Какие свойства внимания присущи школьникам

Какие свойства внимания присущи школьникам thumbnail

Проблема развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте не потеряла свою актуальность и на современном этапе развития образования. В психологии развития человека остается неизменным, что развитие процесса внимания, как психического свойства человека, неотделимо от любой формы его деятельности. Произвольное внимание играет главную роль в усвоении учебного материала школьника.

Проблемой развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин. В своих исследованиях выдающиеся отечественные психологи раскрыли основные особенности развития внимания младших школьников.

Развитием свойств внимания у детей младшего школьного возраста занимались наши современники: И.В. Крупник, А.Л. Румянцева, В.И. Долгова, О.А. Кондратьева, М.Н. Скирдова, которые в своих трудах рассматривают вопросы влияния свойств внимания на успеваемость младших школьников 23.

В процессе познавательной деятельности, когда младший школьник познает окружающий мир, он концентрирует свое внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не закончится интерес. В этом возрасте, когда ребенок занят игровой деятельностью, он может играть два – три часа, не переключая внимание. Так же долго он может заниматься и рисованием, конструированием, изготовлением значимых для него поделок. Эта сосредоточенность зависит только от интереса к тому, чем занят ребенок. Но как только младшего школьника начинают занимать деятельностью, которая ему безразлична или просто не нравится, то он начинает отвлекаться, ему становится дискомфортно.

На уроке учитель, используя словесные указания, напоминания, инструкции по выполнению задания, может управлять вниманием ребенка. Например: «Дети! Откроем тетради. Возьмем зеленый карандаш и в нижнем левом углу – вот здесь – нарисуем точку…».

В младшем школьном возрасте, в отличие от дошкольного, ребенок частично может планировать свою деятельность. Это выражается в словесном проговаривании того, что он будет делать, и в какой последовательности. Планирование, здесь выступает фактором, организующем внимание ребенка. Учеными замечено 14, что логические задачи позволяют удержать внимание младших школьников, но это требует больших усилий воли и высокой мотивации.

В младшем школьном возрасте, особенно у первоклассников, внимание отличается низким уровнем сосредоточенности. Они не могут выполнять однообразную деятельность, если она не связана с игрой. В начальных классах непроизвольное внимание преобладает над произвольным вниманием, поэтому детям трудно сосредоточиться, когда деятельность интересна, но требуется умственное напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Поэтому рекомендуется на занятиях с младшими школьниками включать игровые элементы и часто в процессе одного занятия менять формы деятельности 12, с.282.

В основе непроизвольного внимания младшего школьника лежит врожденная реакция, рефлекс. Младший школьник активно реагирует на все новое, яркое, необычное и не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это объясняется в психологии тем, что в этом возрасте у ребенка преобладает наглядно-образное мышление. Внимание учащихся чувствительно реагирует на яркие, выразительные, необычные предметы.

Вместе с непроизвольным вниманием в период обучения ребенка в школе развивается и произвольное внимание учащихся. Произвольное внимание в это время развивается вместе с развитием мотивов учения. Здесь мы говорим о волевой регуляции, которая управляет вниманием младших школьников, но с ограниченными возможностями, так как ребенок в этом возрасте может сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить «пятерку», заслужить похвалу учителя).

Исследуя объем внимания младшего школьника в сравнении с взрослыми, ученые установили, что он меньше, а распределение внимания – слабее. В работе группы психологов А.К. Марковой, А.Г. Лидере, Е.Л. Яковлевой «Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте» [11] приведены нормативы объема внимания: 8-9 лет – объем внимания 2-5 единиц (среднее – 3) 10-11 лет – объем внимания 3-6 единиц (среднее значение – 4) 12-14 лет – объем внимания 3-7 единиц (среднее значение – 5).

У младших школьников неразвитая устойчивость внимания, это зависит от слаборазвитого процесса торможения. У первоклассников внимание рассеянное, неразвитое. В младшем школьном возрасте до четвертого класса часто встречаются дети с низким уровнем произвольного внимания. Например, первоклассники могу сохранять внимание в течении 30-35 минут, а третьеклассники могут удерживать внимание без перерывов в течение всего урока. Поэтому смена видов деятельности на уроке важный аспект в профилактике утомления.

Другие свойства внимание, как переключение и распределение у младших школьников тоже малоразвиты. Детям не удается быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. А концентрация и устойчивость внимания развиваются только при создании определенных условиях организация обучения на уроках. Все свойства внимания интенсивно развиваются на протяжении всего школьного возраста.

Трудности в обучении, которые существуют у младших школьников, связанны не только с несформированностью внимания, но и с отсутствием навыков управления вниманием. Несформированность свойств внимания младшего школьника характеризуется низкой устойчивостью (10–15 минут), малым объемом, слабым распределением и концентрацией, неразвитой переключаемостью, преобладанием непроизвольного внимания. Опираясь на психолого-педагогические особенности развития внимания младших школьников, необходимо использовать педагогические технологии, направленные на развитие интереса, с широким применением наглядности. Для уменьшения утомляемости, особенно в первом и втором классе надо каждые 10–15 минут менять вид деятельности. Объем предъявляемого материала должен не достигать высокого уровня распределения внимания 23.

Русский психологов 19 века Ланге Н.Н. 9, 107 отмечал, что разный уровень развития внимательности у детей определяет индивидуальные особенности их развития. Одни дети отличаются устойчивым вниманием, но плохо могут распределять его, поэтому они достаточно продолжительно и усердно решают одну задачу, а перейти к следующей задаче им трудно в силу слабо развитой переключаемости внимания. Другие дети, легко переключаясь в процессе обучения с одной задачи на другую, также легко отвлекаются на внешние раздражители. Есть дети с высоким уровнем организованности внимания, при этом они имеют маленький объем внимания.

Наблюдая за школьниками начальных классов, Ланге Н.Н. говорил, что есть очень медлительные дети, которые тщательно исследуют и решают задачи, задания. Из-за этого учитель делает специальные паузы, которые помогают удержать общий темп класса. Другие дети, которые наоборот, работают на уроке очень быстро, но имеют низкий процент качества. Ученый пришел к выводу, что у медлительных детей внутренняя концентрация на точном выполнении работы, а у тех, кто торопиться с выполнением задания – установка на скорость. Дети с высоким темпом работы опережают в выполнении классных работ многих других детей, но результативность их очень низкая, при проверке их работ отмечается большое количество ошибок. Эти ошибки обычно бессмысленные, сделанные по причине недостатка внимания. Таким образом, высокий темп работы и большой объем просмотренной информации этих учеников не имеет собственного значения. По сравнению с остальными учениками в классе, ученики, имеющие хорошо развитое внимание отличаются продуктивностью и точностью при выполнении заданий. Выполняя задание со всем классом, эти дети за предложенный промежуток времени выполняют его, совершая минимальное количество ошибок.

Таким образом, получая начальное образование, младшие школьники получают основы развития всех психических процессов, которые являются фундаментом будущего обучения в основной школе и вузе. Развивая внимание в младшем школьном возрасте в ходе учебной деятельности, оно становится более произвольным, что является одним из новообразований в этом возрастном периоде. В четвертом классе в сравнении с первоклассниками, у детей более развита и продолжает совершенствоваться способность к продолжительной устойчивости внимания, совершенствуются переключение и распределение внимания. Процесс внимания имеет большое значение в становлении и развитии личности младшего школьника.

Источник

Особенности внимания у детей младшего школьного возраста

Содержание

Внимание как психический процесс

Виды внимания

Свойства внимания

Характеристика внимания детей младшего школьного возраста

Выводы

Внимание как психический процесс

Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем восприни­мает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринима­ет и мыслит человек — воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из психических процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение — каждый из этих процессов имеет свое спе­цифическое содержание; каждый процесс есть единство образа и деятельности: восприятие — единство процесса восприятия — воспринимания — и воспри­ятия как образа предмета и явления действительности; мышление — единство мышления как деятельности и мысли, как содержания — понятия, общего представления, суждения. Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно — сторона всех познаватель­ных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект  [17].

Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже при­слушиваемся, не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся, т. е. когда подчеркнута или повышена активность нашей познавательной деятель­ности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внима­ние — это в первую очередь динамическая характеристика протекания позна­вательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредо­точена. Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

Виды внимания

Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным).

Внимание, возникающее без всякого намерения и без заранее поставленной цели с нашей стороны, называется непроизвольным.

Непроизвольное внимание вызывают особенности действующих на человека раздражителей. К таким раздражителям относятся:

§ Сила раздражителя – сильный звук, яркий свет. При этом важное значение имеет относительная сила раздражителя (в полной тишине лёгкий шорох привлекает внимание), контрастность раздражителей (среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых – темный), значение раздражителя для данного человека или для данных условий (в общем шуме важное сообщение, произнесенное тихо, слабый световой сигнал, имеющий жизненно важное значение, плеск воды для жаждущего воспринимаются как сильные раздражители).

§ Новизна, необычность раздражителя. Необычная легковая машина новой марки привлекает всеобщее внимание. Русские, посетившие ботанический сад в Индии, рассказывают, что их особое внимание привлекла наша ромашка.

§ Подвижность предмета, а также начало или прекращение действия раздражителя. Например, гусеница неподвижна – мы ее не замечаем, она совершает движение и немедленно привлекает наше внимание.

Непроизвольное внимание возникает в зависимости от состояния самого человека, связано с его настроением, переживаниями, ожиданиями, потребностями, интересами и отношением к тому, что воздействует на него.

Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели, называется произвольным или преднамеренным.

Произвольное внимание возникло у человека и развивалось в процессе труда, так как без способности направлять и поддерживать внимание в процессе труда невозможно осуществить свою деятельность. У школьников произвольное внимание развивается в процессе учебной деятельности, воспитания и самовоспитания. В процессе учебной деятельности требуется ясная постановка цели, организованность, сохранение и поддержание внимания в ходе всей работы.

Сохранение устойчивого произвольного внимания зависит от ряда условий.

1) Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности. Осознание учеником долга хорошо учиться вызывает у него преднамеренное внимание к учебной работе в тех случаях, когда что-то отвлекает его от учения.

2) Отчетливое понимание цели и задачи выполняемой деятельности. Учитель ставит задачу перед учеником – следить, как читает другой ученик, и исправлять его ошибки. Школьник внимательно следит за чтением, он осознал необходимость быть внимательным.

3) Устойчивость интересов. Ученик увлечен шахматной партией. У него встречаются трудности в позиции, появляется усталость, но внимание не снижается.

4) Привычные условия работы. В строго определенное время и в определенном месте школьник готовит уроки, это поддерживает его произвольное внимание.

5) Создание благоприятных условий для деятельности, то есть исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (телевизионные передачи, интересный рассказ, читаемый по радио, или громкая музыка, крики и шум).

Произвольное и непроизвольное виды внимания тесно связаны между собой, произвольное может сменяться непроизвольным, а непроизвольное – произвольным. Например, школьник начал читать заданный рассказ. Он читает только потому, что завтра его могут спросить, никакого интереса к чтению нет, и школьник делает усилие, заставляет себя читать и быть внимательным (здесь выступает произвольное, преднамеренное внимание). Одна мысль о рассказе, связанная с занимательным примером, заинтересовала мальчика, напряжение исчезает, и школьник читает, не делая усилий быть внимательным – чтение подчинило его внимание (здесь выступает уже непроизвольное внимание). Но вот снова идут скучные рассуждения. Школьник читает дальше, и интерес к чтению пропадает. Он с большим удовольствием прекратил бы читать, но читать надо – это урок, и ученик делает над собой усилие, читает и заставляет себя быть внимательным. Снова непроизвольное внимание сменилось произвольным.

Помимо произвольного и непроизвольного внимания выделяют еще один вид внимания – послепроизвольное внимание, которое соединяет в себе некоторые черты произвольного и непроизвольного внимания. Послепроизвольным оно называется потому, что возникает на основе произвольного внимания, после него.

Вот третьеклассник пишет домашнее сочинение не тему, как он провел лето. Сначала эта работа его совсем не увлекает. Он берется за нее неохотно, то и дело отвлекается, делает большие усилия, чтобы заставить себя работать, наконец сосредотачивается (произвольное внимание). Но вот ученик постепенно увлекся, пишет уже охотно, не рассеиваясь. Картины летнего отдыха, приключений, событий так и встают перед его глазами. Тут и купание, и рыбалка, и походы в лес за грибами, и веселые игры. Школьник, захваченный ими, так и торопится отразить их в своем сочинении. Произвольное внимание перешло в послепроизвольное. Послепроизвольное внимание, как видно из приведенного примера, совмещает в себе некоторые особенности произвольного внимания (целенаправленный характер, осознанные цели) и некоторые черты непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий для его поддержания).

В учебной деятельности школьника обычно представлены все три вида внимания.

Свойства внимания

 Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоя­тельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устой­чивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.

Устойчивость

Следующее свойство внимания — концентрациявнимания. Под концентраци­ей внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности вни­мания. А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенно­стями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределениемвнимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных диплома­тических документов. Но, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъектив­ное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на дру­гой. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одно­временно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью авто­матизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, со­вмещение деятельности невозможно.

Многие авторы считают, что распределение внимания является обратной сто­роной его другого свойства переключаемости. Переключение означает созна­тельное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В це­лом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодина­кова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотноше­ния между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъек­та к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Следующее свойство внимания — его объем.Под объемом внимания понимает­ся количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью од­новременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных ве­щах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обра­батывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.

Отвлекаемостьвнимания — это непроизвольное перемещение внимания с од­ного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влия­нием внешних раздражителей. Наиболее отвлекают предметы или явления, кото­рые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудноугасаемый ориентировочный реф­лекс. Во время учебных занятий школьников, как в классе, так и дома, должны быть устранены предметы и воздействия, отвлекающие детей от их основного дела.

Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рас­сеянности. Этим словом обозначается определенный недостаток внимания, часто дающий себя знать при обучении в школе. Различают два вида рассеянности.

Первый вид рассеянности – это непреднамеренная, непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности. Человек ни на чем не может сосредоточиться, все время отвлекается, даже интересная деятельность иногда прерывается из-за неустойчивости внимания.

Рассеянность у школьников проявляется в переключении внимания ученика на предметы, явления или собственные мысли, которые не имеют отношения к его занятиям в классе. Поэтому он допускает много ошибок при письме и счете, хотя часто знает правила, пропускает буквы, окончания, искажает смысл читаемых слов. Как правило, ребенок не замечает своих ошибок и с трудом обнаруживает их самостоятельно.

Подобная рассеянность – результат плохого воспитания. Ребенок не приучается к сосредоточенной работе, часто и сами взрослые отвлекают его при приготовлении домашних заданий. Многократное повторение подобного состояния становится привычным. Такая рассеянность может быть и временным состоянием. Ее вызывает утомление, плохое самочувствие, значительные отвлекающие раздражители. Если эти временные состояния систематически повторяются, они становятся привычными.

Борьба с рассеянностью требует долгой работы: рассеянным учащимся надо создавать такие условия, где бы они могли работать не отвлекаясь, и вырабатывать у них привычку не отвлекаться. Очень важно контролировать работу ребенка и приучать его к самоконтролю. Надо приучать ребенка контролировать не только результаты, конец работы, но и учить осуществлять контроль над работой в процессе ее выполнения. Интересная работа может явиться первым шагом в процессе преодоления рассеянности – в формировании устойчивости и сосредоточенности внимания.

Второй вид рассеянности – это следствие чрезмерной сосредоточенности человек на работе, когда он, кроме своей работы, ничего не замечает и порой не отдает себе отчета в окружающих событиях. Такой вид рассеянности наблюдается у людей, увлеченных своей работой, охваченных сильными переживаниями, и у людей, не умеющих распределять внимание или не обладающих способностью переключения внимания (малая подвижность внимания).

У младших школьников рассеянность этого вида выражается очень своеобразно. Когда ученик пишет изложение, он сосредоточен только на том, чтобы передать содержание, и не замечает ошибок, искажения слов. Когда же школьник обращает внимание на правильное написание слов, то содержание изложения бывает часто очень плохим.

Характеристика внимания младшего школьника

В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольноевнимание. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Реакция на все новое, яркое необычно сильна в этом возрасте. Ребенок не умеет еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Все внимание направляется на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность. Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники и не замечают ее.

Объем внимания младшего школьника меньше (4— 6 объектов), чем у взрослого человека (6—8), распределение внимания слабее. Свойственно неумение распределить внимание между различными символами, объектами восприятия и видами работ.

Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

Одной из особенностей внимания, которую также необходимо учитывать, является то, что младшие школьники не умеют быстро переключатьсвое внимание с одного объекта на другой.

Внимание теснейшим образом связано с эмоциямии чувствамидетей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Поэтому очень образный, эмоциональный язык художественного оформления учебных пособий дезориентирует ребенка в собственно учебных действиях. Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и высокой мотивации. Одним и тем же видом деятельности младший школьник может заниматься весьма непродолжительное время (15—20 мин) в связи с быстрым наступлением утомления, запредельного торможения.

Постепенно внимание младшего школьника приобретает выраженныйпроизвольный, преднамеренный характер.

Выводы

Младший школьный возраст – период впитывания, усвоения, накопления знаний. Это максимально благоприятный для воспитательных воздействий период детства. Его характеризуют доверчивое подчинение авторитету взрослого, повышенная восприимчивость, внимательность. Этот возраст восприимчив и впечатлителен, что обеспечивает динамичное, когнитивное и личностное развитие ребенка.

Роль внимания в этот период очень велика. Оно помогает в усвоении компонентов учебной деятельности, которая сейчас становится ведущей, что ведет к совершенствованию всей познавательной и личностной сферы детей, способствует развитию психических новообразований: произвольности, соподчинения мотивов деятельности, развитию внутреннего плана действий и самосознания. Учителю следует работать наднад развитием послепроизвольного внимания и опираться в учебной деятельности на него, как более щадящий вид внимания, чтобы снять излишнюю напряженность в учебной деятельности.

В период младшего школьного возраста основные психические функции достигают достаточно высокого уровня развития, который станет базой для последующих качественных приобретений психики. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы школьника. Оно содействует быстрейшему включению ученика в познавательную деятельность, создает предварительную готовность к предстоящей работе.

Источник