное состояние
Твердое состояние
Жидкое состояние
Что должен делать человек, чтобы охранять воду?
Строить очистные сооружения; строить предприятия, где нет сточных вод; не бросать мусор; не мыть машины около водоёмов; выключать кран с водой после того, как помоешь руки; чинить пришедшие в негодность водопроводные краны, трубы и т.д.
Источник
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему “Свойства воды в газообразном состоянии”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Тема: Свойства воды в газообразном состоянии Автор: Борковская Светлана Николаевна учитель начальных классов МОУ Павловской СОШ №1
2 слайд
Описание слайда:
Куда исчезает вода из луж? Почему из носика кипящего чайника вырывается белый пар? Почему в печи трещат дрова? На этом уроке мы ответим на эти и многие другие вопросы. Узнаем, как провести опыты по обнаружению водяного пара и скорости испарения. Выучим основные свойства воды в газообразном состоянии.
3 слайд
4 слайд
Описание слайда:
Переход воды в газообразное состояние Вода состоит из молекул, которые находятся в непрерывном движении. Переход воды в газообразное состояние Вода состоит из молекул, которые находятся в непрерывном движении.
5 слайд
Описание слайда:
2. Водяной пар Те из них, что оказываются близко к поверхности, оказываются в воздухе и перемешиваются с его частицами, превращаясь в водяной пар. Частицы воздуха и водяного пара так малы, что их невозможно увидеть невооруженным глазом. Водяной пар – это прозрачный бесцветный газ, невидимый, как и воздух. Водяной пар Те из них, что оказываются близко к поверхности, оказываются в воздухе и перемешиваются с его частицами, превращаясь в водяной пар. Частицы воздуха и водяного пара так малы, что их невозможно увидеть невооруженным глазом. Водяной пар – это прозрачный бесцветный газ, невидимый, как и воздух.
6 слайд
Описание слайда:
Испарение Испарение – переход воды из жидкого состояния в газообразное.
7 слайд
Описание слайда:
Лед тоже испаряется, но значительно медленнее, чем вода в жидком состоянии. Например, если зимой вывесить мокрое белье на улицу, сначала оно покроется ледяной коркой, а потом высохнет. В каком бы состоянии вода не была, она постоянно испаряется с поверхности Земли.
8 слайд
Описание слайда:
Использование знаний об испарении Человек использует знания об испарении воды. Просушивают собранное зерно, заготовленные дрова, оштукатуренные стены, вымытую посуду, выстиранное белье.
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
Зависимость скорости испарения от температуры Интенсивность испарения зависит от температуры воды: чем выше температура, тем выше скорость движения молекул воды, а значит и испарения. Это доказывает простой опыт: если в 2 емкости налить одинаковое количество воды, а затем одну поставить в холодное место, а другую – в теплое, через некоторое время станет ясно, что вода в холодном месте испаряется медленнее, чем в теплом.
11 слайд
Описание слайда:
Мокрая дорога летом высохнет намного быстрее, чем осенью.
12 слайд
Описание слайда:
Скошенная трава в солнечный день высохнет быстрее, чем в пасмурный. Знание этого свойства помогает людям. Например, если подмокла старинная книга, её оставляют в специальной морозильной камере, чтобы высыхание шло медленно и страницы книги не повредились.
13 слайд
Описание слайда:
Зависимость скорости испарения от площади соприкосновения воды с воздухом Испарение происходит в месте соприкосновения поверхности воды с воздухом, соответственно, чем больше площадь соприкосновения, тем быстрее происходит испарение. Доказать это можно с помощью несложного опыта: нужно налить одинаковое количество воды в 3 емкости с разной площадью соприкосновения налитой воды с воздухом (например, бутылка с узким горлышком, стеклянная банка и широкая тарелка). Через некоторое время мы увидим, что вода из тарелки испаряется быстрее всего, потому что площадь соприкосновения воды с воздухом наибольшая. Из банки немного медленнее, потому что площадь соприкосновения меньше. А из бутылки медленнее всего, потому что площадь соприкосновения воды с воздухом наименьшая.
14 слайд
Описание слайда:
Поэтому фрукты, предназначенные для сушки, разрезают на тонкие ломтики – чтобы увеличить поверхность соприкосновения с воздухом и увеличить скорость испарения.
15 слайд
Описание слайда:
Воздействие ветра Под воздействием ветра испарение идет быстрее, потому что молекулы воды активнее соединяются с молекулами воздуха. В ветреную погоду влажные поверхности высыхают быстрее, если держать руки под сушилкой, они высохнут быстрее.
16 слайд
Описание слайда:
Нагревание, кипение и водяной пар Наиболее активно испарение идет при нагревании. При 100г вода кипит и превращается в водяной пар. Молекулы водяного пара под воздействием высокой температуры двигаются очень быстро, ему необходим большой объем, поэтому у кипящего чайника «подпрыгивает» крышка.
17 слайд
Описание слайда:
Водяной пар в кипящем чайнике Знание этого свойства водяного пара позволило людям сконструировать паровые двигатели. Часто, когда печется яблоко, его кожура лопается – это яблочный сок, превращаясь в пар, разрывает кожуру.
18 слайд
Описание слайда:
Или можно услышать треск дров в печи – под воздействием высокой температуры вода в дровах превращается в водяной пар и разрывает древесину.
19 слайд
Описание слайда:
Как было сказано, водяной пар – невидим. Так почему же мы видим пар, когда кипит чайник? В холодном воздухе разогретый водяной пар конденсируется – превращается в мельчайшие капельки воды, которые мы видим как белый пар. А невидимый водяной пар находится возле носика чайника на границе белого облачка пара. Как было сказано, водяной пар – невидим. Так почему же мы видим пар, когда кипит чайник? В холодном воздухе разогретый водяной пар конденсируется(в переводе с латинского “конденсацио” означает “уплотнение, сгущение”) – превращается в мельчайшие капельки воды , которые мы видим как белый пар. А невидимый водяной пар находится возле носика чайника на границе белого облачка пара.
20 слайд
Описание слайда:
Если поместить у носика кипящего чайника холодный металлический предмет, то очень скоро на нем появятся капельки осевшей воды. Этот опыт доказывает наличие водяного пара у носика чайника.
21 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: Составьте короткий тест (4 вопроса с тремя вариантами ответа) на тему «Вода в газообразном состоянии». Проведите небольшой опыт: в одинаковые емкость налейте по полстакана холодной воды, поставьте одну емкость в холодное места, а другую теплое. Каждые 12 часов в течение 3 дней замеряйте уровень воды в каждой емкости. Опишите, что будет происходить, объясните, почему. Сравните результаты измерений. *Напишите сказку на тему «Облака».
22 слайд
Описание слайда:
Спасибо за урок.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Данную презентацию можно использовать на уроках окружающего мира в 3 классе УМК “Планета знаний” при прохождении темы “Свойства пара”.
Данная презентация направлена на создание у детей положительной мотивации для дальнейшего изучения и поддержания интереса к предмету.
Поможет детям найти ответы на вопросы: Куда исчезает вода из луж? Почему из носика кипящего чайника вырывается белый пар? Почему в печи трещат дрова?
Дети узнают, как провести опыты по обнаружению водяного пара и скорости испарении, запомнят основные свойства воды в газообразном состоянии.
Оставьте свой комментарий
Источник
Изучение теплофизических свойств воды и водяного пара помогает понять, почему происходит испарение. Благодаря динамическому равновесию газообразного и жидкого состояния Н2О осуществляется круговорот воды в природе. Атмосфера планеты служит защитным колпаком, в ней происходят те же термодинамические процессы, что и в закрытой емкости с водой. Зависимость давления пара от температуры, плотности соответствует уравнению Менделеева-Клапейрона. С помощью формул можно вычислить, чему будет равна плотность пара в пузырьках, поднимающихся к поверхности воды, или при какой температуре закипит вода, если подняться на гору, где давление воздуха ниже.
Вода превращается в пар при температуре
Понятие «водяной пар» характеризует свойство жидкости
улетучиваться. Начало испарения — отрыв частичек воды от поверхности воды. Из
жидкого агрегатного состояния молекулы переходят в газообразное. Превращение в
газовую фазу происходит до момента насыщения, когда возникает равновесие между
жидкой или твердой субстанцией и газом. Молекула воды не в силах оторваться от
поверхности, если плотность достигает максимальной величины, газ становится
насыщенным. Определить величину давления насыщения водяного пара можно для
любой температуры. Даже лёд обладает способностью испаряться.
Когда говорят об испарении, уточняют градусы Цельсия, при которых начинается парообразование. При 100°С жидкость закипает только при атмосферном давлении 760 мм рт. столба. Чем ниже давление, тем свободнее отрываются частицы воды от поверхности, насыщая воздух. Снижение давления до 0,006 атмосфер (тройная точка) приводит к тому, что вода одновременно присутствует в трех фазовых состояниях: жидком, твердом, газообразном. Кипение воды в лабораторных условиях достигается без перехода в жидкое состояние. Происходит вскипание твердой фазы, процесс называется возгонкой. Лед трансформируется в газообразное состояние при температуре –0,1°С под давлением ниже тройной точки. Величину давления и плотности насыщенного водяного пара при различной температуре устанавливают экспериментальным путем.
Способность паров насыщать воздух характеризуется
влажностью. Упругость водяного пара определяют прибором для измерения
влажности, он называется психрометром. Измеряется парциальное давление водяных
паров, находящихся в атмосферном воздухе.
Насыщенный водяной пар
Вернемся к эксперименту. Итак, у нас в закрытой банке
жидкость. Что происходит? Испарение воды. Процесс начинается при низкой
плотности воздуха. Благодаря пару, давление на поверхность жидкости возрастает,
оно препятствует движению молекул. Их все меньше и меньше отрывается от воды.
Наступает момент, когда образуются капли влаги. Этот процесс называется
«конденсация». Когда скорость образования пара равна скорости конденсации,
возникает термодинамическое равновесие. Пар в этот момент считается насыщенным.
Жидкость и газ уравновешивают друг друга. Такое состояние достигается при
определенных условиях, важные параметры:
- Температура, изменение на долю градуса нарушает равновесие. При повышении парообразование ускоряется, при понижении увеличивается процесс конденсации влаги.
- Давление, при его понижении молекулы жидкой фазы свободнее передвигаются, отрываются от поверхности, начинается испарение воды.
Почему не учитывается объем банки? Он не меняет термодинамических свойств воды и водяного пара в состоянии насыщения. Допустим, крышка экспериментальной банки опустилась ниже, объем уменьшился. К чему это приведет? Пар будет ускоренно конденсироваться до момента равновесия. При увеличении объема ускорится парообразование, но замкнутая система опять придет в равновесное состояние.
Изучая термодинамику, легко понять, почему пар обжигает
сильнее воды той же температуры. Что такое кипение? Состояние, при котором
жидкая фаза активно превращается в парообразное состояние. Следовательно,
происходит обратный процесс конденсации, он сопровождается выделением теплоты.
За счет этого ожог от пара сильнее.
Удельная теплоемкость возрастает, если повышается температура
воды. Процесс парообразования виден в момент кипения. При повышении давления
температура газов достигает 200°С, это свойство используется в теплотехнике,
горячим, вязким паром заполняют теплообменники.
Давление насыщенного водяного пара
Формула p=nkT указывает на прямую зависимость давления
идеального газа (p) и его температуры (Т). Параметр n –число молекул,
содержащихся в заданном объеме, характеризует плотность пара. Постоянная
Больцмана k устанавливает взаимосвязь температуры с энергией образования
вещества (энтальпия).
Пар нельзя сравнивать с идеальным газом. Его давление при
повышении температуры растет быстрее из-за повышения плотности. Концентрация
частиц в неизменном объеме возрастает. Эти особенности свойств водяного пара
необходимо учитывать при расчетах давления насыщенного водяного пара. Если в
идеальном газе возрастает энергия ударов молекул о стенки сосуда, то в
насыщенном паре существенно возрастает число ударов за счет увеличения
концентрации активных частиц.
Плотность насыщенного водяного пара
Плотностью называется отношение массы вещества к его объему.
Этот параметр характеризует расстояние между отдельными молекулами. В жидкой
фазе они сцепляются между собой, в твердой расположены симметрично относительно
друг друга. В газообразном находятся на произвольном удаленном расстоянии, чем
объясняется отличие плотности водяного пара от плотности воды.
Теперь подробно рассмотрим, какое влияние оказывает на
плотность насыщенных водяных паров изменение температуры. Она непостоянна из-за
изменения массы газообразной фазы:
- при повышении температуры она возрастает за счет
ускорения испарения; - при понижении – падает, вода активно
конденсируется.
По сути, она должна постоянно меняться, так как частицы воды
непрерывно движутся, переходят из одного агрегатного состояния в другое. Но при
динамическом равновесии концентрация неизменна: сколько молекул испарится,
столько же конденсируется. Показатели устанавливаются экспериментально для
каждой температуры. Их значения сведены в таблицы.
Источник