Какие свойства внимания необходимы учителю

Какие свойства внимания необходимы учителю thumbnail

ВНИМАНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ к.п.н., профессор Смоль...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ВНИМАНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ к.п.н., профессор Смоль

Описание слайда:

ВНИМАНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ к.п.н., профессор Смолькина Татьяна Петровна *

2 слайд

Внимание и наблюдательность как необходимые качества педагога Внимание есть н

Описание слайда:

Внимание и наблюдательность как необходимые качества педагога Внимание есть необходимое условие выполнения любой деятельности. Внимание – это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других. *

3 слайд

«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит

Описание слайда:

«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». К.Д.Ушинский «84% опрошенных студентов указали главной причине трудностей в их учебе – недостаток сосредоточенности во время занятий». Н.Д.Левитов Внимание обеспечивает более быстрое и прочное запоминание учебного материала и сохранение его в памяти на длительный срок. *

4 слайд

Внимание - необходимое условие быстрого формирования навыков. Развитое в дост

Описание слайда:

Внимание – необходимое условие быстрого формирования навыков. Развитое в достаточной степени ВНИМАНИЕ, нередко перерастает: в наблюдательность, как интеллектуальное качество и во внимательность, нравственное свойство личности, что выражается в чуткости и отзывчивости в понимании другого человека. *

5 слайд

Наблюдательность - способность человека, проявляющаяся в умении подмечать сущ

Описание слайда:

Наблюдательность – способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные свойства предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте. *

6 слайд

Основные качества внимания: избирательность - возможность успешной настройки

Описание слайда:

Основные качества внимания: избирательность – возможность успешной настройки (при наличии возможных помех) на восприятие информации, относящейся к созна­тельной цели; концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте; объем – количество объектов, которые могут быть охвачены внимани­ем одновременно; переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой; распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновре­менно несколько объектов; устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте. *

7 слайд

Приемы, облегчающие применение произвольного внимания Эмоциональная настройка

Описание слайда:

Приемы, облегчающие применение произвольного внимания Эмоциональная настройка Концентрация на идее позитивный настрой на активную работу; настрой на актуальность поступающей информации восприятие всего происходящего в аудитории как самого главного на данный момент *

8 слайд

Приемы, облегчающие применение произвольного внимания Необычная, яркая информ

Описание слайда:

Приемы, облегчающие применение произвольного внимания Необычная, яркая информация Конкретные примеры Изменение интонаций, темпа и пауз в речи Неполная информация Систематизация материала Изменение интонации *

9 слайд

Приемы привлечения внимания Прием новизны Практические вопросы Опора на интер

Описание слайда:

Приемы привлечения внимания Прием новизны Практические вопросы Опора на интересы слушателей Обратный порядок преподнесения материала – от самого интересного к менее интересному Прием персонификации – использование способности к сопереживанию Эмоциональная заразительность Создание проблемной ситуации Прием соучастия Юмор *

10 слайд

Упражнение. Муха *

Описание слайда:

Упражнение. Муха *

11 слайд

Ответьте на вопросы: Что происходит, если у учителя: маленький объем внимания

Описание слайда:

Ответьте на вопросы: Что происходит, если у учителя: маленький объем внимания; плохо развита концентрация внимания; плохо развито переключение внимания; малая длительность внимания; слабое распределение внимания. Как можно компенсировать слабое развитие этих особенностей внимания? *

12 слайд

Объясните с точки зрения психологии внимания: Что труднее - начало или конец

Описание слайда:

Объясните с точки зрения психологии внимания: Что труднее – начало или конец урока для учителя и для учеников? Допустимы ли продолжительные паузы на уроке? Что эффективнее для работы – когда учитель обращает вопрос ко всему классу или к отдельному ученику? Нужно ли ориентировать учеников на неоднократное чтение учебного материала, если они разобрались и поняли его с первого взгляда? *

13 слайд

Определите направленность внимания учителя: при объяснении нового материала;

Описание слайда:

Определите направленность внимания учителя: при объяснении нового материала; при проверке знаний; при выполнении учениками самостоятельной или контрольной работы; при проведении урока в целом. Какие внешние признаки деятельности учеников служат педагогу ори­ентирами для педагогических выводов при каждом виде деятельности? *

14 слайд

Домашнее задание Тренировка внимания и наблюдательности при выполнении специа

Описание слайда:

Домашнее задание Тренировка внимания и наблюдательности при выполнении специальных упражнений. *

Выберите книгу со скидкой:

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Читайте также:  Какие анализаторы позволяют оценивать свойства пищи

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДA-036226

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Цель занятия: изучить свойства внимания.

Задачи:

  • дать определение понятия “внимание”;
  • описать свойства внимания;
  • с помощью упражнений и вопросов закрепить
    полученные на занятии знания.

Время проведения занятия: 40 минут.

Ход занятия

1. Определение понятия “внимание”.

В отличие от познавательных процессов
(восприятие, память, мышление) внимание своего
особого содержания не имеет, оно проявляется как
бы внутри этих процессов и неотделимо от них.

Внимание – произвольная или непроизвольная
направленность и сосредоточенность
деятельности на каком либо объекте восприятия.

Внимание, так же как и восприятие, может быть произвольным
и непроизвольным.

Непроизвольное внимание оперирует только в
настоящем времени, тогда, как произвольное
внимание может быть обращено, как в прошлое, так и
в будущее. Например, мы пытаемся восстановить
смысл слов, только что сказанных нашим
собеседником, которого мы невнимательно слушали.
Другой пример обращения внимания в прошлое –
попытка извлечь определенную информацию из
долговременной памяти. Если человек ждет
появления определенного сигнала события, на
которое он должен отреагировать, то это пример
внимания, направленного в будущее. Такое
внимание демонстрирует человек, встречая
кого-либо на перроне вокзала.

2. Свойства внимания.

Внимание характеризуется определенными
свойствами.

1. Объем внимания определяется количеством
однородных предметов, которые охватывает
сознание.

2. Концентрация внимания – интенсивность
сосредоточения на одном или нескольких объектах.
Концентрация обеспечивает углубленное изучение
предмета. При концентрации внимания происходит
сужение объема внимания, но то, что попадает при
этом в поле зрения человека, представляется ему
подробно, отчетливо, ярко.

3. Переключение – перенос внимания с одного
объекта на другой. Хорошая переключаемость
внимания означает способность быстро
ориентироваться в ситуации и переходить от одной
деятельности к другой. Переключение внимания
может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Непреднамеренное переключение внимания –
защитный механизм от переутомления.

Обратной стороной высокой степени
концентрации внимания и плохой его
переключаемости является рассеянность.

4. Устойчивость – общая направленность
внимания в процессе деятельности. Максимальная
устойчивость внимания взрослого человека без
переключений составляет не более 2-3 минут. В тех
случаях, когда колебания внимания имеют место, но
человек тем не менее, постоянно возвращается к
одному и тому же обьекту, устойчивость может
измеряться часами. Например, оператор,
наблюдающий за приборами как раз должен обладать
хорошей устойчивостью внимания.

5. Распределение – возможность
концентрировать внимание не на одном, а на
нескольких различных предметах или явлениях. Это
свойство позволяет школьникам выполнять
самостоятельную работу и одновременно слушать
ответ у доски своего одноклассника, а учителю –
объяснять новую тему, писать на доске и следить
за классом.

6. Избирательность – способность выделить из
ряда объектов заданный. Человек обращает
внимание на то, что отвечает его потребностям,
желаниям, интересам. Избирательность внимания
позволяет концентрироваться на нужных предметах
или явлениях для более подробного изучения.

3. Упражнения для закрепления.

После выполнения каждого упражнения
целесообразно спросить у обучающихся: какие
свойства внимания помогли вам справиться с этим
заданием? в каких ситуациях от вас требуется
проявление этих свойств?

Можно сделать небольшое пояснение: различные
свойства внимания в значительной степени не
зависимы друг от друга: внимание, хорошее в
каком-то одном отношении, может быть не столь
совершенным в другом.

Упражнение 1.

(Распределение внимания)

Предложить написать по 10 несложных примеров,
поменяться примерами с соседом, и одновременно
решать их и рассказывать вслух хорошо знакомое
стихотворение. Такое упражнение целесообразно
проводить в небольшой группе. Для целого класса
можно читать сложный текст. Решая примеры, пусть
дети постараются запомнить как можно больше
информации из текста.

Упражнение 2.

(Избирательность внимания)

На большом листе нарисованы различные
разноцветные геометрические фигуры (квадраты,
треугольники, круги, прямоугольники). Можно
предложить детям сосчитать на рисунке все синие
квадраты, а затем красные треугольники и т.п.

Читайте также:  Какие свойства точек серединного перпендикуляра к отрезку

Упражнение 3 “Шифровка”.

(Концентрация внимания, устойчивость,
избирательность).

На карточке напечатаны буквы в случайном
порядке. Ученики должны просмотреть внимательно
каждую строчку и попытаться обнаружить среди
случайных букв слова. Если прочитать эти слова по
порядку, то получится предложение. Предложения
не содержат частиц и предлогов. На карточке
напечатаны три аналогичных задания, значит нужно
“расшифровать” три предложения. Важно начинать
выполнение задания одновременно, что бы можно
было сравнить результаты.

Материал к упражнению:

  • тарвокплацшкнарииолраркнмподаривокшаыддаоегкепраосебеалпотьмечтупвпустьаприитльональдлнаполнитпокьйясмысломввголрукетвоюдлшщежизньл
  • жлдбюкрпанимтьсвжитьукамугшуккэхщораекунужнотимшнерхавысчястранствуяй
  • болвыаепимсболезньваыденкулюбвилдзхъжйцукмслашеыаглгрпмакнеизлечимауц

Ответы:

1. Подари себе мечту, пусть она наполнит смыслом
твою жизнь.

2. Жить нужно странствуя.

3. Болезнь любви неизлечима.

Упражнение 4 “Кто где”

(Объем внимания, его распределение).

Двое учащихся выходят к доске, пару секунд
смотрят на класс, а потом, не подглядывая, рисуют
на доске “схему класса”, отмечая, кто где сидел.

Упражнение 5 “Сложи числа”

(Объем внимания, распределение).

Попросить школьников сложить числа и
предъявить им на 2-3 секунды таблицу с числами,
записанными в разных геометрических фигурах. В
каких фигурах были цифры?

4. Вопросы для закрепления.

Является ли внимание познавательным процессом?

Какие свойства внимания вам известны?

Для каких профессий, какие свойства внимания
особенно важны?

Список литературы.

  1. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов
    высш. пед. учеб. заведений. Кн.1. Основы общей
    психологии. – М., 1994. – 576 с.
  2. Рогов Е.И. Настольная книга практического
    психолога в образовании.- М., 1995.-529 с.
  3. Я познаю мир: психология: Дет.
    Энцикл./Е.В.Селезнева. – М.: ООО “Издательство
    АСТ”, 2003. – 425 с.

Источник

Внимание — это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном  объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.), которая повышает уровень сенсорной , интеллектуальной или двигательной активности.

направленность и сосредоточенность учителя на каком-либо реальном или идеальном объекте педаг деятельности — личности учащихся, конкретной пед ситуации, предметном содержании и формах деят учащихся.

Виды внимания:произвольное (искусственное) — осознанно направленное и регулированное сосредоточение на объекте; непроизвольное (естественное) — сосредоточенность, которая возникает независимо от осознанных намерений и целей человека;постпроизвольное — целенаправленная сосредоточенность деятельности субъекта, для которой интересным и значимым становится содержание,  сам процесс деятельности,  а не только ее результат.

Свойства внимания:

1. концентрация   —   интенсивность   сосредоточения   на   объекте   на   протяжении   определенного промежутка

времени;

2.   объем — характеризует количество объектов, которые человек может одновременно осмыслить;

3.   устойчивость — характеристика внимания во времени, определяется тем. как долго сохраняется его интенсивность;

4.   распределяемость   — это средство помогает одновременно успешно заниматься двумя или более различными видами деятельности; 5.   переключаемость — проявляется в намеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому; 6.   отвлекаемость — способность отвлекаться.

Педагогическая наблюдательность— выборочная направленность восприятия учителя, которая проявляется в легкости выделения педагогически информированных деталей в деятельности и поведении других людей.                                                                             

Виды в.

  • 1. Непроизвольное — имеет пассивный характер, т.к. навязывается субъекту внимания по отношению к целям его деятельности, событиям — ориентировочная реакция.
  • 2. Произвольное — деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий — по своему происхождению связано с трудовой деятельностью.
  • 3. Постпроизвольное внимание — возникает по мере развития операционно-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и переходом действий, а также в результате изменений мотивации. Сохр соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует спец умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.

Показатели внимания. Избирательность — связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к осознанной цели. Объем — количество одновременно отчетливо  осозаемых объектов, зависит от организации запоминаемого материала и его характера (обычно понимается равным 5-7 объектам).

Читайте также:  Какое свойство русского ударения необходимо знать

Переключаемость и устойчивость — опр путем выполнения познавательных действий во времени, в частности при смене целей. Распределение — исследуется в условиях одновременного выполнения двух и более действий, не допускающих возможности их выполнения путем быстрого последовательного переключения.

Педагогическая наблюдательность — способность сенсорной организации, базирующейся на ощущении и восприятии, предусматривающая хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность и дающая возможность учителю отобрать наиболее существенные характеристики, кот указывают на индивид особ учащихся.

Наблюдательность учителя явл проф значимой способностью учителя. Учитель должен уметь:

  • во внешнем поведении или в самой внешности ребенка увидеть его внутреннее псих сост и особенности; дифф признаки, благодаря которым ребенок проявляет себя внешне; ощущать интерес ребенка как объекта восприятия и наблюдения на основе чего формируется избирательность восприятия, быстро приобретается опыт наблюдения за учеником и осознание его псих сост;
  • воспринимать как объект наблюдения не только ученика, но и проц организации взаимод с ним.

Наблюдательность педагога зависит от наличия эмпатийного компонента, который обеспечивает внутреннее видение психического состояния, эмоциональной идентификации переживаний ребенка.

Характеристика холмса в пестрой ленте.

Сейчас вы читаете: Внимание и наблюдательность в деятельности учителя

Источник

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением. Внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.), внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них.

Виды внимания. Существуют несколько разных классификаций внимания. Наиболее традиционной является классификация по признаку произвольности: 1) Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение; 2) Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями; 3) Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу, этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности.

Свойства внимания: 1) Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития; 2) Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся обстановке. Это свойство внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека – уравновешенности и подвижности нервных процессов; 3) Распределение внимания – это, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; во-вторых, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе; 4) Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности. Известно, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям, которые имеют место при продолжительных занятиях человека какой-либо деятельностью; 5) Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах; 6) Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы; 7) Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, внутренняя – под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса к делу, которым занят в данный момент человек.

Источник